В чем актуальность собачьего сердца. Сочинение на тему Актуальность повести М

М.А. Булгаков выступал против различных экспериментов над личностью. Он видел, что происходит в стране и своей повестью хотел показать, что любые эксперименты могут сыграть злую шутку с самим экспериментатором. В то время были попытки по созданию нового общества, якобы более современного и просветленного. Но нельзя вмешиваться в естественные процессы, так как может произойти обратный эффект.

В повести Булгакова профессор Преображенский решился на уникальный эксперимент. Он с помощью пересадки человеческого гипофиза сделал из собаки человека. Человек-то получился, а привычки собаки и того человека, чей орган использовал профессор, остались. В итоге получилось наглое и жестокое человеческое существо. Именно существо, так как назвать Шарикова человеком язык не поворачивается.

Он отвергал все хорошее, что было в обществе. Зато вел себя как самый невоспитанный и злобный человек. Кроме того, один человек навязывал ему определенные лозунги и идеи, а Шариков слушался его. Шариков как собака готов был броситься на того, на кого ему укажут. Он смог получить даже должность, несмотря на свое происхождение и отсутствие образования.

Булгаков пытается показать читателю, что людей подобных Шарикову, много в любом обществе. Эти люди ведут страну к упадку, а общество под их влиянием разлагается. Они невоспитанны и невежественны, да еще и гордятся этим, считая себя лучше интеллигентных людей. Проблема, поднимаемая в повести, актуальна и по сей день. Современное общество буквально кишит подобными Шариковыми и от этого становится страшно за будущее страны.

Вопрос заглавия статьи во многом риторический. Булгаков писал о вечных проблемах земли русской, да и не только русской. Но мы постараемся разобраться конкретно в теме, определяющей актуальность повести «Собачье сердце», и объяснить, почему не только вечно, но и злободневно.

Разруха на том же месте, где она и была 100 лет назад

Самое известное изречение (цитата) из сочинения М. А. Булгакова: «Разруха не в клозетах, а в головах» остается справедливым и для сегодняшнего дня. Повесть увидела свет в 1925 году, почти 100 лет назад без малого. С тех пор ровным счетом ничего не изменилось. Да, люди стали говорить по мобильным телефонам, сообщение стало быстрее. Мир стал очень маленьким благодаря Интернету, но сам русский человек изменился мало.

Все это и делает актуальность повести «Собачье сердце» несомненной.

Как ни горько это признавать, но и сейчас найдутся люди, которые превращают чужой подъезд (а иногда и свой) в общественный туалет, и объяснить им, что это нехорошо, нет никакой возможности, потому что родители их плохо воспитывали.

Общее падение образования и культуры (причем не только интеллектуальной, но и бытовой) также не добавляет оптимизма. Дети растут иногда без понимания элементарных правил приличия. Но в этом виновато не слишком. Родителям некогда прививать им «доброе и светлое», они должны зарабатывать деньги, а главными сегодняшними «няньками» являются ТВ и Интернет. Понятно, что тут нельзя ждать ничего хорошего. Это и порождает «разруху в головах». Еще один печальный ответ на риторический вопрос про актуальность повести «Собачье сердце».

Культ «Артиста» как главный симптом болезни времени

Поколение, воспитанное на «МУЗ-ТВ» и MTV, выросло с убеждением, что быть артистом, танцором, музыкантом - «это круто», а все остальные профессии - «это отстой». Советская формула: «Все профессии важны, все профессии нужны» - канула в Лету. Другими словами, наступило странное время, когда все хотят только развлекаться и развлекать - «петь хором», вместо того чтобы работать. Люди считают, что мир достаточно велик, и, по этой логике, обязательно найдется тот, кто все-таки будет трудиться на благо общего дела в профессии, не связанной с творчеством. Другими словами: «Кто-то, но не я».

Не о таком ли положении вещей говорил Ф. Ф. Преображенский? Читатель все еще задает себе вопрос про актуальность повести «Собачье сердце»?

Нет ничего плохого в том, чтобы дать шанс «обычным парням и девчонкам» прорваться на творческий Олимп. Но почему-то кажется, что настоящий талант - штука, редко встречающаяся, а разного рода реалити-шоу как бы узаконивают безделье, воспитывая при этом поколение индивидуалистов и эгоистов, которым нет дела до страны, их интересует только личное благосостояние. Одно дело, когда люди добиваются успеха, а совсем другое, когда они просто растворяются в общей массе. Конечно, петь после шоу на ТВ по ресторанам - не вагоны разгружать, но смысла в этом нет ни на грош.

Об этом же так или иначе говорил Ф. Ф. Преображенский: русский человек страдает от того, что в его социальной реальности (и соответственно, в жизни) нет смысла, но он слишком ленив, чтобы обустроить ее самостоятельно, ему легче мочиться в парадных и воровать калоши (или всю жизнь искать себя). С тех пор, к сожалению, мало что и изменилось, это и снимает вопрос про актуальность повести «Собачье сердце» в наше время.

На смену «шариковым» и «швондерам» пришел «потребитель»

И пока не ясно, какое именно явление страшнее. Конечно, «потребитель» культурнее, умнее, но он заставляет трепетать мир по другим причинам, нежели «швондеры» и «шариковы». Как правило, «потребитель» недообразован, но у него есть на все свое мнение: по поводу высокого искусства, высокой моды, хорошей литературы. Он управляет течением денежных и любых других потоков. В мире, где многое подчиняется рейтингу, «потребитель» управляет всем, потому что он воплощенное большинство. Булгаков угадал в своем произведении общий тип, который в 20-м веке наводнил Европу, а в 21-м добрался и до России. Стоит ли спрашивать себя, в чем актуальность повести «Собачье сердце» в наши дни?

В 1930 году вышла культовая книга Хосе Ортеги-и-Гассета «Восстание масс». В ней он подробно рассмотрел феномен «массового человека». Среди прочего он писал в своем сочинении: «Массовый человек (потребитель) чувствует и считает себя хозяином жизни». Но штука в том, что это не иллюзия сознания потребителя, он действительно стал хозяином жизни. Вся современная цивилизация выстроена под его надобности.

Человек зол или добр? Мнение Булгакова

М. А. Булгаков достаточно пессимистично смотрит на природу человека. Не зря он противопоставил в своей повести «доброе» животное и «злого» человека. Был хороший пес, стал плохой человек. Удивляет не трансформация Шарика в Шарикова, а то, что Филипп Филиппович, зная о разрухе, все же решился на смелый эксперимент.

«Русский Франкенштейн» не только не оправдал надежд создателя, но впустил в тихую и уютную жизнь профессора советскую реальность со всей ее мерзостью. Для Булгакова в ней не было никакого очарования и никаких плюсов - одна грязь.

А если результат булгаковского эксперимента укладывать в одну лапидарную формулировку, то она будет такой: «Хорошая собака лучше плохого человека». Как кажется, под этой мыслью подпишутся многие что играет на руку сочинению русского классика при ответе на вопрос о том, какова актуальность повести Булгакова «Собачье сердце».

Напоследок хочется сказать только одно, подражая И. Волгину: «Читайте и перечитывайте классику, раскрывая в ней все новые и новые смыслы».

    М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы соетской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский...

    В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных...

    Повесть «Собачье сердце» - одно из самых значительных произведений М. Булгакова. Речь в ней идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, об опасности вторжения в естественный ход жизни. После чтения повести становится ясно, что самое страшное...

    Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно, смогли бы послужить предостережением от многих ошибок – но, увы,...

    Стать бесстрастно над красными и белыми. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков - мистический писатель, как он сам себя называл. Как-то очень чутко он сумел услышать свое время и понять грядущее, поэтому во всех своих произведениях Булгаков...

  1. Новое!

    1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце». 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая от шариковых. Каждое литературное произведение является отражением...

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: “Роковые яйца” и “Собачье сердце”.

Повесть “Собачье

Сердце” отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – профессор Филипп Филиппович Преображенский – задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жизни – уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий

Гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. “Профессия – игра на балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавший “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первое произнесенное им слово было “буржуи”. А потом – ругань: “не толкайся!”, “Подлец”, “…слезай с подножки”. Это был омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”.

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. “Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…”; “Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!” – негодует профессор. “Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?”

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника – управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно “учуял” главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создавшегося так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его “служба” в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, “строчит” донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: природа не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, “кто был никем”, стал “всем”, но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

Сочинения по темам:

  1. Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое...
  2. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления...

Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть писателя. Все, что именовалось строительством социализма, вос­принималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам вос­питания нового человека. Для него это было вмешатель­ством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Именно об этом автор своим про­изведением и предупреждает читателей. В основе повести лежит рискованный эксперимент. Когда профессор Преображенский в ходе своих научных опытов неожиданно для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитывать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Как-никак он крупнейший ученый, человек высокой культуры и вы­соких нравственных правил. Но он терпит поражение. Почему? Отчасти потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице преддомкома Швондера, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента в сознательного строи­теля социализма. Лозунгами его «напичкивает». Энгель­са дает почитать. Это вчерашнему Шарику-то. А наслед­ственность?.. Задатки бездомного, вечно голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков - существо, по природе своей агрессивное, наглое и жестокое. Только одного ему и не­доставало: известного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот станет всем». Швондер вооружил Шарикова идейной фразой, то есть, он - его идеолог, его «духовный пастырь». Па­радокс же в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское вре­мя и особенно тридцатые годы... Да и в наши дни такое встречается. Финал истории с профессорским экспериментом поч­ти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в его исходное состояние, и с тех пор каждый занимает­ся своим делом: профессор - наукой, Шарик - собачьей службой профессору. Такие люди, как Шариков, гордятся своим низким происхождением, «усредненным» образованием, потому что это отличает их от тех, кто духом и разумом высок, а потому должен, по их разумению, быть втоптан в грязь. Только так над ними возвысится Шариков. Невольно за­даешь себе вопрос: сколько их было и сколько их есть среди нас сейчас? Тысячи, десятки, сотни тысяч? Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Это, например, народный судья, который, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступле­ний, осуждает невинного. Это может быть врач, который отворачивается от больного, или чиновник, у которого взятки стали уже в порядке вещей. Это известный депу­тат, который при первой же возможности ухватить ла­комый кусок сбрасывает маску, и, показывая свою ис­тинную сущность, готов предать своих избирателей. Все самое высокое и святое превращается в свою противопо­ложность, потому что в таких людях всегда живет жи­вотное. Шариковы со своей поистине собачьей живучестью не смотрят ни на что, пройдут везде по головам других. Со­бачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому эта повесть, на­писанная в начале века, остается актуальной и в наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям.