Урок по теме конфликты в межличностных отношениях. Конфликт в межличностных отношениях

Как работает наше сердце.

Составила Смирнова Вера Николаевна

Воспитатель ГБДОУ №131

Невского района г. Санкт - Петербурга

Программные задачи.

Познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма и разъяснить роль вен и артерий в работе сердечно–сосудистой системы.

Обучать правилам сохранения здорового сердца.

Формировать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца.

Развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи.

Вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.

Развивать чувство ритма: определение метроритмической пульсации, передачи хлопками ритма рисунка.

Холодное, но не космос, Горячее, но не пламя, Ему не хочется покоя. Стучит оно в груди тук – тук – тук

Сердце самый важный орган Есть у каждого из нас Как насос качает воду Каждый день и каждый час Находится оно внутри. Как в домике упрятано Его ты с детства береги Заботливо, старательно. Занимайся физкультурой Бегай, прыгай и скачи Тренируй мускулатуру Не нужны будут врачи.

– Наше сердце похоже на насос. Оно присматривает за реками, которые текут от него и в него впадают, (показываю на рисунке) Представьте себе пароходы, которые везут грузы. Так и сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в "Артерии" (показываю). По ней пароходы с "кислородом" и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в путешествие по всем клеточкам нашего организма. Но самое удивительное: кровяные "пароходики", отдавая полезные вещества, забирают из организма вредные и везут их по синим венам. Эти реки – сосуды так и называются – Артерии и Вены

Попробуйте разжимать и сжимать кулак.

Так работает наше сердце.

Давайте посмотрим на рисунок. Красным цветом нарисованы артерии по ним кровь течет от сердца, а синим – вены по ним кровь возвращается к сердцу.

Это наше сердце и легкие. Из сердца кровь течет по артериям (выкладывает красные следы) раздает каждой клеточке питательные вещества и кислород и забирает у них углекислый газ. Насыщенная углекислым газом кровь по венам (сини следы) возвращается к сердцу.

Как вы думаете, где кровь может взять новую порцию кислорода? Правильно в легких потому, что мы вдыхаем кислород. Поэтому, вернувшуюся в сердце кровь, оно перекачивает сначала в легкие, где она отдает углекислый газ (мы его выдыхаем), забирает кислород и поступает опять в сердце. И начинается новое путешествие крови по нашему организму

Так течёт кровь по сосудам (артериям и венам) не переставая, полезные и вредные

для организма вещества, как эти мячи перемещаются из красной корзины в синюю

и наоборот

правила здорового сердца:

1. Не переутомляться

Если вы будете соблюдать эти правила, то сердце у вас будет сильным и здоровым. Значит, оно будет хорошо работать, не будет болеть.

2. Спать днем

Кушать надо по режиму и полезную пищу.

4. Полезная для сердца еда.

6. Не нервничать.

Покажи героя с добрым сердцем. Со злым сердцем.

Врачи, чтобы прослушать биение сердца используют фонендоскоп. По тому, как сердце бьется, они могут определить, здоров или болен человек. Давайте рассмотрим устройство фонендоскопа. Через этот прибор удары сердца слышны лучше. После занятия, все кто захочет, сможет прослушать сердце друг друга.

правила здорового сердца:

1. Не переутомляться

2. Спать днем.

3. Вечером вовремя ложиться спать

4. Кушать полезную еду

5. Тренировать сердце (бегать, прыгать, выполнять физические упражнения, закаляться)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация на тему: Строение сердца человека Выполнила: Швецова М. Г. ученица 3 «Б» класса МБОУ СОШ №3 г.Моршанска Тамбовской области Классный руководитель: Урясьева А.С. Учитель начальных классов

2 слайд

Описание слайда:

Сердце человека располагается в грудной полости. Слово «сердце» происходит от слова «середина». Сердце находится в середине между правым и левым лёгкими и слегка смещено в левую сторону. Верхушка сердца направлена вниз, вперёд, и немного влево, поэтому удары сердца ощущаются слева от грудины. Сердце взрослого человека весит примерно 300г. Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Масса сердца составляет 1/200 массы тела человека. У тренированных к мышечной работе людей, размеры сердца больше.

3 слайд

Описание слайда:

Какое оно, моё сердце? Сердце За сутки сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более 7 тыс. л. крови, по затрачиваю Е, это равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м. За год делает 40 млн. ударов. За жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан. Масса – 300 г, что составляет 1\ 200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1\ 20 всех энергетических ресурсов организма. Размер – с сжатый кулак левой руки.

4 слайд

Описание слайда:

Чем же объясняется такая высокая работоспособность сердца? Перикард (околосердечная сумка) – это тонкая и плотная оболочка, образующая замкнутый мешок, покрывающей сердце с наружи. Между ним и сердцем находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при сокращении. Коронарные (венечные) сосуды сосуды питающие само сердце (10 % от общего объёма)

5 слайд

Описание слайда:

Сердце – это четырёхкамерный полый мышечный орган, напоминающий уплощённый конус и состоящий из 2 частей: правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек. Сердце находится в соединительнотканном мешке - околосердечной сумке. Сердечная стенка состоит из 3 слоёв: Эпикард – наружный слой, состоящий из соединительной ткани. Миокард – средний мощный мышечный слой. Эндокард – внутренний слой, состоящий из плоского эпителия. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Мышечные стенки желудочков значительно толще стенок предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями. Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

сердце П.П Л.П. П.Ж. Л.Ж В левой половине сердца находится артериальная кровь В правой половине сердца находится венозная кровь

8 слайд

Описание слайда:

Стенки камер состоят из сердечных мышечных волокон – миокарда, соединительной ткани и многочисленных кровеносных сосудов. Стенки камер различаются по толщине. Толщина левого желудочка в 2,5 - 3 раза толще стенок правого Клапаны обеспечивают движение в строго одном направлении. Створчатые между предсердиями и желудочками Полулунные между желудочками и артериями, состоят из 3-ёх кармашек Двустворчатые в левой части Трёхстворчатые в правой части

9 слайд

Описание слайда:

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длительность менее 0, 8 сек. Предсердия Желудочки II фаза Створчатые клапаны закрыты. Продолжительность – 0, 3 с I фаза Створчатые клапаны открыты. Полулунные – закрыты. Продолжительность – 0,1 с. III фаза Диастола, полное расслабления сердца. Продолжительность – 0, 4 с. Систола (сокращение) Диастола (расслабление) Систола (сокращение) Диастола (расслабление) Диастола (расслабление) Диастола (расслабление) Систола - 0, 1 с. Диастола - 0, 7 с. Систола - 0, 3 с. Дистола - 0, 5 с.

10 слайд

Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и … Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и …

  • Что произошло дальше?
  • Почему события развивались именно так?
  • Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?
6 класс

Конфликты

в межличностных

отношениях

СТАДИИ КОНФЛИКТА

Возникновение конфликтной ситуации

Осознание конфликта

Проявление конфликтного поведения

Углубление конфликта

Разрешение конфликта

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

сотрудничество

сотрудничество

компромисс

компромисс

приспособление

приспособление

избегание

избегание

Варианты поведения

Осознание конфликта

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение.

конфликты

конструктивные

неконструктивные

интеграция

Задание на дом:

  • § 9 прочитать, ответить на вопросы.
  • Вспомнить литературные произведения, в которых описываются конфликты.
Работа в группах. Заполнить таблицу . А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
  • … Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо… «Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”

эмоциональное состояние

Причина конфликта?

различные представления о правилах или нормах поведения
  • “Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”
  • Русская народная сказка

Причина конфликта?

Различия, связанные с положением в обществе

  • … Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избёнки и выгнала…”
  • Русская народная сказка

Причина конфликта?

Уклонение от конфликта.

  • “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им отвечает с печи. – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала.

Стратегия

поведения

Поведение– приспособление А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

  • “…Вот пошел старик к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха, Надобно ей новое корыто…”

Стратегия

поведения

Компромисс В.Г.Сутеев “Яблоко”

  • Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему: «Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть». И рассказали Медведю всё, как было. «Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...». «Но тут только одно яблоко!» – сказали Ёж, Заяц и Ворона. «Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку».

Стратегия

поведения

Басня Эзопа. Басня Эзопа.

  • Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.

Сотрудничество

Стратегия

поведения

Разрешение конфликта

«Худой мир лучше доброй ссоры»

«С глаз долой, из сердца вон»

«Сядем рядком, да поговорим ладком»

компромисс

интеграция

прерывание

конфликта

Кто конфликтует?

  • Кто конфликтует?
  • Из-за чего конфликт?
  • Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и себе причины конфликта)
  • Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)
  • Изменения в процессе развития отношений.
  • Выбранный способ разрешения конфликта (чем всё закончилось)

Что думают и чувствуют по этому поводу сами участники конфликта?

Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: 1) сотрудничество 3) приспособление 2) избегание 4) компромисс

Случай, происшествие, недоразумение:

1) инцидент 3) аргумент

2) конфликт 4) поведение

Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»? 1) столкновение противоположных интересов 2) дружеский розыгрыш 3) обсуждение фильма 4) спортивное состязание

1) причина 3) инцидент

2) осознание 4) посредничество

Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации? А. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, - это компромисс. Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещё большей силой. Верно ли, что: А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров? Б. Несправедливость высказывания может привести к конфликту. Верны ли суждения о ступенях конфликта? А. Углублению конфликта будут способствовать оскорбление и грубость. Б. Прерывание конфликта может способствовать его разрешению. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта? А. Разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки. Б. Лучшим способом разрешения конфликта является подчинение. Какие советы помогут разрешить конфликт? 1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта. 2) Уступка – признак слабости, избегайте уступок. 3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку. 4) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны. 5) Умейте прощать слабости других людей. Найти термин, который не относится к понятию «самообладание». 1) Выдержка 2) Спокойствие 3) Невозмутимость 4) Сдержанность 5) Хладнокровие 6) Раздражение Продолжить предложения:

  • Я так и не понял …
  • Мне стало понятно…
  • Больше всего понравилось …
  • Мне не понравилось …

Спасибо за урок!

Тема урока: Конфликты в межличностном общении.

Цели урока:

1. Образовательные:

Способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах:

Создать условия для понимания амбивалентности смысла конфликтов (положительный и отрицательный).

2. Воспитательные: создать условия для понимания учащимися собственного мнения, формирования активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся

Тип урока – изучение нового материала.

Форма организации – фронтальная, работа в парах.

Методы обучения : проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия : конфликт, противоречие, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта, значение конфликта

Эпиграф:

В. Шекспир

I . Приветствие, проверка готовности к уроку.

Создание проблемной ситуации.

Сейчас вы увидите фрагмент фильма, который поможет вам сформулировать тему урока.

(Видео из фильма «Служебный роман»)

Итак, кто хочет назвать ситуацию? (спор, ссора, конфликт – возможны варианты). Между кем возникают конфликты (людьми, группами, личностями) – межличностные.

Значит, тема урока – «Конфликты в межличностном общении».

Давайте попробуем вместе определить цели на сегодняшний урок.

    дать определение конфликта;

    познакомиться со структурой конфликта, выявить причины его возникновения;

Выяснить положительные и отрицательные стороны конфликта.

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

Для того, чтобы изучать любые явления общественной жизни, прежде всего мы даем … (понятие) и рассматриваем… (структуру).

Попробуем вместе сформулировать, что же такое конфликт.

Какие ассоциации вызывает у вас понятие «конфликт»? (ссора, спор, неприязнь, противоречие, столкновение, борьба) – все записываем на доске, открываю недостающие . Если будут положительные ассоциации – запомните их, мы к ним еще вернемся.

Теперь подведем итог сказанному:

Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Восприятие нового материала.

На доске рисунки с изображением различных конфликтов.

Кто участвует в конфликте? (люди, личности, группы) – субъекты или стороны конфликта.

Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

В структуре конфликта мы также выделяем:

Предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея);

Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания);

Позиции конфликтующих сторон;

Мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.

(фиксируем записи в учебных листах).

На слайде – изображения конфликтов, на партах – набор документов (лист №1). Проанализируйте материалы и сделайте вывод о причинах конфликтов.

(у доски сделать подписи к картинкам).

Причины конфликтов – это рассогласование:

Целей и интересов

Взглядов и убеждений

Личностных качеств

Понимания

Ожиданий, позиций.

А какие виды конфликтов выделяют ученые?

Слайд № 13. Работа с документами (лист №2). Один человек работает у доски на сопоставление рисунка и подписи.

Типы конфликтов:

Внутриличностные

Межличностные

Межгрупповые.

К какому типу можно отнести конфликт, с которого мы начали урок?

Значение конфликтов

Подумайте, можно ли в жизни вообще обойтись без конфликтов? (мнения учащихся).

Действительно, конфликт – естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Давайте определим их. Вспомните свои положительные ассоциации с понятием «конфликт».

Слайд № 18.

По словам Маргарет Фоллет, американского психолога, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей, не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его нужно использовать.

Подведение итогов.

Наш урок почти закончен. Нам осталось только сделать выводы. Итак, мы сегодня узнали:

1. Конфликт – это…

2. Причины конфликтов - …

3. Типы конфликтов - ….

4. Структура конфликта - ….

5. Неоднозначность (амбивалентность) конфликта заключается в ….

Рефлексия.

А теперь оценим сегодняшний урок. Перед вами есть листок с ромашкой с разноцветными лепестками. Пожалуйста, на белых лепестках напишите, что вы знали о конфликтах до урока, на голубых – что узнали нового, на желтых – где вы сможете применить полученные знания.

Я вижу, что урок был не только познавательным, но и практически полезным.

Благодарю вас за активность и сотрудничество и хочу оставить вам небольшой подарок – сертификат об участии в уроке, который вы можете поместить в свое портфолио. До свидания.