Устно объясни написание. Спиши

Билеты по русскому и математике разработаны для учащихся 4 класса. По русскому языку — 22 билета, по математике — 20 билетов.

Билеты по русскому языку для 4 класса

Расскажи о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением. Приведи примеры. Выполни морфологический разбор (как часть речи) слова ДЕРЕВНЯ. Прочитай. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Объясни их написание устно.
С з..мли ещё (не) сошёл снег, а (в) душе уже в..сна. Земля х..л..дна, грязь хлюпа.. под н..гами, но кругом всё вес..ло, радос..но!

Что такое приставка и предлог? Как они пишутся? Чем отличается приставка от предлога? Приведи примеры. Раздели слова на слоги и для переноса:
ЯСЕНЬ, ЛЬДИНКА, ТЕПЛО Прочитай. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Объясни их написание устно.
У высок.. мурав..иной куч.. (на) л..сной полянк.. ковром рассыпались цветы. Муравьи тащат в свой общий дом сухие хв..инки, жуч..ков.

Назови части слова. Какая часть слова главная? Закончи предложение: Новые слова образуются при помощи ……
Приведи примеры. Прочитай. Спиши предложение, поставь знаки препинания и ударения, объясни расстановку знаков.
От ели к берёзе тянутся следы лося белки зайца и лисицы. Прочитай, спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Объясни их написание устно.
(На) ранней заре откро..шь окно в прохладный сад. (Не) утерп..шь - велишь закладывать лоша..ь.

Что называется именем существительным? Приведи свои примеры. Назови грамматические признаки (как изменяется? что имеют?) Прочитай. Спиши, вставь где нужно Ь:
Птен..чик, меч.., суш.., много луж…, крыл..цо, беспокоиш..ся, он кусает..ся. Прочитай. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
Кр..сивы дерев..я (в) зимн.. наряд.. . Тих.. к..чают они пушистыми в..твями. Задень ветку, и (с) неё (по) летит тебе (в) лицо мелк.. х..лодный сн..жок.

Что называется склонением имени существительного? Сколько склонений у существительного? Назови их отличительные признаки. Приведи примеры. Из данных имён собственных выпиши в алфавитном порядке имена с разделительным Ь: Сергей, Илья, Алексей, Татьяна, Анисья, Людмила, Ольга, Дарья, Игорь. Прочитай. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
Наступа..т ранн.. весна. (С) земли с..шёл сне.. Пришло радос..ное время года.

Сколько падежей в русском языке? Перечисли их с вопросами. Как определить падеж имени существительного, прилагательного? Спиши предложения и раскрой скобки: (Не) разгрызть ореха - (не) съесть ядра. (Не) стыдно (не) знать, стыдно (не) учиться. Прочитай. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
З..мля ешё х..лодная. Ласков…. весенн.. со..нце согревает всё вокруг. Синее небо высок.. .

Задание: спишите, вставив пропущенные буквы. Карма…ый фонарь, клюкве…ый морс,

земля…ой вал, кожа…ая куртка, це…ый приз, ледя…ая горка, лу…ый календарь, перро…ый ларёк, обеде…ая зона, оловя…ый солдатик, ю…ый натуралист, деревя…ый стол, соловьи…ые трели, глиня…ый кувшин, овчи…ый полушубок, болезне…ый вид, румя…ая девица, тушё…ый картофель, неслыха…ая радость, жёва…я тетрадь, огне…ый столб, маринова…ые огурчики, багря…ый закат, нечая…ый гость, дела…ый ребятами, ветря…ая мельница.

Задание : спишите, вставив пропущенные буквы.

Жестя…ая банка, звери…ый рык, искусстве…ая ёлка, каме…ая ограда, мгнове…ый результат, шерстя…ое платье, огне…ый смерч, безветре…ая погода, соловьи…ые трели, трёхто…ый грузовик, време…ый журнал, листве…ая куча, журавли…ые крики, станцио…ый смотритель, торжестве…ый день, инфекцио…ое заболевание, пря…ые смеси, жела…ый ребёнок, невида…ые тропы, смышлё…ый малыш, ране…ый боец, кова…ая лошадь, песча…ая буря, соломе…ая шляпа.

КТО СКОЛЬКО СМОЖЕТ упражнение 1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. 1.(Не)узна..ш(?)

(не)поймёш(?)-это волны или рож(?). Это лес или камыш(?) иль с небес струится тиш(?)... (К. Бальмонт). 2. Я притворюсь беззвучною зимой и вечные (на)век захлопну двери и всё(таки) узнают голос мой и всё(таки) ему опять повер..т. (А. Ахматова). 3. Разброса(н,нн)ым в пыли по магазинам (где их н..кто н.. брал и н.. б..рёт!), моим стихам как драгоце(н,нн)ым винам настан..т свой черед. (М. Цветаева). 4. Вся любовь происход..т из нужды и тоски; если(бы) человек (н..)в(чём) (н..)нуждался и (н..)тосковал он (н..)когда (н..)полюбил(бы) другого человека. (А. Платонов). 5. Маргарита летела (по)прежн..му медле(н,нн)о в пусты(н,нн)ой и (неизвестной местност.. над холмами усе..(н,нн)ыми редкими валунами лежащ..ми меж отдельных громадных сосен. (М. Булгаков). 6. Пушинки (не)проше(н,нн)о валятся на руки. Мне страшно в безлюдьи пороши разнузда(н,нн)ой. (Б. Пастернак). 7. Мелкий ж..лтый лист нет-нет да и слетит с берёзы; в просторах скоше(н,нн)ых полей уже пусто и светло (по)осе(н,нн)ему.

Упражнение2. Вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки, выпишите из предложений словосочетания: 1) с причастиями; 2) с отглагольными прилагательными; 3) с деепричастиями.

Будучи ране_ым, солдат оставался в строю. Игра актера была проникнове_а и взволнова_а. Человеческая память обладает пока еще необъяснимым свойством навсегда запечатлевать всякие пустяки. Такие же худые женщины выносили на улицу тазики, стирали белье, переговаривались и тут же развешивали стира_ое. Мировая общественность была взволнова_а сообщениями о зверствах фашистов. Немного подальше, в самой глуши заброше_ого и одичалого малин_ика, стояла беседка, пр_хитро ра_краше_ая внутри, но до того ветхая и дряхлая снаружи, что, глядя на нее, становилось жутко. Прижимаясь щ_кой к тополю, Мария обняла его неостывший ствол. Девочка воспита_а бабушкой. Скрестивши могучие руки, главу опустивши на грудь, идет и к рулю он садит_ся и быстро пускается в путь. День был серый и ветре_ый. Дождь барабанил по крыше, точно сердяс_ и негодуя на кого (то). Манеры этой девушки св_детельствуют о том, что она тактична и воспита_а. В небольшом, окле_ом белым, соверше_о пустом зале было св_тло, пахло масля_ой краской, на бл_стящем, краше_ом полу у стены стояли две китайские вазы. Изучая иностранный язык, необходимо много читать. Коше_ая трава сегодня хорошо сохнет. Коше_ая позавчера трава уже высохла. Скоше_ая трава лежит ровными рядами. Каждый год в ноябр_ский день в нашей школе соб_раются выпускники минувших лет. Ответы экзаменующихся были содержательны и продума_ы. Степь была пусты_а, ужасающе темна. упражнение 3. Данные словосочетания замените фразеологическими оборотами, в состав которых входят деепричастия (см. слова для справок). Слушать с напряженным вниманием, согласиться неохотно, сказать чистосердечно, трудиться усердно, уехать, обманувшись в своих ожиданиях, жить просто, смотреть пристально, работать небрежно.

^ Слова для справок: не мудрствуя лукаво, положа руку на сердце, спустя рукава, навострив уши, не покладая рук, не солоно хлебавши, скрепя сердце, не отрывая глаз.

упражение 4.Прочитайте. Укажите ошибки, допущенные в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки .

Приступая к работе над сочинением, в моем представлении возникает план будущей работы. Открывая страницы романа «Евгений Онегин», перед тобой возникает неповторимый мир (П, п)ушкинской эпохи. Воспроизведя в драме «Гроза» (семейно) бытовой уклад купечества и мещанства, драматургом отображена борьба между народными нравственными традициями и жестокими домостроевскими принципами «темного царства». Прочитав роман «Обломов», передо мной встала проблема крепос_ного права в России. Рискуя жизнью, им был спасен человек. Услышав о разведке, Пете стало весело. Выписывая из текста цитаты и составив план, я готовился к сочинению. Сильно простудившись, мне нездоровилось. Переходя через рельсы, стрелоч_ника оглушил неожида_ый свисток п_ровоза.

упражнение 5.. Спишите, вставив пропущенные буквы. Хлопоч_щая хозяйка, обезлюд_вший хутор, трепещ_щий листок, повале_ая ветром ива, дремл_щий старик, лома_щаяся ветка, протопта_ая тропинка, насыще_ый цвет, увеш_нные шишками ели, ра_кинув могучие крылья, хлещ_щие брызги, плещ_щиеся дети, стел_щийся туман, зан_в Бородино, испуга_о смотрел, напружин_в сильные лапы, п_стара_мся войти в их пол_ожение, посып_тся угрозы, искре_ее сострадание, ре_щие знамена, кол_щий дрова рабочий, бор_щийся народ, ро_щие траншею строители, кле_щий карандаш, колебл_мая волной тень, наблюда_мый со дна моря, хорошо вид_мое зарево, свед_щий человек, изране_ый солдат, кова_ый меч_, отчая_ый крик, тесто замеш_но, посе_ное зерно, замеш_н в неприятную историю.

упражнение 6 Выполните морфологический разбор причастий, деепричастий. Идя по мягкой, давно неезженной дороге, они незаметно отошли от деревни на версту. Григорий вышел, дрожа улыбкой, с взбешенными глазами.

Выделите суффиксы причастий, вставьте пропущенные буквы. Графически объясните постановку знаков

препинания при причастных оборотах.
А. Хвал_щийся своими успехами; та_щий на солнце снег; реж_щий металл станок; числ_щиеся по списку ученики; колонны, держ_щие балкон; беспоко_щаяся о здоровье ребёнка мать; по обстоятельствам, не завис_щим от нас; знач_щееся по списку кол-во книг; се_щий раздор между людьми; дежур_щий врач; огни, маяч_щие во тьме; школьники, готов_щие выступление; ветер, колыш_щий тростник; косынка, трепещ_щая на ветру; решение, завис_щее от друзей; зверёк, меч_щийся от испуга; кле_щие игрушки дети; кол_щий дрова сосед;
Б. Пограничники, охраня_щие границы4 пряч_щийся в кустах зверёк; широко стел_щиеся растения; знамёна, ре_щие на ветру; плещ_щееся у ног море; дождь, хлещ_щий в окна; бор_щиеся за независимость народы; колыш_щийся на волнах плот; птицы, щебеч_щие под окном; пил_щий дрова дед; лепеч_щий малыш; щенок, ла_щий на прохожих; кол_щая в боку боль; се_щий хлеб фермер; тяжело дыш_щий больной; плохо вид_щий старик; держ_щий знамя.
Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий; обозначьте условия выбора гласной в корне.
Нереша_мая задача; вид_мые в тумане корабли; возобновля_мое строительство; увлека_мый потоком; поддержива_мый товарищами; избира_мые делегатами; вдохновля_мые болельщиками; исполня_мое девочкой; оберега_мые юннатами; собира_мые детьми; колебл_мые ветром; ороша_мые водой канала; восстанавлива_мое реставраторами; обожа_мая сестрой; использу_мый при ответе.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Найдите в толк. словаре русского языка знач. слова реставратор и запишите, как оно толкуется:____
Выпишите два прич., морфемный состав кот. соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание:____
каким способом образ. слово юннаты? __________

отмечу всем как правильное решение. 1. Вставьте пропущенную букву. Укажите слово с пропущенной буквой "и": А) брем...ни;

б)небез...звестный; в)уголоч...к;г) о санатори...

2.Расставьте правильно знаки препинания:

Так как по обе стороны улицы росли высокие стройные тополя она очень понравилась нам и отчасти заменяла сад.

3.Обозначьте однородные и неоднородные определения. Расставьте правильно знаки препинания.

1) На столе лежали январские февральские мартовские номера газет.

2)Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва.

4.Обозначьте цифры, указывающие на границы придаточного предложения с главным:

Но пресная вода1 которая годна дя питья2 для орошения3 для машины4 составляет ноль целых три десятых этого количества.

5. Вставьте пропущенные буквы: 1) бабушка, пос...дела; 2)ум...ляете о помощи; 3) посв...тил стихотворение; 4) никого не об...жал; 5) разв...ваются флаги.

6. Расставьте правильно знаки препинания:

1) Друзья мои прекрасные наш союз!

3) Пшеница овёс подсолнух всё уже созрело.

4) Все кругом зелёная трава листва на деревьях солнце над головой было радостным и привлекательным.

Спиши,вставляя пропущенные буквы. 1) Журавли, друг друга окликая,осторожно тянутся гур...бой.2) Дремлет ч...ткий камыш,тише,безлюд...е

вокруг.3)Печальная берёза у моего окна,и прихот...ю мороза разубрана она.

Вместо точек вставьте пропущенные буквы

Билеты по русскому языку для 4 класса (ответы на практическое задание №3)

БИЛЕТ 1.


С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже весна. Земля холодна, грязь хлюпает под ногами, но кругом всё весело, радостно.

БИЛЕТ 2.

3. Прочитай. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Объясни их написание устно.
У высокой муравьиной кучи на лесной полянке ковром рассыпались цветы. Муравьи тащат в свой общий дом сухие хвоинки, жучков.

БИЛЕТ 3.

3. Прочитай, спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Объясни их написание устно.
На ранней заре откроешь окно в прохладный сад. Не утерпишь – велишь закладывать лошадь.

БИЛЕТ 4.


Красивы деревья в зимнем наряде. Тихо качают они пушистыми ветвями. Задень ветку, и с неё полетит тебе в лицо мелкий холодный снежок.

БИЛЕТ 5.

3. Прочитай. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
Наступает ранняя весна. С земли сошёл снег. Пришло радостное время года.

БИЛЕТ 6.

3. Прочитай. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
Земля ещё холодная. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высоко.

БИЛЕТ 7.

3. Прочитай. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.

Ночью на землю падал пушистый снег. Он всё укрыл тёплым одеялом. Возле старого пня притаился заяц. Его не видно на белом снегу.

БИЛЕТ 8.

3. Прочитай. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки. На земле лежит прошлогодняя листва и сухие травинки.

БИЛЕТ 9.

3. Прочитай. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
Пригревает весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит ручей.

БИЛЕТ 10.

3. Прочитай, спиши предложения, вставив пропущенные буквы. Устно объясни их написание.
Сосновый бор на берегу речки освещается весенним солнцем. Но гроза уже скапливается на горизонте. Огромная туча накрывает бор.

БИЛЕТ 11.

3. Прочитай. Спиши предложения, расставив знаки препинания, вставь пропущенные буквы. Устно объясни написание и расстановку запятых.
В окно лилось зимнее, но очень яркое солнце. Снег засыпал лесные дорожки, тропинки в лесу. Дорога бежит, извивается, пропадает в снегах.

БИЛЕТ 12.


Вчера ещё ты грустно смотрел из окна на ненастный день. А сегодня солнце гонит из оврагов последний снег.

БИЛЕТ 13.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
В полдень оживает лесная полянка. Прибегают на опушку разные зверьки.

БИЛЕТ 14.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Пригревает весеннее солнце. На лесной полянке тает снег.

БИЛЕТ 15.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Вся местность покрыта мягким снежным ковром. Красивы деревья в зимнем наряде.

БИЛЕТ 16.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Кругом полная тишина. Над тобой синее небо. Глядит на тебя яркое зимнее солнце.

БИЛЕТ 17

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Надо прочистить тропинку к крыльцу. Хорошо поработать лопаткой на свежем воздухе.

БИЛЕТ 18.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Однажды утром я вышел из лесной сторожки. Вьюга намела ночью высокие сугробы.

БИЛЕТ 19.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Вот из маленького домика на лесной полянке вышел человек. Он посмотрел на часы и ударил по рельсу.

БИЛЕТ 20.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Из заснеженного леса показались тонконогие косули. По узкой тропинке они направились к кормушке.

БИЛЕТ 21.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
В нашей стране большие участки лесов и степей объявляются заповедными. Здесь люди охраняют разных животных.

БИЛЕТ 22.

3. Спиши предложения, вставив пропущенные буквы, объясни орфограммы.
Я часто провожу выходные дни у своего дяди – лесника Ильи Петровича. У него бывают и мои друзья.