Увлекательная ботаника. Занимательная ботаника

Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей. — М.: Белый город, 2008. — 143 с.: ил. — (Моя первая книга).

Когда открываешь познавательную детскую книгу, сразу видно, нравилось автору её писать или он «нарочно притворялся». Похоже, Светлана Лаврова ни капельки не притворялась: ей самой ужасно интересно то, о чём она рассказывает в своей «Занимательной ботанике…». Раньше мы знали, что писательница С.Лаврова умеет сочинять симпатичные истории и сказки со всякими приключениями. Теперь выясняется, что жизнь растений — тоже увлекательная история, полная загадок, открытий и неожиданностей.
Начнём хвалить эту книжку с самого главного — с интонации, которую удалось найти автору. Это разговорная интонация, прямое обращение к читателю: «Представь раннее утро…» , «попробуй нарисовать это чудовище…» На самом деле такой способ общения — труднейший. Одно неверное движение, и автор скатится к позорному «сю-сю», а ребёнок захлопнет книгу. Но Светлана Лаврова умеет держать баланс. Она говорит свободно (именно говорит, потому что голос почти слышен), если хочет — шутит, если надо — становится серьёзной и обращается к маленькому собеседнику безо всякой навязчивости, демонстрируя отменное чувство меры и такта.
Успех хорошо виден даже в названиях многочисленных коротких главок, составляющих книгу. Общий фон простой и спокойный: «Какие бывают листья», «Какие бывают стебли», «Почему яблоко вкусное» и т.д. На этом фоне начинается игра: «Ёлка, притворившаяся пальмой», «Ёлка, притворившаяся осьминогом», «Ёлка, притворившаяся лианой». Есть ещё «Дерево для динозавра» и «Виноград для моряков», а рассказ про клеточное строение нашего мира и вовсе называется «Всё клетчатое».
Книга разнообразна: повсюду разбросаны лакомые кусочки любопытной информации, за которыми так интересно охотиться. Книга современна: на первых же страницах автор смело сообщает маленьким читателям, что у науки ещё куча дел — даже граница между растениями и животными проведена на данный момент только пунктиром. Наконец, книга всерьёз познавательна, потому что рассказывает не о случайных мелочах, но об основах ботаники.
Теперь пора немножко поругаться. Не верьте издательству «Белый город», которое утверждает, что перед нами книжка «для малышей» , обращённая к «дошкольникам и ученикам младших классов» . Имейте в виду только «младшие классы», то есть детей не моложе семи-восьми лет (если, конечно, у вас не малыш-индиго). Не сердитесь на Светлану Лаврову за то, что пару раз она без явной надобности позволяет себе термины вроде «хлоропласты» и «цитоплазма». Простите автору конец книжки — последнюю нарочито-поучительную главу (она такая одна). Простите (или не простите!) издательству сомнительное полиграфическое исполнение неплохо подобранных иллюстраций. А главное — не относитесь слишком серьёзно к этим отдельным недостаткам. Поверьте, по сумме баллов «Занимательная ботаника» — хорошая книжка.
Особенно — весной и летом.

Н.М. Верзилин. Книги о растениях.

Многие книги доступны в интернете.

Начиная со среднего школьного возраста.

Николай Михайлович Верзилин (1903-1984) - доктор биологических наук, профессор, член Союза писателей СССР, писатель-натуралист, педагог. С 16 лет преподавал в начальных классах сельской школы. Окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт. Преподавал в школе, в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей. В школе создавал опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы. Автор работ по методике преподавания биологии, учебников ботаники и биологии. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, профессор-консультант Ленинградского педагогического института им. А. Герцена. Зав. лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии Ленинградского филиала Академии педагогических наук.

"По следам Робинзона" . Детгиз, 1946; М., Детская литература, 1953; Л., Детская литература, 1956, 1964, 1974; Минск, Народная асвета, 1982; М, Просвещение, 1994, М.: Дрофа, 2004.

Оказывается Робинзон, ставший в общественном сознании неким образцом умения выжить в дикой природе, весьма неэффективно использовал окружавшие его дары природы. "Робинзон сам признается в своем ботаническом невежестве: "Я искал кассаву, из корня которой индейцы тех широт делают муку, но не нашел... Там были и другие растения, каких я раньше никогда не видал: весьма возможно, что, знай я их свойства, я мог бы извлечь из них пользу для себя... Во время пребывания в Бразилии я так мало обращал внимания на тамошнюю флору, что не знал даже самых обыкновенных полевых растений...". Робинзон остро чувствовал неполноту своих знаний растительного мира: "Я пошел домой, раздумывая по дороге о том, как бы мне научиться распознавать свойства и доброкачественность плодов и растений, которые я найду". Но дальше размышлений на эту тему Робинзон не пошел: им не были открыты и использованы сокровища растительного мира. Ему пришлось бы очень плохо, если бы корабль разбился у какого-нибудь острова на Севере, где нет ни кокосовых орехов, ни апельсинов, ни винограда". Книга Верзилина содержит массу полезной информации и советов о выживании в природе среднерусской полосы, о том, какие растения и как можно использовать. Десятилетиями этой книгой зачитывались не только дети, но и вполне взрослые люди, которым приходится проводить много времени вдали от цивилизации. Возможно, лучшей характеристикой книги будут слова М.А. Сарбина, впервые (?) выложившего книгу в сети в 2005 г.: "Дома хранится издание 1974 года в мягкой обложке. Но счастливыми обладателями ее мы стали совсем недавно. А до этого в нашем распоряжении были только собственные рукописные копии, сделанные в детстве с единственного в городе библиотечного экземпляра, на который вечно была очередь. Кто-нибудь сейчас представляет себе, что такое переписать книгу вручную, да еще в полном объеме, потому что жалко потерять хоть одно слово?"

"Путешествие с домашними растениями". 1949, М, Детская литература, 1951, Л., Детская литература, 1954, 1958, 1965, Педагогика-пресс, 1995, М.: ИД Мещерякова, 2008. Она же под названием «Райский сад на подоконнике» "АСТ", 2000; «Книжный клуб ХХI век», 2001.

/В издании ИД Мещерякова оригинальный текст Н.Верзилина приведен в соответствие с современными научными требованиями/.

"Эту книгу лучше читать поздней осенью или зимой, когда за окном снег, когда однообразная белая пелена сменила радостную зелень с пятнами цветов, и деревья, лишенные листьев, скованы морозом. В это время даже равнодушные к природе люди с грустью вспоминают лето и с нежностью смотрят на растения, стоящие на окне. Любители путешествий, внимательно рассмотрите ваши домашние растения! Ведь эти растения тоже «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Явы, Бразилии, пустынь Африки и Мексики". Растения, которые выращиваются в наших садах и огородах, на балконах и подоконниках, родом из влажных субтропиков, саванн и пустынь, так что рассказ о них превращается в заочное кругосветное путешествие. Каждая глава - рассказ об одном растении: о том, как оно живет на родине, как было "одомашнено", как выращивать его дома и какие интересные опыты можно с ним проделать. Десять лет собирал автор материалы о комнатных растениях, сам занимался разведением их, ставил разнообразные опыты, кабинет свой превратил в маленький ботанический сад, прежде чем написал эту книгу.

"По садам и паркам мира" . Л., Детгиз, 1961, она же "Сады и парки мира" М.: Детская литература, 1964.

Прежде чем написать эту книгу, Верзилин побывал во многих отечественных и зарубежных садах и парках. В Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии он знакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями Материал для книги собирался несколько лет.

"Сад, в который вы входите, - это не только место, где растут цветы, кусты и деревья. Сад -это произведение искусства, создаваемое в течение длительного времени. Все в нем - и стиль планировки, и форма дорожек, и сочетание групп различных деревьев, и композиция цветов на клумбах - все результат художественного творчества человека. Сад строится по архитектурному плану; как в музыке достигается гармония звуков, так и в саду должна быть гармония, красивое сочетание форм и окраски листвы и цветов. Сад - это картина, но постоянно меняющаяся в зависимости от времени года... Много вопросов может возникнуть у нас во время прогулки по садам и паркам. ...Войдем, читатель, в сад, сначала в самый древний. Обойдем все замечательные сады мира в разных странах, проникнем в разные эпохи"...

Эта книга - история садово-паркового искусства в популярном изложении, построенная на огромном фактическом материале, и вместе с тем - практическое пособие по планированию и разбивке декоративного сада, выбору растений и уходу за ними.

"Учитель ботаники, или Разговор с растениями". Л., Детская литература, 1984.

В электронном виде есть только в Библиотеке А.Шипунова.

Последняя книга Верзилина имеет странную и печальную судьбу. "К учёному, которому исполнился восемьдесят один год, пришёл редактор и, извиняясь, сообщил, что весь тираж книги пущен под нож. Объяснения были довольно странными: вместо Шри-Ланка автор написал Цейлон и ещё что-то в таком же духе. Ни сам Николай Михайлович, ни два его взрослых сына так и не смогли получить ни одного экземпляра. У автора осталась только рукопись. Видимо, эта печальная ситуация и ускорила смерть Верзилина: его похоронили в том же 1984 году... До 2002 года семья Верзилиных считала, что «Учителя ботаники» в печатном виде не существует. Но вот однажды мне принесли экземпляр этой легендарной книги, хранящийся в частном собрании. Куплена она была где-то на задворках бывшего Советского Союза. Я позвонила в Санкт-Петербург сыну Верзилина Никите Николаевичу. Он долго отказывался верить, что у меня в руках издание «Учителя ботаники». То самое или нет? Сходилось всё: год выхода, тираж, название типографии, куда лично и неоднократно ездили учёный, а потом и его дети. Между тем, вместо «крамольного» Цейлона везде и всюду было напечатано «правильное» Шри-Ланка. Но ещё загадочнее оказалась дата подписания книги в печать: 27 июня 1984 года, то есть через двадцать пять дней после смерти Николая Михайловича. На последней странице имя автора было обведено траурной рамкой. Наверное, мы так никогда и не узнаем, существовал ли на самом деле уничтоженный тираж? Если да, то кто и зачем выпустил второе (или первое?) издание сразу после смерти автора? Наконец, почему об этом не сообщили родным, а тираж сослали подальше от крупных городов - на север?.. Чтобы спасти книгу и самому при этом не пострадать? Или потому что текст был каким-то образом «переписан», и показать его родственникам было нельзя из-за опасений, что случится конфликт?" (цит. по http://bibliogid.ru/articles/1371)

Для современного читателя непостижимо, чем и кому могла не угодить эта книга - автобиографический рассказ великого ученого и педагога о собственной юности - о том, как молодой учитель в течение года преподаёт в обычной школе ботанику. И как Вани, Пети, Маши, сидящие в классе, потихоньку влюбляются в традиционно считавшийся «второстепенным» предмет. Влюбляются настолько, что другие педагоги начинают сердиться: у детей не хватает времени на «важные» математику и русский.

Книги Н.М. Верзилина о растениях (указан год первого издания): "Лечебница в лесу" (1943), "По следам Робинзона" (1946), "Путешествие с домашними растениями" (1949), "Растения в жизни человека" (1952), "Тропинка в лес" (1956), "По садам и паркам мира" (1961), "Цветы из сада" (1962), "Пылинки дальних стран" (1969), "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" (1984). В соавторстве с В. Корсунской: "В саду Мичурина", "Лес и жизнь" (1966), "В. И. Вернадский" (1982).

5 причин завести «зеленых» друзей

  1. Правильно подобранные растения одинаково благотворно влияют на тело, разум и душу. В Китае даже говорят: «Тот, кто сажает сад, сажает счастье».
  2. Растения улучшают микроклимат в квартире. Ведь они поглощают вредные вещества (углекислый газ) и насыщают воздух фитонцидами. А регулярный полив и опрыскивание значительно увеличивают влажность воздуха.
  3. Растениеводство – это отличный способ воспитать у ребенка ответственность, привить ему любовь и бережное отношение ко всему живому. Сформировать желание стать частью природы, ее другом и защитником, а не хозяином.
  4. Знакомство ребенка с удивительным миром растений. Это особенно актуально в условиях современного города, когда дети порой имеют весьма отдаленное представление о том, откуда берутся горошек, морковь, другие овощи и зелень.
  5. Превращение из семечка в крохотный зеленый росток, а затем и во взрослое растение завораживает детей. Кроме того, это целомудренный способ объяснить ребенку, как зарождается жизнь.

Секреты успешного растениеводства

  • Определите свои возможности. Например, как часто и долго бывает освещен солнечными лучами ваш подоконник (или балкон). Большинство растений предпочитают хорошо освещенные, но скрытые от прямых солнечных лучей места. Хотя есть любители пожариться на солнце и есть тенелюбивые растения.
  • Выберите растения с учетом особенностей вашего жилья (см. Естественный отбор). Узнайте, какие условия считаются для них благоприятными.
  • Растения продаются в легких пластиковых контейнерах минимального размера и с мизерным количеством земельного субстрата, что недостаточно для нормального развития. Поэтому сразу после покупки пересадите его в новый горшок и землю.
  • Обеспечьте растениям тщательный уход (см. Объем работ). Объясните ребенку, что растения – живые. Они дышат, пьют, питаются, спят, растут и радуются солнцу. Они могут заболеть и даже погибнуть.

Естественный отбор

Волнуетесь, что растения не выживут при вашей занятости? Напрасно. Поверьте, главное – подобрать подходящие именно вам растения. Итак, растения должны быть:

  • Безопасные, то есть без колючек (откажитесь от кактусов, алоэ, роз). И, конечно, ни в коем случае не заводите ядовитые растения. Перечислим некоторые: плющ, олеандр, эхмея, неорелегия, синадениум (молочай), диффенбахия, глаонема, алоказия крупнокорневая, юкка, монстера.
  • Неприхотливые, то есть не требующие тщательного ухода. Во многих случаях такие растения прощают и обильный (скудный) полив, и неподходящий субстрат, и другие возможные ошибки.
  • Быстрорастущие. Большинство детей нетерпеливы. Им скучно и неинтересно, если придется долго ждать результата своих трудов. Поэтому сажайте те растения, которые легко и быстро развиваются.

Объем работ

Полив
Потребность в воде во многом зависит от самого растения. Основное правило – соблюдать определенный режим полива. Чтобы не забыть день полива, придумайте вместе с ребенком какую-нибудь подсказку. Например, поливать только по четным дням (заодно и выучите), а если надо два раза в неделю, то по средам и субботам (дни недели начинаются на букву «с»).
Другое правило: воду следует лить не на само растение, а рядом. Можно использовать воду из-под крана, но обязательно постоявшую хотя бы два дня. Важно также, чтобы вода была комнатной температуры.

Подкормка
Чтобы растения радовали вас здоровьем, одной воды недостаточно – нужна еще и регулярная подкормка. Весной и летом приблизительно один-два раза в месяц. Зимой же, в период покоя, подкормка нежелательна. Внимание! Отмерять необходимый объем и растворять удобрение в воде должны только взрослые. Следите, чтобы удобрение не попало на нежную кожу ребенка. Если это все-таки произошло, то как можно скорее обильно промойте теплой водой с мылом.

Очищение
А вот занятие как раз для тонких пальчиков крохи – обрывать желтые, засохшие листья растения. Регулярно протирать листья влажной тряпочкой – чтобы удалить с них пыль и грязь. А примерно раз в две недели аккуратно промывайте растения в ванне под теплым душем.

Пересадка
Будьте готовы пересаживать растения в новую землю и горшки большего размера (на 3–5 см) приблизительно раз в два-три года. Как правило, этим ответственным делом лучше заниматься взрослым. Ребенку же можно объяснить, почему растению стало тесно в его старом горшке.

Что потребуется?

  • Симпатичная небольшая лейка с длинным узким носиком, маленькие грабли и лопаточка. И договоритесь, что после использования все надо будет помыть, почистить и убрать в специальное место для хранения.
  • Экипировка: фартук, резиновые перчатки, а для работ на свежем воздухе – еще и резиновые сапожки.
  • Горшки, ящики, контейнеры с поддонами. Во всех емкостях должны быть отверстия, через которые будет стекать лишняя вода.
  • Дренаж и подходящий вашим растениям по кислотности питательный грунт.

Растительный мир

На подоконнике
Неприхотливых в уходе комнатных растений много. Как правило, это растения с толстыми мясистыми листьями. Они могут длительное время обходиться без воды. А вот растения с резными, тонкими листьями, наоборот, капризны, требуют тщательного ухода и часто подвержены болезням. Одним из рекордсменов по живучести является декабрист (Варварин цвет). Очень неприхотлива, имеет красивые яркие цветы и приятный аромат герань. Дома можно вырастить также свое собственное денежное дерево (его называют крассула или толстянка). Считается, что оно является символом процветания. Поливать денежное дерево нужно примерно раз в неделю, зимой два раза в месяц.
Можно также попробовать вырастить дома на подоконнике петрушку, укроп, кресс-салат, базилик. А также мяту, чабрец, розмарин, шалфей, кустики земляники или клубники. А из обычной косточки – цитрусовые деревца (лимонное, апельсиновое, мандариновое, грейпфрут). Правда, урожая придется ждать долго, так что лучше купить уже привитое деревце.

На балконе
Для балкона идеально подойдут бархатцы, маргаритки, петуния, виола (анютины глазки), настурция, ночная фиалка (будет благоухать в ночное время), примула, бегония. Если хотите быстрее увидеть результат, то используйте цветочную рассаду, которую можно купить в садовых центрах.

На даче
У маленького дачника должен быть свой фронт работ – небольшой участок земли под его собственную грядку. Причем земля должна быть плодородной, а место – солнечным. Придумайте для грядки необычную форму, в виде сердечка или змейки. Семена можно посеять в форме спирали или заглавной буквы имени ребенка. Сделайте деревянные таблички с надписями (дата посадки, сорт), постройте заборчик, смастерите пугало. Классический набор для детской грядки: фасоль, горох, морковь, различная зелень (зеленый лук, шпинат, петрушка, укроп) и, конечно, цветы.

Учимся, играя

Обязательно заведите дневник наблюдения, где малыш будет отмечать (заодно выучит буквы и цифры) все важные события вашего растениеводства. Например, дату посадок (посева), название сорта, дату всходов, частоту полива, подкормку удобрениями. Ребенок может зарисовывать, как прорастают семена, появляются листочки и многое другое.

Учите названия цветов, тренируйтесь их узнавать. Расскажите крохе о строении растений (корень, стебель, листья, цветы, лепестки). Объясните, зачем нужна каждая их часть. Попросите рассказать, чем, по мнению малыша, цветы отличаются от деревьев, кустарников, животных (а чем похожи). Знания, добытые на практике, лучше сохранятся в памяти. Однако важно не просто наполнить ребенка информацией, а пробудить в нем любознательность, научить задавать вопросы, думать и анализировать.

Учите наблюдательности и вниманию к деталям. Подарите крохе лупу и вместе внимательно рассматривайте в мельчайших подробностях, как выглядят растения. Развивайте тактильные ощущения, максимально включайте органы чувств, активизируйте внимание и память. Например, пусть ребенок осторожно гладит листочки, вдыхает запах влажной земли, ароматы цветов и трав.

Расширяйте кругозор ребенка с помощью красочных книг, наборов открыток, журналов по садоводству. Обязательно купите энциклопедию!

Устраивайте викторины и веселые конкурсы , загадывайте шарады и загадки (можно собственного сочинения). Обязательно посмотрите замечательный мультфильм «Вершки и корешки», а потом сами поиграйте в игру «Съедобное – несъедобное». Нарисуйте овощи (морковь, свеклу, репу, лук, картофель и др.), разрежьте картинки (чтобы вершки и корешки были отдельно) и перемешайте их. А теперь пусть малыш найдет и соединит верх и низ рисунков и расскажет, что в овоще съедобное – вершки или корешки (корнеплод).

Собирайте гербарий – засушивайте цветы, травинки, листики, лепестки. Засушенные цветы можно также использовать для создания картин, изготовления открыток, коллажей, украшения всего, что придумает ваш юный творец.

Посещайте вместе Ботанический сад , выставки, фестивали цветов, мастер-классы флористов.

Занимательная ботаника

Поддерживайте тягу ребенка к познанию всего нового, совершению открытий, пусть небольших, но столь важных для него.

Покажите ребенку, как велика сила набухающих семян. Для этого возьмите мешочек из тонкой ткани, положите в него семена (гороха или фасоли), крепко завяжите мешочек и опустите в банку с теплой водой. Через несколько дней можно обнаружить, что сила набухающих семян столь велика, что разорвет мешочек. Расскажите, что весной все растения радуются солнцу и начинают пускать зеленые ростки, даже те, которые хранятся в ящике для овощей (например, клубни картофеля или лук). А теперь возьмите одну такую проросшую луковицу и поставьте ее в воду в стеклянную банку – и пусть ребенок понаблюдает. Через несколько дней он увидит, как начнут расти корни, как еще больше зеленых стрелок выбираются из луковицы, становятся длинными, а сама луковица «худеет».

Предложите ребенку понаблюдать, как растения «пьют». Для этого приготовьте подкрашенную воду (в стакан с водой добавьте пищевой краситель и тщательно размешайте до полного его растворения). Чем концентрированнее будет раствор с красителем, тем очевиднее будут результаты. Опустите в стакан, например, стебли сельдерея (при этом срезать их надо под водой – так вы уберете воздух). Через несколько дней станет заметно, как прожилки листочков окрасятся, ведь вместе с водой они впитывают и краситель. Летом понаблюдайте за своими цветами на балконе, и вскоре вы убедитесь, что с их помощью можно определять время. Ведь цветы раскрывают и закрывают свои бутоны в строго определенное время. Эту особенность цветов более 260 лет назад подметил известный шведский ботаник Карл Линней и создал знаменитые цветочные часы в виде большой клумбы в городе Упсала в Швеции. На его клумбе росли цветы, бутоны которых раскрывались в определенной последовательности с 5 часов утра до полуночи.

отзыв о книге : Пока собиралась выложить, книга исчезла на Лабиринте (временно? тираж большой), и появилась хвалебная рецензия на Библиогиде, отмечающая некоторые недостаки, с которыми согласна в одном - плохая полиграфия. На книгу также есть отзывы на Лабиринте и там же можно посмотреть содержание (в отзывах), я его забыла отсканировать.
Очень, очень хорошая книга. Дает возможность провести параллель между растительным миром и миром человека, знакомым малышу с рождения, упрощая восприятие материала. Замечательная постановка вопросов: "Чем кошка отличается от березы? Кровь дерева. Зачем цветку красота?". Иллюстрации подобраны удачно. Много интересных фактов.
Полиграфия - пачкается краска (UPDT это относится только к какой-то части тиража; см. комментарии). В остальном же только пожелание издания книги на мелованной бумаге, т.к. хотя иллюстрации четкие и достаточно яркие - репродукции картин (а это примерно половина иллюстративного материала) теряют свое очарование.

Отсканировала Заключение, за которое автор рецензии просит "простить автора" книги. Странно. Детей не надо воспитывать? Отчего же тогда рецензент не балует "малышей-индиго"?:) Единственное, что могло бы раздражать - форма наставления. А здесь она удачная. Кроме чего назвала бы шоковой терапией, поскольку тем же доступным языком, каким написана вся книга, в последней главе объясняется, почему не надо срывать веточки.

Насчет возраста. Какие-то главы будет обидно не прочесть уже малышу. В целом же да, книга на возраст постарше, чем малышовый.

Александр Васильевич Цингер

Занимательная ботаника

От редактора

Выпускаемая новым изданием книга А. В. Цингера «Занимательная ботаника» является первым посмертным изданием. Эти «бесхитростные любительские беседы», как называл их сам автор, физик по специальности и любитель ботаники, к которой он имел очень серьёзные «родственные чувства», были по достоинству и высоко оценены читателями. Поэтому нет необходимости говорить о значении «Занимательной ботаники» и о превосходном изложении и структуре книги, написанной автором, блестящий популяризаторский талант которого всеми признан.

Поскольку последнее, четвёртое издание «Занимательной ботаники» вышло в 1934 г., нам пришлось тщательно просмотреть весь текст книги, внеся в него фактические поправки и те изменения, которые вытекали, непосредственно из достижений, обогативших советскую биологическую науку за последние 12–15 лет, прошедших после выхода в свет четвёртого издания.

Однако, мы взяли на себя смелость сделать ряд дополнений к тексту автора, стараясь построить их по возможности в том же стиле, в каком написана «Занимательная ботаника». Конечно, сделать это было чрезвычайно трудно, и сколь это удалось, об этом уже будут судить читатели этого нового издания. Такие дополнения были сделаны для эвкалиптов, для секвойи, о цитрусах, подсолнечнике и белладонне; во всех этих местах новый текст выделен квадратными скобками.

Кроме этих дополнений мы включили две беседы, написанные заново: 1) «Ещё о пигмеях», (Волга цветёт) и 2) «К охотникам за растениями». Эта последняя глава помещена вместо главы «Флора СССР как источник сырья», написанной в своё время научным редактором последнего издания.

В конце книги дано также небольшое послесловие «О „Занимательной ботанике“ и её авторе», в котором мы попытались осветить подробнее это несколько необычное явление в истории ботаники, когда профессор физики так удачно и ярко разрешил трудную задачу «сагитировать юных натуралистов», для которых прежде всего написана эта книга, на глубокое и вдумчивое изучение природы.

Сложность всех указанных дополнений заключалась ещё и в том, что мне, как специалисту-ботанику не всегда легко было стать на «точку зрения непритязательного любителя»… Одно лишь может служить мне надеждой на оправдание, что если бы, у нас было, больше таких любителей ботаники, как покойный А. В. Цингер, тогда успех и серьёзное увлечение ботаникой наших молодых натуралистов были бы обеспечены в ещё большей степени, чем сейчас.

С. Станков.

Вафля (Телегин): «Я питаю к науке не только уважение, но и родственные чувства. Моей жены двоюродный брат, изволите ли знать, был магистром ботаники».

А. Чехов. «Дядя Ваня».

Я лишь скромный, непритязательный любитель ботаники, но сохраняю любовь к растительному миру и течение всей своей жизни, с самого раннего детства. Мои «родственные чувства» к ботанической науке имеют несколько большие основания, чем у чеховского Вафли. Пусть читатель простит меня, если я несколько задержусь на своих «родственных» связях с ботаникой. В моём рассказе о прошлом, может быть, найдется кое-что интересное и для теперешнего молодого поколения любителей флоры.

Отец мой был профессором математики. Всю молодость свою он провёл в Москве, вдали от природы; только лет с 35 начал он довольно регулярно проводить летние месяцы среди полей и лесов. Первое время растительный мир был ему совершенно чужд: по собственным его рассказам, он с трудом отличал рожь от овса. Однако мало-помалу он настолько увлёкся ботаникой, что через несколько лет из него выработался опытный, авторитетный знаток нашей флоры, впоследствии отмеченный званием почётного доктора ботаники. Это был, насколько мне известно, единственный случай соединения в одном лице доктора ботаники с доктором математики.

Что же дало первый толчок, побудивший моего отца от формул и геометрических построений перенести свои интересы к формам и жизни растений? По собственному признанию отца, этот толчок дали совместные прогулки и беседы с тогдашним московским профессором ботаники Н. Н. Кауфманом, автором известного в своё время определителя «Московская флора». «Когда я посмотрел, как Кауфман собирает и исследует растения, - говаривал отец, - когда я послушал его рассказы, у меня точно открылись глаза: и трава, и лес, и почва представились мне в совершенно новом свете, полные самого глубокого интереса».

Увлёкшись ботаникой на всю жизнь, отец мой умел увлекать и других. Не говорю о многих его последователях и почитателях. Академик С. Г. Навашин в юности готовился быть химиком, но по его собственным рассказам увлёкся ботаникой в значительной мере под влиянием профессора математики В. Я. Цингера. Один из лучших знатоков нашей флоры, Д. И. Литвинов (б. хранитель гербария Академии наук СССР), по образованию и первоначальной деятельности был инженером; в его увлечении ботаникой огромную роль сыграло знакомство с моим отцом.

Что касается меня, то я в те времена относился к делу совершенно по-мальчишески. Мне всё хотелось найти что-нибудь необыкновенное, никем не виданное. Я наивно полагал, что в этом - главная суть дела. Среди проявления растительной жизни меня привлекали такие курьёзы, как движущиеся тычинки барбариса, взрывающиеся плодики «Не тронь меня» , пыльники орхидей, в виде грибочка прилипающие к хоботку насекомого, и т. п.; но подробнее вникнуть в такие явления меня не тянуло, а главное - я оставался равнодушным к тысячам менее эффектных, но иногда гораздо более интересных деталей, которые более вдумчивому наблюдателю открываются повсюду. Ещё мальчишкой я мог назвать более сотни различных растений их научными, латинскими именами; но сколько-нибудь толкового представления о системе растений у меня совсем не было. Помню, мне было уже лет 15, когда отец поручил мне разложить один гербарий, хоть приблизительно, по семействам. Что у меня получилось!.. Нечего уже говорить, что чистотел (Chelidonium mаjus) попал у меня в Крестоцветные, а дымянка (Fumaria officinalis) очутилась близ Губоцветных; я не усомнился белую водяную лилию (Nymphaea alba) занести в семейство Лилейных. Лишь позднее я стал понимать, что узнать латинское название ещё не значит определить растение, что