В чем плюсы и минусы профессии судоводителя? Профессия судоводитель.

Профессия судоводитель


Судоводитель (навигатор) - это специалист по кораблевождению, основной задачей которого является безопасное ведение судна по необходимому маршруту. Он не только осуществляет навигацию, но и управляет деятельностью экипажа. Кроме знания лоции и технических средств судовождения, такой специалист должен владеть основами мореходной астрономии и метеорологии.

История судовождения насчитывает не одно десятилетие, ведь именно вплавь в доисторические времена люди достигали удалённых берегов, постепенно населяя их. В отличие от современных мореходов, обладающих солидной теоретической базой, их предки познавали основы судовождения на практике. Пласт знаний, содержащийся сейчас в учебниках и доступный даже любителям, накапливался со времён финикийцев, считающихся первым народом мореплавателей. Ещё в 15 веке Ибн Маджид, лоцман в команде Васко да Гамы, говорил, что желающий справляться с морской стихией должен иметь понятие о «фазах луны, румбах, направлениях и расстояниях».…

Несмотря на то, с какой лёгкостью человек научился передвигаться в трёх измерениях, морской транспорт нисколько не устарел. Более 70% Земли покрыты водой, и для успешного преодоления этих пространств необходимы умелые навигаторы, знакомые не только с устройством своего судна, но и с «характером» непостоянной стихии.

Профессия судоводителя востребована не только на морских просторах, но и на местных предприятиях речного пароходства. Имея дело с техникой и отвечая за безопасность людей и грузов на борту, такой специалист должен обладать техническим мышлением и умением производить быстрые расчёты, иметь не только достаточные физические качества, но и хороший глазомер.

Несмотря на то, что благодаря современному навигационному оборудованию количество аварий и посадок на мель в последнее время уменьшилось, основной причиной аварий остаются недостатки в управлении судами. Квалифицированный судоводитель должен не только знать маневренные свойства судна в теории, но и уметь управлять ими, делать прогнозы, зная о влиянии ветра и течений.

Для получения профессии достаточно среднего общего или начального профессионального образования. Тарифицируют специалистов-судоводителей соответствующие учебные заведения и капитаны морских портов. Аттестуются на право управления судами лица, достигшие 18 лет и прошедшие медицинскую комиссию. Получив аттестат судоводителя маломерного судна, можно впоследствии повысить квалификацию в одном из учреждений профессионального образования.


Историческая справка

Кафедра судоходства на внутренних водных путях создана в 2015 году на базе кафедры судовождения и кафедры управления судном судоводительского факультета Санкт-Петербургского государственного Университета водных коммуникаций (СПГУВК). В 2016 году в состав кафедры судоходства на внутренних водных путях была введена кафедра инфокоммуникационных систем морского и речного флота информационного факультета Института водного транспорта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова (ранее кафедра технических средств судовождения и связи судоводительского факультета СПГУВК). Таким образом, в составе кафедры в настоящее время объединены три кафедры бывшего судоводительского факультета СПГУВК, ранее обеспечивавшие обучение по дисциплинам профессионального цикла специальности «Судовождение».

Сведения о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы

Фото ФИО, должность, ученая степень, ученое звание Направление подготовки
специальность по образованию,
общий стаж работы,
в т.ч. научно-педагогический
Преподаваемые дисциплины Сведения о повышении квалификации
Каретников Владимир Владимирович, Заведующий кафедрой судоходства на внутренних водных путях, д.т.н., ученое звание - доцент
16 лет / 17 лет
1. Информационные технологии на водном транспорте
2. Безопасность судоходства на ВВП (Использование РЛС на ВВП)
Дмитриев Владимир Иванович, Профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание - доцент Судовождение, инженер-судоводитель
49 лет / 50 лет
1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
2. Правовые основы управления экипажем судна
Подготовка по программе А-2 «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова; курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Рудых Сергей Витальевич, Профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, д.т.н., ученое звание отсутствует Гидротехническое строительство, инженер по специальности «Гидротехническое строительство»
10 лет / 0 лет
1. Судовождение в условиях отсутствия видимости Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Шахнов Сергей Федорович, Профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, д.т.н., ученое звание - доцент Авиационное приборостроение, инженер-электромеханик
25 лет / 45 лет
1. Спутниковые системы навигации, связи и наблюдения (мониторинга)
2. Системы мониторинга и управления транспортными объектами
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Андреев Юрий Геннадьевич, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствуют
31 год / 32 года
1. Общая лоция внутренних водных путей РФ



Андрюшечкин Юрий Николаевич, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание отсутствует Судовождение, инженер-судоводитель
12 лет / 16 лет
1. Управление работой флота
2. Менеджмент
Подготовка по программе А-2 «Подготовка, оценка компетентности и дипломирование моряков», 2018 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Зайцев Алексей Иванович, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание отсутствует Судовождение на морских путях, инженер-судоводитель
6 лет / 9 лет
1. Коммерческая эксплуатация судна
2. Экономика отрасли
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Козик Сергей Викторович, Профессор кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.в.н., ученое звание - доцент Штурманская Военно-Морского Флота, офицер с высшим военным образованием инженера-штурмана
35 лет / 37 лет
1. Технология перевозки груза
2. Начальная подготовка по безопасности
3. Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам
4. Борьба с пожарами по расширенной программе
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Лысенко Юрий Николаевич, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, ученая степень отсутствует, ученое звание - доцент Штурманская Военно-Морского Флота, военный инженер-штурман
36 лет / 39 лет
1. Судовождение на внутренних водных путях, ч. 1 Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Использование инновационных технологий в учебном процессе», 2018 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Мокрозуб Олег Иванович, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, ученая степень отсутствует, ученое звание - доцент Штурманская Военно-Морского Флота, военный инженер-штурман; инженерная оперативно-тактическая штурманская, офицер с высшим военным образованием
31 год / 32 года
1. Безопасность судоходства на ВВП (Использование РЛС на ВВП) Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Пащенко Иван Владимирович, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание - доцент Судовождение, инженер-судоводитель
16 лет / 17 лет
1. Специальная лоция
2. Гидрография
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Прохоренков Андрей Александрович, Доцент кафедры судоходства на внутренних водных путях, к.т.н., ученое звание отсутствует Судовождение, инженер по специальности «Судовождение», старший помощник капитана
5 лет / 11 лет
1. Судовождение на внутренних водных путях, ч. 2 Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Ефимов Константин Иванович, Старший преподаватель кафедры судоходства на внутренних водных путях, ученая степень отсутствует, ученое звание отсутствуют Судовождение, инженер по специальности «Судовождение»
4 года / 5 лет
1. Безопасность судоходства на внутренних водных путях
2. Судовождение в условиях отсутствия видимости
Курсы повышения квалификации по программе «Практическое использование компонентов электронной информационно-образовательной среды в образовательном процессе», 2017 год, ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе

Сведения о соответствии установленным нормам количества преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий, учреждений, задействованных в образовательном процессе

Учебная работа

Кафедра является выпускающей по специальности 26.05.05 «Судовождение» (специализация «Судовождение на морских и внутренних водных путях»). Преподавателями кафедры ведется обучение по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Правовые основы управления экипажем судна», «Управление работой флота», «Менеджмент», а также профессионального цикла: «Нави-гация и лоция», «Безопасность судоходства», «Предотвращение столкновений судов», «Радиосвязь и телекоммуника-ции» (базовая часть профессионального цикла), «Технология перевозки грузов», «Судовождение на внутренних водных путях», «Безопасность судоходства на внутренних водных путях», «Общая лоция внутренних водных путей РФ», «Спе-циальная лоция», «Гидрография», «Коммерческая эксплуатация судна», «Экономика отрасли», «Судовождение в усло-виях отсутствия видимости» (вариативная часть профессионального цикла). Кроме того, преподаватели кафедры про-водят лекционные и практические занятия по дисциплинам профессионального цикла специальности 25.05.03 «Техни-ческая эксплуатация транспортного радиооборудования»: «Спутниковые системы навигации, связи и наблюдения (мо-ниторинга)», «Информационные технологии на водном транспорте».

Поиск оптимальных средств и методов профессиональной подготовки судоводителей привел к разработке и вне-дрению тренажеров - технических средств, предназначенных для формирования у судоводителя профессиональных на-выков и умений, необходимых ему для управления судовыми системами. Тренажер представляет собой модель управ-ляемой системы, с помощью которой воспроизводится процесс ее функционирования, взаимодействия с внешней сре-дой и предметом труда.

В настоящее время на кафедре задействованы в учебном процессе:

  • планетарий на 25 мест;
  • тренажерный комплекс «Судоходство на ВВП» на 24 места;
  • Лаборатория радиосвязи на ВВП;
  • депо навигационных карт и книг.

Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками пре-дусматривает, что кандидат на получение диплома вахтенного помощника капитана кроме теоретической и практиче-ской подготовки в учебном заведении должен иметь одобренный стаж работы на судне. Решению этой задачи призваны способствовать предусмотренные ГОС ВО и учебным планом практики. Кафедра руководит штурманскими и преддипломными практиками студентов. Основными целями практик является приобретение студентами знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями к компетентности вахтенных по-мощников капитана (Таблица А II/I Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (уровень эксплуатация)).

Штурманская практика предусматривает:

  • закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин специальности и специализации;
  • изучение прав и обязанностей судовых специалистов;
  • ознакомление с организацией и планированием производственных и технологических процессов;
  • выполнение (дублирование) функций вахтенного помощника капитана;
  • изучение вопросов обеспечения жизнедеятельности на судне и экологической безопасности;
  • выработка первоначальных производственных навыков старшего помощника капитана;
  • закрепление знаний морского английского языка.

На преддипломной практике дополнительно предусматривается выполнение студентом индивидуального задания в соответствии с темой дипломной работы.

Итоговая государственная аттестация студентов, в которой активно принимает участие кафедра судоходства на внутренних водных путях, состоит из защиты выпускной квалификационной работы и междисциплинарного государст-венного экзамена, обязательно включающего в себя аттестацию по практической подготовке.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с программой подготовки специалиста выполняется в виде дипломной работы.

Дипломная работа будущего инженера-судоводителя имеет практическую направленность и способствует закреп-лению профессиональных навыков, которые потребуются ему в работе по специальности.

Учебно-методическая работа

Преподавателями кафедры подготовлены и изданы учебники и учебные пособия, а также монографии, отражающие последние достижения в области торгового мореплавания, обеспечения безопасности судоходства и связи на внутрен-них водных путях: учебники «Навигация и лоция» (В.И. Дмитриев, 2015), «Автоматизация судовождения» (В.В. Карет-ников, А.А. Сикарев, С.Ф. Шахнов, 2014), «Технические средства судовождения» (В.В. Каретников, Ю.Н. Лысенко, С.Ф. Шахнов [и др.], под общ. ред. А.А. Сикарева, 2013), «Морская радиосвязь и телекоммуникации» (Ю.Г. Вишнев-ский, А.А. Сикарев, 2013), учебные пособия «Коммерческая эксплуатация судна», «Практика мореплавания» (В.И. Дмитриев, 2009), «Основы морской практики» (В.И. Дмитриев, 2008), «Пособие по изучению МППСС-72, ППВВП РФ, системы навигационного оборудования МАМС, навигационного оборудования ВВП РФ и МСС-65» (В.И. Дмитриев, 2007), «Обеспечение безопасности плавания» (В.И. Дмитриев, 2005), «Навигационное обеспечение су-довождения» (В.И. Дмитриев, 2006), «Морские происшествия и их документальное оформление» (В.И. Дмитриев, С.В. Латухов, 2004), «Пиратство, разбой и терроризм на море» (В.Л. Григорян, В.И. Дмитриев, 2004), «Обработка и размещение груза на уровне управления» (Ю.Н. Андрюшечкин, В.И. Дмитриев, 2009), «Перевозка опасных грузов в упаковке и навалом» (Ю.Г. Андреев, Ю.Н. Андрюшечкин, В.В. Каретников, 2013), «Использование судовых радиоло-кационных станций для обеспечения безопасности судовождения на внутренних водных путях» (В.В. Каретников, В.С. Сухоруков, П.П. Хохлов, 2008), описание лабораторных работ по дисциплине «Радионавигационные приборы» (В.В. Каретников, В.Ф. Зуев, В.В. Красников, 2012), методические пособия «Перевозка опасных грузов в упаковке и нава-лом» (В.В. Каретников, Ю.Г. Андреев, П.Д. Семенов, 2008), «Точность показаний технических средства судовождения» (В.В. Каретников, И.В. Пащенко, С.Ф. Шахнов), монографии «Топология дифференциальных полей и дальность дейст-вия контрольно-корректирующих станций высокоточного местоопределения на внутренних водных путях» (В.В. Ка-ретников, А.А. Сикарев, 2008, 2013), «Архитектура зон действия локальных дифференциальных подсистем, работаю-щих для нужд внутреннего водного транспорта» (В.В. Каретников, 2010), «Особенности использования судовой радио-локационной станции для обеспечения безопасности судоходства применительно к внутренним водным путям» (В.В. Каретников, А.Г. Замятин, И.А. Сикарев).

В 2017 году изданы учебник для вузов «Безопасность судоходства на внутренних водных путях» (В.И. Дмитриев), учебное пособие «Аварийные и нештатные ситуации на судах. Спасание на море» (В.И. Дмитриев), а также монография «Защита окружающей среды при эксплуатации судна» (В.Е. Леонов, В.И. Дмитриев). Учебник «Навигация и лоция» (В.Л. Григорян, В.И. Дмитриев, В.А. Катенин, 2004) награжден Дипломом в номинации «Лучшее учебное издание по техническим наукам» IV Общероссийского конкурса учебных изданий для высших учеб-ных заведений «Университетская книга-2008». Монография «Навигационное обеспечение судовождения» (В.И. Дмитриев, 2006) стала лауреатом конкурса на лучшую научную книгу Фонда развития отечественного образова-ния.

Профессор кафедры В.И. Дмитриев принимает участие в разработке федеральных государственных образователь-ных и профессиональных стандартов средних и высших образовательных учебных заведений по специальности «Судо-вождение». В 2016 году при его участии разработаны профессиональные стандарты «Лоцман», «Судоводитель» и «Ме-ханик и командир плавучего крана».

Научно-исследовательская работа

На кафедре ведется научно-исследовательская работа, связанная с областью интересов преподавателей кафедры по следующим направлениям: обеспечение безопасности судоходства в морских районах и на внутренних водных путях; развитие и внедрение ГНСС ГЛОНАСС/GPS и ее функциональных дополнений на водном транспорте; развитие совре-менных инфокоммуникационных технологий на водном транспорте; разработка принципов построения и функциони-рования роботизированных объектов водного транспорта (РОВТ), функционирующих на основе беспилотных техноло-гий.

Профориентационная работа

Доцент кафедры С.В. Козик на протяжении ряда лет участвует в организации и проведении в ГУМРФ имени адми-рала С.О. Макарова олимпиады «Газпром», олимпиады «Паруса надежды» и «Морской олимпиады» для школьников, а также конкурса исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего», проводимого под руководством Мини-стерства транспорта.

  • В первую очередь в деньгах. Особенно учитывая, что у моряков зарплата в долларах, то с повышением курса, зарплата выросла в 2 раза на пустом месте, считай. Если хочешь путешествовать заграницей, не надо менять рубли по ужасному курсу, валюта уже есть. Что бы там не говорили, но деньги открывают большие возможности перед тобой, как в плане улучшения условий жизни, так и в путешествиях, саморазвитии и т.д.
  • Во-вторых: перспектива развития в профессии. Мало того, что у тебя есть стабильный рост с приличной прибавкой к зарплате, так став старпомом/капитаном перед тобой еще новые возможности открываются: можно стать лоцманом, суперинтендантом в офисе, преподавателем, капитаном порта и тд
  • В-третьих: много свободного времени, которое ты можешь тратить на путешествия, семью, друзей, свое хобби, доп. работу на берегу и т.д. Да, 4 месяца тебя не будет дома, ты можешь пропустить первые шаги ребенка, дни рождения дорогих людей, праздники. Но те же 4 месяца ты будешь дома и так же можешь увидеть первые шаги ребенка и побыть с близкими.
  • В-четвертых: романтика. Не для всех это плюс, кто-то просто не обращает на это внимание либо настолько задушен работой.
  • В-пятых: возможность посмотреть мир и пообщаться с американцами/азиатами/индусами и т.д. Если капитан нормальный и разрешит увал, то будучи кадетом можно уйти в город с утра и до вечера, пока судно в порту.
  • В-шестых: осознание того, что ты не какой-нибудь офисный клерк. У тебя настоящая мужская интересная профессия + моряк во всех неморских городах вызывает большой интерес, ровно как и летчик или космонавт и все разинув рот будут слушать твои морские байки.
  • В-седьмых: ты не привязан к конкретному городу. После рейса можешь хоть в деревню жить уехать, хоть в США, лишь бы была возможность у крюинга вызвать тебя в рейс
  • Во-первых: тяжело найти достойную девушку, которая согласится ждать тебя по 4-6 мес. с рейсов. У девушки моряка должен быть сильный характер: ванильная принцесса или любительница мужского внимания в таких отношениях долго не продержится. Девушка моряка должна уметь и лампочку поменять, и воду перекрыть, если в 2 часа ночи кран прорвет
  • Второй минус в том, что ты будешь скучать по любимой, друзьям, родным. Их всех не хватает.
  • Третий: здоровье. Судно -- это постоянные вибрации, шум, психологическое влияние жизни в консервной банке с 20 людьми, которых видишь каждый день. Малоподвижный образ жизни, если ты штурман, постоянные перелеты, вдыхание паров груза. Это все не очень полезно.
  • В-четвертых: очень много бумажной работы и с каждым годом ее все больше. Этим и душится морская романтика.

Профессия моряка – одна из самых сложных и опасных. Поэтому, перед тем как решаться подать документы в морской вуз, колледж или записаться на курсы матросов, нужно хорошо подумать – а получится ли?

ЦИФРЫ

Не стоит идти в море только и исключительно за высоким заработком. В настоящее время много заработать можно даже в автосервисе или на стройке. Работать в трудных условиях, болтаясь в железной коробке, пусть комфортной и автоматизированной, над бездонной пучиной океана месяцами, не спать сутками в особо ответственные моменты – сможет только тот, кто любит море.

К сожалению, в наше время самоотверженных романтиков мало, и это безжалостно иллюстрирует статистика:

В прошлом году, как и в несколько предыдущих, поступить на любую морскую специальность на бюджет можно было во многих городах России. Конкурс среди абитуриентов составляет максимум 3 человека на место, а в некоторых учебных заведениях случается и недобор желающих;

В 2012 один из блогеров-моряков проводил опрос на тему профессиональных предпочтений. Результаты показали: из 510 чел, принявших участие в опросе, 302 хотели бы стать штурманом, 120 – судовым механиком, 48 – электромехаником. Предпочтение профессии повара отдали 30 человек, и 10 – честно сообщили, что море их не интересует;

Выбор: палуба или машина?

Если решение все-таки принято и трудности профессии не пугают – нужно решить следующий вопрос: палуба или машина? Кем стать, на какую специальность подавать документы – на судоводителя или судового механика?

В интернете на тематических форумах и в блогах часто поднимается эта тема – древнего, как колесный пароход, шуточного противостояния механиков и судоводителей. Нет, все прекрасно понимают – без штурмана никто не будет знать, в какую сторону направить всю мощь дизелей, а без команды машинного отделения с места сдвинуться не получится. Тем не менее, тема эта на флоте поднимается часто – от шуточных подначек и анекдотов в кают-компании, до серьезных обид и разборок на тему, кто у кого взял и не вернул гаечный ключ – палубные матросы у мотористов или наоборот.

В любом случае, к вопросу о будущей профессии нужно отнестись всерьез. Итак, есть два варианта: либо пройти путь от кадета-матроса на палубе до капитана дальнего плавания, обучаясь на судоводителя, либо – от матроса-моториста до «деда» - старшего механика. По сути, вопрос предпочтений на сегодняшний день, с ростом автоматизации на флоте в упрощенном варианте сводится к выбору между «пить кофе в рубке» или «пить кофе в ЦПУ».

Плюсы и минусы профессии судоводителя


Однозначно к плюсам сообщество опытных моряков относит:

Отсутствие необходимости пачкаться в мазуте и работать при невообразимом грохоте судовых дизелей.

К минусам:

Ненормированный рабочий день, особенно во время погрузки-разгрузки судна, когда штурман обязан стоять на вахте;

Необходимость общения со всякими проверяющими организациями, коих на флоте немереное количество.

Попробуем взглянуть на ситуацию объективно. Человек, решивший стать штурманом, займет на судне со временем должность одного из помощников капитана или сам станет капитаном. Если, конечно, не решит остаться на должности матроса. Быть капитаном – это не только носить красивый китель и фуражку с крабом. Это – ответственность за все, что происходит на судне. В редких случаях – даже уголовная. Поэтому капитан должен и обязан быть требовательным. Как говорят сами моряки: «Если мастера никто не ругает в приватных разговорах – значит, ему пора увольняться».

"Если мастера никто не ругает в приватных разговорах – значит, ему пора увольняться"

Быть помощником капитана несколько легче с точки зрения давящей ответственности, но работы – очень много. На помощниках капитана лежит исполнение всех организационных моментов – прием-сдача грузов, общение с лоцманами, таможенниками, проверяющими, Регистром, делопроизводство – а это заполнение бесконечных отчетов, требований и прочих бумаг и файлов, а также поддержка порядка на судне и организация работы членов экипажа.


В рейсе – штурман стоит на вахтах. Больше всего обязанностей у старпома – он может выполнять обязанности капитана при отсутствии последнего или по его прямому распоряжению.

Поэтому идти учиться на судоводителя не стоит тем, кому трудно дается общение с чиновниками, кто не имеет таланта быстро оценивать ситуацию и принимать правильные решения, не может разумно организовать работу коллектива и не любит заполнять документы.

Если же человек обладает быстрым умом, организационными способностями, качествами лидера, умеет брать себя в руки и правильно общаться как с командой, так и с официальными лицами, а также обладает высокой стрессоустойчивостью – то профессия судоводителя ему подойдет.

Капитан из Санкт-Петербурга говорит о своей работе так: «Работа старпомом или капитаном подразумевает постоянное общение с людьми, причем часто не теми, с которыми хотелось бы. Моряки стремятся в порт – можно на берег сходить, развлечься. А для меня и старпома частые заходы в порты – это такая головная боль!».

Капитан из Калининграда комментирует: «Самое тяжелое для штурмана – это короткие переходы и много портов на пути. Выматывают вахты 6 часов через 6, в любую погоду приходится быть на палубе и следить за процессами погрузки-выгрузки. Это постоянное напряжение, а потом еще и простуды. Механикам проще – они в тепле».

Плюсы и минусы профессии судового механика



К плюсам профессии опытные моряки относят:

Возможность легко устроиться на работу на берегу;

Отсутствие необходимости общения с чиновниками;

Нормированный рабочий день до 17.00 без вахт на современных судах с классом автоматизации А1. На судах классов А2 и А3 вахты несутся только на ходу в центральном посту управления силовой корабельной установкой. В машинном отделении вахт нет.

Минусами профессии, по мнению старых морских волков, остаются:

Необходимость работать руками;

Все тот же пресловутый неотмываемый с рук мазут;

Необходимость работать во вредных условиях – в шуме и грохоте машинного отделения.

Моторист из Североморска: «Тепло в машинном отделении – это когда плюс, а когда и минус. В тропиках в машине жара неимоверная».


Если человек имеет талант и техника его «слушается» – то ему прямой путь в механики. Насладиться морской романтикой и побывать в других странах ему не помешают ни неумение правильно строить фразы в разговоре или улыбаться чиновникам, ни нежелание возиться с кучей написанных малопонятным бюрократическим языком документов.

К тому же стоит учесть, что сейчас наблюдается дефицит судовых механиков. По статистике, количество вакансий штурманов и механиков имеет соотношение 30 к 70. То есть на каждые 30 вакансий штурманов – есть 70 вакансий механиков.

Мнение капитана Арктического морского пароходства: «Дефицит механиков появился достаточно давно, еще на судне, где я был капитаном 15 лет назад, хороший механик был на вес золота. И когда он ушел на пенсию, пришлось принять на работу стармеха, который никак не мог найти общий язык с «железом».

На него падал якорь, его ударило сорвавшейся рукояткой от лебедки, неоднократно било электротоком, у него не заводились абсолютно новые, полгода как установленные ходовые дизеля. Всю жизнь человек проработал судовым механиком – и все это время терпел мучения. Хотя он неоднократно гордо заявлял: «Я знаю машину как свои пять пальцев», размахивая перед носом у слушателя искалеченной рукой с тремя пальцами.

Пришедший после него «специалист» оказался еще более катастрофичным – если предыдущему в прямом смысле слова, «доставалось» от любого железа на судне, этот – гробил все, до чего мог дотянуться.

Он умудрился за один рейс натворить дел: забункеровал питьевой танк соленой забортной водой, перегрел один из двух ходовых двигателей так, что повело крышку цилиндра и перегорела прокладка между этой крышкой и блоком. Из-за этого вода из системы охлаждения попала в цилиндр и произошел гидроудар. В результате – пришлось менять шатуны и перебирать весь двигатель прямо в рейсе. Когда, наконец, судну удалось добраться до порта, он перепутал краны балластной цистерны с аварийным осушением машинного отделения, в результате чего чуть не утопил судно возле причала».

Мнение профессионального механика: «Тем кто решил стать судовым механиком только в надежде на большие деньги, без хоть какой-то склонности в работе с техникой и современной электроникой – не стоит подавать документы на эту специальность. Человек должен хоть немного интересоваться – как и почему техника работает, из-за чего ломается, как отремонтировать».

Тем, кто не может определиться с выбором, можно порекомендовать такую специальность, как судоводитель-механик. Эта профессия дает право судовождения и работы с силовыми установками судна во внутренних водах, то есть без пересечения границы России.

И всегда нужно помнить о том, что специфика любой морской профессии – это очень высокий уровень ответственности.

Если есть черты характера, необходимые для этого – стоит учиться и стать прекрасным специалистом. Если нет – лучше искать работу на берегу.

Потому что, в отличие от береговых работ, если на судне что-то должно быть выполнено, отремонтировано, проверено – это должно быть сделано безотлагательно. Не получится не напрягаться, откладывать дело на потом, и подобно офисному работнику или нерадивому студенту, начинать работать «за сутки до дедлайна».

От того, насколько точно и правильно каждый член экипажа выполняет свою работу – зависит безопасность судна. А старая моряцкая мудрость: «море наказывает дураков» актуальна и сегодня.

Текст: Юлия Черкасова