Упражнения для голоса. Атака звука (Методические рекомендации)

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука. Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1.Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку,так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой,щели. Эта атака встречается у необученных певцов и вредна для голосовых мышц, потому совершенно непригодна для голосообразования.

2.Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3.Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха.

Каждый опытный певец владеет всеми видами атаки: твердой, мягкой и придыхательной. Это и есть сознательное управление работой голосовых связок. Атака имеет не только значение как средство выразительности в пении, но и является важнейшим средством педагогического воздействия на голосовой аппарат. При слишком активной смыкательной функции голосовой щели, когда голос имеет зажатый характер, показана придыхательная атака. Но надо помнить, что пользование придыхательной атакой должно быть вовремя прекращено, как только певец научится более свободно, ненапряженно, без зажатия формировать звук. Длительное и неумеренное пользование придыхательной атакой может принести вред. Поэтому в большинстве руководств придыхательная атака не рекомендуется для пения. Отрицательными качествами придыхательной атаки является ее расслабляющее действие на голосовой затвор. При привычке к придыхательной атаке звук атакуется вяло и не сразу приобретает нужную высоту. Образуются так называемые «подъезды» к ноте, что в музыкальном исполнении - нетерпимо, за исключением отдельных ходов, которые по замыслу композитора должны браться специальным приемом с переносом голоса по промежуточным звукам - роrtamento. Кроме того, при злоупотреблении придыхательной атакой тембр теряет чистоту, ясность и обычно одновременно со звуком слышен шип, шумовой призвук. При ослабленной функции голосовой щели, при вялости гортани, когда дыхание утекает, смыкание может быть активизировано твердой атакой. При твердой атаке перед началом звука делается задержка дыхания при помощи полного смыкания связок, т. е. связки вводятся в действие и смыкаются еще до того как зародился звук. Только после их смыкания, когда дыхание легким толчком размыкает голосовые связки, начинается звукообразование. Таким образом, твердая атака приучает к голосообразованию на плотно сомкнутых связках. При таком типе их работы утечка дыхания невозможна и его начинает хватать на фразы более длинные. Дыхание начинает держаться, или, другими словами,- звук начинает опираться на дыхание. При постоянном пользовании твердой атакой голосовой аппарат можно приучить к слишком активному включению голосовых мышц в работу и звук получается жесткий, зажатый, а пение начинает носить «твердый», «лающий» характер. Наиболее употребительной является мягкая атака, при которой дыхание и голосовые связки одновременно вводятся в действие, и потому при ней не получается ни слишком жесткой, ни вялой работы голосовых связок. На основании разных видов атаки певец особенно хорошо начинает понимать взаимодействие дыхания и голосовых связок во время пения. При твердой атаке - сначала смыкание голосовых связок, потом - подача дыхания. При придыхательной - сначала дыхательная струя, а потом на ней смыкание связок. При мягкой - их одномоментность.

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

Приступим.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основоная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Упражнения:

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания — спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”
упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”
“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс (силой)

1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
2.1. Голос. Атаки:
мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм — до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”
2.2. Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ. ”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя — не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):
Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.
Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса:

Выступает Денис Макин, один из членов нашего ОК. Выступление очень классное.

Основная ошибка: речь на протяжении всего монолога ведется на голосовых связках: впечатление, что оратор кричит, особенно во второй половине монолога (рассказывая о том, что такое пост президента), пытаясь выразить эмоции усилением не глубины голоса, а перенапряжением связок, как-будто пытаясь перекричать музыку (музыка и правда, громковата, но у оратора же есть микрофон:-))). Дыхание прерывистое, доборы воздуха хаотичные.
Комментарий Александры Юрковой

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!
(не посылайте звук далеко, товарищи рядом:-))

5. Темпо-ритм речи

Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) — Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:

Ускорение речи не оправдано — нет никаких акцентов. Слабая сила голоса — речь тихая, приходится напрягать слух. Использование специализированных терминов в выступлении для непрофессиональную аудиторию. И главное — дыхание: четко видны и слышны доборы воздуха, где попало, тогда как они практически не должны быть заметны.

    Чем отличается речевое (фонационное) дыхание?

    Какие компоненты речевого дыхания требуют для вас отработки?

    Придумайте упражнения (звукоподражательные этюды) для тренировки навыка переключения дыхания.

    Составьте личный план отработки навыков профессионального речевого дыхания. Включите отобранные упражнения в вашу ежедневную утреннюю зарядку.

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр. Б. Ляшенко рекомендует: «Определите для себя ЦЕНТР СВОЕГО ГОЛОСА, то есть такое звучание, которое вам наиболее удобно и не требует при чтении особых усилий… Как найти этот центр? Начните спокойно что-либо читать. Прервитесь. А теперь попробуйте продолжить чтение на более высокой ноте. Получилось? Попробуйте повысить еще на одну ноту. Не получилось? Отходите постепенно от нее вниз: на одну ноту, на две, на три, четыре. А вот на пять нот у вас уже, допустим, не получилось понижения. Теперь повысьте его на две ноты. Это и будет ваш центр. Запомните это свое звучание, сделайте его основным для себя. Именно на нем делайте упражнения».

Совет 5. Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания – это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи, момент зарождения голоса. Различают три вида атак : придыхательную, твердую и мягкую. Единственно физиологически правильной является мягкая атака , когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Мягкая атака дает плавный, мелодичный звук, связки смыкаются легко, без напряжения. Произнесите, например, слова осень, облако, утро, ужин начальный звук несколько удлиненный, как бы сдуваемый с губ! Прохождение воздушного потока и вибрация голосовых связок совпадают во времени. При твердой атаке, форсированном звуке, связки до начала выдоха плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим». Кроме того, перенапряженные связки (почувствуйте это напряжение, произнеся твердо и резко: арктика, август, этика ) быстрее изнашиваются. При придыхательной атаке сначала слышим выдох, а только потом звук. Голос тускнеет, быстро утомляется.

Упражнение 12. « Стон»

1. Представьте себе, что вам нездоровится... Болит голова, горло... Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, и вы на звуке «М» тихо стонете. Пусть ваш стон будет похож на легкое мычание, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком - это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье! Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз… Запоминайте это мышечное чувство свободы: хочется спать. Не дремлет только дыхание: пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой «центр» голоса!

Отыскать удобный тон

Помогает тихий стон: мммммммм…

Раскрепощусь, начну стонать,

На стоне маму буду звать:

Мамм-мамммм, мммеду наммм (1-й тип выдыхания)

2. Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ так, чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению – «Коварное АМ-АМ» .

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (второй тип выдыхания). Еще активнее должна звучать следующая фраза – требование: Ам-ам! Мам!

Следите, чтобы междометие «ам-ам» было произнесено на мягкой атаке! Иначе мама превратно поймет вашу просьбу!

Упражнение 13. Отработка мягкой атаки голоса

«Баюканье» . Сядьте удобно, свободно, расслабясь, сохраняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: ммм-ммм-ммм-м.. ммм-ммм-ммм-м. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не раскрывая рта. Звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.

Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: ммм-ммм-ммм-ма … ммм-ммм-ммм-ма.

Не открывайте на гласном звуке широко рот, «выдувайте» его через губы, собранные как для свиста!

«Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: ммммм... ммммм... ммм... Высота звука должна быть наиболее органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ, начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: ммам-мам-мам... мам-мам-мам... мммаммм-мммаммм... Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.

Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: а, э, о, у, ы, и

Повторяйте многократно свой текст: мммаммм...мммэммм... мммоммм... мммуммм... мммыммм... мммиммм... Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного согласного м.

Теперь передайте свой текст: ма-ма-маммм... мэ-мэ-мэммм... мо-мо-моммм... му-му-муммм... мы-мы-мыммм... ми-ми-миммм...

«Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: Аа-ааа-аууу! Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте широко рот, следите за тем, чтобы звуки а и у возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.

Никто не отозвался... Позовите чуть активнее: Эээ-эээ-эээй!. Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке - на самом кончике губ.

«Звуковая волна». Выдыхайте при почти закрытом рте на знакомые вам гласные звуки. Выдыхая, представьте себе, что вы качаете ребенка, баюкаете его. Звук должен быть похожим на мягкие волны, то поднимающиеся, то опускающиеся. Причем подниматься и опускаться на каждой гласной звук должен не меньше 3-4 раз.

Правильное певческое звукообразование и звукоизвлечение необходимо для развития вокальных навыков ребенка, и для достижения высокого уровня исполнительского мастерства.

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания, способ взятия звука называется атакой звука. «Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок.» Различают следующие виды атак:

«Мягкая атака», при которой процесс смыкания голосовых складок происходит одновременно с началом выдоха. «Мягкая атака состоит в сближении, но неплотном смыкании голосовых складок, и не перед началом звука, а в самый момент звука.» С этим высказыванием соглашаются и Ф.Ф.Заседателев И.И. Левидов, и А. Музехольд Г.П.Стулова пишет: «Несомненно то, что при мягкой атаке происходит, конечно, раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, и поэтому этот способ атаки звука называется мягкой» З.И. Аникеева и Ф.М.Аникеев в книге « Как развить певческий голос» утверждают: «Мягкая атака характеризуется наилучшим тембром, интонационной точностью, спокойным дыханием и одновременным включением голосовых складок и дыхания в работу.»

Как бы то ни было, при мягкой атаке выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели, слишком плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

«Придыхательная атака». Начало выдоха опережает смыкание голосовых складок, поэтому перед началом звукообразования голосовые складки еще пассивны и расслаблены. Голосовые связки при придыхательной атаки смыкаются не полностью и только после прохождения небольшой «порции» звукового тела, В дальнейшем они (голосовые связки) работают как при мягкой атаке. Образуемому и извлекаемому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Звукоизвлечение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака может рассматриваться как самостоятельный вид атаки и самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

«Твердая атака». При твердой атаке смыкание голосовых складок происходит до начала вдоха. Твердая атака может быть утрированной, жесткой, а извлекаемый звук напоминает «карканье». Это происходит от пересмыкания голосовых складок и судорожного, резкого «захлопывания» голосовой щели. Таким типом певческого звукоизвлечения часто пытаются петь необученные люди, и это крайне вредно для певческого голосообразования

Профессионально владеющий голосом певец может произвольно менять способы подачи звука, а, значит, различным видам атак можно научить. Способ подачи звука, атака, связан со звукообразованием и звукоизвлечением в определенном регистре, как например, в грудном регистре более глубокое смыкание голосовых складок происходит при пении на «форте» и менее глубокое - при пении на «пиано». Для образования головного и смешанного регистров служит мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, Атака, являясь важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, организует их работу в начальный момент голосообразования, и определяет все последующее звучание.

В начальный период формирования и совершенствование навыков певческого звукоизвлечения используются как мягкая, так и твердая атаки, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Так, если у учащегося вялое смыкание голосовых складок, вялая подача звука, то возможно применение твердой атаки для их активизации. Если учащийся поет « на горле», пользуется жесткой атакой звука, то полезно начать с применения мягкой атаки, граничащей с придыхательной.

Но при этом использование разного рода атак должно быть целесообразным и осторожным. От использования различных типов атак звука зависит и сила звука- при исполнении драматических произведений, выражающих сильный эмоциональный настрой произведения и требующих более интенсивного звукоизвлечения, применяется более твердая атака звука. При исполнении лирических произведений - более мягкая атака. Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразие атак звука является выразительным средством в певческом звукообразовании и звукоизвлечении.

Но не только правильное звукообразование, звукоизвлечение и певческое дыхание обеспечивают успешное исполнение музыкального произведения. Перед голосовым аппаратом человека ставится задача ясного и четкого произношения текста, а также эмоционально- выразительное донесение его до зрителя.

Момент образования звука называется атакой. Различают три вида атаки: твёрдая, мягкая, предыхательная. Твёрдая атака – связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твёрдый. Мягкая атака – связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Предыхательная атака – связки смыкаются неполностью, пропускают воздух («утечка воздуха»). Чаще всего предыхательная атака свидетельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д. в практике хорового пения у детей следует добиваться мягкой и твёрдой атаки звука. При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку как наиболее щадящую голосовой аппарат, хотя без твёрдой атаки тоже трудно обойтись. Твёрдая атака располагает к более точному интонированию, однако должна применяться крайне осторожно и во времени недолго. При злоупотреблении ею могут возникнуть узелки на связках, которые ведут к неполному смыканию и потере голоса. Своебразной проверкой дыхания является цепное дыхание. Каждый певец контролирует своё дыхание, без толчка заканчивает пение и вновь берёт дыхание, повторяя тот же звук. Ритм дыхания находится в тесной связи с темпом и характером произведения.

При выравнивании звучания хора главная задача – научить ребят тянуть звук на разные слоги, негромко округло, держась на одной заданной высоте. В работе над качеством звука как с младшими, так и со старшими детьми часто применяется принцип контрастного сопоставления: некрасивому гнусавому, глухому, крикливому звуку противопоставляется звук нежный, мягкий, округлый, звонкий, тембристый.

Свободе звукоизвлечения, овладению умением регулировать силу звука, использовать динамические оттенки помогает упражнение на филирование звуков – pp – crescendo – ff – diminuendo – pp. В младшем хоре упражнение приобретает форму игры в «морской прилив и отлив». По дирижёрскому жесту crescendo дети постепенно усиливают звучность. Многие дети сразу форсируют звук, почти кричат, глаза выражают страх перед «стихией». Нужно осторожно сказать, что тот, кто кричит, боится, а страх – плохой помощник, и трудности надо встречать и преодолевать спокойно, уверенно с достоинством. Потом светло и облегчённо звучит diminuendo – «морской отлив».

У партии Сопрано вырабатывается смешанное – микстовое звучание с преобладанием грудного звучания в верхнем регистре (умение сочетать головной регистр и высокую, мягкую певческую позицию). В этом поможет упражнение с гласным «У». Округлое светлое звучание вырабатывается упражнением с поступенным движением вверх или вниз, пением на улыбке, приближением артикуляции светлых гласных к более прикрытым.



У партии Альтов вырабатывается микстовое звучание, грудное звучание используется редко, лишь как средство музыкальной выразительности.

Ведётся работа по устранению дефектов в звукообразовании и звуковедении таких, как зажатость челюсти, гнусавость, неподвижность голоса. Целый ряд упражнений на слоги (ма, лю, ку, да, ди) помогают избежать этих недостатков. В результате обучения дети овладевают различными видами звуковедения: протяжным, связным пением; отрывистым с подчёркиванием отдельных звуков, пение с акцентами; legato, non legato, staccato и т.д.

Формирование певческих гласных. Приёмы звуковедения

Пение академических хоров отличается единой прикрытой округлой манерой пения гласных звуков. Сущность её заключается в том, что гласные должны звучать ровно, едино и округлённо. Звучание гласных «и», «е», «ё» должно приближаться к звучанию гласных «ы», «э», «о». важную роль при интонировании гласных звуков играет положение артикуляционного аппарата певцов, включающего рот, губы, зубы, язык, мягкое, твёрдое небо. Форма рта певцов при этом не должна быть слишком широкой и плоской, вследствие чего может возникнуть открытый, бестембренный звук.

Тембровая пестрота гласных звуков связана с неровностью силы звука при изменении высоты звука и переходе от одной гласной к другой. Неровность силы звука в свою очередь связана с неодинаковым подсвязочным давлением воздуха при исполнении различных гласных. Так, наименьшее давление наблюдается при пении гласной «и», наибольшее при пении гласной «а». последовательное возрастание подсвязочного давления наблюдается при соединении гласных звуков в следующем порядке и-у-э-о-а.

Для выравнивании гласных, формирования единой округлой манеры звукообразования рекомендуется пение их в сочетании с сонорыми согласными на одной высоте с одинаковой силой.

Вопросы округления и прикрытой манеры исполнения гласных звуков в хоре связаны с вопросами выравнивания и сглаживания регистров голоса, развития ровности звучания по ходу всего диапазона. Это достигается благодаря приёмам смешивания головного и грудного звучания голоса, которые формируются в средней части диапазона с постепенным распространением вверх и вниз. При этом верхние звуки следует исполнять распевно, активно, с хорошим ощущением певческой опоры. Высокие ноты должны звучать легко и свободно, с применением мягкой атаки. Недопустимо малейшее форсирование звука при их исполнении.

Умение пользоваться дыханием обуславливает важный навык хорового пения – пение с различными приёмами звуковедения.

Legato (легато) – связно, плавно, без толчков. Хорошим условием для пения на legato является пение на гласные или с закрытым ртом. Отсутствие согласных сводит к минимуму толчки и неровность в звуковедении. Показатель верного пения legato – это ровность нюанса данного отрезка мелодии. Под ровностью понимается сохранение силы звука на одном уровне, а также постепенное длительное усиление или его ослабление. При пении с текстом появляются дополнительные трудности, связанные с природой некоторых согласных звуков (б, п, к, д, т). Они прерывают вокальную линию. Задача руководителя хора – добиться наименьшего ущерба вокальной линии путём удлинения гласных и укорачивания согласных.

Staccato (стаккато) противостоит legato. Пение отрывистое, короткими длительностями, лёгкими толчками. Главный признак staccato – цезуры между звуками (обозначается точками под нотами). Выполнение приёма staccato требует максимального сокращения протяжности звука и соответственно увеличения паузы, а также лёгкие акценты, чего нет в примере с паузами. При пении staccato принцип отнесения согласных к последующему слогу становится обязательным (если согласные не в конце слова).

Non legato (нон легато) – не легато, не плавно, не связно. Предусматривает подчёркивание каждого звука мелодии с предельно сокращёнными цезурами между звуками мелодии. Приём труден тем, что сочетает в себе и legato и staccato. Тем самым свести мелодию к маловыразительному приёму, среднему между legato и staccato.