В чем отличие российских продуктов от европейских? Чем отличаются русские от всех остальных….

Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.

Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).

Нос

Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества.

Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.

С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.

Внутренний мир человека

Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.

При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.

Глаза

Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный Господом мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию.

Корни либеральной идеологии - прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна. И нам остается только уповать на то, что когда-нибудь они там узрят Святую Троицу.

Язык конечно же русский. А вот дальше начинаются проблемы. Например, литература русская или российская ? История русская или российская ? Жители России - русские или россияне ? А есть еще слово "русскоязычные ", которое лично для меня отдает какой-то неполноценностью, хотя я всю жизнь занимаюсь языками. Тогда уж лучше "русскоговорящие ". хотя тоже не намного лучше.

Русский - это русский по крови или любой человек с российским паспортом и даже не обязательно говорящий по-русски? Русский по матери или по отцу ?

В наше время все перемешалось. Взять хотя бы известных спортсменов (футболистов, хоккеистов, фигуристов), которые нередко родились в одной стране, тренируются в другой, а выступают за третью.

Мы можем сколько угодно с умным видом разграничивать значения слов "русский" и "российский". Но до тех пор, пока сами участники русскоязычного языкового сообщества и тем более жители и пресса зарубежных стран будут путать эти слова и понятия, ясности здесь не добиться. Ю.Н.

Русская голядь (rusk.ru) // Юрий Кобзенко, автор книги «Матiр мов» (Днепропетровск, Украина)

Главная проблема сегодняшней России – это определение имени титульной, государствообразующей нации. Учитывая, что мой дед из Пензы, и я решил поучаствовать в полемике: «Русский, или россиянин?»

РУССКИЕ В ГОЛЛАНДИИ Хотя правильнее говорить "Русскоязычные в Голландии". Как это ни странно, выходцы из бывшего СССР мало отличаются друг от друга своими национальностями. Они похожи как однояйцовые близнецы своей советской (прежде всего) культурой, советским же воспитанием, манерой одеваться и себя вести. Это ни хорошо, ни плохо. Просто русскоязычных, за редким исключением, всегда можно узнать на улицах разных стран мира, в том числе и в Голландии.

Схожие темы

Различия между прилагательными "германский" и "немецкий" - портал GRAMOTA.ru

Какие ассоциации вызывают слова "советский" и "антисоветский" - согласно данным опроса ВЦИОМ треть россиян испытывают ностальгию по СССР (01.02.2010 - www.centrasia.ru)

Слово "советский" у 31% россиян вызывает в первую очередь чувство ностальгии. Такие данные приводятся в исследовании Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Слово "антисоветский" у 23% опрошенных вызывает осуждение, у 22% - безразличие.

Как показал опрос, слово "советский" вызывает у россиян, главным образом, хорошие и светлые воспоминания (14%), а также ассоциируется с порядком и уверенностью в завтрашнем дне (11%). Для 9% это понятие связано с великой державой, для 8% - с СССР, по 7% вспоминают про идеологию и пропаганду коммунизма, детство и юность, 6% испытывают ностальгию. Среди прочих ассоциаций - бесплатная медицина, образование, дружба народов (по 4%), "застой", дефицит и очереди, но одновременно человечность и доброта (по 3%).

Слово "антисоветский" носит для россиян негативную окраску : у 16% возникают неприятные воспоминания, у 10% это слово ассоциируется с предательством, у 7% - с анархией и нестабильностью. Среди прочих ассоциаций - враги народа, диссиденты (5%), война против фашизма (4%), западный мир, безразличие к людям, "подполье" (по 2%).

– Никакого различия между нами и европейцами нет, – так ответят вам некоторые из нас. Возрастом молодые и не очень.

– Да не похожи мы ни… чуть, – так ответит вам подавляющее большинство нашего населения. Многие из этого большинства, говоря так, состроят на лице презрительную гримасу. Иные – позавидуют в душе европейцам, мало чего зная об их жизни…

– Есть и третья группа россиян, которая станет уверять вас, что мы азиаты. Стало быть, мы ближе …

Чем русские отличаются от европейцев

Все три категории россиян, ответившие по-разному на вопрос: похожи ли мы на европейцев, по-своему правы. Поскольку, отвечая как бы за всех или за многих, говорили про себя. Где же истина? И какие аргументы следует приводить в доказательство нашего сходства или различия с европейцами? Что здесь важно:

  1. внешний вид,
  2. поведение,
  3. отношения с законом,
  4. традиции и привычки, жизненные ценности,
  5. пространство и просторы,
  6. письменная и устная культура.

Пройдемся по перечисленным выше пунктам применительно к европейцам и к нам.

1. Внешний вид

Под внешним видом имеется в виду лицо, одежда, стиль. Здесь, наверное, можно найти некоторое сходство. Хотя наше отношение к внешнему облику, особенно к одежде, отличается от европейского. Ибо мы придаем одежде слишком большое значение. И именно у нас «встречают по одежке».

Говорят, что если по пляжу идет красиво одетая девушка на высоких каблуках, то эта девушка либо из России, либо из Италии. Ибо русские девушки и итальянки хотят всегда быть в форме.

А вот лица россиянина и европейца во многом отличны. У жителей Европы совершенно другие глаза, в которых уверенность и спокойствие. Лица многих европейцев напоминают чем-то детей.

В глазах же россиянина страх, тревога, растерянность, беспокойство. Россиянину следует всегда быть начеку. Дабы не облапошили, не обошли на повороте, не засудили огульно или за дело. Каждый день – борьба. Либо за выживание, либо за место под солнцем. И постоянный стресс, который лечится известным народным средством. А вот в Европе стресс редок, и лечат они его медицинским вмешательством.

А старики? Их и наши? Разница контрастная. Наши старики согбенны, взгляд потух. А вот пенсионеры Европы выглядят свежо и сдаваться не собираются, поскольку жизнь им не в тягость… И дело здесь не только в размере пенсий.

Феномен европейских пенсионеров объясняется в первую очередь тем, что они, как правило, дают своим детям какое-либо образование и далее «прости, прощай»: отправляют детей в самостоятельное плавание. У них совсем не принято помогать своим детям, например, с внуками. Считается, что бабушки и дедушки своих детей вырастили, свой долг выполнили. А своим внукам они ничего не должны, поэтому могут с ними изредка поиграть и на этом все.

Тогда как у нас связь бабушек и дедушек со своими внуками зачастую крепче, чем в свое время у них была со своими собственными детьми.

2. Поведение

Жители Европы уважают себя, а посему исполнены достоинства, а еще они уважают других. При этом они индивидуалисты, каждый сам за себя. Поэтому так сложно бывает нашим студентам учиться в европейских вузах. Наши студенты привыкли помогать друг другу конспектами, готовностью прийти на помощь. Европейцы учатся по отдельности, у них не принято списывать и помогать друг другу.

Мы не уважаем никого. И себя тоже. Мы как-то умудрились даже привыкнуть к хамству, нас не удивляет обсчет и обвес в магазине и на базаре, бесправие перед законом или нереальный счет на оплату коммунальных услуг.

Что касается стариков, то наши безропотно простаивают в очередях за получением пенсий и субсидий; считают гривенники, покупая хлеб и молоко, поскольку помогают детям и внукам. А пожилые граждане Европы путешествуют по городам и весям и отдыхают в собственных загородных домах.

В Европе принято обращаться в полицию и сообщать обо всем подозрительном вокруг. У нас это не принято, такой поступок презрительно называется «стучать», хотя в целях безопасности в современных реалиях это может быть просто необходимо.

3. Отношения с законом

Мы не доверяем органам правопорядка, не доверяем правительству. Поэтому мы не соблюдаем законы, толком не знаем их. И они у нас не всегда работают. Еще классик М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “ Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Мы не умеем, не хотим и боимся отстаивать свои права. Поскольку это такая проблема, что почти всегда обходится «себе дороже». И не приносит не только ожидаемых результатов, но и вообще никаких. Поэтому у нас никаких прав и нет.

У европейцев права есть. И если их задеть, полицейские участки и суды будут завалены заявлениями о нарушении прав. А при повышении цен на тот же бензин, что у них иногда случается, европейцы выйдут на улицу протестовать без подкупа и подстрекательств со стороны. У них работает закон. А это значит, что там рядовой гражданин защищен.

4. Традиции, привычки и жизненные ценности

Наиважнейшая ценность в России – безопасность. Мы осторожны и дуем на воду. Мы боимся последствий, даже если правы. Мы ценим порядок больше свободы. И нас можно понять. Нам нужна стабильность, потому что от хаоса и бардака во всех жизненных сферах мы смертельно устали.

Все новое нас несказанно пугает. Мы его боимся. Поскольку с приходом чего-то нового лучше нам не становится. А делается хуже, чем было. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» - одно из наиболее известных крылатых выражений Виктора Степановича Черномырдина, который произнёс его в бытность свою Председателем Правительства Российской Федерации на пресс-конференции 6 августа 1993 года. Таким образом он охарактеризовал проведение денежной реформы 1993 года.

В Европе новизну ценят, мгновенно берут на вооружение, претворяют в жизнь, и европейцам становится лучше и проще жить. Им не нужна стабильность. Она у них есть, они к ней давно привыкли.

Они самостоятельны и решительны. Инициатива у них в почете. У нас она наказуема и опять-таки обходится «себе дороже», поэтому мы предпочитаем «не высовываться». И ждем чуда, как это красочно описано в наших сказках про золотую рыбку, по щучьему велению, про конька-горбунка и т.д.

Мы не любим богатых. Кто-то не любит по складу русской души, презирающей торгашей в принципе, кто-то из-за банальной зависти, кто-то считает, что честным трудом не разбогатеешь. А в Европе богатыми стараются быть, стремятся к этому.

5. Пространство и просторы

Отношение к пространству у нас разное. Европейцы привыкли жить на очень ограниченном пространстве, скученно. Поэтому почему-то кажется, что русская поговорка «в тесноте, да не в обиде» больше относится именно к европейцам. Мы все-таки привыкли к тому, что места много и не надо сильно тесниться в кафе, в магазине, в аэропорту, в театре, в транспорте и т.п. А европейцы не замечают стесненности и чувствуют себя в тесноте, как «рыба в воде».

Говорят, что слово «простор (просторы)» есть только в русском языке, и его сложно, невозможно перевести на европейские языки.

6. Письменная и устная культура

У нас принята устная , то есть, не считается зазорным переспросить устно то, о чем где-то уже написано.

У немцев письменная культура, там не принято переспрашивать что-то. По этой причине нашим студентам бывает очень сложно привыкнуть к обучению в и университетах.

То, что у немцев принято многие документы в обязательном порядке отправлять по почте в письменном виде, является еще одним свидетельством письменной культуры у немцев.

Как и у нас, устная культура. Они предпочитают живое общение, говорят много, в том числе, и испанские чиновники. «А поговорить?» – это для испанцев давно стало привычкой, то есть, второй натурой.

Получается, что у нас с европейцами нет никакого сходства? И нет ничего, нас объединяющего?

Это не так. Сходство есть. Они считают нас чужаками. Мы их – тоже…

Имеющие общие корни русский и украинский языки на первый взгляд кажутся очень похожими. Но это не так. В действительности у них больше отличий, чем сходств.

Одни корни

Как известно, украинский и русский языки относятся к одной группе восточнославянских языков. Они имеют общую азбуку, сходную грамматику и значительное лексическое единообразие. Тем не менее, особенности развития культур украинского и русского народов привели к заметным отличиям их языковых систем.

Первые различия между русским и украинским языком обнаруживаются уже в алфавите. В украинском алфавите, оформившемся в конце XIX столетия, в отличие от русского не используются буквы Ёё, Ъъ, Ыы, Ээ, но зато присутствуют Ґґ, Єє, Іі, Її, которых нет в русском.

Как следствие – несвойственное для русского произношение некоторых звуков украинского языка. Так, отсутствующая в русском буква «Ї» звучит приблизительно как «ЙИ», «Ч» произносится более твердо, как в белорусском или польском, а «Г» передает гортанный, фрикативный звук.

Близкие языки?

Современные исследования показывают, что украинский язык ближе другим славянским языкам – белорусскому (29 общих черт), чешскому и словацкому (23), польскому (22), хорватскому и болгарскому (21), и лишь 11 общих черт он имеет с русским языком.

Некоторые лингвисты на основании этих данных ставят под сомнение объединение русского и украинского языка в одну языковую группу.

Статистика свидетельствует, что только 62% слов являются общими для русского и украинского языков. По этому показателю русский язык в отношении украинского находится лишь на пятом месте после польского, чешского, словацкого и белорусского. Для сравнения можно заметить, что английский и голландский языки по лексическому составу сходны на 63% – то есть больше чем русский и украинский.

Расхождение путей

Различия русского и украинского языков во многом обусловлены особенностями формирования двух наций. Русская нация централизованно формировалась вокруг Москвы, что привело к разбавлению ее лексикона угро-финскими и тюркскими словами. Украинская нация складывалась путем объединения южнорусских этнических групп, а поэтому украинский язык в значительной степени сохранил древнерусскую основу.

Уже к середине XVI столетия украинский и русский языки имели существенные различия.

Но если тексты того времени на староукраинском языке в целом понятны современному украинцу, то, к примеру, документы эпохи Ивана Грозного с большим трудом поддаются «переводу» жителем сегодняшней России.

Еще более заметные расхождения между двумя языками стали проявляться с началом формирования русского литературного языка в первой половине XVIII столетия. Обилие церковнославянских слов в новом русском языке делали его малопонятным для украинцев.

Для примера возьмем церковнославянское слово «благодарỳ» из которого возникло известное нам «благодарю». Украинский язык, напротив, сохранил старорусское слово «дáкую», которое сейчас существует как «дякую».

С конца XVIII столетия начинает формироваться украинский литературный язык, который, находясь в русле общеевропейских процессов, постепенно избавляется от связей с русским языком.

В частности, происходит отказ от церковнославянизмов – взамен делается акцент на народные диалекты, а также заимствования слов из других, в первую очередь, восточноевропейских языков.

Насколько лексика современного украинского языка близка ряду восточноевропейских языков и далека от русского может наглядно показать следующая таблица:

Немаловажной особенностью украинского языка является его диалектическая пестрота. Это следствие нахождения отдельных регионов Западной Украины в составе других государств – Австро-Венгрии, Румынии, Польши, Чехословакии. Так, речь жителя Ивано-Франковской области далеко не всегда понятна киевлянину, в том время как москвич и сибиряк разговаривают на одном и том же языке.

Игра смыслов

Несмотря на то, что в русском и украинском языках достаточно много общих слов, и еще больше слов сходных по звучанию и написанию, они часто обладают разными смысловыми оттенками.

Возьмем, к примеру, русское слово «иной» и родственное ему украинское слово «iнший». Если по звучанию и написанию эти слова схожи, то их смысл имеет заметные отличия.

Более точным соответствием украинскому слову «iнший» в русском языке будет «другой» – оно несколько более формально и не несет такой эмоциональной и художественной выразительности, как слово «иной».

Еще одно слово – «жаль» – в обоих языках идентично по написанию и произношению, но разнится в смысловом значении. В русском языке оно существует как предикативное наречие. Основная его задача – выражать сожаление по поводу чего-либо, или жалость к кому-либо.

В украинском языке, употребляясь как наречие, слово «жаль» обладает подобным смыслом. Однако оно может быть также существительным, и тогда его смысловые оттенки заметно обогащаются, становясь созвучными таким словам как скорбь, горечь, боль. «Ой настала жаль туга да по всій Україні». В таком контексте данное слово в русском языке не используется.

На западный манер

Нередко от иностранных студентов можно услышать, что украинский язык в большей степени близок европейским языкам, чем русский. Давно подмечено, что перевод с французского или английского языков на украинский в некотором отношении делать проще и удобнее, чем на русский.

Все дело в определенных грамматических конструкциях. У лингвистов существует такая шутка: на европейских языках «поп имел собаку» и только на русском «у попа была собака». Действительно, в украинском языке в подобных случаях наряду с глаголом «есть» используется глагол «иметь». Например, английская фраза «I have a younger brother» на украинском может звучать и как «У мене є молодший брат», и как «Я маю молодшого брата».

Украинский язык в отличие от русского перенял от европейских языков модальные глаголы. Так, во фразе «Я маю це зробити» («я должен это сделать») модальность употребляется в значении долженствования, как и в английском – «I have to do it». В русском языке подобная функция глагола «иметь» давно исчезла из употребления.

Еще один показатель разности в грамматике заключается в том, что русский глагол «ждать» является переходным, а украинский «чекати» – нет, и, как следствие, без предлога он не употребляется: «чекаю на тебе» («жду тебя»). Для сравнения в английском – «waiting for you».

Тем не менее, есть случаи, когда в русском языке используются заимствования из европейских языков, а в украинском их нет. Так, названия месяцев в русском языке являются своеобразной калькой с латыни: к примеру, март – martii (лат.), März (нем.), march (англ.), mars (фр.). Украинский язык здесь сохранил связь со славянской лексикой – «березень».

Украинскую "нэзалэжную" национальную идею можно описать словами "мы не русские, мы не имеем с русскими ничего общего". Или с точностью до наоборот – "Русские украли у нас всё, включая и самоназвание. На самом деле именно мы настоящие русские, а москали – суть угро-финны".

Именно такой трактовки придерживаются самые ярые "украинские националисты", на самом деле - галицкие нацисты, смыкаясь в этом с такими же нацистами в России. Чем и определяется наличие последних в карательном полку "Азов", воюющем под флагами с эмблемой дивизии СС "Дас Райх". Кстати, по словам первого командира тогда ещё батальона "Азов" (ныне депутата парламента Украины) Андрея Билецкого, половина состава батальона именно русские нацисты, многие – граждане России.

Пердимонокль..!

Поэтому, для того, чтобы понять, в чём состоит эта "украинская идея", придётся идти от противного и для начала определить, в чём состоит русская национальная идея.

Итак. Прежде всего, русской национальной идее чужд национализм. Звучит, как каламбур, но это так. Для русского человека абсолютно неважно, какой национальности другой человек. Константин Дмитриевич Бальмонт – русский поэт, Михаил Богданович Барклай де Толли (урождённый немец Михаэль Андреас Барклай де Толли) – русский полководец, Николай Васильевич Гоголь – русский писатель, хотя и имел польские корни, Иван Константинович Айвазовский (урождённый армянин Ованнес Айвазян) – русский художник. Примеров не тысячи – миллионы.

Главное, как говорится, "чтобы человек был хороший". И если человек хороший и болеет душой за Русь – его охотно признают своим, не обращая внимания на место рождения и родословную. Причём, сами иммигранты в первом поколении, служившие во благо и ставшие гордостью России, совершенно искренне считали себя русскими.

Русский человек – интернационалист по природе. Так же, как национализм, ему чужд и расизм, и любые иные формы сегрегации человека по форме черепа, разрезу глаз или же по цвету его штанов. Равно как вообще любая ксенофобия, в том числе антисемитизм. Всякого рода националисты, черносотенцы, расисты и прочие ксенофобы – это отщепенцы, отступники от идеи русского мира.

Ещё одной характерной чертой русского человека является жажда справедливости – разумеется, для всех. Поэтому русские люди - я имею в виду тех, кто соответствует русской национальной идее - могут иметь любую национальность, расовую принадлежность и вероисповедание.

Вспомните хотя бы геноцид армян в начале ХХ века. Казалось бы, бесконечно далекий и отличный от русских, армянский народ нашел убежище от турецких сабель именно в России. И отнюдь не только на Кавказе – как раз основную массу армян приняли на себя Молдавия и Малороссия.

Еще один характерный пример, тщательно замалчиваемый "цивилизованной" Европой. Все знают о преследовании евреев в России. Тем не менее, именно русские, Советский Союз, создали государство Израиль, которое в ту пору очень не любили США и Великобритания. И, несмотря на миллионы переселившихся туда евреев из СССР, в России и сегодня (перепись 2010 года) проживает почти четверть миллиона человек, называющих себя евреями. А вот в соседней Польше - члене ЕС - ситуация иная. До начала Второй мировой войны там проживало приблизительно 3 474 000 евреев. За время войны в Польше погибло около 2.8 миллионов евреев, что составляет почти половину от общего числа погибших польских граждан. А уже после окончания войны в живых оставалось всего около 380 000 польских евреев. Всех евреев, освобожденных из концлагерей, поляки депортировали сразу же. Остальных – постепенно.

Об этом молчат, но еврейские погромы в Польше были нормальным явлением. Наиболее известен погром 4 июля 1946 года в городе Кельцы, когда из 200 переживших войну евреев горожанами было убито 40 (по другим данным 47) и ранено 50 человек, включая беременных женщин и детей. И это лишь один из многочисленных примеров. Сегодня в Польше проживает около тысячи евреев (по данным переписи населения Польши от 2002-го года в стране проживало 1133 еврея). Согласитесь – разительное отличие "цивилизованной европейской нации" от "русских варваров"!

Обратите внимание. Обладая самой большой территорией в мире, обладая этой территорией куда больший срок, чем те же Соединенные Штаты, русские не уничтожили ни одного, даже самого малого, народа. Более сотни и сегодня населяют Россию и, в отличие от США, Австралии, Британии, да любой другой империи, Россия не "помножила их на ноль" и не пересажала остатки народностей в гетто и резервации. Наоборот, тратила деньги на создание для них алфавитов, письменности, издавала книги, газеты и всячески продвигала "самобытные таланты". Да и сегодня для малых народов России масса привилегий, вплоть до забоя китов, запрещенного для всех остальных. А уж о квотах в ВУЗах и органах власти и говорить не приходится. Часто и густо, даже вопреки здравому смыслу, в руководящие органы "на местах" набирали исключительно "местные кадры".

Так что вспышки национализма в России выглядят ужасно лишь до тех пор, пока не сравниваешь аналогичные в других странах. Хрестоматийный пример: основоположником русского литературного языка стал потомок эфиопа, крестника Петра Первого Ибрагима Ганнибала, а сам Ибрагим (Абрам) Петрович – первым чернокожим русским генералом. Кстати, не скажете, когда подобное стало возможным для чернокожих в Благославенной Америке? Помнится их и после войны гоняли. И не только Ку-Клукс-Клан. То-то же...

Ладно, Пушкин. А Шевченко Тарас Григорьевич? Разве его считали иностранцем? Нерусью? Нет, в его судьбе и развитии таланта художника и поэта приняли участие все – от рядовых офицеров, давших деньги на первое издание "Кобзаря" и создававших простому солдату все условия для творчества, до императорской семьи, собравшей деньги на его выкуп из крепостных, о чем свидетельствуют соответствующие записи в камер-фурьерском журнале.

Для русского человека очень важны такие понятия как правда и стремление к справедливости. Как раз за нарушение этого безусловного императива и был наказан Тарас Шевченко, когда пошёл против справедливости и отплатил императрице чёрной неблагодарностью, оскорбив её и высмеяв нервный тик, которым страдала Мария Федоровна после восстания декабристов. Жил он не по правде. Стихийное и неосознанное стремление к высшей справедливости весьма характерная черта русской души, так и не нашедшей понимания в западноевропейской культуре.

Может и не очень точно, но близко именно по душевному порыву, описал эту разницу один из малоизвестных литературных героев:

"Мы никогда не стеснялись быть идиотами. Когда все вокруг верили в Рынок, мы верили в Бога. Когда все верили в Закон, мы верили в Любовь. Когда все верили в Порядок, мы верили в Чистоту и Благодать. Мы никогда не боялись быть немного… юродивыми. Иванушка-дурачок всегда выезжает на охоту на Коньке-горбунке, в дырявом кафтане и сбитой набекрень шапке, а возвращается – с царской дочерью и сундуком золота. А всё потому, что о себе Иванушка-дурачок самого скромного мнения. Он не требует от мира побед и даже не надеется победить. Ему до лампочки успех, справедливость и даже царская дочка. Но вот ему-то Небеса победу и вверяют. Потому что знают – только Иванушка-дурачок распорядится этой победой правильно. И царской дочке понравится с ним, обязательно понравится…".

Поэтому так легко состыковались матрицы "русского" и "советского" миров, поэтому так приглянулась русским идея построения коммунизма. Поэтому первое социалистическое государство возникло именно в России.

Русский человек – по природе искатель правды, в том числе его привлекают как поиск правды научной, так и поиск социальной справедливости. Да и само слово "правда" в русском языке имеет значения "истина" и "справедливость". Подчеркну во избежание недопонимания – речь именно о народе и стержневой идее, а не об отдельных личностях - "в семье не без урода" как мы знаем.

Русский человек порядочен и честен. Недаром для ганзейских купцов честное слово русского купца было твёрже и надёжнее любой другой гарантии. Это при том, что торговля очень специфический род деятельности, традиции жульничества и объегоривания в котором идут вглубь тысячелетий.

Подлинно русский человек честен как перед другими, так и перед самим собой. И понятия "честность" и "честь" в русском языке недаром однокоренные. Поэтому русский герой никогда не бьёт в спину соперника и не стреляет исподтишка, не лжёт даже врагу. Стала хрестоматийной фраза Святослава Игоревича, князя новгородского и киевского, имевшего обыкновение предупреждать противника словами: "Иду на вы".

Герой, в русском понимании этого понятия, не может быть ни вероломным, ни коварным, ни трусливым.

Скажете, это везде так? А вот и нет – сравните с "героями нэзалэжной Украины", которые то и дело предают, строят козни и удирают, бросая на произвол судьбы своих же соратников. Подчеркну – именно "нэзалэжной".

Сейчас многие ставят знак равенства между понятиями "русский" и "православный" – но это такое же лукавство, как настаивать на исключительно национальном признаке.

Подлинно русский человек не является приверженцем клерикализма

Он может быть атеистом, а может – истово верующим, но любые нарушения справедливости, в том числе со стороны деятелей церкви, его возмущают – следовательно, и идеи дать церковникам больше власти он не поддерживает, справедливо вспоминая библейское "Богу – Богово, кесарю – кесарево".

В "Хождении за три моря" русского купца и путешественника Афанасия Никитина – то, что он подлинно русский, надеюсь, не вызывает сомнений? – есть целые куски текста на арабском, персидском и тюркском, представляющие собой то православные молитвы, то обращения к Аллаху. Для русского человека Афанасия Никитина не было разницы, как называть своего бога – Богом или Аллахом...

Ну, а то, что существует целый пласт русских народных сказок с яркой антиклерикальной тематикой, знают даже дети. "Слуги Божьи" то и дело предстают в сказках жадными, глупыми и бессовестными, использующими религиозность крестьян и цитаты из Библии во имя своих шкурных интересов.

Русский человек скромен. Недаром в русском языке не существует формы будущего времени единственного числа для глагола "победить". Русский может сказать "Я победил" или "Мы победим", но не может сказать: "Я победю", "Я побежу" или "Я побежду" – это даже звучит дико и безграмотно.

Не по-русски

Миролюбие и добродушие – эти черты русских людей чаще всего подвергаются клевете. Неудивительно: вся Российская империя была создана не столько мечом, сколько дружелюбием и заботой к "покорённым" народам. Огромная территория, заселённая сотней народов, как бы ни хотелось врагам и завистникам, вовсе не желала рассыпаться сама собой под грузом национальных и религиозных противоречий, и Западу приходилось прилагать огромные усилия для того, чтобы оторвать от России хоть маленький клочок, хоть один народ...

Те же редкие случаи, когда Россия, русский народ, именно завоёвывали с боем новые территории, как правило были либо случаи возвращения исконно русских земель – как было с территорией будущей Украины, либо они были спровоцированы "жертвами агрессии" – как было в случае с Крымом, население которого угоняло в рабство жителей юга Великороссии и Малороссии на протяжении нескольких веков...

Но, даже в случае с возвратом своих земель, русские зачастую предпочитали их выкупать, а не отвоёвывать. Выкуплены были земли Прибалтики, выкуплен был у поляков Киев. Что, тем не менее, не помешало потомкам, живущим на этих землях, трубить на весь мир лживые сказки о "российской оккупации". Хотя стоило бы помнить прибалтам, что именно русские подарили литовцам их столицу с третью всех нынешних земель. И уж без русских точно не возникли бы ни Латвия, ни Эстония, ни Финляндия.

Равно как и спасённые от полного уничтожения Османской империей грузины, чьи предки обратились к русскому Царю с просьбой о включении Грузинского царства в состав России. "Благодарные потомки" рассказывают, что русские их подло оккупировали.

И скромно умалчивают при этом, что титулы всех князей, которых в маленькой Грузии было как собак нерезаных, империя-"оккупант" признала, рискуя обесцениванием собственной аристократии. Что Грузия, особенно в советский период, была избалована вниманием и льготами – в обход "титульной нации", между прочим. Кстати, как и Прибалтика, после присоединения к ЕС превратившаяся из баловня СССР, его "витрины" в изгоя Западной Европы, растеряв при этом треть населения.

А сколько сил и средств потратила Россия на образование "покорённых народов", на строительство у них школ, больниц, театров, библиотек, университетов? Разумеется, "покорённые" платили "оккупантам" взаимностью, пополняя элиту империи – элиту в лучшем смысле этого слова – становясь русскими учёными, писателями, военачальниками, актёрами, художниками, музыкантами и т.д. Помните шутку "великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье"?

Курляндский немец по отцу и лифляндец по матери Барклай де Толли, грузин Багратион, целый сонм деятелей искусства, государственных деятелей и военачальников татарского происхождения...

Русская щедрость, открытость и широта души проявилась и в миграционной политике. России, русскому народу, русскому миру охотно шли на службу и вливались в этот мир шведы, немцы, датчане, шотландцы, французы... И сами становились русскими.

Витус Беринг, Владимир Даль, Джордж Лермонт (предок Михаила Юрьевича Лермонтова), Карл Брюллов... Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал, опять же...

А теперь посмотрим на "украинскую национальную идею" - то есть, идею той части украинского народа, которая настаивает на отличиях украинцев от русских. Скромно умалчивая, что эта "украинская" идея есть по сути идея галицкая, навязываемая всей Украине без особого успеха вот уже четверть века. Именно приверженцы этой нацистско-русофобской идеологии и потребовали сначала устроить бескровный оранжевый переворот 2004 года, а через 10 лет и кровавый прошлогодний. Поставив тем самым крест на "проекте UKRAINA".

Идея действительно никак не украинская – она привнесена извне поляками и австро-венграми и насаждалась в Галиции с конца ХIХ века, на землях, семь веков отделённых от русского мира и Руси. Идея отдельности и инаковости украинцев насаждалась огнём и мечом, уничтожались и изгонялись все, кто пытался сохранить веру предков и свою русскую идентичность. Доказательством тому – первые в Европе концлагеря Талергоф и Терезин, созданные специально и исключительно для русских. Не нужно было ничего взрывать – достаточно было быть православным и/или русским для приговора. А многие не доживали даже до суда, забиваемые насмерть на улицах своих городов и сёл. Те же, кто не был физически уничтожен, бежали. До Первой мировой – в ту же Канаду и США, после её начала - сотни тысяч ушли со своих земель вместе с русской армией. Оставшиеся поколениями воспитывались именно как пушечное мясо западноевропейцев в войнах с Россией. Так родились первые отряды СС в Галиции в Первую мировую войну – сичевые стрельцы. Трансформировавшиеся затем во время Второй мировой в 14-ю дивизию СС "Galizien".

Ничего удивительно в том, что идея, построенная на отрицании и разрушении, получила соответствующие, негативные (мягко говоря) черты.

"Щирые", они же "свидомые", они же "нэзалэжные" украинцы, они же "мазепинцы", "украинствующие", "бандеровцы" et cetеra, стремясь подчеркнуть отличия от русского народа, русского мира, русской ментальности, лезли "из кожи вон", чтобы привить себе и своим потомкам такие качества, как воинственность и агрессивность в сочетании с трусостью – дабы их не перепутали со смелыми и миролюбивыми "москалями"; жадность – в противоположность русской щедрости; предательство и вероломство – в отличие от стремления присущих русским честности и порядочности; недоверчивость и лживость – в отличие от русской открытости, правдивости, и честности...

Эти качества, по-видимому, "свидомые" считают положительными, а иначе почему они не стесняются наличия их у своих "героев"? Соответствующие и "герои" свидомоукраинцы – первый сепаратист князь Данило Галицкий, патологический предатель Мазепа и садист-кошкодав Бандера, самовлюблённый неблагодарный эгоист и пьяница Шевченко, гитлеровские прихвостни униат Шептицкий, гауптман Шухевич, австрийский офицер Коновалец и уже упомянутый болезный недомерок Бандера; всякие Грушевские, Петлюры, Скоропадские; бессмысленные жертвы, принесённые на алтарь "украинства" – в начале ХХ-го века это были "герои Крут", спустя почти столетие – пресловутая "небесная сотня", убитая к тому же исключительно для создания очередного некрофильского культа.

Что построили те, кого сегодня не совсем верно называют бандеровцами (правильнее – галицкие нацисты)? Хоть что-нибудь? Ни-че-го! Даже знаменитое "Первое украинское пиво с 1715 года" со всем остальным Львовом построено не ими – вплоть до присоединения Галиции к Украинской ССР в 1939 году доля украинцев в населении города была менее 7 процентов.

Криком души звучат слова из письма одного из жителей Правобережья, понятного и без перевода:

"Як сталося, що українці відмовились від своїх героїв і почали вихваляти героїв галицьких? Бандерівці вилізли з польської дупи, одягли шаровари, вишиванку, вибрили оселедця і раптом стали більш українцями, ніж запорожці. І запорожці плювали на своїх маршалів і почали любити гауптмана Шухевича. Сумчани плюнули на героя Ковпака і почали служити у військового злочинця Бандери.

До речі, Україна не понад усе. Бог понад усе, правда понад усе, багато чого ще понад усе, а не брехливі бандерівські кричалки. Нічого. Ще прийде час."

А что же стало с той частью украинского народа, который либо считал себя частью русского мира, либо, по меньшей мере, не имел ничего общего с русофобами?

Ничего особенного – от русских такие украинцы, а их подавляющее большинство(!), отличаются незначительно: лишь небольшими этническими особенностями вроде малороссийского диалекта (языка), отличий в некоторых обычаях и костюмах, умением варить борщ и любовью к салу. Точно так же отличаются жители Архангельска от смолян, куряне от новгородцев, жители Дальнего Востока от сибиряков, а те от рязанцев и все вместе от петербуржцев. Что не означает (как бы это ни хотелось кое-кому), что все эти люди принадлежат к разным "нациям". Опять же, сегодня различий между жителями Сум и Одессы от жителей Питера и Воронежа меньше, чем между жителями Киля и Мюнхена. Которые вообще друг друга не понимают, при этом считаясь принадлежащими к одной – германской – нации, говорящими на одном немецком языке.

Менталитет у большинства украинцев (исключение составляют галицаи, которых, во избежание путаницы, следует отделить от украинцев) такой же, как у русских – неудивительно, что они оставили след в истории, культуре, науке и политике России и СССР.

Писатели Гоголь, Франко (кстати, когда его назвали "украинцем", счёл это смертельной обидой: он считал себя русином), Остап Вишня, Короленко; канцлер Безбородко; военачальники Гражданской войны - Щорс и Пархоменко, партизан Великой Отечественной Сидор Ковпак и лётчик Кожедуб, Вершигора, Кошевой; победитель "космической гонки" Королёв, лётчики-космонавты СССР № 4 Павел Попович и №84 – Юрий Онуфриенко; философ Сковорода; композитор Лысенко; кинорежиссёр и актёр Леонид Быков; выдающиеся педагоги Макаренко и Сухомлинский; легендарный силач Поддубный; актёры Гринько, Ступка, Брондуков; певцы Соловьяненко, Богатиков...

Список можно продолжать и продолжать. Их, настоящих героев отечества, намного больше, чем "героев" свидомого, антирусского мира. Их (то есть, нас) миллионы.

И это неудивительно.

Идея обособленности украинцев от русских никогда не пользовалась большой популярностью в обществе, достигая максимумов только в период русофобской истерии, и всегда была не просто поддержанной, а именно навязанной извне.

Украинский народ, а лучше будет сказать – малороссы, – это часть единого русского народа. За исключением людей, отравленных "украинством", "свидомизмом", идеей "нэзалэжности", членов секты украинствующих националистов – по сути – галицких нацистов.

Никто в здравом уме не вдохновится их идеями и идеалами. Поэтому неудивительно, что в рядах неонацистов, маскирующихся под "украинских националистов", столько людей вороватых, жадных, глупых, агрессивных садистов, преступников, да и просто психически больных (достаточно вспомнить Ирину Фарион). Теперь вы понимаете, почему на самом верху элиты у них такие люди как Ляшко, Портников и Аваков, Татьяна Черновол и Кличко, Порошенко и Яценюк? Более сотни лет шёл негативный отбор, брались "лучшие из худших".

А на "элиту" ориентируются и рядовые сторонники "украинской идеи". Ну и понятно, что с такими "эталонами" качество остального людского материала для взращивания "украинства" будет соответствующим. То есть, сброд, отбираемый из отбросов человеческого общества, будет ещё гаже. Именно поэтому они верещат "москалей на ножи ", катают чиновников в мусорных баках, толпами прыгают под крики "кто не скаче – той москаль ", а власти это всячески поощряют и радуются, что их поддерживает столь откровенное быдло.

Поэтому наивно рассчитывать, что всякого рода "правосеки" и "нацгвардия" будут ангелами во плоти. Вернее, они то будут "ангелами", но совсем другого рода – примерно такими, какими, согласно библейской легенде, стали падшие ангелы, пошедшие на поводу за бывшим ангелом света Люцифером. Бесами. Вот это и есть хорошая иллюстрация "украинской идеи". Её сторонники делятся на две группы – одни похожи на бесов, другие - на одержимых бесами.

И если вторых ещё можно спасти, то первых придётся уничтожать. Увы, в остальном аналогия не работает, и ни кресты, ни святая вода, ни молитвы на бесноватых "украинской идеей" не действуют.

Изгонять нечисть придётся долго и трудно, и иными способами. Осиновым колом. Но это уже совсем другая история...

😆Устали от серьезных статей? Поднимите себе настроение