Уткина дача музей городской скульптуры. Проект недели: Как Уткина дача станет Музеем городской скульптуры

А ТАКЖЕ СЛЕД ЮРИЯ КОЛКЕРА
В графском доме коммунальном
Тихим пеньем поминальным
Дверь печальная скрипит,
Светлый мрак в окне чердачном
Привиденьем новобрачным
Соблазнительно скользит.


А в конюшне сопредельной,
Ставшей газовой котельной,
Там, уединенью рад,
Сладкой мыслью увлечённый,
У котла сидит учёный,
Сочиняя самиздат.

Он сидит, нетленку пишет,
Топка ровным жаром пышет.
Вся-то жизнь ему ясна
Сквозь шальные упованья
Под ночные помаванья
Из чердачного окна. (© Ю.К. УТКИНА ДАЧА, НОЧЬ, 1995)

В закоулках Малой Охты среди зарослей бывшего парка, заборов, гаражей, угловатых корпусов новостроек и остатков разных «свечных заводиков» затаился удивительный и многострадальный объект - Уткина дача, усадьба Полторацких. Ее главный корпус с ротондой был построен в 1790-х гг. по проекту великого и загадочного Николая Львова (1753-1803). Так она выглядела на старинной акварели 1840 г. (худ. П.А. Дейер, слева - река Охта, прямо, там, где лодочка - река Оккервиль).


За спасение этой усадьбы, федерального памятника культурного наследия, петербуржцы бились с десяток лет. После расселения коммуналок и зачистки бомжатника она была, наконец, передана Государственному музею городской скульптуры. Музейщики разработали проект капитальной реставрации, потом шли бесчисленные согласования, ремонт регулярно переносился, затем обанкротился подрядчик и т.д. И вот, наконец, радостная весть: найден новый подрядчик, начались реставрационные работы.

Совершим небольшую прогулку по Уткиной даче (за ее возможность отдельное спасибо Музею!). И вспомним еще одного петербуржца, Юрия Колкера (р. 1946; с 1984 г. в эмиграции), увековечившего Уткину дачу в своих стихах и прозе.
Фотосъемка производилась в вечернее время при весьма неровном освещении, посему прошу заранее прощения за качество иллюстраций.

К усадьбе ведет Уткин мост - узкая пешеходная переправа через мутную речку Оккервиль.

Усадьбу окружает бетонный забор, за ним охрана, так просто на Уткину дачу сегодня не попасть.

За воротами дорожка в сторону берегового откоса р. Оккервиль и поворот в сторону внутреннего двора.

Следуем прямо. Перед нами главный дом (фасад, обращенный к р. Оккервиль).

Вид на фасад, выходящий в сторону мыса (стрелки) слияния р. Охты и р. Оккервиль. Ротонда - фирменный «почерк» Львова (см. также фото в заголовке).

Сохранились чугунные балконные кронштейны, украшенные маскаронами.

Сандрики над окнами 1-го этажа, фрагменты лепных декоративных элементов.

Чугунные дорические капители колонн.

Внутри зала ротонды. В другие помещения проход закрыт.

Состояние усадебного дома можно охарактеризовать одним словом: катастрофическое. История здешнего запустения достаточно давняя, имение начало приходить в упадок после смерти его последней владелицы княгини Зинаиды Петровны Шаховской в 1870 г.

Но и нынешнем виде усадьба обладает каким-то магическим очарованием. Вид на р. Охта.

Видовая площадка - мыс (стрелка) слияния двух рек.

Заросший усадебный парк на мысу.

Вернемся во внутренний двор усадьбы. Он зарос деревьями, кустами и травой, кое-где встречаются яблони и вишни, возможно, из бывшего сада. Заходящее солнце эффектно подсветило тыловой фасад главного дома.

Напротив него - служебный корпус в виде огромного полукружия с торцевыми фасадами, «смотрящими» на р. Охта и Оккервиль. Построен в 1820-х гг., архитектор неизвестен. В кадр этот корпус не помещается, попытался сделать панорамный снимок.

Его состояние столь же удручающее.

Через высокую полукруглую арку когда-то осуществлялся въезд в усадьбу.

Внутренняя лестница служебного корпуса.

ЮРИЙ КОЛКЕР, ОПЕРАТОР ГАЗОВОЙ КОТЕЛЬНОЙ

«Поздней осенью 1981 года оказался я кочегаром на так называемой Уткиной Даче: в котельной, отапливавшей склад и гараж киномеханического завода (ЛКМЗ) по адресу Уткин проспект 2а, в промышленном районе, при слиянии рек Охты и Оккервиля. Когда-то тут было имение, барский дом с широким полукругом конюшни. Фонтан перед домом заглох. Дом в советское время ни разу не ремонтировался, страшно обветшал. Сколько квартир в нем нагородили? Конюшня, тоже облупившаяся, использовалась по назначению: сделалась гаражом. Котельная помещалась в том конце ее дуги, который смотрел на Охту. <…>
На Уткиной Даче всё имелось для жизни: упругая лежанка, обтянутая рваным зеленым дерматином, кресло из того же гарнитура, сносный стол для машинки, чайник. Не слишком портил дело чердак, где иногда ночевал ненавязчивый бомж Гриша. <…> Приходили раз в год и представители Промгаза, которым экзамен приходилось сдавать, то есть «ставить полбанки» с закуской (что мастерски проделывал Кобак). В остальном - это был отшельничий скит. Сиди и пиши. Я и писал».

Это тот самый торцевой фасад служебного корпуса. Кажется, в этой его части и находилась котельная.

Вряд ли на этой стене когда-либо появится мемориальная доска. А вот такие стихи были написаны здесь поэтом.

К ДЕЛЬВИГУ, НА УТКИНОЙ ДАЧЕ
1
В котельной, чуть мелодия изменит,
Само уединение - не впрок.
Беда непьющему! Он плащ наденет,
Скобу откинет, станет на порог.

Вспорхни над Охтой, ноев голубок!
Воздушною волной мой лоб заденет,
И углубится, оживёт лубок,
И пастушка с принцессою поженят.

Надеждой застарелая беда
Согреется. Благословляя муку,
В зловонный склеп сквозь грязную фрамугу

Участливая явится звезда
И с нею - пыл старинного труда
И оправданье милому недугу. (24-25 декабря 1982, У. Д.)

2
Как итальянец, ежедневно фугу
Писавший, чтоб не унывать, - так мы
Лазурный берег вызовем из тьмы
Затем, чтоб беса посрамить и скуку

Убить, твою ленивую науку
Явить, свидетельствовать: нет тюрьмы,
Где нам чужое нужно брать взаймы
И душу невозможно вверить звуку.

В конечном счете, всякий труд - игра.
Так и сонет - прекрасная условность,
Обряд, аптечка смысла и добра,

Бинокль. Прописанная нам духовность
Не больше - пусть уймутся доктора -
В нас к вечному возобновит готовность. (5 февраля 1983, У. Д.)

* * *
ПРОЩАНИЕ С КАМЕНОЙ
Поэт должен быть либо влюблен, либо беден...
Б.
Как нести твоё иго, не знаю.
Что влюбленность и бедность! Тут страх
Леденящий, пустыня сквозная
Распростёрты в обоих мирах.

Болен зобом лирический гений,
С голодухи роняет перо.
У поэта - ни эха, ни тени,
Лишь архангелы: Слава! Добро!

Да и ты, моя гостья, иначе
Предстаёшь сквознякам мировым,
Мне кивая на Уткиной Даче,
По соседству с котлом паровым.

Остывает союз наш порочный,
За сумою сулящий тюрьму,
Не любовью, а связью побочной
Отступает в халдейскую тьму.

Навсегда, как и в детстве, загадка,
Вся - смешение света и тьмы,
Ты - в минувшем, где времени складка
Остывает, где грезили мы.

Так прости же меня и не сетуй!
Самый вздох обращается в пыль
Над стоячей полуночной Летой -
Ледовитой рекой Оккервиль. (1 декабря 1982, Уткина Дача)

А мы вернемся с вершин поэзии к нашей усадьбе. На служебном корпусе установлен очень симпатичный информационный плакат, показывающий, как всё тут будет выглядеть после ремонта и комплексной реставрации.


Всё обещают восстановить за 4 года. Будем в это верить!

Наконец-то лето вошло в свои права. И мы, читатель, отправимся на дачу, где немного окунёмся в атмосферу «пушкинского века».

В дебрях неприметной застройки Малой Охты, среди бывших деревенек, на смену которым пришли торговые комплексы, притаилась редкостная красота – Уткина дача. Её совершенно не видно с дороги – Заневского проспекта: красота скрыта за деревьями бывшего пейзажного парка, давно превратившегося в лес. К даче «ведёт», петляя, маленькая речка Оккервиль. Пока краеведы спорят, жил ли на свете полковник с фамилией, давшей имя этой речке, мы свернём с набережной и войдём под сень вековых деревьев.

Сегодня найти дорогу легче лёгкого: мы идём туда не одни. Уткина дача принимает гостей, и по тропинке тянется вереница народа. Старинные стены не тревожатся, как в недавние времена. Это гости званые – сегодня на Уткиной даче день открытых дверей, который проводит нынешний хозяин – Государственный Музей Городской Скульптуры.

Пока я рассказываю вам всё это, дача, наконец, показывается нам. Мы входим в ворота, у которых нас встречает приветливый, но строгий охранник и сотрудницы музея. И вот уже перед нами главное здание – усадебный дом. Конечно же, с высоким крыльцом и колоннами. Дом выстроен в стиле классицизм в 1790-х годах предположительно по проекту выдающегося архитектора Н.А. Львова (он же – автор Главпочтамта, Невских ворот Петропавловской крепости, Приоратского дворца в Гатчине, и это только в Петербурге). Львов был другом семьи владельцев имения.

Уткина дача. Главный усадебный корпус. Лицевой (парадный) фасад.

Войдём же, читатель, внутрь Ротонды главного корпуса. Нас ведёт экскурсовод музея Вера Мануртдинова. Вера очень увлечена идеей скорейшего воссоздания усадьбы – рассказывает она не монотонно, а с живым интересом. Показывает потолочный фриз с мифологическими сюжетами – единственное, что сохранилось из интерьеров. В примыкающее к Ротонде крыло ведёт дверь. Планировка здесь «классическая» – анфиладная. Но в анфиладу не попасть: как и в большинстве расселёнок (да, Уткину дачу эта участь не минула), там «погулял» не один пожар. Но Вера Владимировна уверена – всё восстановят, усадьба залечит нанесённые лихими временами раны.

Гостей так много, что зал с трудом вмещает их. Кто-то остроумно замечает: «А мы ещё не в кринолинах!» На этом «приёме» отсутствует дресс-код: сюда входят и в платьях, и в джинсах. Уткина дача рада всем, кто пришёл с добром.

Пока в Ротонде темно и холодно. Экскурсия идёт при свете фонариков. Дивное зрелище: как будто здесь собрались светлячки. Экскурсовода прекрасно слышно и без микрофона – в Ротонде великолепная акустика. Ведь строилась усадьба для известного русского баритона Марка Полторацкого – первого доброго хозяина.

Внутри Ротонды.

Мы выходим из Ротонды. В глаза ударяет яркое солнце и… облако сирени. На Уткиной даче удивительная сирень. Крупная, ароматная, изумительного, какого-то небесного оттенка. Музейные сотрудники говорят, что ей все восторгаются, и её будут стараться сохранить.


Сирень на Уткиной даче – местная достопримечательность.

Позади корпуса с Ротондой стоит полукруглый служебный корпус. Когда-то в нём располагались хозяйственные помещения: оранжереи (куда же без них в усадьбе?), теплицы, каретный сарай и дворы.

Служебный корпус.

Построен он был в 1820-1830-х годах по проекту неизвестного автора. Территория между зданиями образует круг. Когда-то в центре этого круга бил фонтан. Вера Владимировна говорит, что музей рад бы его восстановить, но как он выглядел – уже неведомо. Осталась лишь одна старинная гравюра, но он на ней почти не виден. В ответ на эти слова гости щёлкают затворами фотокамер, стараясь максимально точно запечатлеть облик Укиной дачи для потомков. Как всё-таки много сделало для мира искусство фотографии!


Старинная гравюра (Дейер П. А., Уткина дача на Охте. 1840 год;
фотокопия из группы «Уткина дача в опасности! Помоги!»)

Была на даче и флажковая башня (её тоже обещают восстановить). На ней, конечно же, вывешивались флаги. По ним было ясно, кто сейчас владеет имением и дома ли хозяин. Для соседей, решивших «заглянуть на огонёк» (телефонов тогда тоже не было), очень удобно.

А сегодняшние гости заняли всю территорию. Гости сидят на ступенях, рассматривают рисунки и фотографии фотохудожника Петра Забирохина, рисуют сами (у художников сегодня пленэр, на котором даже учат рисовать всех желающих), знакомятся с проектами гидов и библиотекарей, учатся плести венки из растущих здесь ныне цветов (это сейчас они дикие, а когда-то усадебные цветы поступали в продажу). Работает «полевой буфет». «Сегодня кофе, – говорит Вера Владимировна, – а когда-то дача славилась отменным вишнёвым ликёром. Найти бы его рецепт!»

День открытых дверей. Добрые гости на даче.

Внутри Ротонды звучит классический хор. Потом хоровой коллектив «ArtSonus» выходит на ступени. Но, на взгляд многих гостей, звучащее в Ротонде пение намного эффектнее. Мы уже знаем, что здание для него и создано. У крыльца читает стихи живущая на Охте поэтесса Зинаида Коннан. Она талантлива и идеально вписывается в колорит: Зинаида будто сошла с портретов пушкинского века.


Хор на ступенях Ротонды.

Яркая блузка экскурсовода Веры мелькает то тут, то там. Вот уже группа спускается к реке. Точнее, к двум рекам: усадьба стоит на холме у слияния Оккервиля и Охты. В Охте пронзительно синяя вода. «Городской» гранитной набережной здесь нет, и парк плавно «спускается» в воду (пристань и купальня не сохранились, а когда-то реки были судоходными). Живописно склонившиеся деревья и травы привлекают не только художников. Подумать только – в минуте ходьбы от города царит полный покой и умиротворение.

Пейзажи вблизи усадьбы.

Кто же первым познал это умиротворение? И кто последовал за ним? Дореволюционная история мызы Оккервиль, как это место называлось исторически, богата и причудлива. Ей можно посвятить не одну монографию. Если кто-то из вас хочет в неё углубиться, я дам ссылку на (смотрим со страницы 72). Здесь же расскажем вкратце.


Уткина дача. Вид с берега реки. Рисунок Эда Якушина.

Мнения исследователей старины разошлись. Одни говорят, что в допетровские времена был некий шведский полковник Оккервиль, «давший» имя и реке, и месту вблизи легендарного тогда Ниеншанца. Другие спорят: раз ничего, кроме фамилии, не сохранилось (что странно: всё-таки полковник), значит, этот полковник – просто вымысел. Этот лагерь также парирует, что в тогдашней Швеции все полковники были «на учёте», и сведений об Оккервиле не найдено. Кто прав – время уже не рассудит. Зато мы точно знаем, что было дальше.

В первые годы после основания Петербурга местность, согласно Описным книгам 1712 года, была во владении стольника Петра I C. Нелединского-Мелецкого. В 1730-е годы, «по словесному показанию служителей Охтинского порохового завода», эта красивейшая земля принадлежала генерал-аншефу, Начальнику Тайной канцелярии графу А.И. Ушакову. При нём на территории работала полотняная фабрика, которую впоследствии купил известный купец Чиркин. А в середине XVIII века мыза была пожалована за особые государственные заслуги Марку Фёдоровичу Полторацкому. Этот уникальный человек, начавший с пения на клиросе церкви, вышел в придворные императрицы (Елизаветы), стал директором Певческой капеллы и первым из россиян выступил в итальянской опере. Тогда благодарный император и пожаловал ему мызу Оккервиль – 1200 десятин земли вблизи Петербурга. Семейство было огромное – «22 человека детей». Полторацкие построили дома в Москве, Твери, Торжке и у нас на Фонтанке. Жена Марка Фёдоровича Агафоклея Александровна (урождённая Шишкова) вышла за него замуж очень рано, ещё играя в куклы. Она была красива, умна и хозяйственна.


Агафоклея Александровна Полторацкая.

Сама хозяйка постоянно жила в Грузине, и хозяйством управляла дочь – тоже Агафоклея, Сухарева (она владела и соседним участком). Она была известной благотворительницей, и, как сейчас говорят, правозащитником: возглавляла женское попечительское общество о тюрьмах.

Её сестра Елизавета вышла замуж за А. Н. Оленина. В гостях на даче бывала внучка старших Полторацких — Анна Оленина. В неё влюбился Пушкин, просил руки, но получил отказ. Случись иначе – поэт в стихах непременно воспел бы мызу Оккервиль. Другой внучке он посвящал известнейшие стихи. Эту девушку звали Анна Керн.

К Полторацким хаживали в гости Дельвиг, Крылов и другие «знаменитости» того времени. Усадьба цвела, но хозяйка подумывала её продать. В 1814-м году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было напечатано объявление о продаже мызы с просьбой обращаться к А.М. Сухаревой. Так закончился здесь Золотой век…

В октябре 1822 года Агафоклея Александровна скончалась. К тому времени она уже 27 лет была вдовой.

21 декабря 1828 года имение за 575 тысяч рублей приобрела гвардии штабс-капитанша княгиня Зинаида Петровна Шаховская. Купеческая наследница, в девичестве Зеленкова, а на время покупки – жена А.Я. Шаховского, представителя псковской ветви князей Шаховских, военного и графского адъютанта.

Шаховские жили плохо – вздорно. Источники того времени поговаривают, что вспыльчивый князь даже «загремел» в Навагинский пехотный полк на Кавказ за взрыв, устроенный в имении супруги. Детей у них не было. В итоге пара фактически развелась. Зиновия Петровна вышла замуж за негромкого Василия Петровича Уткина, вице-президента Вольного экономического общества, потом мирового судью. Так дача и стала Уткиной – по фамилии последнего владельца. Хотя, конечно же, справедливее называть её дачей Полторацких. Тем более, что Уткин-то как раз за имением и не следил.

После крестьянской реформы 1861-го года земли, которыми крестьяне пользовались до обнародования Манифеста об освобождении крестьян, государство выкупало у помещиков в общественную крестьянскую собственность. Из крестьян мызы Оккервиль было составлено Оккервильское сельское общество Полюстровской волости. По Уставной грамоте крестьяне, после выплаты государством указанной суммы хозяевам, становились собственниками земли. Земля выделялась «душам мужского пола», которые значились в деревнях по последней народной переписи. Таких лиц было: дворовых – 52, имеющих право на надел было 92. Такая вот предтеча колхоза… Впоследствии земля сдавалась в аренду пришлым крестьянам под огороды, а в угодьях чужие же люди охотились.

Зиновия Петровна скончалась примерно в 1868-м – 1870-м году (данные разнятся). Имение она завещала Императорскому человеколюбивому обществу. Но, так как в нём ещё находился муж (этот брак княгини также был бездетным), общество должно было получить дачу в своё распоряжение только после смерти Василия Петровича. Судья доживал свой век на даче тихо и довольно безалаберно по отношению к хозяйству, которое при нём пришло в откровенный упадок. Умер Уткин предположительно в 1872-м году. А уже в 1873-м на дачу наведался царь Александр II. Однако не в гости, а по делу: на открытие Охтинской Мариинской богадельни для неизлечимо больных и увечных. А в 1881-м году здесь был организован детский приют, до 1882 года соседствовавший с богадельней. В 1904 году Совет Императорского человеколюбивого общества отдал Уткину дачу в аренду под Малоохтинское отделение градских богаделен для душевнобольных. Хотели сделать здесь и Земледельческую колонию для малолетних преступников, да воздержались. Впрочем, худшее было ещё впереди…

В революцию здесь никаких погромов не было. Ведь в усадьбе уже располагались учреждения. В 1920-е годы усадебный дом принадлежал Комиссариату здравоохранения, который разместил здесь Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы.

Большевики не только не громили, но и проводили обследования. 29 мая 1920 года усадьбу впервые обследовал архитектор по фамилии Постников. Он обнаружил, что «во внутренних помещениях сохранялась роспись Д. Скотти стен и плафонов круглого зала, лепной карниз и фриз с позолотой, роспись потолков в двух смежных кабинетах, роспись потолка в круглом павильоне служебного флигеля». Впрочем, уже в 30-е годы XX века (точнее, в 1933-м, при ремонте) роспись в усадебном доме была уничтожена, а в кругом павильоне служебного флигеля зашили фанерой потолок. Исчезла красота, сохранившаяся ещё с екатерининских времён…

Но это было ещё не всё. В 1936 году часть зданий была перепланирована под квартиры. Коммунальные. Здесь же размещался 176-й «детский очаг» Володарского райжилсоюза. Так в качестве «коммунальника» бывшая изысканная усадьба просуществовала почти век. Коммуналки – это злейшее из зол, от которого наш город не может избавиться уже целое столетие. Коммуналки, пожалуй, самая страшная участь для жилого исторического здания. Нещадная эксплуатация, скопище большого количества людей, среди которых встречаются и асоциальные личности. Поэтому, когда мне говорят, что череду пожаров уже в XXI м веке устроили проживавшие здесь во время полного упадка бездомные, я верю не на сто процентов. Ибо знаю, как поджигали свои квартиры жители Фабричного посёлка в Красном селе. Некоторые жители коммуналок уж слишком рвутся в отдельные квартиры… К тому же, поджоги могли учинить и алчущие заполучить большой и лакомый кусок земли застройщики, ведь новостройки подошли к мызе уже вплотную.

По воспоминаниям краеведов, заставших Уткину дачу ещё заполненной коммуналками, Ротонда была завалена мусором, и жильцы входили в другую дверь. Комнаты были «понатыканы теснее некуда», у входа в главный дом стояли качели, а на барских балконах бесстыдно, напоказ, сушилось исподнее. Люди, жившие здесь, в подавляющем большинстве не относились к жилью как к дому. К сожалению, некоторым жителям коммуналок это свойственно: «своё» для них – это только их комната, за порогом которой мусор запросто может лежать хоть до потолка. Особенно если жильцы коммуналок – «кочевники»-мигранты, у которых дом за тысячи километров, а здесь только место для ночлега. Служебный корпус, некогда арендованный «Ленфильмом», оказался заброшен и завален мотками киноплёнки.

Районный Жилкомсервис (№ 1 Красногвардейского района) за усадьбой следил тоже из рук вон плохо. Так плохо, что недоволен был даже КГИОП, выдававший предписание за предписанием. Крайне редко это ведомство ратует за памятники. В том числе и за памятники федерального значения, коим и является Уткина дача.

В 2010-м году усадебный дом признали аварийным. Он начал пустеть. Ночью 11 ноября 2010 года в бывшем барском, а ныне коммунальном доме произошло три пожара подряд. Впоследствии поджигали и служебный корпус. Коммуналки расселили, мигрантов выдворили. И бросили усадьбу на произвол судьбы. Как водится, без консервации.

Так она стала расселёнкой.

«Интерьеры» эпохи расселения.

Уткина дача

Почти чудом сохранившиеся остатки старинной усадьбы, известной как Уткина дача, можно увидеть у места слияния рек Оккервиль и Охты. Историю усадьбы и всех ее владельцев подробно описала краевед Наталья Столбова в своей замечательной книге «Охта. Старейшая окраина Санкт-Петербурга». Еще до основания Петербурга этим участком владел шведский полковник Оккервиль, благодаря которому и получила название протекающая здесь речка. Затем хозяином числился стольник С. Нелединский-Мелецкой, а в 1730-х гг. – генерал-аншеф, начальник тайной канцелярии граф А.И. Ушаков. В середине XVIII в. владельцами участка стала семья Полторацких.

Глава семейства, Марк Федорович Полторацкий, получил этот участок в качестве награды за участие в оперных постановках. Он являлся директором Певческой придворной капеллы, первым русским певцом, выступившим в итальянской опере. Мызой Оккервиль управляла дочь Полторацких Агафоклея Сухарева, владевшая также соседним участком выше по реке Охте. Их другая дочь, Елизавета, стала супругой А.Н. Оленина, хозяйкой имения Приютино.

Как отмечает краевед Наталья Столбова, Агафоклея Сухарева вела широкую благотворительную деятельность, являлась председательницей Женского патриотического общества, попечительницей благотворительных школ, возглавляла женское попечительное общество о тюрьмах. Именно в ее часть Николай I основал Сухаревскую школу. Эпитафия на могиле А.М. Сухаревой на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры гласит: «Сухарева Агафоклея Марковна (рожд. Полторацкая), посвятившая себя с юных лет на пользу ближнего. Была дочь почтительная, мать нежная, с тем вместе была бедным помощница, страждущим утешительница, притесненным защитница, прибегающая к ней покровительница, одним словом, жила не для себя, а для ближнего, р. 30 июля 1776 г., умерла 31 января 1840 г.».

Усадебный дом мызы Оккервиль возвели в 1790-х гг. предположительно по проекту архитектора Н.А. Львова.

«Имение Полторацких над Охтой было обширное, состояло оно из двух дач: мызы Оккервиль и мызы Косая Гора с каменным винным заводом и скотным двором, – указывает Наталья Столбова. – Мыза Оккервиль представляла крепкое хозяйство с каменным господским домом, полуциркульным дворовым флигелем в излучине рек Оккервиль и Охта, с ледниками, подвалами, конюшнями, сараями и сеновалами. На усадьбах были виноградная и цветочная оранжерея, теплица и парники, большой фруктовый сад с яблоневыми и вишневыми деревьями, обнесенный каменной оградой. Фрукты, ягоды и цветы, выращенные в помещичьих усадьбах вблизи Петербурга, часто продавались желающим»…

В 1828 г. имение у А.А. Полторацкой приобрела княгиня Зинаида Петровна Шаховская. После смерти своего мужа, полковника князя А.Я. Шаховского, Зинаида Петровна вышла замуж за мирового судью Василия Ивановича Уткина. Фамилия второго мужа княгини и закрепилась в качестве названия усадьбы. Ни в одном из браков Зинаида Петровна детей не имела. Она скончалась в 1870 г., завещав имение Императорскому человеколюбивому обществу. Однако с условием, что дача должна была поступить в ведение общества только после смерти Василия Ивановича Уткина.

Уткина дача. Фото 2008 г.

С 1870 г. до смерти В.И. Уткина (предположительно в 1872 г.) имение пришло в упадок, так как фактически не имело хозяина. Быстро его передать Императорскому человеколюбивому обществу не представлялось возможным, так как одновременно должны были быть выполнены все многочисленные условия завещания княгини. В 1873 г. здесь в присутствии императора Александра II торжественно открылась Охтинская Мариинская богадельня для неизлечимо больных и увечных. В 1904 г. совет Императорского человеколюбивого общества отдал часть усадьбы на мызе Оккервиль в аренду под размещение малоохтинского отделения градских богаделен для душевнобольных. В аренду сдавался «главный дом, стоящий в излучине Охты и Оккервиль, с жилым подвалом и часовней, устроенной в верхнем этаже».

В 1920-е гг. усадебный дом принадлежал Комиссариату здравоохранения. Здесь располагалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы.

Время и люди была безжалостны к историческому наследию старинной усадьбы: ее интерьеры уничтожались, а в 1936 г. часть зданий и вовсе перепланировали… под коммунальные квартиры. Другую часть бывшего усадебного дома занял 176-й «детский очаг» Володарского райжилсоюза – ясли и детский сад.

Водонапорная башня в Уткиной заводи. Фото 2009 г.

В настоящее время главное здание находится в катастрофическом состоянии, требует срочных восстановительных работ и, по возможности, реставрации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Дача взятки см. Взяточничество.

Из книги Готовимся к пенсии: осваиваем Интернет автора Ахметзянова Валентина Александровна

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Дача Долгорукова Так, по имени местности, назывались железнодорожная станция и поселок возле нынешней станции метро «Ладожская» и Ладожского вокзала.Название свое станция получила потому, что когда-то эти земли принадлежали сподвижнику Петра I князю Якову Долгорукову.

Из книги автора

Куракина дача Так зовется местность к югу от Володарского моста, между проспектом Обуховской Обороны и улицей Бабушкина, Володарским мостом и Речным вокзалом. Когда-то в этих краях, между фарфоровым заводом и селом Александровским, находилось имение князей Куракиных.

Из книги автора

Лесная ферма (дача Бенуа) Жители районов северных новостроек до сих пор называют местность на пересечении Светлановского, Тихорецкого и проспекта Науки дачей Бенуа, а раньше петербуржцы звали ее Лесной фермой. Здесь до сих пор сохранилось несколько каменных

Из книги автора

Уткина заводь В устье реки Утки в допетровские времена находилось несколько деревень. Как отмечает краевед Владимир Валдин, в древнейших источниках упоминается финно-угорское название этой речки – Утха. На планах XVII в. фигурирует «Утиная речка» по-шведски и по-фински.

В 1920-е гг. здание дачи принадлежало Комиссариату здравоохранения. В нем размещалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы.

В 1936 г. одна часть здания была перестроена под квартиры, другую занял 176-й «детский очаг» Володарского райжилсоюза. В конце XX в. в служебном корпусе находились производственные участки Управления кинофикации.

Следующие десятилетия способствовали разрушению памятника. В настоящее время сохранился в плохом состоянии центральный корпус усадьбы - жилое здание, в котором находятся несколько аварийных коммуналок, и полукруглая оранжерея.

(Наталья Столбова "Уткина дача от роскоши до забвения", СПБ Ведомости, Выпуск № 095 от 27.05.2010, Mary)

В 2010 г. главный дом (Жилой дом) признали аварийным, и жильцов стали выселять. Одновременно внутри начались пожары. В результате к 2011 г., когда отсюда съехал последний житель, многие помещения оказались сильно повреждены огнем.

После настоятельных просьб градозащитников глава администрации Красногвардейского района Мария Щербакова дала указание провести консервацию постройки и обеспечить охрану в виде периодического патрулирования территории.

Затем по указанию губернатора Валентины Матвиенко Уткину дачу выставляли на торги. При этом рассматривался вариант продажи здания под представительский офис. Одним из возможных вариантов было размещение здесь официального представительства Калининградской области. Но аукцион так и не прошел. В мае 2012 г. стало известно, что здание будет передано Музею городской скульптуры. Планируется «комплексное развитие данной территории под музейно-методический комплекс». Тем не менее за прошедшее время никаких видимых изменений не произошло.

Когда-то это место посещала молодая А. П. Керн (рожденная Полторацкая) (1800-1879) - родственница владелицы этой усадьбы.

По всем справочникам и книгам по истории архитектуры это двухэтажное здание с проступающей кирпичной кладкой считается ценным памятником, который к тому же охраняется государством. «Было проведено обследование. Здание не в аварийном состоянии, но нужен ремонт». (Сергей Орлов, заместитель главы администрации Красногвардейского района СПб)

Главный корпус «дачи» принадлежит городу.

Вторая часть архитектурного ансамбля - конюшни - федеральная собственность. Еще не так давно, постройка была в ведении «Ленфильма», там снимались эпизоды исторических фильмов, а потом в конюшни просто свалили рулоны использованной кинопленки, входы заколотили досками. (Pressa-SPB ru)

1965: Завод металлической тары и регенерации олова - Уткин пр., 2 (. C. 57)

Усадьба " Уткина Дача" - Памятник истории и культуры федерального значения. Постановлением СОВМИНА РСФСР ОТ 30.08.1960 №1327 отнесен к памятникам архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, причем с указанием "памятники архитектуры, находящиеся на территории Ленинградской области, где вопросы застройки регулируются органами исполкома Ленгорсовета".

«Уткина дача», она же мыза Оккервиль, она же «Дача Полторацкой».

1790-е года - архитектор Николай Александрович Львов (предположительно).
www.mirpeterburga.ru/online/history/archive/50/history_...
Комплекс построек расположен при впадении реки Оккервиль в Охту. Назван он по фамилии одного из последних владельцев.

Главное здание на небольшом холме состоит из круглой ротонды, увенчанной куполом и расходящихся под прямым углом корпусов. Хозяйственные постройки: оранжереи, теплицы, каретный сарай и дворы были объединены в дугообразный двухэтажный служебный корпус, завершённый двумя павильонами, имеющими круглые помещения с нишами. Между служебными и главным корпусами находился фонтан. Вокруг был пейзажный парк.

Начиная с допетровского времени участком владел шведский полковник Оккервиль, затем - стольник Петра I Нелединский-Мелецкой, потом - начальник Тайной канцелярии Андрей Иванович Ушаков. В 1750-х годах мызу пожаловали Марку Фёдоровичу Полторацкому - будущему директору Певческой капеллы. Участок был получен в качестве награды Марку Фёдоровичу за его участие в оперных постановках.

Агафоклея Александровна Полторацкая приобрела мызу Оккервиль по купчей от 4 мая 1791 года у надворного советника Гавриила Герасимовича Донаурова с деревнями Облуповскою, Малиновскою, Косою Горою и Новою. Освоение участка в основном завершилось к концу 1790-х годов. Когда хозяйкой усадьбы была Агафоклея Полторацкая, были построены усадебный дом и дугообразный в плане дворовый флигель-оранжерея.

Мыза Оккервиль представляла крепкое хозяйство с каменным господским домом, дворовым флигелем, ледниками, подвалами, конюшнями, сараями и сеновалами. В усадьбе были виноградная и цветочная оранжереи, теплица и парники, большой фруктовый сад с яблоневыми и вишнёвыми деревьями.

Другая мыза - Косая Гора - располагалась на берегу реки Оккервиль, довольно далеко от господской мызы (ныне - за просп. Большевиков). Там находился дом управляющего, каменный флигель, мельница для перловых круп, рига с молотильными машинами и веяльницами. К ней примыкала деревня Новая с крестьянскими домами. В сторону Колтушей между реками Оккервиль и Малиновкой тянулись господские пашни и покосы. При деревне Малиновка, находившейся неподалеку от мызы Оккервиль, работал костеобжигательный завод.

Благодаря Полторацкой, а потом и её дочери Агафоклеи Марковны (жены Александра Дмитриевича Сухарева, генерал-майора, участника войн против Наполеона, впоследствии действительного тайного советника, сенатора) хозяйство велось грамотно и приносило хороший доход. Дача семьи Сухаревых находилась неподалёку, на территории сегодняшних «Русских самоцветов». В Приютине жила другая дочь Полторацкой - Елизавета Марковна, супруга Алексея Николаевича Оленина - первого директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств. В их дочь, Анну, был влюблён Пушкин, он просил её руки, но получил отказ летом 1828 года. Всего в семье Полторацких родились 22 ребёнка.

Полторацкая скончась в 1822 году, имение надлежало продать, а деньги использовать для выплаты наследникам и на благотворительность. В декабре 1828 года мызы Оккервиль и Косая Гора купила Зиновия Петровна Шаховская, жена князя А. Я. Шаховского – представителя псковской ветви Шаховских. Князь в 1835 году был переведён в Навагинский полк, в отставку ушёл генерал-майором в 1848 году с Кавказа, умер в 1864 году.

Шаховская снова вышла замуж в начале 1860-х годов за В.И. Уткина - вице-президента Вольного экономического общества, потом мирового судьи I участка Санкт-Петербургского уезда.

Зиновия Петровна умерла в 1868 (или 1869) году, завещав своё имение Императорскому человеколюбивому обществу. В 1871 году В.И. Уткин, как пожизненный распорядитель после смерти супруги, предложил устроить в имении Земледельческую колонию для несовершеннолетних преступников (позднее её организовали за Ржевкой). В.И. Уткин умер около 1872 года.

Выполнение последней воли Зиновии Петровны - учредить «Приют для воспитания сирот самобеднейших обоего пола...», взял на себя предводитель дворянства СПб уезда Николай Александрович Безобразов. В 1873 году здания отдали во временное пользование городской санитарной комиссии, и в них открылась Охтинская Мариинская богадельня для неизлечимо больных и увечных, на открытии которой присутствовал Александр II.

7 июня 1874 года мызу Оккервиль передали в распоряжение Императорского человеколюбивого общества, но фактически передача состоялась только в 1881 году. Заведение стало называться «Уткинским приютом для детей с Отделением для увечных и неизлечимо больных».

Но уже в 1882 году Охтинскую Мариинскую богадельню ликвидировали, и часть зданий заняла Охтинская больница. В конце XIX века в связи с реорганизацией других приютов общества Уткинский стал называться приютом с Ивановским отделением малолетних и приютом для круглых сирот Вейсберга. Деятельность приюта в основном обеспечивалось доходами, получаемыми с имения.

Описание о филиальном отделении больницы Николая Чудотворца на Уткиной даче (1890-е годы) в очерке Чехова А. (Седой А.) "Призрение душевнобольных в С.-Петербурге" СПб., 1897.
Согласно адресным книгам на 1897-1899 г. на Уткиной даче находилась Городская Малоохтинская больница для хронически душевно-больных женщин. К биографии журналиста Александра Павловича Чехова (брат Антона Павловича Чехова); в т. ч. о находке его письма.

В начале 1906 года главный дом, дворовый флигель, баню с прачечной и сад сдали в аренду Малоохтинскому отделению городских богаделен для душевнобольных. Уткинский приют остался в служебных корпусах на небольшой территории с садом.

В 1920-е годы здание дачи принадлежало Комиссариату здравоохранения. В нем размещалось Малоохтинское отделение 2-й психиатрической больницы. В 1936 году одна часть здания была перестроена под квартиры, другую занял 176-й «детский очаг» (детский сад) Володарского райжилсоюза. В конце XX века в служебном корпусе находились производственные участки Управления кинофикации.

Следующие десятилетия способствовали разрушению памятника. В настоящее время сохранился в плохом состоянии центральный корпус усадьбы - жилое здание, в котором находятся несколько аварийных коммуналок, и полукруглая оранжерея.

Уткину дачу расселили в 2011 году. Однако в течение последних месяцев перед расселением оставшиеся люди жили в полузаброшенным здании, где не раз происходили пожары. Затем, по указанию губернатора Валентины Матвиенко, Уткину дачу выставляли на торги. При этом рассматривался вариант продажи здания под представительный офис. Одним из возможных вариантов было размещение здесь официального представительства Калининградской области.

Новые городские власти решили использовать дачу иначе. Решено использовать здания Уткиной дачи для государственных нужд - в них разместится Государственный музей городской скульптуры. Планируется комплексное развитие территории под музейно-методический комплекс.