В помощь учителю для составления технологической карты урока. Классификация УУД

Номенклатура универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ) ; 3) познавательный ; 4) коммуникативный . Представим названные блоки УУД более подробно.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем .

1.Общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

Знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Умение структурировать знания;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятия, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей,

Построение логической цепи рассуждений,

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:

    соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

    соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность (Гальперин П.Я., 2002).

УУД Кодификатор составлен на основе Программы развития УУД для предшкольного и начального школьного образования (раздел «Номенклатура УУД» стр.47)

Кодификатор универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор УУД

1. Регулятивные действия

1.1. целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесения уже известного и усвоенного с неизвестным)

1.2. планирование

1.2.1. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

1.2.2. составление плана и последовательности действий

1.3. прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик)

1.4. контроль

1.4.1. сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона

1.4.2. сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона

1.5. коррекция

1.5.1. внесение необходимых дополнений и корректив в план

1.5.2. внесение дополнений в способ действия

1.6. оценка

1.6.1. выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

1.6.2. осознание качества усвоения

1.6.3. определение уровня усвоения

1.7. саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодолению препятствий)

2. Познавательные действия

2.1. Общеучебные универсальные действия

2.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2.1.2. поиск и выделение необходимой информации

2.1.3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

2.1.4. Знаково-символические действия – моделирование – как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)

2.1.5. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

2.1.6. структурирование знаний

2.1.7. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (в устной письменной форме)

2.1.8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2.1.9. рефлексия способов и условий действия

2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности

2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

2.1.13. определение основной и второстепенной информации

2.1.14. свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля

2.1.15. свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля

2.1.16. свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля

2.1.17. свободная ориентация и восприятие текстов официально-делового стиля

2.1.18. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

2.3. Логические универсальные действия

2.3.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

2.3.2. синтез как составление целого из частей

2.3.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов

2.3.4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

2.3.5. подведение под понятие

2.3.6. выведение следствий

2.3.7. установление причинно-следственных связей

2.3.8. построение логической цепи рассуждений

2.3.9. доказательство

2.3.10. выдвижение гипотез и их обоснование

2.4. Постановка и решение проблемы

2.4.1. формулирование проблемы

2.4.2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

2.4.3. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

3. Коммуникативные действия

3.1. планирование учебного сотрудничества с учителем

3.1.1. определение цели сотрудничества с учителем

3.1.2. распределение функций в системе «ученик-учитель»

3.1.3. выработка способов взаимодействия в системе «ученик-учитель»

3.2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками

3.2.1. определение цели сотрудничества со сверстниками

3.2.2. распределение функций участников среди сверстников

3.2.3. выработка способов взаимодействия со сверстниками

2.3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

3.4. разрешение конфликтов

3.4.1. выявление и идентификация проблемы

3.4.2. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта

3.4.3. принятие решения по способу разрешения конфликта

3.4.4. реализация способа разрешения конфликта на практике

3.5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

3.6. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3.7. владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка

3.8. владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор УУД

1. Регулятивные действия
1.1. целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесения уже известного и усвоенного с неизвестным)
1.2. планирование
1.2.1. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
1.2.2. составление плана и последовательности действий
1.3. прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик)
1.4. контроль
1.4.1. сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона
1.4.2. сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона
1.5. коррекция
1.5.1. внесение необходимых дополнений и корректив в план
1.5.2. внесение дополнений в способ действия
1.6. оценка
1.6.1. выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
1.6.2. осознание качества усвоения
1.6.3. определение уровня усвоения
1.7. саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодолению препятствий)
2. Познавательные действия
2.1. Общеучебные универсальные действия
2.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
2.1.2. поиск и выделение необходимой информации
2.1.3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
2.1.4. Знаково-символические действия – моделирование – как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)
2.1.5. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
2.1.6. структурирование знаний
2.1.7. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (в устной письменной форме)
2.1.8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
2.1.9. рефлексия способов и условий действия
2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности
2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров
2.1.13. определение основной и второстепенной информации
2.1.14. свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля
2.1.15. свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля
2.1.16. свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля
2.1.17. свободная ориентация и восприятие текстов официально-делового стиля
2.1.18. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
2.3. Логические универсальные действия
2.3.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
2.3.2. синтез как составление целого из частей
2.3.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов
2.3.4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
2.3.5. подведение под понятие
2.3.6. выведение следствий
2.3.7. установление причинно-следственных связей
2.3.8. построение логической цепи рассуждений
2.3.9. доказательство
2.3.10. выдвижение гипотез и их обоснование
2.4. Постановка и решение проблемы
2.4.1. формулирование проблемы
2.4.2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
2.4.3. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
3. Коммуникативные действия
3.1. планирование учебного сотрудничества с учителем
3.1.1. определение цели сотрудничества с учителем
3.1.2. распределение функций в системе «ученик-учитель»
3.1.3. выработка способов взаимодействия в системе «ученик-учитель»
3.2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками
3.2.1. определение цели сотрудничества со сверстниками
3.2.2. распределение функций участников среди сверстников
3.2.3. выработка способов взаимодействия со сверстниками
2.3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
3.4. разрешение конфликтов
3.4.1. выявление и идентификация проблемы
3.4.2. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта
3.4.3. принятие решения по способу разрешения конфликта
3.4.4. реализация способа разрешения конфликта на практике
3.5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий
3.6. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
3.7. владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка
3.8. владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка
| следующая лекция ==>

Небольшая помощь учителю, составляющему рабочие программы в соответствии с ФГОС.
Имея кодификатор перед глазами, легче отслеживать последовательность уроков.
И, конечно, он не заменим при работе с ЭОР, такими как система голосования, необходимых для постоянного мониторинга успеваемости и прогресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УУД Кодификатор составлен на основе Программы развития УУД для предшкольного и начального школьного образования (раздел «Номенклатура УУД» стр.47)

Кодификатор универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор УУД

1. Регулятивные действия

1.1. целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесения уже известного и усвоенного с неизвестным)

1.2. планирование

1.2.1. определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

1.2.2. составление плана и последовательности действий

1.3. прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик)

1.4. контроль

1.4.1. сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона

1.4.2. сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона

1.5. коррекция

1.5.1. внесение необходимых дополнений и корректив в план

1.5.2. внесение дополнений в способ действия

1.6. оценка

1.6.1. выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

1.6.2. осознание качества усвоения

1.6.3. определение уровня усвоения

1.7. саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодолению препятствий)

2. Познавательные действия

2.1. Общеучебные универсальные действия

2.1.1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

2.1.2. поиск и выделение необходимой информации

2.1.3. применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

2.1.4. Знаково-символические действия – моделирование – как преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)

2.1.5. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

2.1.6. структурирование знаний

2.1.7. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (в устной письменной форме)

2.1.8. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

2.1.9. рефлексия способов и условий действия

2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности

2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров

2.1.13. определение основной и второстепенной информации

2.1.14. свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля

2.1.15. свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля

2.1.16. свободная ориентация и восприятие текстов публицистического стиля

2.1.17. свободная ориентация и восприятие текстов официально-делового стиля

2.1.18. понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

2.3. Логические универсальные действия

2.3.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

2.3.2. синтез как составление целого из частей

2.3.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов

2.3.4. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

2.3.5. подведение под понятие

2.3.6. выведение следствий

2.3.7. установление причинно-следственных связей

2.3.8. построение логической цепи рассуждений

2.3.9. доказательство

2.3.10. выдвижение гипотез и их обоснование

2.4. Постановка и решение проблемы

2.4.1. формулирование проблемы

2.4.2. самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

2.4.3. самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

3. Коммуникативные действия

3.1. планирование учебного сотрудничества с учителем

3.1.1. определение цели сотрудничества с учителем

3.1.2. распределение функций в системе «ученик-учитель»

3.1.3. выработка способов взаимодействия в системе «ученик-учитель»

3.2. планирование учебного сотрудничества со сверстниками

3.2.1. определение цели сотрудничества со сверстниками

3.2.2. распределение функций участников среди сверстников

3.2.3. выработка способов взаимодействия со сверстниками

2.3. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

3.4. разрешение конфликтов

3.4.1. выявление и идентификация проблемы

3.4.2. поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта

3.4.3. принятие решения по способу разрешения конфликта

3.4.4. реализация способа разрешения конфликта на практике

3.5. управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

3.6. умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3.7. владение монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка

3.8. владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка