В) осуществление помилования. Вставьте пропущенные слова

Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere - убивать себя) - преднамеренное лишение себя жизни, самостоятельное и добровольное.

По сути дела, мы вынуждены рассматривать суицид и все его проявления, как с точки зрения атеистов, так и с точки зрения людей верующих в Бога.

Все самоубийства делят на две основные группы:
1.Истинные. – парасуицид
С истинными случаями суицида всё понятно. истинный суицид - это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого - любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д Человек хладнокровно принимает решение о самоубийстве и совершает его по той, или иной причине. Это может быть чувство вины за причастность к чьей-то смерти, причастность к краже, у капитанов торговых кораблей было принято оставаться на мостике тонущего корабля, потому, что в случае его смерти, семье не придётся компенсировать затраты судовладельцу. Бывают случаи суицида на спор и многое другое.

2. Демонстративные. –псевдосуицид.

Псевдосуицид считается демонстративным потому, что это не столько попытка покончить с жизнью, сколько своеобразный протест, как бы крик о помощи, отчаяние и желание, чтобы другие люди обратили на это отчаяние своё внимание. (А пусть все знают, что я могу на это пойти и всем станет стыдно)

Такое случается больше с наиболее молодыми людьми. Причин таких демонстративных самоубийств может быть великое множество.

; Это может быть обида на весь окружающий мир за то, что молодой человек не может добиться поставленных перед собой целей. Например, в армии достаточно частыми были случаи суицида из-за того, что девушки отказывались дожидаться солдата со службы и выходили за муж за других мужчин. Не в силах пережить такое предательство, некоторые солдаты, имея доступ к оружию, совершали самоубийства. Понятно, что на этом предательстве жизнь не заканчивается и нужно строить жизнь дальше, но в момент аффекта, самоубийце так не кажется. Он переживает сильнейшее эмоциональное потрясение. Мысль о том, что теперь вся жизнь будет состоять из таких эмоциональных переживаний, толкает человека на необдуманный поступок. Заставить себя думать в такой момент, может далеко не каждый.

; Человек может испытывать отчаяние от того, что ему не удаётся самоутвердиться в обществе, а все вокруг унижают его. Ежедневные переживания могут привести его в состояние аффекта (сильного эмоционального переживания) из-за которого он принимает решение покончить с собой. Чтобы избавить себя от позора и доказать окружающим их неправоту.

И атеисты и люди верующие сходятся в том, что хорошее отношение людей друг к другу, любовь людей защищает их от такого явления как суицид. Когда человек знает, что бы ни случилось, но он вернётся домой. Туда, где его любят и ждут и там ему будет спокойно. Там он отдохнёт от проблем и подготовится к новому трудному дню.
Бывают случаи, когда люди годами ждут такого возвращения домой. Если они находятся где-то очень далеко. Память о той любви родных своих людей, помогает пережить всё что угодно. Поэтому нужно любить друг друга и ценить то, что имеешь.

Статистика суицида очень тревожна. Во всём мире умирает огромное количество людей, которые решили уйти из жизни.

Среди них подавляющее большинство именно молодых людей.

С увеличением возраста, количество самоубийств уменьшается. И только небольшой всплеск самоубийств приходится на людей престарелого возраста.

По данным ВОЗ, каждые 40 секунд кто-то из жителей Земли уходит из жизни сознательно, кончая жизнь самоубийством.

Среди людей от 15 до 29 лет смерть от самоубийства стоит на втором месте. На первом месте смерть от всех любых внешних факторов. Несчастные случаи, транспортные катастрофы, гибель на производстве….

Статистика так же говорит о том, что из всех людей, совершивших самоубийства 80% всех случаев приходится на мужчин, а 20% на женщин. Однако женщины в 4 раза чаще мужчин совершают попытки самоубийства.
То есть, попыток совершить самоубийства у женщин и мужчин случается одно и то же. Только мужчины погибают в 4 раза чаще.

Ежегодно около одного миллиона человек в мире погибают из-за суицидов, от 10 до 20 миллионов - совершают попытки»

«В России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. В год кончают жизнь самоубийством 1500 детей и ещё 4 тысячи совершают попытку самоубийства. По данным ЮНИСЕФ, 45 % русских девочек и 27 % русских мальчиков хотя бы раз в жизни серьёзно обдумывали возможность самоубийства». Павел Астахов,

Уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка, говорит:
Государство держит в секрете точное количество самоубийств. Некоторые регистрируются как несчастные случаи. Если мы не решим корни этой проблемы, то потеряем целое поколение.

В отличие от взрослых, дети ещё не в состоянии активно бороться с депрессией. Любое воздействие посторонних людей, способное причинить душевную боль ребёнку, может вызвать в нём мысль о самоубийстве. Вот почему в отношении с детьми нужно быть особенно снисходительными. Хотя именно в детстве и формируется человеческий характер, его твёрдость и способность противостоять жизненным проблемам. Нельзя лишать ребёнка трудностей, но и унижать его тоже нельзя.

Православные христиане, наиболее распространённой причиной самоубийства называют отчаяние. В среде сторонников аврамических религий (христианство, ислам, иудаизм), отчаяние всегда считалось грехом и подвергалось запрету. Людям, которые сталкивались с различными испытаниями, сочувствовали и старались помочь им преодолеть отчаяние.

Нельзя сказать, что это было повсеместно, но к чужим бедам все относились с пониманием. Самоубийство осуждалось людьми потому, что считается, что самоубийца не только поддаётся отчаянию, но убивая себя не оставляет себе времени для покаяния. Поэтому православная церковь не отпевает самоубийц, не служит по ним панихиды, об упокоении их душ не молятся во время богослужений. В дореволюционной России самоубийц хоронили за оградой кладбища.

Церковь отказывается от поминовения самоубийц не потому, что не скорбит об их участи или не сочувствует горю их близких. Она не делает этого по той же причине, по которой не молится за некрещеных. То есть, человек, который убил себя, отвернулся от Бога.

Жизнь человеку дает Бог, только Он имеет право решать, когда она закончится – и не важно, насколько жизнь приятна человеку. С точки зрения христианина, мусульманина, иудея, земная жизнь – это путь испытаний, которые надлежит принимать со смирением. Если человек выдерживает жизненные испытания, то он духовно совершенствуется.

Если человек самовольно отказывается от жизни и от испытаний, которые она несет, человек ставит свою волю выше воли Бога, тем самым демонстрируя миропонимание, абсолютно не соответствующее христианскому вероучению.

Согласно вере, Бог посылает человеку не только испытания, но и наказания, если человек их заслуживает. Их, порой, трудно отличить друг от друга. Испытания Божьи заставляют человека как-то на них реагировать. Сильные люди выдерживают их и становятся ещё сильнее. Слабые люди впадают в сначала в уныние, а затем в отчаяние. Если человек не выдерживает, то может стать и самоубийцей.

Считается, что Бог посылает человеку такие испытания, которые тот в силах выдержать. Для сильных людей, трудные испытания, для слабых, испытания полегче.

Тем не менее, у христиан есть несколько дней в году, когда принято в церкви поминать самоубийц. Это сделано потому, что все люди, согласно христианской вере, созданы по образу и подобию Бога.

Нужно отметить, что у различных языческих культов самоубийство, особенно ритуальное поощрялось. Например, самоубийство, как принесение себя в жертву идолу. Человеческие жертвоприношения у язычников мало кого могли удивить, но личное принесение в жертву себя считалось самым сильным. Так было и у японских синтоистов, и у индейцев майя, и у многих других народов.

По разным данным, в Японии после подписания капитуляции в 1945году покончили с собой от 35, до 200 тысяч японских мужчин совершив «харакири» или «сепуку». Согласно статистике от ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в этой войне погибло сразу более 200 тысяч мирных жителей.

Около 1000 евреев на горе Масада в I веке н. э. предпочли самоубийство римскому рабству.

Сегодня существуют интернет-клубы самоубийц, которые призывают людей к групповым самоубийствам. Впрочем, всё это всегда сопряжено с присвоением денег самоубийц. Названия сект и интернет-клубов по известным причинам не афишируется.

Есть мнение, что к суициду более склонны люди, исповедующие реинкарнацию. То есть переселение душ после смерти в другие тела. Не будем ничего опровергать. Пусть каждый человек исповедует те идеи, которые считает правильными, но любая попытка нарушить процесс жизненного пути не может не принести конфликта в саму жизнь. Как бы мы ни стремились перевернуть страницу нашей жизни, она должна быть дочитана.

В наши дни вместо такого понятия, как отчаяние, используется другое. Это: отсутствие мотивации. Такое понятие родилось в среде атеистов, которые отвергают существование души человека, а значит, все психофизические процессы в человеке представляют как вещественные.

Мотивация - от латинского «movere» - способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Психофизический процесс.

ПРИЧИНЫ ПОТЕРИ МОТИВАЦИИ:

1. Отсутствие уверенности и плана действий. Дневник успеха. Для того, чтобы человек приобрёл уверенность в себе, ему предлагается завести дневник, в котором он будет записывать только свои успехи. Считается, что перечитывание этого дневника дополнит мотивационную составляющую человека.
2. Отсутствие фокуса, или цели. Отсутствие смысла деятельности и жизни. Страх перед непонятным будущим. Список целей. Такой список предлагается создать для того, чтобы человеку было к чему стремиться. Создание мотивации.
3. Отсутствие плана действий. Нет целей, нет плана действий и стимула для дальнейших действий. Для достижения целей нужен план действий. Создание такого плана и есть укрепление мотивации человека.

Считается, что если у человека в жизни нет успеха, цели и плана действий, то он стремится к самоубийству. Нет смысла жить дальше. Всё это напоминает отчаяние, но в отличие от отчаяния, отсутствие мотивации не считается постыдным грехом. Это вообще не стыдно, если человек решил покончить с собой. Даже создаётся некий романтический ореол вокруг самоубийцы.

Кроме этого, отсутствие мотивации хоть и признаётся психофизическим процессом, всё же суть проблемы сводит к материальным проблемам человека. Всё рассматривается так, словно именно материальные неудачи приводят человека к трагедии. Ни о какой духовной проблеме речи не идёт.

В случае, если человек психически болен об отсутствии мотивации человека не говорится. Здесь рассматривается только его психическая болезнь. Однако верующие люди так же снисходительны к самоубийцам, которые психически больны. Например, священник может признать самоубийцу таким больным и совершить над ним все необходимые обряды при его погребении.

Так уж повелось, что суицид проявляется в самых неожиданных формах. Например:
1. Самопожертвование. У атеистов принято называть самопожертвование альтруистическим суицидом. Альтруизм, - это стремление человека бескорыстно помогать всем. По сути, альтруизм считается антиподом эгоизму.Под альтруистическим суицидом подразумевается готовность человека пожертвовать собой ради других людей. При этом самопожертвование человека, атеисты относят к суициду. У верующих людей, самопожертвование суицидом не считается. Наоборот, оно всячески приветствуется, хотя только как вынужденная мера. Иисус Христос сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». У верующих людей принято считать, что человек, который жертвует своей жизнью ради других людей, не только не самоубийца, но герой.
2. Сегодня в Европе большое распространение получило такое явление, как эвтаназия. Эвтаназия, это добровольный уход из жизни безнадёжно больного человека с помощью врачей. Сегодня в год, таким образом, уходят из жизни до 800 тысяч человек. Здесь мнения атеистов разделились на сторонников и противников. Кто-то считает, что убийство страдающего, безнадёжно больного человека оправдано и в моральном смысле можно оправдать врача, который помог уйти из жизни такому больному. Сторонники эвтаназии даже оправдывают денежное вознаграждение за подобное убийство. Это сложно осуждать, но, разрешив умертвлять очень больных людей по их желанию, общество начинает рассматривать возможность умертвления любого человека по его желанию. Естественно за деньги и даже демонстративно. А именно: уже известны случаи, когда на процесс эвтаназии (убийства) приглашаются родственники подвергающегося убийству человека. Известны даже случаи, когда люди отказывались от эвтаназии в самый последний момент, (жить то хочется) приводя в бешенство собравшихся родственников. К счастью не все атеисты приветствуют эвтаназию. Большинство всё же считает, что за жизнь человека нужно бороться до конца. Право человека на жизнь закреплено в Конституциях всех стран мира. Православные христиане категорически против эвтаназии. Эвтаназию считают убийством и никакого милосердия здесь не усматривают.
3. Скрытый суицид. Поведение, обычно не приводящее к немедленной смерти, но являющееся опасным и/или сокращающее жизнь (пьянство, курение, отказ от медицинской помощи при серьёзных заболеваниях, нарочитое пренебрежение ПДД или техникой безопасности, экстремальный спорт без надлежащей тренировки и экипировки, пренебрежение опасностью во время боевых действий), при том, что совершающий понимает его опасность, но возможный риск ему безразличен, называется саморазрушающим поведением.

Защитные (антисуицидальные) факторы
Прочные семейные и социальные связи снижают вероятность суицида Наличие детей, особенно для женщин, а также беременность являются сильными факторами снижения риска. Религиозные убеждения и, в особенности, участие в религиозной деятельности, гиперответственность, наличие творческих планов, а также боязнь физического страдания часто снижают вероятность совершения акта самоубийства. Существенную роль играют поддержка родных и близких; понимание своих семейных обязанностей; полная занятость; наличие психологических навыков преодоления (например, способность переживать утрату, потерю или унижение), подвижность психики и наличие оптимизма.

Причины самоубийств:
1. Проблемы в личной жизни, неудачная любовь, семейные конфликты:
2. смерть или потеря близкого человека;
3. одиночество, недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
4. неудачи на работе, в учёбе;
5. денежные потери;
6. изменение привычного стереотипа жизни;
7. тяжёлое заболевание или обезображивающий дефект;
8. тяжёлая депрессия (по сводкам ВОЗ, до 15 % депрессий завершаются самоубийством;
9. Доведение до самоубийства;
10. целенаправленная травля, клевета, угрозы, унижения;
11. изнасилование, физическое издевательство, побои.
12. Пресыщенность жизнью, усталость от жизни, отсутствие цели и интереса к жизни;
13. Религиозный фанатизм, ритуальное самоубийство;
14. Вынужденное самоубийство (по приговору суда, под угрозой мучительной смерти или расправы с близкими родственниками;) боязнь наказания
15. Самоосуждение за неблаговидный поступок;
16. Самоубийство для сохранения чести (например, харакири);
17. Подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей;
Факторы риска
Примерно половина самоубийц совершали перед этим хотя бы одну суицидальную попытку, а после такой попытки 1 человек из 100 совершают самоубийство в течение года, что означает стократное повышение риска самоубийства.
Социальные факторы:
отношение общества к самоубийцам (соглашательское, поощрительное, разрешительное, запретительное);
социально-экономическую и политическую нестабильность, (рост безработицы, преступности, катастроф и др.);
усиление миграционных потоков;
этнические и культурные особенности общества (высокий уровень религиозности, наличие крепких родо-племенных связей, традиций «большой семьи» и т. п.).
Те, кто никогда не состоял в браке, чаще всего совершают самоубийства. Далее в порядке снижения риска следуют овдовевшие, разведённые и женатые, но не имеющие детей. Проживание в одиночестве также увеличивает риск. Повышают риск самоубийства и неурядицы в семье.

Плохое обращение и другие виды негативного опыта в детстве увеличивают склонность к суициду во взрослом возрасте, по меньшей мере через такие промежуточные факторы, тесно связанные с негативными переживаниями в детстве, как злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также склонность к депрессии. Повышен риск самоубийства у лиц, испытавших жестокость и насилие в детстве; у лиц, чьи родители умерли, когда им было не более 11 лет, или развелись друг с другом; у лиц, чьим воспитанием в детстве пренебрегали.

Мы затронули лишь малую часть информации о таком явлении как суицид. Цель этой беседы в том, чтобы представить суицид в его истинном свете. Дело в том, что смерть человека есть таинство и это действительно так. Человек, порой, романтизирует совершение самоубийства и принимает смерть как избавление от трудностей. Но так ли всё просто? Жизнь не меньшее таинство, чем смерть. Но смерть завершает жизнь и эти два таинства невозможно поменять местами. Мне кажется, что многие люди, которые допускают мысль о суициде, в глубине души не думают о неизбежности смерти. Они думают о том, что смерть не исключает жизнь.

Разбираем задания 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию

Тестовые задания 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию проверяют знание разных тем. Именно за счет расширения таких заданий был изменен тест ЕГЭ в 2016 году. Указанные задания могут проверять любую из сфер жизни общества и состоят из нескольких ответов. Точное количество правильных ответов не фиксировано. И это обстоятельство является ещё одной сложностью этих заданий.

Поговорим о технологии выполнения заданий 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию. Каждое задание оценивается двумя первичными баллами, что не мало. Если Вами допущена 1 ошибка, то ставится 1 первичный балл. Если допустите больше 1 ошибки баллы не ставятся. Итак, разберем несколько таких заданий и дадим ценные рекомендации.

Данное задание отсылает нас к , а точнее к видам культуры, которые можно наблюдать по линку. В данном задании Вам надо выбрать признаки массовой культуры.

Конечно здесь будет верным ответ под номером 1: «СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект»

Так как произведения массовой культуры, как вы прекрасно знаете, хорошо продаются..., по крайней мере лучше, чем произведения других видов культуры. Ну, куда Вы чаще ходите, за что платите: за кино в кинотеатре, или концерт музыкальных народных инструментов? Думаю, ответ очевиден!

Поэтому ответ под цифрой 2 не вариант отмечать!

3 вариант тоже неверный, так как самовыражение главная цель в элитарной культуре. А вот ответ 4 на это задание ЕГЭ по обществознанию будет верным: телесериал рассчитан на усредненный потребительский вкус . Ведь вкус обывателя, на которого рассчитана массовая культура, не очень изысканный. Что нужно народу? Panem et circenses — хлеба и зрелищ! Именно поэтому на первом канале постоянно всякие шоу крутят — таков социальный запрос населения!

Пятый вариант — ориентирован на элитарную культуру, а не на массовую. Если до сих пор непонятно, почему, рекомендую приобрести мой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» , в котором я всё наглядно и на пальцах объясняю.

И последний верный вариант: номер 6 «Понимание телесериала не требует специальной подготовки» . В самом деле, будни городской больницы можно понять и без специальной подготовки: сами туда иногда ходим! 🙂 Эти будни в телесериале ещё и стопудово приукрашены..., о том какие реальные будни городской больницы, я писал)

Поэтому верные варианты будут такие: 1,4,6

Из разбора этого задания ЕГЭ по обществознани ю вытекает первая моя рекомендация : надо знать хорошо признаки тех или иных явлений, из разных сфер жизни общества!

Разберем ещё одно задание из вариантов 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию:

Это задание немного сложнее предыдущего. В чем сложность? В понимании задания: надо выбрать признаки государства, как центрального политического института. То есть: чем государство отличается от других институтов!

Правильно поняв смысл задания, мы выберем верные ответы:

1 — обладает наивысшей концентрацией власти;

2 — устанавливает общеобязательные нормы; (то есть издает законы)

5 — регулирует деятельность граждан на определенной территории.

Остальные варианты могут быть свойственны и для других социальных институтов, а надо выбрать признаки, отличающие государство!

Это своеобразный секрет, и я тут свободно его раскрываю... Если хотите ознакомиться с темой более детально, прочитайте мой пост , и о статью

Из этого задания ЕГЭ по обществознанию вытекает вторая моя рекомендация: читайте внимательно вопрос и понимайте, о чем Вас спрашивают!

Разберем третье непростое задание типа 4, 7, 9, 11, 13, 15, 16, 18 ЕГЭ по обществознанию:

Задание проверяет тему сознание и деятельность. Требует выбрать средства поступления в университет, то есть средства деятельности. Тему сознание и деятельность я нигде открыто не разбирал. Разбор темы можно посмотреть в моем видеокурсе по подготовке к ЕГЭ по обществознанию .

Но верные ответы мы само собой определим в этом задании:

2 — занятия в художественной студии;

3 — изучение математики;

5 — опыт создания собственных работ.

Все эти средства помогут Ивану в поступлении в университет, на уже им выбранную специальность, а поскольку она выбрана, ответ под номером 6 будет неверным, как и остальные.

В будущих статьях мы продолжим разбор непростых заданий. Более того, по части В я сделаю небольшие видеоуроки, так что не пропустите и !

Также не забудьте решить самостоятельно вот такое задание ЕГЭ по обществознанию :

Ответы можно и нужно писать в комментариях!

Как правильно подготовиться к обществознанию:

  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели ЕГЭ по обществознанию 2019. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом

      Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.

      В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.

      Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.


Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. О каких видах социального расслоения говорит автор?

Экономической, политической, профессиональной дифференциации общества.

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопрос 3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

Да, можно. Так как фраза «независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам» указывает на то, что, при монархическом укладе такая ситуация тоже могла сложиться.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Социологи объясняют возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности людей. Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование слоёв населения, различающихся по уровню доходов, с политической - существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.

Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.

Вопрос 2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

Устройство российского общества

Класс А. Богатые. Занимаются в основном продажей сырья, накоплением личного капитала и вывозом его заграницу. 5-10% населения.

Класс B1+B2. Средний класс. 10-15% населения. Занимается обслуживанием класса А во всех областях экономической деятельности (финансовой, юридической, информационно-технической, в побочно-производственной, необходимой для выкачки сырья) .

Подкласс B1. Большинство в своём Классе. Наёмные сотрудники, офисные, на хорошей зарплате.

Подкласс B2. Меньшинство в своём Классе. Владельцы собственного среднего бизнеса и небольшого частного капитала.

Класс С. Мелкие собственники. Как таковой в России практически отсутствует.

Класс D. Остальной народ, рабочие, крестьяне, бюджетники, военные, студенты, пенсионеры, электорат, «мужики» , «россияне» , быдло, толпа. 75-80% населения.

Национальный Подкласс D1. Русские и по сути обрусевшие народы.

Национальный Подкласс D2. Толерантные национальности.

Класс Е. Человеческий ресурс стран СНГ + Китай.

Возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.

Вопрос 3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

Наличие частной собственности делит общество на владельцев средств производства, и рабочих. Соответственно кто владеет средствами производства получает прибыль от их использования, а рабочие обычную зарплату. Отсюда социальная структура богачи и простые рабочие.

Рыночные отношения делят общество на производителя и потребителя. Также существует большая конкуренция между производителями. Что тоже разделяет общество. Существуют товары, которые способны приобрести только определенные группы общества, они не доступны для низших слоёв населения.

Вопрос 4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?

По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в полтора раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого «среднего класса мирового уровня», и составлял 55,6 % в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего не более 8 % от всего населения мира.

В 2009 году, по оценке Всемирного банка, средний класс России мирового уровня сократился на четверть от пикового докризисного уровня в 12,6 % и составил 9,5 %.

Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой.

Вопрос 5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства - соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).

В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Вопрос 6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?

Современное общество стало открытым. В нём не существует запретов на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К восходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, например, -процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности нередко способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.

Вопрос 7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.

Меньшиков – из продавца пирожков в «полудержавного властелина» России при Петре I.

М. М. Сперанский – из крестьянина превратился в правую руку императора, затем стал губернатором.

Вопрос 8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы - условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» - используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи.

Это каналы перехода индивида от одной социальной позиции к другой в рамках социального слоя. (брак, карьера, образование, семья и т. д.)

Выбор лифта (канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала:

Религиозные организации.

Школа и научные организации.

Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.

Искусство.

Пресса, телевидение, радио.

Экономические организации.

Семья и брак.

Вопрос 9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?

Каждой социальной группе свойственны общие для всех её участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными этот предмет. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - её направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян, фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, митингов, пикетирования и других акций социального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.

Вопрос 10. В чём состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Практическое значение знаний о социальной структуре общества позволяет выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

Любая кампания, избирающаяся на тот, или иной пост путем голосования должна в первую очередь представлять интересы граждан. Какие именно интересы следует представлять? Что беспокоит, или наоборот, радует население сейчас, и чего они хотят в будущем? На эти вопросы помогает ответить именно изучение своей целевой аудитории. Будет проще победить на выборах, так как люди услышат то, что хотят услышать, однако будет честнее, если они еще и увидят это на практике.

Вопрос 2. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

Данный пример иллюстрирует такое явление, как социальная мобильность, т.е. возможность смены социального слоя, в данном случае - с низшего на более высокий.