Валентин берестов как найти дорожку краткое содержание. Урок литературного чтения на тему В.Берестов "Как найти дорожку"

1. Знакомство с писателем, с книжной выставкой.

Валентин Дмитриевич Берестов - известный детский поэт и писатель, переводчик. Читать будущий поэт научился в 4 года. Стихи писал с детства.

Берестов за свою жизнь написал много замечательных произведений для детей. Вот некоторые из них на нашей выставке.

Прочитаем название книг на экране.

(… «Как найти дорожку».)

Слайды 7 – 13.

Как раз этим мы сейчас и займёмся – отправимся в лес искать дорожку.

Но прежде, выполним дыхательную гимнастику.

2. Дыхательная гимнастика.

1-е упражнение «Задуй свечу».

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Сделайте глубокий вдох и выдохните воздух тремя порциями, задувая каждую свечку.

3. Логические упражнения.

А сейчас выполним ещё одно интересное задание.

Слайд 14.


ЛЕС НИК

СТОРОЖ КА

ПЧЁЛ КА

УЛИТ КА

ЗАЙ КА

БЕЛ КА

Глазами смотрим на вертикальную линию и стараемся прочитать слова.

1) про себя, глазами;

2) про себя, шевеля губами;

3) шёпотом;

4) вслух, хором.

Что объединяет эти слова?

(Все слова – названия предметов.)

Какое слово «лишнее»?

(Сторожка, отвечает на вопрос что? Неодушевлённое.)

Что такое сторожка?

А теперь прочитаем, как даётся толкование этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова.

(Помещение для сторожа, жильё сторожа.)

Итак, мы готовы отправиться в путешествие.

4. Работа по учебнику.

Для этого откроем хрестоматию по литературному чтению и по содержанию определим, на какой странице находится произведение В. Берестова «Как найти дорожку».

Ребята нашего класса приготовили выразительное чтение произведения.

А) Выразительное чтение произведения.

Б) Выявление первичного восприятия.

Что вас больше всего впечатлило?

Назовите главных героев произведения.

(Ребята, Белка, Заяц, Улитка, Пчела)

В) Анализ произведения.

Все ли животные знают, где находится сторожка лесника?

(Все очень хорошо представляют, как найти дорожку.)

Все они готовы помочь ребятам добраться до неё? (Да.)

Подтвердите свой ответ.

Работа в группах по учебнику.

1-я группа найдёт и прочитает что отвечает Белка на просьбу ребят подсказать им, как найти дорожку к дедушке в сторожку.

(Очень просто.)

2-я группа – что говорит Заяц.

(Нет ничего проще.)

3-я группа – что предлагает Улитка.

(… «Я вас туда провожу-у-у-у»)

4-я группа – что говорит Пчела.

(«Ж-ж-ж-говорит Пчела. – Покажжжу.)

Как только группа будет готова к ответу, поднимает красный сигнал.

Проверка.

И Белка, и Заяц, и Улитка, и Пчела говорят об одном и том же месте? (Да.)

Итак, мы выяснили, что все животные готовы помочь ребятам и говорят об одном и том же месте.

А что же они предлагают сделать ребятам, чтобы найти дорожку к дедушке в сторожку?

5. Работа в группах по карточкам.

Возьмите карточку с красным кружочком. Прочитайте слова. К каждому слову из первого столбика подберите слово из второго столбика и соедините их стрелками.

Задание. Покажите стрелками, что предлагают сделать животные, чтобы найти дорожку к дедушке в сторожку.

Белка нюхать

Заяц прыгать

Улитка идти

Пчела ползти

Проверка.

Читает одна группа, остальные поднимают красный сигнал, если соединили слова также, а если по - другому выполнили задание– синий.

Они советуют идти разными путями или нет?

(Их советы отличаются.)

Почему?

(С точки зрения Белки, удобнее всего передвигаться, прыгая по веткам. С точки зрения Зайца, очень удобно ориентироваться по запаху. Улитка думает, что быстрее всего будет, если она доползёт до сторожки. А Пчела считает, что если дети проследят за полётом пчёл, то они легко найдут сторожку.)

Т.е. для каждого из них его путь привычный и удобный.

Чьим советом воспользовался бы каждый из вас?

6. Индивидуальная работа по карточкам.

Возьмите карточку с синим кружочком и отметьте галочкой, чьим советом воспользовались бы вы.

Задание. Чьим советом вы бы воспользовались, чтобы найти дорогу к сторожке лесника. Отметьте ˅ .

Белки □

Зайца □

Улитки □

Пчелы □

Проверка.

А чьим советом воспользовались дети?

(Дети воспользовались советом Пчелы.)

Почему?

(Дали совет с точки зрения человека – идти за ними.)

Чьи советы животных не подходят героям?

(Не подходят героям советы Зайца, Белки, Улитки.)

Почему?

(Ребята не умеют передвигаться как Белка и Улитка. У них не такой чуткий нос, как у Зайца.)

Таким образом, какими ещё способами можно посмотреть на мир по – новому?

С помощью движений и органов чувств.)

Слайд 15.

7. Физкультминутка под музыку.

Слайд 16.

Почему дети сами не смогли найти дедушкину сторожку?

(Заблудились, тропинка пропала.)

Можно ли назвать животных помощниками героев?

Все они хотели помочь, но каждый со своей точки зрения. Другое дело, что эта помощь не всегда может пригодиться ребятам. Каждый может выбрать свой способ познания мира, который наиболее приемлем для него. Чужое мнение надо уважать.

8. Беседа о жанре.

- Какой жанр литературы мы сегодня увидели?

(Сказку.)

Как догадались, что это сказка?

(Животные разговаривают.)

А всё ли здесь сказочно? (Нет. Прогулка детей. Повадки животных.)

Как называются такие сказки, в которых есть не только олицетворение, но и правда?

(Сказка – несказка.)

А элементы какого вида сочетает в себе сказка?

(Сказка – цепочка. Дети встречают разных животных.)

Сказка Валентина Берестова «Как найти дорожку» для учащихся 2 класса по программе чтения.

Валентин Берестов. Как найти дорожку

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята — к ней:

Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

— Спасибо, Белка! — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:

Пчёлка, Пчёлка, расскажи

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу... Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят - над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята - к ней:


- Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

Очень просто, - отвечает Белка. - Прыгайте с этой ёлки вон на ту, с той - на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

Спасибо, Белка! - говорят ребята. - Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:


- Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

В сторожку? - переспросил Заяц. - Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом - заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскачите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

Спасибо, Зайка, - говорят ребята. - Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.


- Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. - Лу-у-уч-ше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

Спасибо, Улитка! - говорят ребята. - Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:


- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

Ж-ж-ж, - говорит Пчела. - По-кажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свиданья! Я уж-ж-асно тороплюсь. Ж-ж-ж…

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать.

Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево, с дерева на дерево. Ребята - к ней:
- Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.

Очень просто, - отвечает Белка. - Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той - на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка... Ну что же вы? Прыгайте!
- Спасибо, Белка! - говорят ребята. - Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.
Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:
- Зайка, Зайка, расскажи.
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.

В сторожку? - переспросил Заяц. - Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом - заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.
- Спасибо, Зайка! - говорят ребята. - Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.
- Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.

Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. - Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.
- Спасибо, Улитка! - говорят ребята. - Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела. Ребята - к ней:
- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.
- Ж-ж-ж, - говорит Пчела. - Покажжжу... Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж...
И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать.

Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Рассказ Берестов В. Иллюстрации.

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята — к ней:

— Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

— Спасибо, Белка! — говорят ребята. — Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

— Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом — заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так?
Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

— Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.

— Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

— Спасибо, Улитка! — говорят ребята. — Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:

— Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

— Ж-ж-ж, — говорит пчела. — Покажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом.

Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж…

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Отзывы о сказке