Вариант 7 по русскому языку.

ВАРИАНТ 7 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1) Вся жизнь человечества постепенно отражалась в книге. (2) Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца. (3)<...> в ней отразилась та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информации, содержащаяся в тексте?

1) В книге, духовном завещании одного поколения другому, в той или иной мере отражаются все учения, которые потрясали умы человечества.

2) Книга воплощает в себе всю жизнь человечества, его всемирную историю, вобрала в себя все учения и все страсти людей.

3) Книга издавна считается своеобразным документом, духовным завещанием, в котором отражается материальная жизнь человечества.

4) Книга, вобравшая в себя все учения и страсти человеческие, отражает жизнь человечества.

5) В книге отразились все переживания человечества, не зря она передаёт из одного поколения к другому.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Однако Таким образом, Несмотря на это, Например, Хотя

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ , -и, ж.

1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2) чего или какая . Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра.

3) чего . Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

4) Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю И. мира.

5) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6) Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

докумЕнт мозаИчный надОлго послалА досУг

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Радость от успеха незаметно для него самого переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.

Отношения между ещё мало знакомыми людьми постепенно стали приобретать более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.

Все его высказывания, все его выступления, где бы то ни было, всегда были проникнуты РОМАНТИЧЕСКИМИ идеями.

Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Это озеро, отделявшее нас от злополучного мыса, было глубокое и РЫБНОЕ.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ВОСЬМОМУ году НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ

не ЛОЖИ на полку гимнастёрка без ПОГОН

СИЛЬНЕЙШИЙ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Анализируя стихотворный текст, мной был совершенно верно определён его размер.

Б) В поэтической сказке Н. Островского «Снегурочке» показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.

В) Те, кто обращался к поэзии Пастернака, ошеломлён неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.

Г) Благодаря выступающих у слушателей возникло желание продолжить дискуссию.

Д) Плохо выраженная мысль – это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зат..мнённый комп..тентность выт..раться р..шение бл..стеть

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..греватель, н..испособнейший от..гревшись, сверх..нтересный

пр..красно, пр..града бе..кровный, бе..вестный

пр. .следовать, пр..морский

Ответ:_______________________________________

10. Е .

допраш..вать милост..вый корч..вать назойл..вый устойч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

предъявля.. шь держ..шься побел..шь обруш..вшийся недвиж..мый

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё видны остатки (НЕ)РАСТАЯВШЕГО на полях снега, ещё чувствуется дыхание зимы.

Через два дня состоялся тот самый (НЕ)ЛЁГКИЙ разговор.

В этом доме (НЕ)БЫЛО дела до моих страданий, переживаний и слёз, равнодушие царило среди обитателей.

Он никогда (НЕ)ОБДУМЫВАЕТ свои слова.

Новая статья о творчестве этого режиссёра пока (НЕ)НАПЕЧАТАНА.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ТОГО цикла стихотворений Пушкина, который называется «вольнолюбивым», (НА)ВЕРНОЕ, нельзя отторгнуть стихотворение «Арион».

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, над которым клубы огня крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, всё увеличиваясь в размерах.

(НЕ)СМОТРЯ на усталость, туристы шагали быстро, озабоченно поглядывая на солнце, (НА)СКВОЗЬ пробивающее лёгкие тучки.

Стоит прочесть ХОТЯ(БЫ) несколько строк из любимой книги – и ТОТ(ЧАС) же хочется писать самому.

Но косы (ПО)ПРЕЖНЕМУ были в колечках, и (ТАКИЕ)ЖЕ колечки на лбу.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н .

В небольшом, оклее(1)ом чисто белыми обоями, соверше(2)о пустом зале было светло, пахло масля(3)ой краской, на блестящем краше(4)ом полу стояли две китайские вазы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

2) Вот солнце закатилось за край земли да растеклось по небу вишнёвым заревом.

3) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

4) Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие то некоторую лёгкость.

5) Оксана рисует так же хорошо как и пишет стихи.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания:

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл, или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложения должны стоять запятые.

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После того как все приглашённые расположились по местам (1) хозяйка объявила о начале вечера (2) и (3) когда Антон попросил разрешения первым показать свой номер (4) она милостиво согласилась уступить ему первенство.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... (2)Нет! (3)У неё есть своя душа, своя жизнь. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный! (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.

(7) Под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя – этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!

(8) Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей.

(9) На западе, за длинной башней, где живут и могут жить одни ласточки, ибо она, будучи построена после французов, не имеет внутри ни потолков, ни лестниц и стены её распёрты крестообразно поставленными брусьями, возвышаются арки каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады. (10)Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря; по левую, на равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря. (11)А за ним, одеты голубым туманом, восходящим от студёных волн реки, начинаются Воробьёвы горы, увенчанные густыми рощами, которые с крутых вершин глядятся в реку, извивающуюся у их подошвы подобно змее, покрытой серебристою чешуёй.

(12)Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всём её блеске, ибо подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

(13)Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? (14)Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные Отечества. (15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!

(16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. (17)Надо видеть, видеть... (18)Надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!

(По М.Ю. Лермонтову*)

* Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) «Согласный гимн колоколов» златоглавых церквей представляется автору языком древней столицы.

2) Наполеон впервые увидел Кремль с Воробьёвых гор.

3) Наиболее яркое, сильное впечатление красота Москвы производит на закате дня.

4) Московский Кремль невозможно сравнить с чем-либо, как невозможно и описать его.

5) Москва мало чем выделяется среди других городов мира.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 3-5 содержат обоснование утверждения, высказанного в предложении 1.

2) Предложения 7-8 содержат повествование.

3) В предложениях 10-11 представлено описание.

4) В предложениях 16-18 содержится рассуждение.

5) В предложении 14 представлено описание.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 4 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 10-14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личных местоимений. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Ярко и эмоционально выражая своё отношение к древней столице, поэт использует разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых тропы, например (А)__________ («язык сильный, звучный, святой, молитвенный» в предложении 5), и синтаксическое средство – (Б)___________ (предложения 4, 8, 16). Лексическое средство – (В)___________ (например, «начертанную... роком» в предложении 4) – и синтаксическое средство выразительности - (Г)___________ («подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена» в предложении 6, «как баснословный Феникс» в предложении 15) – подчёркивают величие исторической судьбы Москвы».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) парцелляция

3) противопоставление

4) ряды однородных членов предложения

5) разговорные и просторечные слова

6) восклицательные предложения

7) книжная лексика

8) эпитеты

9) риторический вопрос

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 7 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем


Вариант 7

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов имеет основополагающее значение при решении вопросов их современной застройки. (2) в зависимости от такого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации (Суздаль, Хива), либо, если наследие скромно, реконструкции. (3)Таким образом, именно указанная экспертиза безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) От результатов экспертизы архитектурного наследия зависит, будет ли город сохранён и отреставрирован или же будет реконструирован и застроен современными зданиями.

2) При реконструкции и современной застройке старинные города часто становятся безликими.

3) Суздаль и Хива были сохранены и специально отреставрированы, так как это города-музеи.

4) Архитектурные судьбы городов определяет экспертиза ценности их архитектурного наследия.

5) Ценность архитектурного наследия старинных городов играет важную роль в планировании их современной застройки.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Между тем

Вопреки этому,

Вероятно,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОПРОС. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВОПРОС , -а, м.

1) Словесное обращение, требующее ответа. Задать в.

2) Та или иная задача, требующая решения, проблема. Поднять в.

3) Дело, зависящее от чего-н. В. чести.

4) разг. Нечто неясное, до конца неизвестное. Поедем мы туда или нет – это ещё большой в.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

намЕрение

осведомИться

углубИть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Вместо обычного гудка, который слышит АБОНЕМЕНТ, набравший номер, мобильный оператор предлагает слушать мелодию - рингтон.

Задачи ЭСТЕТИЧЕСКОГО воспитания личности могут быть успешно решены лишь в случае их тесной связи с практическими задачами, выдвигаемыми самой жизнью.

Микеланджело создал статую Давида из ЦЕЛЬНОГО куска мрамора.

В честь праздника Настенька НАДЕЛА нарядное новое платьице с бантиками на плечах.

Известно, что каратиноиды - особые КРАСЯЩИЕ вещества - придают цвет пищевым продуктам.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

шесть ВИШЕН

(правая) ТУФЛЯ

НАИВЫСШЕЕ наслаждение

здоровые ДЁСНЫ

ЧЕТЫРЁХСТАМИ людьми

    Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение в построении сложного предложения

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Охваченный в тот период «революционными» настроениями, Блок с особым вниманием присматривался к Клюеву и Есенину.

2) Спор о Серебряном веке вылился как в затяжные культурологические дискуссии на Западе, так и в нашей стране.

3) Вчитываясь в рассказы Чехова, можно за видимой простотой находить глубину смысла и сложность художественного построения.

4) Семейный конфликт в комедии «Лес» отражает огромные сдвиги, происходившие в русской жизни той эпохи.

5) Вопреки прогнозов синоптиков, погода в сентябре стояла тёплая и сухая.

6) Я спросил у старшего брата, что могу ли я взять его конструктор.

7) Из монологов Печорина мы узнаём, что он испорчен светом, что ему с детства не верили, видели в нём несуществующие пороки.

8) Опомнившись и схватив рюкзак, ноги понесли Сергея прочь от этой тёмной улочки.

9) Жуковский принял деятельное участие в смягчении участи декабристов, помогает их жёнам.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заж..галка

приподн..мать

зак..ляться

бл..стеть

сув..ренитет

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мета, пр..мудрый

под..скал, с..грал

о..дирал, по..стелил

бе..вкусен, ..жать (в ладони)

пр..ступил (к делу), пр..рвать (молчание)

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заносч..вый

щавел..вый

забол..вать

коч..вали

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

посе..нный

колебл..шься

движ..мый

расстро..вшись

ненавид..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В годы Великой Отечественной войны появилось (НЕ)МАЛО поэм, но наиболее значимым произведением стал «Василий Тёркин» Твардовского.

Основой сюжета становится далеко (НЕ)НОВОЕ в литературе столкновение сильной личности и толпы.

«Порой важнее НЕ ЧТО сказано, а как сказано!» – этой фразой Игорь завершил наш спор.

Дверь оказалась (НЕ)ЗАПЕРТА, и я осторожно вошёл в дом.

(НЕ)БРИВШИЙСЯ почти неделю, со взъерошенными волосами, осунувшийся, мой брат представлял собой жалкое зрелище.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Струя свежего воздуха пробежала (ПО)МОЕМУ лицу, и я открыл глаза: в окне застыло (ТЁМНО)СЕРОЕ небо.

Этот город – такой большой, хвастливо чистый – неуютен, (КАК)БУДТО он создан не для людей, а (НА)ПОКАЗ.

Выйти из саней было нельзя: снегу навалило (ПОЛ)АРШИНА; я (НА)СИЛУ дождался, когда мы подъедем к постоялому двору.

ЧТО(БЫ) меня не сочли слабым, я, (НЕ)СМОТРЯ на крайнюю усталость, не решался попросить о передышке.

Яков вошёл в зал, я решил поступить ТАК(ЖЕ) – оказалось, там собралось (НЕ)МАЛО народу.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Омары уже были прода(1)ы, и теперь старик мог спокойно стоять хоть до вечера, с величестве(2)ой повадкой поглядывать вокруг, рисуясь своей глиня(3)ой трубкой и красным беретом, спуще(4)ым на одно ухо.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Горького интересует не столько социальный аспект противостояния героев сколько их неготовность реально осмыслить своё положение.

2)Течение времени в платоновском «Котловане» то почти останавливается то стремительно но ненадолго ускоряется.

3) В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков сумел утвердить идею человечности и самоценности жизни и непреложность традиционных нравственных ценностей.

4) Природа в лирике Н. Заболоцкого жива и бесконечно многообразна изменчива и противоречива.

5) В Дубечне тем временем штукатурили и окрашивали внутри станцию и велось строительство её верхнего деревянного этажа.

16. Расставьте все знаки препинания:

Большинство читателей и критиков (1) опубликованных глав романа «Герой нашего времени» (2) восприняли Печорина как героя отрицательного. Император Николай I (3) знакомясь с первой частью произведения (4) решил, что «героем наших дней» будет непритязательный и честный Максим Максимыч.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У этого человека наблюдалось постоянное стремление окружить себя оболочкой, создать себе (1) так сказать (2) футляр. Действительность раздражала его, и (3) может быть (4) для того, чтоб оправдать своё отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отечество есть тот таинственный живой организм (1) очертания (2) которого (3) ты не можешь отчётливо для себя определить и при этом непрерывно чувствуешь его прикосновение к себе (4) ибо ты связан с этим организмом неразрывной связью. .

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Звёзды безмятежно сияли на тёмно-голубом своде (1) и (2) когда я вспомнил (3) что были некогда люди, думавшие (4) будто светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли (5) мне стало смешно.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.

(7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.

(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.

(11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит – упало яблоко. (13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда. (16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.

(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.

(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.

(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (30)И задумается...

(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.

(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно люди излагают свои мысли. (35)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.

(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания на то, о чём болтают.

(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.

(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность.

(49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.

(51)И поэтому люди бывают счастливы.

(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

(по Л.И. Лиходееву*)

* Леонид Израилевич Лиходеев (1921–1994) – русский писатель, автор очерков, фельетонов, романа-эпопеи «Семейный календарь, или Жизнь от конца до начала».

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Каждый раз, когда Архимед садился в ванну, он удивлялся тому, что ему как будто становится легче.

2) Те, кто получает двойки за незнание закона Архимеда, не умеют удивляться, а значит – не способны сделать открытие.

3) Люди, которых ничто не способно удивить, не могут видеть мир во всей его красоте и разнообразии.

4) В мире всё устроено очень непросто и всё находится в тесной взаимосвязи.

5) Умение удивляться даёт человеку возможность мечтать, без мечты жизнь разобьётся о жестокую реальность.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 19–21 представлено повествование.

2) Предложения 23–25 поясняют, раскрывают содержание предложения 22.

3) В предложениях 38–41 представлено описание.

4) Предложения 47–50 содержат следствие того, о чём говорится в предложениях 45–46.

5) В предложениях 52–54 представлено повествование.

23. Из предложений 1–4 выпишите фразеологизм.

24. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Представленный текст – это гимн автора человеческому умению удивляться. Автор сплетает в единое целое сказку, основанную на способности удивляться, и науку, которая, казалось бы, далека от

фантазий и наивных догадок. Он стремится пробудить в читателе интерес к познанию и каждодневным открытиям. Избегая тяжеловесной назидательности, Л.И. Лиходеев обращается к своему читателю как

к другу, равному собеседнику, и это отражается на художественном своеобразии текста.

На синтаксическом уровне стоит отметить весьма часто используемое автором средство – (А)_____________ (предложения 17, 24, 50). Атмосферу непринуждённой беседы поддерживает и такой приём, как (Б)_______

(предложения 9–10). На протяжении всего текста Л.И. Лиходеев применяет такое лексическое средство, как (В)__________ ("когда он" в предложениях 5, 6). А понять мысль автора помогает такой приём, как (Г)_______ (предложения 37–39)».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) антитеза

3) парцелляция

4) эпифора

5) ряды однородных членов предложения

6) риторические обращения

7) лексический повтор

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Вариант 7

1. Ответ: 14|41.

2. Ответ: ведь.

3. Ответ: 2.

4. Ответ: осведомиться.

5. Ответ: абонент.

6. Ответ: четырьмястами.

7. 58692

8. Ответ: закаляться

9. Ответ: подыскал сыграл

10. Ответ: заносчивый

11. Ответ: колеблешься

12. Ответ: немало

13. Ответ: чтобы несмотря

14. Ответ: 24

15. Ответ: 14|41.

16. Ответ: 34

17. Ответ: 1234

18. Ответ: 14.

19. Ответ: 12345.

20. Ответ: спросонья или послесна.

21. Ответ: 34

22. Ответ: 24.

23. Ответ: в голову не приходило

24. Ответ: 3

25. Ответ: 5379.

Примерный круг проблем

1. Проблема неравнодушного отно-

шения к жизни, умения человека

удивляться. (Какую роль играет неравнодушное

отношение к жизни, умение удив-

ляться в науке и творчестве? Какое

место оно занимает в общем

прогрессе человечества? Как взаи-

мосвязаны умение удивляться и

способность сделать открытие?)

1. Все открытия – от научных до

творческих – происходят от нерав-

нодушия человека, от его умения

удивляться. Если человек не умеет

удивляться, он ничего не сможет

создать в жизни. Удивление важно

в любой сфере человеческой жизни

2. Проблема взаимосвязи способ-

ности удивляться и полноты жизни

человека. (Какое место занимает умение

удивляться в жизни конкретного

человека? Можно ли ощутить

полноту жизни без способности

удивляться?)

2. Без умения удивляться жизнь

скучна, мир воспринимается одно-

боко, без полноты красок; человек

без этого умения обрекает свою

жизнь на скучное, безрадостное,

бесполезное существование, где нет

мечты, лишает себя прекрасного,

возможности развития

Проблема равнодушного отношения к жизни

(по Л.И. Лиходееву)

сочинение-рассуждение

К чему приводит равнодушное отношение к жизни? Именно этим вопросом задаётся автор текста Л.И. Лиходеев.

Так, автор утверждает, что для человека очень важно умение удивляться, умение обращать внимание на окружающий мир. С одной стороны, Л.И. Лиходеев приводит в пример Архимеда и Ньютона, объясняя их великие достижения не только огромным трудом, но и способностью быть неравнодушным к жизни:

то есть рассматривают жизнь через призму удовлетворения своих потребностей. Лиходеев говорит о них:

Мнение Л.И. Лиходеева по проблеме вполне понятно: жизнь – удивительная вещь, и люди тоже удивительны, но не все это замечают. Надо лишь научиться видеть, хотя бы чуть дальше своего носа, и тогда можно обрести счастье.

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, равнодушие людей к окружающему миру - актуальная проблема. Люди слишком увлечены собой и мирскими делами, забывая о самом главном – жизнь прекрасна и необыкновенна.

Жизнелюбием, умением удивляться отличается

Её способность восхищаться самыми простыми вещами, восторг просто от того, что существуешь, оказали огромное влияние на князя Андрея, заставили его по-новому взглянуть на жизнь, переосмыслить своё существование и принять истину, что жить надо не для одного себя, а для людей, так, чтобы все вокруг тебя знали.

напротив, показано равнодушное отношение к жизни. Так, главный герой, Дмитрий Ионович Старцев, врач, которого в городе прозвали Ионычем, с годами становится абсолютно безразличным человеком. Он потерял интерес к окружающему миру, ко всему, кроме кредитных билетов, которых у него в банке накопилось уже приличное количество. Он равнодушен к Котику, которой был увлечён, его жизнь скучна и однообразна, её скорее можно назвать существованием. Но такую жизнь ведёт не только Старцев – такова она и у семьи Туркиных, самой «образованной и интересной» семьи в городе, и у всех остальных. Кто в этом виноват? Ответ напрашивается только один: конечно, сами люди. Чехов убедительно доказывает нам, что жизнь, лишённая смысла – искреннего служения людям, заполненная лишь эгоистическими заботами, теряет своё значение. Только жизнь, озарённая высокой целью, может приносить радость и удовлетворение.

В заключение хочется сказать, что к жизни нельзя относиться равнодушно. Просто необходимо удивляться всему окружающему и интересоваться людьми, живущими вокруг тебя. Только в этом случае она будет осмысленнее, а следовательно, и счастливее.

Вариант 7 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долго­той. (2) Первая показывает в угловых величинах удаление от экватора, вторая - удаление от нулевого меридиана, на ко­тором находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лон­дона. (3) Провести в этом месте воображаемый нулевой мери­диан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария, предложили в 1884 году британские астрономы, <...> с тех пор его используют в качестве базиса для географи­ческих измерений во всех странах мира.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Британские астрономы предложили в 1884 году провести в месте расположения Гринвичской обсерватории воображаемый нуле­вой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное по­лушария.

2) Для географических измерений, которые проводятся на основе понятий широты - удалённости от экватора и долготы - уда­лённости от нулевого меридиана, с 1884 года базисом является воображаемый нулевой меридиан.

3) Широта показывает удалённость от экватора, долгота показыва­ет удалённость от нулевого меридиана, где находится Гринвич­ская обсерватория.

4) Воображаемый нулевой меридиан, по степени удалённости от ко­торого определяется широта, делит земной шар на Западное и Восточное полушария.

5) Воображаемый нулевой меридиан с 1884 года является базисом для географических измерений на основе понятий широты -удалённости от экватора и долготы - удалённости от нулевого меридиана.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

хотя именно однако потому что но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна­чения слова ШАР. Определите значение, в котором это слово ис­пользовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ШАР, -а, м.

1) Геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг сво­его диаметра. Радиус шара. Поверхность шара.

2) Предмет такой формы. Шар солнца. Лунный шар.

4) Надувная игрушка - прозрачная цветная оболочка, заполняе­мая лёгким газом или воздухом. Красивый шар.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный глас­ный звук. Выпишите это слово.

слИвовый кУхонный жалюзИ Эксперт клАла

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Как ни парадоксально, БЕЗОГЛЯДНАЯ вера в чудо была подго­товлена и бытовавшей в прошлом массовой небрежной популя­ризацией лженауки.

2) Водоём - это постоянное или временное скопление стоячей воды или воды со сниженным стоком в естественных или ИСКУСНЫХ впадинах: озёрах, водохранилищах, прудах.

3) И все же я решусь в год Пушкинского юбилея опубликовать одно ВОСПОМИНАНИЕ, которое при всей своей скромности кажется мне уникальным.

4) Лишь допуская наличие дарвиновского отбора, можно убеждать­ся в ВЫГОДНОСТИ некоторых приобретённых человеком харак­теристик.

5) В.М. Васнецов вырос в отгороженном от больших городов ВЕКОВЫМИ лесами северном селе, в котором сохранились ста­ринные обычаи и обряды, поверья и сказания.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЕВЯТЬЮСТАМИ жителями ПОПРОБОВАЕМ

килограмм ЯБЛОК ДЛИННЕЕ ручки уважаемые ПРОФЕССОРА

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столб­ца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Н.М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

Б) В картине «Березовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приё­мом создал образ возвы­шенного, сверкающего, лучезарного мира.

В) Образованный человек как хорошо знает лите­ратуру, так и историю.

Г) Те, кто изучал матема­тику, конечно, знает о Евклиде.

Д) Благодаря труда лин­гвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпто­ров, императоров и жре­цов

1) неправильное употребление падежной формы существи­тельного с предлогом

2) нарушение связи между под­лежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласован­ным приложением

4) ошибка в построении пред­ложения с однородными чле­нами

5) неправильное построение предложения с деепричаст­ным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной ре­чью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р...стение отп…реть инв…стиция заг…раться бак… лавр

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную бу­кву.

нед.. бор, р.. зослать и..жить, бе..донный

пр.. пев, пр.. восходим по.. ставим, о.. гибать пр..клеить, пр..умный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

оздоравл…вать устойч…вый угодл…вый помарг…вать алюмини…вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

закашля.. шься непререка. ..мый понадоб….шься рассерж... нный побре..шься

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За открытиями и впечатлениями мы стремимся в дальние страны, в дикие джунгли или высокие горы, на (не)обитаемые острова.

Рост сорняков трудно остановить, пока в земле осталось корневище, причём если удалить его (не)целиком, то оставшиеся части дадут новые побеги.

Перед нами росянка - одно из отнюдь (не)многочисленных насеко­моядных растений отечественной флоры.

Кто при чтении поэм Гомера (не)поражался силе таланта слепого, по преданию, сказителя!

(Не)поднимая на зрителей глаз, актёр подошёл к самому краю сце­ны.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Весной (С)НАЧАЛА появляются строчки, чуть позже, когда развер­нутся завитки листьев папоротников и проглянут спороносные по­беги у хвоща полевого, (ИЗ)ПОД листового опада показываются сморчки.

Ограничений по числу участников забега не было, однако на старт вышли только пять упряжек, (ПО)СКОЛЬКУ спортсмены-любители не пожелали участвовать в соревнованиях без гарантии получения хоть КАКОЙ(НИБУДЬ) награды.

Сарай, как свидетельствуют словари, - это крытое, обычно дере­вянное неотапливаемое строение для хранения хозяйственных ин­струментов, различного имущества, а ТАК(ЖЕ) помещение для ско­та, (В)ПРОЧЕМ, в восточных языках значение этого слова иное.

Тельце у южноамериканских бабочек очень маленькое (ПО)СРАВНЕНИЮ с огромными крыльями, однако при такой, КАЗАЛОСЬ(БЫ), небольшой мышечной массе эти бабочки могут долго летать с высокой скоростью.

Сергею захотелось (ПО)БЛИЖЕ рассмотреть древнюю раковину, о происхождении которой (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего урока расска­зывал учитель истории.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ещё в Средние века одним из традицио(1)ых блюд стало мясо, жаре(2)ое над открытым огнём, чтобы мясо прожарилось, его нуж­но вращать, и в XVI веке какой-то смышлё(3)ый повар придумал неожида(4)ый механизм вращения, в котором двигателем служила собака.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в ко­торых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В средней полосе удивительные наросты чаще всего обнаружи­вают на ивах и вязах липах и дубах.

2) Тотьма дорога русскому человеку не только своей историей но и архитектурными памятниками.

3) Смекалистые люди в предуральских местах издавна вели поиски подземных соляных запасов и осваивали их.

4) Лужайки перед Царскосельским дворцом с помощью затейливо вырезанного дёрна и песчаных дорожек и цветов и декоративных трав превращались в узорчатые ковры.

5) Ледниковая плотина препятствует стоку вод в бассейнах Оби и Енисея.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Российская Академия наук (1) задуманная и основанная Петром Великим (2) получила в развитии культуры нашей страны необыч­ное значение: первоклассные учёные (3) составившие первый При­зыв Академии (4) были вовлечены в практические дела и начина­ния.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложениях должны стоять запятые.

Звёзды (1) по мнению большинства астрономов (2) возникли из сжимающихся облаков газа и пыли. Сначала (3) конечно (4) обра­зуются не настоящие звёзды, а их зародыши - «протозвёзды», по­хожие на шаровые облака газа.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

500 миллиардов электронных писем (1) девяносто пять процен­тов (2) из которых (3) составит спам (4) будет отправлено в мире в течение 2015-го года.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото­рых в предложении должны стоять запятые.

Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если ко­готь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ве­теринару.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)В те времена домик - старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей - торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым ме­сяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёхсторон. (З)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на ве­сёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные пли­ты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка - Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней офи­циально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

- (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

- (9)Дайте помереть спокойно.

-(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная од­нокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы поду­майте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

- (12)Дайте помереть спокойно.

- (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...

(14) До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15) Вот на следующий день утром всё и случилось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы - и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали - молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

- (24)Ломать вас буду, бабуся, - сказал бульдозерист.

(25)Поглядела на него угольями своими.

- (26)Не бабуся я, - сказала. - (27)Не бабуся, не мамаша, не свек­ровь - просто старая женщина.

- (30) Как же можно так! - зашумели девчонки-маляры. - (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (ЗЗ)Давайте, бабушка, мы вам поможем...

- (34)Не надо, - сказала Баба-яга. - (Зб)Ничего не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

Встряхни домишко - она враз выскочит.

(39)Однако старуха сама вышла.(40)Вышла, как давеча: в домаш­нем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

- (43)А вещи? - закричал бульдозерист.

(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

- (49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

- (50)Иконы, - сказала. - (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

- (53)Сыновья? - только и спросил бригадир.

-(54) Сыновья, - ответила, - экипаж машины боевой.

(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И ска­зал тихо:

В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам - в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот то­гда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, эта­пе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) - русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1) У героини погибло четверо сыновей, землю с этих могил и пере­дали в урнах.

2) Семён Митрофанович не мог себе простить разговора, который состоялся у него с героиней, когда он пришёл к ней как офици­альное лицо после поступившей от строителей жалобы.

3) Вместе с гибелью сыновьей героини, погибших на войне, пре­рвался род: они не успели создать свои семьи, не родили детей, и героине рассказа уже никогда не увидеть внуков и правнуков.

4) Героине передали землю с могил, где похоронены её многочис­ленные родственники.

5) Великая Отечественная война продолжалась четыре года.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1) В предложении 1 содержится описание.

2) В предложении 16 перечисляются последовательные действия персонажа.

3) В предложениях 18-20 представлено рассуждение.

4) В предложении 52 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 51.

5) В предложениях 60-61 представлено рассуждение.

22. Из предложений 3-4 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 59-64 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «История жизни героини, рассказанная писателем Борисом Ва­сильевым, вызывает сопереживание в душах читателей. Это дости­гается ещё и с помощью разнообразных средств выразительности, которые подчёркивают трагизм ситуации. Так, тропы: (А) ______(«одинокому человеку в предложении 11, «святые мученики вели­корусские» в предложении 51), (Б) ________ («поглядела на него угольями своими» в предложении 25), приёмы: (В) _____ (в предложении 27), (Г)________ («все четверо её сыновей, все её вну­ки и все правнуки лежали» в предложении 64) - помогают глубже узнать историю семьи главной героини, представить её душевное состояние, понять, почему она не хочет покидать старый дом».

Список терминов:

1) Эпитеты 2) сравнение 3) литота 4) фразеологизмы 5) диалог 6) противопоставление 7) метафора 8) лексический повтор 9) антонимы

Источник задания: Решение 3042. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Создав славянскую азбуку, Кириллом и Мефодием были переведены богослужебные книги.

2) Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре.

3) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.

4) Владимир говорил о себе, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».

5) Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлены неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.

6) Что озоновый слой Земли истончается, заметили учёные.

7) Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салют» и «Север».

8) Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода.

9) Он всегда уважал и искренне восхищался своими друзьями.

Решение.

1) Создав славянскую азбуку, Кириллом и Мефодием были переведены богослужебные книги. Предложение осложнено деепричастным оборотом, в употреблении которого допущена ошибка. Правильно: Создав славянскую азбуку, Кирилл и Мефодий перевели богослужебные книги. Ошибка В.

2) Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре. – Сложное предложение, грамматических ошибок нет.

3) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом. Простое предложение, подлежащее и сказуемое не согласованы (Тбилиси – город, это существительное мужского рода). Правильно: До 1936 г. Тбилиси назывался Тифлисом. Ошибка Г.

4) Владимир говорил о себе, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда». Предложение сложное, прямая речь ошибочно введена как косвенная (через союз ЧТО). Правильно: Владимир говорил о себе: «…я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда». Ошибка Д.

5) Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлены неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов. Предложение сложное, осложнено рядом однородных членов. Ошибок нет.

6) Что озоновый слой Земли истончается, заметили учёные. Предложение сложное, допущена ошибка в его построении: придаточная часть должна быть после главной. Правильно: Ученые заметили, что озоновый слой Земли истончается. Ошибка А.

7) Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салют» и «Север». Предложение осложнено приложениями, ошибки нет.

8) Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода.

9) Он всегда уважал и искренне восхищался своими друзьями. Предложение простое, осложнено однородными членами, допущена грамматическая ошибка: дополнение «своими друзьями» не может относиться к «уважал» и «восхищался». Правильно: Он всегда уважал своих друзей и искренне восхищался ими. Ошибка Б.

В ответ выписываем цифры без пробелов и запятых, соблюдая их порядок в соответствии с буквами. Буквы выписывать не нужно.