Уровень развития самоуправления рожкова м и. Диагностика "уровень развития самоуправления в ученическом коллективе"

В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.

Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.

В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.

В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.

Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

Задачи школьного самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права учащихся.

Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:

  • открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
  • равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
  • добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
  • непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.

Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:

  • в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
  • в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
  • в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.

Детям можно поручать следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

Для создания органов самоуправления необходимо:

  1. Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
  3. Представить педагогическую поддержку и помощь.

Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важным условием в организации самоуправленческой деятельности учащиеся является партнёрство, которое даёт возможность включить ребят в выполнение реальных дел, в преобразование окружающей жизни. Это участие, в социально значимых проектах: «Милосердие», «Озеленение участка», экологической программе «Посади дерево», охране исторических и культурных памятников: «Вахта памяти», возрождение национальной культуры: научно – исследовательские работы, творческие и телекоммуникационные проекты.

Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.

Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.

В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:

  1. Дежурная служба класса.
  2. Библиотечная служба класса
  3. Учебная служба класса.
  4. Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
  5. Хозяйственная служба класса.
  6. Шефская служба класса.
  7. Сценарная служба класса.

Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

По развитию ученического самоуправления использую разнообразные методы и формы работы (М. И. Рожков «Развитие самоуправления в детских коллективах»).

Один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению – коллективное планирование. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:

  • коллективно-творческое дело;
  • деловая игра;
  • конкурсы;
  • общественный опрос (диагностирование);
  • разведка полезных дел;

Например, дежурство по школе. Председатель данного органа заранее распределяет обучающихся по постам, обговаривая с каждым то место, где будет находиться дежурный. В течение дня председатель дежурной службы наблюдает за порядком в школе, контролирует дежурных, а в конце дня, когда дежурные учителя проставят оценки за дежурство и укажут на замечания, классный коллектив собирается на обсуждения прошедшего дня. В конце недели на линейке дежурство вместе с дневником передаётся следующему классу, где дежурный класс делает акцент, на что больше всего надо дежурным обращать своё внимание. Организует линейку по сдаче дежурства старший дежурный по школе. Он же делает продежурившему классу замечания и выставляет итоговую оценку за дежурство. В случае неудовлетвориельной оценки, дежурство продлевается.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.

В возникновении конфликтов я использую форму дискуссии.

Дискуссия (обсуждение спорного вопроса).

Дискуссия – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать своё мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения. И разрешению конфликтных ситуаций.

В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе школы как один из интерактивных приёмов.

В конце года провожу диагностирования среди обучающихся:

1. «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью».

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Результаты показали, что высокая степень удовлетворённости у 4 обучающихся, средняя – у 18 обучающихся, низкая – у 2 обучающихся.

2. «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе».

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Результаты показали, что развитие самоуправления в классном коллективе находится на среднем уровне.

Школа – наш второй дом. Школа для всех жителей маленькой республики одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель, которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – это определённый жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитую личность.

Приложения:

  • Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Приложение 1)
  • Классный час «Выбор актива класса» (Приложение 2)
  • Презентация «Развитие ученического самоуправления в классном коллективе» (Приложение 3)

Список используемой литературы:

  1. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др., Методические рекомендации классному руководителю о самоуправлении в классе, Творческий центр, М., 2006
  2. Хочу быть лидером, пособие, Нижний Новгород, 2003
  3. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова , Справочник классного руководителя, «ВАКО», М. 2006
  4. М.И. Рожкова , Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001
  5. Е.П. Сгибнева , Классные часы в выпускных классах, «ФЕНИКС», Ростов-на-Дону, 2006

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Инструкция: «Вам будет предложен ряд высказываний. Необходимо обвести кружочком цифру того варианта ответа, который больше других отвечает вашей личной точке зрения. Отвечайте, пожалуйста, на каждое высказывание, выбирая только один из готовых ответов.

Цифры, которые проставлены после каждого высказывания, означают следующее:

3 - «Скорее да, чем нет»;

2 - «Трудно сказать»;

1 - «Скорее нет, чем да»;

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса 4 3 2 1 0
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям 4 3 2 1 0
6. У нас в классе все обязанности четко и равномерно распределяются между ребятами. 4 3 2 1 0
7. Выборный актив в нашем классе не пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. 4 3 2 1 0
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. 4 3 2 1 0
9. Считаю, что ребята нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. 4 3 2 1 0
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. 4 3 2 1 0
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. 4 3 2 1 0
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом учебного заведения. 4 3 2 1 0
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы. 4 3 2 1 0
15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса, органов самоуправления школы в решении задач, стоящих перед ними. 4 3 2 1 0
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. 4 3 2 1 0
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями. 4 3 2 1 0
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления учебного заведения, пользуются заслуженным авторитетом. 4 3 2 1 0
21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива. 4 3 2 1 0
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив учебного заведения достиг более высоких результатов. 4 3 2 1 0
23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах общественных организациях. 4 3 2 1 0
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего коллектива школы. 4 3 2 1 0

Обработка полученных данных

При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность подростков в самоуправленческую деятельность (предложения 1 - 4);

2) организованность классного коллектива (5 - 8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9 - 12);

4) включенность класса в дела всего коллектива (13 - 16);

5) отношения класса с другими школьными общностями (17 - 20);

6) ответственность учащихся класса за дела всего коллектива учебного заведения (21 - 24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 - максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).

Уровень самоуправления коллектива, объединения, определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний, если больше 0,8 - высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 - уровень развития самоуправления средний, если больше 0,85 - высокий.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Цель:

Ход мероприятия : Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельных действиям

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися

7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены

12. Готов ответить за результаты своей работы и своих товарищей

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации мероприятий для всей школы

15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах общешкольного самоуправления в решении задач, стоящих перед ними

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями

18. Удовлетворен отношением моих одноклассников к другим классам

19. Мы стремимся помочь другим коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом

21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов

23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива

Обработка результатов : При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

Включение учащихся в самоуправленческую деятельность (1,2,3,4)

Организованность классного коллектива (5,6,7,8)

Ответственность членов первичного коллектива за его дела (9,10,11,12)

Включенность класса в дела общешкольного коллектива (13,14,15,16)

Отношения класса с другими ученическими коллективами (17,18,19,20)

Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21,22,23,24)

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников, и на 16 (максимальное количество баллов в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из них меньше 0,5, то уровень СУ в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, больше 0,8 – высокий.

Результаты диагностики по определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе по методике обучающихся МОУ Ермаковской СОШ Любимского муниципального района

Цель: определить уровень развитии ученического самоуправления

Аспекты самоуправления

По ОУ

включение учащихся в самоуправленческую деятельность

организованность классного коллектива

ответственность членов первичного коллектива за его дела

включенность класса в дела общешкольного коллектива

отношения класса с другими ученическими коллективами

ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива

Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из них меньше 0,5, то уровень СУ в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень СУ низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – средний, более 0,85 – высокий.

Таблица для занесения результатов:


Смысловое значение цифровых кодов:

скорее да, чем нет

трудно сказать

скорее нет, чем да

Таблица для занесения результатов:

Таблица для занесения результатов:

Таблица для занесения результатов:

Таблица для занесения результатов:

Таблица для занесения результатов:

Таблица для занесения результатов:

Таблица для занесения результатов:

Таблица для занесения результатов:

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.

( разработана М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 - «Да»,

3 - «Скорее да, чем нет»,

2 - «Трудно сказать»,

1- «Скорее нет, чем да»,

0 - «Нет».

Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше._____________________________________

4 3 2 1 0

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4 3 2 1 0

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4 3 2 1 0

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4 3 2 1 0

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

4 3 2 1 0

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.________________________________________

4 3 2 1 0

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4 3 2 1 0

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.________________________

4 3 2 1 0

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4 3 2 1 0

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

4 3 2 1 0

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________

4 3 2 1 0

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей._____________________________________

4 3 2 1 0

Обработка результатов.

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);

2) организованность классного коллектива (5-8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.

Например , сумма баллов, выставленных 10 участниками опроса по первой группе, составляет 78. Тогда 78: 10: 16 = 0,4875.

Полученный коэффициент соотносится с интервальной шкалой:

Таблица

Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0-0,5

Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,51-0,8

Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе (по компоненту 1)

0,81-1

Аналогично высчитываются показатели для оставшихся двух групп. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий.

«Размышляем о жизненном опыте»
тест Н.Е. Щурковой

Цель теста выявить нравственную воспитанность учащихся.
Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

1
2
3

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Инструкция . Выберите один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком +.

    На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
    а) обойду, не потревожив;
    б) отодвину и пройду;
    в) смотря какое будет настроение.

    Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
    а) ничего, какое мое дело;
    б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
    в) подойду и непременно заговорю.

    Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
    а) тороплюсь в школу;
    б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
    в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

    Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
    а) предложу свою помощь;
    б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
    в) если попросят, я, конечно, помогу.

    Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
    а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
    б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
    в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

    Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
    а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
    б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
    в) вступаюсь за обиженного.

    Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
    а) они мои, раз я их нашел;
    б) завтра спрошу, кто их потерял;
    в) может быть, возьму себе.

    Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
    а) на шпаргалки, конечно: экзамен - это лотерея;
    б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
    в) на свои знания.

    Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
    а) найду что-нибудь рядом с домом;
    б) поищу высокооплачиваемую работу;
    в) хочу создавать нечто ценное на земле.

    Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
    а) по России;
    б) по экзотическим странам;
    в) по одной из ведущих развитых стран.

    Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
    а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
    б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
    в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

    Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
    а) соглашусь с благодарностью;
    б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
    в) отказываюсь решительно.

    Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
    а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
    б) выполняю, конечно;
    в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

    Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
    а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
    б) не знаю, как придется;
    в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

    Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?
    а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
    б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
    в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

    Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
    а) еду на дачу согласно плану;
    б) не еду, остаюсь, конечно;
    в) жду, что скажет мой товарищ.

    Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
    а) бездомный щенок;
    б) взрослый пес с известным Вам нравом;
    в) дорогой щенок редкой породы.

    Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
    а) напомню о праве на отдых;
    б) делаю, раз надо;
    в) посмотрю, что скажут остальные.

    С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
    а) отвечаю тем же;
    б) не замечаю, это не имеет значения;
    в) разрываю связь.

    Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
    а) играю, конечно;
    б) разумеется, не играю;
    в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

    Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
    а) самому (самой) приготовить все блюда;
    б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
    в) пригласить гостей на кофе.

    Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
    а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
    б) обеспокоен, строю планы самообразования;
    в) буду ожидать новых сообщений.

    Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
    а) ужасно завидую, мне неудобно;
    б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
    в) я, как все, аплодирую.

    Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
    а) отдаю – здоровье дороже;
    б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
    в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

    Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
    а) о новогодних подарках;
    б) о каникулах и свободе;
    в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

    Какова роль музыки в Вашей жизни?
    а) она мне нужна для танцев;
    б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
    в) она мне просто не нужна.

    Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
    а) снятся родные места;
    б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
    в) не замечал (не замечала).

    При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
    а) нет, если мои дела идут хорошо;
    б) да, в настоящее время довольно часто;
    в) не замечал (не замечала).

    Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
    а) отбираю интересное и приношу;
    б) ненужных мне книг у меня нет;
    в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

    Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
    а) да, безусловно, могу;
    б) нет, на свете много интересного;
    в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

    Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
    а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
    б) человеку просто повезло прославиться;
    в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

    Большое спасибо за ответы!

Обработка результатов и интерпретация

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б. Сосчитать + на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.
Графа в. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать + на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.
Графа б. Сосчитать + на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.
Графа в. Сосчитать + на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

«Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

(А.А.Андреев)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен 3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен

Утверждения:

1. Я иду в школу с радостью

2. В школе у меня обычно хорошее настроение

3. У нас хороший тренер-преподаватель

4. К нашему тренеру можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

5. Я всегда могу свободно высказать свое мнение

6. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

7. Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

8. Я скучаю по школе, когда у нас нет занятий.

Обработка результатов

Показателем удовлетворенности уч-ся школьной жизнью (У ) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех уч-ся на общее кол-во ответов.

У больше 3 – высокая степень удовлетворенности

от 2 до 3 – средняя степень удовлетворенности

если У меньше 2, низкая степень удовлетворенности

Затем производится подсчет числа уч-ся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу по ОУ.

Сдать данные:

Высокая степень - … чел.

Средняя степень - … чел.

Низкая степень - … чел.

Листочки с детскими ответами и подсчётами

Игра “Магазин”

(подготовлена О.В.Соловьёвым)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

Ход проведения.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведённой “купли-продажи” классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные” положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа фиксируются в таблице:

п/п

Ф.И.

Приобретённые” Положительные качества

Проданные” отрицательные качества

Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

п/п

Ф.И.

Закреплённые положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества

Педагогический анализ результатов игры.

На основе результатов первого этапа классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности классного сообщества, проблемы в воспитании детей.

После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Для удобства фиксации результатов “купли-продажи” можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства.

Методика “Приглашение в гости”.

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.

Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

    Наш класс очень дружный и сплочённый.

    Наш класс дружный.

    В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

    В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

    Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

    Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Диагностическая методика “Анкетирование”

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

Не очень

Нравится

Не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома

Бывает по-разному

Иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

Не знаю

Остался бы дома

Пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится

Бывает по-разному

Нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы

Не хотел бы

Не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не знаю

Не хотел бы

Хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

Часто

Редко

Не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

Точно не знаю

Хотел бы

Не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

Мало

Много

Нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

Нравится

Не очень

Не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы

Оценка за 1ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

Анализ анкетирования:

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Методика выявления уровня развития самоуправления

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления

Проведение.

Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 - «Да», 3 -«Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 ~- «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3. Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.

12.Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

13.Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед школой.

14.Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей школы.

15.Мы стремимся помочь представителям нашего класса, состоящим в органах самоуправления школы, в решении задач, стоящих
перед ними.

16.Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед школой.

17.Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед школой, с другими классами и объединениями.

18.Удовлетворен отношением моих товарищей к учащимся других классов.

19.Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.

20.Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

21.Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

22.Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

23.Готов отстаивать интересы школы в других коллективах и общественных организациях.

24.Осознаю свою ответственность за результаты работы всей школы.

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на б групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность(предложения 1, 2, 3, 4);

2) организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);

3) ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9,10, 11, 12);

4)участие класса в управлении делами школы (предложения13,14,15,16);

5)взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17,18,19,20);

6)осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы (предложения 21,22,23,24)

Методика «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Проведение. Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

(М.И. Рожков)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления

Ход мероприятия : Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведенных ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельных действиям

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися

7. Выбранный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены

12. Готов ответить за результаты своей работы и своих товарищей

13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы

14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации мероприятий для всей школы

15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах общешкольного самоуправления в решении задач, стоящих перед ними

16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями

18. Удовлетворен отношением моих одноклассников к другим классам

19. Мы стремимся помочь другим коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними

20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом

21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления

22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов

23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах

24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива

Таблица для занесения результатов:

Обработка результатов : При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

– включение учащихся в самоуправленческую деятельность (1,2,3,4)

– организованность классного коллектива (5,6,7,8)

– ответственность членов первичного коллектива за его дела (9,10,11,12)

– включенность класса в дела общешкольного коллектива (13,14,15,16)

– отношения класса с другими ученическими коллективами (17,18,19,20)

– ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21,22,23,24)

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников, и на 16 (максимальное количество баллов в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из них меньше 0,5, то уровень СУ в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень СУ низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – средний, более 0,85 – высокий.

Анкета 1

1. Как ты понимаешь слово «самоуправление»?

2. Каким, на твой взгляд, оно может быть в классе?

3. Какова роль, по твоему мнению, классного руководителя, учителя в ученическом самоуправлении?