Василий федотов представлял собой довольно. Павел андреевич федотов и его картины

Все ли жизненные обстоятельства подвластны человеческой воле? Над таким вопросом задумывается Н. Варенцов.
Проблема, рассматриваемая автором, весьма интересна. Общественный деятель раскрывает ее на примере непредвиденных обстоятельств, случающихся с Василием Федотовым, богатым купцом, думающим, что он способен предугадать любы повороты судьбы. Но многим его планам не суждено сбыться: дела в торговле идут плохо, а жена, на которую «дальновидный» купец переоформил все имущество, и вовсе выпроводила его из дома. Автор не сочувствует своему герою, а наоборот порицает его, ведь его беды стали следствием чрезмерной жадности к деньгам.
Позиция автора четко отражена в одном из предложений рассказа: «человек предполагает, а Бог располагает». Варенцов приводит нас к мысли о том, что не стоит продумывать все свои действия до мелочей, поскольку многие обстоятельства изменчивы и не зависят от нас.
Я согласен с позицией автора и также считаю, что жизнь непредсказуема.
В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», например, главная героиня не могла и подумать, что в погоне за своей любовью, ей придется пройти через ряд испытаний, начиная от несчастливого брака и заканчивая встречей с самим Сатаной.
А в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» погоня за драгоценностями, спрятанными в одном из стульев, привела к тому, что Воробьянинов и Бендер, главные герои, побывав в различных уголках страны, так и не достигли цели: камни были проданы, а на вырученные деньги построен клуб. Никто и не мог подумать о подобном исходе.
Таким образом, не все жизненные обстоятельства подвластны человеку. В некоторых ситуациях имеет место случайность, которая делает нашу жизнь непредсказуемой и интересной.

Оригинальный текст, на основе которого написано сочинение:

1)Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего хорошего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его. (2)Федотов был среднего роста, плешивый, старался не смотреть вам в глаза. (З)При встречах он поднимал веки, быстрым взглядом осматривал вас и сейчас же опускал их; такой же взгляд, применяемый как особый род кокетства, приходилось наблюдать у некоторых женщин. (4)Он был крайне нервный; когда он говорил с вами, поднимал глаза к небу, руки тоже, чтобы засвидетельствовать правоту свою, а если этого было, по его мнению, мало, он изливал слезу, бил себя в грудь. (5)Вся его фигура, весь вид его с этими жестами и слезами были какие-то неестественные, и ему особо не доверяли, называя его за глаза Васькой Федотовым, говоря: «Этот Васька всё-таки пригласит нас на «чашку чая». (6)У купечества «чашка чая» означала собрание кредиторов с предложением скидки. (7)И это мнение оказалось совершенно правильным; он своевременно, перед приглашением на «чашку чая», перевёл на свою жену оба дома, стоимость которых составила около трёхсот тысяч рублей, положил на её имя в банк капитал, тоже триста тысяч рублей, и был уверен: этим он обеспечил себя на чёрный день. (8)Но оказалось, что, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. (9)Конкурс прошёл, а жена выпроводила его из своего дома. (10) Федотов, оскорблённый, разорённый, чтобы существовать, стал биржевиком и, занимаясь комиссионерством, захаживал к знакомым с разными предложениями. (11)Однажды во время такого прихода он, хмурый, несчастный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул и, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. (12)Рыдания его были искренние, а не лукавые, как приходилось ему проделывать раньше для получения каких-либо выгод; сейчас он действительно страдал. (13)Вода и валерьяновые капли привели его в более спокойное состояние, он извинился за причинённое беспокойство и рассказал: (14) - Вам известно, что я лишился всего состояния, любимого дела, покинут женой, но это, как ни больно было для меня, я перенёс. (15)У меня была единственная дочка, которая была для меня дороже всего. (16)Выдавая замуж, я наградил её пятьюдесятью тысячами рублей, на столько же дал ей бриллиантов и приданого; когда бы она ни приходила ко мне, я всегда дарил ей что-нибудь, спрашивал её: «Не нужно ли чего тебе?» (17)Она была для меня радость и любовь, я жил для неё, и она была для меня всё! (18)И вот по дороге к вам, у Ильинских ворот, я вижу её, идущую мне навстречу. (19)Можете представить мою неожиданную радость! (20)Я спешу к ней. (21)Она же, увидев меня, повернула в сторону, сделав вид, что не желает со мной говорить. (22)Это было уже сверх сил моих!

Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего хорошего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его. Федотов был среднего роста, плешивый, старался не смотреть вам в глаза. При встречах он поднимал веки, быстрым взглядом осматривал вас и сейчас же опускал их; такой же взгляд, применяемый как особый род кокетства, приходилось наблюдать у некоторых женщин. Он был крайне нервный; когда он говорил с вами, поднимал глаза к небу, руки тоже, чтобы засвидетельствовать правоту свою, а если этого было, по его мнению, мало, он изливал слезу, бил себя в грудь. Вся его фигура, весь вид его с этими жестами и слезами были какие-то неестественные, и ему особо не доверяли, называя его за глаза Васькой Федотовым, говоря: «Этот Васька всё-таки пригласит нас на «чашку чая». У купечества «чашка чая» означала собрание кредиторов с предложением скидки. И это мнение оказалось совершенно правильным; он своевременно, перед приглашением на «чашку чая», перевёл на свою жену оба дома, стоимость которых составила около трёхсот тысяч рублей, положил на её имя в банк капитал, тоже триста тысяч рублей, и был уверен: этим он обеспечил себя на чёрный день. Но оказалось, что, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Конкурс прошёл, а жена выпроводила его из своего дома. Федотов, оскорблённый, разорённый, чтобы существовать, стал биржевиком и, занимаясь комиссионерством, захаживал к знакомым с разными предложениями. Однажды во время такого прихода он, хмурый, несчастный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул и, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. Рыдания его были искренние, а не лукавые, как приходилось ему проделывать раньше для получения каких-либо выгод; сейчас он действительно страдал. Вода и валерьяновые капли привели его в более спокойное состояние, он извинился за причинённое беспокойство и рассказал: - Вам известно, что я лишился всего состояния, любимого дела, покинут женой, но это, как ни больно было для меня, я перенёс. У меня была единственная дочка, которая была для меня дороже всего. Выдавая замуж, я наградил её пятьюдесятью тысячами рублей, на столько же дал ей бриллиантов и приданого; когда бы она ни приходила ко мне, я всегда дарил ей что-нибудь, спрашивал её: «Не нужно ли чего тебе?» Она была для меня радость и любовь, я жил для неё, и она была для меня всё! И вот по дороге к вам, у Ильинских ворот, я вижу её, идущую мне навстречу. Можете представить мою неожиданную радость! Я спешу к ней. Она же, увидев меня, повернула в сторону, сделав вид, что не желает со мной говорить. Это было уже сверх сил моих!

Сочинение:

В тексте известного общественного деятеля, московского промышленника Николая Александровича Варенцова поднимается проблема отношения детей к родителям.

Данная проблема являлась актуальной во все времена. Рассказывая нам историю Василия Федотова, автор акцентирует наше внимание на том, что именно предательство дочери стало самым тяжелым потрясением для героя. Будучи покинутым женой, лишившись состояния, которым он так дорожил, он не находит поддержки и у любимой дочери! А ведь это было для него самым главным. История, рассказанная автором, заставляет нас задуматься, поразмышлять на вечные темы, такие как долг перед родителями, чувство благодарности и любви.

В тексте ярко выражена позиция автора. Читая этот отрывок, нам несложно догадаться, что Н. А. Варенцов осуждает поступок девушки. Описывая состояние героя, автор отмечает искренность страданий Василия Федотова. Не зря текст заканчивается восклицанием главного героя: «Это было уже сверх сил моих!». Несмотря на то, что мы не найдем в тексте прямых оценочных высказываний автора, мы понимаем, что Николай Александрович сочувствует Василию Федотову.

Я полностью согласна с мнением автора. Я считаю, что каждый человек обязан ценить, уважать и любить своих родителей. Василий Федотов заботился о своей дочери, а она отвернулась от него в самый тяжелый момент его жизни. Я уверена, что отношения детей к родителям не должно основываться на деньгах, благосостоятельности и успешности. Поэтому поступок девушки невозможно оправдать.

Мы найдем отражение этой проблемы и в русской классической литературе. Вспомним цикл произведений А.С. Пушкина «Повести Белкина», а именно «Станционного смотрителя». В этом произведении автор рассказывает нам историю бедного станционного смотрителя, единственной отрадой которого была любимая дочь. Но девушка покидает отца. Он пытается найти ее, хотя бы просто увидеть, но его выгоняют из дома дочери. И лишь после его смерти, когда девушка приезжает навестить отца, она понимает, что натворила.

ЕГЭ по русскому языку:

несколько полезных советов о том,

как написать сочинение. Трудный критерий К2

Не секрет, что самым трудным при написании сочинения по русскому языку является критерий К2 -коммментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме - это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения выпускника находить и пояснять смысловые компоненты текста. Иными словами, по тому, как прокомментирована проблема, эксперт оценивает, насколько глубоко и полно экзаменующийся понял эту проблему, сумел проследить ход авторской мысли. Комментарий к проблеме - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. В чем заключается основная трудность при комментировании проблемы, какие вопросы возникают перед выпускниками? В основном все сводится к нескольким вопросам: как правильно подойти к комментарию, какие фрагменты текста выбрать для комментария, как объяснить функцию их употребления, как связать с проблемой? Особенную трудность для комментария представляют тексты художественного стиля с типом речи описание, публицистические тексты, в которых много частных примеров, перемежающихся с рассуждениями автора, художественные тексты, полностью состоящие из диалога. Главное, что должен сделать учитель – научить выпускников не бояться начинать работу с текстом любой сложности, не забывая, конечно, о том, что идти надо от простого к сложному (сначала публицистические тексты, затем художественные). Необходимо показать на конкретных примерах, что многие тексты (особенно публицистические) имеют схожие приемы, которые используют авторы, для того чтобы изложить позицию, воздействовать на читателя.

Как организовать работу по комментарию? Необходимо начинать работу с внимательного анализа самого текста, то есть определить, на каком материале автор раскрывает проблему. Каждый автор уникален, каждый использует свое «наполнение», но все же можно выделить общее в форме подачи материала. Для примера возьмем несколько исходных текстов для написания сочинений, определим, на чем базируется основное содержание, выявим общие закономерности.

Начало текста

Тип содержания

Ф.М. Достоевский

«Отчего у нас все лгут, все до единого…»

Рассуждение, примеры типичных ситуаций, распространенных в обществе

Н. Варенцов

«Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца…»

Фрагменты жизни конкретного человека, оценочная портретная характеристика героя

Д.А.Волкогонов

«Какие поступки мы считаем героическими?»

Известные факты из истории

М.С. Крюков

«Я лучше, я умнее всех»

Реальные исторические факты, рассуждения автора

С. Кудряшов

«В годовщину празднования пушкинского юбилея на одном из совещаний мне довелось быть свидетелем очень любопытного разговора»

С. Довлатов

«Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете…»

Л.А. Жуховицкий

«Когда-то существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не с колыбели…»

Вопросно-ответная форма изложения, убедительные факты

Е.Сикирич

«Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально анализировать то, что нас разъединяет…»

Текст построен исключительно на авторских рассуждениях

М. Бобнева

«Я стою в вестибюле редакции центральной газеты и терпеливо жду, когда дежурная закончит телефонный разговор с приятельницей…»

Анализ типов содержания позволяет выявить определенные закономерности: нередко создатели текстов (чаще публицистических) строят их с использованием рассуждений, привлечением конкретных примеров, описаний типичных ситуаций, исторических фактов, ссылок на авторитеты, цитированием известных личностей. Что дает такая работа в практическом плане комментария? Умение определить принцип построения каждого конкретного текста, позволяет сделать следующий шаг в комментарии. А именно: выбрать наиболее понятные (для выпускника) фрагменты и определить, как они «работают» в тексте на проблему. Необходимо в процессе комментирования осуществлять самоконтроль, задаваясь вопросами: на каком материале автор раскрывает проблему (на чем заостряет внимание), почему именно на этом материале? Какие имена (факты, события, примеры, ссылки на авторитеты) упоминает автор? Для чего?

Работа с художественными текстами должна учитывать следующее:

в художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном - в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении - от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

  • Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный - человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический - человек и окружающая среда; нравственный (этический) - взаимоотношения людей, нравственные ценности).
  • Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.).
  • Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Сейчас на примере текстов сочинений, представленных в первой таблице, попытаемся в зависимости от содержания текста выявить его роль в раскрытии проблемы.

Текст Ф.М. Достоевского

Типичные примеры жизненных ситуаций позволяют читателю провести параллели с действительностью, «примерить» ситуацию к себе

Текст Н. Варенцова

Оценочное описание внешности формирует определенное отношение читателя к герою, реальная жизненная история вызывает неподдельный интерес, заставляет задуматься о своих поступках

Текст Д.А. Волкогонова

Многочисленные примеры, их сопоставления помогают уяснить суть того, о чем говорит автор

Текст М. C . Крюкова

Многократное обращение к цитированию служит для опровержения или утверждения какой-либо мысли

Текст С. Кудряшова

Цитирование классиков побуждает читателя задуматься над проблемой, примеры жизненных ситуаций помогают кому-то узнать себя в негативных персонажах, пересмотреть свое поведение

Текст С. Довлатова

Рассуждения демонстрируют точку зрения на проблему самого автора, конкретная жизненная ситуация ярко иллюстрирует суть проблемы

Текст Л.А. Жуховицкого

Умело подобранные исторические факты убедительны, очень доступны по содержанию, что подкрепляет позицию автора

Текст Е. Сикирич

В тексте представлены только рассуждения, они заставляют внимательно вчитываться в них, следить за ходом мысли автора, выявлять точку зрения, следить за эмоциональным настроем

Текст М. Бобневой

Типичная ситуация помогает ярче представить проблему, которую рассматривает автор, осознать ее, мысленно представить себя в подобной ситуации

Представленная таблица демонстрирует, что в текстах с разным «наполнением» есть общие принципы. Это можно использовать при выполнении комментария, отвечая на вопросы: на чем базируется текст, с какой целью автор использовал то или иное «наполнение», как оно взаимодействует с проблемой, воздействует на читателя.

Следует помнить, что


Текст.

(1)Василий Федотов представлял собой довольно интересный тип купца, вышедшего из приказчиков и достигшего хорошего благосостояния, но корысть с желанием положить себе в карман лишний миллиончик погубила его. (2)Федотов был среднего роста, плешивый, старался не смотреть вам в глаза. (З)При встречах он поднимал веки, быстрым взглядом осматривал вас и сейчас же опускал их; такой же взгляд, применяемый как особый род кокетства, приходилось наблюдать у некоторых женщин. (4)Он был крайне нервный; когда он говорил с вами, поднимал глаза к небу, руки тоже, чтобы засвидетельствовать правоту свою, а если этого было, по его мнению, мало, он изливал слезу, бил себя в грудь. (5)Вся его фигура, весь вид его с этими жестами и слезами были какие-то неестественные, и ему особо не доверяли, называя его за глаза Васькой Федотовым, говоря: «Этот Васька всё-таки пригласит нас на «чашку чая». (6)У купечества «чашка чая» означала собрание кредиторов с предложением скидки. (7)И это мнение оказалось совершенно правильным; он своевременно, перед приглашением на «чашку чая», перевёл на свою жену оба дома, стоимость которых составила около трёхсот тысяч рублей, положил на её имя в банк капитал, тоже триста тысяч рублей, и был уверен: этим он обеспечил себя на чёрный день. (8)Но оказалось, что, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. (9)Конкурс прошёл, а жена выпроводила его из своего дома. (10) Федотов, оскорблённый, разорённый, чтобы существовать, стал биржевиком и, занимаясь комиссионерством, захаживал к знакомым с разными предложениями. (11)Однажды во время такого прихода он, хмурый, несчастный, с блуждающими от волнения глазами, войдя ко мне, сел на стул и, схватив себя за голову, упал на стол и зарыдал. (12)Рыдания его были искренние, а не лукавые, как приходилось ему проделывать раньше для получения каких-либо выгод; сейчас он действительно страдал. (13)Вода и валерьяновые капли привели его в более спокойное состояние, он извинился за причинённое беспокойство и рассказал: (14) - Вам известно, что я лишился всего состояния, любимого дела, покинут женой, но это, как ни больно было для меня, я перенёс. (15)У меня была единственная дочка, которая была для меня дороже всего. (16)Выдавая замуж, я наградил её пятьюдесятью тысячами рублей, на столько же дал ей бриллиантов и приданого; когда бы она ни приходила ко мне, я всегда дарил ей что-нибудь, спрашивал её: «Не нужно ли чего тебе?» (17)Она была для меня радость и любовь, я жил для неё, и она была для меня всё! (18)И вот по дороге к вам, у Ильинских ворот, я вижу её, идущую мне навстречу. (19)Можете представить мою неожиданную радость! (20)Я спешу к ней. (21)Она же, увидев меня, повернула в сторону, сделав вид, что не желает со мной говорить. (22)Это было уже сверх сил моих! (По Н. Варенцову).

Проблема ложных ценностей жизни.

3. Проблема воспитания. Проблема роли детства в формировании личности человека.

Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

Текст.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2) Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!» (6) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения. (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. 16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19) Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой. (25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом. (29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32) …Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать. (По Н. Аксёновой).

Текст.

(1)Как-то раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у детей такие взрослые. (2)Мадонна или просто какая-нибудь женщина держит на руках ребёнка или ведёт его за ручку,телом он совсем маленький, а глаза смотрят серьёзно.(3)Художница ответила мне примерно так. (4)Старые мастера и вообще большие живописцы прошлого видели в младенце прежде всего человека. (5)Ведь главное в каждом малыше не то, что он ребёнок, а то,что он человеческий ребёнок. (6)И жизнь у него человеческая – трудная,сложная. (7)Конечно, детство – это заря жизни, это счастье. (8)Но сам ребёнок этого счастья не осознаёт. (9)Вот вы в детстве были счастливы?(10)Выслушав её, я призадумался. (11)Конечно, какой-то перехлёст был в её словах. (12)Но когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства, счастливых оказалось очень мало.13)И причиной тому были отнюдь не родители, не окружающие, не трудности эпохи. (14)Мне просто некогда было быть счастливым.(15)Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? (16)«Золотое детство» – это прочно затверженная формула.(17)А что если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тёти, которые забыли свои детские годы? (18)Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые.19)Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых,способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях жизни.(20)Детство – пора очень напряжённой учёбы («научения», как теперь говорится), пора освоения и усвоения бытия. (21)В детстве жить очень интересно и очень нелегко. (22)Колоссальный поток сведений,ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. (23)Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. (24)Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками.(25)Кто-то сказал, что каждый человек – это целый мир. (26)Но фундамент этого мира человек закладывает очень рано. (27)Самые тяжёлые камни нам приходится ворочать в детстве, потом уже пойдут кирпичики. (28)А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться нам лёгкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать своё золотое детство.

(По В. Шефнеру)

Текст.

(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом... (7)Потом становится грустно.

(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.

(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, - там теперь какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.

(12)В сердце всё больше пустот - как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!

(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.

(15)Без детства холодно на душе.

(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи - стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться - самая надёжная примета.

(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился - выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове. (21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков - настоящая метель. (26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.

(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас - всякая мелкота!

(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.

(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?

(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?

(По А. Лиханову)

Информация о тексте


Основные проблемы

Авторская позиция

1. Проблема роли детства в жизни человека. (Какова роль детских воспоминаний в жизни каждого человека? Почему человеку кажется, что в детстве всё было лучше?)

1. Детские впечатления очень важны для человека: они сохраняют радостное восприятие мира, образ родного дома, родных мест. Детские воспоминания - самые яркие и незабываемые в жизни каждого.

2. Проблема сохранения по-детски яркого и ясного восприятия мира во взрослой жизни. (Можно ли сохранить по-детски яркое восприятие мира?)

2. Людям хочется сохранить яркое и радостное, как в детстве, восприятие мира, но этого, как правило, не происходит.

Материал для аргументов:

1. Воспитание в широком смысле – формирование личности. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности? Обратимся к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой воспитан в среде столичного дворянства. Его личность формируют требования, обычаи, культурная обстановка в среде столичной дворянской интеллигенции, книги (довольно бессистемное чтение в основном иностранных авторов). Как неординарный человек, он не может удовлетвориться теми идеалами, которыми живёт свет, но, воспитанный этим обществом, он всё же остаётся светским человеком. Это противоречие особенно ярко проявилось в дуэли с Ленским. Это в конечном итоге привело к потере смысла жизни.

2. Иное воспитание получила Татьяна Ларина, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На формирование её личности воздействовали два фактора: с одной стороны, это влияние книжного Запада (сентиментальные романы), с другой – традиции русской национальной культуры (рассказы няни, русская природа, народные обряды, «привычки милой старины»). Это выгодно отличает её от остальных героев. Татьяна – цельная личность с сильным характером и твёрдыми нравственными принципами, но и её воспитание отрывочно, бессистемно. Пушкинский идеал воспитания личности заключается в соединении европейской образованности с традициями русской национальной культуры.

3. В комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" ярко показано, как семья влияет на формирование личности. Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение к окружающим. Не удивительно, ведь родители - всегда главный пример для подражания детям.

Текст.

(1)Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2)А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. (3)И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

(4)Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца - мои прожитые годы. (5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

(12)Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13)А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола - немножко толще, немножко тоньше, - но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14)В дереве не было впустую прожитых лет. (15)Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, - оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16)Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

(17)Кольца моей жизни - рассказ о прошлом. (18)Кольца - это автобиография человека. (19)Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20)Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21)Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22)По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них - у дуба и берёзы...»
(По Д. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (родился в 1919 году), русский советский писатель и общественный деятель. Основная тема творчества - поэзия научно-технического творчества, поиск истинных ценностей человеческой жизни.


Иногда, как я думаю, имеет смысл знакомить вас, дорогие друзья и читатели, со старыми, наиболее интересными на мой личный взгляд и удачными, постами из моего старого закрытого дневника, который я в свое время создал не в виртуальном пространстве ли.ру. Вот один из давних постов, взятых из того раннего моего дневника (этот пост был мной составлен и потом опубликован там еще в ноябре 2006 года).

Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

В выставочных залах не убывала толпа. Перед главным холстом экспозиции "Сватовство майора" стоял художник Павел Федотов и, словно рыночный зазывала, приглашал посетителей задержаться возле картины, объясняя её содержание слогом, который сам называл "простонародным протяжным напевом":

Вот купецкий дом, - всего вдоволь в нём,

Одно пахнет деревней, другое харчевней.

Зато один толк, что всё взято не в долг,

Как у вас иногда, честные господа!..

Уловка сработала. Такова была новая фантазия художника - объяснять живопись рифмованным слогом, превращать зевак в слушателей, а слушателей в зрителей. Журналы писали об успехе художника. "Сватовство майора" принесло ему звание академика живописи, а рифмованный комментарий - признание знатоков русской словесности.


П.А. Федотов. Сватовство майора. 1851

Павел Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года и происходил из семьи очень бедного чиновника, отставного прапорщика, бывшего воина Екатерининских времен.

Если выше написанное заинтересовало, то читайте и смотрите фоторепродукции картин Федотова (я ценю его великий талант в области жанровой живописи) ниже. Пост по объему относительно небольшой, а еще в нем есть - фоторепродукции его картин.


Федотов П.А. Портрет А.И. Федотова, отца художника. 1837. Акварель

Одиннадцати лет от роду, не получив почти никакой научной подготовки, был определён в воспитанники 1-го московского кадетского корпуса, в котором своими блестящими способностями, успешностью в ученье и образцовым поведением обратил на себя внимание начальства и превзошёл всех своих товарищей. В пятнадцать лет он - унтер-офицер, в семнадцать - фельдфебель. Как лучшего выпускника кадетского корпуса Павла переводят в столицу, и в восемнадцать он становится прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка. Рисовать начал ещё в кадетах, веселя однокашников забавными шаржами. В полку продолжал писать портреты сослуживцев, а когда в часть пожаловал великий князь, Федотов посвятил этому событию живописный сюжет. Князю понравилась акварель, и он наградил гвардейца бриллиантовым перстнем.


П.А. Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1838

Через год великий князь вновь посетил полк. На этот раз ему показали начатую Федотовым картину "Освящение полковых знамён после пожара в Зимнем дворце". Вскоре последовал высочайший Указ, разрешавший художнику оставить военную службу для обучения живописи с назначением содержания от казны. Однако Федотов не торопился в отставку.

П.А. Федотов. Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. 1843

Ещё на третьем году полковой службы он стал посещать вечерние классы Императорской академии художеств. Именно тогда, по выражению художника, его "карандаш задел прохожих", и он научился изображать "оплёванного судьбой человека".


П.А. Федотов. Офицер и денщик. 1850

Между тем мир, открывшийся Федотову в стихосложении, увлекал его не меньше, чем игра красок и гармония линий. Он сочинял романсы и песни, исполнял их под аккомпанемент семиструнной гитары, переиначивал на шутливый лад сцены и арии из оперы "Руслан и Людмила" и разыгрывал представление перед друзьями. Он навсегда остался верен семиструнной подруге - держал в мастерской манекен натурщицы с гитарой в руках. На слуху у современников были его романсы "Кукушечка" и "Душенька", песня "Любочка" и солдатский марш "То ли дело егеря", распеваемый русской пехотой чуть ли не до Первой мировой войны.

Федотов шутил над собой в рисунках и не стеснялся показывать их друзьям и знакомым. Изображал себя в картинах забавных или трагических, часто при обстоятельствах, никогда не случавшихся с ним в жизни. На бумаге, холсте и картоне возникал параллельный фантазийный мир бурной жизни художника, наполненной ухаживаниями, азартной игрой, помолвкой, женитьбой, любовными связями, счастливым отцовством и завершившейся бедной и немощной старостью. Глядя на рисунки Федотова, кажется, что интимный мир художника помещён им под лупу. Такая мысль возникала, видимо, и у самого Федотова.

Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик). 1846 г.

П.А. Федотов. Завтрак аристократа (Неожиданный гость). 1850

П.А. Федотов. Прогулка. 1837. Акварель. [Групповой портрет: П.А. Федотов в форме офицера лейб-гвардии Финляндского полка, А. И. Федотов (отец художника), А. И. Калашникова (сводная сестра художника)]

На рисунке, выполненном им в больнице незадолго до смерти, чиновный вельможа в мундире и эполетах пристально рассматривал смятенную физиономию художника через крупное увеличительное стекло в драгоценной оправе. Отсутствие эмоций на лице вельможи говорило о том, что он и под увеличением ничего не разглядел в живописце: лишь полные тревоги глаза, встопорщенные усы да приоткрытый в немом крике рот...

В автошарже, написанном вскоре после выхода в отставку, Федотов нарисовал себя в галантном полупоклоне, объясняющимся в любви миловидной барышне. Собака барышни облаивала кавалера из-под пюпитра.

П.А. Федотов. Разборчивая невеста. 1847

Этот эпизод, может быть, не заслуживал бы внимания, если бы не сохранилась анкета, заполненная рукой Федотова, когда он попал в психоневрологическую больницу. Всего два вопроса и два ответа:

"Когда началась болезнь?" - "В июне 1852 года".

"Первые признаки болезненного состояния?" - "Началось с объяснения в любви".

Впрочем, до тех роковых объяснений, когда художник предложил руку и сердце сразу двум барышням, ещё далеко, и рисунок, о котором идёт речь, был всего лишь забавной шуткой.

Приятели считали Федотова убеждённым холостяком. Все знали его обычную отговорку: "Птичка дорожит веткой, а не золотой клеткой". Однако клетка не пустовала в его рисунках. На одном из них жена сокрушалась о седине мужа, а он утешал - виноват дурной петербургский климат. Идиллию брачной серии нарушал набросок, намекавший на связь супруга на стороне. Приподнявшись в постели, обладатель знакомых усов и причёски обнаружил, что собака хозяйки погрызла его обувь, брошенную возле кровати, и досадовал: "Ах, какой твой Фиделька шалун!".

В 1851 году художник закончил писать картину "Вдовушка" и поместил в богатую раму за спиной героини изображение умершего мужа, наделив его своими чертами. Бог весть, почему Федотов это сделал: сюжет картины навеян судьбой его сестры Любы, разорившейся после внезапной смерти мужа. Собственное изображение взамен портрета умершего супруга выглядело по меньшей мере неуместно.

В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства.

Федотов работал над картиной упорно и долго. "Про "Вдовушку", выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: "Не мудрено сделать хорошо, изучая предмет два года". Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью", - записал он в своем дневнике. Метод его творчества остался тем же, что и в период создания "Сватовства майора", - Федотов по-прежнему внимательно вглядывался в действительность, по-прежнему постоянно и тщательно писал с натуры. Только опыт художника сделался разнообразнее и шире, мастерство стало еще более совершенным, обострилась способность к обобщению.

Художник почти закончил полотно, но нужное цветовое решение не находилось. К ночи Федотов выбился из сил и лёг спать. Во сне ему явился Карл Брюллов, сказавший, что от прежнего замысла надобно отказаться. Они вместе подошли к картине, сняли полог, и Брюллов, взявши кисть, показывал, как и какие краски следовало смешать, куда и в каком порядке их нанести. Утром Федотов в точности исполнил советы Брюллова. Вышло отменно!

"Вдовушка" дошла до нас в четырех вариантах.

П.А. Федотов. Вдовушка (1-я версия). 1851

П.А. Федотов. Вдовушка (2-я версия). 1852

Сравнивая между собой эти ступени постепенного вызревания замысла, нетрудно заметить, что с наибольшей настойчивостью Федотов работал над колоритом, в котором хотел выразить всю эмоциональную настроенность картины, и над образом самой вдовушки.

Подобно тому, как герои его сатирических картин вызывают ассоциацию с персонажами пьес Островского, "Вдовушка" своим проникновенным лиризмом и утонченной простотой напоминает женские образы, созданные Пушкиным.

Фантазия живописца - занять место в портретной раме на комоде у "Вдовушки" - оказалась последней и роковой. Не прошло года, как он заболел.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по летам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 г. в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года в возрасте тридцати восьми лет, прейдя в рассудок недели за две до своей кончины.

Федотов (Павел Андреевич)

В комментариях добавлю еще несколько фоторепродукций картин П.А. Федотова и интересные подробности о его картине "Сватовство майора" и об истории ее написания :)

Рубрики:


Метки:

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю



Федотов П.А. Автопортрет
Подробнее о картине П.А. Федотова "Сватовство майора"

Федотов разработал этот сюжет не только в живописи, но и в литературе; ему принадлежит поэма "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора", которая представляет собою развернутый стихотворный комментарий к картине, а также "Рацея" - "рассказ простонародный протяжным напевом", написанный специально в качестве объяснения к "Сватовству майора". Поэт-художник поставил перед собой задачу показать:

"... как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют".

Уже в самой интонации стихотворного объяснения выражено сатирическое отношение художника к его героям.
Он последовательно показывает сначала место действия:

Вот купецкий дом -
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
Другое харчевней...

А затем, одного за другим, всех действующих лиц:

Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец...
Уж чего бы еще?
Да взманила, вишь, честь:
"Не хочу, вишь, эятька с бородою...
Мне по крайности дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь! . ."
... Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Что, дескать, жених изволил пожаловать...
... наша невеста
Не найдет сдуру места:
Мужчина! чужой! Ой, стыд-то акой!
А умная мать
За платье ее хвать!
И вот, извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!.."

"Моего труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза", - говорил Федотов.
Эти слова в полной мере подтверждаются целым циклом этюдов, набросков и натурных зарисовок, связанных с работой над "Сватовством майора".
Один из друзей Федотова, И. Можайский, рассказывает, со слов самого художника, о том, как складывались основные образы "Сватовства майора":
".. . Могут быть такие счастливцы, которым воображение сейчас же дает нужный тип. Я не принадлежу к их числу, а, может быть, и слишком добросовестен, чтобы игру фантазии выдавать за возможное. Когда мне понадобился тип купца для моего "Майора", я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки. . . Наконец, однажды, у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться... изучал его характер... и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо; а чего мне стоили другие!"
Рассказ продолжает другой мемуарист, также близкий друг художника, писавший с его слов:
"При отделке "Сватовства" Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличной сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Там хороши были стены, но аксессуары с ними не ладили; там годилась обстановка, но комната была слишком светла и велика. Один раз, проходя около какого-то русского трактира. . . художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру с закопченными стеклышками, которая "так и лезла сама в его картину". Тотчас же зашел он в таверну и с неописанным удовольствием нашел то, чего искал так долго. Стены, вымазанные желто-бурою краскою, картины самой наивной отделки, потолок, изукрашенный расписными "пукетами", пожелтевшие двери - все это совершенно согласовалось с идеалом, столько дней носившимся в воображении Федотова.
Едва только одолел он первую трудность, явилась тысяча других. Нужно было сыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, удерживающей (на картине) невесту за платье, невесту, прислугу, жениха, кисейное платье, разные аксессуарные вещи, необходимые для картины. Разыскание живых типов по широкому Петербургу не могло быть в тягость нашему наблюдателю, найти лица не было делом очень тяжелым. . . Какой-то добродушный купец... охотно согласился дать скопировать свою особу, один из знакомых офицеров сам вызвался служить натурой для жениха, беспрекословно облачаясь в мундир и стоя на одном месте столько времени, сколько того было угодно Федотову. На Толкучем и на Андреевском рынках наш живописец высмотрел несколько старух и сидельцев... и нанял за сходную цену... Платья, мебель и мелкие вещи были взяты у приятелей, а предметы такого же рода, слишком старые и загрязненные, выбирались из лавок или рестораций".
Современники настоятельно подчеркивают близость федотовских картин к натуре, их почти документальную точность в воссоздании действительности. Эта особенность, и в самом деле характерная для Федотова, особенно ценилась его первыми зрителями.
Для тех, кто желает еще раз взглянуть на картину П.А.Федотова "Сватовство майора", но в фоторепродукции с большим разрешением, я помещаю этот вариант здесь (см. ниже).