Величины единицы длины километр. Изучение темы "Величины

ЧАРУШИН Евгений Иванович (1901-1965)

Советский писатель и художник-график Е.И. Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По проектам Ивана Чарушина было построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Был он, как любой архитектор, хорошим рисовальщиком. Семья Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина. Любовь к природе родители прививали сыну с детства: "Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил".

В формировании характера мальчика огромную роль сыграла его мама, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова). "Моя мать, - вспоминал Евгений Иванович, - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса. Конечно, я принимал участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их "одомашнить" в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей и голубей. Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания". Он часто ездил с отцом по области, проводил время с бывалыми охотниками, лесниками, умельцами-кустарями. Будущий писатель хранил в памяти их шутки, смешные байки и народные сказки. Видел быт простых людей и впитывал в себя все своеобразие и прелесть живого народного языка.

Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. "Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов - любимое дело матери. Бобка - трёхногий калека-пёс, лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях. Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости... В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать. Через год из чужого ружья впервые случайно убил филина, и с тех пор я охочусь, - один, с приятелями или со взрослыми охотниками. Одиннадцати-двенадцати лет получил в подарок ружье".

Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. Самой любимой и дорогой книгой для него была книга А.Э. Брема "Жизнь животных". Ее он берег и перечитывал всю жизнь. "Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие "Нат Пинкертоны" и "Ник Картеры" не могли сравниться с Бремом". И то, что рисовал начинающий художник все больше зверей да птиц, в этом тоже немалая доля влияния Брэма. Рисовать Чарушин начал рано. "Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа". Рисовал начинающий художник "преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях", бегая в чучельную мастерскую, расположенную недалеко от дома, или наблюдая свой домашний "зоопарк". В 14 лет Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников). С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. "На помощь пришло рисование... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". По собственному определению он рос "с карандашом и кистью в руках".

Окончив в 1918 году среднюю школу в Вятке, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в армию. Там его использовали "по специальности", и он был назначен помощником декоратора в культпросвет Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он лишь в 1922 году вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Зимой он учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петроградскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Занимался он пять лет, с1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова . Но, как он сам вспоминал впоследствии, это были "самые бесплодные для меня годы". Поиски нового слова в живописи ему были неинтересны, а академическое рисование навевало скуку; куда как занятнее было ходить в зоосад или на птичий рынок. Одеваться же молодой художник любил в то время по моде. По воспоминаниям его близкого друга Валентина Курдова, Чарушин тогда "ходил в гольфах и пёстрых чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю, собачьего меха, короткую шубу". В 1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на Алтай.

В 1926 году Чарушин пришёл в Детский отдел ленинградского Госиздата, которым заведовал знаменитый художник Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Чарушинские рисованные звери понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях и творчестве.

К этому времени Евгений Иванович уже работал в детском журнале "Мурзилка" (с 1924 года), а позднее сотрудничал с журналами "Еж" (1928-1935) и "Чиж" (1930-1941). В 1928 году он получил от ленинградского Госиздата свой первый заказ - на оформление рассказа В.В. Бианки "Мурзук". И первая же книга с иллюстрациями Чарушина привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из этой книжки был приобретён Государственной Третьяковской галереей. В 1929 году Чарушин иллюстрировал несколько книг: "Дикие звери", "Вольные птицы", "Как мишка большим медведем стал". Уже в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных. Сидящий на ветке маленький осиротевший медвежонок; нахохлившаяся ворона, собирающаяся клевать косточку; бредущие кабаны с малышами… - всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты.

С тех пор Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей. Тогда же, по настоянию С.Я. Маршака, Чарушин попробовал сам писать небольшие рассказы для детей о жизни животных: "Преисполненный до краёв наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при горячем участии и помощи Маршака, писать сам". Уже в первом его рассказе с собственным текстом - "Щур" (1930) - проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. "Щур в клетке свистит, мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша Харлашу - а я их всех рисую, я - художник". И во всех других рассказах Чарушина "всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то немножко ироничная улыбка". Чарушин стремился "понимать животное - понимать его движения и мимику". Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том, что он создавал, нет вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.

Он стал оформлять и собственные сочинения, такие как "Разные звери" (1930), "Волчишко и другие" (1931), "Никитка и его друзья" (1938), "Моя первая зоология", "Про больших и маленьких", "Про Томку", "Медвежата", "Васька", "Про сороку" и другие. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было намного проще, чем свои собственные. В 1930-е годы он стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в искусстве. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Работая в технике свободного акварельного рисунка, монохромного или цветного, легким динамичным пятном, Чарушин воссоздавал в пространстве книги (в том числе и на полях) не просто кусочки натуры, но целостную пейзажную среду, средоточиями которой представали разнообразные животные. По-своему самобытны, лексически просты и изящны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения.

Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам: "для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в других странах, не станешь рисовать пупсиков…" Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребёнку. В коротких рассказах из сборника "Птенцы" (1930) о рябчатах, коростелятах, совятах Евгений Иванович мастерски выделяет самые броские, самые запоминающиеся особенности своих героев: "А вот вертишейки - хитрые птенцы! Подберётся к гнезду страшный зверь - мышь или белка, они шеи вытянут, зашипят змеёй. Всякий тут испугается".

Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. В своих иллюстрациях он рисовал их с необычайной точностью и характерностью. Каждая иллюстрация индивидуальна, в каждой изображен персонаж с индивидуальным характером соответствующим определенной ситуации. Эту задачу он решал ответственно. "Если нет образа, так и изображать нечего", - говорил Евгений Чарушин. - "Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка, - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать".

Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в ранних его книгах едва намечены. Главное - крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина, утверждая, что тот занимался не иллюстрированием, а раскрашиванием холодных, мёртвых контуров. Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя. Как справедливо заметил один из исследователей его творчества Э.Кузнецов: "Он рисует не контурно, а можно сказать, антиконтурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев" и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности".

Создавать такие сложные, живописные по фактуре иллюстрации удобнее всего было в технике литографии. Она позволяла не только подолгу просиживать над рисунком, но и сразу печатать картинки в будущей книжке. Чаще всего Чарушин использовал пастельные, природные цвета. И "не признавал никаких литографских законов и правил, он темпераментно водил карандашом и тёр литографский камень тушью, царапая по нему иглой и бритвой". По многу раз он мог заклеивать на рисунке не получившиеся части или замазывать их белилами.

До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: "Птенцы" (1930), "Волчишко и другие" (1931), "Облава" (1931), "Цыплячий город" (1931), "Джунгли - птичий рай" (1931), "Животные жарких стран" (1935), продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я. Маршак, М.М. Пришвин, В.В. Бианки, А.И. Введенский. "То, что производило на меня большое впечатление в детстве, - говорил художник, - волнует и сейчас. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь".

Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для "Окон ТАСС", писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников, занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы. К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. В том же 1945 году Е.И. Чарушин получил звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

К творчеству художник подходил всерьез, именно как к творчеству, а не как к забаве или просто время провождению (пусть даже полезному). "Детское сознание переполнено образами, которые зарождаются в нем непрерывно. Задача руководителя - подтолкнуть эти образы, помочь им запечатлеться на бумаге, и для этого совсем не надо быть художником. Разделенная с ребенком радость творчества, радость его находкам в рисовании, в создании образа поддерживает ребенка в процессе работы, дает ему уверенность в себе", - считал Е.И. Чарушин.

Иногда казалось, что рисование зверей для Чарушина - не тяжёлая работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как способность петь или дышать. В его иллюстрациях мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Е.И. Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это подразумевалось уже само собой. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каждой свой собственный эмоциональный образ - определенный характер в определенном состоянии.

Последней книгой Чарушина стали "Детки в клетке" С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой природы: "Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству". Понимая, что именно в детстве закладывается основа мировоззрения человека, Чарушин писал: "Моя задача - дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира".

По отзывам современников, художник был человеком страстным, эмоциональным и очень увлекающимся. "Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали "Евгеша-изобретатель"), - вспоминал Валентин Курдов. Однако "его "безделье" всегда было наполнено какой-то деятельностью, чаще всего бессмысленной и неразумной в глазах посторонних, забавой, причудой, игрой, но для него неизменно интересной и важной, требующей ума, изобретательности, ловких рук, интуиции и даже вдохновения". Мало кто знал, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

Произведения Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров.

Умер Евгений Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 года. Он был похоронен на Богословском кладбище.

Е.И. Чарушин - один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

(1965-02-18 ) (63 года)

Евге́ний Ива́нович Чару́шин ( - ) - советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Евгений Чарушин - Кто как живет

    ✪ Читаем #книги с папой Про Томку Евгений #Чарушин

    ✪ Чарушин Как мальчик Женя научился говорить букву Р

    ✪ Чарушин Е.И.

    Субтитры

Биография

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке , в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым .

В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

В 1922 году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.

Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева , А. И. Савинова .

В 1922-1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина , формально не будучи его студентом .

В 1927 году закончил ВХУТЕИН.

С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев , ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева .

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», ; «Никитка и его друзья» (главный герой - сын автора, Н. Е. Чарушин), ; «Про Томку», ) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака , изд. в ) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).

В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли - птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов - С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы: «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Постоянный автор журнала "Чиж" как писатель и художник.

Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.

В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ . Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.

Адреса в Ленинграде

Награды

  • Золотая медаль (1965 - посмертно ) на международной выставке детской книги в Лейпциге .

Сочинения

  • Чарушин Е. Вольные птицы (М.: ЗГИ)1929. (переезд. 1929, 1931)
  • Чарушин Е. Разные звери (М.: ИЗГИБ)1929. (переезд. 1931)
  • Чарушин Е. Птенцы 1930 (М.- Л.: ГИЗ)
  • Чарушин Е. Щур (М.- Л.: ЗГИ) 1930 (1980 - в кн. «Мир Чарушина»)
  • Чарушин Е. Волчишко и другие (М.- Л.: ГИЗ)1931 (переизд. 1931, 1933, 1935, 1936, 1938, 1941, 1947, 1948, 1950, 1951)
  • Чарушин Е. «Джунгли» - птичий рай (М.- Л.: Молодая гвардия)1931
  • Чарушин Е. Облава (М.- Л.: Молодая гвардия)1931
  • Чарушин Е. Цыплячий город (М.- Л.: Молодая гвардия) 1931
  • Чарушин Е. Охота на медведя (М.- Л.: Молодая гвардия)1933
  • Чарушин Е. Васька, Бобка и крольчиха (Л.: Детгиз)1934 (переизд. 1936, 1948, 1975, 1978)
  • Чарушин Е. Животные жарких стран 1935(Л.: Детгиз)
  • Чарушин Е. Семь рассказов (М.- Л.: Детгиз)1935 (переизд. 1936, 1937)
  • Чарушин Е. Про сороку (М.: Детиздат)1936
  • Чарушин Е. Три рассказа (М.- Л.: Детиздат) 1937(переизд. 1953, 1955, 1957)
  • Чарушин Е. Волчишко. Медвежата (М.: Детиздат)1938
  • Чарушин Е. Звери жарких и холодных стран (М.- Л.: Детиздат)1938
  • Чарушин Е. Каждой маме и каждому папе (М.- Л.: Детиздат)1938
  • Чарушин Е. Никитка и его друзья (М.- Л.: Детиздат)1938 (переизд. 1947, 1962, 1966, 1968, 1973, 1971)
  • Чарушин Е. Маленькие рассказы (М.- Л.: Детиздат)1940 (переизд. 1946, 1948)
  • Чарушин Е. Охотничьи рассказы (М.- Л.: Детиздат)1940
  • Чарушин Е. Путешественники (М.- Л.: Детиздат)1940 (переизд. 1947)
  • Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 1. На нашем дворе (М.- Л.: Детгиз) 1942 (переизд. 1968)
  • Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 2. В лесу (М.- Л.: Детгиз)1942
  • Чарушин Е. Кот, петух и лиса [Пьеса-сказка для театра теней] (М.: Молодая гвардия)1944
  • Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 3. Животные жарких и холодных стран (М.- Л.: Детгиз)1944
  • Чарушин Е. Медвежата (Л.: Детгиз) 1945(переизд. 1946, 1987)
  • Чарушин Е. Лиса и заяц (Киров)1946
  • Чарушин Е., Шумская Е. Шутки (М.- Л.: Детгиз)1946 (переизд. 1954, 1956)
  • Чарушин Е. Рассказы (М.- Л.: Детгиз)1947 (переизд. 1948, 1959)
  • Чарушин Е. Теремок (М.- Л.: Детгиз) 1947(переизд. 1952, 1971, 1973, 1974)
  • Чарушин Е. Кот Епифан (Детгиз)1948
  • Чарушин Е. Что за зверь? (М.- Л.: Детгиз)1948(переизд. 1950, 1956)
  • Чарушин Е. Зверята (М.- Л.: Детгиз) 1949 (переизд. 1958)
  • Чарушин Е. Избранное / Предисл. И. Бродского (Киров: Кировское обл. гос. Изд-во)1950 - 176 с.
  • Чарушин Е. Про больших и маленьких (М.- Л.: Детгиз) 1950(переизд. 1952, 1953, 1959, 1960, 1973)
  • Чарушин Е. Большие и маленькие (М.- Л.: Детгиз) 1951 (переизд. 1959, 1973)
  • Чарушин Е Друзья. Л., Детгиз, 1957
  • Чарушин Е. Болтливая сорока. Л., Детгиз, 1961 (переизд. 1969, 1975)
  • Чарушин Е. В лесу./ Рис. Н. Чарушина. М., 1968, 1969
  • Чарушин Е. Верный Трой. Л., 1990

Книжная иллюстрация

  • Бианки В. Мурзук (М.- Л.: ГИЗ) 1928. (переизд. 1932)
  • Лесник А. Волк (М.- Л.: ГИЗ). 1928
  • Бианки В. Рассказы об охоте (М.- Л.: ГИЗ)1929. (переизд. 1931)
  • Бианки В. Теремок 1929.(М.: ГИЗ)
  • Бианки В. Чёрный сокол 1929.(М.- Л.: ГИЗ)
  • Смирнова Н. Как Мишка большим медведем стал (М.- Л.: ГИЗ) 1929.(переизд. 1930, 1931, 1966, 1968, 1980 - в кн. «Мир Чарушина»)
  • Лесник А. Встречи в лесу (М.: ГИЗ)1930
  • Смирнова Н. Про курочку (М.- Л.: ГИЗ)1930
  • Берголльц О. Пыжик (М.- Л.: ГИЗ)1930
  • Бианки В. Красная горка (М.- Л.: ГИЗ)1930 (переизд. 1961, 1962, 1965)
  • Флейрон С. Стрикс (История одного филина)1930 (М.- Л.: Молодая гвардия)
  • Робертс Ч. Избранные рассказы: Рис. Чарушина и Курдова (М.- Л.: ГИЗ)1931
  • Бианки В. Первая охота (М.- Л.: Молодая гвардия)1933 (переизд. 1935, 1936, 1937, 1950, 1951, 1954, 1970, 1972, 1973, 1980 - в кн. «Мир Чарушина»)
  • Чуковский К. Цыпленок (М.- Л.: Детгиз)1934 (переизд. 1937, 1938, 1940, 1955, 1958, 1966)
  • Маршак С. Детки в клетке (М.: Издательство детской литературы)1935 (переизд. 1936, 1939, 1947, 1953, 1956, 1957, 1960 в 2 изд-вах, 1964, 1965, 1966, 1967)
  • Пришвин М. Зверь бурундук (М.- Л.: Детиздат)1935 (переизд. 1936 в 2 изд-вах.)
  • Пришвин М. Ярик (М.- Л.: Детиздат)1936 (переизд. 1937)
  • Арсеньев В. К. Дерсу Узала (М.- Л.: Детиздат) 1936(переизд. 1944)
  • Введенский А. И. Щенок и котенок (М.- Л.: Детиздат) 1937
  • Олешек - золотые рожки: Сказки северных народов (М.- Л.: Детиздат)1937 (переизд. 1949, 1959)
  • Маршак С. Мой зоосад (М.- Л.: Детиздат)1938
  • Ушинский К. Бишка (М.- Л.: Детиздат)1938
  • Шварц Е. Красная Шапочка (М.: Детиздат)1938
  • Сетон-Томпсон Э. Королевская Аналостанка 1941 (М.- Л.: Детиздат)
  • Бианки В. Чей нос лучше? Рис. Чарушина и Рачёва (М.- Л.: Детгиз)1942
  • Дьяков В. Красная Армия (М.: Детгиз)1942
  • Дьяков В. Песенки-байки (М.: Детгиз)1942
  • Песенки-байки (Киров: Кировское областное изд-во)1942
  • Бианки В. Плавунчик (М.- Л.: Детгиз)1946
  • Белышев И. Упрямый котенок (М.- Л.: Детгиз1946) (переизд. 1948, 1955)
  • Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы и сказки. Рис. Чарушина и Кобелева (М.- Л.: Детгиз)1948
  • Русские сказки про зверей (собрала О.Капица) (М.- Л.: Детгиз)1948 (переизд. 1951)Ч
  • Бианки В. Кузя двухвостый (М.- Л.: Детгиз)1948
  • Бианки В. Рассказы и сказки. Рис. Чарушина, Курдова, Ризнича, Тырсы (М.- Л.: Детгиз)1949 (переизд. 1951, 1956, 1960, 1963, 1967)
  • Горький М. Воробьишко (М.- Л.: Детгиз)1949 (переизд. 1956, 1962, 1968, 1971, 1972)
  • Любимые сказки (в обработке А.Толстого и М.Булатова) 1949(М.- Л.: Детгиз)
  • Лиса и заяц: русская народная сказка в обработке А.Толстого (М.- Л.: Детгиз)1950
  • Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки (М.- Л.: Детгиз)1951
  • Бианки В. Лесные были и небылицы. Рис. Чарушина и, Курдова (Л.: Лениздат)1952 (переизд. 1957, 1969)
  • Бианки В. Мишка-Башка (М.- Л.: Детгиз)1952 (переизд. 1953, 1961, 1996 - Росмэн)
  • Сказки Севера (в обработке Г.Меновщика) (М.- Л.: Детгиз)1953
  • Карнаухова И. Избушка на опушке (Л.: Детгиз)1953
  • Бианки В. Мастера без топора (Л.: Детгиз)1954
  • Сладков Н. Медвежья горка (М.- Л.: Детгиз)1954 (переизд. 1967, 1968)





































Включить эффекты

1 из 38

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Посмотреть все слайды

Конспект

Интегрированный урок

математика и окружающий мир

4 класс «Школа России»

Болвина Ирина Владимировна

МАОУ Боровская СОШ № 1

Тема урока:

Цель урока:

Задачи урока:

I. Образовательные:

II. Развивающие:

Воспитывающие:

Оборудование:

Тип урока:

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Поприветствуем гостей.

Ученик:

Учитель: Пусть сегодня для нас всех,

На уроке сопутствует успех!

Учитель:

Ученики: Марс.

Учитель:

Ученик: Знания, умения.

Учитель:

-

Экипаж к полёту готов?

Учитель:

Учитель:

Для полёта на планету

Отправляемся на Марс

Звёзды, ждите в гости нас!

Актуализация опорных знаний

1. Устный счёт (слайд 3)

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель: Внимание! 3,2,1…

Пришельцы заковали Землю.

2. Учитель:

Условие:

Ученики:

3. Учитель:

Кто справился с заданием?

Кто допустил ошибки?

Учитель:

Учитель

Логические задачи:

Задание: по рядам (слайд 10)

Учитель:

Внимание! 3,2,1,0, пуск!

Учитель:

Ученики: Разные величины.

Учитель: Что такое величина?

Ученики:

Учитель:

Задание:

Ученики:

Учитель:

(

Учитель:

Ученики:

Задание:

Учитель:

Учитель:

Физкультминутка

Изучение нового материала.

Учитель:

Что это? (слайд 14)

Ученики: Марсоход.

Учитель: Кто о нём что-нибудь знает?

Ученики:

Учитель:

Ученики:

Учитель:

Ученики: километр.

Учитель:

Ученики: Единица длины - километр.

Учитель:

Ученики: большие расстояния.

Учитель:

Ученики: 1 км = 1000 м

Учитель:

1. Учитель:

- Определи:

- Преврати

1 вариант: Вырази расстояние в км: (1 ученик у доски)(слайд 17)

2 вариант: Запиши

1545м, 5633м, 1км 890м

(5633м, 1км 890м, 1545м).

2. Учитель:

Задача:

Учитель:

1 вариант решения задачи:

Что известно в задаче?

Учитель:

Проверка (слайды: 22, 23).

Физкультминутка для глаз

(слайды: 24-29)

3. Учитель:

Ученики: инопланетяне.

Учитель:

Задание:

Учитель:

VI. Закрепление материала

Учитель:

1 группа:

Вставь пропущенные числа:

5000м=…км 48 км=…м

24000м=…км 305 км=…м

2 группа:

Вставь пропущенные числа:

3125м=…км…м 2455 км =…км…м

2 км 537 м= …м 7407м= …км…м

3 группа:

Вставь пропущенные числа:

10000м=…км 2040м=…км…дм

6000м=…км 7км 202м=…м

Учитель:

1. ученик:

Задание:

2 ученик:

Задание:

VII. Итог урока.

VIII . Домашнее задание: (слайд 34)

IX. Рефлексия (слайд 35)

Интегрированный урок

математика и окружающий мир

4 класс «Школа России»

Тема: «Величины. Единица длины – километр».

Болвина Ирина Владимировна

МАОУ Боровская СОШ № 1

Тюменского района, Тюменской области

Методическая разработка урока математики

Тема урока: Величины. Единица длины – километр.

Цель урока: Познакомить с названием новой величиной измерения длины – километр. Дать представление об использовании данной величины на практике, о соотношении с другими известными мерами длины.

Задачи урока:

I. Образовательные:

Подвести учащихся к «открытию» новой единицы длины – километр, его соотношение с единицей длины – метром.

Формировать умение выражать длину в заданных единицах (м, км).

Решать текстовые задачи, содержащие единицы длины.

Совершенствовать умения и навыки по чтению и записи многозначных чисел; отработка вычислительных навыков.

II. Развивающие:

Способствовать развитию умения правильно применять математические величины.

Способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения; развивать логическое мышление, речь, внимание.

Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение.

Формировать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к математике; создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Содействовать развитию у детей умения общаться, радоваться успехам товарищей.

Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: учебник математики 4 класс М.И. Моро, 1ч.; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; художественное слово; карточки с готовой печатной основой для индивидуальной работы; карточки для работы в парах; карточки с заданиями разного уровня сложности для закрепления нового материала (на каждого ученика); звёзды голубого, жёлтого, красного, белого цветов.

Тип урока: изучение нового материала; урок -путешествие.

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Поприветствуем гостей.

Ученик:

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко!

Учитель: Пусть сегодня для нас всех,

На уроке сопутствует успех!

Улыбнитесь друг другу. Садитесь, ребята.

Учитель: Сегодня необычный урок. Мы совершим космический полёт на одну из планет Солнечной системы. Догадайтесь какую.

Это планета земной группы, вторая по изученности планета Солнечной системы, названа в честь древнеримского бога войны, почти в 2 раза меньше Земли.

Ученики: Марс.

Учитель: Вы должны быть достойными представителями Земли, поэтому должны взять с собой только самое необходимое. Что это?

Ученик: Знания, умения.

Учитель: А поможет нам в этом наука – математика.

- Позвольте мне быть руководителем полёта, а вы – экипаж космической ракеты.

Экипаж к полёту готов?

1. Проверьте осанку в кабине ракеты. Всё ли на месте?

2. Проверьте положение бортового журнала.

3. Записи нужно делать чётко, разборчиво, чтобы их смогли читать все космонавты Земли, которые будут следить за нашим полётом.

Учитель: Зафиксируйте в бортовом журнале дату отправления.

(дети записывают число, классная работа)

Учитель: Ждёт нас быстрая ракета (слайд 2)

Для полёта на планету

Отправляемся на Марс

Звёзды, ждите в гости нас!

Актуализация опорных знаний

1. Устный счёт (слайд 3)

Учитель: Чтобы избежать катастрофы при запуске ракеты, мы должны обязательно пройти и расшифровать математическую туманность. Решив цепочку примеров, вы узнаете интересное сведение о планете.

64:2 (32) :4 (8) *7 (56) +19 (75) :5 (15) *4 (60) :15 =4

Учитель: Какое отношение эта цифра может иметь к данной планете? Кто из вас догадался?

(учащиеся выражают свои мнения)

Учитель: Марс – четвёртая планета по отдалённости от Солнца.

Учитель: Внимание! 3,2,1…

Что произошло? (на слайде Земля с тремя кольцами). (слайд 4)

Пришельцы заковали Землю.

Нам нужно срочно спасти планету и тогда мы сможем полететь на Марс.

2. Учитель: ваша задача вычислить площадь, занятой пришельцами.

(найти площадь незаштрихованной фигуры). (слайд 5)

Условие: даны 2 прямоугольника: большой – со сторонами 20 см и 6 см; маленький – со сторонами 13см и 2 см.

Ученики: Площадь, занятая пришельцами составляет 94 кв.см.

(на слайде Земля с двумя полосками) (слайд 6)

3. Учитель: Посмотрите, пришельцы не только заковали Землю, но и посылают на неё метеоритный дождь. (слайд 7)

Что изображено на метеоритах? (числа) (слайд 8)

Прочитайте числа. (364120; 999; 56065; 2347; 400)

Запишите числа в порядке возрастания (взаимопроверка).

Проверьте правильность выполнения задания по слайду.

(400, 999, 2347, 56065, 364120) (слайд 8)

Кто справился с заданием?

Кто допустил ошибки?

Учитель:

Замените число 2347 суммой разрядных слагаемых (2000+300+40+7).

Сколько классов в числе 56065? Назовите их? (в этом числе 2 класса: класс единиц и класс тысяч).

Что обозначает цифра «4» в записи числа 364120? (единицы тысяч второго класса)

Сколько в числе 2347 десятков? (234)

(На слайде Земля с одним кольцом)

Учитель : Молодцы! Осталось преодолеть всего лишь одно препятствие, и мы сможем лететь на Марс. (слайд 9)

Логические задачи:

Задание: по рядам (слайд 10)

В записи 4444 поставьте между некоторыми цифрами арифметические знаки так, чтобы получилось выражение, значение которого равно:

1 ряд: 16; 2 ряд: 88, 3 ряд: 448.

Ответы: (4+4+4+4=16); 44+44=88; 444+4=448).

(первый решивший с каждого ряда выполняет задание у доски).

Учитель: Все ли достойны лететь на планету?

Внимание! 3,2,1,0, пуск!

Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: Посмотрите, что это такое? (слайд 11)

Ученики: Разные величины.

Учитель: Что такое величина?

Ученики: То, что можно измерить и результат выразить числом.

Учитель: Какое задание вы бы предложили выполнить?

Задание:

72см; 720мм; 600дм; 60м; 240см; 2400мм, 350 дм; 3500см, 720 кг.

Ученики: Исключить лишнее; соединить равные единицы длины.

Учитель: Докажите, почему данная величина лишняя.

(кг – это единицы массы; а остальные величины – единицы длины).

Учитель: Какие единицы длины вы знаете? Назовите, начиная с наименьшей.

Ученики: называют (1мм, 1см, 1 дм, 1м).

Задание: Соедините равные единицы длины: (работа в парах, дети выполняют задание на готовой печатной основе)

Проверка по слайду. (слайд 12)

Учитель: Молодцы, наш экипаж приблизился к планете Марс.

Учитель: К Марсу путь был очень длинный

Стоп! Выходим из кабины. (слайд 13)

Физкультминутка

(мелодия «Space» - состояние невесомости).

Изучение нового материала.

Учитель: Вот мы и на планете. На чём будем продолжать свой путь?

Что это? (слайд 14)

Ученики: Марсоход.

Учитель: Кто о нём что-нибудь знает?

Ученики: Марсоход - планетоход, предназначенный для изучения Марса, как луноход - для изучения Луны.

Учитель: На нём мы продолжим исследование планеты Марс. Мы будем измерять расстояние, которое будем проходить.

Сможем ли мы воспользоваться знакомыми нам единицами длины: мм, см, дм, м, почему?

Какая возникает проблема? Ваши предположения.

Ученики: высказывают предположения: нам понадобится новая единица длины.

Учитель: Кто знает, как она называется?

Ученики: километр.

Учитель: назовите тему урока, над которой будем работать? (слайд 15)

Ученики: Единица длины - километр.

Учитель: Что измеряют с помощью этой единицы длины?

Ученики: большие расстояния.

Учитель: Верно. Слово километр принято коротко записывать так: км (точку в конце ставить не нужно).

В названии единицы длины – километр часть слова нам уже знакома – метр, а часть слова «кило» нет. Это слово взято из французского языка и означает «тысяча».

Кто попробует расшифровать секрет этой единицы длины?

Ученики: 1 км = 1000 м

Учитель: запишите в бортовой журнал название новой единицы длины.

(ученики читают и заучивают правило).

Первичное закрепление материала

1. Учитель: Всем, всем экипажам соблюдать спокойствие, быть внимательным друг к другу, при необходимости оказывать помощь, чтобы преодолеть возникшее препятствие. (слайд 16)

- Определи: сколько метров содержат: 3км=…м; 7км=…м; 9км=…м

- Преврати метры в км: 2000м=…км; 4000м=…км; 8000м=…км

1 вариант: Вырази расстояние в км: (1 ученик у доски)(слайд 17)

18048 м = 18км 48м; 31004 м = 31 км 4 м; 7808м=7 км 808 м

2 вариант: Запиши величины в порядке убывания: (1 ученик у доски)

1545м, 5633м, 1км 890м

(5633м, 1км 890м, 1545м).

2. Учитель: На Марсе путь неровный: рвы, канавы, их преодолеть нам надо. (слайд 18)

С этим препятствием нам поможет справиться правильно решённая задача.

Задача: От двух остановок, расстояние между которыми 2км 100м отошли 2 марсохода. Один из них прошёл 140м, а другой – 160м. Каким стало расстояние между ними? (слайд 19)

Учитель: Всё ли вам понятно в условии задачи?

Как может двигаться транспорт? (навстречу друг к другу или в разные стороны).

Учитель совместно с детьми разбирает оба варианта решения данной задачи:

1 вариант решения задачи:

Рассмотрим случай, если марсоходы движутся навстречу друг к другу.

Что известно в задаче?

(Какой путь проехал 1 марсоход (140м), второй (160м), начальное расстояние между ними).

Может кто-нибудь сможет нарисовать чертёж к данной задаче? (слайд 20)

2 вариант решения задачи: если марсоходы движутся в разных направлениях.

Расстояние, пройденное каждым марсоходом изменилось? (нет)

Расстояние между остановками изменилось? (нет)

А между марсоходами изменится? (да)

Почему? (марсоходы движутся в разных направлениях)

Как изменится расстояние между марсоходами? (станет больше).

Начертите чертёж к данному условию задачи (слайд 21).

Что нужно сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры)

Учитель: предлагает детям по выбору решить задачу; 2 человека решают задачу у доски.

Проверка (слайды: 22, 23).

Какую новую единицу длины использовали при решении задач?

Физкультминутка для глаз

(слайды: 24-29)

3. Учитель: Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?

(Вопрос об этом остаётся открытым и спорным. Там по земным меркам очень холодно, мало кислорода. Но кто это?) (слайд 30)

Ученики: инопланетяне.

Учитель: Обычно они не показываются людям, видно у них что-то произошло, они передают сигнал SOS.

Здесь какие-то схемы. Расшифровав их, мы сможем прочитать послание, которое они передают нам.

Задание: Решить уравнение (разный уровень сложности) (ученики решают на индивидуальных листах, на обратной стороне листа записывают и показывают ответ)

х+34=18*5 (х=56) 239 – х= 183 (х=56)

Учитель: Помогли инопланетянам, теперь мы сможем расшифровать послание (слайд 31).

Читают послание: по приблизительным данным учёных расстояние от Земли до Марса составляет от 56 млн.км до 100.000.000.км.

VI. Закрепление материала

Учитель: Нам пора возвращаться на Землю. Любой исследователь, возвращаясь на Землю, должен предоставить отчёт о проделанной работе. Мы с вами составим сейчас свой отчёт в виде решения теста, после проверки которого, каждый из вас получит отметку за урок-путешествие (слайд 32).

Самостоятельная работа учащихся: (по карточкам разного уровня сложности)

1 группа: выполняют задание на красных звёздах

Вставь пропущенные числа:

5000м=…км 48 км=…м

24000м=…км 305 км=…м

2 группа: выполняют задание на жёлтых звёздах

Вставь пропущенные числа:

3125м=…км…м 2455 км =…км…м

2 км 537 м= …м 7407м= …км…м

3 группа: выполняет задание на синих звёздах

Вставь пропущенные числа:

10000м=…км 2040м=…км…дм

6000м=…км 7км 202м=…м

Учитель: Ребята, поднимите руки те, у кого были белые звёзды. Раскройте секрет этой планеты.

1. ученик:

Задание: реши примеры, расположи ответы в порядке возрастания. Прочитай получившееся слово. Это название первого спутника планеты Марс.

21*7=147 - Е; 209*4=836 – С; 984:2=492 – О; 648:4=162 – Й;

268:4=67 – Д; 170+30*4=290 – М. (Деймос)

2 ученик:

Задание: реши примеры, расположи ответы в порядке убывания.

Прочитай получившееся слово. Это название второго спутника планеты Марс.

32*4=128 – О; 106*7=742 – О; 978:3=326 – Б; 582:6=97 – С;

(160+40) * 5= 1000 - Ф. (Фобос) (слайд 33)

VII. Итог урока.

Завершилось наше путешествие. Мы приземлились на родную Землю.

Кому было легко преодолевать препятствия на пути?

Кому понравилось наше путешествие?

С какой новой единицей длины познакомились?

Где в жизни можно использовать эту единицу длины?

VIII . Домашнее задание: (слайд 34)

IX. Рефлексия (слайд 35)

Голубую звезду, если вы довольны своей работой во время путешествия, потому что почти не ошибались;

Жёлтую звезду – иногда было трудно, допускали неточности;

Красную звезду – испытывали трудности, надо ещё немного постараться, и успех будет!

Спасибо за работу! Путешествие закончилось. Всего доброго! (слайд 36)

Скачать конспект