В каком году закончилось татаро монгольское иго. Монголо-татарское иго в цифрах

Русский пианист, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Брат А. Г. Рубинштейна . С 4 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери. В 1844-46 с матерью и братом жил в Берлине, где брал уроки у Т. Куллака (фортепиано) и З. Дена (гармония, полифония, музыкальные формы). По возвращении в Москву занимался у А. И. Виллуана, в сопровождении которого совершил первое концертное турне (1846-47). В начале 50-х гг. поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1855). В 1858 возобновил концертную деятельность (Москва, Лондон). В 1859 выступил инициатором открытия Московского отделения РМО, с 1860 до конца жизни его председатель и дирижёр симфонических концертов. Организованные им при РМО Музыкальные классы были преобразованы в 1866 в Московскую консерваторию (до 1881 её профессор и директор).

Рубинштейн - один из виднейших пианистов своего времени. Однако его исполнительское искусство было мало известно за пределами России (одно из исключений - триумфальные выступления на концертах Всемирной выставки, Париж, 1878, где он исполнил 1-й концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского). Большей частью концертировал в Москве. Его репертуар носил просветительский характер, поражал широтой: концерты для фортепиано с оркестром И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна; сочинения для фортепиано Бетховена и др. композиторов-классиков и в особенности романтиков - Р. Шумана, Шопена, Листа (последний считал Рубинштейна лучшим исполнителем своей «Пляски смерти» и посвятил ему «Фантазию на темы „Афинских развалин“»). Пропагандист русской музыки, Рубинштейн неоднократно исполнял посвященные ему фортепианную фантазию «Исламей» Балакирева и др. пьесы русских композиторов. Исключительна роль Рубинштейна как интерпретатора фортепианной музыки Чайковского (первый исполнитель многих его сочинений), который посвятил Рубинштейну 2-й концерт для фортепиано с оркестром, «Русское скерцо», романс «Так что же!...», написал на смерть Рубинштейна фортепианное трио «Памяти великого художника».

Игра Рубинштейна отличалась размахом, техническим совершенством, гармоничным сочетанием эмоционального и рационального, стилистической законченностью, чувством меры. В ней не было той стихийности, которую отмечали в игре А. Г. Рубинштейна. Рубинштейн выступал также в камерных ансамблях с Ф. Лаубом, Л. С. Ауэром и др.

Интенсивной была деятельность Рубинштейна-дирижёра. Под его управлением прошли свыше 250 концертов РМО в Москве, ряд концертов в Петербурге и др. городах. В Москве под управлением Рубинштейна прозвучали крупные ораториальные и симфонические произведения: кантаты, месса И. С. Баха, отрывки из ораторий Г. Ф. Генделя, симфонии, оперные увертюры и Реквием В. А. Моцарта, симфонические увертюры, фортепианные и скрипичный концерты (с оркестром) Бетховена, все симфонии и большинство крупных сочинений Ф. Мендельсона, Шумана, Листа, увертюры и отрывки из опер Р. Вагнера. Рубинштейн оказал воздействие на формирование отечественной исполнительской школы. Он постоянно включал в свои программы сочинения русских композиторов - М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Под управлением Рубинштейна впервые были исполнены многие произведения Чайковского: 1-4-я симфонии (1-я посвящена Рубинштейну), 1-я сюита, симфоническая поэма «Фатум», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфоническая фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», музыка к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и др. Он был также музыкальным руководителем и дирижёром оперных спектаклей Московской консерватории, в т. ч. осуществил первую постановку оперы «Евгений Онегин» (1879). Рубинштейна-дирижёра отличали огромная воля, умение быстро разучивать с оркестром новые произведения, точность и пластичность жеста.

Как педагог Рубинштейн воспитывал не только виртуозов, но и широкообразованных музыкантов. Он был автором учебной программы, в соответствии с которой в течение многих лет велось преподавание в фортепианных классах Московской консерватории. Основу его педагогики составляло глубокое изучение музыкального текста, постижение образного строя произведения и выраженных в нём историко-стилистических закономерностей путём анализа элементов музыкального языка. Большое место отводилось личному показу. Среди учеников Рубинштейна - С. И. Танеев, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Н. Н. Калиновская, Ф. Фриденталь, Р. В. Геника, Н. А. Муромцева, А. Ю. Зограф (Дулова) и др. Танеев посвятил памяти учителя кантату «Иоанн Дамаскин».

Музыкально-общественную деятельность Рубинштейна, связанную с общественным подъёмом 50-60-х гг., отличала демократическая, просветительская направленность. Стремясь сделать музыку доступной для широких кругов слушателей, он организовал т. н. народные концерты. Как директор Московской консерватории Рубинштейн добивался высокого профессионализма педагогов и учащихся, превращения консерватории в подлинно высшее учебное заведение, коллективности руководства (придавал большое значение художественному совету), воспитания разносторонне образованных музыкантов (внимание к музыкально-теоретическим дисциплинам). Заботясь о создании отечественных музыкально-педагогических кадров, привлёк к преподаванию, наряду с Лаубом, Б. Косманом, Дж. Гальвани и др., Чайковского, Г. А. Лароша, Н. Д. Кашкина, А. И. Дюбюка, Н. С. Зверева, A. Д. Александрову-Кочетову, Д. В. Разумовского, Танеева. Рубинштейн руководил также музыкальными отделами Политехнической (1872) и Всероссийской (1881) выставок. Много выступал в благотворительных концертах, в 1877-78 совершил турне по городам России в пользу Красного Креста.

Рубинштейн - автор фортепианных пьес (написанных в молодости), в т. ч. мазурки, болеро, тарантеллы, полонеза и др. (изд. Юргенсоном), оркестровой увертюры, музыки к пьесе B. П. Бегичева и А. Н. Каншина «Кошка и мышка» (оркестровые и хоровые номера, 1861, Малый театр, Москва). Был редактором русского издания Полного собрания сочинений для фортепиано Мендельсона. Впервые в России осуществил издание избранных романсов (песен) Шуберта и Шумана (1862).

Обладая высоким чувством долга, отзывчивостью, бескорыстием, он пользовался в Москве огромной популярностью. Ежегодно в течение многих лет в Московской консерватории и РМО проводились концерты памяти Рубинштейна. В 1900-е гг. существовал «Рубинштейновский кружок».

Л. З. Корабельникова

Николай Рубинштейн - популярный российский композитор и дирижёр. Известен как один из создателей Московской консерватории (занимал пост первого директора).

Краткая биография

Николай Рубинштейн был рождён 14 июня 1835 года на территории Москвы в семье мелкого фабриканта. Ранее семья Николая проживала на территории небольшого села Выхватинца (Приднепровье), но за 3 года до рождения мальчика его родителями было принято решение переехать в будущую столицу России.

В период с 1844 по 1846 года Николай вместе со своим старшим братом Антоном и матерью проживали в Берлине.

В возрасте 12 лет Рубинштейн с семьей снова возвращается в Москву, где будущий музыкант и прожил практически до конца своей жизни.

Кем был по профессии? В возрасте 20 лет юноша окончил Московский университет и получил профессию юриста.

Поскольку вся жизнь молодого человека была пронизана музыкой, то параллельно с обучением на юриста он гастролировал, и в 1858 году (через 3 года после получения профессии) он принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.

В 1859 году Николай приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве.

Читателю с первых строк статьи стало известно, что основал Николай Григорьевич Рубинштейн. В 1866 году мужчина занял пост директора этой же Московской консерватории. Должность он занимал до конца своей жизни.

Плодотворным для пианиста был 1872 год, в это время он отыграл широко известный концерт в Вене и организовал концерт на Всемирной музыкальной выставке в Париже.

Смерть этого выдающегося музыканта зафиксирована в 1881 году на территории столицы Франции, но похоронили мужчину в Москве, на просторах Новодевичьего кладбища.

Отношения с братом

И Николай) всегда были довольно дружны, поскольку оба не представляли своей жизни без музыки.

Когда Николаю исполнилось 9 лет, его вместе с братом Антоном перевезли в Германию, в Берлин, где мальчики изучали музыку. В то время они гастролировали практически по всем европейским городам.

Николай всегда брал пример со своего старшего брата, даже созданная им Московская консерватория была попыткой повторить успех брата. Ведь Антон открыл консерваторию в Петербурге на 14 лет раньше.

Музыкальная деятельность

Свою музыкальную деятельность Николай Рубинштейн, интересные факты из жизни которого вы можете узнать из этой статьи, начал ещё в возрасте 4 лет под строгим контролем матери, а уже с 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на всевозможные концертные выступления как на территории России, так и в странах Европы.

Во время проживания в Берлине мальчик занимался у таких выдающихся людей, как Теодор Куллак (изучал основы игры на пианино и фортепиано) и Зигфрид Ден (изучал теоретические основы музыки). В Москве перешёл он обучался у известного российского музыкального педагога Василия Виллуана.

В возрасте 23 лет молодой человек уже полностью определился со своей жизненной целью и покинул юридическую сферу ради регулярной концертной деятельности.

В 1859 году Николай получил должность дирижера симфонических оркестров в отделении Императорского российского музыкального общества.

В 1866 году он занял должность преподавателя по фортепиано в Московской консерватории.

За всю жизнь Рубинштейн провёл около 250 концертов в роли дирижёра. Концерты проводились как в Москве, так и в других городах России.

А в 1870 году Николай провёл 33 концерта, а все вырученные финансы были пожертвованы Красному Кресту.

За рубежом мужчина не любил проводить концерты, единственными странами, ради которых он делал исключения, были Австрия и Франция. Но даже выступая на концертах за границей, он всё равно отдавал предпочтение российской музыке, за что его прозвали ярым пропагандистом.

Николай предпочитал исполнять уже известные музыкальные произведения. За свою жизнь он сочинил только несколько пьес и романсов для игры на фортепьяно.

Необычайная общительность музыканта

Пианист Николай Рубинштейн всегда обладал особенным талантом: он мог сойтись с любым человеком независимо от его возраста, пола и взглядов на жизнь. Именно поэтому в молодые годы музыканта пригласили вступить в «молодую редакцию» выпускаемого Погодиным журнала «Москвитянин». А затем молодой человек стал участником артистического кружка, членами которого были самые выдающиеся творческие личности того времени.

Отмечено, что в 1859 году, когда Боткин, Толстой и Оболенский разрабатывали проект Общества камерной музыки в Москве, именно Рубинштейна видели в его главе. К сожалению или к счастью, жизнь сложилась таким образом, что Николай посвятил всего себя Московской консерватории.

Развитие Московской консерватории под руководством Рубинштейна

Когда в 1866 году Николай Рубинштейн, биография которого насыщена интересными фактами, поспособствовал открытию в Москве музыкальной консерватории и занял пост её директора, практически никто (даже его брат) не верил, что таким образом мужчина хоть немного продвинет музыкальную сферу в массы.

Но уже через несколько лет благодаря особым управленским и организаторским способностям мужчины консерватория стала лучшим музыкальным заведением не только на территории Москвы, но и практически во всей России.

Именно Николай Рубинштейн поспособствовал тому, что консерватории было выдано право преподавать по собственным учебным программам - их разрабатывали непосредстенно преподаватели учебного заведения. Кроме того, там была создана единственная на территории всей России кафедра древнерусского церковного пения.

В коллективе преподавателей консерватории находились лучшие композиторы и музыканты того времени.

Судебное разбирательство

Несмотря на высокие достижения мужчины в музыкальном плане далеко не все представители власти того времени с уважением относились к Рубинштейну. За малейший промах Николаю сразу же вспоминали его принадлежность к еврейской народности и низкий чин.

Особенно ярко подобное отношение проявилось в период с 1869 по 1870 года во время судебного разбирательства. Суд был связан с тем, что Рубинштейн выгнал из своего кабинета ученицу, которая нарушала все существующие правила, некую П. К. Щебальскую. На первый взгляд незначительная ситуация оказалась предметом судебного разбирательства из-за того, что эта ученица оказалась дочерью генерала, а музыкант был всего лишь губернским секретарем.

Решение суда было принято не в пользу Николая. Суд постановил, что Рубинштейн как низший по чину нанёс оскорбление дочери генерала и теперь обязан выплатить им штраф в сумме 25 рублей. Если у Николая не было бы этих денег, то он вынужден был бы провести 7 дней в тюрьме.

Согласно газетным вырезкам того времени, практически все москвичи обсуждали это дело, и только благодаря вмешательству Сената приговор отменили.

Второе столкновение с властью

Не успел Николай Рубинштейн отойти от прошлого позора, как его заклеймили в деспотизме.

В 1879 году Советом профессоров Московской консерватории было принято решение запретить преподавателю данного заведения Шостаковскому выступать на публике для того, чтобы не позорить ни себя, ни консерваторию.

Но Шостаковский не был согласен с таким положением и объявил, что Рубинштейн деспот и завистник, поскольку не хочет, чтобы равный ему по силе пианист стал известным. Слова Шостаковского закреплялись тем, что он тоже был сыном генерала, а его семья находилась под покровительством брата Александра II.

И снова всё пошло по второму кругу. Началась травля музыканта в газетах и за глаза. Снова пришлось вмешаться Сенату.

Николай Рубинштейн и Чайковский

Среди преподавателей Московской консерватории, которые входили в число друзей Рубинштейна, присутствовал известный российский композитор Пётр Чайковский.

Когда Пётр Ильич узнал о гонении на Рубинштейна из-за предполагаемых деспотичности и зависти, он просто не мог терпеть подобную клевету, поэтому написал письмо российскому художественному критику Владимиру Васильевичу Стасову, который чуть ли не сильнее всех оскорблял Рубинштейна.

Письмо включало в себя следующие строки: «Там, где предо мною открывается свет, польза и величайшие заслуги, вы видите только темноту, вред и даже некие преступления. Но я вам хочу сказать, что все ваши обвинения, направленные на Рубинштейна, безосновательны. Я 12 лет проработал под его руководством, и мне просто невероятно обидно слышать гнусные обвинения в сторону светлого человека. Подобные обвинения могут только привести к тому, что Николай бросит своё детище. Если рассуждать со стороны его карьеры, то этим он только продвинется вверх, но мне не хочется, чтобы погибали дела, так трепетно созданные ним».

Педагогические способности

Многие ученики Рубинштейна утверждали, что он просто невероятный педагог, в особенности это проявлялось в следующих моментах:

  1. Рубинштейн считал, что ученики должны разбираться во всех музыкальных сферах, а не делать акцент только на чём-то одном.
  2. Николай требовал от учеников выражения индивидуальности, а не беспрекословного подражания другим выдающимся личностям.
  3. Был требовательным. Если ученик не был готов к занятию, он нагружал его таким потоком информации и заданий, что в следующий раз такой оплошности никто не допускал.
  4. Делал акцент на увлечённости. Если ученику действительно что-то нравится, значит, у него всё получится.

Изречения учеников Рубинштейна

Несмотря на всю строгость пианиста все ученики были в восторге от его преподавания. Это проявляется в некоторых их изречениях:

  1. Э. Зауэр: «У него было особое чутье, которое позволяло выявить сильные стороны каждого ученика. Он утверждал: каждому - своё. Каждый отдельный талант требует индивидуального подхода, а если его обеспечить, то талант заиграет яркими красками».
  2. А. Зилоти: «На уроках Николай Рубинштейн показывал нам такое мастерство, что невольно хотелось достигнуть хотя бы небольшого количества его способностей. При этом каждому своему ученику он играл по-разному, чтобы затронуть отдельные струны души».

Похороны Рубинштейна

Несмотря на неоднозначное отношение к пианисту во время жизни его похороны действительно были почетными.

В знак траура на территории всей Москвы зажгли уличные фонари. На панихиду люди принесли огромное количество венков из лавра, возле гроба было сложено несметное количество цветов.

Для того чтобы Николай Рубинштейн, краткая биография которого была представлена вашему вниманию в статье, всегда оставался в памяти и сердцах людей, Чайковский написал в честь него трио a-moll «Памяти великого артиста».

Этот человек достоин уважения, и он действительно до сих пор остаётся в сердце каждого ценителя музыки.

В 12 веке государство монголов расширялось, совершенствовалось их военное искусство. Главным занятием было скотоводство, разводили в основном лошадей и овец, земледелия они не знали. Жили в войлочных шатрах-юртах, их легко было перевозить во время дальних кочевий. Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Трусливый, ненадежный в воины не попадал, становился изгоем.
В 1206 году на съезде монгольской знати великим ханом был провозглашен Темучин с именем Чингисхан.
Монголы сумели объединить под своей властью сотни племен, что позволило использовать им в войсках во время войны чужой человеческий материал. Они покорили Восточную Азию (киргизов, бурят, якутов, уйгуров), Тангутское царство (юго-запад Монголии), Северный Китай, Корею и Среднюю Азию (крупнейшее среднеазиатское государство Хорезм, Самарканд, Бухару). В итоге к концу 13 века монголы владели половиной Евразии.
В 1223 году монголы перешли Кавказский хребет и вторглись в половецкие земли. Половцы обратились за помощью к русским князьям, т.к. русские и половцы торговали друг с другом, заключали браки. Русские откликнулись, и на 16 июня 1223 года состоялась первая битва монголо-татар с русскими князьями. Войско монголо-татар было разведывательным, небольшим, т.е. монголо-татары должны были разведать, что за земли лежат впереди. Русские пришли просто воевать, они слабо представляли себе, что за враг находится перед ними. До половецкой просьбы о помощи они даже не слышали о монголах.
Битва закончилась разгромом русских войск из-за измены половцев (они с самого начала битвы бросились в бегство), а также из-за того, что русские князья не сумели объединить свои силы, недооценили противника. Монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь и отпустить на волю за выкуп. Когда князья согласились, монголы их связали, положили на них доски, и сев сверху, стали пировать победу. Русские воины, оставшись без предводителей, были перебиты.
Монголо-татары отступили в Орду, но вернулись в 1237 году, зная уже, что за противник перед ними. Бату-хан (Батый), внук Чингисхана привел с собой огромное войско. Они предпочли напасть на самые сильные русские княжества - и . Разгромили и подчинили их себе, а в следующие два года - всю . После 1240 года независимой осталась только одна земля - , т.к. Батый достиг уже достиг своих основных целей, терять людей под Новгородом не имело смысла.
Русские князья не смогли объединиться, поэтому потерпели поражение, хотя, по оценкам ученых, Батый потерял в русских землях половину своего войска. Он занимал русские земли, предлагал признать его власть и уплатить дань, так называемый «выход». Вначале она собиралась «натурой» и составляла 1/10 часть урожая, а потом была переведена на деньги.
Монголы установили на Руси иго-систему тотального подавления национальной жизни на захваченных территориях. В такой форме татаро-монгольское иго продлилось 10 лет, после чего князь предложил Орде новые взаимоотношения: русские князья поступали на службу к монгольскому хану, обязаны были собирать дань, отвозить ее в Орду и получать там ярлык на великое княжение - кожаный пояс. При этом ярлык на княжение получал тот князь, который заплатит больше. Этот порядок обеспечивали баскаки - монгольские полководцы, которые с войском обходили русские земли и следили, правильно ли собирается дань.
Это было время вассалитета русских князей, но благодаря поступку сохранилась православная церковь, прекратились набеги.
В 60-х годах 14 века Золотая Орда раскололась на две враждующие части, границей между которыми была Волга. В левобережной Орде происходили постоянные усобицы со сменой правителей. В правобережной Орде правителем стал Мамай.
Начало борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига на Руси связано с именем . В 1378 году он, почувствовав ослабление Орды, отказался платить дань и перебил всех баскаков. В 1380 году полководец Мамай пошел со всей Ордой на русские земли, и на произошла битва с .
У Мамая было 300 тыс. «сабель», а т.к. монголы почти не имели пехоты, он нанял лучшую итальянскую (генуэзскую) пехоту. У Дмитрия Донского было 160 тыс. человек, из них только 5 тысяч были профессиональными военными. Основным вооружением русских были дубины, окованные металлом и деревянные рогатины.
Итак, битва с монголо-татарами была самоубийством для русского войска, но все же у русских оставался шанс.
Дмитрий Донской перешел Дон в ночь 7 на 8 сентября 1380 года и сжег переправу, отступать было некуда. Оставалось победить или погибнуть. В лесу он спрятал 5 тыс. дружинников, позади своего войска. Роль дружины была в том, чтобы спасти русское войско от обхода с тыла.
Битва продолжалась один день, за который монголо-татары вытоптали русское войско. Тогда Дмитрий Донской приказал засадному полку выйти из леса. Монголо-татары решили, что идут основные силы русских и, не дождавшись, когда выйдут все, повернулись и принялись бежать, затоптав генуэзскую пехоту. Сражение превратилось в преследование бегущего противника.
Через два года пришла новая Орда с ханом Тохтамышем. Он захватил Москву, Переяславль. Москве пришлось возобновить выплату дани, но явилась переломом в борьбе с монголо-татарами, т.к. зависимость от Орды теперь была слабее.
Через 100 лет в 1480 г. правнук Дмитрия Донского, прекратил выплату дани Орде.
Хан Орды Ахмед вышел с большой армией против Руси, желая наказать непокорного князя. Он подошел к границе московского княжества, к реке Угре-притоку Оки. Туда же подошел и . Так как силы оказались равными, то стояли на реке Угре весну, лето и осень. Боясь надвигавшейся зимы, монголо-татары ушли в Орду. Это был конец татаро-монгольского ига, т.к. поражение Ахмеда означало крах державы Батыя и обретение независимости Русским государством. Татаро-монгольское иго длилось 240 лет.

о (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) - традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.

Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани .

Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем - ханов Золотой Орды.

Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками - представителями хана на завоеванных землях. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество. Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.

На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах - двор, в сельских местностях - «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» - налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 - начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.

Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII - первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.

Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.

Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.

Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.