В каких городах был ростислав алексеев. Алексеев ростислав евгеньевич - чтобы помнили

У родителей Ростислава было два сына и две дочери. Детей Алексеевы воспитывали по необычной системе. «Сейчас такую методику принято называть японской, - рассказывала Татьяна Ростиславовна Алексеева, дочь конструктора. - Детям ничего не запрещали, не оказывали на них никакого давления. Как-то отец с братом Толей «спроектировали» лодку-плоскодонку. Но на «испытаниях» она перевернулась, и мальчишки оказались в воде. Как бы поступил в такой ситуации среднестатистический отец? Задал бы детям трепку и запретил приближаться к реке. А Евгений Кузьмич отвел ребят к знакомому рыбаку и попросил его, чтобы тот помог ребятам сконструировать «правильную» лодку, а заодно научил бы ею управлять. Или другой пример. Ростик мечтал о лошади. И когда ему купили сапожки, он побежал на конюшню: обменять обувь на скакуна. Но родители придумали, как «успокоить» ребенка. Они просто несколько раз отправили его с пастухами в ночное! Мальчик вдоволь насмотрелся там на любимых животных и... перегорел».

В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться в Горьковский вечерний рабфак, одновременно подрабатывая чертежником и художником в различных учреждениях. В семье Алексеевых хорошо рисовали все, и Ростислав в том числе, но ему больше всего нравилось рисовать яхты и корабли. И в 1935 году Алексеев поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (сейчас Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет (факультет Морской и авиационной техники). Поступив в институт, Алексеев успел параллельно поучиться в художественном училище. Там же, в Горьком, Алексеев познакомился с будущей женой Мариной, которая была на год его младше и училась на химфаке. На четвертом курсе способного студента перевели в Ленинградскую военно-морскую академию. Но оттуда Ростислава через год отчислили - будущий конструктор не сдал высшую математику.

На самом деле, математику отец, конечно, знал, - рассказывала Татьяна Ростиславовна. - Подоплека тут была другая. За несколько лет до этого он нашел на каком-то чердаке старый револьвер и спрятал его в печку. Потом, когда Алексеевы-старшие с тремя детьми перебрались в Москву, их квартира на Большой Печерской досталась другим людям. Каков же был их шок, когда в печи они обнаружили пистолет! Конечно, они тут же сообщили, куда следует. И вот в качестве наказания отца «срезали» по высшей математике!

24-летний Ростислав Алексеев вернулся в Горький и женился на Марине. Случилось это за две недели до войны - 6 июня 1941 года. Своего жилья у молодого человека не было, и они с женой поселились у тещи, в доме на улице Ульянова. Первые два года совместной жизни Ростислава и Марины были омрачены трагическими событиями. Один за другим умерли двое детей: один - в родах, второй - от врожденного порока сердца. Позже у Ростислава и Марины родились сын и дочь, которых они назвали Евгений и Татьяна.

1 октября 1941 года Алексеев защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях», и ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941-го по 1943 годы работал в должности контрольного мастера выпуска танков. Там же появились его первые рационализаторские предложения: специальное устройство для воспламенения бутылок с зажигательной смесью и реактивно-интекционный двигатель для скоростных торпедных катеров.

В 1942 году Алексееву были выделены ресурсы для проведения работ по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Его Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) начинало свой путь со старого сарая и троих помощников - так в оригинальную идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ. В результате осенью 1943 года в заводской гавани Алексеевым был спущен на воду первый образец судна на подводных крыльях «А-4». Но катер Алексеева не успел принять участия в боевых действиях. Однако, созданные им модели показали, что идею можно успешно реализовать.

И уже в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера «123-БИС». С 1949 по 1951 год бюро Алексеева продолжало работатать над созданием торпедных катеров на подводных крыльях. А в 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Государственной премии.

На вечеринку, посвященную высокой награде, папины друзья принесли торт, на котором кремом было написано «Слава — Славе!» и... коробку, - вспоминала дочь конструктора. - «Там находится самый точный измерительный прибор», - сказали ему коллеги. Мы долго ломали голову, что же там, а когда открыли, то оттуда выскочил кот по кличке Атом! В ЦКБ было принято первым на новое судно запускать кота. Конструкторы считают, что животное всегда ляжет на то место, где есть какие-то недоработки и неполадки.

Самым главным приобретением Алексеева на премиальные деньги стал автомобиль «Победа», сменивший в гараже Алексеевых собранную собственноручно «Татру». А до «Татры» был «Фольксваген» - так Ростислав Евгеньевич называл эти автомобили, собранные им из деталей, найденных на свалке в Сормове. У «Фольксвагена» и кличка была соответствующая: «КДФ» - картон, дерево, фанера.

Но началось все с велосипеда, - Вспоминала дочь конструктора. - В войну общественный транспорт не ходил, а с верхней части на «Красное Сормово» отцу надо было как-то добираться. Он смастерил себе велосипед, но вскоре тот взорвался, ошпарив ему лицо горячей водой.

После этого Алексеев оставил велопрогулки и записался в спортивный мотоклуб, где ему дали трофейный «Харлей». На нем он и ездил первые послевоенные годы, пока не собрал «Фольксваген». Так получалось, что в ЦКБ Алексееву было трудно уединиться, и упущенное днем время молодой конструктор наверстывал дома. А поскольку кабинета у него не было, он работал где придется. Мог работать за столом в гостиной или у верстака в коридоре. У него дома был маленький станок, на котором Ростислав выпиливал модели.

Руками он умел делать практически все! - рассказывала Татьяна Алексеева. - Мог работать на токарном станке, владел слесарными навыками. Дело в том, что у деда Евгения Кузьмича для детей была организована мастерская, и мальчишки пропадали там целыми днями. Папе не было и шести, когда он смастерил паровоз и машинку. А потом, еще до поступления в институт, отец работал слесарем на радиомонтажном заводе в Нижнем Тагиле. Ростислав Евгеньевич не требовал, чтобы домашние создавали ему какую-то особую атмосферу: Когда он работал, мы продолжали жить своей жизнью. Случалось, и шумели, и отвлекали... Но он не злился.

Но как бы ни увлекало Алексеева творчество, за полночь он никогда не засиживался. Всю жизнь следовал жесткому режиму: не позднее 23.00 — отбой и ранний — в 5-5.30 — подъем. Он любил красивые вещи и вкусную еду. «Как у конструктора, художника у него был хороший вкус, - рассказывала Татьяна Ростиславовна. - Он тонко чувствовал, куда что надеть. Любимым стилем у него был элегантно-спортивный».

В 1954 году научно-исследовательская гидролаборатория завода «Красное Сормово» становится филиалом ЦКБ-19. Работами коллектива во главе с Алексеевым заинтересовалось Министерство речного флота, и вскоре Алексееву было выделено финансирование на постройку первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» - на 66 человек. Его строительство началось летом 1956 года, а летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, эффектно приведя корабль своим ходом в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов.

С 1958 года началась история нового класса судов - «Метеоров», которые обладали большей мореходностью, чем «Ракета», что создавало условия для использования их на озерах и для плавания вдоль морского побережья. Первый «Метеор» - на 130 человек был спущен на воду в октябре 1959 года.

В ЦКБ-19 так же были созданы катера «Волга», «Комета», «Спутник», «Буревестник» и «Восход». Все эти скоростные суда на подводных крыльях выпускались серийно. Алексеев часто говорил, что критерием истинности для инженера является серийное производство его изделия. Ежегодно появлялся новый проект. В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Так за восемь лет с 1956 года был создан скоростной флот России.

Сам Алексеев находился под покровительством Никиты Хрущева после того, как правительство с ветерком прокатили на «Метеоре». Хрущев дал всем начинаниям конструктора зеленую улицу, и две тысячи человек под руководством Алексеева на протяжении 15 лет ежегодно проектировали, строили и испытывали по 15-20 моделей.

Отец с большим удовольствием ездил на судах собственного изобретения, - рассказывала Татьяна Ростиславовна. - У него даже было удостоверение почетного капитана судов на подводных крыльях. Но из-за того, что отец стремился управлять всеми своими кораблями, у него часто возникали трения с начальством. Те говорили, что Алексеев никому не доверяет. Папа же объяснял это тем, что не может кому-либо доверить управление судном, пока лично не убедится, что оно не выкинет никаких неприятных сюрпризов. Не высокомерие им руководило, а нежелание подвергать людей риску. В 1966 году Ростислава Евгеньевича под чужой фамилией и по «левому» паспорту (а в те годы была засекречена даже фотография Главного!) отправили в Англию на выставку достижений судостроения. Там конструктор захотел «порулить» одним аппаратом на воздушной подушке, но на него посмотрели как на большого шутника. Тогда Алексеев попросил, чтобы ему разрешили положить свои руки на руки водителя. Этого ему оказалось достаточно, чтобы понять, как управлять судном.

Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 50-х годов. В его ранних проектах судов на подводных крыльях уже проявлялись черты экранопланов. Причина обращения Алексеева к экранному полету проста. Скорость - это главный показатель экономичности судов на подводных крыльях. Но на пути дальнейшего повышения скорости вставало мощное препятствие - кавитация подводных крыльев. До Алексеева попытки решить эту проблему сводились к приросту скорости в 10-15 километров. Это Алексеева не устраивало, и он все основные силы сосредоточил на экранопланах.

В 1961 году первая самоходная пилотируемая модель Алексеева СМ-1 вышла на лед реки Троцы.

В статье «Алексеев творил чудеса» в 1998 году было написано: «Едва убедившись в способности этого аппарата (СМ-1) использовать эффект экрана и устойчиво двигаться над поверхностью, он приглашает заместителя Предсовмина на испытательную базу. Было принято решение о финансировании работ по экранопланам, Военно-Морской флот выдал техническое задание на проектирование и постройку «корабля-экраноплана» КМ. Главный конструктор убедил и заказчик согласился, что наилучшее применение новый корабль (как его по многолетней традиции именовали моряки) найдет в качестве противолодочного».

В начале 1960 года был дан старт этому обширному эксперименту, а в 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, и в 1964 году - над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 метров.

Поскольку идея строительства экранопланов вызывала недоумение «в верхах», у Алексеева появились злопыхатели. В свое время Ростислав Евгеньевич уговорил нескольких конструкторов из Зеленодольска перейти в его ЦКБ. А позже их бывшийдиректор стал министром промышленности и заставил прежних подчиненных регулярно подавать в министерство «информацию» об Алексееве. Некоторые из них не стеснялись, и писали, что Алексеев возомнил себя рабовладельцем, и что у него десять квартир. В результате в 1965 году Ростислава Алексеева сняли с поста главного конструктора.

Отца вызвали в Москву и забросали абсурдными обвинениями. Он сам не понял, в чем его обвиняют, - вспоминала Татьяна Ростиславовна. - На следующее утро после возвращения из Москвы мы с ним поехали в ЦКБ. Заходит он в свой кабинет, а часа через два появляется оттуда вместе с каким-то мужчиной и объявляет коллективу: «Разрешите представить вам нового главного конструктора и генерального директора Валерия Васильевича Иконникова». Немая сцена. Оказывается, когда он утром зашел в свой кабинет, то Иконников уже сидел за его столом!

Алексеева назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, между тем полет его проходит над самой водой. В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра. Лишь немногие эксперты сказали, что Советы создали новый и очень эффективный вид вооружения — экранопланы.

Неизвестный летательный аппарат получил у американской стороны прозвище «Каспийский монстр». После того как «монстра» обнаружил американский спутник-шпион, американский журнал «Джейна Интеллиджанс ревью» написал: «...На Каспийском море продолжаются испытания гигантского экраноплана, развивающего скорость 200 узлов. Считают, что этот аппарат построен на заводе «Красное Сормово». Он, вероятно, имеет длину 400 футов и способен нести 800—900 полностью вооруженных солдат. Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъемную силу, которой хватает на подъем до высоты крейсирования, равной приблизительно 30 футам. По-видимому, аппарат может работать в арктических условиях».

Это был разгар испытаний, а начались они несколькими годами раньше, когда Алексеев решил проверить - как экраноплан держится на плаву, и дал своему детищу немного «побегать» по Волге, прежде чем выходить в море. Местом испытаний был выбран остров Телячий, который хорошо просматривался с волжского откоса. Особисты придумали легенду - потерпел аварию самолет, и его пытаются вытащить из воды. Когда испытания продолжили, то в ход пошла другая легенда: опробуют двигатели для новых судов.

Потом испытания переместились в Каспийское море к безлюдному острову Чечень, где расположилась испытательная база. Адмирал Горшков, командовавший советским ВМФ, в своей книге «Морская мощь государства», вышедшей в 1976 году, писал: «Создание кораблей с динамическим принципом поддержания уже стало реальностью. Несомненно, что массовое появление таких кораблей в составе флотов увеличит их боевые способности, надводные силы смогут успешнее решать боевые задачи и приобретут совершенно новые качества». Строжайшие условия секретности не дали ему сказать, что советский флот уже обладал на тот момент таким кораблем. Государственная программа предусматривала строительство 100 десантных экранопланов.

Пока были живы главком ВМФ Горшков и министр обороны СССР Устинов, конструктор Алексеев был неприступен, несмотря на любые споры, не утихавшие вокруг экранопланов. Из-за сложности эксплуатации летчики и моряки не желали иметь их в своем арсенале. Минусы в копилку экранопланов добавляли аварийные ситуации, которые время от времени случались. В 1975 году в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну. Лопнули переборки и корпус. Главный конструктор взял управление на себя и довел экраноплан до базы, находившейся в 40 километрах.

Когда экраноплан добрался до берега, оказалось, что у него не хватало кормы и хвостового оперения. Аварийный случай показал живучесть корабля, но оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев приказом министра судостроительной промышленности СССР Бориса Бутомы, недовольного изобретателем, из-за того что ранее Алексеев обратился к Хрущеву, игнорируя мнение Бутомы - был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора.

70-е годы выдались для отца особенно тяжелыми, - вспоминала Татьяна Ростиславовна. - В 1974 году при испытании на Каспии произошла авария. Комиссия принимала «Орленка». И вот во время переходного режима кормовую часть экраноплана как бы присосало к воде, и когда аппарат сорвался с места, «хвост» отвалился. Отец тут же сел на место пилота и врубил двигатели на полную мощность и таким образом создал воздушную подушку под крыльями. На этой подушке он и вернулся на базу. Если бы он так быстро не сориентировался в ситуации, экраноплан мог бы нахлебаться воды и затонуть... Авиационщики говорили, что у них за такие вещи дают Героя, на отце же отыгрались по полной. Летом 1975 года Алексеева перевели в рядовые конструкторы. Кто-то заикнулся, что неплохо бы назначить его руководителем отдела перспективного проектирования, но начальство замахало руками. Должность предложили Вячеславу Зобнину. Тот не хотел переходить другу дорогу, но Алексеев убедил его, что для общего дела будет лучше, если он согласится. К сожалению, Зобнин руководил отделом недолго. В 1977 году лучший друг Алексеева умер... Мало того, Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск. Благо преданный ему пилот Алексей Митусов, несмотря на возможные неприятности, брал его на борт. Отца понижали и понижали... а он вел себя так, будто ничего не происходит. Многих раздражало то достоинство, с каким он держался. Некоторые перестали с ним здороваться, а вчерашние «друзья» говорили: «Ну, теперь, когда не будет Алексеева, мы такое спроектируем!» Но время шло, а гениальными идеями никто не фонтанировал. И тогда те же люди пели другое: «А что вы от нас хотите? Алексеев гений, а мы кто? Простые смертные...»

В эти годы опальный конструктор искал отвлечения в природе. В одиночестве подолгу гулял по лесу, собирал грибы. Контакты с людьми свел на нет. Самым страшным для него было то, что мозг неожиданно перестал генерировать новые идеи, - вспоминала дочь Алексеева. - Видимо, какой-то ступор нашел. Тогда он уединился на базе в Чкаловске, вновь стал заниматься живописью. И вдохновение вернулось! Последние годы жизни отец был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.

Но при испытании модели нового пассажирского экраноплана, который должен был быть завершен к Московской Олимпиаде-80, Ростислав Алексеев надорвался при спуске на воду. В январе он испытывал в Чкаловске последнюю модель экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал, и сказали, что можно отпускать модель. Но Алексеев не расслышал, и принял на себя всю тяжесть 800-килограммового аппарата.

Сначала 63-летний конструктор не ощутил никаких признаков неблагополучия, поехал после испытаний в ЦКБ, и целый день отработал. А вечером пожаловался домашним на боль в боку. Алексеева тут же положили в больницу №3 на Верхне-Волжской набережной. Профессоры Колокольцев и Королев затруднились с диагнозом.

Четверг и пятницу отец провел на ногах, - вспоминала Татьяна Ростиславовна. - А в субботу утром поднялся с постели и потерял сознание. Ему назначили экстренную операцию. Оказалось, что за те два дня, когда Алексеев чувствовал себя относительно хорошо, в его организме развился перитонит — воспаление брюшины, угрожающее жизни состояние. Когда конструктор попал на операционный стол, процесс был в самом разгаре. За первым вмешательством последовало еще три операции. Как мне потом объяснил профессор Колокольцев, у отца из-за перенесенной в детстве дизентерии на каком-то участке кишечника образовалась спайка. И это косвенно поспособствовало перекруту кишок. Вообще, над своим здоровьем отец не трясся. Дважды его отправляли в санаторий. И дважды он оттуда сбегал... Умер Ростислав Евгеньевич не от перитонита, а от осложнения, им вызванного.

Татьяна Алексеева рассказывала: «На следующий же день после похорон, 13 февраля я поехала в Чкаловск — собрать вещи в служебной квартире отца. И застала там двоих начальников, которые выхватывали друг у друга чертежи, сделанные отцом! А 14 февраля я прилетела в Каспийск и обнаружила в квартире полный разгром. Все вещи были свалены в кучу посреди комнаты, а чертежи и записи отца порваны в мелкие клочья. Причем, тот, кто это сделал, не открыл дверь ключом, а проник в квартиру через окно, как вор...»

Ростислав Евгеньевич Алексеев прожил три конструкторские жизни. В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй — занимался судами на воздушной подушке. Третью жизнь он посвятил экранолетам. Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе. Воплотил он их в реальные конструкции — первым.

Каков был размах работы Алексеева, можно судить из следующего эпизода. В зиму 1976-1977 года на Горьковском филиале работала комиссия по ревизии модельного наследства. Комиссия должна была рассмотреть целесообразность дальнейшего хранения большого количества секретных моделей экранопланов на территории филиала.

Филиал представлял собой металлический склад-ангар площадью 350 квадратных метров. В нем на специальных металлических стеллажах по обе стороны от прохода в три-четыре ряда высотой размещались аэродинамические и буксируемые модели экранопланов самой разной конфигурации. Это был музей идей в 250-ти моделях.

Кроме этого, еще в административном корпусе эллинга было хранилище, где размещалось еще около 30 моделей. Комиссия не взяла на себя труд сфотографировать и составить краткое техническое описание моделей. В несколько приемов почти все модели, за исключением 25-ти были сожжены на льду реки Троцы. Можно подсчитать, что в течение 15-летнего периода в среднем в год проектировалось, строилось и испытывалось около 15-20 моделей, не считая самоходных пилотируемых. В этот же период сформировалась мощная научно-экспериментальная база ЦКБ по СПК, конструкторское бюро к середине 70 годов превратилось в современное научно-производственное предприятие с уникальным экспериментальным комплексом.

Горьковский филиал ЦКБ по СПК на реке Троце к 1980 году имел два трека с мощными электрическими катапультами, портативную катапульту для водных испытаний, аэродинамическую трубу для испытаний моделей экранопланов, круговой гидробассейн, кавитационную трубу, несколько экспериментальных установок для исследований эффекта поддува, значительный флот мощных катеров-буксировщиков, способных испытывать модели на открытой воде со скоростями до 100-120 км/час, стенд для исследования натурных силовых установок, мощный портальный кран с бетонированным слипом грузоподъемностью до 50 тонн, цех-ангар, различные мастерские, в том числе, по изготовлению буксируемых моделей, аэродром с бетонированной взлетной полосой, и большое количество специализированных лабораторий. К 1980 году база являлась научным комплексом мирового уровня, лучшим в ряду европейских научных центров.

Ростислав Алексеев не узнал - какая судьба ждала его творения. Министр обороны СССРприказом от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу предполагалось до середины 90-х годов, но этого не случилось. Лишь четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.

Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит». Однако в серию он так и не пошел, но в 2002 году был поставлен на вооружение после длительной консервации.


Американский конструктор экранопланов Стивен Хукер сказал: «Они опередили нас на 30 лет!»

Ростислав Алексеев похоронен в Нижнем Новгороде.


Использованные материалы:

Текст статьи «Звезда и смерть Ростислава Алексеева», на сайте www.kokina.ru

Текст статьи «Каспийский монстр - великая авантюра Вячеслава Алексеева», автор В. Морозов

Текст статьи «Оружие России: «Орленок» - «Каспийский монстр», автор В.Федоров

Материалы сайта www.letopisi.ru

Материалы сайта www.history-of-wars.ru

Материалы сайта www.ankat.ucoz.ru

Материалы сайта Википедия

Дважды за свою жизнь Ростислав Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ (18.12.1916, г. Новозыбков Орловской губ. (ныне Брянской обл.) - 09.02.1980, г. Горький ) перевернул представление человечества о скорости на воде.

Сначала он изобрел корабль на подводных крыльях.

После первого такого корабля появился целый скоростной флот - суда на подводных крыльях «Метеор», «Комета», «Волга», «Спутник», «Восход», «Буревестник» разработки главного конструктора Алексеева.

Вторым революционным шагом стали экранопланы - авиасуда, летящие над водой с авиационными скоростями, при этом оставаясь безопасными и экономичными, как теплоход.

Благодаря Алексееву во всем мире слово «экраноплан» считается русским. Он создал Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях.

5 тыс. человек его коллектива по принципу «Новый год - новый пароход» ежегодно выпускали новые модели кораблей. Многие из них не имеют аналогов до сих пор. Алексеев успел сделать за свою жизнь столько, сколько не смогло сделать человечество за всю историю судоходства и мореплавания.

Он поднял корабли на крылья, а потом научил их летать. Благодаря таланту Алексеева до сих пор в экранопланах мы опережали мир на 20-30 лет .

Первый в мире экраноплан КМ конструкции Алексеева, самый крупноразмерный для того времени летательный аппарат, спущен на воду в 1966 г. Длина экраноплана - более 100 м, размах крыльев - 40 м, весил он почти 500 т, а 10 турбореактивных двигателей с тягой более 13 т каждый разгоняли его до скорости 500 км/ч.

Американцы за впечатляющие размеры назвали его «Каспийским монстром», интерпретировав сокращение КМ (корабль-макет).

Первый в мире десантный корабль-экраноплан «Орленок» конструкции Алексеева был принят на вооружение Военно-Морского Флота в 1979 г. Корабль стал первым в составе вновь образованного дивизиона кораблей-экранопланов.

В библиотеке Конгресса США в портретной галерее выдающихся деятелей мира, внесших наибольший вклад в развитие человечества в ХХ в., находится портрет Р. Е. Алексеева.

В России его именем названы судно на подводных крыльях, площадь в Н. Новгороде и созданное им НПО.

Лит.: Карпенко В. Ф. Конструктор Алексеев. - Н. Новгород, 2010.

*

Первый в мире серийный корабль на подводных крыльях «Ракета», мчащийся со скоростью 70 км/ч при тогдашней обычной скорости кораблей 25 км/ч, изобрел и создал в Н. Новгороде гениальный российский судостроитель Ростислав Евгеньевич АЛЕКСЕЕВ - Главный конструктор судов на подводных крыльях. Первый рейс Горький- Казань состоялся 25 августа 1957 г. Алексеев дважды за свою жизнь перевернул представление человечества о скорости на воде. Второй переворот - творение экранопланов.

*

Первый в мире экраноплан КМ конструкции Р. Е. Алексеева (экранопланы) - самый крупноразмерный для того времени летательный аппарат спущен на воду 22 июня 1966 г. Длина экраноплана - более 100 м, размах крыльев - 40 м, вес - почти 500 т; 10 турбореактивных двигателей с тягой более 13 т каждый раз435 великие русские достижения гоняли его до скорости 500 км/ч. Американцы за впечатляющие размеры назвали его «чудовищем Каспийского моря».

По материалам книги Александра Пецко В еликие Р усские Д остижения”. Тег -

Алексеев придумал и построил первый экраноплан в мире. По его проекту был сконструирован "КМ", огромный экраноплан весом 540 тонн. Талантливый конструктор за годы своей карьеры нажил себе несколько недоброжелателей, включая госдеятеля Б. Е. Бутома (B. E. Butoma), и в конечном итоге был отстранен от всех почетных должностей.


Ростислав Евгеньевич Алексеев появился на свет 18 декабря 1916-го, в городе Новозыбков, Черниговская губерния, ныне Брянская обл. Его мать была учителем, а отец – агрономом. Алексеев окончил Горьковский индустриальный институт им. Жданова, где специализировался в кораблестроении.

Считается, что Алексеев стал первым, кто создал высокоскоростное судно на погруженных подводных крыльях. Самыми популярными в скоростном судостроении стали "Ракета", "Волга", "Метеор", "Комета" и "Буревестник". Эти модели обладали пассажировместимостью до 150 человек и круизной скоростью до 54 узлов (100 км/ч).

Алексеев совершил настоящую революцию в судостроении, хотя и не имел возможности действовать открыто. Он изобрел вариант судна с экранным эффектом, с воздушной подушкой, образуемой нагнета

ющим потоком, т.е. с лучшими аэродинамическими свойствами. Таким образом, Ростислав Евгеньевич добился оптимальной комбинации, при которой вес судна воздушного судна мог быть больше, тогда как затрат энергии требовалось меньше и повышалась экономия топлива.

В своей карьере Алексеев, работая для военных целей, создал экраноплан с десятью турбовинтовыми двигателями "Dobrynin VD-7", который американская разведывательная служба окрестила "Каспийским монстром" ("Caspian sea monster"). Два двигателя – на хвосте для дополнительной тяги во время полета, восемь – на крыльях. Этот экраноплан, официально названный "КМ" ("Корабль-макет"), был крупнейшим из когда-либо построенных тяжелых гидропланов. Его длина составляла около 100 м, а вес – 540 тонн. "КМ" использовался как тестовая плат

форма для изучения эффекта влияния земли (экранного эффекта).

Экраноплан "КМ" впервые поднялся в воздух в октябре 1966-го. Полет продолжался около 50 мин. на высоте четырех метров. Серия испытаний показала, что для взлета с воды необходимо развить скорость до 350 км/ч. В 1980-м "левиафан" Алексеева разбился. Сидевший за штурвалом экраноплана летчик давно не практиковался, и из-за этого при взлете слишком задрал нос "КМ". Экраноплан практически вертикально пошел вверх, что напугало пилота, резко сбросившего тягу. "Каспийский монстр" завалился на левое крыло и ударился о воду. Обошлось без жертв, но из-за огромного веса попытка достать экраноплан из глубин провалилась.

В то время как развивалась программа "КМ", Алексеев начал работу над экранолетом среднего размера – для пе

реброски морских десантов. Транспортно-десантный экранолет A-90 "Орленок" ("Eaglet") весом 140 тонн и длиной 58 м совершил свой первый полет в 1972-м. Модель A-90 была оснащена двумя турбореактивными и одним турбовинтовым двигателями, что позволяло развивать скорость до 400 км/ч при дальности полета до 1500 км.

После крушения экраноплана "КМ" военное руководство воспользовалось инцидентом как предлогом для увольнения Алексеева. Остаток своих дней Ростислав Евгеньевич провел вдали от научной работы, концентрируясь в основном на спортивных проектах. Он умер 9 февраля 1980-го. С развалом Советского Союза подробности о работах Алексеева стали известны общественности и вызвали интерес со стороны всего мира. В настоящее время Алексеева считают отцом "аппарата с экранным эффектом".

Незаурядных людей всегда окружают мифы, которым верят даже чиновники и журналисты. Образ Ростислава Алексеева сегодня сопровождают два таких мифа: якобы он родился в Нижнем Новгороде и изобрел суда на подводных крыльях. Ростислав Евгеньевич всю жизнь твердил, что он не изобретатель. И крылатые суда, и экранопланы придуманы до него. Но попытки создания этих аппаратов были мало успешными. Здесь нужна была гениальная конструкторская мысль. Именно Алексеев спроектировал и воплотил в жизнь целую флотилию судов на подводных крыльях (СПК). Что же касается экранопланов, то благодаря нижегородскому конструктору Россия до сих пор сохраняет приоритет в области создания этих аппаратов.

Все началось с черного паруса

Ростислав Алексеев провел в Нижнем большую часть сознательной жизни. Хотя родился он в Брянской области, на полевой станции. Это был 1916 год. Отец нашего земляка, Евгений Кузьмич, был выдающимся почвоведом. Работой всей его жизни было превращение неплодородных почв в плодородные. Эту черту - делать невозможное возможным - унаследует потом сын. И еще важный момент: вскоре после рождения Ростислава отца репрессировали и отправили в сибирский лагерь. Там, на клочке земли площадью в один квадратный метр, он продолжал свои исследования. Одного этого примера с лихвой хватило, чтобы Ростислав Евгеньевич не сдавался ни при каких обстоятельствах. Ведь спроектировать аппарат - это полдела. Проект нужно было каждый раз отстаивать, доказывать, что он нужен…

В 1932 году отца оправдали, и семья Алексеевых перебралась в Горький. Здесь, на Волге, Ростислав увидел, как скользит по волнам одна из первых парусных яхт - и загорелся. Он смастерил на чердаке своего дома яхту, парус которой выкрасил в черный цвет. Суденышко Алексеев назвал «Пиратом».

Потом было множество яхт (одна совершеннее другой), сделанных Алексеевым, и неоднократно он побеждал в регатах. Однажды его судно перевернулось, и наш земляк «заработал» паралич лицевого нерва. Но это его не остановило.

Юноше хотелось, чтобы его суда скользили по воде еще быстрее. В 1935 году он поступает на кораблестроительный факультет Ждановского индустриального института. Сейчас это Нижегородский технический университет имени Алексеева.

Именно в студенческие годы он всерьез начинает думать о скорости судов. Это была, казалось бы, неразрешимая проблема. Все виды транспорта тогда «ускорялись», а для кораблей существовал барьер - 40 км/ч. Ведь сопротивление воды в 880 раз больше сопротивления воздуха.

На ум пришел принцип подводных крыльев, открытый Шарлем де Ламбертом еще в 1890-е годы.

Все просто: благодаря большому сопротивлению воды крылья корабля можно сделать очень короткими. А эффект будет такой же, как и при взлете самолета: большая часть судна поднимется над водой. Контакт с водной стихией практически сойдет на нет, и скорость корабля увеличится в разы.

Попытки построить такие суда в России и Америке успехом не отличались. В 1940-е годы германский инженер Шертель создал ряд военных катеров на подводных крыльях. Но вплоть до окончания войны Алексеев об этом ничего не знал.

В 1940 году наш герой защищает диплом «Глиссер на подводных крыльях». Диплом не только одобрили, но и рекомендовали продолжить эту работу, воплотить ее в жизнь. Ростислав Евгеньевич попадает на «Красное Сормово» в качестве инженера-кораблестроителя. Там он учувствует в производстве… танков, так как началась война.

В 1941 году Алексеев направляет в наркомат ВМФ рапорт и проект будущего катера на подводных крыльях. Инженеру ответили:

«предложенная вами схема… является неприемлемой, так как выбранная конструкция в основе своей ничем не отличается от уже ранее испытанных и обреченных на неудачи».

Но с 1943 года руководство завода пошло навстречу инженеру. Ему отводят место в старой будке в конце заводского затона. Вскоре в будке появляется чертежная доска, верстак и два стула. Все это окрестили гидролабораторией. Так началась эра скоростного кораблестроения.

В список награжденных «затесался» чиновник

Первые опытные катера на подводных крыльях созданы Алексеевым в последние годы войны, и они показывали блестящие результаты. Поступили заказы от военных - и началось проектирование крылатых катеров для ВМФ. В 1951 году коллектив лаборатории получает государственную премию, и тут началось… сопротивление. Алексеев увидел в списке награжденных фамилию чиновника, который никакого отношения не имел к созданию СПК, и вычеркнул ее. В ответ министерства и организации стали давать отрицательные заключения насчет СПК. Нужно было судно, которое не оставляло бы сомнений. Так в 1956 году родилась «Ракета» - первый гражданский теплоход на подводных крыльях. Чтобы воплотить этот проект в жизнь, состоялось расширенное совещание парткома.

«Ракета», рассчитанная на 64 пассажира, достигала скорости 60 км/ч.

Для сравнения: обычный теплоход доходил от Горького до Казани за 30 часов, а «Ракета» преодолевала это расстояние за 8 часов. Алексеев сам привел это судно в Москву на 6-й фестиваль молодежи (1957 год). Прибытие в столицу белоснежного крылатого аппарата, который по форме своей поражал самое смелое воображение, произвело фурор. Секретарь ЦК Суслов оставил в книге почетных посетителей фестиваля такую запись:

«Замечательный теплоход «Ракета» будет особенно полезен на больших реках, где он может конкурировать с авиацией. Желаем конструктору тов. Алексееву успехов в этом деле».

В 1959 году начался серийный выпуск этого теплохода, в этом же году создан «Метеор» (70 км/ч), на котором Ростислав Евгеньевич доплыл до Черного моря, испытал его там и вернулся водным путем обратно.

А крохотная лаборатория превратилась в здание из стекла и бетона - Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК).

Коллектив ЦКБ создал целую флотилию крылатых судов - и речных, и морских. Наиболее совершенным СПК считается «Буревестник», способный вместить 150 пассажиров и развить скорость 90 км/ч. К сожалению, сегодня об этом детище Алексеева забыли, ни одного «Буревестника» не осталось…

Новые суда он испытывал сам

Сказать о том, что работа конструкторов была напряженной - ничего не сказать. Яркий факт: в семьях работников ЦКБ регулярно происходили конфликты, доходило и до разводов. Наконец Алексеев вынужден был смягчить условия и объявил… воскресенье выходным днем.

- Отец выписывал все научные журналы, связанные с кораблестроением и авиацией, - рассказывает дочь конструктора, Татьяна Ростиславна, - дома он, конечно, часто был занят работой. Но нельзя сказать, чтобы я была обделена отцовским вниманием. Между нами существовала какая-то неуловимая связь, какое-то прочное взаимопонимание даже тогда, когда он был сильно занят. Если я в это время пыталась отвлечь отцовское внимание, он давал мне головоломки, которые сам мастерил из проволоки. У нас было так заведено, что я не должна мешать отцу, пока не решу головоломку. Но сказать, что он совсем мной не занимался, тоже нельзя. Отец делал мне игрушки - например, посуду из жести, которую мы вместе потом расписывали.

Татьяна Ростиславна вспоминает, что Алексеев никогда не бездельничал, то есть не сидел просто так. Отдых у него, само собой, был активный. Помимо яхт, конструктор увлекался горными лыжами, прыгал с парашютом, автомобиль водил «с закрытыми глазами», управлял самолетом. У Ростислава Евгеньевича было жесткое правило: за руль вновь созданного судна первый раз садился он сам. Алексеев в совершенстве управлял СПК и был одним из немногих людей, которые могли грамотно управлять экранопланом.

На олимпиаду так и не попал

Идея создания экранопланов пришла сама собой. Ведь у СПК тоже существовал скоростной барьер - около 100 км/ч. Все упиралось в крылья, которые оставались погруженными в воду. Между тем, на заре возникновения авиации был обнаружен эффект экрана: низколетящий самолет удерживается над землей, и для его движения не требуется особых затрат энергии.

Это принцип и был положен в основу работы экранопланов.

После испытаний ряда моделей у Алексеева родился грандиозный и дерзкий замысел - создать экраноплан, знаменитый впоследствии под именем КМ (корабль-макет). В 1966 году КМ водоизмещением в 500 тонн был спущен на воду. До сих пор на планете не создано более крупного экраноплана. Его скорость - 500 км/час.

Рыбаки были просто в шоке, когда мимо них, всего в метре над водой, проносился этот чудо-аппарат.

Вскоре алексеевское детище «засекла» западная разведка. Получив спуктниковые снимки экраноплана, американцы прозвали его «Каспийским монстром».

И опять посыпались заказы от военных. В начале 70-х создан транспортно-десантный экраноплан «Орленок», уцелевший экземпляр которого находится сегодня в музее ВМФ.

В 1974 году удалось «пробить» проект «Чайки» - гражданского экраноплана. Но в этом же году случилась авария с «Орленком». У аппарата отвалился хвост, создалась критическая ситуация. Алексеев выхватил штурвал у пилота и довел экраноплан до базы. После этой аварии чиновники поставили на «Чайке» крест.

Я помню, как мы сидели и целый день занимались только тем, что по приказу начальства уничтожали документы, связанные с «Чайкой», - вспоминает Татьяна Ростиславна, которая в то время уже работала в ЦКБ по СПК.

У Алексеева и у созданных им судов было немало доброжелателей, но много было и противников. Авария «Орленка» была формальным поводом, чтобы отстранить Ростислава Евгеньевича от руководства ЦКБ. И это было сделано.

В последние годы Алексеев руководит созданием только судов на динамической воздушной подушке. СДВП «Волга-2», «Ракета-2»,» Метеор-2», созданные под руководством Алексеева, предназначались для пассажирских перевозок. Сегодня эти суда используют на Волге для переправы с одного берега на другой.

В 1980 году Алексеев собирается отправиться на «Волге-2» в Москву на Олимпиаду - но так и попадает туда. В результате тяжелой болезни гениальный конструктор скончался.

За рубежом Алексеева не обогнали до сих пор

Сегодня созданное Алексеевым ЦКБ уже не проектирует крылатые суда, да и на волжских берегах их почти не видать. Существует мнение, что этот вид транспорта не рентабелен. Вопрос довольно спорный. Во-первых, без государственных дотаций автобусные перевозки тоже будут не рентабельны. Во-вторых, на участках с извилистыми берегами автобусы уступают СПК - и по возможностям, и по экономической эффективности. Не случайно Греция использовала наши «Кометы» - до тех пор, пока не был окончательнго исчерпан ресурс этих судов…

Гражданские экранопланы до сих пор многим в диковинку - настолько эти аппараты редки. И до сих пор их называют судами будущего. Ведь экраноплан - внесезонное транспортное средство. Он может носиться над водой, над землей, над снегом…

На балансе ВМФ до сих пор числится экраноплан «Лунь», созданный сподвижником Алексеева Владимиром Кирилловых. Еще один штучный экземпляр - «Орленок» - хранится, как мы уже сказали, в музее ВМФ.

Проекты наших военных экранопланов пока что засекречены. Говорят, что в Америке уже несколько лет подряд создают огромный экраноплан водоизмещением в 1000 тонн. Правда, говорят давно, уже несколько лет подряд, так что это, скорее всего, только слухи. Как бы там ни было, пока что «КМ» Ростислава Алексеева остается непревзойденным аппаратом.

Несмотря на то что сконструированные Алексеевым суда развивали немыслимую по тем временам скорость, инженер не оставлял надежду увеличить ее еще больше. Так, он начал колдовать над экранопланами – высокоскоростными аппаратами, которые летают над водой благодаря так называемому экранному эффекту. В 1961 году был готов первый экраноплан СМ-1. Его испытания прошли успешно, и вскоре получили путевку в жизнь суда такого типа «КМ» и «Орленок».

Как и в истории с «Ракетой», экранопланы решено было применять и для перевозки пассажиров. Новую модель подобного судна планировалось продемонстрировать на Олимпиаде в Москве. В середине января 1980 года для предварительных испытаний новый экраноплан начали спускать на воду. Алексеев, как обычно, находился в самой гуще событий и вместе со своими коллегами выкатил аппарат из ангара. В какой-то момент кто-то из них дал команду отпустить экраноплан для того, чтобы тот уже самостоятельно проследовал к реке. Однако пожилой Ростислав Евгеньевич призыв не услышал и транспортное средство наехало прямо на него. Тем не менее Алексеев поднялся на ноги и даже работал еще несколько часов. Но вскоре ему стало плохо, а 9 февраля выдающийся инженер скончался.