Глаголы с мягким знаком после шипящих. Конспект по русскому языку "мягкий знак после шипящих в глаголах"

Дата: 24.08.2013 Тема:

Сберечь, мочь, сжечь, извлечь, испечь, сечь, стеречь, достичь, лечь, беречься.

Щадишь, спешишь, трещишь, снарядишь, кроишь, стоишь, посвятишь, блеснешь, плеснешь, отдохнешь, отдаешь, сбежишь, рассечешь, расстегнешь.

Поддаешься, расшумишься, рассечешься, насладишься, защитишься.

Покоряешь, навещаешь, угощаешь, орошаешь, трепещешь, обижаешь, умоляешь, оттягиваешь, подтаскиваешь, сшибаешь, сделаешь, сдвинешь, сгораешь, сгрузишь, сбиваешь, сбросишь, чувствуешь, участвуешь, чествуешь, расширишь, исчерпаешь, исчезнешь, расстилаешь.

Отталкиваешься, сжимаешься, сжалишься, сдружишься, сдерживаешься, здороваешься, сгибаешься, волнуешься, рассчитываешься.

I. 1. Хлеб надо беречь как святыню. (Е. Буков.) 2. Я старался завлечь в свои игры Валека и Марусю. (Кор.) 3. Но знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? (П.) 4. У Мужика, большого эконома, хозяина зажиточного дома, собака нанялась и двор стеречь, и хлебы печь. (Кр.) 5. Мы приехали помочь крестьянам и приступили к делу по всем правилам борьбы с хищным зверем. (Пришв.) 6. Отряд стремился достичь перевала до наступления темноты. 7. Спички отсырели, и пришлось высечь огонь из кремня. 8. Усталый путник решил прилечь на опушке леса. 9. На кухне мать показала дочери, как зажигать газ, чтобы не обжечься.

II. 1. Россия нуждается в умных и честных людях, старайся быть таким, и ты будешь хозяином своей судьбы, полезным членом общества. (М Г.) 2. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А. Радищев) 3. Если хочешь ты найти друзей, собирайся с нами в путь скорей. (Хар.) 4. Без труда не вынешь рыбку из пруда. (Посл.) 5. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Пог.) 6. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. (Посл.) 7. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь… (Бун.)

III. 1. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури. (П.) 2. Заберешься, бывало, на дерево за блестящими лаковыми ягодками и ешь их горстями прямо с косточками. (Пришв.) 3. Сидишь в темноте на корточках, держишься за колено товарища, другие - за твои локти, за плечи… Ноги немеют, становишься на колено, и в продавленную ямку затекает вода. (В. Фоменко.) 4. Заберешься ь речку и идешь вдоль кручи тенистого берега, стараешься держаться против течения… Бывает, и повозишься, пока извлечешь добычу. (А. Шевченко.) 5. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Посл.)

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Выпишите: 1) глаголы с основой на шипящий; 2) краткие прилагательные с основой на шипящий; 3) существительные с шипящим на конце (с ь, без ь).

1. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье. (Л.) 2. - Очень, еж, ты хорош! Жаль, что в руки не возьмешь…- Не возьмешь? Ну и что ж! Без иголок я не еж! (Корч.) 3. Вид с Аламана был необыкновенно хорош и беспределен. (Алд.-Сем.) 4. Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь? Что игра ешь, что светлеешь, очарованный поток? (В. Жук.) 5. Ночной воздух был довольно свеж. (Г.) 6. Ключ от замка Герасим всегда носил с собой на пояске. (Т.) 7. Ночь стояла густая, мрачная. (Сераф.) 8. «Конечно,- Лошадь отвечала,- твоя правдива речь; однако же, когда б я не пахала, то нечего б тебе здесь было и стеречь». (Кр.) 9. Все рожь кругом, как степь живая. (П.)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Конспект урока

по русскому языку

в 4 Б классе

по теме

«Мягкий знак после шипящих в глаголах »

Составила:

учитель нач. классов

Гиздуллина Н.А.

г. Нефтекамск

2015 г.

Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

Цель: создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;

Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.

Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Оборудование : проектор, компьютер, карточки.

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Орг. момент.

Минутка чистописания.

Планирование урока.

Урок я хотела бы начать с притчи.

Притча.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: « Всё в твоих руках».

В наших руках- создать на уроке доброжелательную атмосферу, где каждый ученик будет вдумчиво работать, правильно отвечать, красиво и грамотно писать. Это выражение говорит, что всё зависит от нас. И поэтому девизом нашего урока будут слова мудреца « Всё в наших руках»

- На столах у вас лежат листочки с изображением солнышка. На протяжение урока, после каждого этапа у вас будет появляться лучик. Если вы хорошо справились с заданием – жёлтый цвет, если у вас вызвало затруднение – красный цвет, а если вообще ничего не получилось – зелёный.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Начнем наш урок с минутки чистописания.

ж ш ч

Самооценка.

-Что общего? (Этими буквами обозначаются шипящие звуки)

-Какой ещё шипящей не хватает? (щ)

- Какие орфограммы с шипящими вы знаете? (щ)

- А сегодня мы ещё познакомимся с одной орфограммой. А о какой вы

узнаете позже.

- Значит наша цель будет

-Какую закономерность вы заметили?.

Назовите слоги, где звук б будет мягким.

Запишите эти слоги в тетрадь.

- С какой целью мы проводим чистописание?

Личностные УУД.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД

1Представлять информацию в виде схемы.

2.На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

4. Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,формулирование проблемы.

Сообщение целей урока.

Словарная работа

- А сегодня мы ещё познакомимся с одной орфограммой. А о какой вы узнаете чуть позже.

- Значит цель нашего урока будет…..

(Научиться находить главные члены предложения и правильно определять части речи).

- Итак, мы с вами постарались на минутке чистописания. И переходим к следующему этапу урока.

Следующий этап урока…. словарная работа.

- С какой целью мы проводим словарную работу.

Скажите на протяжение нескольких уроков о какой части речи мы с вами говорим?

- Какую словарную работу можно провести по теме глагол? (Выписать из словаря глаголы)

(Сверкать, решать.)

Самооценка.

- Что общего в этих глаголах? (В неопределённой форме)

Давайте вернёмся к минутке чистописания.

-Вспомните о чём мы с вами говорили.

-Образуйте от данных глаголов слова с шипящей на конце слова.

Что это за слово?

1-я буква в этом слове – это мягкий согласный звук в названии пушного зверька…..

2-я буква обозначает гласный звук последнего слога трёхсложного слова……….

3-я буква дважды встречается в названии празднично украшенного дерева……….

4-я буква дважды встречается в односложном слове……...

5-я буква - с неё начинается название предмета, без которого не обойтись на уроках русского языка

6-я буква – безударная гласная, которая встречается в названии кругленького предмета……..

Что это за слово?

(Вывешивается словарное слово)

- Запишите это слово три раза и выделите букву о. Запомните написание этого слова.

Оно встретиться вам сегодня в учебнике, на странице, которой мы будем работать.

- Давайте придумаем предложение со словами: быстро, белка, прыгает, ветку, на ветки, с.

Но сначала скажите, что мы называем предложением??? (Предложение – это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль.).

(Слова в предложении связанны по смыслу.)

Итак, придумаем предложение. (Белка быстро прыгает с ветки на ветку).

- Запишем это предложение. (Вызывается к доске ученик и записывает это предложение с комментированием, остальные учащиеся записывают в тетради с красной строки).

РегулятивныеУУД.

1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

2. Осуществлять личностную рефлексию.

3. Развитие мотивов учебной деятельности.

4. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

5.Составление плана и последовательности действий

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в паре, в группе.

2. Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4.Планирование учебного сотрудничества с учителем

5. Умение оформлять мысли в устной форме с достаточной полнотой.

Актуализация знаний.

Поработав над словарными словами, мы переходим к следующему этапу урока. Какому?

- Предлагаю посмотреть на слайд.

- Какую работу нам предстоит выполнить?

Посмотрите на слайд.

-Что общего в словах каждого столбика? (Все слова оканчиваются на шипящий)

ключ… вещ… могуч… учиш..

чертёж… ноч… дремуч… моеш…

кирпич… рож… хорош… чистиш..

- Вставьте, где необходимо, мягкий знак.

(В первом столбике имена существительные множественного числа. Мягкий знак не пишется.

Во втором столбике имена существительные мужского рода. Мягкий знак не пишется.

В третьем столбике имена существительные женского рода. Мягкий знак пишется.

В четвёртом столбике краткие имена прилагательные. Мягкий знак не пишется.)

Место затруднения.

- Посмотрите на слова этих столбиков

учиш… учиш…ся

моеш… моеш…ся

чистиш… чистиш…ся

-Что общего в этих словах? (глаголы, основа оканчивается на шипящий)

- Как вы думаете, надо ли писать Ь в этих словах? (надо, не надо)

Вопрос один и тот же, а ответы разные? Почему? (не знаем точно)

- Что же нам надо делать? - Из каких источников мы можем получить ответ (из учебника)

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

(Научиться писать глаголы с мягким знаком после шипящих).

-Пора приступить к следующему пункту плана.

Откройте учебник на стр.94.

Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем.
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Тише едешь – дальше будешь.
Без теста пирога не испечешь.

Запись:

Погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь – глаг., повелит. накл., беречь – н.ф., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечешь –– глаг., 2 л, ед. ч.,

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)
– Какой вывод можно сделать?

(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?

- Работа с правилом (учебник).

С.94. Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.

4.Работа в группах

Я предлагаю вам работу в группе.

- Я хочу вам напомнить правило работы в группе: уметь выслушивать друг друга.

- Составьте алгоритм правописания мягкого знака после шипящих в глаголах.

Алгоритм.

1. Прочитай слово с шипящим на конце.

2. Определи, какой частью речи оно выражено.

3. Если это глагол, то после шипящего пиши мягкий знак.

- Прочитайте памятку.

5. Реализация проекта.

- Пора приступить к следующему пункту плана.

Выполнение упражнения № 1

Запиши слова в три столбика.

Первый ряд - глаголы в начальной форме,

Второй ряд - глаголы в форме 2 лица, единственного числа,

Третий ряд - в глаголы, выражающие совет просьбу, приказ.

- Не забывайте писать ь после шипящих.

Стричься, не плачь, идёшь, беречь, съешь, учишь, говоришь, испечь, помочь, сидишь, поёшь, сидишь поёшь поешь, отрежь, прилечь, кричишь, намажь.

(Проверка) Сверить со слайдом

Кто выполнил работу без ошибок? У кого есть неточности? Какие?

- Как же пишутся глаголы с шипящими на конце? (с Ь)

Самооценка. Сверить со слайдом

Слова развесить по классу. Соберите и прикрепите на доску слова глаголы с шипящими.

Рож.., могуч.. сжеч., стереч.., шалаш.., скрипач.., береч.., пишеш…, думаеш… рисоват… пет…

- Как же пишутся глаголы с шипящими? (с Ь)

1 группа – выполняет тест на ноутбуке.

- Сейчас я вам буду зачитывать слова, а вы если надо в слове писать мягкий знак, ставите +, если нет, то -.

луч -

беречь +

кирпич -

знаешь +

отрежьте +

хорош -

зажечь +

дремлешь +

могуч -

чертишь +

- Теперь давайте произведем проверку. (Самооценка и оценивание)

Домашнее задание: с 96 , упр. № 5

Рефлексия.

- Самооценка «Солнышко»

Итог урока.

- Всё ли что мы запланировали выполнили?

- Какую цель урока мы перед собой ставили? (Узнать, какие слова называются главными членами предложения и научиться находить в предложении главные члены предложения.)

- Достигли цели?

Сообщение темы и целей урока.

Открытие детьми нового знания.

Закрепление изученной темы.

Работа в группах.

Составление алгоритма.

Закрепление изученной темы.

Экспресс –опрос.

Самостоятельная работа.

Домашнее задание.

Итог. Рефлексия.

Часть речи

Правило

Примеры

Существительное

Ь пишется – ж.р. 3 скл.ед.ч.

Молодёжь, роскошь

Ь не пишется

м.р. 2 скл. ед.ч

Сторож,ключ, плющ

Задач,груш, училищ

Прилагательное

В кратких прилагательных с основой на шипящую Ь не пишется

Свеж, горяч, хорош

Глагол

Неопределенная форма

Беречь, обжечься

2 лицо ед.число

Можешь, рисуешь

Повелительное наклонение

Намажь, не плачьте

Наречие

Всегда (искл. уж, замуж, невтерпёж)

Вскачь, настежь, сплошь

Частицы

Лишь, бишь, ишь, вишь

Примеры для орфографической разминки:

Реч ь , молодёж ь , мыш ь , дич ь , ноч ь , полноч ь , доч ь , печ ь , ретуш ь , суш ь , теч ь , тиш ь. Камыш , товарищ , нож , платёж , фарш , калач , борщ , гараж , монтаж , грош , тягач , обруч , лещ , овощ , плащ , плач, Дач , рощ , зрелищ , пожарищ , крыш , встреч , тысяч Свеж , пригож , погож , вхож , похож , непохож , схож , рыж , бесстыж , дюж , неуклюж , широкоплеч , охоч , неохоч , певуч , живуч , прыгуч , тягуч , везуч , невезуч. Учиш ь , учиш ь ся , носиш ь , носиш ь ся , несёш ь , несёш ь ся, теряеш ь , теряеш ь ся , спиш ь , выспиш ь ся, познаком ь те , познаком ь ся ; брос ь , брос ь ся , брос ь те , брос ь тесь ; отреж ь. Сплош ь , вскач ь , проч ь , напроч ь , точ ь -в-точ ь , навзнич ь , настеж ь , наотмаш ь , невмоч ь.

Упражнение № 1. Объясните правописание Ь, обозначьте орфограмму, указывайте часть речи.

ово щ

Сущ, 2 скл, м.р.

Не плачьте

сведу щ

Краткое прилагательное

увлечься

любуешься

преходящ

взаимопомощь

развлечёшься

расплачешься

хранилищ

обожжёшься

подстеречь

наотмашь

обнаружьте

Упражнение № 2. Данные существительные поставьте в Р.П. мн. ч, составьте словосочетания с подчинительной связью управление.

Упражнение №3. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные с основой на шипящий, запишите, обозначьте орфограмму .

сторожевой

плюшевый

молодёжный

помогать

лучистый

маршировать

бородатый

речистый

Упражнение № 4. Запишите имена существительные в Р.П. мн. числа

Упражнение № 5. Замените полные формы имён прилагательных краткими. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

хороший друг

пригожий юноша

тягучий мёд

дремучий бор

бесстыжий человек

горячий кофе

широкоплечий юноша

чернокожий полицейский

похожий на отца сын

трескучий мороз

рыжий малыш

тощий гусь

подходящий случай

Упражнение № 6. Измените глаголы по образцам .

обидятся

обид ишь ся

поднимутся

возвращают

изгибают

присмотрят

вырастят

выспятся

    Объясните правописание окончаний глаголов в форме 3-его лица мн. числа.

съесть

Съеш ь , съеш ь те

нарезать

намазать

не плакать

спрятаться

утешиться

назначить

умножить

сбережёшь

Сберечь, сберечься

испечёшь

отвлечёшь

рассечёшь

бережёшь

Упражнение №7. Найти соответствие словосочетаний синонимичным наречиям на шипящий, обозначьте орфограмму .

Упражнение № 8. Заполните графы таблицы (указывайте только номера слов)

1) смаж_ 2) замуж_ 3) молодёж_4) навзнич_ 5) тягач_ 6) сокровищ_ 7) суш _ 8) преследуеш_ 9) могуч_ 10) уж_ 11) вхож_ 12) спряч_тесь 13) вещ_ 14) свеж_ 15) тощ_ 16) скрипач_ 17) напроч_ 18) сбереч_ 19) тиш_ 20) калач_ 21) неуклюж_ 22) хорош_ 23) коттедж_ 24) мелоч_ 25) запряч_ 26) прилеч_ 27) брош_ 28) хронометраж_ 29) горяч_ 30) работящ_ 31) роскош_ 32) принесёш_ 33) рассеч_ 34) реч_ 35) патронтаж_ 36) всезнающ _ 37) электропеч_ 38) высушиш_ 39) рассчитаеш_ся 40) фальш_ 41) престиж_ 42) реванш_ 43) клеиш_ 44) занемоч_ 45) силач_ 46) санврач_ 47) арбитраж_ 48) блестящ_ 49) иш_ 50) пахуч_