В каких регионах проверят учителей истории. Рособрнадзор преподнес подарок к Дню учителя – "ЕГЭ для педагогов"

В октябре Рособрнадзор проверит 18 тысяч учителей на профпригодность

Накануне Дня учителя Рособрнадзор обрадовал педагогов проверкой на профпригодность . Доказать знание своей дисциплины и педагогические навыки в октябре придется 18 тыс. учителей из 45 регионов. В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. педагогов. Так надзорное ведомство стремится повысить квалификацию учителей и усовершенствовать качество школьного образования в стране. Правда, сами педагоги считают, что их хотят унизить перед обществом и лишить тем самым надежды на рост зарплат и избавление от бумажной волокиты. Подробности - в материале .

О проведении "Всероссийского исследования компетенций учителей" Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки объявила 1 октября, за несколько дней до профессионального праздника - Дня учителя.

"Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства", - заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев .

Учителям предстоит выполнить задания по дисциплинам, которые они преподают, а также ответить на вопросы анкеты, часть из которых раскрывают психолого-педагогические аспекты их деятельности.

В этом году исследование проведут среди учителей русского языка и литературы, математики и информатики, истории и обществознания, экономики и права, а также предметов "Россия в мире", "Родной язык и родная литература", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

В следующем году проверка коснется уже 40 тыс. учителей из 70 регионов по дисциплинам: география, физика, химия, биология, естествознание, экология, физкультура, иностранный язык, ОБЖ, искусство и технология.

"В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает Минпросвещения РФ по поручению президента Российской Федерации. На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения квалификации педагогов , а значит - совершенствовать качество школьного образования в стране", - заявили в Рособрнадзоре.

Учителя уверены: цель всероссийской проверки - показать обществу "плохих учителей", недостойных повышения зарплат и улучшения условий труда.

По словам сопредседателя профсоюза "Учитель" , учителя русского языка и права Всеволода Луховицкого , проверка Рособрнадзора будет некомпетентной, а ее результаты будут известны заранее.

"У нас всегда так: любой эксперимент проводится и сразу же заявляется, что через год это будет внедрено. Это значит, что это никакой не эксперимент, не проверка, а просто подтверждение того, что наши чиновники и так знают. Любое действие должно иметь цель. Какая будет цель у этой проверки, непонятно. От того, что мы выясним уровень преподавателей, ничего в нашей школе, в нашей жизни, в образовании не изменится. Предложить других учителей неизвестно откуда или переделать вдруг этих учителей, невозможно. Можно только одно - показать обществу, какие у нас плохие учителя , а раз они плохие, то не надо обращать внимание на их требования, не надо думать об улучшении их условий труда, надо говорить только о том, какие они плохие", - поделился своим мнением с Всеволод Луховицкий.

"Очередной хороший нам подарочек к празднику преподносит Рособрнадзор", - добавил сопредседатель профсоюза, напомнив о Дне учителя 5 октября.

В этот день профсоюз планирует серию одиночных пикетов , посвященных проблемам образования и защите трудовых прав педагогов, у здания Министерства просвещения на Тверской: в полноценном пикете у здания на Люсиновской улице активистам отказали.

"Четыре года нам не согласуют пикеты на Тверской. Сейчас нам сказали, что на Люсиновской недостаточно места до 15 участников пикета. Вероятно, тогда учителя будут выходить на одиночные пикеты уже к зданию на Тверской. Основное требование - "Дайте учителю учить". Хватит заниматься всякой ерундой - бесконечными проверками", - отметил Всеволод Луховицкий.

Ответственность учителей растет, а статус нет, заметил заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин .

"Я думаю, что в современной ситуации учителей нужно не столько проверять, сколько поклониться им за то, что они в таких условиях в школе работают. Концепция образовательной политики должна быть такая: учитель должен иметь высокий статус и высокую ответственность. Пока, к сожалению, ответственность все время повышается, а со статусом проблемы", - рассказал депутат.

Сейчас в школах не хватает учителей математики, иностранного языка, русского языка и литературы, начальных классов, заметил Олег Смолин, сославшись на данные Рособрнадзора.

"Поэтому остальным приходится работать буквально "за себя и за того парня" . Средняя нагрузка учителя - 28 часов на позапрошлый год, по данным Рособрнадзора. Теперь больше. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы, за последний год количество учителей, которые работают на две ставки, увеличилось вдвое с 7 до 13%. Поэтому если будет продолжаться политика повышения ответственности без улучшения статуса, то работать в школе будет некому. Я за то, чтобы учителя имели высокие профессиональные навыки, только создайте им высокий профессиональный статус", - заключил парламентарий.

В Рособрнадзоре заверили, что предстоящая проверка не возникла внезапно - ведомство реализовало ряд проектов по разработке объективной модели оценки компетенций учителей и опробовало их на практике. В 2015 г. прошло всероссийское исследование "Портрет учителя истории", а затем проверка учителей русского языка. В 2016 г. - основной этап исследований компетенций учителей математики, русского языка и литературы. В прошлом году 5 тыс. учителей в 13 регионах прошли апробацию новой модели уровневой оценки компетенций учителей.

В профсоюзе "Учитель" не доверяют результатам проверок Рособрнадзора. "Никаких достоверных результатов, которые можно было бы независимым экспертам оценить, проверить, понять, никаких выводов из этих проверок никогда не делается. Любая проверка Рособрнадзора - это дополнительная бессмысленная работа и хлопоты учителям , у которых сейчас не 18 часов, как было 30 лет назад, а по 35-40 часов в неделю. И вместо того, чтобы заниматься их непосредственной работой, их принуждают занимаются всякой ерундой. Это мнение не мое личное, я откажусь от любой проверки и никто меня не заставит ее проходить, а вот учителя обычные чаще всего вынуждены, потому что недостаточно решительны", - заметил Всеволод Луховицкий.

На сайтах региональных образовательных ведомств размещена информационная справка о результатах проверки учителей в предыдущие годы.

"По итогам анализа результатов исследования компетенций учителей русского языка, математики и литературы в 2016 году было выявлено, что 15-20% учителей имеют недостаточный для выполнения работы уровень подготовки : 50% учителей имеют не высокий уровень методической подготовки; 80% учителей имеют слабый уровень владения приемами объективного стандартизированного оценивания результатов обучения", - сказано в документе.

Учителям требовалось решить 20 предметных задач, три методических задания и профессиональную задачу.

Всё течет, всё меняется… Но, как показывает практика, не все изменения, принятые Правительством, приводят к лучшему, хотя первое мнение порой бывает ошибочным. После последних изменений в аттестации учителей, что будут введены в 2018 году, на форумах и сайтах появились сообщения и комментарии недовольных педагогов. Что планируется изменить и почему работники образовательной сферы считают себя оскорбленными, разберемся далее.

Не так давно заместитель Рособрнадзора Анзор Музаев представителям СМИ рассказал о том, что в следующем году планируется принять новую модель аттестации учителей. По его словам, подобные меры направлены на то, чтобы уменьшить количество слабых педагогов и повысить их уровень квалификации. Результаты проверок ВПР, сравнивание оценок по ЕГЭ и оценок в школах и по классам показывает, что некоторые учителя завышают отметки, иными словами они не соответствуют действительным знаниям учеников. Особенно подобное явление наблюдается в провинции. Музаев считает, что причина может крыться в недостаточной осведомленности педагога, малом багаже его знаний.

Новая форма аттестации учителей в 2018 году, по словам чиновника, разрабатывается совместно с учительским составом, что позволит исключить промахи при составлении заданий для проверки профпригодности педагогов. Новая модель проверки работников образовательной сферы будет состоять из трех основных блоков:

  1. Проверка уровня знаний по предмету.
  2. Проверка психологических характеристик.
  3. Проверка педагогических навыков.

Такой подход позволит определить не только уровень знаний педагога, но и его умение подать материал, найти общий язык с детьми и так далее. Пока информации о том, в каком виде будет проходить проверка знаний, психологии и педагогики, нет, поскольку схемы и метод до конца не проработаны, а предложенные варианты вызывают возмущения в сотрудников образовательной сферы.

Слабые места новой формы аттестации учителей в 2018 году

Известно, что новая аттестация педагогических сотрудников с 2018 года будет проводиться каждые 4 года. Ранее Рособрназдор заявлял о том, что проверку нужно проводить чаще – каждые 2-3 года, но пока такое предложение не реализовано в жизнь.

Несмотря на то, что пока новая модель проверки учителей не утверждена и находится в процессе разработки, волна возмущений катится интернетом и по школам. Вот главные моменты, которые вызывают недовольства педагогических сотрудников:

  1. Учителям предлагают написать эссе, который позволит оценить их кругозор. Возникает вопрос о том, кто будет проверять их работы и по каким критериям. Не исключен вариант, что оценка будет необъективная, а требования существенно завышенные. Возможен и вариант, что эссе заменят КИМ (наподобие ЕГЭ). Он будет включать и общие, и узконаправленные вопросы по предмету.
  2. Проверку психологических характеристик предлагают проводить на основе анализа видео урока учителя. Но возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе невозможно.
  3. Подтверждение педагогической пригодности с юридической точки зрения можно оспорить в суде, поскольку на наличие необходимых навыков указывает документ (диплом), полученный после завершения высшего учебного заведения.

Подобная ситуация с проверкой умений и навыков коснулась водителей. После того, как чиновники ввели обязательную пересдачу теста и проверку водительских навыков при обмене водительских прав. Водителям удалось доказать через суд, что они такую проверку уже проходили при сдаче экзамена перед получением прав. Не исключено, что ситуация повторится и учителям удастся отстоять свои права.

Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию в 2018 году?

Поскольку аттестация учителей в 2018 году станет жестче и не исключено, что не все её смогут пройти, возникает закономерный вопрос о том, что будет с таковыми. По словам Анзора Мурзаева, увольнять или наказывать педагогов не будут, поскольку цели изменений совсем иные – формирование высококвалифицированного педагогического состава с высоким уровнем знаний. Чем больше знает учитель, тем больше знаний он сможет передать ученикам.

Педагоги, которым не удалось пройти аттестацию, будут направляться на повышение квалификации. Подобный подход позволит избавиться от слабых работников образовательной сферы, но не путем увольнения, а путем обучения. Рособрнадзор сделал акцент на том, что учителям нечего бояться, и новые изменения позволят вывести сферу образования на новый уровень.

Андрей СИДЕНКО, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2013, учитель информатики школы №29 городского округа Мытищи Московской области:
- 11 октября день особенный для учителей нашей страны. В этот день по всей стране учителя, выбранные для участия в диагностике, объявленной Рос­обр­над­зо­ром, спешили на пункт проведения экзамена. Испытание объявлено добровольным, но на самом деле это не так. Мне несколько раз объяснили в управлении образования нашего города, что отказаться от участия я не могу, хотя в этот день у меня были занятия в аспирантуре, которые пришлось отменить. А если вдруг заболею, то вместе с больничным листом меня ждут в резервный день.
Мне предстояло пройти диагностику, как и другим 18 тысячам учителей из 45 регионов. Перечень проверяемых предметов тоже оказался внушительным: русский язык, литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика и право, Россия в мире и родной язык и литература, а также основы духовно-нравственной культуры народов России. Таких масштабных проверок я не могу вспомнить. Учителя выполняли задания по материалам, разработанным на федеральном уровне, по дисциплинам, которые они преподают. Наряду с диагностическими заданиями педагоги отвечали на вопросы анкеты, часть из которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности учителя.
«Проводимые исследования компетенций учителей дополняют систему оценки качества образования обучающихся и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства, - уточнил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев. -Принципиально важно, что результаты выполнения диагностических работ будут деперсонифицированы и никак не отразятся на профессиональной репутации педагогов. Никаких административных шагов по итогам апробации - наказаний, увольнений, лишения премий - быть не должно. По итогам апробации планируется широкое общественное обсуждение результатов проекта с привлечением профессиональных ассоциаций учителей, профсоюзов и других общественных организаций».
Я не против той позиции, которая подразумевает, что в школе должны работать профессионалы своего дела. Я ждал, что диагностическая работа для учителей будет включать как минимум интересные вопросы. К моему удивлению, это оказалось не так.
Учителя очень долгое время пытаются убедить общественность, что ЕГЭ давно не проверка знаний в формате тестирования и подразумевает ответ, который получается путем решения, а не угадайки. Диагностика для учителей проходит в формате тестирования. Сразу хочу заметить, что я выполнял работу по информатике и математике, хотя математику не преподаю. Именно так. По содержанию данные вопросы относились скорее к математике, всего 3 вопроса из 15 были посвящены информатике. Несколько заданий меня по-настоящему удивили. Представьте, что вы решаете пример, получаете ответ и начинаете искать его среди возможных вариантов. Ответ номер 3 подходит. Читаю в конце строки «верно». Кто-то просто не удалил этот пункт из материалов, которые не должны содержать никаких подсказок. Еще два вопроса на сопоставление графика и функции вовсе не имели решения. В одном из вариантов ответа очевидно пропущен знак «минус», а другой вообще решить невозможно, так как среди ответов в тесте не указан нужный.

Алексей ДОРОНИН, лауреат конкурса «Учитель года России»-2011, учитель математики школы №1520 имени Капцовых Москвы:
- Наверное, каждый, кто имеет хоть какое-то отношение к школе, знает, каким насыщенным и соответственно напряженным месяцем является сентябрь для учителя: нужно не только самому окунуться в учебный процесс, но и быстро мобилизовать усилия ребят для постижения новых образовательных истин. Наверное, чтобы жизнь не казалась медом, возникла затея с масштабным тестированием учителей, которая коснулась меня неожиданно - мои коллеги из Петрозаводска, учителя математики, узнали о том, что им необходимо участвовать в этом действе. У нас в Москве была как раз неделя каникул, и я оказался у себя на родине. Конечно, сразу началась паника, так как демонстрационный вариант содержал вопросы в большей степени для педагогов, которые работают в старшей школе, но самое удивительное заключалось в том, что в тесте были предложены вопросы по информатике, причем отнюдь не философские и метапредметные, а конкретные - на знание языков программирования. Также были достаточно специфические вопросы, связанные с обучением ребят, которые нуждаются в особом внимании учителя. Если таких ребят в классе никогда не было, то вряд ли педагог знает, какие технические средства должны быть в кабинете информатики для слабослышащих и слабовидящих обучающихся. Меня, как математика, сразу насторожила задача с параметром, которая легко решалась методом, известным любому учителю, работающему в профильных классах. Но если не знаешь этого приема, то решение задачи становится изощренной пыткой. Во всяком случае все, что можно было прорешать, мы прорешали, естественно, в вечернее время, в выходные дни. Также замечу, что никакого отношения к конкретной педагогической практике эти задания не имели, а времени было потрачено немало.
На самом тестировании, слава Богу, мне присутствовать не пришлось, но несколько заданий мне передали слово в слово. Вряд ли бы я выдержал такой натиск диагностических щупалец Рособрнадзора. Я до сих пор не могу продолжить ряд: 2, 3, 4, 11, 16... Возможно, среди читателей найдутся еще не известные нам Лейбницы и Гауссы, но делать первым заданием в тесте такую головоломку - вопиющее нарушение структуры диагностики. В задании на соответствие нужно было искать функцию, которой просто нет в ответах. А вот задача с параметром заставила меня почувствовать себя полным кретином, так как построить график функции я смог через 40 минут исследования, но правильного ответа среди предложенных так и не нашел.
Поэтому я обращаюсь к уважаемым составителям подобных работ: содержание работы все-таки должно быть выверено, в структуре работы хотелось бы видеть определенную логику (методическую или предметную), все варианты требуют качественной оценки группы экспертов, которые самостоятельно и не единожды прорешают данные задания. И самое главное - такие диагностики должны быть максимально индивидуализированы, выполнение работы уже является повышением квалификации и нацелено на оказание помощи учителю в той ситуации, в которой он непосредственно находится. Поясню свою позицию: если учитель математики работает в среднем звене, то диагностировать нужно то, как он умеет эффективно построить работу с учащимися этой возрастной группы, хватает ли ему предметных и методических компетенций.
Одним словом, семь раз составь, один раз проведи!
В заключение хотелось бы узнать: если данное тестирование было деперсонифицированным, то почему в комплекте материалов был лист согласия на обработку персональных данных? Оператором обработки данных указана компания «Просвещение». Может быть, профессиональные ассоциации учителей, профсоюз и общественные организации будут привлечены для обсуждения не только итогов диагностики, но и структуры и содержания самих вопросов, с которыми пришлось столкнуться учителям 11 октября 2018 года?

От редакции

Уважаемые читатели! Всех, кому пришлось участвовать в диагностике 11 октября, просим продолжить начатый Андреем Сиденко и Алексеем Дорониным разговор о качестве диагностических материалов и организации тестирования.

В октябре 2018 года Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций учителей, в котором будут участвовать более 20000 учителей из 68 субъектов России. Эксперты изучат, хорошо ли педагоги знают свой предмет и принципы подачи материала детям, умеют ли верно оценить ответы и решения учеников. Будут учитываться и другие критерии.

Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне.

Учителей каких предметов будут проверять?

В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы "Россия в мире" "Родной язык и родная литература", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Также педагогам придется ответить на вопросы анкеты, связанные с психолого-педагогическими аспектами работы. Рассказать о своем опыте или о том, как они используют информационно-коммуникационные технологии.

"Какими должны быть эти материалы, инструменты и технологии для проведения объективной оценки квалификации педагога? Это вопрос, на который мы ищем ответ в нашем исследовании, - поясняет Анзор Музаев. - Ключевая задача в том, чтобы разработать и апробировать инструменты для оценки предметных и методических компетенций учителей".

В Рособрнадзоре подчеркивают: при оценке результатов будут учитываться условия работы учителей.

Тип школы, расположена она в небольшом селе или в мегаполисе, стаж педагога, его возраст, - все пойдет "в зачет". При этом никаких "санкций", увольнений или других наказаний по итогам быть не должно.

"Результаты диагностических работ будут деперсонифицированы. Они никак не отразятся на профессиональной репутации педагогов. Никаких административных шагов по итогам апробации - наказаний, увольнений, лишения премий - быть не должно, - подчеркнул замруководителя Рособрнадзора Анзор Музаев. - Такая позиция доведена до всех регионов, участвующих в апробации".

Планы Рособрнадзора на 2019 год.

В следующем году планируется проведение исследования для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физкультуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них будут участвовать уже 40 тысяч педагогов из 70 регионов России.

Решение об участии в исследованиях регионы принимали добровольно. Результаты оценки уровня профессиональных компетенций должны стать основой для более совершенной системы повышения квалификации педагогов. А в дальнейшем - одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает минпросвещения по поручению президента, - подчеркнули в ведомстве.

На протяжении нескольких лет в стране создается и апробируется новая модель аттестации учителей, которая предполагает уровневую оценку предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагога. В основе будут единые оценочные материалы, разработанные на федеральном уровне.

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам. Каким будет учитель 2019 года, и какие новые механизмы профессионального роста готовит государство для будущих и уже работающих по специальности педагогов? Предлагаем разобраться более детально в тонкостях нового законодательства.

Профессия «учитель»

Выходя из стен высшего учебного заведения с новеньким дипломом и большими амбициями, молодые учителя сталкиваются с целым рядом проблем:

  • Сложностями с трудоустройством, ведь большинство учебных заведения желают получить опытного и уже зарекомендовавшего себя специалиста.
  • Низкой заработной платой, ведь «начиная с нуля» молодой специалист лишен большого числа надбавок, формирующих оклад опытного учителя с внушительным стажем.
  • Невозможностью быстро повысить свой профессиональный уровень, пройдя очередную аттестацию (зачастую данный вопрос во многом зависит не от профессионализма молодого специалиста, а от желания администрации).

В результате достаточно большой процент подающих надежды и ранее мечтавших о работе с детьми молодых специалистов ищут возможности самореализации и достойного заработка в других сферах, что приводит в дефициту качественных педагогических кадров, который особенно ощутим в небольших городах, поселках и деревнях.

Реформа, запущенная Правительством, а также новая аттестация педагогических работников, которая придет на смену старому порядку повышения квалификации уже в 2019 году, должны кардинально изменить положение молодых учителей, открыв им широчайшие возможности личностного и карьерного роста.

Зачем нужна аттестация?

Система аттестации учителей – своеобразная карьерная лестница в сфере образования. Более высокая категория открывает для учителей новые возможности, а именно:

  1. рост заработной платы и сопутствующих выплат согласно установленной тарифной сетке;
  2. возможность дополнительно брать «классное руководство»;
  3. право заведовать кабинетом и др.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм:

  • Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы.
  • Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей.
  • Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая).
  • Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию.
  • Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета как таковых не было.

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям:

  • преподавание предмета;
  • организация внеурочной деятельности учеников;
  • взаимодействие с родителями;
  • участие в общешкольной жизни;
  • методическая работа;
  • самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост.

При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей, которую планируют внедрить в 2019 году.

Новый формат оценки деятельности учителя

В 2019 году аттестация ожидает тех учителей, которым необходимо подтверждать квалификацию по истечению 5 летнего термина и тех, кто желает повысить свою категорию. По мнению Минобрнауки дополнительным стимулом для активной работы и стремления к карьерному росту учителям будет увеличение разрыва между минимальной и максимальной ставкой в тарифной сетке, которая уже в следующем году должна в среднем возрасти с 16 000 руб. до 50 000 руб.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Также последние изменения затронули саму суть оценивания эффективности деятельности педагога, и в 2019 году новая по формату аттестация учителей позволит активно работающим молодым специалистам быстро добиться успехов и признания.

Основными нововведениями будут:

  • Возможность «перескакивать» через категорию.
  • Возможность раньше «выходить» на аттестацию при наличии определенного ряда заслуг и достижений.
  • За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике «вчера» и «сегодня».
  • Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг.
  • От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Конечно, многие специалисты «старой закалки» посматривают на нововведения с некоторым опасением, ведь им предстоит не только показать эффективность своей работы, а и подтвердить знание предмета, что может вызывать некоторые трудности у тех, что длительный период читает в определенных параллелях и успел несколько подзабыть тонкости некоторых тем.

Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию?

Больше всего страхов, возникающих у педагогов связаны с вопросом – что будет с теми, кто не сможет сдать НКТ или не пройдет аттестацию по каким-либо иным причинам.

В Минобрнауки четко заявили, что увольнять учителя, которому не удалось пройти «экзамен на профпригодность» в новом формате никто не будет.

Не достаточно высокие результаты теста – сигнал о том, что человеку необходимо обратить немного больше внимания на свой профессиональный уровень. «Подтянуть» квалификацию помогут на специальных курсах при соответствующих региональных Институтах усовершенствования учителей. Стоит заметить, что посещение таких курсов было обязательным для всех аттестующийся педагогов и ранее. Просто по новым правилам, «проваливший» тест должен будет вернуться к самообразованию еще раз и отнестись к вопросу своей профессиональной подготовки более серьезно.

Новые должности для успешных учителей

Молодые или уже давно работающие в сфере образования учителя получат реальную возможность карьерного роста. Новый Профстандарт 2019 года предполагает введение таких должностей, как:

  • Старший учитель (на звание может претендовать специалист 1 категории).
  • Ведущий учитель (для педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию).

Естественно, что оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по более высокому разряду.