Урок по истории.

Цели урока:

Познавательный аспект

1. Ознакомить учащихся с причиной церковного раскола

2. Продолжить формирование умений работать с историческими источниками (уметь извлекать из них информацию);

3. Привить чувство уважения к историческому наследию нашей Родины.

Развивающий аспект:

1.развитие творческих способностей (создание проектов, презентаций по данной теме);

2.развитие навыка общения с учителем дистанционно, навыка самостоятельной работы и самоконтроля, коммуникативных компетенций;

3.развитие навыков ориентации и поиска необходимой информации в Интернете;

развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение и обработку и передачу необходимой информации.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, презентация "Церковный раскол"

План изучения новой темы.

1.Новая династия Романовых.

2.Начало раскола

А)Патриарх Никон. Церковная реформа (1653-1655 гг)

Б) Протопоп Аввакум и его деятельность.

3.Церковный Собор 1666 - 1667 гг.

4. Дань памяти.

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Опережающее задание.
Из коллекции ЦОРов.Электронная библиотека. Церковный раскол.

Дополнительный материал для ученика присланный по электронной почте.

Никон Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)

Дата рождения:1605 г. Дата смерти:1681 г. Дата пострига:1635 г.

Судьба Никона необычна. Родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его был крестьянином, по некоторым сведения - мордвином по национальности.

Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского попа была навсегда предопределена и предначертана. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили решили расстаться и постричься в монастырь.

Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом в расцвете сил. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Через три года, рассорившись с основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке.. Никон отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, но уже через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича.

Пока Никон был на Соловках, в Москве скончался патриарх Иосиф. Новгородский митрополит был главным претендентом на патриарший престол, но у него имелись серьезные противники. Бояр пугали властные замашки крестьянского сына, который смирял знатнейших князей. Во дворце шептались: «Никогда такого бесчестья не было, выдал нас царь митрополитам». Тем не менее благоволение царя решило дело. 22 июля 1652 г. церковный собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати кандидатов был выбран один "муж благоговейный и преподобный" именем Никон.

Так, в возрасте сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом Московским и всея Руси.

Исправление богослужебных книг

Первым шагом Никона на новом поприще стало исправление церковной обрядности.Реформа Никона была призвана всего лишь очистить церковную службу от накопившихся за несколько столетий искажений. Сам Никон не сомневался в том, что совершает богоугодное дело и способствует объединению церквей.

Затем были введены другие изменения: земные поклоны заменены поясными, вокруг алтаря раньше было принято "посолонь" - по солнцу, Никон распорядился ходить против солнца, возглас "аллилуйя" во время службы стал произноситься не дважды, а трижды. Был переделан чин проскомидии, вместо семи просвир - пять и так далее.

Начало раскола

Для подавляющего большинства верующих той эпохи православная вера отождествлялась с обрядами и их изменение воспринималось чрезвычайно болезненно. Новшества расценивались как отступничество от веры предков, нарушения догматов, освященных церковным собором 1551 г. В решениях Стоглавного собора провозглашалось: "Иже кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да есть проклят". Теперь же постановления Стоглава отменялись. Никоновские преобразования ударили по национальной гордости, поскольку реформа следовала греческим образцам.

Архидиакон Павел Алеппский, прибывший в Россию в свите антиохийского патриарха, оставил яркое описание сцены в Успенском соборе Кремля: "Никон брал одну за другою подносимые ему новые иконы и, каждую показывая народу, бросал на железный пол с такою силою, что иконы разбивались, и наконец велел их сжечь. Тогда царь, человек в высшей степени набожный и богобоязненный, слушавший в смиренном молчании проповедь патриарха, тихим голосом сказал ему: "Нет, батюшка, не вели их жечь, а лучше прикажи зарыть в землю". Так и было поступлено. Каждый раз, когда Никон брал в руки какую-либо из незаконных икон, он приговаривал: эта икона взята из дому такого-то вельможи, сына такого-то (все людей знатных). Он хотел пристыдить их всенародно, чтобы и другие не следовали их примеру".

Противники реформы подали царю рукописное опровержение, в котором предписание патриарха было названо ересью. Они указывали, что проверку богослужебных книг проводят люди, подозреваемые в отступничестве от православия, например, Арсений Грек, ранее сосланный на Соловки за то, что учился в католической академии в Венеции. Неронов обличал Никона в крестовой палате: "Доселе ты друг наш был - на нас восстал. Некоторых ты разорил и на их места поставил иных, и от них ничего доброго не слыхать. Других ты обвинил за то, что они людей мучат, а сам беспрестанно мучишь...".

Но старания противников Никона были напрасны, Алексей Михайлович доверял своему "собинному другу", как он называл патриарху, и выдал ему головой всех его врагов.

Протопоп Аввакум (род.1621 -умер 1682)

Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного древнеправославного и завещанного апостолами учения, а вот Никона и его последователей клеймили именем антихристовых слуг. Большинство членов кружка "ревнителей благочестия" по разным причинам не смогли продолжить борьбу. И только один из них до конца отстаивал свои убеждения. Именно ему было суждено стать идейным вождем старообрядцев, "расколоучителем" в глазах официальной церкви и святым мучеником для старообрядцев. Этого человека звали Аввакум. (Подробнее с биографией протопопа Аввакума вы можете ознакомиться здесь)Интересно, что Никон и Аввакум, ставшие злейшими врагами, были земляками-нижегородцами. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Потом мать умерла в иночестве.

Аввакум Петрович Кондратьев, будущий протопоп Аввакум, родился в селе Григорове, в пятнадцати верстах от родного селе Никиты Минова, будущего патриарха Никона. Из того же Нижегородского уезда вышли почти все деятели эпохи церковного раскола, в том числе Иоанн Неронов и епископ Павел. В возрасте двадцати одного года Аввакум Кондратьев был рукоположен в диаконы, через два года стал священником, а еще через восемь лет был посвящен в сан протопопа. Служил он истово, не спал перед литургией, а когда приспевало время заутрени, сам спешил благовестить. На службе стоял с благоговением, после обедни читал поучения, а после вечерни опять читал каноны, молитвы, клал земные поклоны - сам четыреста поклонов, супруге делал снисхождение "понеже ребятишки у нее пищать" – всего двести поклонов.

Как проповедник и церковный писатель Аввакума имел одну отличительную и неповторимую особенность. Он первым и единственным стал писать не по книжному, а так как говорили на улицах и площадях, употребляя простонародные обороты и не пугаясь крепкого словца. Самые сложные догматические вопросы он толковал в упрощенной форме, а библейские предания излагал так, как будто все это происходило не в древней Палестине, а в современной ему Руси.

Аввакум с женой и новорожденным младенцем пошел в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве протопопу дали грамоту - возвращаться на старое место. Он так и сделал, вернулся в разоренный дом, а вскоре случились новые неурядицы: Аввакум изгнал из того места скоморохов и двух медведей у них отнял. А воевода Василий Петрович Шереметев, который плыл в Казань, взял Аввакума на корабль. Но протопоп не-благословил его сына Матфея, который брил бороду. Боярин чуть не бросил протопопа в воду.

Евфимей Стефанович, другой начальник, тоже возненавидел Аввакума и даже пытался взять его дом приступом. А ночью Евфимею стало худо, он звал Аввакума к себе и просил у него прощения. Протопоп простил его, исповедал, маслом священным помазал, и Евфимей выздоровел. Потом он с женой стали духовными детьми Аввакума.

Все же протопопа изгнали с этого места, он пошел в Москву снова, и государь велел поставить его в Юрьевец-Поволский. А там новые беды. Попы, мужики и бабы напали на Аввакума и били его. Эта толпа пыталась взять дом протопопа приступом, воевода же велел охранять его. Аввакум опять отправился в Москву, но царь уже был недоволен тем, что протопоп оставил свое место. Аввакум жил в Москве при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова.

Новым патриархом стал Никон. Он повелел креститься тремя перстами и уменьшить число земных поклонов. Узнав об этом, Иван Неронов сказал, что пришло время страдать. Аввакум и костромской протопоп Даниил написали царю письмо о вере, где обличили ересь Никона. После этого Никон приказал схватить Даниила, его расстригли и сослали в Астрахань. Сослали и Ивана Неронова, а протопопа Аввакума посадили в темницу на цепь. Его не кормили три дня, но потом пришел некто - то ли человек, то ли ангел - и принес протопопу тарелку щей. Аввакума собирались расстричь, но по просьбе царя все же не сделали этого.

Познакомился Аввакум и с новгородским архиепископом Никоном - «другом нашим», как он тогда его называл. Но когда Никон начал реформы, Аввакум стал его рьяным противником. Он возглавил борьбу с патриархом после ссылки Иоанна Неронова. Ему запретили произносить поучения в Казанском соборе, но он "завел свое всенощное" в сушиле, находившемся на дворе сосланного друга, переманив к себе часть прихожан: "в некоторое время и конюшня-де иные церкви лучше". 13 августа 1653 г. наступила развязка. В тот день, как сообщал в письме Неронову священник Данилов, протопоп "чел поучения на паперти... лишние слова говорил, что и не подобает говорить". Отряд стрельцов схватил протопопа и шестьдесят человек его прихожан во время всенощной. Аввакума привезли на патриарший двор и посадили на цепь. Вскоре были взяты под стражу и другие противники Никона. Аввакуму была назначена участь расстриги, и он уже был привезен в собор для совершения обряда лишения духовного сана, но царь Алексей Михайлович упросил патриарха помиловать протопопа. Вместо расстрижения Аввакум «за ево многие безчинства» по указу Никона был сослан в Сибирь.

Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей, остальным приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать падалью.

Пустозерские узники.

Часть взятых в плен соловецких старообрядцев была сослана в Пустозерск, отдаленный острог на границе с Северным полярным кругом, где уже много лет содержались в тюрьме "расколоучители" - Аввакум и его единомышленники Никифор, Федор, Лазарь и Епифаний, проклятые собором патриархов.

В ответ, как горько шутил Аввакум, были "присланы гостинцы". В Пустозерск для наказания мятежников прибыл стрелецкий полуголова. Условия содержания узников были ужесточены. Раньше по ночам они имели возможность сходились для бесед в доме одного из пустозерцев. Теперь для них была выстроена особая тюрьма. В Пустозерск с немалыми трудами и расходами доставили лес из мест, отстоявший за пятьсот верст от острога в тундре. Колодников посадили в земляные ямы, укрепленные срубами, над срубами поставили еще один сруб, двор обнесли высокой оградой, в ворота поставили стражу. Во всем Пустозерске насчитывалось пятьдесят три двора, а церковных мятежников стерегли сто стрельцов. Узников не выпускали из земляных ям не выпускали даже для оправления естественных надобностей.

Даже с урезанными языками и отсеченными перстами они продолжалраспространять по всей Руси «грамотки» и послания. Кто им помогал, осталось тайной.

В земляной яме родилось и одно из самых выдающихся произведений древнерусской литературы - "Житие протопопа Аввакума". Протопоп осознавал необычность такого шага - ведь в жанре жития прославлялись подвиги святых, а он писал о себе самом: "…про житие-то мне и ненадобно говорить". Аввакум выбрал форму "Деяний апостолов", но тон его повествование совсем иной. Это глубоко-личный тон, импровизация с многочисленными лирическими отступлениями.

Кончина царя Алексея Михайловича, при котором начался раскол, пробудила в узниках надежду на освобождение. Аввакум обратился с челобитной к новому царю Федору Алексеевичу.

Не давали бумаги, Аввакум писал на бересте и эти грамоты доходили до Москвы.

В феврале 1682 года в Москве собрался церковный собор. Царь Федор Михайлович в послании к собору вопросил, как поступить с раскольниками. Ответ собора гласил: «по государеву усмотрению». Весной того же года в Пустозерске начался сыск по делу о распространении Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» писаний. Участь пустозерских старцев была предрешена: «за великие на царский дом хулы» их приговорили к смертной казни. Пятнадцать лет они провели в невыносимых условиях заключения, и теперь им предстояло окончить жизнь всем вместе в один день.

14 апреля 1682 года Аввакум, Епифаний, Лазарь и Федор были сожжены на костре. Описание их казни дошло до нас только в старообрядческой литературе. Аввакум, как писали старообрядцы, предвидел такой конец и еще до произнесения приговора распределил свои книги. На костре он обратился к немногим присутствовавшим с увещеванием держаться старой веры. Когда пламя взмыло вверх, один из его товарищей закричал. Аввакум наклонился к нему и стал его утешать. Последнее, что было видно сквозь огонь и дым – это поднятая рука Аввакума, благословляющая народ двумя перстами, последнее, что было слышно – его слова: "Будете этим крестом молиться - вовеки не погибнете". По преданию, Аввакум перед казнью предрек смерть своим мучителям, и действительно, всего через две недели после сожжения пустозерских старцев в Москве умер царь Федор Алексеевич. Для старообрядцев Аввакум стал святым мучеником. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном соборе в 1916 году.

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект урока

по истории и обществознание

в 10 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дюллюкинская средняя общеобразовательная школа

на тему « Личность Петра I »

Разработал: Иванов Дьулустаан Спиридонович

слушатель курсов профессиональной переподготовки « История теория и методика преподавания в образовательной организации »

Проверил: Иванов Иннокентий Вячеславович - учитель истории и обществознания

Москва, 2016

Тема: «Личность Петра I »

Дата проведения 12.12.2016 года

Тип урока: комбинированный.

Технические средства (оборудование урока): I », «Екатерина I I

Цель: I .

Задачи:

1.Образовательные:

I Алексеевича;

I .

2. Воспитательные:

I ;

3. Развивающие:

I ;

Методы:

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Раскрытие темы урока.

    Закрепление знаний.

    Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

    Мнения историков о личности реформатора.

    Внешность и личная жизнь Петра I .

    Петровские реформы.

    Внешняя политика.

Ход урока:

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

Слайд 2

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.

Учитель: «А как вы считаете?» (опросить 8 учеников о Петре) Опрос длится 2-3 минуты, идет диалог с детьми. Поправить их, если они ошибаются. Выдать 8 карточек с мнениями известных историков (позднее они выступят с обоснованием полученных мнений). Содержание карточек находится в Приложении № 1.

Актуализация : «Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и другое».

Учитель: «Записываем тему…» (она уже на доске - «Личность Петра I »)

«Поскольку вы изучили события XVII века, то вы должны уже знать, как пришел к власти Петр I ?» (опрос с поднятием руки). По окончании опроса показать видеозапись из цикла «Российская империя».

«Мне необходимы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре выполнять секретное творческое задание, а в конце получат оценки» (двум ученикам дать задание совместно придумать к концу урока тестирование для всего класса по основным событиям).

Основной материал.

«Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая 1672 года - 28 января 1725 года) - последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)» (Записывают даты).

«Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события).

«В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки».

«И сейчас мы заслушаем тех, кто получил карточки с мнениями историков» (выступают 8 учеников, проводится оценивание их мастерства изложения).

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

«Для того, чтобы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его внешности».

Внешность ( по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора ).

«Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста - 204 см (6 футов 7 дюймов) - он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения - носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом».

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь» (Слайд 5, пригласить ученика для зарисовки схемы родственников царя ).

«Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу» (Слайд 10).

«24 июня (5 июля) 1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости» (записывают дату и событие).

«От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715-1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714-1728)» (следующий ученик продолжает схему).

«В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1761)» (слайд 4 и продолжение составления схемы).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

После смерти Петра в январе 1725 года Екатерина Алексеевна стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича. Первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, пережила свою счастливую соперницу и умерла в 1731 году, успев увидеть царствование своего внука Петра Алексеевича» (завершаем зарисовку схемы).

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715-1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха» (записывают дату и событие).

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

В завершении урока проводится голосование – каждому раздается «бюллетень», который ученик отдаёт в пользу положительного, отрицательного, или нейтрального отношения к первому императору после услышанного и увиденного на уроке.

Подводятся итоги, выставляются оценки .

Домашнее задание : «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность Петра I ».

Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.

1. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.

2. Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов

С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся.

3. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

4. Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра

Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу - его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.

5. Н. М. Карамзин , признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

6. С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

8. В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра

Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников

9. П. Н. Милюков , в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Приложение № 2. Таблица Реформ Петра I .

Название реформы

Годы

Суть преобразований

Краткие результаты реформы

Реформа государственного управления

1699-1721 гг.

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат . Создание 12 коллегий , имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 по делил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций , управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллегии, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

с 1699 г.

Введение рекрутской повинности , создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий , единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества . В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1 , которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых – большая часть этих доходов разворовывалась.

Календарная реформа

Самоанализ открытого урока истории, проведенного в

Тема урока: « Личность Петра I ».

Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I .

Задачи:

1.Образовательные:

создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I .

2. Воспитательные:

способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I ;

привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I ;

развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

    устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

    наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

    практический, с использованием документа, карты.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Петр I », «Екатерина I », презентация «Личность Петра I », карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. - М., 2010. - 544 стр.

Цель и задачи урока реализовывались

    Цель и все образовательные задачи реализовывались в процессе описания внешности, характера и личной жизни императора, а также при изучении его внешней и внутренней политики.

    Воспитательные задачи решались путем ознакомления с постепенным превращением России при помощи реформ и удачной внешней политики Петра I в великую европейскую и морскую державу.

3. Развивающие задачи: развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, в процессе опросов, работа в паре). Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время зарисовки схемы семьи императора, а также в процессе обсуждения мнений историков о личности Петра I .

На данном занятии я старался реализовать важные для современного урока истории подходы :

    Интегрированный. Связь с Всеобщей историей осуществлялась через повествование о событиях войны со Швецией, Турцией.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении тестирования, практической работы с карточками.

    Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу со схемой семьи.

    Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, проведение опросов.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Актуализация (повторение пройденного материала и переход к новой теме);

3. Раскрытие новой темы;

4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;

5.Дано домашнее задание;

6. Итоги урока были подведены учащимися в виде голосования.

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные слайды презентации с иллюстрациями, видеозапись. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная в виде карточек, работа в паре в виде подготовке тестирования и групповая в виде осмысления поставленного вопроса и голосования. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Оценки учащимся объявлены.

План-конспект урока по истории. Тема «Движение декабристов ».

Роль и место урока : Данный урок занимает важное место в ряду уроков истории по началу XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства. Взгляды декабристов и их действия очень важны при раскрытии особенностей последнего периода царствования Александра I и прихода к власти его брата Николая I. Предпринятая декабристами попытка переустройства России во многом объясняет реакционную политику Николая I.

Цель: рассказать о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов .

Задачи:

1. Образовательные :

  1. сформировать представления о идеях, целях, членах тайных обществ, а также о ходе и итогах восстания декабристов;
  2. познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;
  3. проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;
  1. проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов .

2. Воспитывающие:

  1. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;
  2. Формировать любовь к предмету.

3 . Развивающие:

  1. Развивать наглядно-образное мышление учащихся;
  2. Формировать умение работать с историческими документами;
  3. Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, документы (раздаточный материал)

Основные понятия: крепостное право, самодержавие, декабристы, республика, конституция, междуцарствие, переприсяга, Манифест к русскому народу, каре, Сенатская площадь, диктатор восстания, революционеры.

Этапы урока:

1.Организационный момент (2 мин)

2. Проверка домашнего задания (15 мин)

3.Изучение нового материала по плану :

1. Ситуация в России после Отечественной войны 1812 года. (6 мин)

2.Организация военных поселений(3 мин)

3. «Союз спасения» и «Союз благоденствия»(8 мин)

4.Северное и Южное общества (5 мин)

5.Проекты нового устройства России: «Конституция » и «Русская правда» (12мин)

6..Восстание на Сенатской площади (20 мин)

7.Итоги восстания (7 мин)

4.Первичное закрепление полученных знаний (5 мин)

5. Рефлексия (3 мин)

6.Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин)

Ход урока :

Добрый день!

Учитель: сегодняшний урок я хочу начать с отрывка из стихотворения Н.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

В стихотворении Некрасов отвечает на вопрос. Попробуем ответить и мы.

Вопрос: Что такое гражданин? (Ответ: ребята обмениваются своими версиями о содержании этого понятия).

Учитель: Впервые понятие гражданин ввел А.С. Радищев. В своей работе “Беседы о том, что есть сын Отечества” он писал: “ Что такое гражданин? Это достойный сын Отечества - патриот, человек чести, чьи мотивы благонравны, а поступки благородны”.

Вопрос : Какой высокий смысл автор вкладывает в понятие “гражданин”? Как вы понимаете его слова? (Отве т: Это человек, который руководствуется благом людей, а не корыстными целями).

Гражданин - это человек, который не только любит свое Отечество, но и готов всем жертвовать народу.

Учитель открывает последнюю строку эпиграфа “Отечества достойный сын

Так же думали и руководствовались этим многие молодые люди того времени, о которых мы будем говорить. Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Сенатской площади Санкт-Петербурга, облетел лучший цвет целого поколения”.

Речь идет о восстании декабристов. Именно об этом событии мы будем более подробно говорить сегодня на уроке.

Тема урока: «Движение декабристов»

Что вы знаете о декабристах?

Примерный ответ уч-ся: - Это участники восстания против власти царя.

Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций.

Учитель: - Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев?

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тайными обществами времен Александра I и восстанием декабристов , но сначала давайте вспомним ситуацию, которая складывалась в стране после Отечественной войны 1812 года. Как встретила страна своих солдат победителей?

Примерный ответ уч-ся:

На территории России проходили боевые действия, страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города к своему основному занятию земледелию и отстраивали свой быт. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости, эти страны процветали и были передовыми. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян.

Через несколько лет после Отечественной войны 1812 года в политике Александра I проявляются откровенно крепостнические черты. Это выражалось не на словах, а в делах. И, прежде всего - в создании военных поселений.

Аракчеев

Их устройством занимался Аракчеев. В селении вводились воинские части и все жители переводились на военное положение. Всех взрослых крестьян до 45 лет одели в военную форму и побрили. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Главным занятием стали военные учения. Зачастую из-за учений хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее из них произошло в 1831 году в районе Старой Руссы). Тем не менее, система военных поселений просуществовала до 1857 года.

Александр I

«Они будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами от Петербурга до Чудова», - так отвечал Александр I на критику Барклая де Толли, который выступал с решительной критикой военных поселений и предоставил царю особый доклад.

Учитель: -Могло общество смириться с таким положением? Нет, и что же происходило в стране?

Примерный ответ уч-ся: - В деревнях нередко вспыхивали восстания, в армии стали появляться офицерские тайные общества.

Учитель: - Давайте определим, какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества? (Показ слайдов «Предпосылки…»)

Итак, каковы же предпосылки возникновения движения декабристов?

Примерный ответ уч-ся:- Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.

Отсталость страны, крепостное право, палочная дисциплина в армии, отсутствие политических прав и свобод звали народ к борьбе.

Учитель: - Мне хотелось бы добавить еще данные из дневников заговорщиков:

Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой светской жизни звали офицеров к борьбе. Матвей Муравьев Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением».

Усилились вольнолюбивые настроения после заграничного похода русской армии. Декабрист Александр Бестужев в связи с этим писал «Войска Наполеона как саранча, оставили за собой надолго семена разрушения. Многие губернии обнищали. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам потому, что они стали понимать права людей. Те самые крестьяне, что объединившись в народное ополчение спасли свое Отечество, снова оказались в ярме. Те самые люди что гордо шли по европейским городам, воины-победители, слава России, снова становились «имуществом».

Будущие декабристы искали и находили ответы на свои вопросы в политических и философских сочинениях русских и западных мыслителей. Декабрист Н. И. Тургенев писал - «Знаменитые французские мыслители Руссо, Вольтер, Монтескье так же знамениты в России, как и у себя на Родине. У П. И. Пестеля, руководителя одного из тайных обществ, вдоль всей комнаты тянулись полки с книгами политического, экономического и ученого содержания».

Декабристы были современниками крупных революционных событий в Европе, а также патриотами своей Родины, передовыми и образованными людьми своего времени. Все это повлияло на формирование общественного мнения.

Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.

В результате в Петербурге стали возникать первые организации: в 1815 году несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель»: вскладчину готовили обеды, а после играли в шахматы, читали вслух иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр I дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

С 1816 году стали возникать тайные организации.

Задание : на основании текста учебника заполнить таблицу:

Для учителя: - «Союз спасения» (в него вошли: А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, позже в «Союз» вошли гвардейский офицер Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин).

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось: «если царствующий император не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия». Союз строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За 2 года в общество вступило около 30 человек.

В 1818 году был основан «Союз благоденствия». Создан вместо «Союза спасения». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Новый «Союз благоденствия», ставивший перед собой развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов, знаний просуществовал всего три года. После солдатских волнений 1820 большинство офицеров были высланы из столицы, на юг, среди них были Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол и Павел Пестель

Учитель: - В чем сходство и отличие «Союзов спасения и благоденствия»?

Примерный ответ уч-ся:

Сходство этих организаций в том, что они были тайными офицерскими организациями участников Отечественной войны 1812 года, имели тот же состав руководителей . Обе организации имели свои цели и задачи, сформулированные в уставах обществ. Целью обеих организаций было стремление к реформированию России, превращению ее в могущественную державу. Также целью этих обществ была забота об улучшении жизни и быта своего народа. Союзы были самораспущены.

Примерный ответ : Различие между этими организациями в том, что «Союз спасения»- заговорщическая организация, четкой программы и форм деятельности у нее не было . Главной целью «Союза спасения» было наделение русского народа Конституцией и гражданскими правами .

«Союз благоденствия » носил более открытый характер, он имел сеть местных организаций во многих крупных городах. «Союз благоденствия» пошел дальше по пути пропаганды и просветительской деятельности, благотворительности , смягчения и гуманизации нравов - все это являлось ближней целью деятельности общества. Его члены должны были добиваться устранения жестокости, рукоприкладства и произвола в армии. Предполагалось также открывать школы для крестьян, внедрять передовые формы земледелия. Дальней целью являлось введение Конституции , равенства всех перед законом , гласности в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений . Методом прихода к свободному правлению в стране они считали бескровный политический переворот .

Учитель :- А теперь ответьте, почему эти организации были самораспущены?-

Примерный ответ уч-ся : - Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.

Учитель :- Первые общества не достигли своих целей. Но движение передовых дворян не угасло.

В 1821-22 годах возникли 2 новых общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. В Полтавской губернии независимо от них возникло «Общество соединенных славян» во главе с братьями Борисовыми, которое объединилось с «Южным обществом».

Задание:

Вопросы

сравнения

«Русская правда» П.И.Пестеля

«Конституция» Н.М.Муравьева

Форма правления

Республика

Конституционная монархия

Избирательное право

Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза

Имущественный ценз

Государственное устройство

Унитарное государство

Федерация

Демократические преобразования

Политические свободы

(свобода слова, печати)

Политические свободы

(свобода слова, печати)

Судьба военных поселений

Уничтожение

Уничтожение

Судьба крепостного права

Отмена немедленно и без выкупа

Отмена

Вопрос о земле

½ у крестьян, ½ у помещиков.

Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины

Для учителя:

Никита Муравьев разработал проект «Конституции», но он был очень умеренным деятелем декабристского движения, и в своем проекте пытался свести воедино неосуществленные проекты Александра I. Но положительная сторона проекта Муравьева - это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что стране нельзя навязывать преобразования, к которым она не готова.

Программа преобразований, написанная Пестелем и названная им «Русской правдой», была более смелой, но при этом куда менее реалистичной.

Представляя свой проект «северянам», он не смог убедить их его принять. Договорились лишь о том, что выступать нужно совместно. Предполагалось, что это произойдет летом 1826 года.

Объяснение нового материала учителем:

Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота - летом 1826 года, но события развернулись иначе.

Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову.

С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организационно, с другой стороны, были уверены, что второй такой случай может не представиться.

Дело в том, что по российскому закону и обычаю армия должна была присягать старшему из оставшихся братьев - Константину. Но когда слова этой присяги были уже произнесены, стало известно, что Константин отказался от престола. Нужно было срочно произвести «переприсягу» другому брату-Николаю.

-« С сей минуты - пишет Николай Бестужев,- дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он- душой их…Мы работали усерднее, приготовляли гвардию, питали и возбуждали дух неприязни к Николаю, существовавший между солдатами. Рылеев не переставал быть источником и главною пружиной всех действий общества…Мы видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию».

Декабристы решили Николаю не присягать, а вынудить Николая I с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом».

Работа с документом. Задание

  1. Уничтожение бывшего правления .
  2. Учреждение временного правительства , до установления постоянного
  3. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей .
  4. Равенство всех сословий перед законом , и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.
  5. Сложение подушных податей и недоимок по оным.
  6. Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за промышленность с количества добывания соли и водки.
  7. Уничтожение рекрутства и военных поселений .
  8. Гласность судов.
  9. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.
  10. Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную.— Для сей последней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления.

Проверка задания.

Учитель: Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.

Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.

Работа по схеме восстания: каре, Сенатская площадь, строительные работы, народ, памятник Петру.

Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петру I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк - всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.

Соотношение сил декабристов и царских войск.

Однако планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку диктатор восстания С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества.

Это внесло смятение в ряды восставших.

Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената.

Для защиты царя было приказано привести на Сенатскую площадь конную гвардию. Генерал Милорадович (губернатор Санк-Петербурга) не дождавшись верных правительству войск потребовал коня и со словами: - Я сам все кончу, поскакал к каре восставших..

Он произнес: «Солдаты, кто из вас был со мной под Люценом, Кульмом. Вы- пятно России, вы преступники перед царем, Отечеством и богом!» Это был момент, когда казалось, один человек может переломить ход истории.

Но восставшие заявили, чтобы он отступил и дал им дорогу.

В следующий момент Ев. Оболенский ранил генерала штыком, почти одновременно смертельно ранил его из пистолета Каховский. Такова была судьба мужественного генерала, который уцелел в 50 сражениях с врагом, а был убит в Петербурге отставным русским офицером. Выстрел Каховского был той точкой, после которой мирный исход выступления был невозможен. Убийство Милорадовича сторонники Каховского использовали как повод к решительным действиям. Николай приказал пустить в дело пушки. Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед, и солдаты начали тонуть.

Учитель: В середине дня состоялась также попытка захватить Зимний дворец, ее осуществил молодой поручик Никита Панов. Ему удалось сагитировать и увлечь за собой на помощь восставшим 900 лейб - гренадеров. Они прорвались во внутренний двор Зимнего, где в это время находилась царская семья и наследник престола. Но там их встретили верные Николаю I гвардейцы - саперы, охранявшие дворец. Поэтому Панов повернул из Зимнего, с помощью штыков вместе с гвардией прорвался сквозь правительственное оцепление и присоединился к восставшим на Сенатской площади. Декабристы были окружены правительственными восками.

Восстание декабристов потерпело поражение. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, там узнали о неудавшемся восстании в Петербурге, арестах, но эти офицеры решили также выступить и поддержать северян.

29 декабря 1825 года руководители «Южного общества» С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин подняли к восстанию Черниговский полк, но и оно закончилось трагически.

Вопросы для индивидуального сообщения:

  1. Суд над декабристами (3 мин)
  2. Жены декабристов (3 мин)

Для расследования декабрьских событий высочайшим повелением была создана Следственная комиссия. Всего было арестовано 579 человек, виновными признали 289, из которых 121 предали суду:61-из Северного общества, 60—из Южного. Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно-доброжелательно, с другими оскорбленно- строго.

Декабристов судили как уголовных преступников. Николай1 сам давал распоряжения: «Присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, без всякого сообщения с другими, дать ему бумагу и что будет писать приносить мне ежедневно.

Бестужева по присылке, равно и Оболенского велеть заковать в ручные железа и посадить под строжайший арест.

Якушкина заковать в ножные и ручные железа, поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея.»

Через полгода участь декабристов была решена. Объявление приговоров Верховного уголовного суда происходило с 12 до 3 часов дня 12 июля в комендантском доме Петропавловской крепости.

Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по степени виновности. Пятерых самых опасных преступников - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина,

П.Г. Каховского поставленных вне разрядов приговорили к четвертованию. Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти всем разрядам. Пятерым четвертование заменили на повешение.

Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. У каждого на груди висела доска с надписью «Цареубийца».

Осужденные по первому разряду (Никита Муравьев, Сергей Трубецкой, Иван Пущин, Евгений Оболенский, и др.) были приговорены к каторжным работам. На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.

Тяжелая участь ждала и других осужденных, но на самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178 человек прогнали через тысячный строй со шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками и розгами. Немалое число солдат попали в действующую армию на Кавказ.

В июле 1926 года осужденных начали небольшими группами отправлять в Сибирь навстречу неизвестности, навстречу каторжной судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую землю, там, за туманом расстояний и времен растают их лица, развеется память о них- таков был умысел царя. Но большой отклик людей вызвала печальная судьба декабристов, о которых мы помним до сих пор..

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, близ Иркутска и Читы и за ними поехали их жены Е. Трубецкая, М.Волконская, А.Муравьева.

Так было подавлено первое революционное выступление в России.

Почему декабристы потерпели поражение? - проверка задания по рассказу учителя.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, имело ли шанс восстание декабристов на победу?

Учащиеся: Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания - С. П. Трубецкой - не явился на Сенатскую площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу.

Вывод уч-ся :- Восстание было обречено, потому что не было опоры на народные массы.

Учитель : - Блестящие офицеры говорили о Конституции, о западных правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших.

В результате, еще многие десятилетия в России сохранялись дикие средневековые нравы. К примеру, одно из самых бесчеловечных из них - крепостное право было отменено лишь в 1861 году- спустя почти 36 лет после вооруженного восстания на Сенатской площади.

Так закончилось восстание декабристов, но оно вдохновило на борьбу следующие поколения борцов за свободу - дворян-разночинцев и народников.

Учитель: Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:

Во глубине сибирских руд
храните гордое терпенье
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Учитель: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади. Нет однозначных оценок и в наши дни.

Но во всех отзывах есть уважение к идеям декабристов, многие с уважением отнеслись к этим людям, даже, порой, не разделяя их мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений.

Закрепление:

  1. Кто такие декабристы? (дворяне-офицеры, которые в декабре 1825 г. организовали восстание с целью уничтожения самодержавия, крепостного права, демократические преобразования)
  2. С чьими именами связано это понятие? (Николай 1, Каховский, Якубович, Пестель и др.)
  3. Заполним кроссворд.

Рефлексия: Студентам к уроку «Движение декабристов»

План изучения нового материала

1. Ситуация в России после Отечественной войны 1812 года.

2. Организация военных поселений.

3. «Союз спасения» и «Союз благоденствия».

4.Северное и Южное общества.

5. Проекты нового устройства России: «Конституция » и «Русская правда».

6. Восстание на Сенатской площади.

7. Итоги восстания.

  1. Задание : на основании текста учебника заполнить таблицу

Задание: на основе материалов учебника составить сравнительную таблицу: «Программные документы «Северного» и «Южного» обществ

Судьба крепостного права

Вопрос о земле

Работа с документом. Задание : каковы были основные положения Манифеста?

Из Манифеста к русскому народу.

  1. Уничтожение бывшего правления.
  2. Учреждение временного правительства, до установления постоянного
  3. Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.
  4. Свободное отправление богослужения всем верам.
  5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
  6. Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.
  7. Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.
  8. Уничтожение рекрутства и военных поселений.
  9. Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.
  10. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.
  11. Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.
  12. Гласность судов.
  13. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.

Задача учителя - помочь учащимся определить цель урока

Выход на цель урока.

  • ход и этапы восстания,
  • причины поражения,

План урока

  1. ход и этапы восстания
  2. ханство Кенесары
  3. причины поражения
  1. историческое значение Время проверки домашнего задания 5 - 6 минут

I.

(стр. 87 - стр. 90 до слов «Государство организованное Кенесары …»;

стр. 92 со слов «Откочевка аулов …» - стр. 93 до слов «подобный трагический …»).

:

I этап - ноябрь 1837 г. - лето 1841 г. - распространение восстания на основные территории Среднего и Младшего жузов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории»

Класс: 8 ИК Дата_______

Тема: Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымулы (1837 - 1847).

Цели урока:

    сформировать знания о ходе восстания по руководством Кенесары Касымулы, о причинах поражения и историческом значении восстания; о устройстве государства Кенесары;

    Развивать основные общеучебные умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы во времени, самоконтроль и самооценка своей работы;

    Развивать аналитические умения, такие как сравнение, обобщение исторических фактов;

    Развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы.

Форма урока : работа в группах

Метод: частично-поисковый

Ход урока

    ЭТАП урока – организационный

    ЭТАП – актуализация опорных знаний в ходе проверки домашнего задания

Задача учителя – помочь учащимся определить цель урока

Какие пункты восстания мы рассматривали на прошлом уроке?

Ответы учащихся: причины восстания, цель, движущие силы, руководители восстания, характер восстания.

Учащиеся должны дать ответы по каждому пункту.

Выход на цель урока.

Какие вопросы для изучения восстания мы не рассмотрели ещё.

Ответы учащихся должны быть следующими:

    ход и этапы восстания,

    причины поражения,

    историческое значение восстания.

В ходе восстания Кенесары управлял не только армией, но и под властной ему территорией. Как вы думаете, что ещё мы должны изучить?

Ответ учащихся: Государство Кенесары или ханство Кенесары.

План урока

    ход и этапы восстания

    ханство Кенесары

    причины поражения

    историческое значение Время проверки домашнего задания 5 – 6 минут

    ЭТАП усвоения нового материала в ходе самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задание №1: разделить восстание на четыре этапа и дать краткую характеристику этому периоду восстания.

(стр. 87 – стр. 90 до слов «Государство организованное Кенесары …»;

стр. 92 со слов «Откочевка аулов …» – стр. 93 до слов «подобный трагический …»).

Ответы учащихся должны выглядеть следующим виде :

I этап – ноябрь 1837 г. – лето 1841 г. – распространение восстания на основные территории Среднего и Младшего жузов

II этап – лето 1841 г. – август 1843 г. – поход войска Кенесары в Ташкент, осада и взятие некоторых крепостей, провозглашение Кенесары ханом, борьба с карательными отрядами царского правительства

III – этап – лето 1844 г. – весна 1845 г. – сплочение новых казахских аулов под знаменем Кенесары. Начало переговоров с царским правительством

IV – этап лето 1845 – 1847 гг. – решающий этап восстания и его поражение. Время выполнения 10- 12 минут.

Задание № 2: Составьте схему: «Государство Кенесары»

На листочках А4 учащиеся выполняют схему и после отвечаютВремя выполнения 7 минут

Задание №3: определите причины поражения восстания Время выполнения 1 минута + 2 минуты на ответ

Задание№4: Каково историческое значение восстания? Время 2 минуты

    ЭТАП закрепления изученного материала.

    К чему привело создание по реке Елек Новоилецкой военной линии?

А) к восстанию под предводительством бия Жоламана Тленшиева

Б) к безопасности В) к дружбе народов Г) к экономическому развитию

Д) к военному преимуществу

    Назовите главную цель восстания Кенесары Касымова.

А) стать ханом всего казахского ханства

Б) сохранение независимости не вошедших в состав царской России земель Казахстана

В) недовольство политикой царской России

Г) недовольство постройкой крепостей Д) изъятие земель по уставу

    Главной движущей силой восстания Кенесары Касымова были …

А) Бии Б) воины В) султаны Г) крестьяне Д) свободные кочевники

    Государство, организованное Кенесары было …

А) светским Б) демократическим В) феодальным Г) рабовладельческим Д) тоталитарным

    В 1841г. Кенесары взамен суда биев ввел …

А) ханский суд Б) суд народа В) самосуд Г) суд крупных феодалов Д) суд султанов

    Чем занималось управление, созданное Кенесары

А) ходом военных действий Б) сбором налогов В) выполняло поручения

Г) распространяло обращения

Д) контролировало поручения, ведало сбором налогов, распространяло и разъясняло обращения хана

    В каком году Кенесары вторгся в киргизские земли?

А) 1844г Б)1845г В)1846г Г)1847г Д)1848г.

    Назовите причины поражения восстания Кенесары

А) политическая и внутриродовая разобщенность, отсутствие поддержки феодальных групп

Б) предательство султанов

В) не заинтересованность султанов и биев в создании централизованного государства

Г) суровость Кенесары Д) предательство родоправителей.

9. Насколько обширным было восстание Кенесары?

А) охватило одну часть Среднего жуза; Б) охватило весь Казахстан

В) охватило весь Средний жуз; Г) охватило Средний и Старший жузы

10. Какое наказание предусматривалось в войсках за предательство?

А) Секли плетьми В) Изгоняли из своих рядов С) Приговаривали к смерти

Д) Подвергали наказанию родственников Е) Все ответы неверны.

11. Какой отрасли хозяйства Кенесары Касымулы придавал особое значение? :
А) Животноводству В) Ремеслу С) Торговле Д) Земледелию Е) Рыболовству.

Кто возглавлял противоборствующую группировку, потерпевшую поражение?;

А) Войсковой старшина Лебедев В) Султан Б. Айчуваков С) Полковник Дуниковский

Д) Генерал Жемчужников Е) Султан Жанторе .

13. Какие события 1841 г. способствовали избранию Кенесары Касымова ханом?

А) Победа над отрядом Айшуака В) Успешный поход в Ташкент

С) Взятие кокандских крепостей Д) Успешный поход в Киргизию

14. Одна из главных целей восстания под предводительством Кенесары Касымулы:

А) Отставка Западно-Сибирского генерал-губернатора

В) Добиться привилегий для потомков ханов

С) Остановить колонизацию Казахстана царским самодержавием

Д) Добиться назначения на высокую должность в колониальной адми­нистрации

Е) Сопротивление налоговой политике царизма.Время выполнения 7 минут

Проверка по ключу 1 минута

    ЭТАП – подведения итогов урока и домашнее задание Время на подведения итогов 3-4 минуты

Домашнее задание: § 6 и § 10 заполнить сравнительную таблицу.

Ключ к тесту

№ вопроса

1 вариант

2 вариант