Уровни и формы научного познания презентация. Урок-аукцион "Научное познание" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

Задачи и этапы научной деятельностиЗадачи:
получение нового
знания
сообщение нового
знания
Этапы:
совершение
открытия
оформление
открытия

Виды научной деятельности

научные исследования
апробация результатов
подготовка научных работников
аттестация научных работников

Цели науки:

описание
объяснение
прогноз

Система науки

естественные
общественные (социальные,
гуманитарные)
технические
фундаментальные
прикладные

Принципы науки:

гносеологические
методологические
аксиологические

Структура научного знания

Научная
парадигма
Научная картина мира
Тип научной рациональности

Парадигма -

Парадигма (греч. – пример, образец) –
теория или модель
постановки проблем,
принятая в качестве
образца решения
исследовательской задачи
«дисциплинарная
матрица» (Т. Кун)
теоретические
стандарты
методологические
стандарты
ценностные критерии
мировоззренческие
установки

Научная картина мира

Целостный образ
объекта научного
исследования
Теория
Допущения
Частные
теоретические
модели

Теория - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта

Теория форма научного знания, дающая
целостное представление о
закономерностях и существенных
связях объекта
эмпирическая основа
теоретическая основа
логика
совокупность утверждений с их
доказательствами

Концепция -

Концепция способ понимания, трактовки
предмета, явления, основная
точка зрения на предмет,
руководящая идея

Модель – идеализированный объект (их совокупность и взаимосвязь), соотносящийся с суждениями теории или концепции

Доктрина – устойчивая система взглядов, идей, принципов, для которой характерен единый подход к изучаемым явлениям

методология
содержание
программные положения

Типы научной рациональности

Объект научного познания
Познавательные способности
субъекта
Познавательное отношение субъекта к
объекту
Научный метод
Результат научного знания

Исторические типы научной рациональности

классическая
постклассическая
1) неклассическая
Аграрное общество
(традиционное)
Индустриальное
общество (модерн)
Постиндустриальное
общество (постмодерн)
2)
постнеклассическая

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Классический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Неклассический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Постнеклассический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Модели развития научного знания

кумулятивная модель
критический рационализм (Карл Поппер)
теория научных революций (Томас Кун)
методологический фальсификационизм
(Имре Лакатос)
эпистемологический анархизм
(Пол Фейерабенд)
социальный (социологический) реализм
(Рэндалл Коллинз)

Критический рационализм

Карл Поппер (1902-1994)
«Логика и рост научного
знания» (1934 г.)

Опровержение научного знания

Научное знание всегда предположительно
Рост знания происходит рационально, на
основе опровержения (фальсификации)
существующих теорий:

Теория научных революций (парадигмальная модель)

Томас Кун (1922-1996)
«Структура научных
революций» (1963 г.)

Смена парадигм (по Т. Куну)

Научная
революция
Нормальная
наука
Экстраординарная
наука

Методологический фальсификационизм

Имре Лакатос (1922-1974)
«Фальсификация и
методология научноисследовательских
программ» (1970 г.)

Структура научно-исследовательской программы

Жёсткое ядро
Защитный пояс
Положительная
(позитивная)
эвристика
Негативная
эвристика

Эпистемологический анархизм

Пол Фейерабенд
(1924-1994)
«Против метода:
очерк анархистской
теории познания»
(1974 г.)

Принципы эпистемологического анархизма

Принцип пролиферации (размножения)
теорий
Принцип несоизмеримости теорий
Методологический плюрализм

Социальный (социологический) реализм

Рэндалл Коллинз (р. 1941)
«Социология философий:
глобальная теория
интеллектуального
изменения» (1998 г.)

Теория интеллектуальных сетей

Горизонтальные и вертикальные
интеллектуальные сети
Организационные основы и интерактивные
ритуалы
Обмен культурным капиталом и
эмоциональной энергией
Соперничество за пространство внимания и
интеллектуальную репутацию
Наука развивается посредством
реорганизации интеллектуальных сетей

Результаты научной деятельности

новые знания
экспериментальные
образцы
конечные
промежуточные
побочные

Принципы определения научности гипотезы

логический
критический
позитивизм
рационализм
(верифицируемость) (фальсифицируемость)
Рудольф Карнап
(1891-1970)
Карл Поппер
(1902-1994)

Способы и методы оценки научной деятельности

экспертная оценка
(рецензируемость, peer-reviewed)
индекс цитирования
(citation index, CI, ИЦ;
индекс Хирша, h-индекс)
импакт-фактор журнала
(impact- factor, IF, ИФ)

Базы данных ИЦ и ИФ

Science Citation Index (SCI)
Social Sciences Citation Index (SSCI, социальные
науки)
Arts and Humanities Citation Index (AHCI, искусство и
гуманитарные науки)
Scopus (проект компании Elsevier)
Euro-Factor (ЕС)
Google Scholar
Web of Science (проект компании Thomson Scientific)
Российский индекс научного цитирования (РИНЦ,
проект Российской научной электронной библиотеки
http://elibrary.ru)

1) Субъектом научного познания может стать не каждый человек, а тот кто прошел особую специализированную подготовку необходимую для исследовательской деятельности.

2) Научное познание специально ориентировано на открытие законов и явления, неизвестных до сих пор. Полученные при этом знания – обоснованы, системно-организованы, выражены при помощи искусственного языка.

3) В научном познании используется специализированный язык - по сравнению с языком повседневного общения для него характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.

Специфика научного познания

4) Научное познание предполагает использование специализированного инструментария: специальные материальные средства (реактивы, экспериментальные установки, контрольные приборы и т.д.), средства обработки информации и связи, транспортные средства, энергетические установки и т.д.

5) Научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов, норм и т.д.).

6) Непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является – объективная истина.

7) Научное познание направленно на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира.

Структура научного познания

Три основных уровня:

Эмпирический

Теоретический Метатеоретический

Специфика эмпирического познания

Эмпирическое исследование направлено в своей основе на изучение явлений и связей между ними.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относятся средства наблюдения, измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование и помещения и т.д.).

Специфика теоретического познания

На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей объекта в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект.

непосредственное практическое взаимодействие с объектами; объект изучается опосредованно. Это достигается путем представления предмета исследования в виде системы абстрактных идеальных объектов , в которых интересующие исследователя явления и процессы представлены в чистом виде путем исключения реальных условий их существования (например, материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике, почти все математические объекты).

Специфика метатеоретического познания

Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается не только взаимосвязью между метатеоретических оснований науки (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки). Метатеоретические основания науки выступают системообразующим блоком научного познания.

Функции метатеоретических оснований науки:

Определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;

Систематизация имеющихся научных знаний;

Обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

Формы эмпирического знания

Данные наблюдения - отражают само наличие исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в

предусматривающая констатацию достоверной, объективной информации. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие операции:

Нахождение в данных наблюдения устойчивого содержания;

Необходимость истолкования выявляемого в наблюдениях устойчивого содержания.

Формы теоретического знания

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является противоречивая ситуация в сфере научного познания, требующая решения.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая научное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов.

Теория – форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных объектов и их отношений.

Формы метатеоретического знания

Научная картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки.

Идеалы и нормы научного исследования. Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.

Философские основания науки. Включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Это прежде всего представления

о всеобщих предпосылках и общей направленности

познавательных процессов.

Понятие метода научного познания

Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности.

Научному методу свойственны следующие признаки:

1) ясность или общедоступность;

2) отсутствие стихийности в применении;

4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;

5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;

6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.


  • содействовать осознанию форм и методов научного познания;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

  • Знать: сущность и особенности научного познания, познакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • научная теория;
  • эмпирический закон;
  • гипотеза;
  • научный эксперимент;
  • моделирование;
  • научная революция;
  • дифференциация;
  • интеграция.

Изучение нового материала

  • Основные особенности методологии научного мышления.
  • Дифференциация и интеграция научного знания.

Вспомните. Как связаны чувственное и рациональное в познавательной деятельности людей? Какое знание считается истинным? В чём выражается объективность истины? С какими законами развития природы, открытыми учёными, вы познакомились на уроках физики, биологии?


Особенности научного познания

Найдите лишнее высказывание

  • «Не рой яму другому – сам в неё попадешь»
  • «Пришельцы с других планет живут среди нас»
  • «Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности»
  • «Каждый человек стремится к материальному достатку»
  • «У каждого человека есть своя аура»

Прочитайте пункт «Особенности научного знания» на стр. 248 и выпишите особенности


Особенности научного познания

  • Получение нового для человечества знания.
  • Объективность получаемого знания
  • Использование специальных методов познавательной деятельности.
  • Воспроизводимость полученного результата в одних и тех же условиях, проверяемость знания.
  • Рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность).
  • Развитость понятийного аппарата ( терминология ).
  • Универсальность .

А как получилось у вас в тетрадях? Сверьте!


Масса веществ , вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ , образовавшихся в результате реакции

Научное познание - вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении.

Научное познание - познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.


Вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

«Наука как знание существует само по себе - «знание ради знания» - это миф или реальность?


Два уровня научного знания

Эмпирическое познание процесс накопления и фиксация опытных данных; исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретическое познание -

Главная задача - описание предметов и явлений, накопление знаний.

процесс выявления законов и создание научных теорий; сущностное опосредованное познание; имеет дело с идеальными объектами.

Главная задача

Форма получаемого знания:

объяснение изучаемых явлений.

  • Научный факт
  • Эмпирический закон

Форма получаемого знания:

  • Гипотеза
  • Закон
  • Теория

Методы эмпирического познания

Методы теоретического познания

Наблюдение целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта

Гипотеза – научное предположение, нуждающееся в проверке.

Измерение - сравнение объектов по каким-либо общим свойствам и сторонам.

Теория – целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

Описание – фиксация сведений об объектах с помощью средств языка.

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданной для их изучения.

Эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях

Анализ –

Синтез –

Индукция –

Дедукция –

Аналогия -




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia - разность) означает разделение, расчленение целого на части, формы и т. п.
  • ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integration - восстановление) фиксирует обратный процесс - сближение и связь различных частей, процессов, явлений.

Интеграции научного знания, по оценкам специалистов, препятствует дефицит объединяющих научных идей ; бурный рост специализированного научного знания, который не позволяет ученым стать специалистами по целому ряду научных дисциплин (иными словами, век энциклопедистов безвозвратно прошёл).


КАК ПРОИСХОДЯТ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ

Ярким примером такой революции является смена научной картины мира, происшедшая в начале XX в. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся учёных коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи. И всё же, существенно обогатив их, физика прошлого века не отменила прежних представлений, но указала на ту область, в пределах которой они справедливы.

Альберт Эйнштейн , (14.03.1879 – 18.04.1955) - великий физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности

Макс Планк (1858-1947) (Макс Карл Эрнест Людвиг) - немецкий физик, один из основоположников квантовой теории, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1913) и почётный член АН СССР (1926).


  • далёк от профессиональной научной деятельности, но постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей (бытового комфорта);
  • всё более укрепляется авторитет науки, методологии (принципов, подходов) научного мышления;
  • Вместе с тем имеются и сторонники вненаучной картины мира: свойственна установка на практическую пользу, интерес к таинственному и чудесному.

  • Каковы основные отличия научного познания от обыденного?
  • Чем характеризуется эмпирический уровень научных знаний?
  • Что присуще теоретическому уровню науки?
  • Соотнесите уровни и методы научного познания.
  • Что отличает эксперимент от наблюдения?
  • Какова роль гипотезы в научном познании?
  • Приведите примеры научного моделирования.
  • В чём проявляется дифференциация научного знания? Каковы её причины?
  • Что затрудняет интеграцию научного знания в современных условиях?
  • Как развивается научная революция?

  • Повседневные наблюдения убеждают нас в том, что все тела притягиваются к Земле. Но тела притягиваются не только к Земле, но и друг к другу. В этом можно убедиться на следующем опыте. (Далее идет описание эксперимента.)
  • В 1667 г., анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение... Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле (приводится формула)...
  • Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения...
  • Два тела (рассматриваемые как материальные точки) притягиваются друг к другу по прямой, их соединяющей, с силами, прямо пропорциональными произведению их масс и обратно пропорциональными квадрату расстояния между ними”.

С1. Приведите по три примера ненаучных и научных форм познания.

С2. Среди причин, обусловливающих относительный характер открываемых в познании истин, чаще всего называют ограниченность познавательных возможностей человека: далеко не всё доступно нашему восприятию, имеет свои границы и рациональное познание.

Что ещё придает нашим выводам и суждениям о мире относительный характер? Укажите три таких "ограничителя".

С3. Назовите три формы рационального познания.


  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОЗНАНИЕ

ПРАВИЛА Создайте «Акционерное общество». Выберите президента АО, банкира АО. Выберите лот (ему соответствует цена). Выкупаете лот, внося средства в Гос. Банк. За правильный ответ сумма удваивается, за неправильный сумма остается в банке. «Банкроты» могут взять сумму в Гос.Банке под 50%. За некорректное поведение на бирже, взимается штраф 100 у.е.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗА УРОК 4 1 00 тыс. у.е. – «3» 6 1 00 тыс. у.е. – «4» 8 1 00 тыс. у.е. – «5»

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ У вас на столах лежат тексты. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Каждый правильный ответ принесет АО по 200 у.е. Каждый неправильный ответ штраф – 50 у.е.

Обыденное Мифологическое Филосовское Религиозное Научное Художественно- образное Определите формы познания мира. Каждый правильный ответ 100 у.е. Каждый неправильный ответ штраф – 50 у.е. Можно выкупить ответ у своего соперника за 200 у.е.

Получив стартовый капитал приготовьтесь к аукциону. Если АО сомневается в правильности своего ответа, другое АО имеет право выкупить ответ дав за него на 50 у.е. больше.

«Супер»- Задания 500 500 500 5 00 500 1 500 400 300 200 2 00 2 500 400 300 200 2 00 3 500 400 300 200 2 00 Погашение «Штрафа»

Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.

Приведите два примера влияния современной науки на развитие общества

Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания

А15. Рациональное - это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

A1. И чувственное, и рациональное познание 1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они 1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в п околение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности

А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: обыденного знания мифологического знания эмпирического знания научного знания

А34. И религиозное, и научное знание: 1) имеет объективный характер 2) необходимо человеку для рациональной деятельности 3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания. 1) наблюдение за явлением; 2) распространение мнения; 3) художественный вымысел; 4) мысленное моделирование; 5) проведение эксперимента; 6) описание объекта.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания. 1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) классификация; 6) измерение

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. Запишите эти слова (словосочетания). наблюдение; ощущение; суждение; выдвижение гипотезы; проведение эксперимента; эмпирическое описание.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знания 2) теории 3) легенды 4) мифы 5) гипотезы

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) чувственное познание 2) познавательная деятельность 3) субъект познания 4) объект познания 5) рациональное познание

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) научное познание 2) системность знания 3) опора на эксперименты 4) рационалистические доводы 5) объективность

В24. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями. 1) ощущение А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности 2) восприятие Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов 3) представ - ление В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира 4) воображе - ние Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей 5) интуиция Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств 6) мышление Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

1) анализ А) установление сходства или различия предметов 2) синтез Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части 3) сравнение В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо 4) понятие Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение 5) суждение Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках 6) умозаклю - чение Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Назовите любой метод научного познания, используемый Магелланом.

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ 1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей А. Объективная истина 2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире Б. Относительная истина 3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности В. Абсолютная истина 4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент 5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи - перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть? О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Назовите метод научного познания, используемы й Брантом.

В9. Вставьте пропущенное слово: «Познание - это... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека». В10 . Закончите фразу: «Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...». В11 . Закончите фразу: «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется...». В12 . Закончите фразу, вставив словосочетание: Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...». В13. Вставьте пропущенное слово: «Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание».

«Супер»- Задания 1 АО тест 2 АО тест 3 АО тест


Научное познание, его формы и методы Урок обществознания 10 класс. Профильный уровень. Презентацию подготовила: учитель обществознания Хохлова Е. Л. Научное познание, его формы и методы.

Научное познание, его формы и методы.

Научное познание

  • Наука на сегодняшний день является основной формой человеческого познания. Оно отличается от обыденного познания.

Научное познание 1) вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, знаний о природе, обществе и мышлении. 2) познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Принципы научного познания

  • систематичность
  • доказательность
  • воспроизводимость
  • результатов
  • объективность
  • проверяемость
  • исследование
  • свойств,
  • связей,
  • отношений
  • познание
Отличия от обыденного познания
  • 1. Стремление к максимальной объективности в изучении предметов и явлений.
  • 2. Для фиксирования полученных знаний используется научный язык
  • 3. Научные знания используются не только сегодня, но и рассчитаны на будущее.
Функции научного познания
  • 1. Познавательно - объяснительная: наука познает и объясняет законы окружающего мира.
  • 2. Мировоззренческая – позволяет выстроить целостную систему знаний о мире.
  • 3. Прогностическая – наука помогает не только познать и изменить мир, но и спрогнозировать последствия этих изменений.
Уровни научного познания
  • Ученые выделяют 2 уровня научного познания:
  • 1. Эмпирический
  • 2. Теоретический
Уровни научного познания Методы современного научного познания Формы научного познания Эмпирический уровень
  • Его задачей является описание изучаемых предметов и явлений.
  • Методы:
  • 1. Наблюдение
  • 2. Описание
  • 3. Эксперимент
  • 4. Моделирование
Наблюдение
  • Наблюдение – это целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемых объектов. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление.
Описание
  • Описание – это фиксирование сведений, полученных в ходе наблюдения.
Эксперимент
  • Эксперимент – это метод исследования, который происходит в строго определенных условиях, которые часто происходят искусственно.
Моделирование
  • Моделирование применяется тогда, когда проведение эксперимента затруднительно(большие материальные затраты, угроза экологии). В этом случае создается модель предмета или явления.
  • На сегодняшний день широкое распространение получило компьютерное моделирование.
Теоретический уровень
  • На этом этапе происходит объяснение изучаемых предметов или явлений. Полученные знания фиксируются в форме понятий, научных теорий и законов.
  • Методы:
  • 1. Выдвижение научных гипотез
  • 2. Формулирование научных теорий.
Гипотеза
  • Гипотеза – это предположение, с помощью которого пытаются объяснить факты, не укладывающиеся в рамки прежних учений.
  • На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.
Научная теория
  • Это логическое объяснение предметов и явлений окружающего мира.
http://www.mr-info.ru
  • http://www.mr-info.ru
  • http://myvolia.ru
  • http://www.centr-earth.ru
  • http://vseowitch-will.sitecity.ru
  • http://library.nstu.ru
  • http://lasmed.phys.msu.su/maxim/index.html
  • http://www.astrakhanfm.ru
  • http://clipart2.narod.ru
  • http://sarov.nnov.ru
  • http://www.holycross.ac.uk/science/
  • http://nnm.ru