Важны числительные. Правописание числительных

В русском языке часть речи, обозначающая число предметов, количество или порядок, называют числительным. В данной статье подробно описаны особенности числительных, их структура, склонение по падежам, значение и основные проблемы. Для лучшего усвоения материала приведены наглядные примеры.

Числительное в русском языке

Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы который? сколько? и обозначает число предметов, порядок или количество называется числительным

Примеры: пятый , восьмой , семнадцать , двадцать пять .

Обозначать количество могут разные части речи, но записать с помощью цифр можно только эту часть речи (Пятёрка лошадей - пять (5) лошадей).

История возникновения системы числительных уходит в далёкое прошлое формирования праиндоевропейского языка, где использовалась десятинная система исчисления.

Проблематика числительных

В русском языке современности, по мнению учёных-лингвистов, нет чёткого понятия, какие словесные формы относить к данной части речи. Дело в том, что по своему происхождению все они относятся к разным основам. Условно все точки зрения можно разделить на две основные группы - изучение форм в широком или узком понимании.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

При узком рассмотрении и изучении данной части речи дробные и порядковые разряды исключаются, как отдельный вид. В широком изучении к видам числительных относят:

  • три группы, обозначающие количество (дробные, собирательные, целые);
  • порядковые;
  • слова неопределённо-количественные (мало, много, сколько).

Нет однозначного мнения по поводу форм, обозначающих порядок при счёте. Ряд учёных (Виноградов, Тихонов, Пешковский и др.) относят их к относительным прилагательным, так как они имеют такие же категории. В предложении они выступают определением. Другие же учёные (Гвоздев, Шахматов и прочие) относят такие слова к отдельному разряду числительных.

Проблема существует и в отношении словесных форм миллион, тысяча, миллиард и т.д., они имеют признаки, не только числительных, но и существительных.

Структура данной части речи

По составу различают такие виды:

  • Простые числительные состоят из одной основы и описывают только одну цифру (четыре, восемь, один).
  • Сложные – описывают две цифры, которые соединяются в одно слово (двенадцать, пятнадцать, шестьдесят ).
  • Составные – состоят из нескольких слов, которые пишутся раздельно (одна тысяча восемьдесят восемь).

Для чего нужны числительные?

    Для обозначения (называния) чисел - десять, сорок пять, девятнадцать;

    Для указания предметного количества - пять котят, четыре яблока;

    Для определения счётного порядка - седьмой, второй, двадцать первый.

В предложении они могут выступать в качестве любого члена.

Склонение по падежам

Имя числительное как часть речи имеет категорию падежа, а слова, обозначающие счётный порядок изменяются по числам и родам. Склонение по падежам имеет различные виды в зависимости от типа числительного. «Русская грамматика» от 1990 года указывает на существование двух разновидностей - субстантивные и адъективные.

Субстантивные:

  • от пяти до десяти и на -дцать, -десят (шесть, семнадцать, пятьдесят);
  • числительные на -сто (двести, шестьсот и пр.);
  • сорок, девяносто, сто, полтораста, полтора .

Адъективные склоняются как прилагательные и имеют две разновидности:

  • Слова два, три, четыре;
  • Слова оба, обе и неопределённо-количественные (мало, много, немного и др.).

При изменении падежных окончаний возникают сложности при образовании форм слов и их употреблении в устной речи. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год - в тысяча девятьсот шестьдесят первом году. )

Числительные – самостоятельная часть речи, указывающее на количество предметов, их порядковый номер, а также общее количество. В зависимости от назначения, числительные делятся на три обширные группы, каждая из которых подробно описана в этой статье. Также здесь приведены грамматические признаки числительных и наглядные примеры.

Имена числительные изучаются в 6 классе. Эта часть речи может обозначать количество каких-то предметов, номер предмета по порядку, а также количество как одно целое. В зависимости от этого значения их делят на 3 большие группы .

Числительные могут быть количественными , порядковыми и собирательными . Каждая из этих групп слов имеет свои особенности.

Таблица «Лексико-грамматические разряды имён числительных в русском языке» с примерами

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Например: десять , тридцать , семьсот одиннадцать .

Числительные этого разряда могут иметь разные падежные формы. У некоторых количественных числительных определяется форма рода и числа. Все особенности слов этой категории отражает следующая таблица.

Изменение количественных числительных


Числительное
Как меняется Примеры
1 По родам, числам и падежам Один – одна, одни, одних
2,3, 4 По падежам и родам Два, две, двум, трёх
5-20,30 По падежам, как сущ-е 3-го скл. Ср.: скатертью – десятью, одиннадцатью
50-80, 200-900 По падежам, при этом меняются обе части Пятьюдесятью, трёмстам
40, 90, 100 По падежам, имеют только 2 формы Сорок – сорока

Сто – ста

Девяносто – девяноста

1000 По падежам как сущ. 1-го скл. Ср: Свечёй – тысячей
1000000, По падежам как сущ. 2-го скл. Ср.: дому – миллиону – миллиарду

Порядковые числительные: грамматические признаки

Числительные этого разряда по грамматическим признакам похожи на прилагательные. Они тоже могут иметь формы разных падежей, родов и числа.

Порядковые числительные тоже могут иметь разную структуру. При склонении составных числительных этого разряда в них меняется только последнее слово. Например.

Числа от 1 до 999999 обозначаются при помощи 13-ти корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча. Простые числительные состоят из корня и окончания (шесть) или из корня и суффикса (шестнадцать). Сложные числительные образуются с помощью двух корней (шестьдесят, шестьсот). Составные числительные образуются комбинацией простых и сложных числительных (шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть).

Морфологические признаки

Перечислим морфологические (грамматические) признаки целых количественных числительных.

1. Количественные числительные до тысячи не имеют рода и числа. Исключение два слова: один, два.

  • Два - средний и мужской род (два моря, два материка);
  • Две - женский род (две реки);
  • Один - мужской род (один материк);
  • Одна - женский род (одна река);
  • Одно - средний род (одно море).
    Примечание. Если составное целое числительное заканчивается на один, то существительное употребляется в единственном числе: шестьдесят один ученик (а не учеников).
  • Одни - обычно употребляется с существительными, имеющими только множественное число, но значения множественности не передает: одни ножницы, одни часы, одни санки. Примечание. Слово одни в остальных случаях выступает в роли других частей речи.
    В классе были одни мальчики (одни в значении частицы «только»).
    Одни важные гости не приехали на встречу, а другие опоздали (в значении неопределенного местоимения «какие-то, некоторые»).

2. Если числительные один и два имеют изменяемую категорию рода, то числительные тысяча, миллион, миллиард - неизменяемую: тысяча - только женский род, миллион, миллиард - только мужской род.

4. Количественные числительные склоняются, то есть изменяются по падежам все без исключения, но они не имеют единого образца. Различают семь способов склонения.

  • Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе.
  • Числительные два, три, четыре - как прилагательные во множественном числе.
  • Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят - как существительные 3-го склонения (как ночь). У числительных на -десят склоняются обе части.
  • Числительные сорок, девяносто, сто имеют всего две формы.
  • В числительных пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят склоняются обе части как существительные 3-го склонения.
  • В числительных от двухсот до девятисот склоняются обе части: первая часть - как простое числительное, а вторая часть - как существительное во множественном числе.
  • Числительные тысяча, миллион, миллиард, биллион, триллион и др. сходны по морфологическим признакам с именами существительными. Они имеют: род (тысяча - женский род, миллион - мужского рода), число (тысяча - тысячи, миллион - миллионы), склоняются как существительные (тысяча - по 1-му склонению, миллион - по 2-му склонению). Многие лингвисты данные слова относят к существительным, но в школьной программе они считаются числительными.

Синтаксические функции

Если числительные употребляются без существительных, то обозначают отвлеченное число: Шесть да два - восемь. Если числительные употребляются с существительными, то обозначают количество предметов: Двадцать пять мячей положили в корзину. Если числительное стоит в им.п. (вин.п.), то оно управляет существительным:

  • числительные два, три, четыре, а также числительные, оканчивающиеся на эти числа (двадцать два), требуют постановки существительного в родительный падеж единственного числа: два обруча, три обруча;
  • остальные числительные (от пяти) требуют постановки существительного в родительный падеж множественного числа: пять обручей, одиннадцать обручей.

Если числительное стоит в косвенных падежах, то оно зависит от существительного и согласуется с ним: род.п. - (чего?) пяти мячей, дат.п. - (чему?) пяти мячам, тв.п. - (чем?) пятью мячами.

Тема урока:

Цели урока:

познакомить учащихся с темой, совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с числом; формировать умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении; развить логику, мышление; воспитать интерес к уроку, любовь к русскому языку.

Тип урока: Урок усвоение нового материала. Комбинированный.

Наглядность: флипчарты, проектор, слайды, компьютер, маркеры, смайлики.

Методы урока: 1. Словесный

2. работа в группе

3. работа в паре

4. индивидуальное задание

5. наглядный

Ход урока:

Этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

Организационный момент

Приветствие учителя учащихся. Отметка в журнале отсутствующих учеников. Психологический настрой.

Проверка домашнего задания

Изложите на постере прошедшие темы. Имя числительное. Простые, сложные, составные числительные.

Ученики на постере излагают прошедшие темы имя числительное, простые и составные числительные

Вызов

Ваш друг построил многоэтажный дом. Давайте посчитаем сколько здесь этажей.

Это слова какой части речи?

Какие это числительные?

На первом, втором и третьем этажах магазины все остальные этажи свободны

Друг ваш предлагает вам квартиру на любом этаже в этом доме.

Напишите тот этаж, который вы выбрали.

Те кто выбрал

4 этаж –одна группа

5 этаж –одна группа

Вы обустроили квартиру и решили пригласить в гости вашего друга, но ему обязательно нужно сказать на каком этаже вы живете. Как сказать? Напишите свой вариант на листке

Четыре - это какое числительное?

Как вы узнали?

Дайте определение

А если не подходит количественные числительные, то какие возникают вопросы. Числительное «четвертом» на какой вопрос отвечает? Что оно обозначает?

Дайте определение

Материал для наблюдений

Значит, тема сегодняшнего урока звучит как?

Открываем тетради, пишем сегодняшнее число 22 октября 2014 года, десятый месяц года лошади, второй месяц осени, третья неделя месяца, третий день недели. До конца первой четверти

осталось две недели, 14 дней. Кто запомнил какие числительные я употребила в своих словах?

Раз, два, три, четыре, пять

Числительные

4, 5.

Учащиеся делятся на группы

Я живу на четыре этаже

Количественное

Количественное числительное обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

Какой?

Порядок при счете

Порядковые числительные –обозначают порядок при счете и отвечает на вопрос какой?

Наблюдают два текста, имеющие в себе числительные. Определяют их функции.

Количественные и порядковые числительные

Осмысление

Где встречаются числительные?

Головоломка со спичками . Переместите спичку таким образом, чтобы получилось равенство верным

Еще?

Вспомните сказки, мультфильмы в названиях, которых есть числительные.

Люди часто пользуются в своей речи числительные. Не случайно числительные употребляются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Попробуйте объяснить значение следующих фразеологизмов.

В два счета

Как две капли воды

Заблудиться в трех соснах

Сидеть в четырех стенах

Первый блин комом

Семь пятниц на неделе

Семи пядей во лбу

За семью замками

На седьмом небе

Вспомните пословицы в которых встречаются числительные

Сейчас, вам буду говорить толкование пословиц, а вы вспомните саму пословицу

Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного не сделаешь.

Прежде чем что-либо сделать, все тщетно взвесь, проверь несколько раз.

В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем деньги.

Чтение правила

Первая группа количественные числительные. Вторая группа порядковые числительные объясняют новую тему друг другу. Приводят примеры

Просклоняйте ваши этажи на доске. Что такое склонение?

А теперь отгадайте о ком идет речь?

Она родилась в конце лета, в начале последнего летнего месяца, на первой декаде. Когда она родилась поспевали овощи и фрукты.

Какую роль играет числительное в нашей жизни

Физминутка «Зверобойка»

Анекдот из жизни

Чтобы такое с вами не случилось, давайте узнаем, насколько вы знаете время

Видеоролик ВОВ

На уроке математики

В сказках, пословицах и поговорках, фразеологизмах.

Три поросенка, три богатыря, Белоснежка и 7 гномов, волк и семеро козлят, 38 попугая

Дружно

Очень быстро

Очень похожи

Запутаться

Не выходить из дома

Человек, который каждый день меняет свое решение.

Умный человек

Спрятать надежно

Счастлив

Ответы учеников

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Количественные числительные изменяются по падежам, не имеют рода, за исключением один, два. Не имеют числа. Количественные числительные разделяются на целые, дробные, собирательные.

Порядковые числительные называют номер предметов при счете, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются как имена прилагательные. Если находятся в составе названий праздников или знаменательных дат, то пишутся с прописной буквы

Изменение слов по падежам называется склонением.

И.п. четвертый этаж

Р.п. четвертого этажа

Д.п. четвертому этажу

В.п. четвертый этаж

Т.п. четвертым этажом

П.п. о четвертом этаже

И.п. пятый этаж

Р.п. пятого этажа

Д.п. пятому этажу

В.п. пятый этаж

Т.п. пятым этажом

П.п. о пятом этаже

Без числительных наша речь непонятна, на понятие уходит некоторое время.

Опережающее задание ученики инсценируют анекдот.

Работа в паре

Рефлексия

На уроке мне было трудно….

Домашнее задание

Упражнение 585 стр 255. Просклоняйте порядковые числительные 1997 год, 21 век

Оценивание

Индивидуальное задание для Акмарал

Саша шустро сушит сушки

Саша высушил штук шесть

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Отгадайте загадки

Два конца, два кольца

Посередине гвоздик. (н…..ы)

Два брюшка, четыре ушка (п…..а)

Индивидуальное задание для Гулжаухар

Быстро произнесите скороговорки

В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.

У четырех черепашат по четыре черапашонка.

Отгадайте загадки

12 братьев друг за другом ходят, друг друга догнать не могут (м….ы)

Два близнеца- два братца верхом на нос садятся (о…и)

Индивидуальное задание для Нурбек

Отгадайте загадки

Три глаза, как три приказа. А красный самый опасный (с……р)

У него четыре лапки,

И на каждой есть царапки.

Переведите на родной язык пословицу

Индивидуальное задание для Мархабат

Отгадайте загадки

Двое чутких есть ушей

Он –гроза для всех мышей (к.т)

На пять чуланчиков – одна дверца (р……а)

Переведите на родной язык пословицу

Четверо живущих в согласии достанут и с неба,

Если шестером не дружны, они не удержат даже то, что у них в зубах.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Какую замечательную дату наша страна будет отмечать в 2015 году? К этому празднику мы готовимся уже заранее.

Семидесятилетию Великой Победы!

Великая Отечественная война началась _______ _________ июня _________ ___________ ______________ _______________ года.

Закончилась ___________ мая ________ ___________ _______ _______

года. Она длилась _______ ___________ ____________ дней.

Опорные слова: 22, 1941, 9, 1945, 1418

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    В каком году ты родился?

    На каком этаже ты живешь?

Материал для наблюдений

    Сколько тебе лет?

    Сколько лет ты учишься в этой школе?

    Сколько предметов вы изучаете?

    Сколько этажей имеет здание твоей школы

    Сколько человек учится в твоем классе?

    Из скольких человек состоит ваша семья?

    Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу?

    В каком году ты родился?

    Какой год ты посещаешь школу?

    На каком этаже ты живешь?

    Какой год был для тебя удачным и понятным?

    В каком году ты закончишь школу?

    В каком году ты поступил в первый класс?

    Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?

Анекдот из жизни

Как –то один прохожий спросил у молодого человека, который только-только изучает русский язык, подскажите, пожалуйста который час? Молодой человек посмотрел на часы и никак не мог объяснить, наконец-то он произнес: хочет быть двенадцать, но 5 не отпускает.

ТЕМА:

Бейсенова Зульфия Сарбаевна

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне было понятно…..

На уроке мне было трудно….

На уроке мне понравился то, ….

На уроке мне не понравился то, …

количественным числительным относятся числительные, которые обозначают в целых единицах отвлеченное число (десять делится на два ) или определенное количество однородных предметов (шесть книг ).

По характеру образования количественные числительные разделяются на три группы:

Простые числительные представляют исторически устойчивый, основной лексический фонд числительных, являющийся словообразовательной базой для всех остальных числительных. Сложные числительные от 11 до 79 возникли путем сращения сочетаний простых числительных от 1 до 9 и «на десяте» (т.е. сверх десяти; десяте - форма древнего местного падежа), а числительные двадцать, тридцать - из сочетаний «два десяти», «три десяти» (десяти - форма им. п. двойст. числа). Эти числительные осмысляются как образованные суффиксами -надцать и -дцать . Числительные типа пятьдесят - восемьдесят представляют сращение простых числительных с архаической формой десят (род. п. мн. ч. числительного десять ), а числительное девяносто мыслится как «девять до ста». Числительные двести, триста, четыреста и полтораста образовались слиянием сочетаний две сът (им. п. двойст. ч.), три ста (им. п. мн. ч.) и т.д. Числительные пятьсот - девятьсот являются сочетаниями простых числительных и родительного падежа множественного числа числительного сто . Составные количественные числительные образуются из сочетания простых и сложных числительных, следующих в определенном порядке (тысяча триста двадцать шесть ).

Морфологические особенности количественных числительных связаны с их лексическим значением. Количественным числительным не свойственна категория числа, так как они лексически выражают значение числа; отсутствует у количественных числительных и категория рода, так как они лишены предметного значения. Отсутствием категорий рода и числа количественные числительные морфологически отличаются от имен существительных.

Среди количественных числительных в морфологическом отношении выделяются слова: один (одна, одно), два (две), тысяча, миллион, миллиард и др.

Числительное один обладает признаками, характерными для имени прилагательного: изменяется по родам (один, одна, одно ) и падежам (один, одного, одному ). Форма множественного числа одни употребляется в особых случаях (см. ниже).

Числительное два имеет категорию рода: два при сочетании с существительными мужского и среднего рода (два дня, два окна ) и две при существительных женского рода (две ночи ).

Числительные тысяча, миллион, миллиард и т.п. обладают всеми грамматическими признаками имен существительных (род, число, склонение), употребляются и в значении счетных существительных (ср. тысяча извинений, миллион терзаний ). В значении числительных эти слова отличаются от существительных.

Числительные тысяча, миллион, миллиард в системе исчисления являются уникальными обозначениями соответствующих чисел, заменяются графически (в письменной речи) равнозначными цифрами (тысяча человек - 1000 человек ); входят в составные числительные как равноправные члены (один миллион тысяча рублей ); вне сочетания с существительными служат названиями отвлеченных чисел; располагают соответствующими порядковыми числительными (один - первый, тысяча - тысячный, миллион - миллионный ); не могут определяться качественными прилагательными, но сами употребляются как количественные определители при существительном, обозначающем единичные предметы (один рубль, миллион рублей и т.п.).

Морфологические особенности количественных числительных тысяча, миллион, миллиард выступают наглядно при сравнении этих числительных с соответствующими счетными существительными. В противоположность числительным, счетные существительные (тройка, четверка, пяток и т.п.) не входят в счетную систему (ср.: три - тройка, четыре - четверка и т.п.); не могут быть переданы графически, цифрами (ср.: 10 яблок - неполный десяток яблок ); не выступают в качестве членов составных числительных; в изолированном употреблении имеют предметное значение (ср.: Вот мчится тройка ); являются производными от соответствующих числительных (ср.: десятка - десять, сотня - сто и т.п.). Счетные существительные могут определяться прилагательными и управляют родительным падежом существительных, во всех падежах употребление их в роли количественных определителей ограничено лексическим значением существительных (ср.: последний десяток тетрадей , но нельзя сказать «десяток дней»).

Слово один , кроме значения количественного числительного (один километр, одна тонна и т.п.), может иметь значения: 1) имени существительного (Один в поле не воин ); 2) местоимения-прилагательного (Мы с ним окончили один («тот же самый») институт ); 3) неопределенного местоимения (Мы встречались в одном («каком-то») доме ); 4) ограничительной частицы со значением «только», «лишь» (Стишки для вас одна забава ) (П.). Форма одни в значении числительного употребляется в сочетании с существительными, имеющими форму только множественного числа (одни ножницы, одни сутки и т.п.). В сочетаниях со словами, имеющими ед. и мн. число, форма одни имеет значение ограничительной частицы или неопределенного местоимения: В кладовых у него одни мыши (А.Н. Т.); Одни ученые соглашаются, другие возражают . Со словами, обозначающими парные предметы, форма одни выступает как в первом, так и во втором из указанных значений: У меня одни (числительное) перчатки и одно кашне; В кармане одни (частица) перчатки, а кашне нет.

Количественные числительные два и полтора имеют родовые различия только в форме именительного и винительного падежа (два листа, две страницы; полтора дня, полторы недели ).

Слова оба (мужского и среднего рода) и обе (женского рода) имеют формы рода, что сближает их с прилагательными. По значению слова оба и обе близки к количественным числительным два и две , обозначая одно и то же количество. Однако основным значением слова оба (обе) является не обозначение количества, а лишь указание на количество - «и тот, и этот», что сближает это слово с местоимением и исключает синонимические отношения оба (обе) и два (две) . Слова оба и обе не входят в счетную систему, не являются членами составных числительных, не имеют соответствующих порядковых числительных. Отнесение слова оба (обе) к собирательным числительным условно в связи со следующими особенностями этих слов: 1) наличием рода (ср. двое, трое - оба, обе ), 2) управлением существительного в форме род. п. единственного числа (ср.: двое мальчиков , но оба мальчика ), 3) несочетаемостью с существительными, употребляемыми только во множественном числе (ср. двое ножниц ), но нельзя сказать «оба (обе) ножницы», 4) отсутствием соответствующего количественного числительного (ср.: двое мальчиков - два мальчика , но только - оба мальчика ).

Категория одушевленности и неодушевленности морфологически выражается только в числительных два, три, четыре : при этих числительных в сочетании с именами существительными, обозначающими одушевленные предметы, винительный падеж совпадает по форме с родительным падежом (ср.: принес три стула - принес трёх щенков ).