В каком веке жил гомер. Мифы и факты из жизни поэта

Гомер - знаменитый древнегреческий поэт, чье творчество не просто являлось образцом для всех античных творцов - его считают прародителем европейской литературы. У многих представителей современных поколений именно с его именем ассоциируется античная культура, а знакомство с мировой литературой обычно начинается с поэм «Илиада» и «Одиссея», принадлежащих (или приписываемых) этому легендарному автору. Гомер является первым древнегреческим поэтом, творческое наследие которого дошло до наших дней, причем около половины обнаруженных на сегодняшний день древнегреческих папирусов литературного содержания представляют собой фрагменты его произведений.

Достоверные, подтвержденные исторически данные о личности Гомера, его жизненном пути отсутствуют, причем они были неизвестны даже в древности. В эпоху античности было создано 9 биографий Гомера, и все они основывались на легендах. Неизвестны не только годы его жизни, но и столетие. По мнению Геродота, это был IX в. до н. э. Ученые нашего времени называют ориентировочно VIII в. (или VII в.) до н. э. Нет никаких точных сведений и о месте рождения великого поэта. Считается, что жил он в одной из местностей Ионии. Легенда гласит, что целых семь городов - Афины, Родос, Смирна, Колофон, Аргон, Саламин, Хиос - оспаривали друг у друга честь называть себя родиной Гомера.

Согласно традиции, великого поэта изображают слепым стариком, однако ученые придерживаются мнения, что это влияние представлений древних греков, особенности биографического жанра. Греки видели взаимосвязь поэтического таланта и пророческого дара на примере многих знаменитых личностей, которые были лишены зрения, и полагали, что и Гомер принадлежал к этой славной когорте. Помимо этого, в «Одиссее» есть такой персонаж, как слепой певец Демодок, который отождествлялся с самим автором произведения.

Из жизнеописания Гомера известен такой эпизод, как поэтическое соревнование с Гесиодом на острове Эвбей. Поэты читали свои лучшие произведения на играх, организованных в память о погибшем Амфидеме. Победа, согласно воле судьи, досталась Гесиоду, поскольку тот воспевал мирную жизнь и труд земледельцев, однако предание гласит, что публика больше симпатизировала Гомеру.

Как и все остальное в биографии Гомера, доподлинно неизвестно, принадлежат ли знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея» именно его перу. В науке с XVIII в. существует так называемый гомеровский вопрос - так называется полемика вокруг авторства и истории написания легендарных произведений. Как бы там ни было, именно они принесли автору славу на все времена и вошли в сокровищницу мировой литературы. Обе поэмы основаны на сказаниях, мифах о Троянской войне, т.е. о военных действиях греков-ахейцев против жителей малоазиатского города, и представляют собой героический эпос - масштабное полотно, действующими лицами которого являются и исторические персонажи, и герои мифов.

Древние греки считали эти поэмы священными, торжественно исполняли их на государственных праздниках, с них начинали и ими же завершали процесс обучения, видя в них сокровищницу самых разнообразных знаний, уроки мудрости, красоты, справедливости и других добродетелей, а их автор почитался едва ли не как божество. По словам великого Платона, духовным развитием Греция обязана именно Гомеру. Поэтика этого мастера слова оказывала огромное влияние на творчество не только античных авторов, но и признанных классиков европейской литературы, живущих многие столетия спустя.

Существуют так называемые Гомеровы гимны, которые в древности приписывали великому слепцу, но ни они, ни другие произведения, автором которых называли Гомера, не относятся к его творческому наследию.

По данным Геродота и Павсания, смерть настигла Гомера на острове Иос (архипелаг Киклады).

Биография из Википедии

Гоме́р (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея».

Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, что указывает на дату 850 лет до н. э. Неизвестный историк в своих записках указывает, что Гомер жил за 622 года до Ксеркса, что указывает на 1102 год до н. э. Другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны. На данный момент существует несколько дат рождения и доказательств к ним.

Место рождения Гомера неизвестно. Согласно эпиграмме Галлия, за право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины, а вариации этой эпиграммы называют еще Киму, Хиос, Пилос и Итаку. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселённом ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Также, имя «Гомер» по одной из версий его чтения означает «не зрячий» (ὁ μῆ ὁρῶν). Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьёй на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII-V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя».

Гомеровский вопрос

Совокупность проблем, связанных с авторством «Илиады» и «Одиссеи», их возникновением и судьбой до момента записи, получила название «гомеровский вопрос».Возник он ещё в античности, так, например, тогда появились утверждения, что Гомер создал свой эпос на основе поэм поэтессы Фантасии времён Троянской войны.

«Аналитики» и «унитарии»

До конца XVIII века в европейской науке господствовало мнение, что автором «Илиады» и «Одиссеи» является Гомер и что они сохранились примерно в том виде, в котором были им созданы (впрочем, уже аббат д’Обиньяк в 1664 году в своих «Conjectures académiques » утверждал, что «Илиада» и «Одиссея» представляют собой ряд самостоятельных песен, собранных воедино Ликургом в Спарте VIII века до н. э.). Однако в 1788 году Ж. Б. Вилуазон опубликовал схолии к «Илиаде» из кодекса Venetus A, которые по своему объёму значительно превосходили саму поэму и содержали сотни вариантов, принадлежащих античным филологам (преимущественно, Зенодоту, Аристофану и Аристарху). После этой публикации стало ясно, что александрийские филологи считали сомнительными или даже неподлинными сотни строк гомеровских поэм; они не вычёркивали их из рукописей, но помечали специальным знаком. Чтение схолиев также приводило к выводу, что имеющийся у нас текст Гомера относится к эллинистическому времени, а не к предполагаемому периоду жизни поэта. Отталкиваясь от этих фактов и других соображений (он полагал, что гомеровская эпоха была бесписьменной, и посему поэту было не под силу сочинить поэму такой длины), Фридрих Август Вольф в книге «Пролегомены к Гомеру» выдвинул гипотезу, что обе поэмы очень существенно, радикально изменялись в процессе бытования. Таким образом, согласно Вольфу, невозможно говорить, что «Илиада» и «Одиссея» принадлежат какому-то одному автору.

Формирование текста «Илиады» (в её более или менее современном виде) Вольф относит к VI веку до н. э. Действительно, согласно сообщению ряда античных авторов (в том числе Цицерона), поэмы Гомера были впервые собраны воедино и записаны по указанию афинского тирана Писистрата или его сына Гиппарха. Эта так называемая «писистратова редакция» была нужна, чтобы упорядочить исполнение «Илиады» и «Одиссеи» на Панафинеях. В пользу аналитического подхода свидетельствовали противоречия в текстах поэм, наличие в них разновременных слоёв, пространные отступления от основного сюжета.

О том, как именно сформировались поэмы Гомера, аналитики высказывали различные предположения. Карл Лахманн полагал, что «Илиада» была создана из нескольких песен небольшого размера (так называемая «теория малых песен»). Готфрид Германн, напротив, полагал, что каждая поэма возникла путём постепенного расширения небольшой песни, к которой добавлялся всё новый материал (так называемая «теория первоначального ядра»).

Оппоненты Вольфа (так называемые «унитарии») выдвигали ряд контраргументов. Во-первых, подвергалась сомнению версия о «писистратовой редакции», так как все сообщения о ней достаточно поздние. Эта легенда могла появиться в эллинистические времена по аналогии с деятельностью тогдашних монархов, которые заботились о приобретении различных рукописей. Во-вторых, противоречия и отступления не свидетельствуют о множественном авторстве, так как неизбежно встречаются в больших произведениях. «Унитарии» доказывали единство автора каждой из поэм, подчёркивая целостность замысла, красоту и симметрию композиции в «Илиаде» и «Одиссее».

«Устная теория» и «неоаналитики»

Предположение о том, что поэмы Гомера передавались устно, поскольку автор жил в бесписьменное время, было высказано ещё в древности; поскольку имелись сведения, что в VI веке до н. э. афинский тиран Писистрат дал поручение выработать официальный текст гомеровских поэм.

В 1930-е годы американский профессор Милмэн Пэрри организовал две экспедиции для исследования южнославянского эпоса с целью сравнить эту традицию с текстами Гомера. В результате этого масштабного исследования была сформулирована «устная теория», называемая также «теорией Пэрри-Лорда» (А. Лорд - продолжатель дела рано умершего М. Пэрри). Согласно устной теории, в гомеровских поэмах присутствуют несомненные черты устного эпического сказительства, важнейшей из которых является система поэтических формул. Устный сказитель каждый раз создаёт песню заново, но считает себя только исполнителем. Две песни на один сюжет, даже если они радикально отличны по длине и словесному выражению, с точки зрения сказителя - одна и та же песня, только «исполненная» по-разному. Сказители неграмотны, так как представление о фиксированном тексте губительно для импровизационной техники.

Таким образом, из устной теории следует, что текст «Илиады» и «Одиссеи» приобрёл фиксированную форму при жизни их великого автора или авторов (то есть Гомера). Классический вариант устной теории предполагает запись этих поэм под диктовку, так как при устной передаче в рамках импровизационной традиции их текст радикально изменился бы уже при следующем исполнении. Впрочем, существуют и другие объяснения. Созданы обе поэмы одним или же двумя авторами, теория не объясняет.

Кроме того, устная теория подтверждает античные представления о том, что «было много поэтов и до Гомера». Действительно, техника устного эпического сказительства является результатом длительного, очевидно, многовекового развития, и не отражает индивидуальные черты автора поэм.

Неоаналитики не являются современными представителями аналитизма. Неоанализ - направление в гомероведении, которое занимается выявлением более ранних поэтических слоёв, которые использовал автор (каждой из) поэм. «Илиада» и «Одиссея» сравниваются с киклическими поэмами, которые дошли до нашего времени в пересказах и фрагментах. Таким образом, неоаналитический подход не противоречит господствующей устной теории. Виднейший из современных неоаналитиков - немецкий исследователь Вольфганг Кульманн, автор монографии «Источники Илиады».

Гомер (около 460 до н. э.)

Художественные особенности

Одна из важнейших композиционных особенностей «Илиады» - «закон хронологической несовместимости», сформулированный Фаддеем Францевичем Зелинским. Он состоит в том, что «у Гомера никогда рассказ не возвращается к точке своего отправления. Отсюда следует, что параллельные действия у Гомера изображаемы быть не могут; поэтическая техника Гомера знает только простое, линейное, а не двойное, квадратное измерение». Таким образом, иногда параллельные события изображаются как последовательные, иногда же одно из них лишь упоминается или даже замалчивается. Этим объясняются некоторые мнимые противоречия в тексте поэмы.

Исследователи отмечают связность произведений, последовательное развитие действия и цельные образы главных героев. Сравнивая словесное искусство Гомера с изобразительным искусством той эпохи, нередко говорят о геометрическом стиле поэм. Впрочем, о единстве композиции «Илиады» и «Одиссеи» высказываются и противоположные мнения в духе аналитизма.

Стиль обеих поэм можно охарактеризовать как формульный. Под формулой при этом понимается не набор штампов, а система гибких (изменяемых) выражений, которые связаны с определённым метрическим местом строки. Таким образом, можно говорить о формуле даже тогда, когда некое словосочетание встречается в тексте лишь однажды, но можно показать, что оно являлось частью этой системы. Кроме собственно формул встречаются повторяющиеся фрагменты из нескольких строк. Например, при пересказе одним героем речей другого текст может воспроизводиться вновь полностью или почти дословно.

Для Гомера характерны составные эпитеты («быстроногий», «розоперстая», «громовержец»); значение этих и других эпитетов следует рассматривать не ситуативно, а в рамках традиционной формульной системы. Так, ахейцы «пышнопоножные» даже в том случае, если они описываются не в доспехах, а Ахиллес «быстроногий» даже во время отдыха.

Историческая основа поэм Гомера

В середине XIX века в науке господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана на холме Гиссарлык и в Микенах показали, что это неверно. Позднее были открыты хеттские и египетские документы, в которых обнаруживаются определённые параллели с событиями легендарной Троянской войны. Дешифровка слоговой микенской письменности (Линейное письмо Б) дала много информации о жизни в эпоху, когда происходило действие «Илиады» и «Одиссеи», хотя никаких литературных фрагментов этой письменностью найдено не было. Тем не менее, данные поэм Гомера сложным образом соотносятся с имеющимися археологическими и документальными источниками и не могут использоваться некритично: данные «устной теории» свидетельствуют об очень больших искажениях, которые должны возникать с историческими данными в традициях подобного рода.

Сейчас установилась точка зрения, что мир гомеровских поэм отражает реалистичную картину жизни последнего времени периода древнегреческих «тёмных веков».

Гомер в мировой культуре

Влияние гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» на древних греков сопоставляют с Библией для евреев.

Сложившаяся к концу классической эпохи система образования в Древней Греции была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по её темам устраивались декламации и т. д. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий.Как отмечает Маргалит Финкельберг, римлянами, которые видели в себе потомков побеждённых троянцев, гомеровские поэмы были отвергнуты, следствием чего стало то, что они, продолжая сохранять свой канонический статус на грекоязычном Востоке, для латинского Запада были потеряны вплоть до эпохи Возрождения.

Лоуренс Альма-Тадема "Чтение Гомера", 1885 г.

В послеклассическую эпоху создавались большие гекзаметрические поэмы на гомеровском диалекте в подражание или в качестве соревнования с «Илиадой» и «Одиссеей». Среди них можно назвать «Аргонавтику» Аполлония Родосского, «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского. Другие эллинистические поэты, признавая достоинства Гомера, воздерживались от крупной эпической формы, полагая, что «в больших реках мутная вода» (Каллимах) - что только в небольшом произведении можно достичь безупречного совершенства.

В литературе Древнего Рима первое сохранившееся (фрагментарно) произведение - перевод «Одиссеи», выполненный греком Ливием Андроником. Главное произведение римской литературы - героический эпос «Энеида» Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усматривать практически во всех произведениях античной литературы.

Западному средневековью Гомер практически не известен из-за слишком слабых контактов с Византией и незнания древнегреческого языка, однако гекзаметрический героический эпос сохраняет в культуре большое значение благодаря Вергилию.

В Византии Гомер был хорошо известен и тщательно изучался. До настоящего времени сохранились десятки полных византийских рукописей гомеровских поэм, что беспрецедентно для произведений античной литературы. Кроме того, византийские учёные переписывали, компилировали и создавали схолии и комментарии к Гомеру. Комментарий архиепископа Евстафия к «Илиаде» и «Одиссее» в современном критическом издании занимает семь томов. В последний период существования Византийской империи и после её крушения греческие рукописи и учёные попадают на Запад, и эпоха Возрождения заново открывает для себя Гомера.

  • Данте Алигьери помещает Гомера в первый круг Ада как добродетельного нехристианина.

В России

Фрагменты из Гомера переводил ещё Ломоносов, первый большой стихотворный перевод (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (1787). Особенно важен для русской культуры перевод «Илиады» Николая Гнедича (закончен в 1829), который был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо (по отзывам Белинского). Пушкин, в свою очередь, о переводе Гомера отозвался в печати дважды: заметкой «Илиада Гомерова, переведённая Гнедичем…» («Литературная газета», 1830, № 2; см. т. 6) и двустишием «На перевод Илиады»:

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод.

За месяц до этого стихотворения Пушкин отдал дань природному юмору и написал эпиграмму, вызванную каламбурным стечением обстоятельств (Гомер был слеп, а Гнедич - крив). Эпиграмма в рукописи старательно зачёркнута Пушкиным.

Также Гомера переводили В. А. Жуковский, В. В. Вересаев и П. А. Шуйский («Одиссея», 1948 г., издательство Уральского Университета, тираж 900 экз.).

Уже в нашем веке Гомера переводили: М. Амелин (Первая песнь «Одиссеи», 2013 г.); А. А. Сальников перевёл на современный русский язык «Илиаду» (2011 г.) и «Одиссею» (2014-2015 гг.).

  • В честь Гомера назван кратер на Меркурии.

Homer by Antoine-Denis Chaudet, 1806.

Гомер (др.-греч. Ὅμηρος, VIII век до н. э.) — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы и «Одиссеи».
Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера.

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель


Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны.

Бюст Гомера в Лувре

Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.

Paul Jourdy, Homère chantant ses vers, 1834, Paris

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.

Гомер. Неаполь, Национальный археологический музей

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера.

Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII—V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др.

Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. <…> Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος — практически наверняка реальное личное имя» (Боура С.М. Героическая поэзия.)

Гомер (около 460 до н. э.)

А.Ф. Лосев: Традиционный образ Гомера у греков. Этот традиционный образ Гомера, существующий уже около 3000 лет, если отбросить всякие псевдоученые вымыслы позднейших греков, сводится к образу слепого и мудрого (а, по Овидию, еще и бедного), обязательно старого певца, создающего замечательные сказания под неизменным руководством вдохновляющей его музы и ведущего жизнь какого-то странствующего рапсода. Подобные черты народных певцов мы встречаем и у многих других народов, и потому в них нет ничего специфического и оригинального. Это самый общий и самый распространенный тип народного певца, наиболее любимый и наиболее популярный у разных народов.

Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней.

В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения» (т. н. «киклические поэмы», сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывания «бичом Гомера». Ксенон и Гелланик, т. н. «разделяющие», высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной «Илиады»

Jean-Baptiste Auguste Leloir (1809-1892). Homère.

В 19 веке «Илиада» и «Одиссея» сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов («быстроногий» Ахиллес, «пастырь народов» Агамемнон, «многоумный» Одиссей, «сладкоречивый» Нестор) давали возможность сказителю «импровизируя» исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов.

«Илиада» и «Одиссея» всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. «До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много» (Аристотель). Главное отличие «Илиады» и «Одиссеи» от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, — в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.

Средневековая иллюстрация к «Илиаде»

Язык гомеровских поэм — исключительно поэтический, «наддиалектный» — никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни «Илиады» и «Одиссеи» уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр — стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.

William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) - Homer and his Guide (1874)

Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870—80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14—13 вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры «героического века», как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших. В плане содержания эпосы Гомера заключают в себе множество мотивов, сюжетных линий, мифов, почерпнутых в ранней поэзии. У Гомера можно услышать отголоски минойской культуры, и даже проследить связь с хеттской мифологией. Однако основным источником эпического материала стал для него микенский период. Именно в эту эпоху происходит действие его эпопеи. Живший в четвертом столетии после окончания этого периода, который он сильно идеализирует, Гомер не может быть источником исторических сведений о политической, общественной жизни, материальной культуре или религии микенского мира. Но в политическом центре этого общества Микенах найдены, однако, предметы, идентичные описанным в эпосе (в основном оружие и инструменты), на некоторых же микенских памятниках представлены образы, вещи и даже сцены, типичные для поэтической действительности эпопеи. К микенской эпохе были отнесены события троянской войны, вокруг которой Гомер развернул действия обеих поэм. Эту войну он показал как вооруженный поход греков (названных ахейцами, данайцами, аргивянами) под предводительством микенского царя Агамемнона против Трои и ее союзников. Для греков троянская война была историческим фактом, датируемым XIV-XII вв. до н. э. (согласно подсчетам Эратосфена, Троя пала в 1184 г.)

Karl Becker. Homer sings

Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают «Каталог кораблей» («Илиада», 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: «Илиада» отражает представления о человеке «героического периода», «Одиссея» стоит как бы на рубеже иной эпохи — времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.

Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни — от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты «составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы» (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний (писатель), Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы «крохами от великих пиров Гомера».

Jean-Baptiste-Camille Corot. Homer and the Shepherds

Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады», который хранил под подушкой вместе с кинжалом.

Гомер — это легендарный поэт-сказитель Древней Греции. Именно ему приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи».

К сожалению, о жизни и личности Гомера отсутствуют достоверные сведения. Известно только, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы позже событий, которые в них описываются, но раньше VI века до нашей эры, когда и было достоверно установлено их существование. Получается, период жизни Гомера можно было бы датировать от XII до VII века до нашей эры. Наиболее вероятной считается самая поздняя дата.

Неизвестно и место рождения Гомера. Семь городов отстаивали право называться его родиной: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Согласно Геродоту и Павсанию, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Предположительно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции или на одном из островов, которые к ней прилегают.

Гомера изображали слепцом. Вероятно, на самом деле это было не так, просто так было принято в жанре античной биографии. Тем более многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми, поэтому предположение о том, что и Гомер был слепой, выглядело весьма правдоподобно.

Гомер (около 460 до н. э.)


Интересно узнать: согласно одному из преданий, описанному в «Состязании Гомера и Гесиода», между Гомером и Гесиодом случился поэтический поединок. Якобы поэты встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема. Там они читали свои лучшие стихи. Судьей на состязании выступил царь Панед, который приписал победу Гесиоду. Царю было симпатично, что тот призывал народ к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. Но симпатии аудитории все равно были на стороне Гомера.


Гомеру приписываются произведения, которые были созданы позднее: комические поэмы «Маргит», «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию, например, «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения». Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам. Еще в античные времена встал «гомеровский вопрос», который сейчас понимается как совокупность проблем, связанных с происхождением и развитием древнегреческого эпоса.

Поэмы Гомера в эпоху античности олицетворяли эллинское единство и героизм, являлись источником мудрости и познания всех сторон жизни. Согласно Страбону, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данные Гомера считались наиболее подлинными и заслуживали доверия. Их использовали Фукидид, Павсаний, Плутарх.

Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, давали комментарии, объясняли иносказательно. Философы-пифагорейцы читали избранные места из поэм Гомера. Тем самым они призывали исправлять свои души. Согласно Плутарху, Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады». Он хранил его под подушкой вместе с кинжалом.

Бюст Гомера в Лувре

Многие периоды человеческой истории отмечены потомками в честь какой-либо выдающейся личности. Время с одиннадцатого и вплоть до девятого века до наступления нашей эры названо по имени древнегреческого писателя и поэта Гомера. Его «Одиссея» и «Илиада» стали основным источником информации о тех временах. Историки и в наши дни еще спорят, как именно и кем были написаны эти литературные шедевры.

Существовал ли такой человек в объективной реальности, а если и так, то сам ли он написал эти нетленные произведения? Некоторые ученые утверждают, что Гомер создал их через несколько столетий после описанных событий. Кем же был на самом деле этот человек и как сложилась его судьба? Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Биография Гомера: все, что удалось узнать историкам

Чтобы выяснить подробности жизни этого человека, не помешает разобраться, какая обстановка царила тогда в мире. В двенадцатом веке на земли Греции неожиданно вторглись дорийцы. Они захватили юго-восточные окрестности Пелопоннеса. Этого оккупантам показалось мало. Они направили свои стопы на острова архипелагов Киклады и Спорады, Крит и юго-западную сторону Малой Азии, все дальше и дальше оттесняя минойское (эгейское) население с долин в горные местности. Как и любая экспансия, это привело к падению культуры, ремесел, искусств, а следовательно – рухнула экономика и уровень жизни людей резко пошел вниз. Историки называют эту эпоху «Темными» временами» ввиду особой скудности археологических находок. Тем более ценен сам Гомер – древнегреческий поэт, рассказывающий нам то, что узнать иными методами не получится.

Поработившим греков, дорийцам было совершенно не интересно искусство и культура. Они желали единственного – военных изобретений, позволяющих еще более качественно захватывать окружающие земли. Потому и перенимать остальные умения не желали. Сохранилось кораблестроение, кое-как «корябались» гончарные мастерские и металлургия. Потому в достоверности биографии Гомера тех времен можно усомниться.

Кратко о бессмертном наследии древнегреческого поэта

Традиционно это знаменитого деятеля искусства изображают в облике слепого старца. Однако современные ученые считают, что это ошибочное представление древних греков о человеке, обладающем каким-либо талантом, в нашем случае – поэтическим и даже несколько провидческим. Кроме того, в самой «Одиссее» имеется персонаж Демодок (слепой певец), который по странному стечению обстоятельств для многих отождествляется с автором произведения.

Существовал ли Гомер в реальности или это имя стало собирательным образом, которым древние обозначили творчество греков определенного периода, неизвестно. Начиная с восемнадцатого века, исследователи и ученые даже ввели определенный термин – гомеровский вопрос. Он включает в себя полемику и широту мнений по поводу авторства и истории создания вышеозначенных бессмертных произведений. Его эпические поэмы имеют в основе рассказ о Троянской войне и героизме ахейцев, проявленном в борьбе с жителями малоазиатского города. Действующими персонажами в них выступают как реальные люди (исторические личности), так и разнообразные мифические существа, вроде сирен или богов.

Древние греки считали произведения Гомера чуть ли не святыней. Они читали их по большим праздникам, в них находили ответы на неразрешимые вопросы, подсказки в трудных жизненных ситуациях, советы и рекомендации о красоте, здоровье, справедливости. Платон считал, что именно в творчестве этого человека заключается “душа Греции”. Мастер слова, если действительно существовал, оказал колоссальное влияние не только на все последующие поколения античных авторов, но и на развитие культуры Европы.

В третьем веке до нашей эры римский философ, поэт и адвокат Ливий Андроник впервые перевел приключения смелого Одиссея на латынь, с тех пор они разошлись по всему свету. На русский язык первым перевести сочинения попробовал Михаил Ломоносов, причем двадцатисложным силлабическим александрийским стихом. В двадцатом веке особо отличаются переводы Викентия Викентьевича Вересаева, наполненные точностью филологического прочтения и исторической интерпретации.

9 биографий на жизнь одного

Достоверная история жизни Гомера неизвестна, а события, которые имеют место в «Илиаде» и «Одиссее», вероятно, происходили гораздо раньше, чем родился их автор. Современная наука указывает на хронологический период, датируемый приблизительно тринадцатым веком до нашей эры. Из более поздних времен до нас дошли девять биографий Гомера. Какие из них являются враньем, а какие в точности передают события из его жизни, выяснить уже никогда не получится. Однако существует несколько основных версий, каждая из которых вполне имеет право на жизнь.

  • Знаменитый древнегреческий историк и философ «отец истории» Геродот говорит, что Гомер проживал за четыре сотни лет до него, что уже указывает на восемьсот пятидесятый год до нашей эры.
  • Некоторые источники (к примеру, сами произведения) заставляют сделать вывод, будто поэт жил во времена Троянской войны. Эти события обычно датируются рубежом тринадцатого и двенадцатого веков до нашей эры.
  • Неизвестный греческий источник свидетельствует, будто Гомер жил ровно за шестьсот двадцать два года до царя Ксеркса. Это напрямую указывает на 1102 год.

Как и дата рождения Гомера, место этого события никто не знает, слишком много времени прошло с тех пор. Традиционно семь городов сражаются за то, чтобы называться его малой родиной, но в эпиграмме Галлия дается указание на целых десять населенных пунктов: Афины, Родос, Аргос, Колофон, Хиос, Смирна, Саламин, Кима и Пилос. Историки пытались выяснить принадлежность поэта к определенному региону по диалекту, однако написаны произведения на сочетании ионийского и эолийского, что характерно для многих древнегреческих местностей.

Этимология происхождения имени Гомер (Ὅμηρος , ) тоже довольно интересна. Впервые оно встречается в записях древнегреческого философа Каллина Эфесского, датируемые еще седьмым веком до нашей эры. Многие считают, что буквально его можно перевести как «сказитель» или «слагатель», однако это маловероятно. Античные историки считали, что оно происходит от другого древнего имени – Гесихий (заложник). Аристотель переводил его, как «следующий за», а Эфор Кимский — как «слепой» (Ομηρος ). Тут все достаточно сложно, потому что, скорее всего, никакой слепоты у древнего автора не было. Многие мудрецы, певцы и философы были незрячими — образ их мог попросту быть спроецированным на Гомера.

Бессмертный гомеровский вопрос и история творческого состязания между поэтами

Во времена античности возник так называемый вопрос — совокупность всех неразрешимых проблем, которые связаны с возникновением, а также авторством «Одиссеи» и «Илиады». Тогда многие говорили, что свои произведения он придумал не сам, а «одолжил» сюжеты у поэтессы — мемфисской египтянки Фантассии, которая была свидетельницей всех описанных событий. Знаменитый французский драматург Франсуа Эдлен, более известный под именем аббата д’Обиньяк (d’Aubignac), в 64-м году семнадцатого века утверждал, что оба сочинения не являются цельными, а представляют собой отдельные песни. Он считал, что их собрал и записал еще Ликург в третьем веке до нашей эры.

Немецкий исследователь античности и филолог классической школы Вольф в своем сочинении Prolegomena ad Homerum высказывает мысль, что нет оснований думать, будто обе эти поэмы были написаны одним и тем же лицом. Даже Цицерон говорит, что части «Илиады» были собраны тираном (правителем Афин) Писистратом, сыном самого Гиппократа. Высказывались теории «малых песен» и «первоначального ядра»: сбор мелких песен в большое произведение или расширение их из обычных коротких столбцов до размеров поэмы.

Кроме всего, еще в древности высказывалось предположение, что тексты Гомера передавались в устной форме, так как жил он до возникновения письменности. Американский классик-фольклорист Милмэн Пэрри в тридцатых годах двадцатого века организовал несколько экспедиций, чтобы исследовать эпосы южных славян и сравнить их с гомеровскими стихами. Он нашел множество соответствий, что доказывали близость текстов к устному народному творчеству. Как бы то ни было, а кто такой Гомер, люди знают именно по этим двум сочинениям.

Существует древнее предание, которое рассказывает о литературном поединке, в который вступил Гомер и его противник Гесиод. Последний был первым поэтом, существование которого имеет веские доказательства («Описании Эллады» от Павсания) . Датируется проведение этого конкурса третьим веком до нашей эры. Считается, что, состязаясь на острове Эвбея (Εύβοια) в честь погибшего героя Амфидема, Гомер потерпел сокрушительное поражение. Якобы судьи во главе с царем Панедом решили, будто Гесиод более мирный и спокойный, призывающий к добру и благоденствию.

Что известно о смерти поэта Гомера

Кратко о Гомере рассказывать очень сложно, потому что трудно отделить «зерна от плевел», а истину от выдумок, и более поздних вставок. Относительно его судьбы известно мало, а вот о смерти существует несколько легенд.

Первая гласит, будто слепой бродячий мыслитель, направляясь на остров Иос, встретил трех мальчишек-рыбаков. Они задали ему загадку: что у них есть такого, чего они не ловили, и почему они выбросили пойманное. Долго бился поэт над загадкой, а ответ оказался прост – хитрые сорванцы ловили не рыбу, а вшей. Гомер был крайне раздосадован и зол, отчего поскользнулся, ударился головой и умер. По иной версии, он испугался, что утратил остроту ума и ясность мысли, потому решил покончить с собой.

А было ли на самом деле

В середине девятнадцатого века возникло сомнение в историчности фактов, описанных в «Илиаде» и «Одиссее». Тогда немецкий предприниматель, бизнесмен и археолог-самоучка Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман, которого в 1868 году поразил неграмотный проводник в Итаке, знающий и декламирующий произведения Гомера наизусть. Проведя раскопки на холме Гиссарлык (в семи километрах от входа в Дарданеллы), нашел город, принятый им за Пергамон, цитадель Трои. Он обнаружил, что все описанное Гомером по большей части правда.

На то время, разрушенное и обнищавшее раннеклассовое микенское общество, еще не достигло уровня государственности, каким мы его можем себе представить. Однако зарождение его уже можно обнаружить у многих общин, описанных автором. У каждой из них имелся царь или правитель (басилей), а также совет старейшины (геронты).

Герои Эпоса явно дают понять, что наибольшей властью и уважением они пользовались во время военных походов или состязаний, где требовалось беспрекословное подчинение и железная дисциплина для победы. Однако в некоторых стихах есть упоминания о том, что в городах был не один, а несколько басилеев, из чего можно сделать вывод, что так Гомер называет не только самих правителей, но и высшую знать. Они могли влиять на многие сферы жизни древних поселений, но передавали ли свои титулы по наследству, доподлинно неизвестно.

Гимны героям в «Илиаде» и «Одиссее»

То , что написал Гомер в своих творениях, к огромному удивлению потомков, остается актуальным и в наши дни. Более ранним сочинением считается «Илиада», а ее название происходит от древнего города Трои – Илион. Причина возникновения конфликта в истории не описана, так как это было очевидно для каждого грека тех времен. На последних пятидесяти днях военных действий, а именно они обыгрываются в поэме, речь идет о могущественном воине Ахиллесе, сыне богини Фетиды. Он покидает поле сражения и наотрез отказывается продолжать воевать. Тогда юный брат героя, Патрокл, надевает его доспехи и гибнет в первой же стычке с троянским принцем Гектором (Гераклом).

Ахиллес, желая отомстить за брата, бросается обратно в самую гущу сражения и уничтожает убийцу любимого брата. Тогда Приам, отец Гектора, умоляет вернуть хотя бы тело сына для погребения. На это разъяренный герой соглашается. Поэма заканчивается на сцене похорон Геракла. Казалось бы, на этом продолжать нет смысл, но «Одиссею» можно считать второй частью цельного сочинения. В ней речь идет о герое Одиссее, правителе Итаки, который возвращается домой после изнурительной войны под Илионом. Ахейский царь (Одиссей) испытывает множество лишений по пути, попадает в разнообразные переделки, несколько раз оказывается на краю гибели.

Примечателен образ супруги героя, Пенелопы, которая исправно и безропотно ждет мужа на протяжении двух десятков лет, несмотря на предложения руки и сердца от многих мужчин. Однако она не узнает Одиссея после стольких лет разлуки и предлагает ему натянуть лук, из которого способен выстрелить только ее муж. Только после этого семейство воссоединяется и продолжает жить долго и счастливо.

Художественные особенности и гуманизм произведений

Характерной особенностью этих двух произведений можно назвать так называемую линейную повествовательную нить. Действие никогда не возвращается к началу, то есть и параллельных сюжетных линий в нем быть совершенно не может. Однако насчет последовательности событий и цельности образов героев сомнений у специалистов не возникает. Стиль этих творений порой называют формульным, что означает не совсем набор стандартных клише (литературных штампов), а скорее гибкие изменяемые выражения, неразрывно связанных с метрическим местом строки.

Более поздние исследователи, к примеру, тот же Фаддей Зелинский, считают, что причиной популярности и «нетленности» этих двух произведений, стал их неизменный крайний гуманизм. Гомер известен тем, что прославлял мужество, героизм, самоотверженность, мудрость, верность, дружбу, уважение и прочие действительно стоящие вещи. Несмотря на то, что подобные достоинства воспринимаются в разные времена неодинаково, “созвучность” их любому народу и всем эпохам налицо.

Поклонники и продолжатели дела: гомериды

Считается, что колоссальное влияние поэм древнего автора на греков сообразно с тем, что оказала на иудеев их священная книга — Библия. Вся система образования древних времен была построена именно на изучении этих двух произведений в качестве вполне исторических и достоверных. Их разучивали наизусть, декламировали и даже устраивали целые состязания.

Интересно

В самом начале только потомков Гомера называли Гомеридами, однако слово со временем утратило свой “фамильный” смысл. Так начали называть всех исполнителей древних эллинских эпических баллад (рапсодов). В одном из своих диалогов (Федре) Платон указывает на существование апокрифических (не вошедших в основное сочинение) текстов и песен, исполняемых гомеридами.

Сегодня каждого, кто занимается изучением, переводом или декламацией текстов автора, можно смело называть так же, это не будет ошибкой. Сразу в послеклассический период стали возникать поэмы, подражающие стилю и языку Гомера – Греция охотно подхватила эстафету и развила ее максимально. К ним можно смело отнести «Аргонавтику» Аполлония Родосского, «Приключения Диониса» Нонна Панополитанского, «Послегомеровские события» Квинта Смирнского и многие другие. Известны также «Гомеровские (гомеровы) гимны», представляющие собой сбор стихов, что прославляют греческих богов. Назвать их единым произведением получится едва ли, да и сам Гомер, скорее всего, никакого отношения к ним не имеет. Однако написаны они подобным языком и в таком же стиле.

Влияние гомеровских произведений на мировую культуру и заложение основ античной философии

Впервые перевести произведения Гомера на свой язык решили римляне, а конкретно – Ливий Андроник, который перевел почти все столбцы «Одиссеи». На Западную Европу это влияние было более слабым, так как контактов с Византией греки на то время практически не имели. Потому колоссальную роль в популяризации сыграла “подражательная” «Энеида» Вергилия. Эта поэма тоже содержит рыцарский кодекс, воспитательные моменты и формирование зачатков древней морали.

Греческий дух взращивался в «Одиссее» и «Илиаде», давая толчок возникновению новой философии. В произведениях Гомера прослеживается яркий пример социоантропоморфического мировоззрения, в котором смешивается мифическое и реальное, легенды о начале мира (первичный бог Океан, родивший богов), космология (мироздание можно разделить на три части: земля, небо, подземелье) и богоборчество (герои – дети богов и людей).

Назвать эти поэмы честнее будет художественными, чем религиозными. Их персонажи, порой даже полубоги, обладают всеми человеческими качествами и пороками. Тут прославляется разумность, как одно из высших способностей человека, а также стремление жить сегодня, сейчас, так как в загробном мире точно будет хуже.

Переводы бессмертных произведений на русский язык

Впервые перевести фрагменты из сочинений Гомера на русский язык пришло в голову великому русскому ученому Михаилу Ломоносову, который очень уважал античную культуру и искусство. Однако все шесть книг первого сочинения смог переложить только русский поэт Ермил Иванович Костров в конце восемнадцатого века. Чрезвычайно важным для потомков оказался перевод Николая Гнедича в конце двадцатых годов девятнадцатого столетия. Даже Виссарион Белинский, знаменитый литературный критик писал, что выполнен труд с особым талантом и тщательностью.

Пушкин на это имел собственное мнение и даже в одном из стихотворений высмеял Гнедича, напрямую называя его перевод «кривым». После него множество профессионалов и любителей переводили эти сочинения. С успехом удалось это Павлу Шуйскому, Василию Жуковскому, Викентию Вересаеву, а в двадцатом и двадцать первом веке Максиму Амелину и Александру Сальникову.

Гомер - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады » и «Одиссеи ». Обе поэмы основаны на сказаниях, мифах о Троянской войне , которая является одним из ярких эпизодов в истории Древней Греции . Ясно, однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, - приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота , Гомер жил за 400 лет до него. Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера.

Биография Гомера

О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Жил он бродячим бедняком, зарабатывая на жизнь пением песен. Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Родос , Аргос , Афины , Смирна, Хиос, Колофон, Саламин. Эти семь спорили всего упорней; но и другие города считали себя родиной Гомера - даже Рим и Вавилон.

Семь спорят городов о дедушке Гомере -

В них милостыню он просил у каждой двери.

(Английская эпиграмма)

По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом. Почему слепым? Ведь достоверно об этом факте ничего не известно. Его считали слепым, следуя традициям периода античности. В то время многие знаменитые прорицатели и поэты были лишены зрения, и греки видели в этом некую взаимосвязь.

Кто такие певцы-аэды, к числу которых принадлежал и Гомер? Аэды передавали свои песни из рода в род, дополняли или изменяли древние песни, слагали новые по их образцу. Для песен поколения аэдов выработали мерный длинный стих - гекзаметр, поэтический язык, богатый старинными оборотами и словами, набор готовых выражений для описания часто повторяющихся действий. Очень похожи были такие песни на наши былины. Как былины они были и длиной: на час пения или около того, чтобы слушатели не заскучали. Если нужно, певец всегда мог и растянуть, и сжать свой рассказ - например добавить подробностей, - как герой, вооружаясь к бою, надевает сперва поножи, потом панцирь, потом шлем, берет меч, потом копье, потом щит, и от какого предка достался ему этот меч, и какой мастер изготовил этот щит.

Гомер впервые вместо коротких песен создал две большие поэмы-эпопеи: «Илиаду» о Троянской войне и «Одиссею» о возвратных странствиях героя.

«Илиада» и «Одиссея» - очень длинные поэмы, по триста с лишним страниц. Перейти от сочинения небольших былин к сочинению длинных связных эпопей непросто. Тут можно было пойти двумя путями. Один более легкий: эпизоды можно было излагать подряд, состыковывая конец одного с началом другого, от самого похищения Елены и до возвращения всех героев. Другой путь более трудный: можно было взять какой-нибудь один эпизод и, расширяя его подробностями, вместить в него все, что было поэтически интересного во всей Троянской войне.

И Гомер выбрал трудный путь. Для каждой поэмы он выбрал только по одному эпизоду из десятилетней войны и десятилетних странствий. В «Илиаде» это гнев Ахилла на Агамемнона и его жестокие последствия: гибель Патрокла и месть Ахилла Гектору . Все остальные эпизоды Троянской войны вмещены в попутные упоминания в речах действующих лиц. В «Одиссее» это последние два перехода в плаванье героя: от острова Калипсо до острова феаков и от острова феаков до родной Итаки, а там - встреча с сыном, расправа с женихами Пенелопы и примирение. Все предшествующие эпизоды скитаний Одиссея вмещены в его рассказ о себе на пиру у феаков. А за всем этим - то в пространном описании, то в ходе рассказа, то в беглом сравнении - проходит целая энциклопедия картин народной жизни - труд кузнеца и пахаря, народное собрание и суд, сражение и дом, утварь и оружие, состязания атлетов и детские игры.

В науке в середине XIX века господствовало мнение, что «Илиада» и «Одиссея» неисторичны. Однако раскопки Генриха Шлимана в Микенах и на холме Гиссарлык показали, что это неверно. Позднее были открыты египетские и хеттские документы, в которых обнаруживаются определенные параллели с событиями легендарной Троянской войны.

У древних греков «Илиада» и «Одиссея» считались символом справедливости, мудрости и духовности. По ним греческие дети учились читать, люди исполняли их на праздниках, начинали и завершали ими процесс обучения. Влияние гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» на древних греков сопоставляют с Библией - для евреев.

Именно эти поэмы Гомеру принесли всемирную известность. Ещё в III веке до н.э. начали переводить знаменитые поэмы - римский поэт Ливий Андроник сделал перевод «Одиссеи» на латынь. В XV веке впервые появился перевод на итальянский, а в XVIII веке - на немецкий? английский и русский языки.

Гомеру также приписывают помимо «Илиады» и «Одиссеи» авторство так называемых «гомеровых гимнов», комическую поэму «Маргит». Однако, они не вошли в его литературное наследие, как и многие другие произведения, причисляемые ему.

Смерть Гомера настала на острове Иос архипелага Киклады.

Поединок Гомера с Гесиодом

Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э. Якобы на острове Эвбея на играх в честь погибшего Амфидема поэты встретились и читали каждый свои лучшие стихи. Чем же закончился этот поединок? В этом интрига.

Вот таким дошло до нас описание этого состязания:

Зачинщиком состязания был Гесиод. Чтоб легче одержать победу, он вызвал Гомера на сочинение стихов не героических, а поучительных:

О песнопевец Гомер, осененный мудростью свыше,

Молви, какая на свете для смертных лучшая доля?

Ответ Гомера был мрачный:

Лучшая доля для смертных - совсем на свет не родиться,

А для того, кто рожден, - скорей отойти к преисподним.

Гесиод спросил снова:

Молви, прошу, еще об одном, Гомер богоравный:

Есть ли для смертных для нас какая на свете услада?

Ответ Гомера был бодрый:

Лучшее в жизни - за полным столом, в блаженстве и в мире

Звонкие чаши вздымать и слушать веселые песни.

Гесиод сократил вопрос с двух стихов до одного:

Молви в коротких словах, чего нам молить у бессмертных?

Гомер сделал то же самое:

Сильного тела и бодрого духа: не в этом ли счастье?

Гесиод ухватился за последнее слово:

Что же у нас, кратковечных людей, называется счастьем?

Гомер ответил:

Жизнь без невзгод, услады без боли и смерть без страданий.

Увидев, что Гомер слагает поучительные стихи не хуже, чем он, Гесиод решил одолеть соперника хитростью. Он стал запевать загадочные или прямо бессмысленные строки, а Гомер должен был их подхватывать и на ходу распутывать все непонятности. Гесиод начал:

Спой нам песню, о Муза, но спой не обычную песню:

Не говори в ней о том, что бывало, что есть и что будет.

Гомер тотчас откликнулся:

Истинно так: никогда не помчатся в бегу колесничном

Смертные люди, справляя помин по бессмертному Зевсу.

Гесиод начал описание какого-то странного пира:

Сели они, чтобы вволю поесть коней быстроногих…

Гомер подхватил:

…коней быстроногих Мирно пустили пастись: довольно они воевали.

Гесиод продолжал:

Так пировали они целый день, ничего не вкушая…

Гомер подхватил:

…ничего не вкушая Из своего добра: но все им давал Агамемнон.

Гесиод продолжал:

После свершили они возлиянья и выпили море…

Гомер и тут вышел из положения:

…море Стали они бороздить на своем корабле крутобоком.

Тогда Гесиод увидел, что Гомера не возьмешь и на загадках. Оставалось одно: чтобы каждый спел перед судьями тот отрывок своей поэмы, который он считает лучшим. Гомер запел о битве:

Щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком

Тесно смыкался; касалися светлыми бляхами шлемы,

Зыблясь на воинах: так аргивяне, сгустяся, стояли;

Копья змеилися, грозно колеблемы храбрых руками;

Прямо они на троян устремляясь, пылали сразиться…

Грозно кругом зачернелося ратное поле от копий,

Длинных, убийственных, частых, как лес; ослеплялися очи

Медным сияньем от выпуклых шлемов, безмерно сверкавших,

Панцирей, вновь уясненных, и круглых щитов лучезарных

Воинов, к бою сходящихся…

А Гесиод запел о посеве:

Вечным законом бессмертных положено людям трудиться:

Делай, что я говорю, за работой работу свершая!

Лишь на востоке начнут восходить семизвездьем Плеяды,

Жать поспешай; а начнут заходить - за посев принимайся.

Влажная почва ль, сухая ль - паши, передышки не зная,

С ранней вставая зарею, чтоб пышная выросла нива.

Семя землею засыпь. Для смертных порядок и точность

В жизни полезней всего, а вреднее всего беспорядок.

Склонятся так до земли наливные колосья на ниве -

Только бы добрый исход пожелал даровать Олимпиец!…

Народ рукоплескал Гомеру. Однако судьи, посовещавшись, объявили: «Победитель - Гесиод». Почему? «Потому что Гомер воспевает войну, а Гесиод - мирный труд, Гомер учит убийству и разрушению, Гесиод - созиданию и справедливости. Кто же достойней?» С этим всем пришлось согласиться. Награду получил Гесиод.