В керчи установлен первый в россии памятник врангелю. В керчи установлен первый в россии памятник петру врангелю

18 сентября 2016 года в городе Керчи открыт памятник главнокомандующему Русской армией Петру Николаевичу Врангелю.

По благословению митрополита Феодосийского и Керченского Платона для установки монумента выбрано место на территории храма апостола Андрея Первозванного. В церемонии открытия памятника приняли участие первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов, глава Керченского союза монархистов Геннадий Григорьев, настоятель храма – протоиерей Николай Зиньков, доктор экономических наук Иван Розинский, прихожане.

«Сегодня мы вспоминаем великого человека, того, чьё имя должно встать по праву в один ряд с выдающимися полководцами нашей истории, вместе с Дмитрием Донским, Александром Невским и другими нашими великими военачальниками. Пётр Николаевич Врангель. Много лет его имя было забыто, – сказал на церемонии открытия памятника замглавы федерального ведомства. – Помимо личной доблести, помимо того, что он был одним из лучших командующих в русской армии, Пётр Николаевич ещё был великим устроителем дел гражданских. Именно здесь, в Крыму, был показан образец того, что Россия может быть русской, национальной, державной и правильно устроенной, чему и сегодня не грех поучиться, вспомнив многое из того, что было сделано тогда».

Владимир Аристархов также поблагодарил всех, кто имел отношение к установке памятника и заключил: «Это наша русская традиция, когда самые ценные монументы и памятники создаются на народные деньги. Перед нами именно такой народный памятник. Я поздравляю всех с этим событием, и пусть наши дети и потомки помнят наших героев».

Средства на памятник собирались за счёт частных пожертвований. Автор монумента – скульптор Андрей Клыков.


Герой Русско-японской и Первой мировой войн, барон Петр Врангель был отмечен многочисленными наградами за доблесть, имел безупречный послужной список, к 1917 году получил чин генерал-майора Генерального штаба Русской Императорской армии. После заключения советским правительством Брестского мира c противником, передачи огромных территорий Германии и Турции, признания независимости ряда областей бывшей Империи, Врангель в августе 1918 года вступил в ряды Добровольческой армии.

Во время гражданской войны Врангель успешно командовал крупными кавалерийскими соединениями, взял Царицын (ныне Волгоград), а после Новороссийской катастрофы в 1920 году возглавил Вооружённые силы Юга России. Белые части, переименованные в Русскую армию, в короткий срок восстановили боеспособность и повели наступление против многократно превосходящих сил Красной армии. Одновременно Петр Врангель провёл ряд важных гражданских реформ, включая земельную и земскую.

После прорыва Красной армией сивашских позиций и перекопских укреплений в портах Крыма в ноябре 1920 года была проведена одна из крупнейших в истории морская эвакуация. От причалов Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи отошло 126 кораблей со 150 тысячами людей на борту. Врангель находился у берегов Керчи на крейсере «Генерал Корнилов» и отбыл в Константинополь, лишь убедившись, что погрузка в этом последнем городе прошла успешно. Именно из Керчи, где установлен памятник, ушли последние корабли Русского Исхода под трёхцветным и Андреевским стягами. Русский флаг в Крыму был снова поднят в качестве государственного лишь в 2014 году с вхождением полуострова в состав Российской Федерации.


Для справки:

Петр Врангель скоропостижно умер 25 апреля 1928 года в возрасте 49 лет. Его прах покоится в церкви Святой Троицы Белграда, которая была заново освящена в 2007 году митрополитом Кириллом, нынешним Патриархом Московским, после произведённого ремонта от повреждений, нанесённых во время бомбардировок столицы Сербии в 1999 году.

Памятники Врангелю установлены в Сербии и Литве. Недавно была установлена мемориальная доска в посёлке Междуреченское Калининградской области, начата реставрация дома Врангелей в Ростове-на-Дону с последующим превращением его в музей П.Н. Врангеля и Белого движения. В Новоспасском монастыре Москвы также создается Центр памяти Белого движения.


21.09.1623:16:59

Очередная ложь об отречении Государя коего не было

Миф об отречении Императора Николая II — Часть II

История с так называемым Манифестом об отречении Государя Николая II крайне запутана всеми свидетелями этого страшного для России события именно потому, что все они соучастны в клятвопреступлении, в насильственном сведении Императора с Трона. Пленившим Государя во Пскове изменникам-генералам и думским масонам нужно было добиться от Царя именно манифеста об отречении, чтобы создать видимость добровольной сдачи страны революционерам. Причем манифест задумывался заговорщиками с передачей власти наследнику — маленькому Алексею Николаевичу, которого легко потом устранить, заменить, наконец, уморить, сославшись на неизлечимую болезнь ребенка. Николаю Александровичу была памятна судьба царевича Димитрия, якобы наткнувшегося на нож в припадке болезни. Государь ломает масонский «сценарий» переворота, заявив о передаче Престола брату Михаилу. Государь намеренно поступает противозаконно, имитируя передачу Царской власти, минуя законного Наследника. Он легко соглашается подписать незаконный документ, который все «свидетели отречения» называют «Манифестом», но который на самом деле представляет собой телеграмму в Ставку единственному адресату — генералу Алексееву. Текст этой телеграммы под видом Манифеста торжествующий Алексеев спешно разослал в войска, и трагедия Армии в том, что она не услышала призыва Государя к войскам — спасти Трон.

Что данная телеграмма Алексееву не является Манифестом об отречении, сразу бросается в глаза. В ней отсутствует целый ряд полагающихся Манифесту формальных признаков. Вот как, к примеру, был оформлен Высочайший Манифест об объявлении войны Германии: вступление: «Божиею Милостию, Мы, Николай II, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем верным Нашим подданным…» — далее следует текст Манифеста, и заключение: «Дан в Санкт-Петербурге, в двадцатый день июля, лето от Рождества Христова тысяча девятьсот четырнадцатое, Царствования же нашего в двадцатое». В телеграмме отсутствует формальная контрассигнация, необходимая для манифеста: «На подлинном Собственною Его Императорского Величества Рукою подписано: НИКОЛАЙ». Даже сама подпись Государя на телеграмме, выдаваемой за Манифест об отречении, сделана карандашом, хотя и залакирована верниром, но не по форме удостоверена министром Двора Фредериксом, причем эта подпись графа Фредерикса на документе почему-то не сохранилась.

Подлинный Манифест мог вступить в силу только после его опубликования в соответствующем виде и в официальной печати. Понимая это, генерал Рузский до приезда Гучкова и Шульгина на вопрос Фредерикса, как оформить детали, связанные с актом отречения, ответил, что «присутствующие в этом некомпетентны, что лучше всего Государю ехать в Царское Село и там все оформить со сведущими лицами". Однако уже Гучков настоял на немедленном подписании Отречения, словно не замечая его незаконной формы — плотный телеграфный бланк со странным для всенародного обращения покидающего Трон Императора адресом: «Ставка. Начальнику Штаба». Изменники торопились, до Царского Села далеко, там, глядишь, сыщутся верные Царю генералы, офицеры и войска, ведь признавали потом, после большевистского переворота, генералы-клятвопреступники: «Враги Рузского говорят, что он должен был… указать Родзянке, что он изменник, и двинуться вооруженной силой подавить бунт. Это, как мы теперь знаем, несомненно бы удалось, ибо гарнизон Петрограда был не способен к сопротивлению, Советы были еще слабы, а прочных войск с фронтов можно было взять достаточно". Торопясь, хватают Гучков с Шульгиным телеграфный бланк, оставив дубликат — такой же бланк с таким же текстом — на хранение Рузскому, и мчатся в Петроград — объявлять о своей победе.

Словом, так называемое «отречение» Николая Второго — незаконный документ, намеренно составленный Императором с нарушением законов и по содержанию, и по форме. И многочисленные свидетельства о его законности и о добровольном сложении Государем Николаем Александровичем своих Царских полномочий есть сознательная фальсификация истории нарушившими долг и Присягу участниками событий.

Вот почему генерал Данилов упорно твердит о двух экземплярах именно манифеста! Ему очень нужно создать эту легенду о Манифесте, чтобы все, что натворили Рузский и Гучков, он и Шульгин, имело бы хоть малую видимость законности. Уже 2 марта 1917 года Данилова очень тревожила «юридическая неправильность» содеянного: «Не вызовет ли отречение в пользу Михаила Александровича впоследствии крупных осложнений ввиду того, что такой порядок не предусмотрен законом о престолонаследии?". Дальнейший сценарий гибели Трона при передаче его Наследнику Алексею Николаевичу был четко прорисован В.В.Шульгиным, еще одним преступным организатором трагедии под названием «отречение»: «Если придется отрекаться и следующему, то ведь Михаил может отречься от престола… Но малолетний наследник не может отречься — его отречение недействительно. И тогда что они сделают, эти вооруженные грузовики, движущиеся по всем дорогам? Наверное, и в Царское Село летят, проклятые… И сделались у меня: «Мальчики кровавые в глазах". Вот что замышлялось революционерами, вот от чего спасал своего Сына и Трон Государь. Недаром Императрица Александра Федоровна безоговорочно приняла такое решение мужа: «Я вполне понимаю твой поступок… Я знаю, что ты не мог подписать противного тому, в чем ты клялся на своей коронации. Мы в совершенстве знаем друг друга, нам не нужно слов и, клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоем Престоле, вознесенным обратно твоим народом и войсками во славу твоего Царства. Ты спас царство твоего сына и страну, и свою святую чистоту, и… ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране".

Недаром и Керенский, и Милюков, и Родзянко были так огорошены неожиданным текстом Царской телеграммы в Ставку и постарались спрятать ее, не объявлять, не публиковать, пока не получат «отречение» от великого князя Михаила Александровича. Милюков говорил: «Не объявляйте Манифеста… Произошли серьезные изменения… Нам передали текст… Этот текст совершенно не удовлетворяет…". А вот свидетельство о том же генерала Вильчковского: «В пятом часу утра Родзянко и князь Львов вызвали к аппарату Рузского и объявили ему, что нельзя опубликовывать Манифеста об отречении в пользу великого князя Михаила Александровича, пока они это не разрешат сделать., для успокоения России царствование Михаила Александровича «абсолютно неприемлемо".

Замысел Государя верно понял Шульгин и позже объяснял это, заодно выгораживал себя и выставлял себя чуть не соратником Императора: «Если есть здесь юридическая неправильность… Если государь не может отрекаться в пользу брата… Пусть будет неправильность! Может быть, этим выиграется время… некоторое время будет править Михаил, потом, когда все угомонится, выяснится, что он не может царствовать, и престол перейдет к Алексею Николаевичу".

Итак, документ, содержащий якобы «отречение» Императора Николая Второго, намеренно составлен Государем с нарушением Законов Престолонаследия, что было очевидно для большинства участников заговора. С какой целью Государь составил этот незаконный документ, подложно названный Даниловым, Шульгиным, Гучковым и другими заговорщиками «манифестом»? Во-первых, незаконная передача власти, минуя Наследника Престола, должна была призвать Армию исполнить Присягу и восстановить Самодержавие. Во-вторых, следующий свой удар революционеры должны были обрушить не на законного Наследника Престола — Алексея Николаевича, а на Михаила Александровича, который по призыву своего брата обязан был принять бой, оттянуть время, пока накал петроградской уличной стихии не стихнет, недаром были потом признания: «нас раздавил Петроград, а не Россия". Толпа, как известно, бунтует не долго, и скоро растекается по домам, к женам, детям, к привычному труду. Но Михаил Александрович подчинился не воле Брата, а заговорщикам, которые ему угрожали. Они торопились «сломать» волю и без того неволевого Михаила, не понявшего ни в тот момент, ни потом своей жертвенной роли, предначертанной ему Царственным братом для спасения России и Самодержавия. Он испугался угроз Керенского, который, истерически заламывая руки, и было отчего паниковать Керенскому, в случае возвращения законного Царя — Керенского-Кирбиса ждала петля, кричал великому князю, каким опасностям он лично подвергнется в случае решения занять Престол: «Я не ручаюсь за жизнь вашего высочества…». В-третьих, Государь спасал не Сына, не Себя, составляя этот документ.

Император спасал Свое Самодержавие и Свой Трон. Он должен был вернуться на этот Трон, возвращенный на него народом и верной присяге Армией. Допустить цареубийства Государь не мог из сострадания к своему народу, который бы весь подпал под клятву Собора 1613 года…

В 1927 году большевики опубликовали все изданные к этому времени воспоминания о свержении монархии под названием «Отречение Николая П», сопроводив их предисловием еврейского публициста Михаила Кольцова, который злорадно, но очень точно написал об этих днях: «Нет сомнения, единственным человеком, пытавшимся упорствовать в сохранении монархического режима, был сам монарх. Спасал, отстаивал Царя один Царь. Не он погубил, его погубили".

Как бы мемуаристы-лжесвидетели ни старались затушевать свое участие в уничтожении Императорской России, перекладывая вину за падение Трона на Государя, сочиняя небылицы о его характере, манерах, воспитании, поступках, плетя паутину ложных фактов, но преступный образ их мысли, зависть или просто возбужденная врагом рода человеческого ненависть к святому Царю выдает их с головой и подрывает историческую достоверность их воспоминаний.

Череда прошедших здесь лиц — неудовлетворенный карьерным ростом царский чиновник (сколько их было, спешно покидавших Александровский Дворец в те горькие мартовские дни 17-го года), священник, не верующий в святость Помазанничества Божия, а стало быть, и в Самого Господа (отрекшиеся от Царя попы не редкость, а правило в 17-м году), завистливый и неудачливый зять — член Императорской Фамилии (среди родственников предательство и осуждение Царя было поголовным), наконец, уязвленный отстранением от высокого поста армейский генерал (все командующие фронтами и флотами были повинны греху цареборчества). Сколько их, присягавших Государю и Наследнику, клятвопреступников, взялось потом оправдывать себя. А теперь их заведомую ложь мы именуем «документами эпохи» и верим этой лжи больше, чем свидетельствам людей, оставшихся верными Присяге. Дескать, верные царские слуги любили Царскую Семью, были ей обязаны своим благоденствием, и из любви и благодарности приукрашивали факты, умалчивая о недостойном. А эти «свидетели», относившиеся к Государю и Государыне «критически», высказывают-де «непредвзятые мнения». Но в том-то и дело, что суждения о Государе изменников и предателей, завистников и карьеристов (в большинстве своем масонов, сознательных участников заговора против Самодержавия в России) — самые что ни на есть предвзятые, они высказываются лишь с одной целью: переложить на Царя вину за собственные грехи перед Богом и перед Родиной.

Древнее православное правило «прежде смерти не блажи никого» только сейчас дозволяет оценить низость измены и клеветы этих свидетелей. Смерть грешников люта. Это псаломское слово свято исполнилось надо всеми, преступившими Царскую Присягу.

Уже в 1918 году погиб генерал-предатель Рузский. Масон, он вскоре после февральской революции похвалялся в газетных интервью своим деятельным участием в свержении Царя. Нераскаявшийся изменник, Рузский умер страшной смертью: изрубленный в куски красногвардейцами, полуживым зарыт в землю на кладбище Пятигорска.

Начальник Штаба Верховного главнокомандующего генерал-изменник Алексеев, тот, что собирал от командующих фронтами согласие на переворот, что составлял текст «манифеста» об отречении и затем, когда Государь прибыл в Ставку, арестовал Его, тот самый Алексеев, терзаемый безуспешностью попыток создать боеспособную Добровольческую Армию, выпрашивавший по копейке деньги на ее оснащение, безрезультатно пытавшийся собрать в кулак бывших генералов Царской Армии, умер мучительной смертью от болезни почек в том же 1918 году.

Генерал-предатель Корнилов, назначенный февралистами на должность главнокомандующего Петроградским военным округом и собственноручно наградивший унтер-офицера Кирпичникова Георгиевским крестом за убийство офицера, и провозглашавший в Штабе Верховного главнокомандующего, что «русскому солдату нужно все простить, поняв его восторг по случаю падения царизма и самодержавия", он взял на себя дерзость арестовать в Царском селе Семью Государя и, главное, Наследника Престола, которому, как и Царю, присягал на верность. Корнилов тоже погиб в 1918 году. Он возглавлял наступление белых на Екатеринодар, ночью работал за столом в казачьей хате. И единственная граната в этом предутреннем затишье поразила его здесь в висок и бедро. Чуя кару Божию такой неестественной для солдата гибели вождя, Белая Армия содрогнулась. Судьба наступления была роковым образом решена.

Адмирал Колчак и адмирал Непенин, главнокомандующие Черноморским и Балтийским флотами, как изменники Присяги тоже погибли страшно. Непенин, еще до всякого Алексеевского опроса главнокомандующих, славший в Ставку телеграммы о том, что «нет никакой возможности противостоять требованиям временного комитета», был убит восставшими матросами в 1917 году. Колчак избежал этой участи только потому, что сбежал, бросив флот, в Петроград, а затем в Америку — учить американцев «морской минной войне». Вскоре, вернувшись в Россию, он пытался возглавить белое сопротивление в Сибири, провозгласил себя Верховным Правителем, и уже «на своей шкуре» испытав горечь измены, был выдан своими же соратниками и расстрелян в 1920 году.

В том же 1920 году умер от тифа генерал Н.И.Иванов, тот, что намеренно не выполнил приказа Государя о приведении гвардейских полков в бунтующий Петроград усмирить разбушевавшуюся чернь. Спустя неделю после «отречения» Государя Иванов поспешил заверить Гучкова в «своей готовности служить и впредь отечеству, ныне усугубляемой сознанием и ожиданием тех благ, которые может дать новый государственный строй».

Карающая десница Божия не миновала и членов Императорской фамилии, в безумстве зависти и в масонском раболепстве подготовлявших революцию своими интригами. Великие князья Михайловичи, Николай и Сергей, расстреляны, один — в Петропавловской крепости, другой — в Алапаевске. Николай Михайлович, активный масон, обратившийся к Государю с письмом, в котором требовал (что за обыкновение было у подданных Его Величества — требовать!): «Огради Себя от постоянных систематических вмешательств этих нашептываний через любимую Твою Супругу", за свою откровенно антимонархическую деятельность был выслан Государем в имение. Сергей же Михайлович уже после свержения Императора, нисколько ему не сочувствовавший, пишет в письме своему революционно настроенному брату: «Самая сенсационная новость — это отправление полковника (это об Императоре!) со всею семьею в Сибирь. Считаю, что это очень опасный шаг правительства -теперь проснутся все реакционные силы и сделают из него мученика…". Клятвопреступление, которое братья совершили, отрекшись от Присяги, приносимой каждым членом Императорского Дома перед Крестом и Св. Евангелием на верность Царствующему Императору и Его Наследнику, могло ли остаться не отмщенным?

И великий князь Павел Александрович, расстрелянный в 1918-м году в Петропавловской крепости, внешне бывший столь преданным Царской Семье, ведь это его Государыня призывала для помощи во всех трудных вопросах во время последнего пребывания Императора в Ставке, также был сознательным изменником Трона. Именно у Павла во дворце с его участием и участием начальника и юрисконсульта канцелярии Дворцового Коменданта 25-го февраля был составлен проект конституции Российской Империи . И уже 21 марта 1917 года в петербургской газете «Новое время» было помещено письмо Павла Александровича, где он «преклонялся» перед «волей русского народа», «всецело присоединяясь к Временному Правительству".

Череда главных изменников скоро сошла в могилу. А мы все перебираем оставшиеся от них мемуарные листки лжи, которыми они пытались обелить себя.

(«Из-под лжи», Т. Мироновой, изд. ГП ИПК «ВЕСТИ», 2005 г.)

Саввич С.С. Принятие Николаем II решения об отречении. Л., 1927, стр. 199.

Рузский Н.В. Беседа с генералом Вильчковским о пребывании Николая во Пскове 1 и 2 марта 1917 г. Л. 1927, стр. 158, 159.

Шульгин В.В. Дни. Л., 1927, стр. 183.

Николай II в секретной переписке. М, 1996, стр. 659.

Шульгин В.В. Дни. Л., 1927, стр. 265.

Рузский Н.В. Беседа с генералом Вильчковским о пребывании Николая во Пскове 1 и 2 марта 1917 г. Л. 1927, стр. 164.

Шульгин В.В. Дни. Л., 1927, стр. 474.

Там же, стр. 472.

Кольцов М, Кто спасал Царя. Л., 1927, стр. 28.

Воейков В.Н. С Царем и без Царя. М, 1994, стр. 176.

Воейков В.Н. С Царем и без Царя. М, 1994, стр. 108.

Там же, стр. 115.

18 сентября в городе Керчи открыт памятник главнокомандующему Русской армией Петру Николаевичу Врангелю, сообщает сайт Министерства культуры РФ . По благословению митрополита Феодосийского и Керченского Платона для установки монумента выбрано место на территории храма апостола Андрея Первозванного. В церемонии открытия памятника приняли участие первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов, глава Керченского союза монархистов Геннадий Григорьев, настоятель храма - протоиерей Николай Зиньков, доктор экономических наук Иван Розинский, прихожане.

«Сегодня мы вспоминаем великого человека, того, чьё имя должно встать по праву в один ряд с выдающимися полководцами нашей истории, вместе с Дмитрием Донским, Александром Невским и другими нашими великими военачальниками. Пётр Николаевич Врангель. Много лет его имя было забыто, - сказал на церемонии открытия памятника замглавы федерального ведомства. - Помимо личной доблести, помимо того, что он был одним из лучших командующих в русской армии, Пётр Николаевич ещё был великим устроителем дел гражданских. Именно здесь, в Крыму, был показан образец того, что Россия может быть русской, национальной, державной и правильно устроенной, чему и сегодня не грех поучиться, вспомнив многое из того, что было сделано тогда».

Владимир Аристархов также поблагодарил всех, кто имел отношение к установке памятника и заключил: «Это наша русская традиция, когда самые ценные монументы и памятники создаются на народные деньги. Перед нами именно такой народный памятник. Я поздравляю всех с этим событием, и пусть наши дети и потомки помнят наших героев».

Средства на памятник собирались за счёт частных пожертвований. Автор монумента - скульптор Андрей Клыков.

Герой Русско-японской и Первой мировой войн, барон Петр Врангель был отмечен многочисленными наградами за доблесть, имел безупречный послужной список, к 1917 году получил чин генерал-майора Генерального штаба Русской Императорской армии. После заключения советским правительством Брестского мира c противником, передачи огромных территорий Германии и Турции, признания независимости ряда областей бывшей Империи, Врангель в августе 1918 года вступил в ряды Добровольческой армии.

Во время гражданской войны Врангель успешно командовал крупными кавалерийскими соединениями, взял Царицын (ныне Волгоград), а после Новороссийской катастрофы в 1920 году возглавил Вооружённые силы Юга России. Белые части, переименованные в Русскую армию, в короткий срок восстановили боеспособность и повели наступление против многократно превосходящих сил Красной армии. Одновременно Петр Врангель провёл ряд важных гражданских реформ, включая земельную и земскую.

После прорыва Красной армией сивашских позиций и перекопских укреплений в портах Крыма в ноябре 1920 года была проведена одна из крупнейших в истории морская эвакуация. От причалов Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи отошло 126 кораблей со 150 тысячами людей на борту. Врангель находился у берегов Керчи на крейсере «Генерал Корнилов» и отбыл в Константинополь, лишь убедившись, что погрузка в этом последнем городе прошла успешно. Именно из Керчи, где установлен памятник, ушли последние корабли Русского Исхода под трёхцветным и Андреевским стягами. Русский флаг в Крыму был снова поднят в качестве государственного лишь в 2014 году с вхождением полуострова в состав Российской Федерации.

Петр Врангель скоропостижно умер 25 апреля 1928 года в возрасте 49 лет. Его прах покоится в церкви Святой Троицы Белграда, которая была заново освящена в 2007 году митрополитом Кириллом, нынешним Патриархом Московским, после произведённого ремонта от повреждений, нанесённых во время бомбардировок столицы Сербии в 1999 году.

Памятники Врангелю установлены в Сербии и Литве. Недавно была установлена мемориальная доска в посёлке Междуреченское Калининградской области, начата реставрация дома Врангелей в Ростове-на-Дону с последующим превращением его в музей П.Н. Врангеля и Белого движения. В Новоспасском монастыре Москвы также создается Центр памяти Белого движения.

В Керчи открыт памятник герою Русско-японской и Первой мировой войн, главнокомандующему Русской армией, барону Петру Николаевичу Врангелю. По благословению митрополита Феодосийского и Керченского Платона для установки монумента выбрано место на территории храма апостола Андрея Первозванного.

Как отметил на открытии первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов, имя Врангеля должно стоять в одном ряду с выдающимися полководцами России - Дмитрием Донским и Александром Невским.

Много лет его имя было забыто, - сказал Аристархов. - Помимо личной доблести, один из лучших командующих русской армии Петр Врангель был великим устроителем дел гражданских. Именно здесь, в Крыму, был показан образец того, что Россия может быть державной и правильно устроенной, чему и сегодня не грех поучиться, вспомнив многое из того, что было сделано тогда.

Средства на памятник, созданный скульптором Андреем Клыковым, собирались за счет частных пожертвований.

Установка первого в России памятника барону Врангелю стала возможным благодаря многим жертвователям, в том числе из зарубежья, - сообщили "РГ" в Керченском союзе монархистов. - Сборы дали 222662 рубля. И хотя эта сумма составляет лишь часть от потраченных на памятник почти миллиона рублей, она весьма значительна и оказала существенную помощь в реализации проекта. Без этой поддержки было бы очень тяжело завершить начатое.

Справка "РГ"

Барон Петр Николаевич Врангель - русский военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны. Главнокомандующий Русской армии в Крыму и Польше (1920). После того, как в 1920 году главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России генерал Деникин принял решение уйти в отставку со своего поста, военный совет в Севастополе избрал главнокомандующим Петра Врангеля.

В течение шести месяцев Врангель пытался переломить ход Гражданской войны, но в октябре 1920 года сопротивление белогвардейцев было сломлено Южным фронтом Красной армии под командованием Фрунзе. 29 октября 1920 года генерал Врангель отдал приказ об оставлении Крыма. На 126 кораблях было вывезено свыше 145 тысяч человек, из них 50 тысяч военных.

Петр Врангель скоропостижно умер 25 апреля 1928 года в возрасте 49 лет. Его прах покоится в церкви Святой Троицы Белграда, которая была заново освящена в 2007 году митрополитом Кириллом, нынешним патриархом Московским, после произведенного ремонта от повреждений, нанесённых во время бомбардировок столицы Сербии в 1999 году.

Памятники Врангелю установлены в Сербии и Литве. Недавно была установлена мемориальная доска в поселке Междуреченское Калининградской области, начата реставрация дома Врангелей в Ростове-на-Дону с последующим превращением его в музей П. Н. Врангеля и Белого движения. В Новоспасском монастыре Москвы также создается Центр памяти Белого движения.

18 сентября стал днём очередного копьеломания на просторах России. День выборов, но речь вовсе не о выборах. Речь о том, что именно в этот день в Керчи в торжественной обстановке на территории одного из храмов был открыт мемориальный барельеф Петру Врангелю. Барьельеф работы скульптора Андрея Клыкова разместился под аркой и своеобразным часовенным куполом, что говорит о непоследней роли Русской православной церкви в деле открытия этого памятника.


Мероприятие освещено на официальном портале министерства культуры РФ. Позволю себе привести материал пресс-службы ведомства полностью, чтобы в дальнейшем не возникло каких-либо кривотолков по поводу того, что слова были «искажены в худшую сторону» или наоборот «художественно приукрашены». Минкульта:

По благословению митрополита Феодосийского и Керченского Платона для установки монумента выбрано место на территории храма апостола Андрея Первозванного. В церемонии открытия памятника приняли участие первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов, глава Керченского союза монархистов Геннадий Григорьев, настоятель храма - протоиерей Николай Зиньков, доктор экономических наук Иван Розинский, прихожане.

«Сегодня мы вспоминаем великого человека, того, чьё имя должно встать по праву в один ряд с выдающимися полководцами нашей , вместе с Дмитрием Донским, Александром Невским и другими нашими великими военачальниками. Пётр Николаевич Врангель. Много лет его имя было забыто, - сказал на церемонии открытия памятника замглавы федерального ведомства. - Помимо личной доблести, помимо того, что он был одним из лучших командующих в русской армии, Пётр Николаевич ещё был великим устроителем дел гражданских. Именно здесь, в Крыму, был показан образец того, что Россия может быть русской, национальной, державной и правильно устроенной, чему и сегодня не грех поучиться, вспомнив многое из того, что было сделано тогда».

Владимир Аристархов также поблагодарил всех, кто имел отношение к установке памятника и заключил: «Это наша русская традиция, когда самые ценные монументы и памятники создаются на народные деньги. Перед нами именно такой народный памятник. Я поздравляю всех с этим событием, и пусть наши дети и потомки помнят наших героев».

Средства на памятник собирались за счёт частных пожертвований.

Герой Русско-японской и Первой мировой войн, барон Петр Врангель был отмечен многочисленными наградами за доблесть, имел безупречный послужной список, к 1917 году получил чин генерал-майора Генерального штаба Русской Императорской армии. После заключения советским правительством Брестского мира c противником, передачи огромных территорий Германии и Турции, признания независимости ряда областей бывшей Империи, Врангель в августе 1918 года вступил в ряды Добровольческой армии.

Во время гражданской войны Врангель успешно командовал крупными кавалерийскими соединениями, взял Царицын (ныне Волгоград), а после Новороссийской катастрофы в 1920 году возглавил Вооружённые силы Юга России. Белые части, переименованные в Русскую армию, в короткий срок восстановили боеспособность и повели наступление против многократно превосходящих сил Красной армии. Одновременно Пётр Врангель провёл ряд важных гражданских реформ, включая земельную и земскую.

После прорыва Красной армией сивашских позиций и перекопских укреплений в портах Крыма в ноябре 1920 года была проведена одна из крупнейших в истории морская эвакуация. От причалов Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи отошло 126 кораблей со 150 тысячами людей на борту.
Врангель находился у берегов Керчи на крейсере «Генерал Корнилов» и отбыл в Константинополь, лишь убедившись, что погрузка в этом последнем городе прошла успешно. Именно из Керчи, где установлен памятник, ушли последние корабли Русского Исхода под трёхцветным и Андреевским стягами. Русский флаг в Крыму был снова поднят в качестве государственного лишь в 2014 году с вхождением полуострова в состав Российской Федерации.

Как говорят дикторы: конец цитаты .

Как только информация об открытии памятника одному из лидеров Белого движения стала достоянием общественности, началась своеобразная общественная лихорадка, в которой, как часто в аналогичных ситуациях происходит, сошлись те, кто «за белых», с теми, «кто за красных». Медийная среда России, включая социальные сети, в очередной раз оказалась поделена на два непримиримых лагеря, один из которых «категорически за», другой – не менее категорически «против». Доводы первых: Пётр Врангель – образец чести, мужества, следованию присяге и служения Отечеству. Доводы других: Пётр Врангель пытался тянуть одеяло власти на себя, рассчитывал на помощь иностранных интервентов и вообще был «страшно далёк от народа».

Как человек, обученный и воспитанный «советскими» родителями и учителями, на советских учебниках, по советским кинофильмам, внутренне противлюсь самому пониманию того, что в нашей стране может быть установлен памятник Врангелю. Почему? Ну как же... А песня... «Белая армия, чёрный барон (Врангель) снова готовят нам царский трон, но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней». Уже где-то на подкорке (неужели клята советска пропаганда...) засела реакция, что если чёрный, да ещё и барон, то хрен ему (простите), а не памятник... В общем, при первой реакции, видимо взыграло то, что я до сих пор «не декоммунизирован», ибо где-то в шкафу и по сей час хранится пионерский галстук, да ещё и ежедневно приходится ходить (ездить) мимо памятника Ильичу... «Не декоммунизирован» на все 100% даже в девяностые, когда уже и учебники другие, и фильмы, и страна.

Несколько остыв от первой «аврорно-революционной реакции», уже ловлю себя на мысли, что уж Врангель-то точно более достойная персона для памятника, нежели, к примеру, Маннергейм или Егор Гайдар. В конце концов, человек, тянул он там на себя какое-то одеяло или не тянул, был русским офицером, который до конца сохранял верность присяге, не перекрашивался и не пытался идти на компромисс с теми, кто насильственно (и, кстати, не без иностранной поддержки) захватил власть в стране. То, что Пётр Врангель страну в итоге оставил – можно обсуждать долго, как, в принципе, и вообще всё, что связано с кровавыми событиями почти вековой давности.

В итоге понимаю, что попытка, которую Минкульт описывает как историческое просвещение общества, дань памяти выдающимся историческим личностям, приводит к настоящей философской схватке внутри не только вашего покорного слуги, но и, думается, внутри миллионов соотечественников. - Внутри всех тех, кто тоже воспитывался на «Красная армия всех сильней», а потом стал свидетелем развала огромной страны, в которой родился, с определённым переосмыслением роли личности в истории.

Цель Минкульта вроде бы понятна: историческое примирение... усадить, понимаешь, за стол с рюмкой чая и тех, кто, как уже говорилось, в душе «красен», и тех, кто «бел». Усядутся, посмотрят на памятник, перелистают труды историков и летописцев, пожмут друг другу руки и пойдут работать во имя созидания. Вот только очень уж красивая цель эта, так уж получается, результата не достигает. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на дебаты в соцсетях или политических ток-шоу, когда участники споров по открытию/закрытию тех или иных памятников, а то и целых центров (Ельцина, например), «примиряются» так, что того и гляди повыдёргивают друг другу последние волосы на голове. Достаточно вспомнить о том, как все последние годы идёт обсуждение вопроса «нужно ли оставить Ленина в мавзолее или нет». Да обсуждение порой достигает такого накала, что тут и до новой Гражданской недалеко...

В общем, к чему я это всё? К тому, что благими намерениями, сами знаете, куда выстлана дорога. Да и благие ли это здесь намерения – тоже вопрос, ведь вряд ли тот человек, который в итоге «в одно лицо» принимает решение об установке/демонтаже памятников (монументов, центров и прочего, прочего), не осознаёт, что любой непродуманный шаг в столь щекотливой сфере может обозначить новый общественный раскол. Это не значит, что об исторической правде нужно умалчивать или вообще забыть – вовсе нет. Просто хотелось бы, чтобы решения принимались некулуарно, ответственно и без подводных камней в виде пусть даже небольшой вероятности сталкивания людей лбами.