В понятие педагогическая техника входит группы компонентов. Понятие педагогической техники педагогическая техника

Лена Свидрик
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога

Думая о том, как стать хорошим педагогом, мы понимаем, что приходится работать над самим собой. Работа над собой – это труд, который занимает много времени. В этом труде педагог приобретает необходимые ему знания и умения.

Педагогу важно научиться владеть техникой речи, четко выражать свои мысли и чувства. В этом помогает ему умение управлять своим голосом, дикцией, дыханием, мимикой, пантомимикой. Так, можно сказать о том, что педагог настоящий артист в своей профессии.

Антон Семенович Макаренко (педагог) писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… вести себя так, чтобы каждое движение его – воспитывало».

Исходя из всего сказанного, мы можем сказать о том, что ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – это приобретенные педагогом знания и умения, которые позволяют ему видеть, слышать, чувствовать своих воспитанников, и передавать им знания.

Юрий Петрович Азаров (писатель, доктор пед. наук) говорил, что:

1. Развитая педагогическая техника помогает педагогу выразить себя в своей педагогической деятельности, раскрыть все лучшие качества его личности.

Педагог, владеющий педагогической техникой, уже не отвлекается на поиски нужного слова или объяснение сказанного неудачно, он не мучается от потери голоса – все его силы уходят именно на творческий подход в деятельности.

Владея педагогической техникой, педагог может быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а так же сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. В решение таких проблемных ситуаций, педагог удовлетворяет личные потребности в своей профессиональной деятельности.

2. Педагогическая техника оказывает развивающее воздействие на качества личности.

Важная особенность педагогических техник состоит в том, что они формируются на индивидуальных особенностях педагога, как психологических, так и физических. Так, мы можем говорить о том, что педагогическая техника зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья.

Но если, педагог будет:

Работать над своей речью, у него будет развиваться мышление;

Работать над овладением методами саморегуляции, у него будет развиваться эмоциональная уравновешенность;

Постоянно использовать самонаблюдение, у него будет развиваться умение корректировать свои действия.

Хорошо, когда все умения педагога в области педагогической техники проявляются одновременно. Это помогает достичь наилучшего результата.

3. В процессе овладения педагогической техникой, педагог раскрывает все свои нравственные и эстетические позиции. Эти позиции показывают уровень культуры педагога (высокий, средний, низкий).

Культура педагога – это в первую очередь, культура личности. Такой человек способен брать на себя ответственность, регулировать конфликты, принимать совместные решения, принимать и уважать чужую культуру.

Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии.

Из всего сказанного, мы можем сказать о том, что педагогическая техника – это важный инструмент педагога, который он применяет ежедневно в своей деятельности.

Публикации по теме:

«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность.

Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,.

Хочу познакомить вас с игрой, которая разработана по прицепу игры твистер, предназначена для проведения в игровой увлекательной форме диагностических.

В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе.

Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская.

Игра основная форма организации педагогического процесса. "Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М. Горький). Приказом Министерства образования и науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Педагогическая техника? один из важнейших элементов педагогического мастерства

  • Введение
    • 1. Понятие «педагогическая техника»
      • 2. Специфика педагогической техники в деятельности спортивного педагога
      • 3. Педагогическая техника, ее компоненты
      • Выводы
      • Список использованной литературы
      • Введение
      • Профессионализм преподавателя физической культуры и спорта определяется тем, насколько умело он применяет фундаментальные теоретические знания в практике физического обучения и воспитания студентов, насколько чутко реагирует на те изменения, которые происходят в образовательной системе, каковы результаты творческого поиска в учебно-воспитательной и организационной работе. Профессионализм в первую очередь -- это педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогическая культура и педагогический такт преподавателя.
      • Педагогическое мастерство преподавателя -- это синтез психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, эмоционально-волевых средств, которые во взаимосвязи с качествами личности позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.
      • Непосредственное воздействие на студентов преподаватель осуществляет с помощью различных умений, в частности владением педагогической техникой. Педагогическая техника -- это использование преподавателем личностных качеств в осуществлении педагогического процесса, умение говорить и слушать, использовать логические приемы, эмпатию, вовлеченность в процесс общения с обучающимися. Важной составляющей педагогической техники является техника использования информационных и коммуникационных технологий.
      • Известно, что эффективность каждой из них во многом зависит от способов и методов применения. Особое значение педагогическая техника имеет в процессе общения. Умение изложить содержание учебного материала на уровне, соответствующем уровню подготовленности студентов к его восприятию и учет личных особенностей обучающихся в процессе общения, -- важнейшие показатели владения преподавателем не только знаниями, но и основами педагогической техники.
      • С учетом выше сказанных суждений была сформулирована тема
      • «Педагогическая техника? один из важнейших элементов педагогического мастерства»
      • Цель работы: Изучение педагогической техники как одной из важнейших элементов педагогического мастерства»
      • Задачи данной работы:
      • 1.Изучить понятие «педагогическая техника»
      • 2. Раскрыть специфику педагогической техники в деятельности спортивного педагога
      • 3. Рассмотреть педагогическую технику и ее компоненты
      • 1. Понятие «педагогическая техника»
      • Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, -- распоряжений, требований к воспитанникам, -- служат слово, речь, выразительный жест, мимика. Педагогическая техника -- это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это-- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) -- жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием -- чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией-- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП). В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой-- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет “организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым”, каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. “Все это вопросы воспитательной техники”. Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии? Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это -- приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.
      • 2. Специфика педагогической техники в деятельности спортивного педагога
      • Педагогическая техника -- это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера (по Л. И. Рувинскому)).
      • Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений:
      • Искусство общения с учащимися среди важнейших умений, составляющих педагогическую технику, можно поставить на первое место. Со студентами надо разговаривать так же, как и с другими людьми, независимо от их возраста, стараясь всегда быть простым, естественным и понятным.
      • Верный стиль и тон общения определяются положением преподавателя в коллективе. Он является старшим товарищем, который, по словам А. С. Макаренко, всегда рядом и чуть-чуть впереди.
      • Педагогическая техника -- совокупность умений и навыков, необходимых для применения методов педагогического воздействия. Сюда входят умения выбрать правильный стиль и тон в общении, управлять вниманием, темпом деятельности, а также навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.
      • Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств -- правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.
      • Кроме названных, к умениям педагогической техники относятся следующие умения:
      • * располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку;
      • * мобилизовать творческое самочувствие перед предстоящим общением;
      • * управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий;
      • * регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и другие.
      • Педагогическая техника может быть представлена также следующими умениями и навыками:
      • * выбором правильного тона и стиля в обращении с обучающимися;
      • * управлением их внимания;
      • * чувством темпа;
      • * владением словом, дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией;
      • * владением образной, красочной речью, техникой интонирования и выражения различных эмоций.
      • В условиях физкультурного образования педагогическая техника выражается в организации и проведении учебных занятий, тренировок и соревнований по видам спорта на высоком спортивном уровне.
      • Важной составляющей педагогического мастерства преподавателя является его методическое мастерство, оно проявляется в знаниях и умениях:
      • * применить на занятиях наиболее эффективные методы преподавания;
      • * сочетать учебный процесс с воспитательным;
      • * организовывать самостоятельную подготовку студентов;
      • * использовать технические средства обучения;
      • * вести учет и контроль успеваемости;
      • * разрабатывать и использовать в практической деятельности методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
      • Показатель методического мастерства преподавателя -- правильное определение дидактических и воспитательных целей учебного занятия, планирование уровней усвоения знаний учебного материала на основе целей и задач обучения.
      • Важным показателем методического мастерства преподавателя является разработка им авторских программ обучения, основанных на выполнении требований Государственного образовательного стандарта и учитывающих местные условия организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.
      • Методическое мастерство преподавателя находит свое выражение в использовании различных методов и форм организации учебных занятий, вызывающих интерес к обучению.
      • Для повышения интереса студентов к учебным занятиям в методике обучения используется такая форма их организации, как дискуссия. В процессе дискуссии преподаватель дает ответы на острые вопросы, учит рассуждать, выстраивать аргументы, отстаивать свои позиции, что особенно важно в споре, становлении спортивного мастерства обучающихся.
      • Широкое применение в современной методике преподавания находит организация учебных занятий в виде деловых и ролевых игр, использование в обучении методов проекта и других способов интенсификации учебно-воспитательного процесса.
      • преподаватель педагогический коммуникационный учебный
      • 3 . Педагогическая техника, ее компоненты
      • Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».
      • Ю.П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.
      • Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.
      • Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.
      • Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.
      • В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.
      • Все сказанное подчеркивает, что педагогическая техника важнейший инструмент педагога.
      • Компоненты педагогической техники.
      • В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
      • Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:
      • - владение своим организмом (мимика, пантомимика);
      • - управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);
      • - социально - перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
      • - техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
      • Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:
      • - дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
      • - технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и пр.
      • Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.
      • Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.
      • Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.
      • Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т.д.
      • Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов.
      • Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
      • Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.
      • Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно? - ? всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
      • Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.
      • Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей.
      • Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос -- основное выразительное средство устной речи педагога, которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании. Владение голосом связано непосредственно с развитием фонационного (звукового), так называемого речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.
      • Овладеть техникой речи -- значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.
      • Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono -- звук). В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие фонационного дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох.
      • Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.
      • Дикция -- это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.
      • Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечетким произнесением согласных («каша во рту»).
      • Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос ставлен самой природой, но это случается нечасто. Да и xopoший голос при отсутствии специальной тренировки с годами изнашивается.
      • Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.
      • Выводы
      • 1.Педагогическая техника -- это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера).
      • 2. Специфика педагогической техники в деятельности спортивного педагога состоит из комплекса умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.
      • 3.В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
      • а) первая группа связана с управлением своим поведением -- мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией;
      • б) вторая, группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением).
      • Список использованной литературы

1. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -- М.,2004.-106с.

2. Вульфов Б.3., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО,2006.-288с.

3. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2007. - С.23-48.

4. Коротов В.М. Введение в педагогику. - М.: Изд-во УРАО, 2003.-256 с.

5. Круцевич Т.Ю., Петровский В.В. Управление процессом физического воспитания // Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская литература, 2003. Т. 1. - С. 348.

6. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культуры. /Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 352с.

7. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культуры. /Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 352с.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:

9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. препод., аспирантов. - М.: Изд-во "Совершенство", 2008. - 368 с.

10. Учеб. пособие для студ./С.А.Смирнов и др. - М.: Изд центр "Академия", 20079. - 544 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность педагогической технологии их структура и специфика. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога, особенности работы классного руководителя. Диагностика воспитания.

    шпаргалка , добавлен 26.09.2010

    Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования. Категории "технология", "педагогическая технология", "технология обучения". Технология проектирования педагогического процесса. Планирование в деятельности педагога.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2007

    Основные значения индивидуальных особенностей в педагогической деятельности. Специфика педагогического общения, характеристика коммуникативных барьеров. Структура педагогического процесса. Ученные, на разных этапах внесшие вклад в развитие педагогики.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2009

    Сущность и содержание педагогического мастерства, его общая характеристика и отличительные признаки. Определение уровня педагогического мастерства на современном этапе и выявление факторов, его формирующих, его место и значение в процессе обучения.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Анализ структуры деятельности преподавателя. Изучение устройства деятельности преподавателя в учебном процессе, видов взаимодействия и педагогического процесса в целом. Взаимодействие между учащимся и предметом изучения, между учащимся и преподавателем.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Формирование артистизма как основа профессионального педагогического мастерства. Специфика педагогической работы. Быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи. Сопоставительная характеристика педагогического и актерского мастерства.

    реферат , добавлен 22.06.2012

    Понятие педагогического мастерства. Личные качества учителя-мастера. Речь педагога и его роль в профессиональной деятельности. Секреты педагогического мастерства. Ориентирование на календарно-тематические и поурочные планы при подготовке к занятиям.

    доклад , добавлен 27.08.2011

    Перспективный педагогический опыт – один из важнейших резервов совершенствования урока, повышение результативности педагогического труда. Эффективное овладение молодым учителем педагогическими средствами. Групповые и индивидуальные консультации учителей.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2010

    Оптимальность педагогического руководства в зависимости от уровня мастерства и коммуникативной культуры. Авторитарный, демократический и либеральный стили руководства педагога. Руководство педагога на основе увлеченности общей творческой деятельностью.

    реферат , добавлен 06.06.2015

    Основные условия и обязательства для достойного выполнения профессионально педагогического долга. Понятие профессиональной компетентности педагога и выделение его личностных качеств. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕНРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"НОВОУРАЛЬСКАЯ ШКОЛА № 1, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ

ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ "

(ГКОУ СО "Новоуральская школа № 1")

Мутовкина Т.А., учитель

Индивидуальная педагогическая техника

учителя Мутовкиной Татьяны Анатольевны

Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им на отдельных воспитанников и на детский коллектив в целом.

Педагогическая техника педагога является его индивидуальным стилем профессиональной деятельности . Существенное влияние на индивидуальный стиль деятельности оказывают: интеллект педагога, общая культура, уровень профессиональной подготовки учителя, особенности его характера и темперамента, присущие данному педагогу нравственные ценности.

Составной элемент педагогической техники - умение педагога управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние.

Одним из факторов, способствующим выработке индивидуального стиля деятельности, является взаимодействие с коллегами . Совместная (коллективная) педагогическая деятельность содержит огромные возможности активизации и обогащения социально и личностно значимых потребностей учителей (в информационном обмене, в ситуативном лидерстве и в защите от некомпетентных оценок, во взаимопомощи, эмоциональном комфорте, творческом самоутверждении).

Творческий подход к деятельности является следующим компонентом, оказывающим влияние на выработку индивидуального стиля деятельности. Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе "учитель - ученик" является делом педагогического искусства. Оно не терпит стандарта и шаблона. Искусство учителя проявляется в том, как он строит композицию урока; какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Словом, творчество - это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая его характеристика.

Главнейшим в деятельности педагога фундаментом его работы есть направленность его деятельности и профессионализм знаний. А.С. Макаренко неоднократно делал акцент на необходимости для учителя владеть приемами организации собственного поведения и влияния на ученика. Он ввел для обозначения этого явления понятие "педагогическая техника", которое напоминает педагогу о необходимости заботиться не только о сущности нашей деятельности, а и о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала. Ведь "воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе делается, а потому, что видит вас, слушает вас".

Понятие "педагогическая техника" состоит из двух частей.

    Первая связана с умением педагога руководить своим поведением:

Техника владения своим организмом (мимикой, пантомимикой);

Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия);

Социально - перцептивные способности (техника управления вниманием, воображением);

Техника речи (дыхание, дикция, громкость, темп речи).

    Вторая связана с умением повлиять на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса обучения и воспитания:

Техника организации контакта;

Техника внушения и т.п. (т.е. дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением)

Составляющие первой и второй групп педагогической техники направлены либо на организацию внутреннего самочувствия педагога, либо на умение это самочувствие адекватно проявить внешне. Поэтому можно условно разделить педагогическую технику на внешнюю и внутреннюю соответственно цели её использования.

Внутренняя техника - создание внутреннего переживания личности, психологическое настраивание учителя на будущую деятельность через влияние на ум, волю и чувства.

Внешняя техника - воплощение внутреннего переживания учителя в его телесной природе: мимике, голосе, речи, движениях, пластике. Сюда же можно отнести и визуальный контакт – техника, которую нужно сознательно развивать.

В начальных классах закладывается основа знаний и умений, еще только формируются учебные навыки. На протяжении долгого времени у младших школьников ведущей является игровая деятельность. В этих условиях мне, как учителю, при чтении или рассказывании часто приходится использовать различные голосовые модуляции для озвучивания животных или сказочных героев. Свои высказывания я сопровождаю жестами и мимикой для уточнения, дополнения, эмоционального аккомпанемента речи. Приходилось искать приемы удерживания внимания детей.

Постепенно у меня сложилась своя, индивидуальная, педагогическая техника.

При знакомстве с алфавитом в 1 классе большинству детей трудно соотносить звук и букву. Еще большую трудность они испытывают при чтении слогов и слов, т.к. происходит слияние звуков. Следовательно, сначала ребенку нужно придать правильное положение артикуляционному аппарату при чтении первой буквы, а затем изменить артикуляцию для произнесения следующего звука. Но как раз это и не может сделать обучающийся. Как ему помочь? Случайно, из неоднократных проб нашелся прием чтения при помощи кистей рук (похоже на сурдоперевод).

Выделяя звук в слове, мы "ловим" его (ко рту приставляем руку ладонью вверх, произносим слово, а на нужном звуке сжимаем ладонь в кулак).

Звук "А" – показываю пальцы, собранные в щепоть, а потом их открываю (имитация открывания рта при произнесении этого звука).

Звук "У" – вытянутые пальцы собраны вместе.

Звук "О" – указательный и большой пальцы соединены в кольцо, остальные направлены вверх

Звук "М" – пальцы собраны в щепоть.

Звук "Р" – пальцы, расположенные перпендикулярно ладони, поворачиваю несколько раз вправо-влево (дрожание языка).

Кроме того, буквы, цифры, правила помогают усвоить короткие стишки, которые легко запоминаются детьми:

Бедняжка буквы Ы

Ходит с палочкой. Увы!

Эта буква широка

И похожа на жука.

Тройка – третий из значков,

Состоит из трех крючков.

Половинка жука –

Получилась буква "Ка".

Стоп! Внимание!

Опасная компания:

ЖИ и ШИ

Пиши с буквой И.

Твердый согласный – сжимаем кулачок (камешек, лед), мягкий – обозначаем движением, которым гладят кошку.

Ударение в слове мы с моими учениками обозначаем ударом кулачка одной руки о раскрытую ладонь другой или можем "позвать слово из леса".

При знакомстве со сложными словами с двумя основами я "складываю" их. Например, слово "снегопад". Сказала слово "снег" в одну ладонь (как при выделении звука из слова), "падает" – в другую. Затем два кулачка сближаю до встречи, открываю ладони и произношу все слово "снегопад".

Такая техника помогает и на уроках математики.

Как мы сложные слова "складываем" при помощи кулачков, так мы двузначные числа "раскладываем по кулачкам". Например, число 23 – это 20 ("положили" в один кулачок) и 3 ("положили" в другой кулачок). Теперь можем решить пример: 23 – 20 (убрали за спину кулачок, в котором было число 20), осталось 3.

"12 карандашей разложили в 4 коробки поровну. По сколько карандашей в каждой коробке?" Сначала я действительно раскладываю карандаши по коробкам, и дети понимают, что для решения этой задачи нужно выбрать действие "деление". Затем заменяю этот процесс жестом: несколько раз провожу ребром одной ладони по раскрытой ладони другой руки. Постепенно дети начинают понимать суть действия, и им уже не нужны жесты.

У многих моих обучающихся монотонная, неэмоциональная речь, тихий или громкий голос, несформированное речевое дыхание. С целью формирования техники речи у детей учитель должен дать им образец своей речи. Для этого я использую физминутки, совместное чтение коротких текстов, заучивание стихов, инсценировки.

Сначала физминутки провожу я. Затем дети их запоминают и проводят сами, подражая моим интонациям, жестам, мимике. То же происходит при совместном чтении, заучивании детьми стихов, инсценировках. Постепенно дети запоминают эмоциональные, голосовые, жестовые шаблоны и начинают уже самостоятельно компоновать их и применять в соответствии с ситуацией или прочитанным текстом.

Важным моментом в своей педагогической технике считаю построение уроков по определенному плану. В этом случае дети знают, что если учитель сказал, например, фразу "Закрываем кассы", значит нужно выполнить это задание, открыть букварь и вставать на физминутку. Я считаю, что если обучающиеся знают, что их ожидает, это снимает неуверенность и страх перед неизвестностью и страхом с чем-то не справиться.

Это совсем не означает, что все уроки и занятия я провожу стандартно и уныло. И уж совсем не исключает творческого подхода в моей работе. На уроках я не только просто учу детей чему-либо, выдаю какую-то тему – я с ними беседую, советуюсь, играю, инсценирую, пою и много чего другого делаю в зависимости от ситуации.

В заключении хочу отметить, что считаю невозможным и неправильным копирование педагогической техники одним учителем у другого. Ведь каждый педагог – это человек со своим характером, темпераментом, взглядами на жизнь и т.д. А скопировать другого человека невозможно.

Дальнейшее развитие нашего образования и воспитания, в значительной степени зависит от учителя, его целенаправленности, способности в новых экономических и политических условиях организовывать разнообразные виды деятельности учащихся, воспитывать их любознательными, нравственными, убеждёнными патриотами, трудолюбивыми людьми.

Чтобы стать мастером своего дела, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые бы позволили ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами учащихся, и индивидуально с каждым учеником.

Педагогический процесс разнообразен, в нём встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога, с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками (то есть, педтехникой), с другой - творчества, актёрского мастерства и саморегуляции.

Необходимость творческого подхода обусловлена также требованием внедрять передовые педагогические и информационные технологии в учебно-воспитательный процесс, что сближает педагогическую деятельность с производственной. По сути, школа, лицей, гимназия, колледж и вуз - это и есть педагогическое производство. Поэтому не удивительно, что в последние несколько десятилетий в научно-педагогической терминологии появились такие слова, как техника, технология, действие, разработка и другие, толкование которых является насущной проблемой современной педагогики и частных методик. Отсюда следует вывод: мы не можем оценивать учителя только как проводника знаний или простого методиста, сегодня он должен оцениваться также как педагог-технолог.

«Техника» (с греч.- искусство ремесла) - совокупность элементов методов и средств, обеспечивающих эффективность любого труда, в том числе - педагогического.

Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют учителю управлять своими эмоциями в процессе общения с учениками, их родителями и коллегами.

Как подчёркивал А.С.Макаренко, «...не владеющий мимикой, не умеющий придавать своему лицу нужное выражение, не владеющий своим настроением человек не может быть хорошим воспитателем. Педагог должен уметь ходить, шутить, радоваться и огорчаться. Воспитатель должен так уметь вести себя, чтобы каждое его действие было воспитывающим. Он должен знать, чего он хочет или не хочет в определённый момент. Если педагог этого не знает, кого он может воспитать?».

«Технология» (с греч. технос -искусство, ремесло, логос-наука) - это наука о профессиональном искусстве. В этом значении слово технология включает в себя совокупность методов, приёмов, средств, в том числе и педтехнику, с помощью которых педагог осуществляет целенаправленную деятельность, формируя определённые знания, умения, навыки и личностные качества.

Техника и технология - взаимосвязанные понятия, при этом технология проект процесса, определённый порядок действий, а техника - одно из средств достижения поставленной цели в этом процессе.

Понятие «технология» очень близко связано с понятием «методика». При этом технология связана с более конкретными вопросами, например: технология проведения определённого этапа урока, технология объяснения нового материала и т.п., то есть она требует детализации. Методика же связана с более широкими вопросами, например: методика подготовки беседы, диспута, экскурсии и т. д.

Педтехника также является важным компонентом педмастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.

Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значит - требует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин «театральная педагогика», ведь часто урок или воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог - одновременно сценарист, режиссёр и главный актёр, а его ученики соисполнители. От педагога-режиссёра зависит, как они «играют» свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссёра сближает также цель -эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, используемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в ходе спектакля - с другой. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др.

Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирования с учётом особенностей тех людей, которые в нём участвуют, и их влияния друг на друга, что помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на учеников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от учеников (воспитанников) проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.

Урок, воспитательное мероприятие будут эффективны лишь в том случае, если педагог сумеет правильно, на основе соответствующих принципов, спланировать их, постоянно обновляя «сценарий», средства и формы работы. Только при этом условии обучение и воспитание приведёт к развитию личности ученика, воспитанника.

Педагогическая деятельность, направленная на воспитание каждой личности, помогает педагогу также формировать и межличностные отношения, в систему которых он включает своих учеников.

Актёрское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актёра. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссёра К.С.Станиславского, в соответствии с которым, на наш взгляд, каждый педагог должен хорошо двигаться, владеть своей мимикой и жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т.п. Один из главных советов великого режиссёра - каждую обязанность стараться превращать в инициативу - это поможет учителю избавиться от лишних конфликтов с учениками, стрессов, обид и неприятностей.

Порой незначительная, на первый взгляд, грубость может вызвать у педагога и его воспитанников взаимное недовольство и обиды. Часто возмущение педагога бывает бесполезным, поскольку ученики его не понимают, эмоции педагога «не доходят» до их сознания, из-за чего он ещё больше нервничает. В таких случаях педагог должен уметь «разрядить» ситуацию шуткой, предложением подумать над этой ситуацией дома или найти для её обсуждения более подходящий момент.

Полезен также совет другого известного драматурга Е.Вахтангова: чтобы наладить отношения режиссёра и актёра, соответственно - педагога и учеников - необходимо начинать урок с самого интересного. Самое лучшее действие - совместное действие. Известный зарубежный учёный Гордон Крег говорил: «.. .ключом к объяснению поведения человека является скромность и импровизация».

Первая встреча педагога со своими учениками запомнится надолго, если учитель обладает способностью спокойно держаться, красиво говорить, быстро сближаться с ними, а также твёрдой уверенностью в себе и своих действиях.

Важную роль в развитии актёрского мастерства педагога играют психологические процессы: память, внимание, воображение и др.

Память - это способность воспринимать, сохранять и воспроизводить ту или иную информацию извне. Этот сложный процесс является основой психотехники как актёра, так и педагога. Представим, что педагог совершенно не запоминает прочитанное, увиденное или услышанное - в этом случае он не сможет выполнять свои основные функции - обучать и воспитывать подрастающее поколение.

Внимание - также одно из составных элементов психотехники, поскольку любое действие педагога (также как и актёра), требует внимательного отношения к действиям и поведению учащихся. Невнимательный учитель не сможет эффективно провести урок, опросить учеников, организовать какое-либо мероприятие. Внимание само направляет работу мозга на какой-либо объект - реальный или идеальный, затем заставляет человека размышлять об этом объекте и совершать определённые действия.

Воображение - это создание нового образа или идеи на основе ранее полученной информации (посредством слуха, зрения, обоняния и осязания). Можно привести множество примеров, когда, читая книгу, мы представляем тех или иных персонажей из этой книги, как бы «входим» в ту эпоху, когда они жили. Точно так же художник часто изображает пейзажи и сцены, никогда ранее не виденные им. Поэтому очень важно для педагога иметь хорошо развитое воображение - это поможет ему предвидеть результаты своего воздействия на учащихся, изменения в их поведении.

Таким образом, психические процессы являются орудием, средством выражения отношения педагога к различным педагогическим ситуациям и составляют психофизическую основу театральной педагогики

Известный педагог А.С.Макаренко писал: «Большинство организаторских ошибок в работе с детьми происходит из-за грубостей в общении. С ними нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность. Мы должны именно так научиться разговаривать с ними».

То есть, в процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего - речи. Культуре речи детей нужно учить с младенчества, развивая её в дальнейшем. Педагог же должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей, поскольку именно посредством речи осуществляется общение с ними.

В отличие от представителей других профессий, педагог должен владеть речью как основным средством воздействия на личность учащихся, передачи им своих знаний, а также жизненного опыта. В этой связи речь учителя должна отвечать определённым требованиям:

Речь должна быть содержательной, эмоциональной, живой, логичной...

По звучанию ровной, равномерной, приятной на слух и отвечающей требованиям акустики;

Речь должна выполнять коммуникативную, интерактивную и перцептивную функции одновременно;

Она должна служить средством прямой и обратной связи;

В речи должны быть пословицы, поговорки, обобщения и фразеологические выражения;

Речь должна помогать педагогу в проблемных ситуациях, активизировать учащихся, а не подавлять их;

Важное значение имеет учёт психолингвистических закономерностей при речевой передаче и приёме мнений.

Среди множества особенностей речи педагога важное место занимает красноречие. Красноречивому учителю легче найти общий язык с учениками, их родителями и коллегами, легче воздействовать на их сознание и чувства. Особенно это важно для учителя начальных классов, ведь младшие школьники - это 6-10 летние дети и в общении с ними учителю чаще нужно употреблять такие слова, как молодец, умница, очень хорошо и другие.

В процессе работы педагог должен пользоваться литературным языком, его произношение должно отвечать нормам фонетики и дикции, а также требованиям слушания, чтения и говорения.

Значимость речевых способностей для педагога очень велика, поскольку он должен посредством речи и с помощью мимики, жестов, пантомимики уметь точно выражать свои мысли и намерения.

В процессе занятий речь учителя должна быть направлена на учащихся, должна способствовать развитию их интереса к теме урока, обсуждаемым вопросам и используемым средствам наглядности - только тогда смысл учебного материала будет доступен учащимся.

Речь учителя должна активизировать мыслительную деятельность учащихся, их внимание. Для этого педагог должен уметь задавать вопрос, умело подводить учащихся к нужному ответу, обращать их внимание на определённые элементы с помощью таких слов: посмотрите сюда, обратите внимание на это, подумайте и другие. Всё это помогает сделать уроки интересными, насыщенными и улучшает успеваемость школьников.

Речь учителя должна быть точной, образной, яркой, эмоциональной, без стилистических и фонетических ошибок. Замедленная, слишком тихая речь быстро утомляет детей и усыпляет их. Одни педагоги говорят быстро, другие медленно, лучше всего говорить в среднем темпе, чтобы ученики успевали воспринимать информацию. Громкая и крикливая речь портит учащимся настроение, а неправильное произношение затрудняет восприятие того, о чём говорит учитель.

Часто повторяющиеся выражения, слова, жесты раздражают учеников, отвлекают их.

Помимо вышесказанного для успешной работы педагога большое значение имеет ораторское искусство: на массовых мероприятиях (вечерах, собраниях, конкурсах, конференциях, семинарах) он должен уметь выступать перед большой аудиторией. Для этого ему необходимо владеть хорошо поставленной дикцией, жестами и мимикой, способностью управлять аудиторией, убеждать её, использовать самые разные средства (технические, наглядные) для эффективного воздействия на слушателей.

Педагогическое общение - это взаимодействие участников педагогического процесса. Его успешность зависит от умения партнёров совместно трудиться, помогать друг другу, координировать свои действия. То есть, успешность общения зависит от мастерства педагога.

Мастерство педагога по управлению общением включает в себя следующие компоненты:

Правильное выполнение функций общения;

Правильный выбор стиля и позиции общения;

Предупреждение или своевременное устранение конфликта;

Обучение своих учеников, воспитанников правильному общению.

Педагогическая техника, будучи сложным по структуре образованием, играет важную роль в педагогической деятельности. Для повышения своего мастерства педагог должен постоянно работать над собой, развивая свою технику, свой стиль общения. В этом ему должен помогать школьный психолог, однако он и сам самостоятельно должен осваивать психотренинг, различные деловые игры, ролевые ситуации, изучать опыт передовых педагогов.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).

Что представляет собой педагогическая техника

Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».

Её роль

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.