Устаревшая недосказанность. Значение слова недосказанность в толковом словаре ефремовой

НЕДОСКАЗАННОСТЬ

недоска занность

Неполнота, незаконченность высказывания.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НЕДОСКАЗАННОСТЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ
  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: недомолвка, недоговорка (редк.), умолчание, недоговоренность Ant: …
  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    недоговоренность, недоговорка, недомолвка, полуправда, умалчивание, умолчание, фигура …
  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    недоск`азанность, -и (к …
  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    недосказанность, -и (к …
  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ в Орфографическом словаре:
    недоск`азанность, -и (к …
  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Неполнота, незаконченность …
  • НЕДОСКАЗАННОСТЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Неполнота, незаконченность …
  • ЯЗЫК ИСКУССТВА в Новейшем философском словаре:
    одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической …
  • ЯЗЫК ИСКУССТВА в Словаре постмодернизма:
    - одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства, конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для …
  • СУГГЕСТИЯ
    (от лат. suggestio — внушение; намек) Одна из существенных категорий эстетики символизма (особенно в его западноевропейской редакции). Ш.Бодлер определял «чистое …
  • ИМПРЕССИОНИЗМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (от франц. impression — впечатление) Направление в искусстве, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Главные представители И.: Клод …
  • НАЦУМЭ СОСЭКИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (1867-1916) - писатель. В юности он получил классическое образование и слыл знатоком древней китайской и японской классической поэзии. После окончания …
  • НИНА ЗАРЕЧНАЯ в Литературной энциклопедии:
    - героиня комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). Жизненный прототип - Л.С.Мизинова (по мужу Шенберг-Санина; учительница, певица, в 1901-1902 гг. актриса МХТ). …
  • БЕДНОЕ ИСКУССТВО в Большом энциклопедическом словаре:
    (итал. arte povera) термин, которым итальянская критика 1960-х гг. обозначила направление, близкое концептуальному искусству и минимализму (наиболее известные его представители …
  • МНОГОТОЧИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    знак препинания, употребляемый в тех случаях, когда надо изобразить известную неопределенность или недосказанность мысли, волнение, вызванное каким-нибудь чувством, событием или …
  • МНОГОТОЧИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? знак препинания, употребляемый в тех случаях, когда надо изобразить известную неопределенность или недосказанность мысли, волнение, вызванное каким-нибудь чувством, событием …
  • УМОЛЧАНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: недомолвка, недосказанность, недоговорка (редк.), недоговоренность Ant: высказанность, …
  • НЕДОМОЛВКА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: недосказанность, недоговорка (редк.), умолчание, недоговоренность Ant: …
  • НЕДОГОВОРКА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. недоговоренность, см. недомолвка, см. недосказанность, см. …

Имена существительные по типу склонения делятся на три типа:

  1. Существительные женского рода с окончанием -а,-я (земля);
  2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием, существительные среднего рода с окончанием -о,-е (дом, поле);
  3. Существительные женского рода с нулевым окончанием (мышь).

В русском языке особую группу составляют разносклоняемые существительные: бремя, темя, пламя, вымя, знамя, племя, стремя, время, имя, путь.

Значительная группа существительных не изменяется по родам и числам, их называют несклоняемыми; депо, фойе, алоэ, кофе, пальто, атташе и другие.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам в единственном числе. Во множественном числе падежные окончания имен прилагательных всех трех родов совпадают: новые столы, книги, перья.

Существуют определенные правила склонения и числительных. Например, числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе, а числительное два, три, четыре имеют особые падежные формы, которые сходны с окончаниями имен прилагательных во множественном числе.

Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются по третьему склонению существительных.

Числительные сорок, девяносто имеют две падежные формы: сорока и девяноста.

У числительных двести, триста, четыреста и у всех числительных на -сот склоняются обе части.