В человеке все должно быть прекрасно автор. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

«В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
А. П. Чехов «Дядя Ваня».

В христианской антропологии укрепилось понимание человека как трехсоставного творения Божия. Дух, душа и тело до грехопадения пребывали в прекрасном единстве. Но затем грех изуродовал красоту человеческой природы, и теперь человечество стремится ее вернуть любыми законными и незаконными способами. Сегодня мы поговорим с протоиереем Евгением Попиченко о том, как можно вновь обрести телесную, душевную и духовную красоту.

– Отец Евгений, телесная красота сегодня почему-то становится предметом обсуждения в православной среде. И если раньше мы часто слышали, что, мол, заниматься красотой православным не престало, что все телесные красоты от лукавого. То сегодня тело становится объектом положительного внимания: появляются понятия «православной моды», «допустимого макияжа» и так далее. Есть ли у христиан какой-то четкий ориентир в вопросе телесной красоты?

– Все, что сотворил Бог, было хорошо, прекрасно. И весь этот прекрасный мир, всю красоту человек должен был возделывать и хранить. Не смог, пал, стремится восстановить былую целостность и правильный порядок: когда дух освящает душу, а душа оживотворяет тело, и все пребывает в прекрасном единстве. Но если уж говорить отдельно о видимой красоте, то теперь, как мне кажется, идеалом мужской красоты для православных мужчин должен быть Христос, а для женщин Божия Матерь.

Как эти два эталона красоты сочетаются с понятием «православной моды»? Трудно сказать. И что мы вкладываем в это понятие? Мода – это оружие манипуляции сознанием человека и средство заработка. Мода заставляет человека постоянно менять свой образ в соответствии с установками «законодателей моды». Конечно же, такая мода вовсе человеку не нужна. Но в православном сознании мода понимается несколько по-другому: быть модным означает быть как все, не выделяться, сочетая в себе опрятность и целомудрие.

Вообще, мне кажется, что все разговоры о телесной красоте, особой православной моде являются лишь какой-то уступкой современному миру. Ведь давно замечено, что особое внимание к телесной красоте идет в ущерб красоте духовной. Если человек качает мышцы тела, то у него явно не хватает времени на то, чтобы качать «мышцы души». Если некая девица слишком озабочена весом, ростом и объемом, то это неизбежно приведет к ущербности ее внутреннего мира.

– Ну, а если девица не слишком озабочена, а лишь желает нанести на лицо тот самый «допустимый макияж», который скроет недостатки и подчеркнет достоинства, придав девице уверенности?

– Каким бы красивым пейзаж ни был, он все равно будет хуже реальной природы, реального восхода солнца и озера. Красота реальной жизни всегда естественна и несопоставима с любыми, пусть даже художественными образами. Так и человеческая красота должна быть естественным отражением красоты божественной.

Косметикой можно создать только иллюзию красоты, дорисовывая себе брови или губы. И ведь эта иллюзия будет лишь блокировать красоту души, которая, как известно, проглядывает именно через лицо человека. И вообще что значат Ваши слова о придании себе уверенности при помощи косметики? Отчего это наша воображаемая девица слегка подкрашивает себя? Да для того, чтобы войти в этот мир и жить по его законам. И поэтому все эти разговоры о допустимости макияжа – это разговоры из серии «давайте прогнемся под изменчивый мир».

Ведь в самой моде или макияже нет ничего опасного. Опасными их делают наши мотивы. Зачем красится девица? Или она делает это, потому что у нее на работе дресс-код и в договоре прописано, что она должна использовать макияж. Или она хочет привлечь к себе внимание противоположного пола, или потешить свое тщеславие, замазав недостатки на своем лице.

В первом случае – это необходимость, которая смиряет человека. А во втором случае человек просто потакает своим страстям, вводя в заблуждение на свой счет других людей, которым может понравиться твой имидж. Поэтому и апостол Павел призывает, чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2, 9-10).

– Почему священники так любят эту цитату и всегда ее используют, когда речь заходит о телесной красоте?

– Да потому что перед нами всегда стоит выбор: менять себя внешне, чтобы подстроиться под этот мир, якобы сделав его прекраснее своим присутствием, или пытаться изменить себя внутренне, борясь со страстями и воспитывая в себе добродетели, делая мир действительно прекраснее. Даже если христианину в силу жизненных обстоятельств приходится считаться с законами этого мира (например, вертеться в успешной среде, быть модным и так далее), он должен постоянно проверять себя, не полюбил ли он этот мир, не потерял ли опору своей жизни во Христе. А жить так очень трудно и очень опасно, так как будучи другом мира можно незаметно для себя стать врагом Божиим.

– По одежке встречают…

– По одежке встречают в бизнес-центрах, на тусовках. Именно там тебя оценят по стоимости часов, марке штанов и элитности запаха. Только там твой имидж может какое-то время работать на тебя.

Пророк Исаия предупреждает еврейских модниц:

«И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи, и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты - клеймо. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. И будут воздыхать и плакать» (Ис. 3, 16 – 25).

Кадр из кинофильма «Весна»

– Отец Евгений, сегодня существует и православный имидж. Можно нарядиться в особый темный мешкообразный костюм или во что-нибудь «русско-народное», надеть на руку браслет с иконами или четки – и вот тебе манифест православности!

– Любой карнавальный костюм со временем снимается, обманщик разоблачается самой жизнью. Да и для человека подобный самообман, наверное, не менее опасен. Ведь наряжаясь в «супер-православный костюм», он на самом деле не становится более добродетельным, более близким к Богу, более свободным от страстей. А значит, это обязательно проявится в его поведении. И если, например, девушка не соблазняет других своей одеждой, то она соблазнит людей своим поведением.

Любой имидж, любое лицемерие – это, безусловно, плохо, потому что он лишает человека истинной свободы быть самим собой. Поэтому не нужно путать цель, обожение человека, и возможное следствие – внешнюю красоту. Быть на самом деле православным, а не «косить под него» – вот цель, достигнуть которой можно, воспитывая в себе «те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). И тогда постепенно наше внутренне состояние будет отражаться на внешности.

Помните строчки А. С. Пушкина о Татьяне Лариной на балу?

«Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней».

Тишина и простота – вот те качества, которые отличают настоящую красоту от имиджевой, состоящей из тысячи мелочей, кричащей и привлекающей внимание.

А если говорить об одежде, то она должна быть удобной, не броской, приличной христианину. Вот и все. Причем здесь мода – не понятно.

– Если внешняя красота является продолжением внутренней, то можно ли утверждать, что чем более человек свят, тем более он красив?

– А Вы читали роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»? Главный герой этого романа, красивый юноша так боится потерять свою внешнюю красоту и молодость, что продает душу дьяволу. Взамен он получает «чудо»: стареет его портрет, а он «вечно» молод.

Делает он это для того, чтобы по максимуму получить все «удовольствия» светского мира, быть модным и успешным. Естественно, душа его постепенно начинает умирать, деградировать, уродоваться. И все эти изменения, все совершенные им злодейства начинают отражаться на портрете. И сам Дориан Грей, увидев свой портрет, в ужасе умирает.

Чем более человек свят, тем меньше внимания мы обращаем на его внешность. Смотря на такого человека, мы возносимся умом к Божией красоте. А разве можно вознестись умом к Божией красоте, рассматривая статую Венеры Милосской или Аполлона? Вряд ли. Скорее, ты, как бес, захочешь этой красотой обладать. Вот, наверное, критерий настоящей внешней красоты: смотря на образ, ты возносишься умом к Первообразу или превращаешься в эгоистичное «животное», которое стремится удовлетворить свои похоти?

Кстати, по отношению к внешнему можно определить и степень духовной зрелости человека: если ты любишь Христа, то в каждом человеке ты будешь видеть образ Христа и любить его, каким бы неказистым (по мирским меркам) человек ни был.

– Отец Евгений, у любого лица есть еще и выражение. Оно также должно быть выражением внутреннего состояния? Нужно ли заботиться о приветливости, доброжелательности взгляда, легкости в общении? Или можно носить «морду кирпичом» в знак покаянного настроя души и презрения к миру?

– Но это же лукавый взгляд на себя и на духовную жизнь. Господь от нас совсем другой печали о Нем ожидает. Печаль о Боге и покаянный настрой – это не внешняя демонстрация, а состояние сердца, которое пребывает и в радости. Да. Обязательно правильное покаяние приводит к появлению в душе утешения от Господа и внутренней радости.

Потому Господь и говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 - 18).

Правильная душевная радость – признак христианской трезвости. И в этом смысле всегда поражают встречи с делателями этой радости, с монахами. Лица настоящих подвижников и умиротворенные, и спокойные, и радостные, и мужественные… в них видна мягкость и сила. Смешны приходские юноши и девушки, которые пытаются собой изобразить какое-то «покаяние» и пытаются сделать мрачные лица, не расчесывая волос и «посыпая головы пеплом». Они только мечтают о духовности, а сами еще и обычной человечности не достигли.

– Часто искусство называют воспитателем души. Оно может настроить душу, может порадовать, заставить задуматься – то есть как раз научить человечности. Почему же так часто можно услышать от священников об опасности такого «воспитателя»?

– Здесь необходимо отметить несколько граней проблемы. Искусство искусству – рознь. Одно произведение, действительно, может воспитать в человеке человечность, отзывчивость, может побудить к милосердному поступку. А другое воспитает из человека демона. Поэтому тут так важно уметь разбираться в том, что мы допускаем к воздействию на нашу душу. Действительно ли эта красота хороша, или под красивостью скрывается пошлость и гадость.

Обязательно нужно учить своих детей разбираться в музыке, литературе, кино. Нужно водить детей в зоопарк, на природу, учить их видеть действительно прекрасное, видеть сложность и красоту Божиего мира. В школе предметы, воспитывающие чувства, мысли и желания, должны быть непременно и должны преподаваться на высоком уровне. А сегодня, к сожалению, школа готовит потребителей и пользователей интернет с недоразвитыми душами. И эти пользователи, хотя и ориентированы на постоянный выбор, на самом деле выбирать не умеют.

Во-вторых, не нужно забывать, что человек призван к восхождению к святости. Святость – это определенное устроение души, совокупность качеств, которые нарабатываются годами, а не просто вдруг проявляются к концу жизни на пустом месте. Святость – наш долг – и она требует труда.

Стать просто интеллектуалом или ценителем хорошей классической музыки недостаточно. Не было в истории человечества случая, когда бы у человека, слушающего классическую музыку, вдруг открылась сердечная молитва Иисусова.

Отсюда можно сделать вывод, что настоящее хорошее искусство может быть полезно человеку только на определенном этапе его развития. То есть для школьника музыка Вивальди будет хорошим «воспитателем». А вот если монах, который призван заниматься молитвой, становится заядлым театралом, то для него это шаг вниз.

– А в какой мере обычному православному человеку допустимо послушать хорошую музыку, посмотреть хороший фильм, почитать хорошую душевную, но не духовную литературу?

– Это допустимо в такой мере, в какой чтение или просмотр фильма являются отдыхом. Православный человек, заботящийся о своем спасении, должен читать серьезную святоотеческую литературу. Это, безусловно, труд. Так вот соотношение духовного труда и душевного отдыха должно быть как в жизни. Вот, например, человек 8 часов в день работает, 2 – 3 часа вечером он может отдохнуть. Так и с чтением: если ты 1 час в день читаешь святоотеческую литературу, то ты можешь минут 15 уделить душевному отдыху.

У нас получается совсем иначе: мы смотрим кино 2 часа, а потом еле-еле находим силы на молитву, откладывая святоотеческое чтение «на завтра». Причем и молитва наша становится рассеянной, унылой, вялой… нами еще владеют увиденные нами в фильме образы, полученные впечатления. И если так изо дня в день человек питает свое уныние, то это уже патология.

Составьте и утвердите в своей жизни нормальный распорядок, в котором молитва и другие духовные труды будут занимать подобающее место. Тогда в этом распорядке вы найдете и место для хорошего душевного отдыха, который, может быть, вам не повредит. Но еще раз отмечу, что на определенном этапе даже малый душевный отдых становится для человека помехой, помехой в стяжании Духа Святаго Божия.

– Почему так?

– Потому что ум человека устроен таким образом, что он может быть сосредоточен только на чем-то одном. Или человек пребывает умом в Боге, или постоянно зацепляется умом за разные интересные, сложные и в принципе неплохие произведения искусства.

В этом случае, посмотрев хороший покаянный фильм и встав на молитву, человек будет переживать навязанные ему покаянные чувства, которых на самом деле в его душе нет. И он будет «разговаривать» со своими чувствами, а не с Господом, который реально присутствует рядом с ним.

– Когда читаешь Евангелие, труды святых, описывающих духовные труды, или книги, посвященные современным подвижникам, духовная жизнь видится прекрасной и привлекательной. Сразу хочется ею заниматься. Отчего это быстро становится скучно и как с этим бороться?

– Если сразу многого хочется в духовной жизни, то это является признаком нетрезвого состояния души. Хорошо, когда человека посещает подобное вдохновение: «Как же мне хочется заняться молитвой!». Но это состояние нужно как бы притормаживать, чтобы быстро не «перегореть», и на завтра тоже было желание заниматься молитвой. Иначе человек, быстро вспыхнув, также быстро и впадает в уныние.

Не случайно апостол Петр говорит: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие» (2 Пет. 1, 5-6).

Бороться с этой унылой скукой можно только послушанием тому порядку, который обговорен с духовником. Не надо быть Карлсоном, который, посадив однажды абрикосовую косточку, каждый день прилетал, выкапывал ее, чтобы посмотреть, насколько она выросла. Царствие Божие не приходит приметным образом. Поэтому мерить с линейкой, насколько я сегодня стал духовнее, не нужно. Нужно просто делать все, что нужно, по послушанию. Например, воспитание молитвенного духа начинается не тогда, когда человек погружается в Иисусову молитву, а тогда, когда жена учится слушаться мужа, подчиненный начальника, а дети родителей, то есть учится смиряться.

– Отец Евгений, три красоты – духовная, душевная и телесная – совместимы здесь и сейчас? Можно ли достигнуть целостности уже в земной жизни или эта целостность раскроется только в вечности?

– Можно. Опыт Церкви говорит, что это возможно. Но возможно только при условии, что все части состава человека не только будут находиться в правильной иерархии, но и в единстве с Богом. Тело – это слуга души, душа – слуга духа, а дух – слуга Бога. В этом смысле целомудрие достижимо. О нем мы можем узнать по наличию в душе человека плодов Духа Святаго: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22-23). Что означает фраза «на таковых нет закона»? Это значит, что человек, стяжавший блаженную целостность души, уже не подчинен миру. Зараза этого мира не может нарушить целостности его души.

Давайте будем заботиться как раз о достижении целомудрия, а не красивости тела или только приветливости лица. Эта целостность как раз и сделает нашу душу способной отражать красоту Божию. Иначе все наши заискивания с модами и миром могут поставить нас в опасное положение.

Можно привести такой пример: святой далеко стоит от обрыва, поэтому он может сделать несколько шагов в сторону обрыва и не пострадать; мы же стоим прямо на краю, и для нас недопустимы шаги в сторону пропасти. Нам нужно твердо помнить, что нельзя флиртовать с миром и быть другом Христу.

А заигрывание с миром «в легких формах» моды, макияжа или создания некоего православного имиджа не менее опасно, чем резкое отрицание Христа. «Люби Бога – и делай, что хочешь», – написал блаженный Августин. Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21).

– Здесь парадокс: с одной стороны, «делай, что хочешь», а с другой стороны, полное и добровольное послушание Христу…

– А свобода и состоит в том, что воля человека настолько синергийно соединена с волей Бога, что у человека все чувства, поступки и мысли Христовы. И этого можно достигнуть «здесь и сейчас», если всей душой, всем разумением, всей крепостию, волей своей человек возлюбит Бога.

Господь не давал невозможных заповедей. И заповеди Он не разделял на те, которые даны монахам, и заповеди для мирян. И плоды Духа Святаго обещаны не только схимников. Все Евангелие было дано простым рыбакам, которых укрепил Святой Дух. И мы, крещеные люди, вроде бы ничем от этих рыбаков принципиально не отличаемся: те же таинства, те же дары Духа Святаго в крещении. Вот разве что ревностью мы от них отличаемся, решимостью жить по воле Божией. Да дарует нам всем Господь эту решимость! Аминь.

В других номерах:

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

В человеке должно быть все прекрасно!

Тема «Дяди Вани» - жизнь «маленьких людей», с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну.

Из воспоминаний Н. К. Крупской мы знаем, что Ленин высоко ценил эту пьесу.

Горький писал Чехову после спектакля «Дяди Вани» (пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в октябре 1899 года, до этого она с успехом шла в провинции):

«Ваше заявление о том, что вам не хочется писать для театра, заставляет меня сказать вам несколько слов о том, как понимающая вас публика относится к вашим пьесам. Говорят, например, что «Дядя Ваня» и «Чайка» - новый род драматического искусства, в котором реализм возвышается до одухотворенного и глубоко продуманного символа. Я нахожу, что это очень верно говорят. Слушая вашу пьесу («Дядю Ваню». - В. Е.), думал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей, и о многом другом, коренном и важном. Другие драмы не отвлекают человека от реальностей до философских обобщений - ваши делают это…»

Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту, повседневность, обыкновенность и своих героев и их страданий.

Дядя Ваня и его племянница Соня всю жизнь свою работают не покладая рук для чужого счастья: для того чтобы создать материальное благополучие отцу Сони профессору Серебрякову, которого они привыкли считать талантливым, передовым, крупным ученым.

Серебряков, ныне уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно.

Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. Дядя Ваня отказался в свое время от принадлежавшей ему доли наследства в пользу своей покойной сестры, которую он горячо любил. Благодаря его отказу их отец и имел возможность купить это имение. Отец уплатил за имение далеко не всю стоимость, образовался большой долг. В продолжение двадцати пяти лет дядя Ваня трудился для того, чтобы погасить долг и привести расстроенное имение в порядок. Двадцать пять лет работал он, «как самый добросовестный приказчик», получая нищенское жалованье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход до последней копейки, чтобы Серебряков мог спокойно писать свои ученые труды и ораторствовать с кафедры. Дядя Ваня и Соня похоронили себя в четырех стенах, недоедали куска, не знали никакой иной жизни, кроме заботы о профессоре. Им даже и в голову никогда не приходило вспомнить о том, что и по существу и по закону имение принадлежит им, а не Серебрякову: они добровольно обрекли себя на роль безропотных, самоотверженных работников.

Дяде Ване сорок семь лет. Он - нищий. Он никогда не знал ни радости, ни отдыха.

И вот теперь, когда жизнь его на закате, у него открылись глаза на ужасную правду. Он понял, что отдал лучшие годы, молодость, всего себя на служение ничтожеству, «идолу». Он ясно увидел, что его кумир - просто напыщенная бездарность, набитая претензиями и самомнением, «старый сухарь, ученая вобла». Это стало особенно ясным теперь, когда Серебряков «вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен; значит, двадцать пять лет он занимал чужое место». Двадцать пять лет читал он лекции об искусстве, ничего не понимая в искусстве, пережевывая чужие мысли, и, следовательно, двадцать пять лет дядя Ваня трудился для того, чтобы профессор Серебряков мог занимать чужое место.

Избалованный легко давшейся ему успешной карьерой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен, эгоистичен. За двадцать пять лет он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни копейки к его мизерному жалованью.

И вот он приезжает со своей красавицей женой в имение, чтобы по необходимости поселиться здесь навсегда; он вышел в отставку, у него не хватает средств для жизни в столице.

Его приезд нарушает весь строгий трудовой порядок жизни в доме. Профессор тиранит всех окружающих своими капризами, своей подагрой, своим черствым эгоизмом. Все в доме вынуждены заботиться только о нем.

Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмысленности всей прожитой им жизни. Если бы он не пожертвовал своих сил и способностей на служение «идолу», то он сам мог бы сделать много полезного, заслужить благодарность людей… Быть может, он был бы счастлив, мог любить и быть любимым!

Так приходит дядя Ваня к своему трагически запоздалому «бунту». Он как будто требует обратно свою загубленную жизнь. Он влюбляется в жену профессора. Он впервые в жизни начал пить. Его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала.

А тут профессор подливает последнюю каплю в чашу. Он торжественно созывает домочадцев на совещание и объявляет им свой проект: продать имение, чтобы на вырученные деньги профессор мог жить в столице. Он не переносит жизни в деревне, он привык к городскому шуму.

Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал и все свои средства и всю жизнь Серебрякову. Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней, в благодарность за все, гонят в шею на все четыре стороны из родного угла.

Бунт дяди Вани доходит до своего апогея.

«Ты погубил мою жизнь! - кричит он Серебрякову:- Я не жил, не жил! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!»

Профессор бросает ему в лицо: «Ничтожество!»

«Пропала жизнь! - восклицает дядя Ваня в полном отчаянии. - Я талантлив, умен, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский… Я зарапортовался! Я с ума схожу…»

У нас не возбуждают улыбки недоверия слова дяди Ванн о том, что из него мог бы выйти большой человек. За время нашего знакомства с ним на протяжении трех актов мы успели почувствовать и его ум, и одаренность, и способность к подвигу самопожертвования во имя того, что казалось ему общей идеей: во имя науки, прогресса, разума, носителем которых представлялся ему Серебряков. Зная чеховских героев, мы не удивляемся, обнаруживая в них маленьких великих людей.

«Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в Серебрякова. После этой кульминации дядя Ваня еще некоторое время лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нeжной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду - все на того же Серебрякова.

После случившегося профессор с женой уже не могут оставаться в имении. Они уезжают, правда, не в столицу, а в Харьков. Происходит «примирение», и дядя Ваня говорит Серебрякову, что все останется по-прежнему. Отставной профессор, как и раньше, будет аккуратно получать весь доход.

Такова история жизни, отданной «идолу». И, конечно, Горький был прав, обнаруживая в ней символический смысл. Сколько таких «дядей Ваней», никем не замечаемых тружеников, отдавали в прошлом свои лучшие силы счастью ничтожеств, ложным кумирам, убежденные в том, что служат своим трудом «общей идее», обманутые жизнью.

Сколько душевной красоты, веры, чистоты погибало напрасно!

В пьесе пробивается протест против законов жизни буржуазно-дворянского общества, воплощением которого является тупой, самодовольный, бездушный Серебряков. Этот протест звучит в выстрелах дяди Вани, в недовольстве Астрова, во всей атмосфере пьесы. Недаром неглупый царский бюрократ, директор императорских театров Теляковский, был так возмущен пьесой: он почувствовал в ней угрозу всем «устоям» реакционного режима. В своем дневнике Теляковский записал 22 ноября 1899 года:

«…Присутствовал в Художественном театре на представлении пьесы Чехова «Дядя Ваня». Общее впечатление от пьесы получилось крайне тяжелое. Невольно приходит в голову мысль, для чего такая пьеса ставится и какой конечный вывод из нее можно сделать. Публика сидит тихо, слушает внимательно, притаив дыхание, и все ждет - что будет.

В третьем акте чувствуется сильное напряжение, раздаются два выстрела… Вообще появление таких пьес - большое зло для театра.

Если их можно еще писать - то не дай бог ставить в наш и без того нервный и беспочвенный век… На таких пьесах публику театр не воспитывает, а развращает, потому что к массе неразрешенных жгучих вопросов прибавляет еще новые… Где уже театру заниматься такими вопросами, когда за отсутствием религии, уважения к дому и собственности общество не знает, как решать и как поступать в тех простых вопросах, на которые у наших родителей были воспитанием подготовлены, может быть, и тупые, но определенные ответы, ответы спокойные… При этих готовых ответах человек был спокоен, имел ничем не смущенную волю - эту волевую силу, отсутствием которой так страдает современное поколение, убивающее свой ум, здоровье и нервы на разбор сумбура понятий…».

Вы чувствуете, как испуган царский чиновник тем настроением недовольства, протеста, которое привлекало зрителей к «Дяде Ване». Очень выразительна заключительная фраза цитируемой записи Теляковского:

«А может быть я по поводу пьесы «Дяди Вани» ошибаюсь. Может быть, это действительно современная Россия. - Ну, тогда дело дрянь, такое состояние должно привести к катастрофе…»

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни является лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными действующими лицами.

Что такое подлинная и ложная красота?

Мы знаем, что только труд, творчество, с точки зрения Чехова и его героев, создают человеческую красоту.

Как никто другой в мировой литературе до Горького, Чехов был вдохновенным поэтом труда. Все его творчество было и скорбной и светлой песней о труде, мечтой о творчестве во имя счастья родины. Труд был для него основой человечности, основой всей морали и эстетики, и тема труда всегда связывалась у него и у его героев с мечтой - о труде творческом, свободном. Вспомним, как тоскует о таком труде Ирина, младшая из трех сестер, и как жизнь разбивает ее мечту. «Труд без поэзии, труд без мыслей», - тоскует Ирина.

Поэзия труда и тоска по этой поэзии - вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова.

Всевозможные Абогины, «княгини» и прочие лишены подлинной внутренней красоты именно потому; что они чужды и враждебны труду.

Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене профессора Серебрякова, Елене Андреевне:

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но… ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою».

Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной, Астров, для которого, как и для всех других чеховских героев, такое огромное значение имеет красота. «Что меня еще захватывает, - говорит он о причинах своего увлечения Еленой Андреевной, - так это красота. Неравнодушен я к ней». Однако в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто, оскорбляющее чувство красивого. Он видит в ее красоте нечто нечистое. «Мне кажется, что если бы вот Елена Андреевна захотела, то могла бы вскружить мне голову в один день. Но ведь это не любовь, не привязанность…»

Ложная, нечистая «красота» не может внушить глубокого человеческого чувства.

Красиво то, что служит творчеству, созиданию. Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса, сады, страдающий оттого, что леса вырубаются хищнически, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, - народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астров скорбит о разрушении красоты родной земли, красоты человека. Когда он делится с Еленой Андреевной своими мыслями, он вдруг прерывает свой взволнованный рассказ и говорит холодно: «Я по лицу вижу, что это вам неинтересно».

«Да, уезжайте, - говорит он ей. - …(В раздумьи.) Как будто бы вы и хороший, душевный человек, но как будто бы и что-то странное во всем вашем существе. Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь работали, копошились, создавали что-то, должны были побросать свои дела и все лето заниматься только подагрой вашего мужа и вами. Оба - он и вы - заразили всех нас вашею праздностью. Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в это время люди болели, в лесах моих, лесных порослях, мужики пасли СВОЙ скот… Итак, куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы вносите разрушение… и я убежден, что если бы вы остались, то опустошение произошло бы громадное».

Чуждая труду и творчеству и поэтому чуждая самой жизни, опустошенная и опустошающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встречается на ее пути. Она - хищница, которая сама не понимает этого. Вот она разрушила дружбу и возможную любовь Астрова и Сони.

Астров - творческий человек большого размаха. Верно говорит о нем Елена Андреевна Соне:

«Милая моя, пойми, это талант! А ты знаешь, что значит талант? Смелость, свободная голова, широкий размах… Посадит деревцо и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества… Он пьет, бывает грубоват, - но что за беда!.. Сама подумай, что за жизнь у этого доктора! Непролазная грязь на дорогах, морозы, метели, расстояния громадные, народ грубый, дикий, кругом нужда, болезни, а при такой обстановке тому, кто работает и борется изо дня в день, трудно сохранить себя к сорока годам чистеньким и трезвым…»

Астров любит жизнь; как все любимые герои Чехова, он рвется к будущему, пытается увидеть его лицо, угадать облик завтрашнего счастья родины, человечества. «А что касается моей собственной, личной жизни, - говорит он Соне, - то, ей-богу, в ней нет решительно ничего хорошего. Знаете, когда идешь темною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу… Я работаю - вам это известно, - как никто в уезде, судьба бьет меня не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду…»

Но все же была и у него маленькая светлая точка в жизни: это его дружба с Соней и дядей Ваней.

Соня любит Астрова.

Если бы не вторжение Елены Андреевны в их жизнь, то Соня, быть может, стала бы его женой. И, во всяком случае, ему не пришлось бы потерять дружбу с нею.

А. П. Чехов (1897)

Но Елена Андреевна «из участия» решила помочь застенчивой Соне, взялась переговорить с Астровым, - любит он Соню или нет? Если не любит, пусть не ездит больше сюда, - так, дескать, Соне будет легче. Соня колеблется: нужен ли этот разговор? Ведь если он скажет «нет», то конец всем надеждам и конец дружбе! А не лучше ли оставить хоть надежду? В ее жизни, отданной непрерывному труду и заботам, Астров - единственная светлая точка, «огонек», который светит вдали в темном лесу…

Но все же она решается, под влиянием Елены Андреевны, поручить ей этот разговор.

А зачем понадобился этот разговор Елене Андреевне? Она, быть может, не отдает в этом себе полного отчета, но причина, конечно, ясна: она сама увлечена Астровым. Тонкий, умный Астров догадывается об этой причине.

«Только одного не понимаю: зачем вам понадобился этот допрос? (Глядит ей в глаза и грозит пальцем.) Вы - хитрая!

Елена Андреевна. Что это значит?

Астров (смеясь). Хитрая! Положим, Соня страдает, я охотно допускаю, но к чему этот ваш допрос?.. Хищница милая, не смотрите на меня так…»

Да, как хищница, она похитила у Сони ее счастье, заставив Астрова сказать, что он не любит Соню. Вся сущность отношений Астрова и Сони и заключалась в том, что эти отношения еще нельзя, не надо было определять. Елена Андреевна почувствовала это, добилась «ясности» и тем самым разрушила все.

Разрушив чужое счастье, она не способна создать счастья ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно влачится по жизни и ее пустая красота, не способная служить счастью. Бездушная, неодухотворенная, некрасивая красота!

Лейтмотив пьесы - гибнущая красота - звучит во множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, тоже представляет собою образ гибнущей красоты.

Соня умоляет его не пить водку. «Это так не идет к вам! Вы изящны, у вас такой нежный голос… Даже больше, вы, как никто из всех, кого я знаю, - вы прекрасны. Зачем же вы хотите походить на обыкновенных людей, которые пьют и играют в карты? О, не делайте этого, умоляю вас! Вы говорите всегда, что люди не творят, а только разрушают то, что им дано свыше. Зачем же, зачем вы разрушаете самого себя?»

Но красота Астрова, его прекрасный внутренний и внешний образ разрушаются самой жизнью. В финальном акте он говорит дяде Ване:

«Наше положение, твое и мое, безнадежно… Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас и которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, - те, быть может, найдут средство, как быть счастливыми, а мы… Да, брат. Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все…»

Это слишком строго и сурово. Ни Астров, ни дядя Ваня не превратились в обывателей, живущих презренной, самодовольной жизнью. Но их покидает свет, их ожидает пустота. В Астрове мы уже различаем черты опускающегося человека. Тление коснулось его.

Астров - увы! - не ошибается в диагнозе своего положения. Оно и в самом деле было безнадежным. Иначе и не могло быть у человека, презиравшего либеральное филистерство и вместе с тем далекого от революционного движения рабочего класса, которое добивалось в девяностых годах все больших успехов. Астров, как и его» друг Войницкий, не сможет найти какую-нибудь спасительную идейку, утешиться «малыми делами», сладкими иллюзиями; не сможет он и обрести высокую цель жизни, будучи далек от тех людей, которые вели борьбу за цели, близкие Астрову, - за разумную, чистую, справедливую жизнь. Трагедия чеховского героя и заключалась прежде всего в его аполитичности, мелкобуржуазной ограниченности.

Конечно, Астров сохранил бы себя и свою мечту, и в полбеды были бы ему все трудности его жизни, если бы его согревало сознание, что его скромный труд включен в общее дело изменения, созидания жизни. Но этого сознания у него нет.

Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, уходит навсегда из жизни Сони. И вновь, как когда-то, остаются вдвоем дядя Ваня и Соня. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее все надежды.

«Что же делать, надо жить, - говорит Соня. - Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживем длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит час, мы покорно умрем, и там, за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную… Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир… (Вытирает ему платком слезы.)

Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь… (Сквозь слезы.) Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, дядя Ваня, погоди… Мы отдохнем… (Обнимает его) Мы отдохнем!»

Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка».

Конечно, неправильно было бы думать, что Чехов, с его чуждостью каким бы то ни было религиозным переживаниям, ищет для своих героев утешения в религиозной вере. Но Соне больше не на что надеяться, ей нечем больше утешить дядю Ваню. И это делает еще более ясной всю безнадежность мечты об отдыхе и радости для нее и для дяди Вани. Мудрость финала пьесы заключается в том, что упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» - это упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей, тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других…

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких людей», над темной, злой силой разрушения поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно! И, как всегда у Чехова, представление о прекрасном сливается с представлением о правде, о творческом труде: эстетическое сливается с этическим. Правда и труд - основа, вечный живой источник красоты. И жизнь должна быть такою, чтобы не разрушалась красота «маленьких великих людей», чтобы душевная сила, самопожертвование, самоотверженное трудолюбие не расхищались, не служили ложным кумирам, чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы, дяди Вани, Сони могли украшать родную землю творческим, свободным трудом.

Слова Астрова о том, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - формула неразрывного единства красоты и правды, - были записаны в записной книжке Зои Космодемьянской в числе самых дорогих для нее мыслей.

Из книги Жаклин автора Вентура Джеффри

Глава 11. «Я, ДОЛЖНО БЫТЬ, МЕЧЕНАЯ…» Через шесть недель после окончания работы над экранизацией «Долины кукол» компания Эй-Би-Си выпустила часовую передачу под названием «Жаклин Сьюзен и „Долина кукол“». Перед самым выходом в эфир руководство компании настояло на том,

Из книги Чехов. 1860-1904 автора Ермилов Владимир Владимирович

XXVI. В ЧЕЛОВЕКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРЕКРАСНО! Тема «Дяди Вани» - жизнь «маленьких людей», с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты, пропадающей понапрасну.Из воспоминаний Н. К. Крупской мы знаем, что Ленин высоко ценил эту

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

«Он, должно быть, сошел с ума!» Через два дня мы полетели в Мюнхен. Гитлер совершил восхождение на гору, а я поехал к своей семье на Пильгернзее. Стояла чудесная погода, и все мои мысли были сосредоточены вокруг предстоящей рыбалки. Однако внезапный телефонный звонок,

Из книги Я вспоминаю... автора Феллини Федерико

Глава 20. «Это, должно быть, ее муж, Феллини» На протяжении многих лет происходит одно и то же. Кто бы ни обрушивался на меня с нападками, кто бы ни делал мне ту или иную гадость, на нее всегда болезненнее всего реагирует Джульетта. Она принимает близко к сердцу любой упрек -

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

«Все должно быть гармонично…» Медхудожником была я только в нерабочее время; основная же работа у меня была в перевязочной хирургического отделения. Фактически до меня перевязочной как таковой и не было. Заведовал ею какой-то вольнонаемный - дурак и алкоголик. Ксчастью,

Из книги Смерть не заразна автора Бротиган Ианте

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДАЛЬШЕ Дальше должно быть начало. Началом первым, вероятно, можно считать ту ночь, когда я, изнывая от страха за отца, вот уже несколько дней не дававшего знать о себе, попросила кого-то из знакомых, чтобы зашли посмотрели, не оставил ли он записки. В ту же

Из книги Мэри Пикфорд автора Уитфилд Айлин

Денег должно быть больше Вступив в гастролирующую труппу Хэла Рейда, ставившего спектакль «В маленькой красной школе», Мэри надеялась распрощаться с нищетой и начать работать по-настоящему. Она мечтала вступить в большой театральный мир захватывающих пьес и крупных

Из книги Два брата - две судьбы автора Михалков Сергей Владимирович

Все ли будет так, как должно быть? Прошло около двух педель. Женева живет в своем привычном размеренном ритме. Дни стоят теплые. На аккуратно подстриженных газонах, обрамляющих виллы богачей, цвели георгины и розы, а их хозяева, дельцы и боссы из Америки и Англии, выезжают

Из книги В лабиринтах смертельного риска автора Михалков Михаил Владимирович

Все ли будет так, как должно быть? Прошло около двух недель. Женева живет в своем привычном размеренном ритме. Дни стоят теплые. На аккуратно подстриженных газонах, обрамляющих виллы богачей, цвели георгины и розы, а их хозяева, дельцы и боссы из Америки и Англии, выезжают

Из книги Синдром удава автора Витман Борис Владимирович

44. Предначертание должно быть выполнено Потребность рассказать правду о событиях, имевших существенное влияние на ход войны и на судьбы миллионов людей, с каждым годом становилось все настоятельней. Видно, самой судьбой было мне предназначено пройти все испытания и

Из книги Танковые сражения 1939-1945 гг. автора

Из книги Бронированный кулак вермахта автора Меллентин Фридрих Вильгельм фон

«Неудачи не должно быть» В конце марта 1943 года на Восточном фронте наступила оттепель. «Маршал Зима» уступил свои права еще более властному «маршалу Грязи», и активные действия сами по себе прекратились. Все танковые дивизии и ряд пехотных дивизий были отведены с

Из книги Моя настоящая жизнь автора Табаков Олег Павлович

Демократии в театре быть не должно Олег Ефремов - человек высокой судьбы. Просто в силу характера он иногда боролся со сталинизмом сталинскими же методами. Одной из главных его ошибок было стремление перераспределять блага, даваемые нам государством, среди актеров

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

«Должно быть, тесно под землей…» Должно быть, тесно под землей, Когда лежишь, зарыт, Но жить не легче над тобой Зияет и кружит Простор, огромный до того, Что лучше не глядеть в него. И не глядишь, но разве здесь Без неба, взаперти Всю боль, и стыд, и холод весь Легко

Из книги Товарищ Ванга автора Войцеховский Збигнев

1. Книга, которой быть не должно А если бы суждено ей было родиться, то первые ее строчки были бы выцарапаны на бетонной стене мрачного бомбоубежища, первыми читателями ее стали бы изможденные, голодные, бледные от недостатка солнечного света люди. Или бы первые слова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березинская средняя общеобразовательная школа

«В человеке должно быть всё прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А. П. Чехов

Методическая разработка классного часа

в рамках воспитательной системы «Гармония».

Каменева Г. Ф.

классный руководитель

7 класса

п. Березинский

2013год

Цель : формирование нравственных, эстетических и этических основ;

воспитание гражданской позиции.

Задачи:

    расширять представление о нравственности;

    воспитывать бережное отношение к близким;

    развивать творческие способности детей;

    создавать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;

    организовывать коллектив для совместной творческой деятельности.

Ход классного часа.

Класс рассаживается на 4 группы, заранее двум учащимся даются стихи для выразительного чтения: Э. Асадова «Нежные слова», Н.Заболоцкого « Не позволяй душе лениться».

Первый этап. Лицо.

Чтение учителем стихотворения Николая Заболоцкого

«Некрасивая девочка».


Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота

Сосуд она, в котором пустота,

Здравствуйте все, присутствующие в этом зале.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня рассуждать?

Сегодняшний классный час я озаглавила словами русского писателя Антона Павловича Чехова, который считал, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и будет предметом нашего разговора.

Вот эта девочка, что увидела в зеркале она, когда подросла?

(Красоту душевную)

На ваш взгляд, только ли внешность делает людей красивыми? (Нет/ Да).

Попробуем разобраться.

На экране вы увидите изображения людей. Выберите номера тех, кто вам приятен.

Проводится работа в группах. (Класс заранее разделен на 4 группы)

Затем один ученик от группы демонстрирует то, что выбрано.

Почему эти люди вам симпатичны

(У них приятная внешность, они совершают хорошие поступки, здоровы и активны).

Так из чего же, по-вашему, складывается красота человека, его обаяние? (Из внешнего вида, поступков, физического состояния)

- Что же делает наше лицо, часто несовершенное, красивым?

(Улыбка, любовь к людям)

Знаете ли вы, что на дела человека влияет его настроение? А наше настроение складывается из добрых слов, которые мы слышим, из улыбок, которые мы дарим друг другу. Когда человеку хорошо, то у него и желания хорошие. К сожалению, мы мало говорим добрых слов. Поэт Эдуард Асадов даже написал стихотворение, в котором призывает нас к этому.

Чтение учеником отрывка из стихотворения Э. Асадова

«Нежные слова».

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Светлые и нежные слова…

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите,

Самые хорошие слова!

Давайте потренируемся говорить друг другу добрые слова в виде комплиментов.

Дети, было ли вам приятно получить комплимент?

(Да).

А что было на ваших лицах, вы заметили?

(Улыбка).

Дарите друг другу улыбки. И ваши лица будут красивыми.

Второй этап. Одежда.

Представьте себе, что вы встретились с человеком, которого ранее не знали, а теперь должны познакомиться.

На что вы, прежде всего, обращаете внимание?

Конечно же, на внешний вид. На его одежду.

А еще на что?

На его лицо, манеру держаться.

Внешний вид – самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке, первая информация – наиболее устойчивая. Есть русская пословица: «Человека по одежке встречают, а по уму провожают ».

Почему А.П. Чехов на первое место поставил лицо и одежду, а затем уже душу и мысли?

Ответ прост: лицо и одежда сразу видны, а душа и мысли скрыты за внешней оболочкой.

Представим себе человека с прекрасным лицом и неряшливо, безвкусно одетого. Можно ли такого человека назвать совершенным?

Одежда играет важную роль в нашей жизни. Она должна украшать человека, подчеркивать преимущества его внешнего облика и скрывать его недостатки. А вот что думает об умении одеваться молодых людей академик Лихачев

« Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Костюм может быть старый, он не должен быть неопрятным».

Интерес к своему лицу, походке, фигуре, прическе, костюму возникает у одних раньше, у других – позже.

Чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус. А что, по-вашему, является главным признаком вкуса у человека?

Вкус – это прежде всего чувство меры во всем (что, где, когда надеть, как относиться к своей внешности, как держаться), умение одеваться, учитывая время года, сезон, в соответствии с возрастом и со своей внешностью, по существующей моде и в духе времени.

Как найти свой стиль?

Мы все разные, да и мода меняется ежедневно. Как найти свой стиль, от чего это зависит?

От внешности, данной вам от природы, темперамента и образа жизни .

Но мода меняется, и мы с возрастом меняемся, поэтому, пока молоды, экпериментируйте, развивайте свой вкус!

Одежда должна соответствовать своему назначению.

На какие 3 вида можно разделить одежду по назначению?
По назначению одежду можно разделить на три вида:

Рабочая одежда (связанная с профессией), домашняя одежда, нарядная одежда.

Как вы думаете, о какой одежде мы должны заботиться больше всего?

- О рабочей . Основное дело нашей жизни – это работа. Ваша работа – учеба в школе, поэтому школьной форме – основное внимание. Рабочая одежда должна быть удобной и красивой.

На 2-м месте – домашняя, так как больше всего времени мы проводим дома. Здесь живут наши родные и близкие, которых мы любим. Почему они должны видеть нас некрасивыми?

На 3-м месте – нарядная . Для мужчин нарядной одеждой является костюм.

Давайте попробуем наш класс превратить в Дом моделей. Мы на передаче «Модный приговор» , которая сегодня познакомит нас с основными стилями одежды.

Вы получили материалы для изучения теории моды и сейчас обучите нас особенностям каждого стиля.

К классическому (строгому, деловому, элегантному) относится все наиболее устойчивое, «отобранное веками», почти не меняющеея; то, что «вне моды». Девиз, который мог бы быть начертан на знамёнах классического стиля: «Всё есть, но ничего лишнего». Классикой в мужской одежде является костюм-пара или тройка, «английское» пальто, плащ. Мужчина любит однотонные или в полоску рубашки. Костюмы преимущественно серых тонов: шляпа, туфли, перчатки, кейс – всё в тон. Мужчина носит короткую аккуратную стрижку, гладко выбрит.

В женской моде фаворит одежды – костюм брючный или с юбкой до колен. Платье с рукавами, сарафан с блузкой рубашечного покроя или свитером, костюм «шанель» с юбкой прямой и в складку. Цветовая гамма: синий, серый, бордо, голубой, зелёный. Туфли простые на основе лодочки. Женщина классического стиля носит прическу, которая позволяет большое количество вариантов укладки, например, каре. Длинные волосы укладываются в пучок с оригинальной заколкой. Аксессуары подбираются так же тщательно, как и весь гардероб.

Одежда спортивного стиля (не обязательно для занятий спортом, но удобная для движения, для разнообразной работы, для активного отдыха). Мужчина любит джинсы и свитер, футболки, толстовки, ветровки. Брюки свободные с накладными карманами. Любимая обувь – кроссовки или ботинки на мягкой подошве. Этот мужчина носит короткую стрижку и гладко бреется. Если он заядлый турист, то может отпустить бороду.

Женщины носят джинсовые брюки разных видов. Много трикотажа: всевозможные футболки, свитеры, рубашки, джемперы. Любимая верхняя одежда – ветровка и куртка.

Романтический стиль – это область фантазий, поисков. Здесь используются элементы исторического, национального (фольклорного) костюма.Костюм мужчины продуман до мелочей. Романтик носит плащи до пят и зонт с ручкой-тростью, белые сорочки с отложным воротником, цветные жилеты, шейные платки, широкополые шляпы, светлые летние костюмы изо льна и шёлка. Любит удлинённые стрижки или волнистые волосы до плеч.

Женщина романтического типа любит прозрачные детали, кружева, воланы, шнуровку, затянутую талию, летящие, обволакивающие ноги юбки. Ткани воздушные с цветочным, фантазийным, абстрактным узором. Городской стиль – это костюм приталенного силуэта с закругленными деталями. Блузка с бантом или жабо. Возможно сочетание платья с пиджаком. Платье – фаворит романтического стиля. Любимое пальто – приталенный редингот с отложными обшлагами из бархата. Цвета: светло-голубой и розовый, лавандовый, фисташковый. У неё целая коллекция аксессуаров. Обувь на каблучке, утонченная, с изящными деталями.

Мужчины мало заботятся о внешности и ходят в вытянутом свитере и шлёпанцах на босу ногу. Но может быть и демонстративен. Могут появиться различные вещи – от фольклорных вышитых рубашек навыпуск, до экспериментальных курток из целлофана. Ему нравятся этнические рисунки, натуральные ткани. Представители этого стиля порой отпускают длинные волосы и бороду, а иногда бреют голову, прокалывают уши, брови другие места и татуируют тело.

Женщина такого типа непредсказуема, экспериментирует с цветом, длиной волос. Они могут быть взъерошены или заплетены в косички. Иногда макияж полностью отсутствует, а иногда глаза и губы ярко очерчены – всё зависит от образа. Гардероб её состоит из удобной одежды, шалей и длинных шарфов. Любит свободные свитеры ручной вязки, фантазийные узоры. Её привлекает восточный стиль. Она часто сама выдумывает свои наряды или переделывает готовые наряды до неузнаваемости. Свободный стиль представлен одеждой как бы с чужого плеча. Это стиль хиппи: бахрома, клеши, вышивка, вязка крючком. Обувь необычная, из замши, атл/аса, льна.

А сейчас,модели, на подиум!

Сейчас перед вами пройдут модели различных стилей. Ваша задача определить какой это стиль и какие нарушения стиля вы заметили?

Девочки, вы обратили внимание, что макияж присутствует почти в каждом стиле, но знаете ли вы, каким он должен быть в каждом стиле?

Классический стиль – умело подчеркнуть

Романтический - рисуем образ

Спортивный – отсутствие или легкий макияж

Фольклёрный – используются народные элементы и роспись

Красота дерева – в листьях, а человека – в одежде.

Третий этап. Душа.

Легко сменить прическу, костюм и стать модным человеком.

Воспитывать культуру чувств, культуру человеческого общения, душу – дело не только долгое, но и трудное.

(Читает ученик)

Н.Заболоцкий.

« Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе ленится!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудится

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Почему нужно постоянно заставлять свою душу трудиться?

Американский просветитель 18века Бенджамин Франклин , будучи еще рабочим типографии, составил для себя

« 13 принципов мелкой повседневной добродетели» В них входили: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, деятельность, откровенность, бережливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность.

Четвертый этап. Мысли.

Для того чтобы приблизится к идеалу, необходима еще одна,

последняя составляющая, - это наши мысли.

Послушайте музыку.

(Исполняется вокализ Сергея Рахманинова. Поет Галина Вишневская)

Что почувствовали вы, слушая это пронзительное пение?

(Тоска, боль, рыдания)

Это произведение написал Сергей Рахманинов, человек, который вынужден был навсегда покинуть Россию, но мечтал о Родине и любил её. А исполняет вокализ Галина Вишневская, изгнанная из России, но бесконечно любящая русский народ. Вокализ - это музыка без слов. Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.

Добрые люди – светлые мысли – светлые мысли – добрые дела.

Вот мы и построили с помощью Чехова модель совершенного человека. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Что есть красота?

И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Рефлексия

Перед вами два сосуда. Один красивый, но пустой, другой скромный, но с горящим сердцем. Если у вас после нашей встречи остался огонёк в душе, положите сердечко в эту вазу. Если наша встреча не затронула, то положите сердечко в пустую вазу.

Приложения

Э. Асадов «Нежные слова».

То ли мы сердцами остываем,

То ль забита прозой голова,

Только мы всё реже вспоминаем

Светлые и нежные слова…

И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите,

Самые хорошие слова!

Н.Заболоцкий.

« Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе ленится!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудится

И день, и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Описание стилей

К классическому (строгому, деловому, элегантному) относится все наиболее устойчивое, «отобранное веками», почти не меняющеея; то, что «вне моды». Девиз, который мог бы быть начертан на знамёнах классического стиля: «Всё есть, но ничего лишнего». Классикой в мужской одежде является костюм-пара или тройка, «английское» пальто, плащ. Мужчина любит однотонные или в полоску рубашки. Костюмы преимущественно серых тонов: шляпа, туфли, перчатки, кейс – всё в тон. Мужчина носит короткую аккуратную стрижку, гладко выбрит.

В женской моде фаворит одежды – костюм брючный или с юбкой до колен. Платье с рукавами, сарафан с блузкой рубашечного покроя или свитером, костюм «шанель» с юбкой прямой и в складку. Цветовая гамма: синий, серый, бордо, голубой, зелёный. Туфли простые на основе лодочки. Женщина классического стиля носит прическу, которая позволяет большое количество вариантов укладки, например, каре. Длинные волосы укладываются в пучок с оригинальной заколкой. Аксессуары подбираются так же тщательно, как и весь гардероб.

Одежда спортивного стиля (не обязательно для занятий спортом, но удобная для движения, для разнообразной работы, для активного отдыха). Мужчина любит джинсы и свитер, футболки, толстовки, ветровки. Брюки свободные с накладными карманами. Любимая обувь – кроссовки или ботинки на мягкой подошве. Этот мужчина носит короткую стрижку и гладко бреется. Если он заядлый турист, то может отпустить бороду.

Женщины носят джинсовые брюки разных видов. Много трикотажа: всевозможные футболки, свитеры, рубашки, джемперы. Любимая верхняя одежда – ветровка и куртка.
На всех вещах много карманов, молний, липучек. Юбки простые, короткие, но носят их редко. Цветовая гамма обширна – от ярких до натуральных, «экологических» цветов. Женщина любит простые в уходе стрижки. Основные критерии в выборе одежды – удобство, практичность, комфорт, функциональность.

Романтический стиль – это область фантазий, поисков. Здесь используются элементы исторического, национального (фольклорного) костюма. Костюм мужчины продуман до мелочей. Романтик носит плащи до пят и зонт с ручкой-тростью, белые сорочки с отложным воротником, цветные жилеты, шейные платки, широкополые шляпы, светлые летние костюмы изо льна и шёлка. Любит удлинённые стрижки или волнистые волосы до плеч.

Женщина романтического типа любит прозрачные детали, кружева, воланы, шнуровку, затянутую талию, летящие, обволакивающие ноги юбки. Ткани воздушные с цветочным, фантазийным, абстрактным узором. Городской стиль – это костюм приталенного силуэта с закругленными деталями. Блузка с бантом или жабо. Возможно сочетание платья с пиджаком. Платье – фаворит романтического стиля. Любимое пальто – приталенный редингот с отложными обшлагами из бархата. Цвета: светло-голубой и розовый, лавандовый, фисташковый. У неё целая коллекция аксессуаров. Обувь на каблучке, утонченная, с изящными деталями.

Неформальный, назовем его «свободный художник».

В этом стиле разрешено всё. Стиль антимоды.

Мужчины мало заботятся о внешности и ходят в вытянутом свитере и шлёпанцах на босу ногу. Но может быть и демонстративен. Могут появиться различные вещи – от фольклорных вышитых рубашек навыпуск, до экспериментальных курток из целлофана. Ему нравятся этнические рисунки, натуральные ткани. Представители этого стиля порой отпускают длинные волосы и бороду, а иногда бреют голову, прокалывают уши, брови другие места и татуируют тело.

Женщина такого типа непредсказуема, экспериментирует с цветом, длиной волос. Они могут быть взъерошены или заплетены в косички. Иногда макияж полностью отсутствует, а иногда глаза и губы ярко очерчены – всё зависит от образа. Гардероб её состоит из удобной одежды, шалей и длинных шарфов. Любит свободные свитеры ручной вязки, фантазийные узоры. Её привлекает восточный стиль. Она часто сама выдумывает свои наряды или переделывает готовые наряды до неузнаваемости. Свободный стиль представлен одеждой как бы с чужого плеча. Это стиль хиппи: бахрома, клеши, вышивка, вязка крючком. Обувь необычная, из замши, атласа, льна.

"В человеке должно быть всё прекрасно..." Об одном высказывании А.П.Чехова.

Широко известно изречение, под которым стоит фамилия русского писателя А.П.Чехова:
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

При каких обстоятельствах рождена эта фраза, ставшая крылатым выражением?
Может быть, это выдержка из чеховского дневника, или она родилась в пылу дискуссии с другом-современником, и тот поведал обществу об этом?

Ни то ни другое. Высказывание это принадлежит доктору Михаилу Львовичу Астрову из пьесы А.П.Чехова " Дядя Ваня" (1890), а прежде её произнёс тоже доктор, но под именем Михаил Львович Хрущёв, в чеховской комедии "Леший". Дело в том, что " Дядя Ваня" является переделкой пьесы " Леший", и ситуации, при которых прозвучали эти слова в обеих пьесах, несколько разные.

Чехову пришлось отказаться от пьесы "Леший" по причине того, что её не приняли в Петербурге для игры на сцене; " Дядя Ваня" писался уже для московских театров, его постановка держалась двадцать сезонов и шла с большим успехом не только в Москве, но и в провинциальных городах.

Согласимся, что не каждое мнение литературного героя отражает непосредственно взгляды автора произведения на определённый предмет.
Если вдуматься в данное высказывание в том укороченном варианте, в каком мы его привыкли видеть, невольно обратишь внимание на обобщающее слово "всё" . Почему "всё", говоря о человеке, - это только "лицо","одежда", "душа" и "мысли"?.. А фигура человека не должна быть прекрасной?.. А его поступки и его речь?.. Хотя, может быть, понятия "душа и мысли" и включают в себя предыдущие два - имея прекрасную душу, нельзя плохо поступить или плохо о ком-то или о чём-то высказаться.
Очевидна и относительность понятия " прекрасного". Одно и то же лицо одним человеком воспринимается как прекрасное, а другим нет. А какую одежду можно назвать "прекрасной"? Точно так же у каждого на это своё мнение.

Обратим внимание и на словосочетание " должно быть". Во времена Чехова ударение в слове "должно" ставилось на первый слог - "дОлжно", что видно из подобных конструкций в предложениях " Так не дОлжно поступать", "Вам дОлжно подумать о своём поведении", " ДОлжно слушать советы старших" и др.
Предикатив "дОлжно" при глаголе в неопределённой форме образует в безличном предложении сказуемое("дОлжно быть", "не дОлжно поступать", " дОлжно подумать", "дОлжно слушать") и равен таким понятиям, как: " надо", "нужно", "следует", "необходимо".
Значит, в хрущёвско-астровском выражении " В человеке дОлжно быть всё прекрасно..." содержится не утверждение или призыв, а надежда на прекрасное в человеке, мечта об этом: "Надо (нужно), чтобы в человеке было всё прекрасным", " Необходимо, чтобы в человеке было всё прекрасным" и т.п.)
В Орфографическом словаре под редакцией профессора Лопатина так же, как и во многих других орфографических словарях, указано, что "дОлжно, в значении сказуемого", с ударением на первом слоге, означает понятие "следует", но приведены примеры областного и просторечного применения, когда слово " должнО", с ударением на последнем слоге, является вводным, то есть на письме выделяется с двух сторон запятыми, и словосочетание "должнО быть" - так же вводное.
У Чехова в его фразе нет значения вводности и выражение "должно быть" запятыми не выделяется.

Рассмотрение данной мысли именно под таким углом зрения меняет её тональность с жёстко- призывно-утвердительной (как ещё советский читатель привык её воспринимать) на более мягкую, предположительную, ожидаемую.

Кроме того эту фразу нельзя рассматривать в отдельности от контекста, поскольку именно текст, в который она включена, должен окончательно прояснить её смысл и задачу. Для этого сравним две выписки из диалогов между Хрущёвым и Соней ("Леший", 1890) и Астровым и Соней (" Дядя Ваня", 1897). И Михаил Львович Хрущёв, и Михаил Львович Астров (Чехов изменил у героев только фамилии) имеют медицинское образование, но занимаются, живя в деревне, в своём поместье, не только медицинской практикой, но и спасением лесов от варварской их вырубки.

Текст 1.
Из пьесы " Леший":

Соня. Отчего же у вас такое сердитое лицо?

Хрущов. Оттого, что я сердит. Здесь никого нет, и можно говорить прямо. С каким удовольствием, Софья Александровна, я увез бы вас отсюда сию минуту. Не могу я дышать этим вашим воздухом, и мне кажется, что он отравляет вас. Ваш отец, который весь ушел в свою подагру и в книги и знать больше ничего не хочет, этот дядя Жорж, наконец ваша мачеха...

Соня. Что мачеха?

Хрущов. Нельзя обо всем говорить… нельзя! Великолепная моя, я многого не понимаю в людях. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В красивой оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами… Простите мне, я волнуюсь… Ведь вы мне бесконечно дороги...

Соня (роняет нож). Уронила…

Хрущов (поднимает). Ничего…
Пауза.

Бывает, что идешь темной ночью по лесу, и если в это время светит вдали огонек, то на душе почему-то так хорошо, что не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя прямо в лицо. Я работаю от утра до глубокой ночи, зиму и лето, не знаю покою, воюю с теми, кто меня не понимает, страдаю иногда невыносимо… но вот наконец я нашел свой огонек. Я не буду хвастать, что люблю вас больше всего на свете. Любовь у меня не все в жизни… она моя награда! Моя хорошая, славная, нет выше награды для того, кто работает, борется, страдает...

Комментарий к тексту 1.
Почему герои заговорили, помимо прочего, об одежде, от которой "кружится голова от восторга" (в продолжении текста Соня говорит о том, что любит модно одеваться)? Не будем забывать, что Соня (ей 20 лет) и её мачеха, Елена Андреевна (ей 27 лет), принадлежат к дворянскому аристократическому обществу, где " одеваться по моде" означало выписывать стоившие очень больших денег наряды из Парижа. Хрущёв же,"демократ", "народник", как окрестила его образованная институтка Соня, но при этом уже сам помещик, копает торф для топлива, тем самым спасая леса от вырубки, сажает деревья и, конечно, в своей вышитой, как у крестьянина, сорочке выглядит демократично.
Говоря о чёрной душе, при прекрасном лице и одежде, Хрущёв имеет в виду безнравственное поведение мачехи Сони, Елены Андреевны, изменяющей своему старому мужу, профессору Серебрякову, с дядей Сони, помещиком Егором Ивановичем (что на поверку оказывается ложью и сплетнями).
Таким образом мысль о том, что в человеке должно быть всё прекрасно, нужна Хрущёву для того, чтобы, вскрыв грязные души и мысли у людей с прекрасными лицами и одеждой (по его мнению, это Елена Андреевна и Егор Иванович), противопоставить им свои чистые помыслы, свою способность трудиться, для признания Соне в любви к ней, и спасти её, чистую и светлую, от дурного влияния близких, увезя из этой семьи.

Текст 2.
Из пьесы " Дядя Ваня":

Астров. Я сегодня ничего не ел, только пил. У вашего отца тяжелый
характер. (Достает из буфета бутылку.) Можно? (Выпивает рюмку.) Здесь
никого нет, и можно говорить прямо. Знаете, мне кажется, что в вашем доме
я не выжил бы одного месяца, задохнулся бы в этом воздухе... Ваш отец,
который весь ушел в свою подагру и в книги, дядя Ваня со своею хандрой,
ваша бабушка, наконец, ваша мачеха...

Соня. Что мачеха?

Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и
душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит,
гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет
никаких обязанностей, на нее работают другие... Ведь так? А праздная жизнь
не может быть чистою.

Впрочем, быть может, я отношусь слишком строго...

Я, наверное, не буду оригинальна, обратившись к цитате А.П. Чехова, хотя обращение к ней подтверждает, что человечество всегда стремилось к совершенству, к подлинной красоте, в том числе и я.
Каждый человек, глядя на себя в зеркало, вольно или невольно задумывается об идеале красоты. И, заметьте, у каждого человека есть на это свое собственное, твердое убеждение.
И, почему-то, очень часто мы, прикрываясь глубоким внутренним миром, своей духовностью, правильным восприятием мира, провозглашаем, что одежда для человека не главное, ведь « … провожают по уму». Но ведь встречают по одежке…

Почему, можно услышать, что надев костюм клоуна, человек клоуном – то не станет?
Но, почему нужно окружающих заставлять разглядеть, то важное, существенное, ценное и глубокое, что есть в каждом. Ведь в современном мире для этого не всегда есть время. И можно получить ярлык, совсем не соответствующий тебе, а исправить, бывает, и поздно, и сложно.

Я думаю, что с одеждой все достаточно просто – необходимо одеваться так, чтобы твой внутренний мир гармонировал с твоим внешним видом. Человек должен одеваться красиво. Пренебрежение своим внешним видом, свидетельствует о каких изъянах и недостатках, о духовных упущениях. А желание стать лучше подскажет человеку его стиль, позволит подчеркнуть его индивидуальность.

Особенно это важно для женщин, всегда стремящихся к совершенству - быть красивой, умной, успешной, модной и стильной. Вот примерно такой набор. Он, конечно, у каждой женщины отличается. Но, не забудьте без моды и стиля совершенства все равно не достичь.
Часто, то, что мы называем модой, не всегда является критерием красоты. Поэтому очень важно правильно выбирать одежду, ориентироваться на ощущения своего духа, на то чувство прекрасного, которое пробивается внутри нас.

Я отдаю предпочтение дизайнерской одежде за ее безграничные возможности.
Каждая деталь авторской одежды работает на положительный имидж того, кто ее носит, помогает каждой женщине раскрыть свою индивидуальность и показать миру новые грани своей натуры. Это одежда для тех женщин, которые хотят быть неповторимыми и не боятся показать миру себя.

Часто, бизнес-леди, прикрываясь dress – кодом, забывают о том, что есть много других мест, где нужно выглядеть так же хорошо, как и в офисе, а иногда даже лучше, чем в офисе. Вот тут и приходится ломать голову над тем, что надеть и где купить? www.dizmoda.com

Всегда рада помочь хорошим советом и обсудить возникшую проблему. Мои знания, умения, а также большой опыт работы с дизайнерами могут быть полезными и интересными, а иногда просто необходимыми.
Буду рада общению!