Урок истории первый властелин единого китая. Первый властелин единого китая

Технологическая карта урока

Предмет: история Класс: 5 Дата проведения___________

Тема урока: Древний Китай (второй урок)

Цели

познакомить учащихся с деятельностью императора Цинь Шихуана, с условиями жизни китайцев в период правления первого императора.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность политики первого китайского императора;

- рассказывать о Великой Китайской стене;

- выявлять причины недолговечности правления династии Цинь.

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; извлекать информацию из разных источников информации; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Империя.

Ресурсы

схема «Причины народного возмущения в период правления Цинь Шихуана», мультимедийная презентация.

Тип урока

комбинированный

Ход урока

1.Организационный момент

Деятельность учителя: Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала.

Деятельность учащихся: Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2. Проверка домашнего задания

Задание на карточках. Заполните пропуски в предложениях.

1. Китай находится в Восточной ___________________.

2. В Ι тысячелетии до н.э. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками _______________ и ______________________.

3. Китайцы верили в существование крылатых змеев - _____________________.

4. Древние китайцы изобрели бумагу, но до ее появления книги изготавливали из ________________.

5. Китайский мудрец, мыслитель, живший в VΙV вв. до н.э., учение которого оказало большое влияние на жизнь китайцев - ___________________.

6. Китайская письменность очень сложная, она насчитывает около десяти тысяч знаков, называемых ____________________.

Критерии оценивания

«5» - 7 правильных ответов;

«4» - 5 – 6 правильных ответов;

«3» - 3 – 4 правильных ответа;

«2» менее трех правильных ответов. (Взаимопроверка, сравнение с образцом, слайд 1)

3.Мотивационно-целевой этап

Мы продолжаем путешествовать по древнему Китаю. Чтобы определить, о чем пойдет речь на уроке, необходимо разгадать слово (слайд 3)

Что такое империя? (Высказывания учащихся)

Слайд 4. Запись определения в тетрадь.

О чем пойдет речь на уроке?

Какие цели мы поставим перед собой?

Тема урока: «Древний Китай».

    Объединение Китая и захватнические войны.

    Великая Китайская стена.

    Окончание правления династии Цинь.

4. Изучение нового материала

1. В 221 г до н.э., в результате войн, семь китайских царств объединились под властью первого императора Цинь Шихуана. Однако после объединения, император не прекратил войны, а попытался расширить территорию своего государства (слайд 7).

В каких направлениях армия Цинь Шихуанди совершала походы?

На севере от китайского государства жили кочевые племена гуннов, противостоять которым было очень сложно, а почему вы узнаете, прочитав 2й абзац на стр. 110.

Ответы учащихся.

ФИЗМИНУТКА

2. Чтобы защитить свою империю от гуннов Цинь Шихуан приказал построить сооружение, которое до сих пор впечатляет своими масштабами. Это Великая Китайская стена, одно из немногих сооружений древнего мира, заметных даже из космоса (слайд8).

Сейчас вы в качестве корреспондентов отправляетесь в Китай в качестве корреспондентов, чтобы подготовить репортаж с места событий (самостоятельная работа с учебником и дополнительным материалом).

1 – 2 ученика представляет свой репортаж (работа со слайдом 9)

3. Цинь Шихуан превратил свое государство в мощную империю. А как жилось китайцах в этом государстве?

Задание. Прочтите пункт 4. «Возмущение народа» на странице 111 – 112 и заполните схему. (слайд 10 -11)

(Проверка выполнения задания)

К чему могла привести такая политика императора? Ответы учащихся.

После смерти первого императора, недовольные китайцы подняли восстание и свергли его сына, прервав династию Цинь.

Еще при жизни император начал строительство своей гробницы. Сегодня археологи нашли. Сейчас и мы отправимся на место раскопок.

Просмотр видеофрагмента и беседа по вопросам.

1. Что нашли ученые в гробнице?

2. Для чего была предназначена Терракотовая армия?

5. Подведение итогов урока

Беседа по вопросам:

1. Кто и в каком году объединил Китай?

2. Кого называют императором?

3. Для чего была построена Великая Китайская стена?

4. Почему население было недовольно политикой императора?

Выставление оценок.

6. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие умения и навыки отрабатывали?

Что на уроке показалось трудным?

Какое настроение было на уроке?

Домашнее задание

Творческое задание: подготовить сообщение на тему Великая Китайская стена сегодня…

Технологическая карта урока

Предмет: История Древнего мира

Класс: 5

Тема урока: Первый властелин единого Китая

Цели:

Образовательные

дать представление об истории создания единого Китая, о деятельности первого императора Китая Цинь Шихуана; определить причины народных восстаний в Китае и их последствия; формировать умение выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи; совершенствовать навыки исследовательской работы с исторической картой, источником, хронологическими данными; дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций особенности правления в Древнем Китае; познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.

Развивающие

развивать умение анализировать деятельность исторической личности на примере правления Цинь Шихуанди

Воспитательные

воспитывать уважение к историческому прошлому, способность к оценке исторической личности

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; описывать памятники истории и культуры Китая;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать деспотический режим китайских императоров.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Работа в группах, парах

Опорные понятия, термины: « Поднебесная», «Сын Неба», бамбуковая книга , «Конфуцианство».

Новые понятия: «гунны», «бойницы», «Великий шелковый путь», «Великая Китайская стена».

Формы контроля

Самооценивание, самоконтроль

Домашнее задание §23 вопросы

1.Орг.момент

Цель: организовать, направить детей на образовательный процесс

Добрый день, ребята! На доске у меня смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

РАБОТА В ГРУППЕ

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

2.Актуализация опорных знаний

Цель: проверка домашнего задания, закрепить и систематизировать знания

Выполните задание : 1. Проверьте сведения, характерные для Китая и Индии.

Соотнесите исторические факты и страну, где они произошли: а) Китай; б) Индия:

( комментарий для тех, кто не поймет задание – проверьте поставленные знаки «+» в колонках двух стран, для которых сведения будут правильными)

Выявление места и причины затруднения выполнения задания

    Вы справились с заданием?

2. С какой частью работы вы легко справились?

3.Где возникли затруднения?

4. Что необходимо для выполнения задания?

Работают по таблице

Ответы:

1.(Частично).

2. (С той, что касается древней Индии )

3. ( В определении сведений для Древнего Китая: 4. ( Во-первых, знания по темам Древняя Индия и Древний Китай, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение )

РАБОТА В ГРУППЕ

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выявление недостающих знаний по теме Китай.

2. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский

мудрец Конфуций?»

Для этого вспомни:

    Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям

и сестрам)?

    Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании

старинных книг?

    Каким должен быть настоящий ученый?

    Какой китаец считался воспитанным и учтивым?

    Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно соблюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Воспитанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами.

3. Мотивация к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Продолжительность:

Как должен, по мнению Конфуция, править мудрый государь?

Отвечают на поставленный вопрос

индивидуально

4. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Продолжительность:

Последовали правители советам мудреца?

Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

В 1974 г. китайский крестьянин в своем огороде наткнулся на большое количество терракотовых фигурок воинов. Их было около 8 тыс. Ученые пришли к выводу, что это остатки знаменитого захоронения первого правителя Китая Цинь Шихуана. Но в руках этих воинов не было оружия. Данный факт озадачил историков. Попробуем и мы принять участие в разгадке этого феномена.

Какова наша тема урока?

Тема урока: «Первый властелин единого Китая».

План урока

1. Цинь Шихуан и объединение Китая.

2. Завоевательные войны.

3. Великая Китайская стена.

4. Возмущение народа.

Ученики предлагают тему урока

«Первый властелин единого Китая».

Записывают в тетрадь тему урока, план.

Фронтальная работа

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Определение темы урока

5. Изучение нового материала

Цель: сформировать представление обучающихся о едином государстве в Древнем Китае

Цинь Шихуан и объединение Китая

- Что же нам известно о первом властелине Китая? Познакомьтесь с рабочим материалом и ответьте на вопросы.

В 221 г. до н. э. правитель одного из китайских государств - царства Цинь - разбил поодиночке своих соперников и объединил весь Китай под своей властью. Покорив все шесть царств соперников и учинив там повальную резню, правитель Цинь, тринадцатилетний Чжэн-ван, стал называть себя Цинь Шихуан, что означало «Первый властелин Цинь». Чтобы упрочить свою власть, он провел в стране ряд реформ.

Вся страна разделена на 36 областей, а те, в свою очередь, - на уезды.

Введена единая монета (если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, то теперь рассчитывались только золотыми и серебряными монетами).

Введены единые письменные знаки.

Упорядочены меры веса и длины.

Установлена одинаковая ширина колеи для повозок.

Утверждены обязательные для всех законы.

Утвержден единый образец для изготовления обрядовой утвари и оружия.

Столицей Китая стал город Сяньян.

Цинь Шихуан считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране. Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись искоренить преступность. Однажды в столице было казнено 460 человек, о чем оповестили всех жителей страны.

Вопросы к тексту

В каком году произошло объединение Китая?

Как стал называть себя первый властелин единого Китая?

Что это означало?

Известны ли вам правители, ставившие такие же цели?

Работают с рабочим материалом.

Цель: получить новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме.
Задача: работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.

РАБОТА В ГРУППЕ

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

получают новые знания о Древнем Китае, выделить и запомнить факты, понятия, термины и даты, относящиеся именно к этой теме.

6.Первичное закрепление

Цель: первичный контроль и коррекция

Проблемные вопросы.

Почему объединение Китая завершилось восстанием народа? Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?

Просмотр отрывка видео фильма о военных походах

Заполните схему по услышанной информации. (§23 п. 2 с. 109-110)

Работа по заполнению схемы

РАБОТА В ПАРЕ

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваиваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

определяют причины самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствия

7. Рефлексия

Цель: подведение итогов, выставление отметок

1) На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

* большой – «для меня это важно и интересно …»

* указательный – «я бы мог, но не спросили...»

* средний – « У меня всё время вертелось в голове...»

* безымянный – « Если бы я был учителем...»

* мизинец – « Мне понравилось...»

Выполняют задания

РАБОТА В ГРУППЕ

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Ребята дают оценку своим знаниям

IX.Дом.задание

Цель: инструктаж по выполнению домашнего задания

1. Ответить на вопросы в желтой рамке рубрика «Проверить знания».

2. Ответить на вопросы в оранжевой рамке рубрика «Поразмышлять над интересными вопросами».

Разделы: История и обществознание

  1. Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев.
  2. Продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, видеоматериалов; навыков соотношения исторических фактов во времени.
  3. Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Оборудование:

  1. Карта «Рост территории государств в древности».
  2. Видеокассета «Великие чудеса света. Великие творения людей». Ридерз Дайджест. Видеофрагмент «Великая Китайская стена».
  3. Презентация «Первый властелин единого Китая».
  4. Раздаточный материал:
    а) карточки для описания фильма;
    б) фрагменты рабочих тетрадей;
    в) контурные карты «Индия и Китай в древности».
  5. Жетончики – «драконы».

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы продолжаем изучение Древнего Китая. Сегодня на уроке мы узнаем, чем прославился правитель Цинь Шихуан. Запишите тему урока. 1-й слайд.

II. Повторение.

Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.

Давайте вспомним историю и других древних народов. 2-й слайд.

А теперь посмотрим, не ошиблись ли мы. 3-й слайд.

Расскажите и покажите по карте, где находится Китай?

Почему реку Хуанхэ называли «горем Китая»?

Как и на чём писали во времена Конфуция?

Как должны вести себя учтивые китайцы, по мнению мудреца Конфуция?

(Ответы учащихся и комментарии учителя).

Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним даты. Что произошло?

1500 г. до н.э. Завоевания фараона Тутмоса
612 г. до н.э. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии
3 век до н.э. Объединение Индии в единое государство
Более 2 млн. лет назад Появление человека
40 тысяч лет назад Появление «человека разумного»
525 г. до н.э. Захват Египта персами
10 тысяч лет назад Появление земледелия и скотоводства
1792-1750 гг. до н.э. Правление Хаммурапи в Вавилонии
538 г. до н.э. Взятие Вавилона персами
3000 лет до н.э. Образование единого государства в Египте
Около 2600 г. до н.э. Постройка пирамиды Хеопса в Египте
221 г.до н.э. Объединение Китая в единое государство.

За каждый правильный ответ – жетончик!

III. Новая тема.

Запишите в тетрадь: 221 г. до н.э. – объединение Китая в единое государство. Начертите ленту времени:

Что было раньше: объединение Индии Ашокой или объединение Китая?

Насколько раньше? (На 79 лет). (Работа у доски).

1. Политика Цинь Шихуана.

Правитель одного из китайских государств под названием Цинь объединил под своей властью весь Китай. Он стал называть себя Цинь Шихуан, т.е. «Первый властелин Цинь». В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь мир будет длиться вечно. Столицей Китая стал город Сяньян. См. карту на странице 101. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

Китай «постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь ест листья». На севере противниками Китая были кочевые племена гуннов.

Какие племена называют кочевыми? (Работа со словарём).

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от набегов, началось строительство Великой Китайской стены. Обратите внимание на карту.

Внимательно посмотрите фильм и постарайтесь ответить на вопросы по ходу фильма. Если что-то не успеете записать, не отвлекайте товарищей. После просмотра вы сможете помочь друг другу.

2. Великая Китайская стена. Просмотр видеофрагмента – 7 минут.

Работа по карточке № 1.

Физкультминутка:

  • Зажмурьте глаза как можно крепче, а теперь сделайте их как можно удивлённее. (2-3 раза).
  • А теперь, ребята, встали,
    Быстро руки вверх подняли.
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели – вновь за дело!

Беседа по вопросам таблицы. Дополнения и уточнения. Обратите внимание на страницу 106 учебника, прочитайте и запишите в словарь слово на полях. Бойница – отверстие для стрельбы в стене крепости.

3. Возмущение народа.

Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни. Но даже сам могущественный император был бессилен против времени. Кожа на его лице сморщилась как печёное яблоко, а щёлки глаз сделались ещё более узкими. «Всё, что рождается между небом и землёй, смертно», - сказал один древний мудрец. Но Шихуан считал себя единственным и неповторимым, надеясь, что для него судьба сделает исключение. Он запретил говорить о смерти, собрал учёных и магов, приказав им найти средство, дарующее бессмертие. Учёные обошли все леса, но лишь один из них в назначенный срок принёс необыкновенный гриб – красный с белыми точками. Учёному приказали отведать гриб, и он умер в страшных муках.

Что это был за гриб? (Мухомор).

Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Старца привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 учёных, закопать живьём в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нём. В том же году был разорван колесницами Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.

Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, - в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.

Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении – охранять покой своего властелина. См. страницу 109 учебника. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу.

Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев. Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды, воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править «десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.

IV. Первичный контроль.

Покажите на карте Китай и его главные реки, Великую стену и Великий шёлковый путь.

Что хорошего и что плохого принесло Китаю правление Цинь Шихуана?

Для защиты от каких племён была построена Великая Китайская стена?

Расскажите о Великой стене, используя текст на карточке.

V. Закрепление.

Работа по карточке № 2. Образец – 16-й слайд.

Дракон в Китае – символ добра, мира и благополучия!

Приложения.

Карточка № 1. Великая Китайская стена.

Карточка № 2.

В каких предложениях речь идёт об Индии, а в каких – о Китае? Запишите номера предложений в соответствующие колонки.

  1. В этой стране всё население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.
  2. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, шахматы.

    В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.

    В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется по сей день: бумага, шёлк, рис, чай, компас, фарфор, порох.

    Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.

    Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была построена стена длиной около 5000 км.

    В 6-м веке до н.э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии.

    Правила поведения людей и управления страной были основаны на учении философа Конфуция.

Карточка № 3. Контурная карта «Индия и Китай в древности».

    Напишите названия главных рек Индии и Китая.

    Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

    Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й век до н.э.).

    Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й век до н.э.).

    Обозначьте на карте и надпишите название Великой Китайской стены

Для справок используйте карты на стр. 92 и 101 в учебнике.

Литература:

    Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2007.

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2002.

    Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

    Мерзлова В.С. Викторины по истории древнего мира и средних веков. – Минск: Народная асвета, 1969.

    Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990.

    Российский исторический журнал «Родина». - № 10, 2004.

  1. Приложение к газете «Первое сентября». История. - № 39, 1997.

Белицкая Инна Анатольевна,

Учитель истории школы № 14

Г. Феодосии

Конспект урока истории

Тема: « Первый властелин единого Китая» 5 класс

Цели : - выяснить, как происходило объединение Китая;

Какими были завоевательные войны;

Выяснить, что представляла собой Великая Китайская стена и для чего она была построена;

Как жилось китайскому народу и почему они поднимали восстание;

Развивать умение строить связанный рассказ, доказывать свою точку зрения;

Воспитывать интерес к историческому прошлому;

Оборудование : компьютер, презентация, тесты, учебник, тетрадь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Исторический диктант

1.Берега Индии с запада, востока и юга омывает…

2.Самые широкие и полноводные реки Индии…

3.Густые, трудно проходящие леса называются…

4.Группы людей в Индии, обладающие определёнными правами и обязанностями, называются…

5.Перечислите эти группы …

6.Человек, отказывающийся от общения с другими людьми, живущий уединённо назывался…

7.В древнем Китае протекали две реки …

8.Как звали мудреца которого почитали китайцы …

9.В древности в Китае писали на дощечках из…

10.Как китайцы называли свою страну …

3. Сообщение темы и целей урока.

План урока:

    Объединение Китая.

    Завоевательные войны.

    Великая Китайская стена.

    Возмущение народа.

4. Изучение нового материала:

1) рассказ учителя

1. Объединение Китая.

Одно из Китайских государств называлось Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель, разбив соперников поодиночке, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан (Первый властелин Цинь)

В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться « Второй властелин Цинь», потом третий и т.д. Столицей стал город Сяньян.

2. Завоевательные войны .

Когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран. На юге его привлекали земли на побережье Южно-китайского моря.

Население, узнав о вторжении, уходило в горы, унося свои пожитки и скот. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения.

На севере противниками Китая были племена гуннов, которые кочевали со своими стадами. Они жили в лёгких войлочных шатрах, питались молоком и варёным мясом. Воевать сними было очень трудно. Как вы думаете почему? (они передвигались налегке, а армии нужно было тащить за собой провизию)

Один из китайских мудрецов говорил, что наступать на кочевников. Всё равно, что догонять тень.

300 тыс. воинов послал Цинь Шихуан против кочевников. На 400 км они отогнали кочевников.

3. Великая Китайская стена .(иллюстрации)

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

Протяженность – 5000 км,Высота – 7 м,ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки.

Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

2) самостоятельная работа с учебником :

    Прочитайте материал на стр. 111- 113 и ответьте на вопросы:

1) Почему население было недовольно политикой?

2) Что они делали для того, чтобы выразить своё недовольство?

Великие изобретения китайцев – стр. 111 – в синей рамке

    Древние китайцы были очень талантливы.

    Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе:

бумага, книгопечатание, шелк, порох, компас, огнестрельное оружие, металлические монеты и фарфор.

5. Подведение итога урока.

Игра « Правда-неправда» (работа в тетрадях)

Если правда то пишем «+ », если нет «-»

1.Правитель китайского государства Цинь разбил поочерёдно своих соседей и объединил Китай под своей властью.

2. Столицей Китая стал город Сяньян.

3. Закончив внутренние войны, Цинь Шихуан стал совершать походы против соседей.

4. Чтобы защитить свои земли от нападений гуннов была создана Китайская стена.

5. Великая Китайская стена была такой ширины, что на ней могли разъехаться 2 повозки.

6. Если воин замечал опасность, то он поджигал сигнальный костёр.

7. Китайский народ был недоволен постоянным повышением налогов.

8. За малейшую неповинность человека били палками или отрезали ему нос.

9. На подавление крестьянских восстаний была брошена армия, но многие воины переходили на сторону восставших.

Учитель озвучивает ответы, ребята проводят взаимопроверку.

6. Домашнее задание:

&13 – 23, подготовиться к зачёту, вопросы на стр. 114.

Предыстория

В первом тысячелетии до нашей эры в долинах рек Хуанхэ и Янцзы существовало несколько государств. Они обладали схожими обычаями и культурой, но враждовали друг с другом.

События

221 г. до н.э. - Цинь Шихуан, правитель государства Цинь , объединил под своей властью весь Китай. Так возникла Циньская империя.

III в. до н.э. - строительство Великой Китайской стены . Оборонительная стена возводилась для защиты от кочевых народов, прежде всего гуннов , с которыми Китай вел борьбу.

В связи с недовольством людей тяжелыми условиями жизни, связанными с постоянными войнами и высокими налогами, по отношению к подданным применялись различные наказания вплоть до смертной казни. Для знатных людей практиковалось особое наказание: император посылал меч, чтобы провинившийся вельможа убил себя сам.

Конфуцианцы были противниками смертной казни и жестокого обращения с подданными, за что подвергались преследованиям.

Участники

(Цинь Шихуанди) - первый император объединенного Китая, основатель династии Цинь. Создал централизованную империю с единой системой письма, мер, весов и денежной единицей. Был противником конфуцианства.

Лю Бан - основатель династии Хань, один из руководителей восстания 209-206 гг. до н.э.

Заключение

После смерти Цинь Шихуана в стране начались волнения. Постепенно весь Китай оказался в подчинении руководителя восстания из провинции Хань. Империю Цинь сменила империя Хань, которая просуществовала до IV в. н.э.

На территории Великой Китайской равнины издревле существовали несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. В 221 г. до н. э правитель одного из китайских государств - Цинь, разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан - «первый властелин Цинь». Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначаемыми царем. На сегодняшнем занятии вы узнаете о времени правления одного из самых жестоких правителей древности Цинь Шихуане, посвятившем годы своего правления поиску секрета бессмертия.

Рис. 1. Цинь Шихуан ()

Цинь Шихуан (рис. 1) начал походы против соседних стран. Привлекали его южные земли на побережье Южно-Китайского моря. На севере противниками Китая были племена гуннов. Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены (рис. 2). Ее возводили из каменных глыб кирпичей и утрамбованной земли. Высота стены была с двух-трехэтажный дом, ширина такая, что поверху могли разъехаться две повозки. В стене были смотровые щели и бойницы - отверстия для стрельбы. Великая Китайская стена протянулась на тысячи километров.

Рис. 2. Великая Китайская стена ()

Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Китайские земледельцы отдавали сборщикам налогов две трети собранного урожая, а сами жили впроголодь. За малейшую, даже незначительную провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если преступление казалось серьезным, могли казнить, заживо сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его родственников, а также несколько семей соседей. На них ставили клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены. В виде особой милости, лишь для провинившихся вельмож, существовало почетное наказание. Цинь Шихуан посылал им меч, чтобы они покончили жизнь самоубийством в собственном доме.

Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Одного из старцев привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги, а несколько сот ученых - почитателей Конфуция - закопать живьем в землю. Он приказал уничтожить всех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нем.

Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, - в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.

Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении - охранять покой своего властелина. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу (рис. 3).

Рис. 3. Могила Цинь Шихуана ()

Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев. Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды, воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править «десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Dragons-nest.ru ()
  2. Epochtimes.ru ()
  3. Epochtimes.com.ua ()

Домашнее задание

  1. Когда произошло объединение Китая?
  2. С какой целью было начато строительство Великой Китайской стены?
  3. Почему Цинь Шихуан расправился с последователями Конфуция?
  4. Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?