Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении местоимений. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Цели: дать понятия о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; повторить сведения о косвенной речи как разновидности придаточного изъяснительного; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки. оборудование: учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах. тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. проверка домашнего задания: слушание нескольких творческих работ (см. Домашнее задание предыдущего урока)

2. практическая работа в парах

Составьте и запишите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными по следующим схемам:

А) […указ. сл. + сущ.], (какой…).

[…указ. сл. + сущ.], (который…).

Б) […сущ.], (где…).

[…каждый], (кто…).

В) […сущ.], (союзн. сл. когда…).

[…тот], (кто…).

Г) […все, (кто…), …].

[…сущ.], (который…).

III. Постановка целей и задач урока .

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Придаточные изъяснительные в научном стиле функционируют не так, как в художественном. В художественном стиле преобладают предложения, несущие зрительные, слуховые, конкретно-чувственные образы и выражающие чувства. Поэтому здесь придаточные чаще всего относятся к словам со значением восприятия: видеть, слышать, заметить, видно, слышно; удивляться, рад, счастлив и т. д.

В научном стиле сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными обычно выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность: Характерно, что.., Необходимо подчеркнуть, что.., Важно отметить, что.., Существо дела в том, что.., Ученые доказали, что.., Известно, что… .

В научной речи придаточные чаще всего присоединяются союзом что; в художественной же речи состав союзов гораздо богаче (как, будто, как будто и др.).

IV. Изучение нового материала

Ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний

И умений учащихся

1. практическая работа

(лингвистически-стилистический тренинг)

Выпишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчеркните указательные слова, и союзные слова. Объясните расстановку знаков препинания. Определите особенности употребления сложноподчиненных предложений в художественном, научном и разговорном стилях речи.

А) И вот на встречу утренним лучам из дуплянки начали вылетать одна за другой первые пчелы. На этот раз крылатые обитатели дуплянки были как будто удивлены тем, что вместо знакомых сосен и елей их окружали яблони, сливы, груши… мальчики долго еще сидели не шевелясь и смотрели на то, как из дуплянки вылетают все новые и новые пчелы (По Г. Скребицкому). б) многие ученые считают, что стилистика является наукой о сло весном мастерстве, о выразительных средствах языка и о стилях речи. Исследования показали, что изучение стилистики помогает овладеть речевыми стилями и стилистическими ресурсами языка. в) Ой, Володька! Ты знаешь, что в нашей дуплянке? Пчелы, целый рой пчел. И мед натаскали, и пахнет так хорошо! Смотри, чтоб не вырвались. Закусают. За лето вон сколько меду натаскали. Чувствуешь, как пахнет? (По Г. Скребицкому)

2. Конструирование сложноподчиненных предложений

С придаточными изъяснительными

Перепишите, прибавляя к выделенным словам придаточные изъяснительные предложения при помощи союзов что, будто, чтобы и расставляя запятые. Укажите среди выделенных слов и словосочетаний те, которые являются синонимическими (например: заверил - дал слово).

Скоро мы убедились… .

Я был убежден… .

У меня сложилось твердое убеждение в том… .

Мы твердо верим… .

Володя был уверен в том… .

Твердая вера в то… поддерживала его в самые тяжелые минуты.

Я предполагаю… .

Мы имеем в виду… .

Докладчик высказал предположение о том… .

Ребята радовались… .

3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Применение интерактивного приема «мозговой штурм» (работа в парах)

Опираясь на объяснение учителя (см. тезисы в тетради) и теоретический материал учебника, дайте характеристику сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными (устно).

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) по выбору учителя.

Цель урока : познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными.

Тип урока : комбинированный.

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Класс: 9

  1. Практическая работа в парах

Составьте и запишите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными по следующим схемам:

А) […указ. сл. + сущ.], (какой…).

[…указ. сл. + сущ.], (который…).

Б) […сущ.], (где…).

[…каждый], (кто…).

В) […сущ.], (союзн. сл. когда…).

[…тот], (кто…).

Г) […все, (кто…), …].

[…сущ.], (который…).

2. Повторение. Орфографическая работа (на интерактивной доске) (подготовка к ГИА)

1. По рядам устно назвать проверочное слово:

покарать (кара) за измену – покорить (покорный) города
поласкать
(ласка) собаку – полоскать (полощет) белье
тачать (обтачка) сапоги – точить (точит) карандаш
поседеть
(сед) к старости – посидеть (сидя) в кресле
примерять
(мерить) пальто – примерять (мир) враждующих
развевать
(веять) ветром – развивать (развитие) способности
навевать
(веять) печаль – навивать (навить) локоны
скрепя (скрепка) сердце – скрипеть (скрип) стулом
освещение
(свет) в доме – освящение (свято) храма
разредить
(редкий) посадки – разрядить (разрядка) обстановку
умалять
(маленький) значение – умолять (молиться) о пощаде
сторожить
(сторож) дом – быть старожилом (старый)
благословение
(слово)
укротитель (кроткий).

2. Объяснить правописание гласной в корне:

оз а рилось улыбкой
незаметно подр
о сла
легкое прик
о сновение
непром
о каемый плащ
подр
а вняться в строю
молоко с приг
а рью
нежный р о сточек
зам е реть от восхищения.

3. Объяснение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
- Как вы думаете. Какова цель урока? (познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными..)

- Проанализируйте предложения по схеме: (предложения записаны на доске. Один учащийся работает у доски.)

А) Выделите грамматические основы.

Б) Объясните знаки препинания.

В) Задайте вопрос от главной части СПП к придаточной, определите часть речи поясняемых слов.

Г) Сделайте вывод, заполнив таблицу.

1)Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море.

2) Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы.

3)Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним.

4) Казалось, что в доме происходило мытье полов и сюда на время перенесли всю мебель.

5)Важно было то, что его никто не заметил.

6)Мне стало известно, где было спрятано письмо.

Внимание учащихся обращается на слова в главной части (ими могут быть глаголы, слова категории состояния, прилагательные, существительные), они обозначают процессы речи, мысли, восприятия, а также чувство и состояние. В приведенных примерах это слова слушали, не была уверена, сказал, казалось, важно было, известно. Они лишь указывают на содержание, которое раскрывается в придаточной части.

В процессе работы вновь уясняется разница между союзами и союзными словами. Так, в шестом примере придаточная часть присоединяется союзным словом где, которое выполняет в предложении функцию обстоятельства места. Во втором примере в роли союза выступает вопросительная частица ли

Вывод : придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, существительные.

Заполнение таблицы

Вид придаточной части_____________________________________________________________________________

К чему относится придаточная часть?

На какой вопрос отвечает?

Средства связи с главной

союзы

Союзные слова

4. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными

Перепишите, прибавляя к выделенным словам придаточные изъяснительные предложения при помощи союзов что, будто, чтобы и расставляя запятые. Укажите среди выделенных слов и словосочетаний те, которые являются синонимическими (например: заверил - дал слово).

Скоро мы убедились… .

Я был убежден… .

У меня сложилось твердое убеждение в том… .

Мы твердо верим… .

Володя был уверен в том… .

Твердая вера в то… поддерживала его в самые тяжелые минуты.

Я предполагаю… .

Мы имеем в виду… .

Докладчик высказал предположение о том… .

Ребята радовались… .

5. Синтаксические нормы

1 . Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Твардовский часто ласково укорял Паустовского за то, что тот неисправимый романтик.

Будьте добры к тем, кто занимает более скромное место в жизни.

Благодаря прошедшим переговорам разногласия между двумя торговыми партнерами были исчерпаны…

В.Г.Короленко писал в своих воспоминаниях, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Запишите правильный вариант, начертите схему этого предложения.

[глагол], что ().

2. Приведенную цитату Д.С.Лихачева записать в виде СПП с придаточным изъяснительным. Сделать схему СПП.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев).

Вариант ответа (Д.С.Лихачев считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.)

6. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (работа в парах)

Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточных. Составьте схемы. (Схемы предложений заранее начерчены за доской)

1. На обрыве, что возвышался в светлом небе, чернела одинокая скамья.

2. Казалось, что город устал от зимы.

3. (Не) (в) далеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

4. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени .

5. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

6. (Не) редко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увид…ш(?) в кругу друзей.

Выпишите выделенное словосочетание. Укажите вид связи. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Работа с таблицей, составленной на уроке.

Что вы узнали о СПП с придаточным изъяснительным?

8. Домашнее задание.

Выпишите из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» 10 сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, обозначьте главную и придаточную части, выделите союзы и союзные слова, составьте к предложениям схемы.


Приводим упражнения для тренировки.

1. В следующих предложениях, где можно, союзы тоже и также заменить союзом и: Мы тоже писали контрольную работу по алгебре.- И мы писали контрольную работу по алгебре.

1) Я то (же) советую тебе уехать.

2) В продолжение всего дня небо так (же) хмурилось, как и накануне.

3) Мы так (же) отправились домой.

4) Мы так (же) имели в виду сводки, полученные в течение недели.

5) Я читаю то (же), что и ты.

6) Знать и уметь не одно и то (же).

2. Придумать по 3 пары предложений со словами тоже, также, и то же, так оке.

3. Переписать, раскрывая скобки.

1) В его словах чувствовалось то (же) упорство, та (же) неукротимая страстность.

2) Выйдя на палубу, она невольно села на то (же) самое место, где сидела раньше.

3) Да, все было то (же):, все так (же), как запечатлелось в ее памяти.

4) Он всегда появлялся внезапно и так (же) внезапно исчезал, что (бы) через год-полтора снова появиться.

5) Десятки раз ему объясняют одно и то (же).

6) Все торопились, и я то (же) ускорил шаги.

4. Написать под диктовку и разобрать.

1) Во всем Краснодоне не было людей, настроенных так же спокойно и в то же время торжественно, как эти двое (Фад.).

2) Снизу лестница наверх была тоже заперта (Г.-М.).

3) Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни (Ч.).

4) Он говорил начистоту, так же, как он говорил со своими друзьями (Гран.).

5) Чтение как-то тоже не шло на ум (Г.-М.).

Союз зато учащиеся смешивают с сочетанием предлога за и указательного местоимения то.

Эти ошибки нетрудно преодолеть, так как союз почти всегда можно заменить синонимичным словом но (Дорого, зато мило.- Дорого, но мило).

В сочетании за то указательное местоимение изменяется по числам, родам, может быть заменено другим местоимением: спрятался за то дерево (за те деревья, за ту сосну, за это дерево).

Теперь переходим к союзам, которые смешиваются с сочетаниями «предлог + указательное + местоимение»: потому - по тому, оттого - от того, поэтому - по этому, притом - при том и др.

Здесь также можно использовать несколько приемов отграничения союзов от сходных сочетаний:

1) Если это союзы, то один союз всегда можно заменить другим (союзы оттого и потому синонимичны): Он торопится потому, что боится опоздать (Он торопится оттого, что боится опоздать).

2) Если это сочетание предлога с указательным местоимением, то проще всего (как мы уже делали это раньше при отграничении местоимения то в сочетаниях за то и то же) заменить одно местоимение другим или изменить число и род местоимения: Это семечко от того цветка (от этого, от тех цветов, от той яблони).

Закрепление этого правила потребует нескольких тренировочных работ.

1. Составить парные предложения со всеми данными выше союзами и сходными словосочетаниями.

2. Выделенное существительное заменить существительным другого рода или числа: За то письмо я очень вам благодарна (за ту открытку, за те письма).

1) По этому вопросу было много споров.

2) По тому мосту — ходить опасно.

3) От того леса мы шли пешком.

4) При том заводе есть вечерняя школа.

5) В то же мгновение раздался выстрел.

Для диктанта и разбора можно использовать такие предложения.

1) Вы не должны судить меня по тому, что я делаю (Т.).

2) Никакая сила не могла удержать Сережу Тюленина от того, что он задумал (Фад.).

3) По этому признаку и по тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

4) Я не мог заснуть не потому, что не устал от охоты, и не потому, что испытанная мною тревога разогнала мой сон, а уж очень красивыми местами нам приходилось ехать (Т.).

5) Мне стало грустно и досадно не потому, что гунны вымерли, а оттого, что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.).

6) Мне грустно оттого, что весело тебе (Л.).

7) С кем поведешься, от того и наберешься (поел.).

В процессе итогового повторения полезно составить сводную таблицу.

Учащиеся ошибаются и в правописании составных союзов, состоящих из двух и более слов. Такие союзы нужно выписывать в словарики.

Затем к составным союзам учащиеся подбирают синонимичные простые союзы и составляют таблицу.

Потому что — оттого что — так как — ибо

как будто — будто бы – будто — словно

как только — лишь только — когда

с тем чтобы — для того чтобы — чтобы

вследствие того что- ввиду того что — из-за

однако же – зато — но

несмотря на то что — хотя

так что — поэтому

то есть — или

Для того чтобы учащиеся научились подбирать синонимичные союзы, предлагаем выполнить несколько упражнений.

1. В следующих предложениях заменить выделенные союзы и сочетания слов другими, близкими по смыслу.

1) Ввиду того что времени мало, надо торопиться.

2) Мы устали, потому что много прошли, зато все были довольны прогулкой.

3) Я его узнал, как только увидел, хотя раньше с ним не встречался.

4) Брат не умел плавать, но хорошо ходил на лыжах.

5) Я устал, так что гулять больше не хотелось.

6) За тем лесом показался какой-то хутор, а затем все скрылось, так как мы спустились в овраг.

2. Найти ошибки в данных предложениях и исправить их.

1) Ученик плохо отвечал, потому что не умел излагать мысли, потому что мало читал.

2) Мама тоже хотела пойти в лес, чтобы набрать черники, чтобы сварить варенье.

3) Я опоздал к поезду, так что не поехал на дачу, так что решил пойти к товарищу.

Приведенные ниже предложения можно использовать для диктанта и разбора.

1) Была та же страшная тишина. И так же неподвижно светил месяц (Вер.).

2) Для тебя десятирублевый сюртук так же хорош, как и сторублевый, одна комната для тебя то же, что для другого несколько этажей (Г.-М.).

3) Тот же разводной мост через реку, та же пристань, тот же берег с родниками- ничего не изменилось (Тендр.).

4) Я удостоверился, что Пугачев и он были одно и то же лицо (П.).

5) Мать усмехнулась, Николай тоже сконфуженно улыбнулся -(Ж Г.).

6) Так же, как и час назад, свистел ветер в оглоблях, так же сыпался снег (Л. Т.).

7) Отец был также печален, ему так же, как и мне, жалко было покинуть Багрово (Акс).

Я открываю глаза, вижу те же кусты, то же небо, только при дневном освещении (Гарш.)

Использование в речи местоимений требует особого внимания автора и редактора, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания (Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась). Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в той же грамматической форме рода, числа. При этом в предложении не должно создаваться условий для ошибочного осмысления местоимений, как, например, в таком случае: На «Буревестнике» будет новая поточная линия. Она позволит предприятию перейти на выпуск обуви новых моделей. Уже подготовлены помещения и площадки для ее установки...

Здесь между местоимением ее и существительным, на которое это местоимение указывает, оказалось еще одно существительное женского рода единственного числа (обувь), что мешает правильному восприятию текста. Нередко при этом возникает абсурдность и комизм высказывания: Из института на судно пришло письмо. Скоро оно снялось с якоря... Готовится диспут на тему: «Свободное время подростка и как его убить». Воспитатель обращает внимание ребят на то, что у кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает...

Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. В наших примерах это требование не выдержано.

Для устранения таких ошибок нужно изменить порядок слов (Пришло письмо на судно. Скоро оно снялось с якоря), отказаться от использования местоимения (кролик прыгает); переделать фразу (Как организовать досуг подростка?).

Рассмотрим несколько примеров стилистической правки предложений, в которых причиной речевых ошибок стали местоимения.

1. Выросло целое поколение, для которых война-история. - ...поколение, для которого война-история.

2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. - Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия.

3. Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами. - Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами.

4. Пить сок желательно между приемами пищи (за 30-40 минут до еды). Выпитые во время еды, они могут усиливать брожение в кишечнике. - ...Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике.

Как видим, наиболее универсальный способ стилистической правки в подобных случаях - замена местоимения соответствующим именем существительным.

Как речевая ошибка рассматривается и введение в текст местоимения при отсутствии существительных, которые замещаются. Например: У железнодорожников пока всего пять очков и он (?) вынужден будет расстаться с высшей лигой (они вынуждены будут...).

Иногда автора подводит правильный выбор грамматической формы местоимения, которое должно быть согласовано с замещаемым существительным: Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки (их - пополнение, согласование отсутствует); Ведомственная санитарная служба не имеет своего лица. Не лучше ли, покончив с ведомственностью, влить его (?) в систему государственного санитарного надзора? - местоимение должно указывать на существительное женского рода (ведомственная служба), но получилось, что оно согласовано со словом лицо.

В результате авторской небрежности порой возникает неоправданная замена одного местоимения другим: Мы провели это время без никакой пользы (следовало: без всякой пользы); Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны (вместо такое впечатление); Не могли бы вы нам что-то посоветовать? (лучше: что-либо, что-нибудь посоветовать); Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи (ни о какой внезапности...); Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями (его медалями).

Ошибки возникают в результате неудачного выбора притяжательных местоимений: Напротив старого городского укрепления раскинулась современная Иена с ее цейсовскими заводами (следует: со своими цейсовскими заводами); Врач попросил сестру взять в лаборатории свой анализ крови (его анализ или ее?) - возвратно-притяжательное местоимение порождает двусмысленность, если в предложении два реальных субъекта действия (врач и сестра).

Употребление местоимений в тексте нередко создает речевую избыточность: Перед своей смертью преступник покаялся (уточнение своей излишне). Подобные конструкции требуют устранения плеоназма: Николая Лукьяновича сердечно поздравили с его 80-летним юбилеем (местоимение следует исключить); Признание и успех не помешали Владимиру в своем выступлении выразить свою большую благодарность своему учителю (в этом предложении только последнее местоимение свой может быть оправдано); Я решил остаться работать в родной для меня деревне (правка - сокращение сводится к исключению выделенных нами слов).

Таким образом, небольшая группа слов, выступающих в русском языке в роли местоимений, может стать причиной досадных речевых ошибок, устранение которых требует пристального внимания автора и редактора.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка - М., 1997 г.


Во всех предложениях от главного к придаточному можно задать один и тот же вопрос (говорил, сказал, не спросил что? о чем?). В предложениях 1 и 2 придаточное прикреплено союзом, а в предложении 3 - союзным словом, и]рающим роль обстоятельства.
1) Он сказал, чтобы я вечером никуда не ходил.
1) [_ ^
Оратор заметил, что он еще вернется к этому вопросу.
2) [-3) Я спросил друга, почему он такой грустный.
гл о чём? с/сл
[----- - кілпочму).
у союз
1) [Дубов полагал], (что звание шахтёра - самое высокое и почётное). (Фад.) 2) [Левинсон распорядился], (чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход). (Фад.) 3) [Крайнев поднял голову и увидел], (кай)в открытые ворота
въехала колонна машин). 4) [Ты рада], (что ты дома?) (Ч.) 5) [Татья-
X союзЛ-
на Афанасьевна подала брату знак], (что больная хочет уснуть). (П.)
6) [Ей снится], (будто бы онаидёт по снеговой поляне). (П.) 7) [Особенно было страшно то], (чтонад огнём в дымулетали голуби). (Ч.)
Полагал (что делал?) - глагол.
Н. ф. - полагать.
Пост.: несов. в., неперех., 1 спр.
Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., прош. вр., м. р.
В предложении - сказуемое.
Снится (что делает?) - глагол.
Н. ф. - сниться.
Пост.: несов. в., неперех., 2 спр.
Непост.: в форме изъяв. накл., ед. ч., наст. вр., 3 л.
В предложени - сказуемое.
Было (как?) страшно - наречие.
Пост.: значение образа действия, степени сравнения нет. Непост.: не изменяется.
В предложении - часть составного именного сказуемого.
прост. гл.
1) Скоро мы убедились, что наши старания не были напрасными. 2) Я был убеждён, что сделал задачу правильно. (сост.
сост. имен.
имен) 3) У меня сложилось твёрдое убеждение в том, что мой
прост. гл.
друг очень талантлив. 4) Мы твердо верим, что наши победят. 5)
сост. имен.
Володя был уверен в том, что пойдет дождь. 6) Твёрдая вера в то,
прост. гл.
что за него переживают, поддерживала его в самые тяжёлые ми-
прост. гл.
нуты. 7) Я предполагаю, что вы справитесь. 8) Докладчик выска-
сост. имен.
зал предположение о том, что тема его доклада заинтересует всех.
Был убежден - был уверен (син.)
1) Иван Ильич спросил, где находится штаб. (Изъясн.) (А. Н. Т.) 2) В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, лесов не было. (Опред.) (Пауст.) 3) Теперь Леонтьеву стало ясно, о чём он будет писать. (Изъясн.) (Пауст.) 4) Он охотно соглашался со всем, что говорил капитан. (Изъясн.) (Пауст.) 5) Пароход сел на мель вблизи того городка, куда ехал Леонтьев. (Опред.) (Пауст.) 6) Что написано пером, то не вырубишь топором. (Изъясн.) (Посл.) 7) Дерсу замолчал. Он, по-видимому, не знал, что ему делать дальше. (Изъясн.) (Арс.) 8) Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля. (Изъясн.) (Л.) 9) Изъясните мне, в чём состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь. (Изъясн.) (П.) 10) Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь. (Изъясн.) (Л.) 11) Матрёне, дочери купецкой, мысль пришла, чтоб в знатную войти родню. (Изъясн.) (Кр.)
гло чём?с/сл
1) [- -щлт1

1) «Сколько времени осталось до прихода поезда?» - спросили мы у дежурного по станции. - Мы спросили у дежурного по станции, сколько времени осталось до прихода поезда. 2) Он ответил: « Поезд придёт через тридцать минут». - Он ответил, что поезд придет через тридцать минут. 3) Раздалась команда: «Приготовьтесь к посадке!» - Раздалась команда, чтобы мы при-готовились к посадке.
1) В каждом селе, где я ни побывал в последние годы, много новых домов. (Опред.) (Троеп.) 2) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь, пожалуй, не найдёшь. (Опред.) (Сол.) 3) Сашу Косицина, своего друга, с которым уговорились ехать на рыбалку, я нашел возле его «Москвича». (Опред.) (Сол.) 4) Охотники напали на тропинку, извивающуюся между деревьями, и шли по ней, надеясь, что она выведет из леса. (Изъясн.) (Обр.) 5) Пять километров до села Спасского, откуда мы должны были двинуться на Колокшу [река], не заняли и сорока минут. (Опред.) (Сол.) 6) Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. (Изъясн.) (Шол.)
X в каком?

В предложении 1 част. НИ усиливает утверждение, в предложении 2 част. НЕ придает отрицательный смысл и главному, и придаточному предложениям.
Извивающуюся - извиваться (суффиксальный)
X
56. Он [Чичиков] вступил в тёмные широкие сени, (от которых подуло холодом, как из погреба). (Опред.) Из сеней он попал в комнату, тоже тёмную, чуть-чуть озарённую светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он, наконец, очутился в свету и был поражен
представшим беспорядком. Казалось, (как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель). (Изъясн.) На одном столе стоял д^же сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, (к которому паук уже приладил паутину). (Опред.) Тут же стоял прислонённый боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложеннном перламутною мозаикой, (которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки), наполненные клеем, лежало множество всякой всячины... (Опред.) (Н.В. Гоголь.)
Тёмную - 3 слога т [т] - согл., глух., мягк. ё [о] - гласн., уд. м [м] - согл., звонк., тверд. н [н] - согл., звонк., тверд. у [у] - гласн.,безуд.
ю [й] - согл., звонк., мягк.; [у] - гласн., безуд. В слове 6 букв, 7 звуков. ,ОтворИвши,- отворить (суффиксальный). .Лежало - лежать (образование формы прош. вр. с помощью суффикса).
.смный - сломать (суффиксальный).
Вступил (во что?) в сени - сущ.
Н. ф. - сени.
Пост.: нариц., неодуш., имеет форму только мн. ч.
Непост.: в форме вин. пад.
Вступил (куда?) в сени - обстоятельство.
57. 1) Те, кто приезжает в Новгород, любуются прекрасными памятниками древнерусской культуры и искусства. 2) Те, кто прибыл на конференцию, были размещены в городской гостинице.3) Он рассказывал, как ездил по Волге. 4) Прохожие наблюдали, как ракбаоктиае?ет снегоуборочная машина.
.
[ м
[-
4) [-ІІС]70Жк). I. 1) Мы еще раз ходили иа с пектакль, что так понравился нам в прошлые выходные. 2) Я вспомнил тот день, когда мы ез-дили за город.
II. 1) На борт корабля пришло с ообщение, что неподалеку люди терпят бедствие. 2) Учитель с казал, что во вторник мы пишем контрольную работу. 3) Сестра напомнила о том, что я еще не делал уроки.
1) Пожелаем, (чтоб не меркнул правды луч в краю родном), (чтоб волной широкой знанье разлилось повсюду в нём). (изъяс н.) (Плещ.) 2) Матушка стала замечать, (что Никита ходит скучныйи)говорила о.б. этом, с.АркаАи.е.м.йва.н.о.вич.ем. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным, относящимся к сказуемому «стала замечать» и прикрепленным к главному с помощью союза «что»; главное - двусост., распр., полное, осложнено однор. сказуемыми, придаточное - двусост., нераспр., полное.) (А. Н. Т.) 3) Смотритель осведомился, (куда)надо оно было ему ехать, и объявил,(чЮ
изъяс н. т. .. ..
лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые
сутки. (П.) 4) По нес кольку раз в день Николай Петрович записы- изъясн-
вал в тетрадку, Откуда^и Ґ-^ изъясн. ч _
тетрадку вс ё,(что меняется в воздухе и воде. (Пауст.) 6) Я видел и
р-_изъясн. .»--опред.
вижу с вою задачу как пис ателя в томОчтобывсем,(чта написал и
напишу, отдать поклон этому народу - труженику, народу -
строителю, народу - герою. (Шол.)
[^Дчтоб), (чтоб).
[- ^мох иот-].
5) [ ^^^ГрчемШто).
Молодая рыжая собака - помесь такса с дворняжкой - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась (изъясн.)"
Она отлично помнила, как она провела день и как, в конце концов, попала на этот незнакомый тротуар (изъясн.). 30
День начался с того, что её хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завёрнутую в красный платок, и крикнул: «Каштанка, пойдём!»(изъясн.)
|.Услыхав_своё_им_я], помесь такса с дворняжкой вышла из-под в_ерстака, (где. она спала на_стружках (опред.), сладко потянулась ^побежала за. .х.о.з.я.Ино.м. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным определительным, относящимся к слову «верстака»» и присоединенным к главному с помощью со- юзн. слова «где»»; главное - двусост., распр., полное, осложнено однор. сказуемыми и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом; придаточное - двусост., распр., полное.) Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко...
Каштанка помнила, (А. П. Чехов.)
Своё - 2 слога.
с [с] - согл., глух., тв.
в [в] - согл., звонк., тв.
о [а] - гласн., безуд.
ё [й] - согл., звонк., мягк.; [о] - гласн., уд.
В слове 4 буквы, 5 звуков.
.Бегала. - бегать (образование формы прошедшего времени с помощью суффикса).
Др®- непроизводная основа.
Оглядывалась (как?) беспокойно - наречие.
Пост.: нар. образа действия, степени сравнения нет.
Непост.: не изменяется.

Останавливалась (когда") изредка - наречие.
Пост.: нар. времени.
Непост.: не изменяется.
В предложении - обстоятельство.
62. Хорошо известно, что все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Это относится и к частицам веществ, из которых состоит Земля.
Так как земной шар всё время остывает, то его частицы сжимаются, притягиваются друг к другу. Это сжатие вызывает более быстрое движение частиц. Ученые установили, что такое усиление движения ведёт к повышению температуры, к нагреванию тел, что это нагревание вызывает расширение тел и отталкивание частиц друг от друга. Таким образом, в недрах Земли с начала её образования и по настоящее время идёт борьба сил притяжения и отталкивания. В результате этой борьбы земная кора колеблется, и на её поверхности создаются неровности. (В. А. Обручев.)
Стиль текста - научно-популярный.
Во втором абзаце предложения связывают по смыслу одноко- ренные слова, переходящие из одной фразы в другую: сжимаются, сжатие и т. д.; переходы одних и тех же слов, смысловые ударения на них"...идет борьба, ...врезультате этой борьбы и т. д.
1) [Щ^яое, а©). 7) [--], и [= ].
Борьбы - 2 слога.
б [б] - согл., звонк., тв.
о [а] - гласн., безуд.
р [р] - согл., звонк., мягк.
ь /-/
б [б] - согл., звонк., тв.
ы [ы] - гласн., уд.
В слове 6 букв, 5 звуков.
Усиление - сила (приставочно-суффиксальный).
I. Движение (какое?) быстрое - прилаг. II. Н. ф. - быстрый.
Пост.: качеств., степени сравнения нет.
Непост.: в форме вин. пад., ед. ч., ср. р.
III. В предложении - определение.
Пессимист - пессимизм, пессимистка, пессимистичный, пессимистический.
Оптимист - оптимизм, оптимистка, оптимистичный, оптимистический.
Привезти бетон на комбинат, прибивать гвоздями, прервать трансляцию, превысить прежний рекорд, отдыхать в приморском санатории, приоткрыть окна в салоне, избрать президиум конференции, нравственные идеалы, прикрепить кнопками, преследовать цель.
Привезти - привоз, превысить - превышение, приморский - приморье, прикрепить - прикрепление, преследовать - преследование.