Урок вежливости в начальной школе.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования Дом пионеров и школьников г. Янаул
Разработка внеклассного мероприятия
«Урок вежливости»
Разработала: педагог ДО
Закирова Л.К

2017 г.
Аннотация
Данный урок вежливости посвящен методике организации и проведения
уроков этической грамматики для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Урок вежливости предназначен для педагогов дополнительного
образования, учителей начальных классов, воспитателей детского сада, а
также родителей, которые могут осуществлять речевое обучение ребенка в
домашних условиях.

Введение
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела ­ делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(М.Лисянский)
В настоящее время вежливость для детей – актуальна. Так как вежливость
– одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков
вежливого общения, трудно произнести хорошее впечатление на окружающих.
Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних
лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с
трудом. Культурно­речевое воспитание детей – дело большой социальной

значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше
возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными
умениями.
Цель урока: учить детей вежливым словам, пользоваться ими, уяснить и
уточнить правила вежливости.
Задачи урока:
1.Развивать память, речь, логическое мышление;
2.Воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к окружающим,
культуру общения.
Новизна данного урока состоит в том, что обучая ребенка культуре
речевого общения, можно благотворно повлиять на развитие его характера,
его отношений с окружающими, помочь ему свободно и без страха войти в
мир общения.
Ожидаемый результат: данный урок поможет детям использовать в своей
речи вежливые обороты, воспитает у них правила хорошего тона.
Оборудование: рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», сюжетные

картинки, карточки, плакат с правилами вежливости, проектор, картинки с
изображением солнца и тучи, запись музыки, фонограмма песни «Улыбка»).

«Урок вежливости»
Ход мероприятия:
1.Психологическая установка. Организационный момент.
(звучит тихая музыка).
­Доброе утро! Улыбнемся друг другу.
­Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте про себя:
Я сижу на занятии.
Сейчас начну трудиться.
Я радуюсь этому. Внимание мое сосредоточенно. Память моя крепка. Я хочу
трудиться. Я готов к работе.
­Откройте глаза. Я вижу, что вы готовы работать. А сейчас, мне хотелось бы
узнать, какое у вас настроение. У меня настроение хорошее, солнечное.
(педагог показывает рисунок с изображением солнца). Итак, у вас на партах
лежат листочки с изображениями солнца и тучи. Покажите мне, пожалуйста,
картинку, которая соответствует вашему настроению. (дети поднимают
листочки).

1.
Постановка цели урока.
­ Ребята, а вы любите сказки? Тогда послушайте рассказ Валентины
Александровны Осеевой.
«Волшебное слово»
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и
зонтиком чертил что­то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика,
сказал:
- С тобой что­то случилось?
- Ну и ладно! А вам­то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем­то…
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик. - Я скоро совсем убегу из дому.
- Убежишь?
- Убегу! Из­за одной Ленки убегу. - Павлик сжал кулаки. - Я ей
сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой
сколько!
- Не даёт? Ну, из­за этого убегать не стоит.
- Не только из­за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня
прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет
кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя
не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие
пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное
морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка,… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
- Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала
она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову
брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку
на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из­за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было
старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные
зонтиком непонятные знаки.
­ О чем эта сказка? (Ответы детей)
­ Как вы думаете, о чем же мы с вами будем говорить сегодня?
(Ответы детей)
­ Правильно. Сегодня мы с вами проведем урок вежливости. (Слайд)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый
человек тот, кто любит других и помогает им. Добрый человек любит природу
и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце.
­ Какие слова вежливости вы знаете? (ответы детей)
3. Игра «Доскажи словечко» (Слайд)
­ А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
1
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …. (добрый день)
2
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь …. (здравствуйте)
3
Когда нас ругают за шалости,
Мы говорим …. (прости, пожалуйста)
4
И во Франции и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
4.Физкультминутка. Игра «Вежливо ­ невежливо» (Слайд)
Если это высказывание вежливое, то вы кивайте головой, а если нет – то
делаете один хлопок в ладоши.
1
2
3
Чавкать за столом.
Звать старших по имени, по отчеству.
Перебивать говорящего.

4
5
6
7
8
9
5
Размахивать руками.
Здороваться с взрослыми.
Показывать пальцем
Обращаться к взрослым на «вы».
Дразнить говорящего.
Говорить волшебные слова.
Прослушивание стихотворения:
­ Сейчас послушайте стихотворения, которые подготовили для вас ребята.
Слова: «До свиданья!»
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» ­
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым
В троллейбусе, парке,
Школе и дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.

Слова эти надо
С улыбкой дарить!
6. Беседа по картинкам. (Слайд)
­ Ребята, скажите, что в вашем понимании означает слово «вежливость»?
(Ответы детей)
­ Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно
общаться с тобой.
­ Давайте мы с вами рассмотрим некоторые картинки. (на доске)
«Не обижайте малышей»
«Приятного аппетита»
«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам»
«Правила поведения в транспорте»
­ Правильно ли ребята ведут себя на этих картинках?
­ А как бы вы повели себя в этих ситуациях?
­Произнося слова вежливости, мы желаем нашим близким хорошего здоровья,
доброго настроения. Да, дети, не только слова должны быть у нас добрыми,
но и поступки. Ведь по поступкам говорят о человеке: добрый или злой он.
Ведь у каждого нашего поступка есть лучи, как у солнышка: от хороших
поступков идут теплые, согревающие лучи, от плохих поступков становятся
холодно и грустно. Так давайте будем вести себя так, чтобы папам и мамам,
друзьям, учителям, одноклассникам всегда было радостно и приятно!
7.Ролевая игра.
1
Мама послала тебя к соседке взять в долг муки. Как ты это сделаешь?
(ответы детей)
2
Ты не знаешь, где находится аптека. Как ты попросишь, чтобы тебе
объяснили дорогу?
(ответы детей).

8.Подведение итогов:
­ О чем мы сегодня говорили на уроке?
­ Что вам больше всего понравилось?
­ С какими словами мы должны крепко подружиться? (ответы детей)
Запомним эти правила на всю жизнь!
1.Вежливость проявляется в отношении с людьми
2.Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
3.Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
4.Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
5.В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай
младших.
6.Не отвечай на грубость грубостью.
7.Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
8.Пусть добрая улыбка красит вас» Улыбайтесь, когда говорите вежливые
слова! (дети читают хором плакат с правилами вежливости).
–Раз мы заговорили об улыбке, давайте закончим наш урок песней
«Улыбка». Спасибо всем за активное участие на уроке «Вежливости».
(дети поют песню «Улыбка» под фонограмму).детей с основными правилами этикета. Ведь наряду с пытливым умом,
хорошей памятью, стройной логикой нам так хочется видеть в наших детях не
менее важные качества: благородство и доброту, щедрость и тактичность,
чуткость и доброжелательность.
Яркие иллюстрации разнообразных этикетных ситуаций, слайды сделали
урок вежливости неголословным.
Я считаю, что урок достиг свой цели. Задачи, поставленные в начале урока,
были достигнуты. Таким образом, мы с помощью этого урока вежливости
расширили кругозор вежливости у детей.

Список литературы
1.Аверьянова И.В. Предметные недели и праздники. – Волгоград.:
«Издательство Учитель», 2008.­198с.
2.Вакуленко Ю.А. Физкультминутки. – Волгоград.: «Издательство Учитель»,
2007.­105с.

3.Павлова О.В. Как вести себя в школе и дома. – Волгоград.: «Издательство
Учитель», 2007.­137с.
4.Чиркова А.К. Внеклассная воспитательная работа. – Глазов, 2006.­70с.
5.Яровая Л.Н.Внеклассные мероприятия.­ Москва.: «Издательство Вако»,
2007.­255с.
Приложение 1
Правила вежливости.
1.Надо вежливо обращаться к другим людям.

2.Правильно вести себя в чужом доме.
3.Быть гостеприимным хозяином.
4.Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.
5.Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».
6.Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы
не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.
7.Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты
лучше всех и все умеешь делать сам.
8.От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение
пропустить вперед, уступить место.
9.Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.
10.Никогда не отвечайте бранью за брань, грубостью на грубость.
Приложение 2
Как помочь ребенку быть вежливым?

1.В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех
ситуациях, где они необходимы.
2.Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых
слов нормой.
3.Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы
ребенка.
4.Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно
естественными и разнообразными.
5.Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда
вспомнит ребенок.
6.Учите вежливости вежливо!

Сценарий театрализованного урока вежливости для учащихся начальной школы «Законы Её Величества Вежливости».

Однобурцева Оксана Николаевна, учитель музыки.
Место работы: МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской области.

Цели и задачи:
- формирование у детей нравственно-этических норм,
- воспитание желания быть вежливым,
- помощь детям в понимании значения вежливости в жизни людей,
- демонстрирование на примерах правильного вежливого общения,
- создание праздничного, позитивного настроения.
Назначение материала: сценарий предназначен для учащихся начальных классов, будет полезен учителям, классным руководителям, завучам по внеклассной работе при подготовке тематических классных часов.
Ход праздника:
До начала урока звучат детские песни.
Выходит Ксюша.


Ксюша
Здравствуйте, ребята!
Что-то я не слышу вашего приветствия. Я же с вами поздоровалась, значит и вы должны мне ответить.
Попробуем ещё раз. Здравствуйте, ребята! (дети отвечают)
Вот теперь, можно и праздник начинать. А праздник у нас сегодня совсем обычный. Мы посвящаем его Её Величеству Вежливости.
Вы знаете, что это такое? Поднимите руки вверх те, кто считает, что он дружит с Её Величеством Вежливостью. (дети выполняют)
О, как вас много, это замечательно.
А теперь поднимите руки те, на кого она в обиде. Есть тут грубияны, хулиганы и невежи?
Смотрите-ка, оказывается, нет. Это просто здорово.
Тогда можно и праздник начинать.
Позвольте представиться – меня зовут Ксюша.
А как зовут тебя? (обращается по очереди к нескольким детям)
Да-а, так мы до вечера будем знакомиться…
А знаете что, давайте по моей команде все дружно скажем своё имя. Три, четыре… (дети говорят)
Ну, вот мы и познакомились, очень приятно.
Звучит музыкальная тема Озорника, появляется и он сам, одет неопрятно, волосы всклочены.


Озорник
Что за шум, а драки нет? А я это запросто могу устроить. А ну, подходи, кто смелый! Щас как двину!
Ксюша
Какой ужас! Простите, а вы кто такой и что вам надо?
Озорник
А ты сама-то кто такая?
Я – Ксюша!
Озорник (смеётся)
О-о, а я песню про тебя знаю.
(поёт) Ксюша, Ксюша, Ксюша – юбочка из плюша…
Ну как тебе песенка?
Ксюша
Как тебе не стыдно дразниться! Пожалуйста, уходи и не мешай нам проводить праздник.
Озорник
Праздник? А я тоже люблю праздники. И, между прочим, хорошо играю во все игры, так что со мной будете играть.
Ксюша
Ничего себе! Пришёл, ни здрасьте, ни до свидания, меня дразнил и после этого хочет ещё играть с нами!

Озорник
Подумаешь! Тоже мне принцы и принцессы какие, здороваться ещё с ними.
Ксюша
Мы самые обыкновенные ребята, но дружим с Её Величеством Вежливостью.
Озорник
А где она – ваша знаменитая подруга?
Ксюша
Она как бы невидимка, но зато её свет отражается в нас.
Озорник
Не морочьте мне голову этой ерундой.
Ксюша
В таком случае, мы не хотим с тобой играть. Правда, ребята? (дети отвечают)
Озорник
Ну и подумаешь, какое горе, у Ксюши – на коленках уши!

Ксюша
Дразнись сколько угодно, мы с ребятами на тебя внимания не будем обращать. Нам пора поиграть немного.
Ребята, скажите мне, какие вы знаете вежливые слова. (ребята перечисляют)
Оказывается это ещё не всё. Её Величество Вежливость мне тут подсказала ещё слова:
- будьте любезны,
- не будете ли так добры,
- прошу прощения,
- с вашего позволения.
Ксюша
А сейчас я предлагаю поиграть в интересную игру под названием «Пожалуйста!». Я буду просить вас что-нибудь сделать, а вы выполняйте лишь в том случае, если я буду добавлять слово «пожалуйста». Начали:
- Поднимите, пожалуйста, обе руки вверх!
- Помашите, пожалуйста, правой рукой!
- А теперь левой! (ребята по ошибке машут левой)
А разве я сказала «пожалуйста»? (далее по той же схеме):
- Опустите, пожалуйста, руки!
- Широко откройте ротики!
- Закричите что есть силы!
Вот теперь вы знаете, что если вы просите о чём-либо, то нужно добавлять волшебное слово «пожалуйста».


Озорник
Подумаешь, волшебное слово. Я тоже знаю волшебное слово – «щас как дам» или «щас как двину». Тут же всё отдадут как миленькие!
Ксюша
Ничего себе волшебные. Как вы думаете, их могла придумать Вежливость?(ребята отвечают)
Озорник
Их придумали злые волшебники, такие как Грубость, Хулиганство, Хамство, Наглость и Злость.
Ксюша
Ну и ну, даже подумать страшно, с кем ты водишься и кто твои друзья.
Если будешь нападать на тех, кто слабее, может быть и отдадут тебе всё, что хочешь. Только чести тебе от этого не будет, наоборот, один позор.
А если попадётся кто посильнее, тогда ведь и самому получить недолго. А вежливому человеку трудно отказать.
Озорник
Вот об этом я никогда не думал.
Ксюша
Вот и подумай. А я пока прочитаю ребятам письмо от Её Величества Вежливости.
Ксюша (читает)
«Многоуважаемые юные господа! Посылаю вам стихи-загадки. Думаю, они доставят вам удовольствие. Ваша покорная слуга – госпожа Вежливость»:
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить……………………(пожалуйста)
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо ………………(кланяться)
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа сказал: «Вы меня извините,
И если сумеете, просто……………(простите)
Если вы друзей уважаете,
При встрече спросите: «Вы как…….(поживаете?)
Прослывёшь ты воспитанным, ибо
Говоришь всем: «Большое…………..(спасибо)
Не забудьте что на прощание
Нужно всем говорить…………..(«до свидания»)


Озорник
Вообще-то, я эти слова когда-то слышал, но почти совсем забыл. Ребята хором все отвечали, а я один молчал. Обидно как-то.
Ксюша
Ребята, по моему, мы с вами совершили чудо. Правда не одни, нам помогала сама Вежливость. Мне кажется, нашего гостя уже можно простить и принять в общую компанию.
Озорник
Вот спасибо, а что мне надо делать?
Ксюша
Мы сейчас проведём викторину. Сначала на вопрос будешь отвечать ты, а потом ребята. И мы сравним ваши ответы.
- Если ты съел конфету, куда денешь фантик?
Озорник
А куда его девать? Тут же и брошу.
Ксюша
Вот и неправильно. А как вы поступите, ребята?(ребята отвечают)
Как нужно поступать, когда входишь в чей-то дом?
Озорник
А чего тут думать, заходи и садись за стол.
Ксюша
Да, воспитанием ты не блещешь. Ребята, что надо делать? (ребята отвечают)
И последний вопрос – если сел за стол, как надо себя вести?
Озорник
Если сел, то уж ешь всё, что видишь, да побольше и побыстрей, а то расхватают. Если руки испачкал, то можно их незаметно вытереть об скатерть или штаны соседа. Ещё в карманы надо набить побольше конфет, потом пригодятся.
Ксюша
Да, тебя ещё долго надо перевоспитывать, но главное – было бы желание, будет и воспитание. Пойдём, я подарю тебе книги про хорошие манеры.
Озорник
А мы с Ксюшей говорим вам на прощанье «До свиданья», и вы нам отвечаете…(дети: «До свиданья»)
Ксюша
Вот смотри, ты уже перевоспитываешься. До свидания, ребята!
Герои уходят.

Форма урока : комбинированный урок.

Цель урока: познакомиться с вежливой формой обращения ко взрослым людям.

Задачи урока:

  • закрепить навыки написания словарных слов;
  • формировать навыки вежливого обращения;
  • развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;
  • учить детей выражать чувства добрыми словами;
  • воспитывать потребность в доброжелательном общении

Оборудование: карточки с буквами, со словами; карточки со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

– Доброе утро!
Ребятам!
Доброе утро!
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Улыбчивым лицам!

2. Минутка чистописания

(На доске карточки с буквами: В е ж л и в о т ь)

– Обратите внимание на карточки с буквами
– Назовите гласные и согласные буквы.
– Какое слово можно сложить из этих букв? (Вежливость)
– Давайте его запишем. (Вежливость)
А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
– Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

3. Тема урока: Школа вежливости

4. Словарная работа

Поиграем в игру «Доскажи словечко», а отгаданные слова запишем в тетрадь

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем.
“Видел Настю
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова … (Здравствуйте)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания!)

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят … (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Физминутка

– Поиграем в игру «Круг вежливых слов».
Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.

– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

5. Изучение нового материала

Вот какая история приключилась с Денисом Короблевым из произведения В.Драгунского.

«Профессор повернулся ко мне:
– А вас как зовут, молодой человек? – Вот какой он был славный на «вы» меня назвал!
– Я Денис Кораблев! А вас как зовут?
– А меня зовут Василий Васильевич Сергеев»

– Что удивило Дениса?
– Почему профессор назвал Дениса на «вы»?
– Обращаясь к ровеснику, ты используешь слово ты или вы ?
– А обращаясь ко взрослому человеку?

6. Закрепление

– Сейчас мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева «Урок вежливости» (раздаются карточки)

Слон муравью уступает дорогу:
– Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: – Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
– Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: – Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, –
Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: – Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
– Доброй вам ночи. Спокойного сна.

– У вас на парте лежит листок со стихотворением и карандаши. Я вас попрошу найти и подчеркнуть вежливые слова. (Работа проходит в парах)
– Какие слова при обращении использовали животные: ты или вы ?
– Почему они обращались на вы ?
– Спишем вежливые слова в тетрадь.

7. Итог урока

– О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали?

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

– Наш урок хотелось бы закончить стихотворением В. Кудлачева.

“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.

КГУ СШ №252 имени Г.Н.Ковтунова

Классный час на тему:

« Урок вежливости »

Учитель: Алданазарова Г.С.

Класс: 2 «А»

Дата: 23.02.2016г.

Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливом
поведении.
Задачи:

1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Познакомить с историей слова «спасибо».

3. Расширить понятие детей о культуре поведения.

4. Привить навыки культурного, вежливого поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Ход занятия: (Слайд №1 )-начало 1.Организационный момент: Добрый день, ребята! Вы готовы к разговору? У нас сегодня гости– посмотрите.

Что мы должны сказать нашим гостям?

Молодцы! Какие вы вежливые. - Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

2. Постановка темы.

О чем мы будем говорить сегодня, вы догадаетесь, если послушаете внимательно стихотворение А. Барто.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего...»

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы... мы скажем вам - спасибо!

Итак, о чем пойдет наш разговор? (О вежливости)

Прочитайте тему на слайде .

- Ребята, а как вы понимаете, что значит быть вежливым, хорошим человеком?

Почему вежливости открыты все дороги? (Вежливому человеку всегда рады, с ним хотят общаться люди, все у них получается) (Слайд №2) В давние времена слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, того кто с добром относился к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были хорошими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
И сегодня мы попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. А может вы узнаете новые правила и новые вежливые слова.
А поможет нам кот Леопольд.

3. Работа по теме.

Мы с вами отправимся путешествие по городу Вежливости. Сепрва нам надо пройти через мост «Вежливых слов».

Поможет нам в этом этот волшебный цветок «Цветик- семицветик»

Мы будем отрывать лепестки по- порядку и выполнять задания цветочка. Согласны?

Цветик – семицветик сделан из бумаги. А у настоящего цветочка стали бы мы отрывать лепестки?

Если вы готовы работать, то я попрошу мне помочь. (Отрывает 1 лепесток и читает задание)

1лепесток «Волшебные слова»

^ В нашей маленькой деревне есть такой обычай древний: Утром, днём и в темноте Те, и те, и те, и те, Повстречавшись, непременно Говорят одновременно… ( Здравствуйте! ) Слайд 3
- Молодцы, ребята . - Молодец! Какой же вывод мы можем сделать? (Надо всегда приветствовать друг друга ). - Послушаем следующее стихотворение. ^ Настали дни холодные, И птицы перелётные, Крылатые создания, Летят под облаками Куда-то в страны дальние. Мы машем им руками: - До встречи! … (До свидания!) Слайд 4
- Молодцы!

Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними? - До свидания. - Ребята, а теперь послушайте такую историю про слона и мышку. Встретила мышка слона на пути И пропищала тихо и жалостно: - Простите за дерзость, Скажите, пожалуйста, Как мне до вас, до слона дорасти? Слон удивился: - Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»! - Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону? («пожалуйста».) Слайд 5
- Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята? (Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим). Волшебники –гномы

Не мало для нас

Чудесного сделать могли бы,

Но больше чудес совершает в сто раз

Волшебное слово… Спасибо. Слайд 6
- Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать? (Извините, простите) - Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать? (Спокойной ночи.) Слайд 8
- Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни.

Скажите, а почему эти слова называю волшебными? (волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми)

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?

Слайд 9

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо-слова.

Назовите такие «волшебные» слова.

2 лепесток

«Вежливо-невежливо». Если вежливо - зеленый светофорчик, невежливо - красный.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Не встать, обращаясь к учителю –

Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...

Следующий «Переулок поступков»

3 лепесток «Доскажи словечко»
Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

Следующий «Улица добрых сердец»

4 лепесток Конкурс «Самый вежливый»

Проведём игру, в которой надо сказать вежливое слово и передать шарик другому. Слова одинаковые не повторять. Удачи!

Ребята, скажите, если человек знает много вежливых слов, значит можно его назвать вежливым человеком?

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".

Малыша обидел Витя, но перед школою в строю

Витя просит: "Извините, я ошибку признаю".

На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.

Следом Витя:"Извините, я немного опоздал".

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.

Ребята, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

(Вежливые слова он знает, но поступки расходятся со словами, а поступки плохие совершает.)

Не только слова должны быть у нас добрыми и вежливыми, но и поступки.

5 лепесток игра «Не ошибись, пожалуйста!»

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали!

Встаньте.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Пожалуйста, наклонитесь вперед,

Наклонитесь назад.

Присядьте, пожалуйста,

Будьте добры, встаньте.

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

6 лепесток «Экзамен»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

1. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

3. Какие слова произносят при встрече и прощании?

4. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

5.Сколько раз в день надо здороваться с одним и тем же человеком?

6. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

7. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

7 лепесток Из истории слов

Спасибо . Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

РЕФЛЕКСИЯ

Помог ли нам волшебный цветок стать вежливее или нет, мы сейчас проверим

Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?» Если ответ на вопрос – да, то +

Если - нет, то - Тест «Вежлив ли я?» ( слайд 10)
1. Благодаришь ли ты маму или поваров за обед?

2. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого- то?
3. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

4. Можно ли назвать вежливым того, кто любит животных?

5. Нужно ли здороваться с соседями?

6. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

Проверим. Внимание на слайд. Сравните свои ответы с правильными.

Поднимите руку те, кто не ошибся и хотел бы похвалить себя за работу.

Кто допустил ошибки?

Какой вывод мы можем сделать? Вежливы ли вы или нет?

Молодцы!

Помог ли нам цветик - семицветик стать вежливее? Слайд 11

Поблагодарим его за это и подарим цветочки.

Если классный час вам понравился, были интересно и полезно, то выбираем красный цветок, а если было неинтересно, скучно, то - розовый.

А теперь поместим цветочки в корзинку , говоря при этом вежливые слова.) .

Важные слова

Слова «До свиданья»,

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»

Щедро дарите!

___________________________

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе и дома.

___________________________
Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух нужны.

________________
Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

Песня.

Ребята, поговорить о вежливости и познакомить вас с новым понятием «этикет». М ы живем в обществе. Все мы разные, но планета у нас одна, и нам необходимо жить в мире и согласии и протягивать друг другу руку помощи. Именно поэтому мы не можем делать все, что нам вздумается.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры - изысканными или вульгарными, отношения к другим - достойным или невежливым.

Нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем определенные неудобства, общаясь с людьми невежественными. И это понятно. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.

Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе ценились всегда. Существуют достаточно простые правила поведения, понятные и русским, и французским, и английским, и испанским, и американским, и немецким, и многим другим мальчикам и девочкам. Этих правил не так много, и если уметь ими пользоваться, то в любой компании вы будете чувствовать себя легко и непринужденно.

Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом . Этикет - правила поведения в общественных местах, формы общения, приветствия, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, согласно с нормами, принятыми в данном обществе.

У поэта А.Степанова есть стихотворение, которое так и называется «Что такое этикет?»:

Что такое этикет?

Это - можно,

Это - нет...

Этикет, как этикетка

И хорошая отметка,

Но не только в дневнике -

У людей на языке.

...

Очень просто жить культурно:

Все прекрасно, что не дурно.

Недаром в этом стихотворении упоминается слово «этикетка», т.к. слово «этикет» произошло от французского названия карточек - «этикеток».

В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек - «этикеток» - и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран мира.

Что такое этикетка? Яркая наклейка, цветной ярлычок, который привлекает наше внимание и рассказывает о предмете. Этикетка - словно маленький представитель вещи. Вот и наши жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде (то, что в первую очередь бросается в глаза) являются нашей своеобразной «этикеткой». Этикет рекомендует, как человеку общаться с другими людьми, определяет его внешний вид, предписывает манеру поведения в той или иной ситуации, чтобы не выглядеть глупо и смешно. Именно это прежде всего бросается в глаза при знакомстве.

Этикет - это свод правил поведения в обществе, на улице, в гостях. Как надо сервировать стол, как принимать гостей. Существует туристический этикет, деловой, спортивный, свадебный, траурный и т.д.

Придумали правила этикета люди. Но не вдруг , не сразу. Эти правила возникли и складывались на протяжении столетий. Они были тесным образом связаны с традициями, обычаями той или иной страны, с понятиями о добре и зле, с законами, которые принимало общество. Они нужны, чтобы людям легче жилось друг с другом и основаны на взаимном уважении и внимании человека к человеку.

Этикет - явление очень важное. Если бы вдруг отменили правила поведения, то разразилась бы катастрофа. Последствия ее были бы сравнимы разве что с отменой правил дорожного движения, потому что нормы поведения - это не длинный список нудных наставлений, а самые настоящие «правила дорожного движения» - движения по жизни.

Зачем нужен этикет? Наверное, затем, чтобы о нем не думать. Не ломать голову, размышляя, как поступить в том или ином случае, а сохранять внутреннюю уверенность в любой ситуации.

Есть забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды непогода застала большую компанию ежей в незнакомом месте. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу, чтобы согреться. Но те, кто попал в середину, задыхались от жары, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» - они долго толкались, кололи друг друга иглами. А потом договорились: уступать друг другу, меняться местами. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди!

Может быть, хорошие манеры - это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения?

Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно! Нетрудно уступить в трамвае или автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться с людьми при встрече. И говорить им «до свидания», «всего хорошего» при расставании. Нетрудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться. Нетрудно помочь по дому старшим. Нетрудно не разбрасывать по комнате свои вещи и складывать игрушки.

В основе этикета по большому счету лежит вежливое доброжелательное отношение людей друг к другу.

Что такое вежливость? (Дети отвечают) Вежливость - это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека

Вежливость - это умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.

Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им.

Зачем быть вежливым?

Не только детям, но и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. Вежливые слова и поступки придуманы для того, чтобы люди меньше ссорились, обижались и сердились друг на друга.

У С.Я.Маршака есть замечательное стихотворение о вежливости - «Ежели вы вежливы». (Дети читают наизусть):

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

Ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

...

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном и целом переплете.

И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее ,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я. Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил:

Отняв у младших мячик, он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

есь секрет в том, что только к вежливому. носились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16

Чтобы выучить и запомнить все обязательные правила вежливости, необходимо терпение и труд. Как, например, вежливый человек должен вести себя в библиотеке?

В библиотеке вести себя надо так, чтобы не мешать другим.

Сидя в читальном зале, не разговаривай с соседями даже шепотом - этим ты мешаешь заниматься другим посетителям.

Если вы находитесь в читальном зале библиотеки и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон, надо выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественном месте, не стоит: это мешает окружающим.

Читая книгу, не загибай страницы. Не мусоль пальцами уголки, не пиши на полях, не перегибай книгу пополам - пусть после тебя она останется такой же чистой, как была.

Вовремя сдавай книгу в библиотеку!

Не забывай поблагодарить библиотекаря за подобранные для тебя издания.

Всегда здоровайся первым с сотрудниками библиотеки.

Не забывай говорить «до свидания» работникам библиотеки.

Входя в библиотеку, не хлопай дверью, а осторожно прикрой ее.

Мальчики должны снимать головной убор в помещении библиотеки.

Выучи часы работы библиотеки, приходи и уходи вовремя.

Библиотека это не столовая, очень неприлично жевать в читальном зале сухарики, чипсы, орешки и т.п.

Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-то с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся... В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение... избавить от боли. Давайте вспомним их:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... (Добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... (Спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь... (Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим... (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (До свидания)

Первоначальный смысл некоторых вежливых слов уже утрачен. Например, слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог». А каково значение слова «благодарить», что такое благодарность? (Ответы детей) Да, благодарность - это чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают специальные слова. Назовите их. (Ответы детей) Правильно: спасибо, большое спасибо, благодарю... Вы назвали лишь несколько слов, а на самом деле их великое множество. Сейчас мы проведем «обмен любезностями»:

Два человека по очереди зачитывают слова на заранее заготовленных карточках: Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признателен. Я вам многим обязан. У меня нет слов, чтобы выразить мою благодарность. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен! Моя благодарность не знает границ! Я хочу поблагодарить вас! От всей души благодарю! Вы очень любезны. Я тронут вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили!

Эти, казалось бы, простые вежливые слова чудесно облегчают нашу жизнь. Как же они прекрасно звучат. Давайте почаще говорить их друг другу.

Но вежливость это не только «волшебные слова». Это в первую очередь внимательное отношение к людям. Вы не сказали ни слова - просто придержали тяжелую дверь в метро, пропустили вперед пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжелую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких слов понял , что вы - человек вежливый.

Вежливость должна быть искренней. Слова и поведение человека должны соответствовать его внутренним чувствам, мыслям, желаниям. Искренне, по-настоящему, по правде, не притворяться. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Притворные, хитрые и поддельные вежливые слова могут вызывать неприятные ощущения, и даже неприязнь.

Вот, например, мы каждый день помногу раз говорим слово «здравствуйте» . Так мы приветствуем друг-друга и желаем здоровья. Важно, чтобы это происходило искренне, от души, а не так, как в истории с Осликом:

Был Ослик очень вежливый.

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил: «Тюлень - тюфяк,

А заяц - трус, а лев - дурак,

А слон - обжора и толстяк...»

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого.

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим не него.

У поэта Владимира Солоухина есть прекрасное стихотворение «Здравствуйте!»:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось

в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась

жизнь?

При встрече не только желают здоровья - «здороваются». В разное время дня желают «доброго утра», доброго дня», доброго вечера. Само собой, «пока» и «привет» допустимы лишь между сверстниками и близкими друзьями. Никогда не здороваются через плечо и тем более, отвернувшись. Обычно первым здоровается тот, кто младше, мужчина с женщиной, подчиненный с начальником.

Кстати, может кто-то из вас знает, как приветствуют друг друга в разных странах? (Ответы детей.) А вы знаете, что эскимосы, приветствуя друг друга, не пожимают руки, а потирают свой нос о нос друга. В Японии - делают поклоны, при этом применяют три вида поклонов: самый низкий, средний, легкий. У некоторых индейских племен принято при встрече незнакомого человека в виде приветствия снимать свою обувь. Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, а левую руку они закладывают за ухо и при этом еще высовывают язык. (Библиотекарь берет шляпу и демонстрирует).

При приветствии мужчины снимают шляпу. А вы знаете, откуда пошел этот обычай? Оказывается этому обычаю много веков. Еще в Древнем Риме рабы, приветствуя господина, должны были снимать шапку, чтобы показать бритую голову - знак рабства. Позже, в Средние века, рыцари при входе в дом, снимали шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я тебе доверяю и не опасаюсь». Снимал рыцарь и стальную перчатку: вот моя рука, в ней нет ни меча, ни острого кинжала.

А кто должен здороваться первым? (Ответы детей.) Понятное дело: младший со старшим, ученик с учителем, мальчик с девочкой. А вообще, кто первым заметил - тот и здоровается. Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришел вежливый человек - в школу, домой, в гости, он всегда поздоровается. Даже, когда входит в кабинет к зубному врачу.

Слово «здравствуйте» принято говорить с указанием имени человека, к которому обращаешься. Тон должен быть доброжелательным, взгляд направлен на собеседника. Мужской жест - протягивание руки для рукопожатия. Никогда первым не протягивай руку старшему. Мужчина не должен первым протягивать руку даме. Первой всегда подает руку девочка. Протянутую женщиной руку целуют или пожимают по-мужски. Мужчина обязан снять перчатку для рукопожатия, женщина - нет. Даже если вы находитесь в ссоре, вежливость требует быть выше раздоров - и поздороваться.

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома - другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны, а дома с близкими людьми не церемонятся , грубы и нетактичны. Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с пальто оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет по-настоящему воспитанным человеком. Уважение к близким должно выражаться в повседневном доброжелательном отношении к ним. В доме будет царить атмосфера любви и сердечности только при условии, что ни один из членов семьи не будет относиться к своему дому как к гостинице.

К сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или в театр, на улице бросают обертки от конфет или мороженого на тротуар, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными.) Нужно воспитывать в себе культуру поведения.

В России первая школа светских манер для молодых дворян была введена неутомимым царем Петром I. Благодаря именно ему, почти триста лет назад в 1717 году вышло первое печатное пособие для молодых людей по правилам поведения, которое издавалось трижды и зачитывалось до дыр, и называлось оно «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В нем, помимо азбуки и арифметики, излагались правила поведения в общественных местах. (Библиотекарь зачитывает цитаты со стенда.)

Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:

***

Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши; не проглотив куска, не говори, ибо так делают невежи.

***

Часто сморкать, чихать и кашлять не пригоже.

***

Не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь.

***

Ногами везде не мотай.

***

Когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем.

***

Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь мясо ножом.

***

Около своей тарелки не делай забор из костей, корок, хлеба и прочего.

***

Когда тебе предложат, возьми только часть, а остальное передай другим и поблагодари.

Да-да, дворяне когда-то не знали, что нужно есть вилкой и ножом, не чавкать, не бросать ничего под стол и не разваливаться на стуле.

Многое изменилось с тех пор! Теперь мы обязаны знать и уметь больше, чем наши прадедушки и прабабушки. Никто уже не похвалит нас за то, что мы пользуемся вилкой и ножом, за салфетку и чистую после еды скатерть. Сегодня это естественно и привычно для всех, кто нас окружает.

Во многих странах о воспитанности человека судят по его умению вести себя за столом. Умеете ли вы вести себя за столом? Давайте проверим. Внимательно слушайте то, что я вам скажу, и говорите «да», если вы согласны, и «нет», если не согласны.

Можно ли садиться за стол без приглашения? (Нет)

Можно ли садиться за стол , не вымыв руки? (Нет)

- За столом нужно сидеть прямо и красиво? (Да)

Можно ли класть ноги на стол? (Нет)

Можно ли громко чавкать и сопеть? (Нет)

Можно ли разговаривать с набитым ртом? (Нет)

- Можно ли размахивать руками, сидя за столом? (Нет)

Можно ли раскачиваться на стуле? (Нет)

Можно ли после еды облизывать пальцы? (Нет)

Во время еды вилку держат в левой, а нож в правой руке? (Да)

Можно ли тянуться за чем-либо через весь стол? (Нет). А что нужно сделать для того, чтобы достать стоящее далеко от вас угощение? (Попросить человека, который сидит ближе всех к нему, передать блюдо (тарелку) с кушаньем)

- Куски большого пирога едят с помощью ножа и вилки. (Да. Маленькие пирожки можно держать пальцами, но если они очень жирные, лучше воспользоваться ножом и вилкой)

А как едят блинчики с начинкой? (С помощью ножа и вилки)

Как нужно правильно есть хлеб? (Небольшими кусочками, руками отламывая от ломтика, предварительно взяв его рукой (не вилкой) с общей тарелки и положив на отдельную тарелочку для хлеба)

Куда нужно наклонить тарелку, когда вы доедаете суп? (От себя)

Если вам нужно посолить яйцо, то... (делаем это с помощью ножа)

Куда следует положить нож и вилку после еды? (В тарелку, наискосок, параллельно друг другу)

Можно ли говорить хозяйке, что угощение невкусное, если вам оно не понравилось? (Нет. Нужно сказать, что вы пока это не хотите, и положить себе на тарелку другое угощение, которое вам нравится.)

Компот надо есть ложкой. (Да.. Обычно компот едят ложкой, как суп, посуду не наклоняют.. Причем, если в компоте присутствуют ягоды с косточками, то их нужно аккуратно выплюнуть в ложечку, а затем положить на блюдце. Очень дурным тоном считается выпить компот, а затем съесть фрукты)

Застолье закончилось. Кто должен встать из-за стола первым: хозяева или гости? (Хозяева)

Существует масса нюансов поведения за столом. Но еще в XIX веке в книге по этикету писали: «Старайся, сколько возможно, не брать кушанье рукой». И руки чистые, и смотреть приятно. Конечно, не надо доводить дело до абсурда.

Все мы любим ходить в гости. Скажите, когда вас пригласили в гости , то надо:

Приходить раньше назначенного времени;

- точно в назначенное время;

Позже назначенного времени.

Давайте узнаем, что бывает с гостями, которые не приходят вовремя. Я буду читать стихотворение Даниила Хармса «Очень-очень вкусный пирог» , а вы будете хором подставлять нужные слова.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе... (позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый... (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости... (не идут)

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек... (откусил)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек... (не нашли).

Главное - не опаздывать. Заставлять ждать себя одного - невежливо. Если ты по какой-то причине задержался и опаздываешь, лучше всего позвонить и предупредить об этом. И самое главное, не забудь извиниться. И все-таки гостей ждут к столу не больше 20-30 минут.

Нельзя приходить раньше назначенного времени. Часто с ожиданием гостей связано столько забот, что к их приходу хозяева только-только успевают подготовиться. А придя раньше, ты можешь застать хозяев в домашней одежде, а не в праздничном наряде.

Нельзя приводить с собой друзей, братьев, сестер, если их не приглашали.

Перед тем как войти, не забудь вытереть ноги. Войдя в дом - сними головной убор. Уличную обувь и зонт (если он есть) оставь в прихожей. Сними верхнюю одежду, повесь ее, причешись, помой руки, так как ты пришел с улицы.

Войдя в комнату, где сидят гости, обязательно нужно поздороваться со всеми , даже если находящихся там людей не знаешь.

Если на празднике присутствуют люди, которых ты не знаешь, но хочешь с ними познакомиться, нужно подойти к виновнику торжества и попросить представить тебя.

Когда все гости в сборе, хозяйка приглашает их к столу и сама проходит и садится за стол первая, но есть она может начать тогда, когда начнут есть гости. За стол сначала садятся женщины, потом мужчины, молодые люди садятся после всех.

В рыцарские времена хорошим тоном считалось, чтобы дамы и кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Такой обычай давно стал преданием. А вот рассаживать гостей и сейчас стараются по тому же принципу, да и быть внимательным к соседке тоже еще не вышло из моды.

За столом надо сидеть спокойно, прямо, не разваливаясь на стуле, но и не так, словно вы аршин проглотили, ногами не болтать, не стучать ложкой по тарелке. Нельзя класть на стол локти, особенно если вы держите нож или вилку, локти прилегают к телу, край стола должен быть на уровне запястий. Во время еды нельзя разговаривать с полным ртом, чавкать, сопеть, перебивать или пытаться перекричать других собеседников. Если во время еды испачкан рот, пользуйтесь салфеткой. Не забудьте сказать «спасибо».

Первыми из-за стола встают хозяева, а гости только по приглашению хозяйки и лишь тогда, когда она встала.

Ну, что ж, думаю, вы теперь усвоили, как вести себя в гостях, чтобы люди не подумали, что вы не вежливы. Потому что воспитанность - это единственное, что может расположить к вам людей с первого взгляда , как сказал один английский писатель. Есть много книг о правилах поведения за столом, о том, как подавать пищу и как ее есть. Вы обязательно должны их прочитать, если хотите быть по-настоящему культурными людьми.

Не так давно ученые с удивлением открыли, что в жизни встречаются непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им советуют: «Умывайтесь по утрам», а они не умываются. Им говорят: «Обязательно здоровайтесь друг с другом при встрече» - они тут же перестают здороваться.

Тогда ученые решили давать таким детям не полезные, а вредные советы . Они все сделают наоборот, и получится как раз все правильно.

Но вскоре ученые поняли, что послушным детям вредные советы тоже нужны. Они для таких детей как прививка от глупости.

Целую книгу таких советов написал поэт Григорий Остер .

Давайте почитаем некоторые из них.

Совет 1.

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою

Облысеет голова.

Совет 2.

Например, у вас в кармане

Оказалась горсть конфет,

А навстречу вам попались

Ваши верные друзья.

Не пугайтесь и не прячьтесь,

Не кидайтесь убегать.

Не пихайте все конфеты

Вместе с фантиками в рот .

Подойдите к ним спокойно,

Лишних слов не говоря,

Быстро вынув из кармана

Протяните им... ладонь.

Крепко руки им пожмите,

Попрощайтесь не спеша,

И, свернув за первый угол,

Мчитесь быстренько домой.

Чтобы дома съесть конфеты.

Залезайте под кровать,

Потому что там, конечно,

Вам не встретится никто.

Совет 3.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома -

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками -

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи.

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье -

Трудно будет вынимать.

Совет 4.

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор.

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда-то поведет.

Там, наверно очень долго

Папа будет вас хвалить.

Совет 5.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов: «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Так ли надо вести себя на самом деле?

Кому нужно уступать место в транспорте? (Старшим, пассажирам с детьми, инвалидам, пожилым людям.)

Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, в театр, в библиотеку? (Да)

Если ты съел конфету, то, что нужно сделать с фантиком?

Бросить на землю.

- Бросить в урну.

Отдать маме.

Можно ли и, если да, то когда можно разговаривать в театре и на концерте? (В антракте)

Когда можно идти в гардероб, чтобы одеться? (После завершения спектакля, после того, как актеры покинут сцену)

Можно ли назвать культурным человеком того, кто обижает животных, рвет цветы с клумбы? (Нет)

Если ты случайно толкнул кого-то, то... (обязательно извинись)

Если в твоем присутствии обижают малыша, то... (заступись за него и помоги)

Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым - вошедший или те, кто находится в помещении? (вошедший)

Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да) В гостях. На собрании и в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае. Когда уже сидит женщина. Чрезвычайно невежливо, когда мужчина сидя разговаривает со стоящей перед ним женщиной.

В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда ее представляют старшему по возрасту или по положению)

Употребимо ли обращение «дядя» и «тетя» к человеку, старшему по возрасту? (Слова «дядя» и «тетя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники)

Часто приходится слышать, когда для привлечения внимания пользуются словами «мужчина», «женщина». Допустимо ли это? (Нет, правила этикета требуют использовать безликую форму обращения: «Извините», «Скажите, пожалуйста» и т. п.)

Прилично ли есть и пить на улице? (Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны Мороженое - единственный продукт питания, который этикет позволяет есть на улице. Но помните, что его нужно откусывать по кусочку, а не слизывать, демонстрируя прохожим длину своего языка)

Если тебе подарили коробку конфет, то... (угости присутствующих)

Первым словом по телефону должно быть... (слово «здравствуйте»)

Если ты зашел к приятелю и застал там какое-то семейное торжество... (следует извиниться и договориться о встрече в другое время)

Какое время считается неподходящим для внезапных визитов? (Воскресное утро - может быть, хозяева хотят поспать подольше, часы обеда тоже нежелательны для визитов)

Как вы поступите, если в помещении рядом с вами кто-то чихнул? (Если вокруг чихающего много людей, совсем не обязательно говорить: «Будьте здоровы», достаточно просто не обращать на это внимания. Есть способ «античих»: сильно потереть переносицу.)

Если понадобилось сказать другу что-то такое, что не должны слышать посторонние, можно ли сказать это ему шепотом на ухо? (Шептаться в присутствии третьих лиц считается верхом неприличия)

Можно ли во время экскурсии задавать вопросы экскурсоводу? (Лучше этого не делать; комментировать увиденное тоже лучше после того, как экскурсия закончится)

Что вы ответите, если кто-то попросит у вас извинения? («Пожалуйста» или «Ничего страшного». Когда вы сами просите прощения, нельзя говорить вместо «извините» «извиняюсь», эта форма подразумевает , что вы извиняете сами себя.)

Правильно ли это?

В общественном транспорте причесываться. (Нет. Это правило распространяется также и на купе поезда, и на салон самолета)

- Случайно задев кого-то или наступив на ногу, вежливо извиниться. (Да)

- Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде. (Нет)

- Ходить по школе только в сменной обуви. (Да)

- Бежать, расталкивая всех локтями в столовую. (Нет)

- Жевать жевательную резинку, разговаривая с кем-нибудь. (Нет)

- Выплевывать жевательную резинку на пол, прилеплять ее к стулу, стене, школьной парте. (Нет) Куда деть жевательную резинку, если вы находитесь в гостях, за столом? (Нужно завернуть ее в бумажку и выкинуть в мусорное ведро. Не стоит оставлять ее в тарелке, даже в бумаге, а тем более прилеплять ее к столу)

- Не обижать маленьких, не задирать старших. (Да)

Бросать на пол обертку от жевательной резинки или конфет, кожуру фруктов, шелуху семечек. (Нет)

Вы уже знаете: входя в магазин (и не только), пропускают тех, кто выходит, не мешают им и не толкаются. А если кто-то идет следом, придерживают дверь, особенно для тех, кто идет за тобой с сумками. Культурный человек уступает дорогу пожилым людям, женщинам и детям. Людей преклонного возраста пропускают первыми в автобус и трамвай, помогают войти, предлагают им сесть. Но, признаемся, такое увидишь редко, не смотря даже на то, что есть специальные места, предназначенные для инвалидов и пожилых людей.

Кстати, бережное отношение к школьному имуществу и учебникам - это тоже элемент культуры.

«Сложный случай»

    По улице шла женщина с покупками, Один сверток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шел следом, что он должен был сделать?

- Поднять сверток и отдать женщине.

Окликнуть женщину и сказать, что у нее упал сверток.

Пройти мимо.

2. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

Не скажете, сколько времени?

- Простите, пожалуйста, который час?

Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны

сказать, который час?

Эй, часы есть?

3. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

Молча положить трубку.

- Извиниться и уточнить номер.

Сказать: «Что ты трубку хватаешь, если звонят не тебе?

Положи сейчас же!»

    Если ты сидишь и с удовольствием пьешь чай с пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

- Предложить ему попить чаю вместе с тобой.

Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому быстренько допить чай в кухне.

Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.

5. Кто в следующих парах может протянуть первым руку при знакомстве: женщина или мужчина, старший или младший, руководитель или подчиненный? (Женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему, руководитель - подчиненному)

6. Накрывая стол для торжества, полагается класть не только текстильные («матерчатые», «тканевые»), но и бумажные салфетки. Как с ними обращаться? (Текстильную салфетку принято держать на коленях, а бумажную располагать слева от тарелки. У них разные функции: текстильная салфетка предназначена для защиты одежды , а бумажными обычно вытирают губы и (при необходимости) пальцы. Закончив есть, бумажную салфетку кладут в тарелку, а текстильную оставляют слева от тарелки, ведь она дается одна на все застолье, а бумажные салфетки можно брать без ограничений) Знаете ли вы, что в средние века жирные руки было принято вытирать о шерсть охотничьих собак, которые присутствовали на пиру и шумно дрались из-за костей на потеху пирующим.

7. Вы звоните другу или подружке, а трубку берет его мама. Как вы будете с ней разговаривать? (Обязательно нужно с ней поздороваться, назвать свои имя и фамилию, сказать, что вы друг ее сына или дочери и только потом попросить позвать его к телефону. Если время звонка заранее не оговорено, не принято беспокоить людей звонком до 10 часов утра и после 10 часов вечера)

8. К вам пришли гости и преподнесли большой букет, он упакован в красивую бумагу, украшенную к тому же пышным бантом. Как вы поступите с этим букетом? (Нужно поблагодарить дарящего и, как бы красиво не был упакован букет, развернуть его и поставить цветы в вазу). Вообще-то цветы принято дарить без упаковки, поэтому надо снять ее с букета еще в передней, но гораздо важнее другое - не забыть преподнести цветы с добрыми и памятными словами. Еще в древности говорили: «Доброе слово лучше мягкого пирога».

9. Часто мы сами принимаем подарки. Кажется, что может быть проще и приятнее! Оказывается здесь тоже нужны вежливость и такт. Каждый подарок всегда нужно принимать с благодарностью. Даже если эта вещь не нужна или в доме есть аналогичная. Не оказывай предпочтение каким-то подаркам в присутствии гостей. Каждый подарок, завернутый в бумагу, нужно сразу распаковать и поблагодарить гостя. Подаренные тебе сладости или фрукты не откладывай в сторону, «на потом». Культурный человек попробует их сам и предложит отведать всем.

В заключение предлагаю вам поучаствовать в литературном конкурсе. Назовите художественное произведение, из которого взят отрывок и его автора.

«-Доброе утро! - крикнул он издали.

Доброе утро! Если это утро - доброе. В чем я лично сомневаюсь. Но это неважно. Поздравляю тебя с днем рождения!

Это ты меня?

Конечно, тебя.

С моим днем рождения?

Да.

Значит, у меня настоящий День рождения?

Конечно, и я принес тебе подарок»

(А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»)

« Он сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть»

(А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

« Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его издали, сейчас же переходила на другую улицу. И хорошо делала, потому что среди малышей попадались такие, которые не могли пройти спокойно мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут ее или, еще того хуже, за косу дернут»

(Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

«Бенгт рассчитывал, что девочка разозлится, а еще лучше - заплачет; и уж никак не ожидал, что она будет спокойно и даже дружески глядеть на них. Убедившись, что словами ее не проймешь, Бенгдт толкнул девочку.

Не могу сказать, чтобы ты вежливо обходился с дамами, заметила она и, схватив Бенгдта своими сильными руками, подбросила его в воздух так высоко, что он повис на ветке березы. Затем она схватила другого мальчишку и закинула его на другую ветку. Так она раскидала всех пятерых мальчишек и воскликнула: «Эй вы, трусы! Впятером нападаете на одну девчонку - это подлость!»

(А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»)

Дорогие друзья! Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

Список использованной литературы.

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1989.

2. Васильева - Гангнус Л.П.Азбука вежливости. - М.: Педагогика, 1988.

3. Детская энциклопедия «АиФ». Этикет. - 2005.- №11.

4. Дорохов А.А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения. - М.: Педагогика, 1976.

5. Дорохов А.А. Это стоит запомнить. Книга о том, как себя вести, чтобы и тебе и другим было лучше и приятнее жить. - М.: Дет. лит., 1980.

7. Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. -Л.: Лениздат, Социально-коммерческая фирма «Человек», 1991.

8. Остер Г.Б. Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей. - М.: «РОСМЭН», 1999.

9. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). - М.: Знание, 1989.

10. «Книжки нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». -2007.-№8. -С.44; 2006.-№7,-С.45-51; 2005.-№5.-С.52-60; 2005.-№11.- С.45-49; 2003.-№2.-С.40-43; 2003.-№6.-С.37-39.

11. «Читаем, учимся, играем». -2007.-№5.-С.95-102; 2005.-№9.-С.97-108; 2003.-№6.-С.73-88.

Горбанева И.А.,

зав. детской библиотекой №3 МУК «ЦБС» г. Реутова