Дата: 24.08.2013 Тема:
Сберечь, мочь, сжечь, извлечь, испечь, сечь, стеречь, достичь, лечь, беречься.
Щадишь, спешишь, трещишь, снарядишь, кроишь, стоишь, посвятишь, блеснешь, плеснешь, отдохнешь, отдаешь, сбежишь, рассечешь, расстегнешь.
Поддаешься, расшумишься, рассечешься, насладишься, защитишься.
Покоряешь, навещаешь, угощаешь, орошаешь, трепещешь, обижаешь, умоляешь, оттягиваешь, подтаскиваешь, сшибаешь, сделаешь, сдвинешь, сгораешь, сгрузишь, сбиваешь, сбросишь, чувствуешь, участвуешь, чествуешь, расширишь, исчерпаешь, исчезнешь, расстилаешь.
Отталкиваешься, сжимаешься, сжалишься, сдружишься, сдерживаешься, здороваешься, сгибаешься, волнуешься, рассчитываешься.
I. 1. Хлеб надо беречь как святыню. (Е. Буков.) 2. Я старался завлечь в свои игры Валека и Марусю. (Кор.) 3. Но знаешь, не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? (П.) 4. У Мужика, большого эконома, хозяина зажиточного дома, собака нанялась и двор стеречь, и хлебы печь. (Кр.) 5. Мы приехали помочь крестьянам и приступили к делу по всем правилам борьбы с хищным зверем. (Пришв.) 6. Отряд стремился достичь перевала до наступления темноты. 7. Спички отсырели, и пришлось высечь огонь из кремня. 8. Усталый путник решил прилечь на опушке леса. 9. На кухне мать показала дочери, как зажигать газ, чтобы не обжечься.
II. 1. Россия нуждается в умных и честных людях, старайся быть таким, и ты будешь хозяином своей судьбы, полезным членом общества. (М Г.) 2. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А. Радищев) 3. Если хочешь ты найти друзей, собирайся с нами в путь скорей. (Хар.) 4. Без труда не вынешь рыбку из пруда. (Посл.) 5. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Пог.) 6. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. (Посл.) 7. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь… (Бун.)
III. 1. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури. (П.) 2. Заберешься, бывало, на дерево за блестящими лаковыми ягодками и ешь их горстями прямо с косточками. (Пришв.) 3. Сидишь в темноте на корточках, держишься за колено товарища, другие - за твои локти, за плечи… Ноги немеют, становишься на колено, и в продавленную ямку затекает вода. (В. Фоменко.) 4. Заберешься ь речку и идешь вдоль кручи тенистого берега, стараешься держаться против течения… Бывает, и повозишься, пока извлечешь добычу. (А. Шевченко.) 5. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Посл.)
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ
Выпишите: 1) глаголы с основой на шипящий; 2) краткие прилагательные с основой на шипящий; 3) существительные с шипящим на конце (с ь, без ь).
1. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье. (Л.) 2. - Очень, еж, ты хорош! Жаль, что в руки не возьмешь…- Не возьмешь? Ну и что ж! Без иголок я не еж! (Корч.) 3. Вид с Аламана был необыкновенно хорош и беспределен. (Алд.-Сем.) 4. Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь? Что игра ешь, что светлеешь, очарованный поток? (В. Жук.) 5. Ночной воздух был довольно свеж. (Г.) 6. Ключ от замка Герасим всегда носил с собой на пояске. (Т.) 7. Ночь стояла густая, мрачная. (Сераф.) 8. «Конечно,- Лошадь отвечала,- твоя правдива речь; однако же, когда б я не пахала, то нечего б тебе здесь было и стеречь». (Кр.) 9. Все рожь кругом, как степь живая. (П.)
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
Конспект урока
по русскому языку
в 4 Б классе
по теме
«Мягкий знак после шипящих в глаголах »
Составила:
учитель нач. классов
Гиздуллина Н.А.
г. Нефтекамск
2015 г.
Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах»Цель: создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах; отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
Регулятивные: определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.
Оборудование : проектор, компьютер, карточки.
Этапы урока
Содержание урока
Формируемые УУД
Орг. момент.Минутка чистописания.
Планирование урока.
– Урок я хотела бы начать с притчи.
Притча.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: « Всё в твоих руках».
В наших руках- создать на уроке доброжелательную атмосферу, где каждый ученик будет вдумчиво работать, правильно отвечать, красиво и грамотно писать. Это выражение говорит, что всё зависит от нас. И поэтому девизом нашего урока будут слова мудреца « Всё в наших руках»
- На столах у вас лежат листочки с изображением солнышка. На протяжение урока, после каждого этапа у вас будет появляться лучик. Если вы хорошо справились с заданием – жёлтый цвет, если у вас вызвало затруднение – красный цвет, а если вообще ничего не получилось – зелёный.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
- Начнем наш урок с минутки чистописания.
ж ш ч
Самооценка.
-Что общего? (Этими буквами обозначаются шипящие звуки)
-Какой ещё шипящей не хватает? (щ)
- Какие орфограммы с шипящими вы знаете? (щ)
- А сегодня мы ещё познакомимся с одной орфограммой. А о какой вы
узнаете позже.
- Значит наша цель будет
-Какую закономерность вы заметили?.
Назовите слоги, где звук б будет мягким.
Запишите эти слоги в тетрадь.
- С какой целью мы проводим чистописание?
Личностные УУД.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Познавательные УУД
1Представлять информацию в виде схемы.
2.На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
4. Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,формулирование проблемы.
Сообщение целей урока.
Словарная работа
- А сегодня мы ещё познакомимся с одной орфограммой. А о какой вы узнаете чуть позже.
- Значит цель нашего урока будет…..
(Научиться находить главные члены предложения и правильно определять части речи).
- Итак, мы с вами постарались на минутке чистописания. И переходим к следующему этапу урока.
Следующий этап урока…. словарная работа.
- С какой целью мы проводим словарную работу.
Скажите на протяжение нескольких уроков о какой части речи мы с вами говорим?
- Какую словарную работу можно провести по теме глагол? (Выписать из словаря глаголы)
(Сверкать, решать.)
Самооценка.
- Что общего в этих глаголах? (В неопределённой форме)
Давайте вернёмся к минутке чистописания.
-Вспомните о чём мы с вами говорили.
-Образуйте от данных глаголов слова с шипящей на конце слова.
Что это за слово?
1-я буква в этом слове – это мягкий согласный звук в названии пушного зверька…..
2-я буква обозначает гласный звук последнего слога трёхсложного слова……….
3-я буква дважды встречается в названии празднично украшенного дерева……….
4-я буква дважды встречается в односложном слове……...
5-я буква - с неё начинается название предмета, без которого не обойтись на уроках русского языка
6-я буква – безударная гласная, которая встречается в названии кругленького предмета……..
Что это за слово?
(Вывешивается словарное слово)
- Запишите это слово три раза и выделите букву о. Запомните написание этого слова.
Оно встретиться вам сегодня в учебнике, на странице, которой мы будем работать.
- Давайте придумаем предложение со словами: быстро, белка, прыгает, ветку, на ветки, с.
Но сначала скажите, что мы называем предложением??? (Предложение – это слово или несколько слов, выражающие законченную мысль.).
(Слова в предложении связанны по смыслу.)
Итак, придумаем предложение. (Белка быстро прыгает с ветки на ветку).
- Запишем это предложение. (Вызывается к доске ученик и записывает это предложение с комментированием, остальные учащиеся записывают в тетради с красной строки).
РегулятивныеУУД.
1. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
2. Осуществлять личностную рефлексию.
3. Развитие мотивов учебной деятельности.
4. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
5.Составление плана и последовательности действий
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в паре, в группе.
2. Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
3.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4.Планирование учебного сотрудничества с учителем
5. Умение оформлять мысли в устной форме с достаточной полнотой.
Актуализация знаний.
Поработав над словарными словами, мы переходим к следующему этапу урока. Какому?
- Предлагаю посмотреть на слайд.
- Какую работу нам предстоит выполнить?
Посмотрите на слайд.
-Что общего в словах каждого столбика? (Все слова оканчиваются на шипящий)
ключ… вещ… могуч… учиш..
чертёж… ноч… дремуч… моеш…
кирпич… рож… хорош… чистиш..
- Вставьте, где необходимо, мягкий знак.
(В первом столбике имена существительные множественного числа. Мягкий знак не пишется.
Во втором столбике имена существительные мужского рода. Мягкий знак не пишется.
В третьем столбике имена существительные женского рода. Мягкий знак пишется.
В четвёртом столбике краткие имена прилагательные. Мягкий знак не пишется.)
Место затруднения.
- Посмотрите на слова этих столбиков
учиш… учиш…ся
моеш… моеш…ся
чистиш… чистиш…ся
-Что общего в этих словах? (глаголы, основа оканчивается на шипящий)
- Как вы думаете, надо ли писать Ь в этих словах? (надо, не надо)
Вопрос один и тот же, а ответы разные? Почему? (не знаем точно)
- Что же нам надо делать? - Из каких источников мы можем получить ответ (из учебника)
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
(Научиться писать глаголы с мягким знаком после шипящих).
-Пора приступить к следующему пункту плана.
Откройте учебник на стр.94.
– Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем.
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Тише едешь – дальше будешь.
Без теста пирога не испечешь.
Запись:
Погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь – глаг., повелит. накл., беречь – н.ф., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечешь –– глаг., 2 л, ед. ч.,
– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)
– Какой вывод можно сделать?
(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?
- Работа с правилом (учебник).
С.94. Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.
4.Работа в группах
Я предлагаю вам работу в группе.
- Я хочу вам напомнить правило работы в группе: уметь выслушивать друг друга.
- Составьте алгоритм правописания мягкого знака после шипящих в глаголах.
Алгоритм.
1. Прочитай слово с шипящим на конце.
2. Определи, какой частью речи оно выражено.
3. Если это глагол, то после шипящего пиши мягкий знак.
- Прочитайте памятку.
5. Реализация проекта.
- Пора приступить к следующему пункту плана.
Выполнение упражнения № 1
Запиши слова в три столбика.
Первый ряд - глаголы в начальной форме,
Второй ряд - глаголы в форме 2 лица, единственного числа,
Третий ряд - в глаголы, выражающие совет просьбу, приказ.
- Не забывайте писать ь после шипящих.
Стричься, не плачь, идёшь, беречь, съешь, учишь, говоришь, испечь, помочь, сидишь, поёшь, сидишь поёшь поешь, отрежь, прилечь, кричишь, намажь.
(Проверка) Сверить со слайдом
Кто выполнил работу без ошибок? У кого есть неточности? Какие?
- Как же пишутся глаголы с шипящими на конце? (с Ь)
Самооценка. Сверить со слайдом
Слова развесить по классу. Соберите и прикрепите на доску слова глаголы с шипящими.
Рож.., могуч.. сжеч., стереч.., шалаш.., скрипач.., береч.., пишеш…, думаеш… рисоват… пет…
- Как же пишутся глаголы с шипящими? (с Ь)
1 группа – выполняет тест на ноутбуке.
- Сейчас я вам буду зачитывать слова, а вы если надо в слове писать мягкий знак, ставите +, если нет, то -.
луч -
беречь +
кирпич -
знаешь +
отрежьте +
хорош -
зажечь +
дремлешь +
могуч -
чертишь +
- Теперь давайте произведем проверку. (Самооценка и оценивание)
Домашнее задание: с 96 , упр. № 5
Рефлексия.
- Самооценка «Солнышко»
Итог урока.
- Всё ли что мы запланировали выполнили?
- Какую цель урока мы перед собой ставили? (Узнать, какие слова называются главными членами предложения и научиться находить в предложении главные члены предложения.)
- Достигли цели?
Сообщение темы и целей урока.
Открытие детьми нового знания.
Закрепление изученной темы.
Работа в группах.
Составление алгоритма.
Закрепление изученной темы.
Экспресс –опрос.
Самостоятельная работа.
Домашнее задание.
Итог. Рефлексия.
Часть речи |
Правило |
Примеры |
|
Существительное |
Ь пишется – ж.р. 3 скл.ед.ч. |
Молодёжь, роскошь |
|
Ь не пишется |
м.р. 2 скл. ед.ч |
Сторож,ключ, плющ |
|
Задач,груш, училищ |
|||
Прилагательное |
В кратких прилагательных с основой на шипящую Ь не пишется |
Свеж, горяч, хорош |
|
Глагол |
Неопределенная форма |
Беречь, обжечься |
|
2 лицо ед.число |
Можешь, рисуешь |
||
Повелительное наклонение |
Намажь, не плачьте |
||
Наречие |
Всегда (искл. уж, замуж, невтерпёж) |
Вскачь, настежь, сплошь |
|
Частицы |
Лишь, бишь, ишь, вишь |
Примеры для орфографической разминки:
Реч ь , молодёж ь , мыш ь , дич ь , ноч ь , полноч ь , доч ь , печ ь , ретуш ь , суш ь , теч ь , тиш ь. Камыш , товарищ , нож , платёж , фарш , калач , борщ , гараж , монтаж , грош , тягач , обруч , лещ , овощ , плащ , плач, Дач , рощ , зрелищ , пожарищ , крыш , встреч , тысяч Свеж , пригож , погож , вхож , похож , непохож , схож , рыж , бесстыж , дюж , неуклюж , широкоплеч , охоч , неохоч , певуч , живуч , прыгуч , тягуч , везуч , невезуч. Учиш ь , учиш ь ся , носиш ь , носиш ь ся , несёш ь , несёш ь ся, теряеш ь , теряеш ь ся , спиш ь , выспиш ь ся, познаком ь те , познаком ь ся ; брос ь , брос ь ся , брос ь те , брос ь тесь ; отреж ь. Сплош ь , вскач ь , проч ь , напроч ь , точ ь -в-точ ь , навзнич ь , настеж ь , наотмаш ь , невмоч ь.
Упражнение № 1. Объясните правописание Ь, обозначьте орфограмму, указывайте часть речи.
ово щ |
Сущ, 2 скл, м.р. |
Не плачьте | |
сведу щ |
Краткое прилагательное | ||
увлечься | |||
любуешься | |||
преходящ | |||
взаимопомощь | |||
развлечёшься |
расплачешься | ||
хранилищ |
обожжёшься | ||
подстеречь | |||
наотмашь |
обнаружьте |
Упражнение № 2. Данные существительные поставьте в Р.П. мн. ч, составьте словосочетания с подчинительной связью управление.
Упражнение №3. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные с основой на шипящий, запишите, обозначьте орфограмму .
сторожевой | |||
плюшевый | |||
молодёжный | |||
помогать | |||
лучистый |
маршировать | ||
бородатый | |||
речистый | |||
Упражнение № 4. Запишите имена существительные в Р.П. мн. числа
Упражнение № 5. Замените полные формы имён прилагательных краткими. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Каким членом предложения являются краткие прилагательные?
хороший друг | |
пригожий юноша | |
тягучий мёд | |
дремучий бор | |
бесстыжий человек | |
горячий кофе | |
широкоплечий юноша | |
чернокожий полицейский | |
похожий на отца сын | |
трескучий мороз | |
рыжий малыш | |
тощий гусь | |
подходящий случай |
Упражнение № 6. Измените глаголы по образцам .
обидятся |
обид ишь ся |
поднимутся | |
возвращают | |||
изгибают |
присмотрят | ||
вырастят | |||
выспятся |
Объясните правописание окончаний глаголов в форме 3-его лица мн. числа.
съесть |
Съеш ь , съеш ь те |
нарезать | ||
намазать |
не плакать | |||
спрятаться |
утешиться | |||
назначить |
умножить | |||
сбережёшь |
Сберечь, сберечься | |||
испечёшь |
отвлечёшь | |||
рассечёшь |
бережёшь |
Упражнение №7. Найти соответствие словосочетаний синонимичным наречиям на шипящий, обозначьте орфограмму .
Упражнение № 8. Заполните графы таблицы (указывайте только номера слов)
1) смаж_ 2) замуж_ 3) молодёж_4) навзнич_ 5) тягач_ 6) сокровищ_ 7) суш _ 8) преследуеш_ 9) могуч_ 10) уж_ 11) вхож_ 12) спряч_тесь 13) вещ_ 14) свеж_ 15) тощ_ 16) скрипач_ 17) напроч_ 18) сбереч_ 19) тиш_ 20) калач_ 21) неуклюж_ 22) хорош_ 23) коттедж_ 24) мелоч_ 25) запряч_ 26) прилеч_ 27) брош_ 28) хронометраж_ 29) горяч_ 30) работящ_ 31) роскош_ 32) принесёш_ 33) рассеч_ 34) реч_ 35) патронтаж_ 36) всезнающ _ 37) электропеч_ 38) высушиш_ 39) рассчитаеш_ся 40) фальш_ 41) престиж_ 42) реванш_ 43) клеиш_ 44) занемоч_ 45) силач_ 46) санврач_ 47) арбитраж_ 48) блестящ_ 49) иш_ 50) пахуч_