Урок по фгос простое осложненное предложение. Осложненное простое предложение

Тема: Простое осложненное предложение

Цели: 1 . систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2 .закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3 . закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4 . содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства )

Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и использовать. Определите цели нашего урока.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  1. Повторение теории с попутным закреплением материала :

(Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения

1) однородные члены предложения:

Какие члены предложения называются однородными?

Какие слова называются обобщающими?

Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы )

2) вводные слова и вставные конструкции:

Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения )

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения )

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире )

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? (Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

Какие члены предложения называются уточняющими?

С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

1. Проверка домашнего задания:

Откройте домашний текст №17, назовите предложения с обособленными определениями и объясните условия их обособления.(дети зачитывают и объясняют )

2. Задания, связанные с причастными, деепричастными оборотами.

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1;

2) 1,2;

3) 1,3;

4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 - выделяется причастный оборот;

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот

(ответы А-3; Б – 3)

3. Чтение текста «Рождение музыки» и его анализ.

Послушайте текст и определите его тему.

Назовите основную мысль текста.

Задание по вариантам: 1 вариант находит предложения с обособленными определениями и записывает их номер, второй вариант - предложения с обособленными обстоятельствами.

Чуткость к музыке – это огромная сила, облагораживающая духовный мир человека, и в этой чуткости один из источников человеческой культуры. Законна гордость любого народа своими памятниками, литературой, музыкой. А что значит музыка для вас?

(устные ответы-рассуждения учащихся, учащиеся получают задание наблюдать за употреблением в устной речи грамотно построенных осложнённых конструкций )

  1. Информация о домашнем задании

1. Написать сочинение-рассуждение по тексту «Рождение музыки» А. И. Немировского. Мифы Древней Эллады

2. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в осложненных простых предложениях»

3. Составление тестовых заданий по теме «Простое осложнённое предложение».

  1. Подведение итогов урока

В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

  1. Рефлексия

Урок русского языка

Тема "Простое осложненное предложение»

Цель урока: закрепить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении; повторить орфографические навыки; повторить и закрепить разные виды разборов.

Задачи:

Тип урока - урок-путешествие.

Форма урока - на основе игровой технологии (с помощью сказки) и с применением компьютерной презентации.

Оборудование: компьютерная презентация,

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Предполагаемый результат : овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции, грамотно излагать мысли.

Технологии: игровая, личностно –ориентированая.

Ход урока

Предложения с обобщающим словом при однородных членах

1. Работа с теорией (устное высказывание)

Учитель. Ребята! Представьте, что вы попали на сказочный урок, который преподаёт Мальвина Буратино. На этом уроке мы повторим такие понятия, как однородные члены предложения, обобщающее слово. Научимся расставлять знаки препинания при однородных членах. Мои маленькие Буратино, используя схему на с.57 (слайд3), расскажите о том, какими синтаксическими конструкциями может быть осложнено простое предложение. Какая информация является для вас новой? (СЛАЙД 3)

Ученики. Отвечают по схеме

2. Работа с учебником (выполнение упр.131) (СЛАЙД 4)

    Вот солдаты идут по степи опаленной, тихо песни поют про березку да клены. (С.Львов) (Од.)

    Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.Пушкин)(Об.)

    Бьется в тесном печурке огонь на поленьях Береза, осина, да ель, да сосна, а слева долина, как скатерть равна, (Н.Некрасов)(Од.)

    смола, как слеза.(А.Сурков)(С.)

3. Взаимопроверка (выполнение упр.131, предл. №5-7) (СЛАЙД 5)

Труд этот, Ваня, был страшно громаден. (Н.Некрасов) (Об.)

И кудри их белы, как снег над главою кургана. (А.Пушкин)(С.)

К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (К. Паустовский)(В)

4. Работа с заранее записанным на доске текстом.

Вам даны предложения. Прочитайте их с разной интонацией. Изменятся ли знаки препинания и почему?

В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно полки посуду.

В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё: окно, полки, посуду.

В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно, полки, посуду.

5. Индивидуальная работа у доски

3 человека у доски выполните все виды разбора слова "паутина"

(фонетический, морфемный, морфологический).

Проведите синтаксический разбор первого предложения. Постройте схему этого предложения.

6. Самостоятельная работа (упр.133 задание 2), работа со словарем

Предложения с обращением

"Буратино, продолжим урок!"- сказала Мальвина. Девочка с голубыми волосами обратилась к непоседе-мальчику, а он продолжал бездельничать. Но мы с вами любознательные и поэтому постараемся научиться опознавать по значению, интонации, грамматической особенности (не член предложения) обращения. Узнаем, как же правильно оформлять на письме обращения.

Кому из персонажей нашей сказки принадлежат следующие слова (четверостишье заранее записано на доске или экране без знаков препинания):

(СЛАЙД 7)

Юный друг всегда будь юным
Ты взрослеть не торопись.
Будь весёлым дерзким шумным
Драться надо - так дерись.
(Черепахе Тортилле)

Расставьте знаки препинания. Чем осложнено данное предложение?

Что такое обращение?

А кому говорила эти слова мудрая черепаха? (Буратино)

Что помогает нам правильно расставить знаки препинания? (интонация)

7 . Работа с учебником (выполнение упр.136) (СЛАЙД 8)

Обращение в начале предложения

    Буратино , перестань паясничать!

    Обращение в середине предложения

    Перестань, Буратино , паясничать!

    Обращение в конце предложения

    Перестань паясничать, Буратино !

    Обрати внимание! (СЛАЙД 9)

Как следует обращаться друг к другу в зависимости от речевой ситуации.

1. Воспитанный человек не употребляет при обращении слова с суффиксом - к (а) (Васька, Лариска)

2.Нельзя употреблять в роли обращения местоимение ты, вы (Эй, ты!)

3. В официальной обстановке невежливо обращаться к кому-то, называя его просто по фамилии. В этом случае при фамилии употребляются общепринятые слова. (Господин Иванов!)

4. К старшим по возрасту принято обращаться по имени и отчеству: Ирина Николаевна, Наталья Витальевна.

9 . Объяснительный диктант (СЛАЙД 10,11)

Сяд..м рядком да п..говорим ла..ком.

Распахни мне об(ъ, ь)ятья твои густолистый развесистый лес!

К м..ему уд..влению мальчик (не) спал.

Моя душа я помню с детских лет ч..десного искала.

Ночью п..лил дождь.

Проведите синтаксический разбор третьего предложения. Постройте схему этого предложения.

10. Самостоятельная работа (СЛАЙД 12)

Придумайте и запишите своё предложение с обращением.

11. Подведение итогов урока.

Расскажите о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

Расскажите, что интересного на уроке вы узнали об однородных членах предложения.

Что такое обращение? (О. помогают людям устанавливать контакт между собой, понимать друг друга)

Назовите признаки обращения. (Обращения могут стоять в начале, в середине или в конце предложения. Они выделяются запятыми. Обращения не являются членами предложения.)

12. Домашнее задание упр. 134, 139.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Образовательная : сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения; повторить изученный материал по теме «Односоставные предложения».
  • Развивающая : развивать умение самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
  • развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся.
  • Воспитательная : воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.

Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.

Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка.

Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении, способность составлять самостоятельно подобные синтаксические конструкции.

Технологии: компьютер, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока «Простое осложнённое предложение». Она рассчитана на несколько уроков, а сейчас мы постараемся закрепить материал, изученный в предыдущих классах, вспомним односоставные предложения.

2. Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

Какие предложения являются определенно-личными? Обобщенно-личными?
- Как определить неопределенно-личные предложения?
- Чем выражено сказуемое в безличном предложении?
- Как называются предложения, где главный член выражен существительным?

На партах у учащихся лежат листки с предложениями (по вариантам)

Задание: определить вид односоставного предложения.

1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок А. А.)
2. Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу. (Б. Окуджава)
3. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог. (С. Есенин)
4. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин)
5. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница… (Н. Гоголь)
6. По улицам слона водили… (И. Крылов)

1. Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели. (Л. Ошанин)
2. И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас покорней не было и нет (Н. Гумилёв)
3. И скучно и грустно (М. Лермонтов) ; Но в них не видно перемены… (А. Пушкин)
4. Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, — тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн)
5. Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин)
6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
7. Сделал дело — гуляй смело.

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют задания под контролем учителя.

3. Объяснение материала

а) Синтаксическая пятиминутка

1. Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и, наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте.

Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово.

2. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

Учащиеся выделяют грамматические основы предложения.

Подумайте, чем отличается сложные и осложненные предложения. Как определить, какое оно?

Делается вывод.

б) Работа над презентацией (Приложение 1 )

Анализ 1 слайда. Запись в тетрадях.

Учитель: Вспомним, какие члены предложения называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах. Работа над 2 слайдом.

Вопросы: что делая? что сделав? как? Какой это обособленный член?

Расставьте знаки препинания, объясните схемы. Анализ 3 слайда.

Назовите вопросы определения и условие для обособления. Работа над 4 слайдом.

Что такое вводные слова, как они выделяются на письме?
- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? Что добавляют к смыслу предложения вставные конструкции?

Анализ 5 и 6 слайда.

В каких случаях мы используем обращения в нашей речи? Объяснение знаков препинания по 7 слайду.

в) Работа над упражнением в учебнике (222).

Задание: определите, чем осложнены данные предложения. Средства осложнения выделены. Спишите, расставляя пропущенные знаки разделения и выделения (предложения разбираются по вариантам)

г) Работа над орфограммами:

т..рчат (не)погоды
пот..мнели свинц..м
сла..ко дремл..т
(темно) зеленый об..ятый
г..лубой ябл..ни
убеле(н,нн)ой др..жащими

А сейчас давайте поработаем редакторами. Перед вами небольшой отрывок из художественного текста. Внимательно прочитайте и расставьте знаки препинания. Чем осложнены предложения? Работа над 8 слайдом.

5. Тест по простым осложненным предложениям

Тетради учащихся собираются на проверку.

1. В полутьме северной ночи(1) напоминавшей нам утренний рассвет(2) посёлок казался (3) особенно(4) угрюмым.

1) 1,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

2. На иных берёзах(1) обращённых к солнцу(2) появились серёжки золотые(3) чудесные(4) нерукотворные.

1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4

3. Старые зимовщики рассказывают о невероятном скоплении зайцев(1) по неизвестным причинам(2) теперь(3) почти исчезнувших(4) на берегах озера.

1) 1,3,4 2) 1 3) 3 4) 1,2,3,4

4. Иногда (1) тихо планируя(2) размахнув белые крылья(3) над каменной россыпью(4) бесшумно пролетает полярная сова.

1) 1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 2,3,4

5. Сопоставьте предложения и номер вопроса.

1) Мудрость приносят следующие три плода - дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. (Демокрит)
2) Далеко-далеко на фоне зари летит, вероятно, куда-то ночевать стая диких уток.. (А.П.Чехов)
3) Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими крутым берегами, заросшими цепкой ежевикой. (К.Паустовский)
4) Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.
5) А Петр Петрович, по крайней мере, по многим признакам человек весьма почтенный (Ф.Достоевский)

1. Укажите предложения с обращениями.
2. Укажите номера предложений с однородными членами предложения.
3. Укажите номера предложений с вводными конструкциями.
4. Укажите номера предложений с обособленными определениями.
5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.

6. Общие выводы. Подведение итогов урока

В каких случаях простое предложение считается осложнённым?
- Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.
- Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?
- Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

7. Рефлексия (9 слайд)

Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об односоставных предложениях, вспомнили обособленные, однородные члены, вводные слова, поработали редакторами текста. Надеюсь, что вам понравилась наша коллективная работа.

8. Выставление оценок

9. Информация о домашнем задании:

1. Подготовить сообщение о простых осложненных предложениях.
2. Составить 8 осложненных предложений, объединенных темой патриотизма.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Учитель: Кошелева Л. П.

Тема: Простое осложнённое предложение. Вводные слова.

Цели:

Предметные (образовательные):

    выработать умение видеть вводные слова в предложении;

    формировать умение конструировать предложения с вводными словами;

    формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;

    коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Метапредметные (развивающие):

Личностные (воспитывающие):

    воспитание интереса к предмету и внимания к слову;

    воспитание любознательности, творческой активности;

    воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.

1Мотивирование к учебной деятельности

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Что вы знаете о предложении? «Бусы»

2.Создание учебной ситуации

Актуализация знаний(Работа в зоне актуального развития обучающихся)

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Простое осложненное предложение» Запишем число и тему урока.

Но прежде вы должны сказать, что мы о нем уже знаем?

Предлагаю вам задание. Что это за слова?

КОНЕЧНО БЕССПОРНО

Вводные слова.

Постановка учебной задачи

Что мы уже знаем про вводные слова? Забыли? Проблема?

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.

Узнать о …, определить их … и роль в …

(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)

И сегодня мы должны выяснить…

Чтобы решить нашу проблему мы должны вспомнить

что такое вводные слова, Провести исследование и ответить на вопросы:

3. Добывание недостающих знаний

Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран. Перед нами отдельные слова. Попробуйте составить из них предложение.

счастью стремятся к все люди Докажите, что это действительно предложение Бесспорно, наверное, возможно, к радости. Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения? Попробуем поставить его в середин. (Впереди предложения) Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? Как вы думаете, почему? Побуждающий диалог Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения Что мы выяснили? Подчеркиваем его особо. (+++). Вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-п е рвых, во-вторых, в-третьих и т.д. Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали! Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих …. Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью. Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью. Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения. А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным? Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось. К счастью, мы быстро решили трудную задачу. Ведь мы - умелые конструкторы предложений! Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам, используя другие вводные слова: [ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ]. Изменился ли при этом смысл предложения? Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод

Какие затруднения вы испытываете?

Первичное закрепление

А у вас на столах лежат таблицы. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.


    Мир кажется мне книгой.

    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

    Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    Выглядит он, правда, неважно.

    Миша, несомненно, решит задачу. (уверенность)

    К счастью, прозвенел звонок (радость)

    Поздно вечером к ключу, вероятно, приходили на водопой горные козлы.(предположение)

1

Спасибо, ты хорошо справился со своим заданием.

****************************************************************************

Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.

_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Чем хорош автомобиль? _ во-первых __________, в нем удобно ездить.
_
во-вторых____________, он быстро передвигается. В -третьих ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это,
конечно , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_
С одной стороны______________, без автомобилей уже не обойтись, а _ с другой_ ______, – кроме пользы, немало от них и вреда.
_____
значит_ ________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта

1

Задани е: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.

    Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.

    Июнь возможно будет теплым.

    Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.

    К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.

    Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.

    Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.

    Говорят человек создан для счастья, как птица для полета.

Сделаем вывод

“Вводные слова”.

Что такое вводные слова

Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказываемому (уверенность, неуверенность, радость)”.

являются ли они членами предложения или не являются, в какой части предложения они могут находиться, выделяются ли они знаками препинания,

меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.

4.Самостоятельная деятельность

Из данных предложений выберите те, которые осложнены вводными словами(1 ряд), обращениями(2 ряд), сравнительными оборотами(3 ряд). Запишите предложения в тетрадь. Вводные слова, обращения, сравнительные обороты выделите. Устно объясните постановку знаков препинания.

1). Забор пожалуйста ответь ты соб..раеш..ся созреть? (М.Яснов)

2).У туч?ки розовое брюшко она л..жит в воде как хрюшка.(М.Яснов)

3).Вчера прил..тела какая-то птица наверное с нами х..тела простит..ся.(Р.Муха)

4).Эй Баран Бараныч ты помылся на ноч..?(М.Яснов)

5).Огромный контейнер стоит у ворот и лентами весь перевязан как торт.(А.Усачёв)

6). По-моему уже не та я сосулька прош..птала, тая. (Р.Муха)

7).Не решает..ся задачка – хоть убей! Думай думай голова поскорей!

(М.Бородицкая)

8).Увидя свой хвост, уд..вилась змея Неужто друз..я это всё ещё я? (М.Бородицкая)

9).Я зеркальце ручное оставила в саду чтоб феи под луною катались как на льду. (М.Бородицкая)

Учитель: Проверим.

1-ый ряд – 1, 3, 6 предложения.

2-ой ряд – 1, 4, 7, 8 предложения.

3-ий ряд – 2, 5, 9 предложения.

Какие орфограммы встретились?

БГПУ (хотела, лежит, прилетела, прошептала…)

Корни с чередованием (собираешься)

ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах (проститься, не решается…)

Ь после шипящих, разделительный Ь…

***********************************************************************

1

Рефлексия Цифровой диктант

1-Предложения с однородными членами.

2-Предложения с обращениями

3- Предложения с вводными словами

4- Предложения со сравнительными оборотами


4.Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

2.Что ты, моя старушка, приумолка у окна?

1.Встают предо мною деревни, поля и леса.

2. Ты солнцем создан,Алтай, живи и процветай.

3.Алтай, несомненно, красивейшая горная страна.

1.Мимо башен, идолов, гробниц Катунь неслась широкою лавиной.

4.Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в моё окно.

3.Гора Белуха, безусловно, высочайшая вершина Алтая.

3.Может быть, вам запомнится этот урок.


1

Кластер

Простое предложение может быть осложнено

Сравнительными оборотами Однородными членами

Обращениями

Вводными словами

Домашнее задание: индивидуальные карточки.

Шилина Олеся Ивановна, ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж», преподаватель русского языка и литературы. Иркутская область, г. Братск.

Предмет (направленность): русский язык.

Возраст детей: 11 класс.

Место проведения: класс.

Цели: - повторить, обобщить и систематизировать знания об осложненном предложении;- развивать связную и грамотную речь учащихся через работу со словом и составление рассказов;- воспитывать бережное отношение к русскому языку.Тип урока: обобщение и систематизация знанийТехнология: игровая (игра-соревнование)Оборудование: документ-камера, карточки с заданиями и теоретическим материалом
Ход занятия I. Постановка целей и задач Класс делится на 2 команды. Каждая команда в течение занятия набирает баллы.II . Орфоэпическая разминка 1.Отрывок из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» - эпизод «Отдайте нам нашу посылку!»- Что можете сказать о речи героев? (Печкин неправильно произносит слова «документы» и «принести» ) (за правильный ответ 1 балл) 2.Чтение слов (по 1 чел. из подгруппы) (30 баллов (по количеству слов) минус количество ошибок): Документ, хозяева, средства, сироты, опека, афера, мусоропровод, обеспечение, банты, эксперты, танцовщица, столяр, туфля, поняла, положила, взяла, украинский, звонит, облегчить, щавель, торты, свёкла, оптовый, новорожденный, осужденный, красивее, сливовый, диспансер, жалюзи, коклюш. 3.Сочиняем сами:- Образец: сказка «Колобок» (см. приложение 1) - Задание: сочинить связный мини рассказ, употребив не менее 5 слов из данного списка (можно использовать и ранее изученные слова), зачитать.4. Итог: стихотворение «Ода русскому языку» (авторство приписывается Е.Веснику)III.Актуализация знаний Игра «Найди ошибку»Инструкция: используя теоретический материал (см. приложение 2 ), подготовить рассказ о простом осложненном предложении, включив в него 1-2 ошибки; 2-ая команда должна эти ошибки обнаружить и исправить. (начисляется по 1 баллу за каждую ошибку и за каждый правильный ответ) IV.Практическая работа 1.Игра «Снежный ком»Инструкция: я даю 1-ое предложение, команды по очереди называют следующее предложение с любым осложняющим компонентом, но так, чтоб получилась непрерывная цепочка. Если пауза 10 сек, право ответа переходит к другой команде. (за каждое предложение 1 балл) Образец: Учитель: Летом на улице я встретила человека, ОДЕТОГО В ПАЛЬТО (прич. об.). 1 ученик: В пальто, КСТАТИ, зимнем (вводное слово). 2 ученик: В ЗИМНЕМ, НО ЦВЕТАСТОМ (однородные чл. ).3 ученик: Цветастом, КАК ЛЕТНИЙ ЛУГ (сравнит. оборот ).4 ученик: Луг, РАСПОЛОЖЕННЫЙ НЕДАЛЕКО ОТ ДЕРЕВНИ (прич. об.) и т.д. Предложение: Летом я люблю окрошку, приготовленную на квасе.2.Игра «Перевод с русского на русский» (см. приложение 3) Инструкция: 1.прочитать текст, обозначить в нем осложняющие компоненты;2.исправить в тексте речевые ошибки, дополнив его причастным и деепричастным оборотами.? – Какие осложняющие компоненты встретились в авторском тексте, а каких не было вообще? Почему? разговорной речи – вводные слова и обращения, передают речь обычного человека; в художественной речи – причастные и деепричастные обороты для украшения речи). Проверка: нагляднаядемонстрация результатов работы через документ-камеру. (по одному баллу за каждый верно найденный осложняющий компонент, за правильный ответ на вопрос; за исправленный текст в целом 1 балл) 3.Игра «Предметное лото» .Инструкция: У каждой команды карточка с номерами. Учитель вытягивает наугад «бочонок» с цифрой и задает соответствующий вопрос. Отвечает та команда, у которой на карточке есть такой номер. Ответы не выкрикиваются, капитан назначает отвечающего; при неправильном ответе право ответа переходит к другой команде. (по одному баллу за каждый правильный ответ) Вопросы: 1.Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения?2. Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда?3. Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения?4.Можно ли утверждать, что в предложении «Он работал не покладая рук» сравнительный оборот не обособляется?5.Согласны ли вы с утверждением, что однородные члены предложения на письме разделяются запятыми?6. Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову?7.Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?8.Какой осложняющий компонент в предложении «Артем Музыкин, студент 193К группы, уехал на конференцию»?9.Правда ли, что если главное слово является личным местоимением, то причастный оборот обособляетсявсегда?10. Согласны ли вы с утверждением, что предложение «Доехала хорошо, целую, крыша» осложнено однородными сказуемыми?11.Верите ли вы, что предложение с причастным оборотом «Он бежал от заведующего отделением, сверкая пятками» - это про А.Цупикова?12.Правда ли, что деепричастный и сравнительный обороты в предложении являются обстоятельством?V. Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Жил-был новорождЁнный колобок. Ох, как баловАли его бабушка с дедушкой. Они заботились о Колобке, т.к. держали над ним опЕку.Июньским теплым днем надоело Колобку, как осуждЁнному, сидеть на окошке и он сбежал, прихватив с кУхонного стола трЮфелей на дорожку.Покатился он по тропинке в лес. Катится, катится, и вдруг из-за кустов выскочил заяц с щавЕлем во рту:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и покатился дальше.Катится, катится, жует себе трЮфели, а на встречу ему Волк.Волк красивый такой, с шАрфом на шее и в новых тУфлях:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и покатился дальше.Катится, катится, а на встречу ему Медведь.Медведь тоже красивый такой! В лапах у него лукошко из берЁсты, на голове шляпа из оптОвого магазина на краю опушки.Медведь заговорил с Колобком неожиданно с украИнским акцентом:– Колобок, Колобок, я тебе з,iм!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – пропел Колобок и покатился, оставив красивого Медведя позади.Катится, катится, доедает Колобок свои трЮфели, а навстречу ему танцОвщица лесная. Красивая такая – красИвее не встретишь, рыжая, с бАнтами:– Колобок, Колобок, я тебя съем!– Я коклЮшем болел, я в диспансЕре лежал, не ешь меня, я заразный! – спел Колобок и хотел уже покатиться дальше.Но! Лиса решила провернуть афЕру, принУдила Колобка спеть еще разок. ПоложИла его на кончик своего носа, дождалась, когда Колобок потеряет бдительность, и съела его.Мораль: Не доверяйте «красивым таким» в незнакомом лесу.

Царук Н., группа 11 Н.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Теоретический материал по теме:

«Осложненное простое предложение»


Осложняющий элемент П – это другое наименование предмета или лица, выраженное именем существительным, которое указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Приложение может быть:а) одиночным: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков (И.п), железнодорожник (И.п.). (приложение железнодорожник нераспространённое, относится к существительному Сапожков)б) распространенным (состоящим из существительного с зависимым словом или словами): Хозяин (И. п.), суровый мужик (И. п.), не рад был ни гостям, ни наживе. (приложение суровый мужик распространённое, относится к существительному хозяин) Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, выражающие отношение говорящего к высказываемому, указывающие на источник сообщения, на способ словесного оформления мысли, на отношения между отдельными мыслями в речи и т. д. Вводным словам присуща интонация вводности , выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения.Вводные слова представляют собой слово или словосочетание (кажется, вероятно, конечно, во-первых, однако, итак, таким образом, другими словами, по правде сказать и др.);Вводные конструкции не являются членами предложения и их можно убрать из предложения, не нарушив его целостности, сравните: Эта безлунная ночь, казалось , была так же великолепна. - Эта безлунная ночь была так же великолепна.Вводные конструкции на письме всегда обособляются, то есть выделяются одной запятой (если стоят в начале или в конце предложения) и двумя запятыми (если стоят в середине предложения). Например: К моему огорчению , он не прислушался к разумному совету. Он не прислушался к разумному совету, к моему огрочению . Он, к моему огорчению , не прислушался к разумному совету.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Игра «Перевод с русского на русский». Вариант 1.

НЕРВНЫЕ ЛЮДИ (отрывок)

Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой. Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали. Главная причина - народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерётся грубо, как в тумане. Оно, конечно, после гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются. Может, оно и так, а только у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастёт. А приходит, например, одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, в девять часов вечера на кухню и разжигает примус. Она всегда, знаете, об это время разжигает примус. Чай пьёт и компрессы ставит.

(По М.Зощенко)

Игра «Перевод с русского на русский». Вариант 2.

НЕРВНЫЕ ЛЮДИ (отрывок)

Хочет она чистить, берёт в левую руку ёжик, а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ёжик, посмотрела, чего взято, и отвечает: - Ёжик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте. Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает: - Пожалуйста, - отвечает, -подавитесь, Дарья Петровна, своим ёжиком. Мне, - говорит, - до вашего ёжика дотронуться противно, не то что его в руку взять. Тут, конечно, вспыхнула от этих слов Дарья Петровна Кобылина. Стали они между собой разговаривать. Шум у них поднялся, грохот, треск. Муж, Иван Степаныч Кобылин, чей ёжик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный.