Упражнения для дошкольников по русскому языку. «Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду»

«Особенности обучения дошкольников русскому языку в детском саду»

Цель: определение основных возможных направлений в обучении детей дошкольного возраста русскому языку.

Задачи :

Выявить возможности дошкольников в изучении русского языка.

Сформировать основные цели и задачи обучения русскому языку детей дошкольного возраста

Определить основные методы обучения дошкольников русскому языку.

Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К. Д. Ушинский писал:" Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет"

Обучение русскому языку осуществляется в средней, старшей к школе группах детского сада.

Русский язык в Казахстане имеет конституционно-закрепленный статус языка межнационального общения и играет важную роль в развитии экономики, культуры и образования. Хорошее знание русского языка –основа успешного обучения в школе.

Учитывая значимость русского языка, государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан введено обязательное обучение русскому языку детей, которые воспитываются и обучаются в группах с казахским языком воспитания и обучения, начиная с трехлетнего возраста.

Дошкольный возраст- важный сенситивный период для освоения и познания языка, время активного развития словаря. Обучение русскому языку детей казахов в дошкольный период обеспечивает прочность усвоения знаний в период школьного обучения.

У дошкольников основной вид деятельности – это игра. Методика по обучению русскому языку предусматривает проведение таких игр, как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.

Итак, важен учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Однако нельзя забывать такой из основных принципов, как уважение личности ребёнка. Если ребёнок при общении с педагогом почувствует себя личностью, что его уважают, что с ним считаются, то, конечно, он будет стараться проявить себя, будет активным и коммуникабельным.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим

Следует учитывать, что для реализации больших положительных возможностей дошкольников в обучении русскому языку работу необходимо строить на основе четко продуманной методической системы, учитывающей возрастные особенности детей 4-6 лет. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

Основной формой обучения русскому языку является занятие. Главная цель занятий - вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи.Планируя работу по обучению детей русскому языку, педагог должен обязательно учитывать специфику русско - казахского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи.

Структура занятия может быть следующей:

организационный момент;

лексика - закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики;

фонетика - артикуляция звуков русского языка, произношение звуков в русских словах, игры и пражнения на закрепление звуков;

Связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному педагогом; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни,

пересказ художественных произведений;

Грамматика - игры и упражнения на усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка;

Игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д.

Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами - показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух (название предметов, но и осязание (потрогать предмет, обоняние (понюхать, вкус). Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми.

Демонстрация предметов в натуре или их изображений на картине делает занятие живым, интересным. Например, при изучении тема «Одежда» воспитатель в группе в соответствующих ситуациях постоянно использует выражения типа:

Надень/сними/повесь/поставь/положи…красную/синюю/зеленую футболку / куртку / шапку… красный/синий/зеленый шарф/свитер/носок… красные/синие/зеленые шорты/носки/ботинки. Это твоя куртка? Это твои кроссовки? Это твой ботинок? Где твое платье / твой шарф? Твоя пижама какого цвета – синяя или красная? И т.д.

В ходе индивидуальных занятий с двуязычными детьми педагог в группе проводит дидактические игры, в которых также используется лексика по теме «Одежда». Это могут быть игры типа «Память», «Подбери пару», «Лото» или «Кто быстрее оденется», в которой в соответствии с числом очков, выпадающем на кубике, дети надевают разную одежду на бумажные фигурки двух кукол.

В центре внимания педагога должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения, устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии должно проводиться 2 - 3-х минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков. Такое упражнение может проводиться в форме игр «Эхо», «Часы», «Цепочка» и др., рекомендуемых программой.Для закрепления новых слов на каждом занятии широко используются разнообразные игровые упражнения и ситуации. (Вот к примеру, игра «Расставим кукле мебель» (закрепление названий предметов мебели). На столе у педагога - кукла, детская мебель, машина. Воспитатель: «Дети, наша кукла Маша переехала на новую квартиру. Она купила себе новую мебель. Мебель привезли на машине. Поможем Маше разгрузить мебель» (вызывает по очереди детей и предлагает им найти в машине нужную вещь). Эффективный метод обогащения словарного запаса детей -игры- драматизации по сюжетам стихотворений, русских народных сказок, произведений русских писателей, которые способствуют закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты. В таких играх хотят участвовать даже молчаливые, малоактивные дети. Также дети легко усваивают лексику и грамматику, драматизируя эти сказки на русском языке.

На занятиях обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т. д.) Отобранная лексика носит конкретный характер. В основном дети узнают названия предметов материального мира, название типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке. Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации в игре.

Обучение грамматике представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого можно использовать специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения. Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством воспитателя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений. Работу по обучению русскому языку проводим и в свободное от занятий время.

Семья играет важную роль в усвоении ребёнком русской речи. Веду консультации, беседы, даю рекомендации и советы по обучению языку. В дальнейшем хотелось бы привлечь родителей к подготовке фольклорных праздников на русском языке, таких, как «Широкая масленица», «Русские посиделки», «Алёнушкины сказки». Эти мероприятия позволяют достичь высоких результатов в развитии русской речи детей, дают возможность погрузить их в культуру русского народа, способствуют налаживанию доброжелательных и продуктивных контактов с родителями.

Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение, так и предметно-развивающую среду ребёнка на занятиях. В кабинете по изучению языков предметно-развивающая среда создана в соответствии с возрастными особенностями, интересами детей, с учетом программных требований. Речевые игры оформлены в виде отдельных карточек. По этим своеобразным шпаргалкам всегда удобно вспомнить ту или иную игру. Весь материал систематизирован, составлена картотека.

По мнению всех педагогов детского сада в этом случае можно говорить о действительном двуязычии у ребенка, которое было сформировано совместными усилиями родителей и педагогов, каждый из которых стремился сделать для этого все возможное. Не малую роль в этом, сыграла и согласованность действий всех специалистов детского сада.

Список литературы:

1.Б.С.Омар.А.Т.Садык,Н.В.Доманова Методическое пособие для учителей дошкольного организаций с казахским языком воспитания и обучения к учебно-методическому комплексу «Говорим на русском языке»

2.Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»,

3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: Олма Медиа Групп, 2008.

4. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Л.А.Парамоновой. – М. – Олма Медиа Групп, 2010.

5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением

Настоящее пособие включает в себя общие сведения о детском двуязычии, описание приемов работы и программы занятий для двуязычного детского сада. Программы ориентированы на три возрастные группы: 3–4, 4–5 и 5–6 лет (по 40 учебных недель каждая). В понедельных рекомендациях программы приводятся фонетические зарядки, развивающие и подвижные игры, песни и стихи, упражнения на развитие речи. Книга адресована воспитателям и преподавателям детских образовательных учреждений за рубежом и в России, работающим с детьми-билингвами, а также родителям.

Из серии: Русский язык вне России

* * *

компанией ЛитРес .

© Протасова Е.Ю., Родина Н.М. (текст), 2006

© ООО Центр «Златоуст» (редакционно-издательское оформление, издание, лицензионные права), 2006

Введение

Воспитание у детей двуязычия (билингвизма) с раннего детства рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Требования к владению языками существенно выросли, поскольку знание наиболее распространенных иностранных языков на примитивном, так называемом школьном, уровне стало уделом большинства и уже не может быть целью конечной подготовки по иностранному языку. Однако в связи с глобализацией общемировых процессов требуется все больше людей, которых полноценное знание менее распространенных языков, наряду с приобретением какой-то профессии, делает экспертами как в широких, так и в узкоспециализированных вопросах в необъятном спектре интернациональных контактов, связанных с искусством, технологиями, экономикой, производством и наукой. Ученые пришли к выводу, что ничто не сравнится со знанием языка, приобретаемым в естественных условиях в семье, когда родители (оба или один из них) являются учителями родного языка, проводниками в иную культуру, человеческим «мостом» между странами, посредниками в приобщении ребенка к иному социальному поведению. Именно поэтому от игнорирования возможностей дошкольного возраста повсеместно переходят к созданию двуязычных детских садов, а потенциал семьи в воспитании двуязычия становится объектом пристального внимания, и семейный билингвизм всячески поддерживается и поощряется. Количество мигрантов в наш век нового великого переселения народов неуклонно растет, и как раз дети, выросшие в межкультурной среде и имеющие положительный опыт вживания в иноязычное окружение, становятся надеждой на решение задач максимально безболезненной интеграции и «радужного», т. е. представляющего все возможные расы и национальности, сообщества будущего.

Тем не менее, практическое использование имеющихся обстоятельств оптимальным способом вызывает ряд трудностей. Часть сомнений носит социально-психологический характер. Так, стремясь облегчить своему ребенку жизнь, некоторые родители считают, что и в домашнем общении следует перейти на доминирующий язык окружения, что ребенку слишком сложно одновременно выучить два языка, что специально заниматься языком не стоит, если в семье говорят на этом языке (ребенок выучит его сам собой, просто со слуха), что письменная опора излишня (если захочет когда-нибудь научиться писать, то легко это сделает). Разумеется, родители сами решают, как воспитывать своих детей, но все же можно посоветовать им не пренебрегать имеющимися условиями для формирования полноценного двуязычия, которое не просто не мешает становлению личности, а наоборот, развивает ее интеллектуальные, когнитивные и металингвистические способности. Особенности воспитания и трудности социализации не объясняются только тем, что ребенок знает больше, чем его сверстники; многое зависит и от социально-политической ситуации в стране и мире, и от характера человека. Занятия по родному – в нашем случае русскому – языку создают предпосылки для общения с двуязычными же сверстниками и взрослыми. Среди людей, оказавшихся в сходном положении (проживающих в меньшинстве в иноязычном окружении), может быть организована совместная деятельность: отдых, развлечения, общее прохождение испытаний, – и все это опосредовано русским языком. Возможно, здесь отыщется опора для дружбы и взаимовыручки. Ни в коем случае не следует отказываться от обучения чтению и письму – без грамоты как основы литературного языка владение им оказывается несовершенным.

Двуязычие (билингвизм) представляет собой способность пользоваться при общении попеременно двумя языками. Предполагается, что один язык при этом освоен в полном объеме (основной язык), а степень овладения вторым может быть разной: от умения сказать несколько слов, объясниться в магазине – и до совершенства. Чаще всего доминирующий язык – тот, который усваивается в раннем детстве, язык семьи, матери. Во многих семьях родной – это «материнский язык». Однако им может оказаться и язык отца, и язык няни, и язык соседей по дому, а впоследствии – язык школы, работы, любви, хобби и т. п. Чем сильнее мотивация в изучении языка, чем обильнее он звучит вокруг, чем чаще приходится пользоваться каким-то языком самому, тем выше вероятность, что он станет основным языком индивида.

Все знают, что множество людей владеет не одним и двумя, а гораздо большим количеством языков. В соответствии с этим раздвигаются горизонты жизненного пространства человека. Во всяком многоязычном сообществе необходимо учитывать не только его составляющие, но и возможности поддержки каждого из языков. Политика поощрения культурного разнообразия и помощи национальным общинам характерна для нашего времени. Скажем, в XIX веке основные усилия направлялись зачастую на унификацию языков и нивелирование культурных различий; одновременно с этим процветало изучение иностранных языков, например, «гувернантским методом», а в 1920-е годы, наоборот, двуязычие считалось вредным и изучение второго языка откладывалось на как можно более поздний период.

Считается, что маленькие дети, воспитывающиеся в двуязычной среде, достаточно быстро начинают понимать, кто на каком языке говорит, и обращаются к каждому соответствующим образом. Однако в своем развитии они неизбежно проходят через этапы сцепления слов и их переводов на второй язык («автобус-bus»); замены длинных слов более короткими, неважно, из какого языка; макаронического употребления в одной фразе слов обоих языков; буквального перевода конструкций с одного языка на другой; употребления окончаний одного языка со словами другого; неверного обобщения грамматики обоих языков или соответствующего переноса из одной системы в другую. Ошибки со временем проходят, а эффект натуральности остается. Иногда даже бывает так, что ребенок выбирает для общения только один язык, а другой понимает, но не говорит на нем. Окончательно баланс языков устанавливается позже, в школьном возрасте. Представление же человека о себе как о двуязычной личности формируется лишь в старшем возрасте, после двадцати лет. Если процессы овладения языками отстоят друг от друга по времени, то все равно в ходе отработки новых речевых явлений речь пройдет через те же принципиальные этапы, что и речь на первом языке. Главное – сферы употребления языков должны быть независимы, обусловлены общением с определенными людьми в определенных ситуациях. Чем больше в окружении ребенка разных людей, использующих какой-то язык, тем богаче опыт ребенка, тем больше пассивный запас. Одновременно усиливается и активное использование языка, потому что расширяется круг людей, с которыми ребенок играет, общается. Двуязычная культурная среда – благоприятная почва для того, чтобы у человека не сформировались комплексы, связанные со своей национальной идентичностью. Здесь оба языка – живые, рабочие, содержательные, они усваиваются естественно в разнообразных ситуациях.

У каждого человека процесс становления второго языка протекает индивидуально. Школьники и взрослые усваивают его более сознательно, с опорой на письмо и грамматику. Двуязычие, приобретенное в детстве за счет естественного погружения в языковую среду, качественно отличается от того, которое добывается позже в ходе организованного обучения. Прежде всего потому, что системы двух языков функционируют относительно независимо друг от друга, так что одна и та же мысль выражается непринужденно и веско на каждом из них, а не переводится с одного кода на другой по определенным правилам. Речь идиоматична, богата синонимами, произношение, как правило, не содержит явных отклонений от нормы. Тот, кто с детства учил более одного языка, в старшем возрасте легче и лучше усваивает другие языки. Билингвы часто преуспевают в интеллектуальных занятиях. Все это дается не само собой. Ближе всего подойти к равенству языков можно только в том случае, когда все типы речевой деятельности сдублированы: люди читают более или менее одинаковое количество книг на обоих языках, смотрят фильмы, встречаются с людьми, получают основные сведения по истории, географии, искусству и т. п. Чем больше сфер входит в процесс обучения, тем больше дополнительных материалов требуется родителям и педагогам, чтобы никакие интересы индивида не были ущемлены ни на одном из языков. Даже взрослый, живущий вне страны, населенной теми, кто говорит на его первом языке, должен поддерживать контакты с привычной культурно-информационной средой, чтобы быть в курсе того нового, что появилось в жизни и в речи, потому что язык отражает всевозможные изменения в социальной, политической, экономической и прочих сферах. Без употребления язык, как и многие другие явления, погибает.

Дополнительные занятия по русскому языку как родному за рубежом обычно проводятся по субботам в течение 1–2 часов интенсивно и еще столько же в более спокойных типах общения или 2–3 раза в неделю по 30–45 минут. В некоторых странах в детские сады приходит педагог, собирающий группу детей и занимающийся с ними. Настоящее пособие предназначено именно для обучения русскому языку как родному в группе дошкольников. Сложившиеся в обществе потребности нашли свое отражение в формулировке целей и задач обучения, развитие коммуникативных навыков выделяется в качестве первоочередной задачи.

Особенности становления двуязычия в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на разных языках, со способностью спонтанно овладевать иными нормами общения (такими, как дистанция между коммуникантами и их взаимное расположение, жестикуляция, порядок реплик, скорость и направленность беседы). В принципе, уровень владения вторым языком определяется степенью развития родной речи – тем, как произошла первичная социализация. В то же время развитие навыков понимания иноязычной речи и говорения может вначале формироваться относительно независимо от соответствующих навыков в первом языке и оказывать в последующем положительное воздействие на развитие родной речи. Так, в результате занятий у детей значительно улучшается произношение звуков на каждом из языков. Привычные стереотипы ломаются, заново осмысляется очевидное, окружающее приобретает новый смысл, что позволяет избавиться от некоторых комплексов.

Значение изучения языка состоит в овладении основами речи, в воздействии на общее развитие личности ребенка (он растет более грамотным, не боящимся вступать в общение с людьми, говорящими на других языках, представляющими иные, чем его родная, культуры, более терпимым, готовым пользоваться языком, планировать свою речь и т. д.). Кроме того, он лучше осознает явления языка и речи в целом, прежде всего, более внимательно относится к родному языку и родной культуре, сравнивает «свое» с «чужим», становится коммуникативно образованным. Под влиянием занятий совершенствуются познавательные и речевые способности, расширяется кругозор, через язык ребенок познает историю и географию страны. Такая работа способствует и подготовке ребенка к изучению других языков в школе.

Сбалансированное двуязычие – такое, при котором оба языка находятся в равновесии, представлены одинаковыми возможностями и способностями говорящего/пишущего или слушающего/читающего билингва. Такое двуязычие встречается очень редко, чаще всего у тех, кто изучал разные языки еще в детстве, обязательно прошел обычную школьную программу. Если же ни на одном языке не происходит нормального понимания и продуцирования, то это так называемое «полуязычие».

Педагоги всего мира озабочены отсутствием у людей элементарной языковой грамотности. Среди причин называют чрезмерное увлечение телевидением и компьютерными играми, а также переедание сладкого. Тревога за детей становится особенно острой в эмиграции: известно, что когда родители слишком быстро переходят на второй язык, который освоен ими не в полной мере, то довольно скоро отстают от своих детей по знанию этого второго языка (таковы особенности усвоения во взрослом возрасте, когда память и психика отягощены предшествующим опытом жизни и коммуникации), а посему теряют контакт с детьми. Кроме того, если не усвоен родной язык, то и семена второго языка падают на невозделанную почву: первоначальная когнитивно-понятийная система не сформирована, человек не умеет выражать свои мысли и чувства, находится во фрустрации.

Психологически важно, чтобы первоначальные знания о мире были даны ребенку близкими родственниками на своем родном или своих родных языках, если они разные. Постигая мир в эмоциональном контакте со взрослым, ребенок пользуется речью для опосредования своих впечатлений, накопления сведений, выражения мыслей и чувств. Если этот процесс оскуднен недостаточностью формы выражения, почти неизменно сопутствующей речи на чужом языке, то и представления ребенка об окружающем неполны.

В ситуации иммиграции одни люди стремятся как можно скорее ассимилироваться, забывая прошлое; другие лишь адаптируются внешне, но сохраняют все свои контакты с прежней жизнью; третьи изучают новое сознательно, сохраняя при этом и родной язык. Известна формула, по которой первое поколение иммигрантов сохраняет связь со своей родиной и общается преимущественно на родном языке; второе поколение изо всех сил пытается влиться в окружающее общество и преуспевает в этом; третье знает исходный язык лишь на «кухонном» уровне. Сохранению языка помогает создание культурных центров для говорящих на нем, браки внутри языковой общины или с людьми, родившимися в стране, где он распространен, работа в странах его распространения. Кроме того, сберечь первый язык в ситуации двуязычия помогают высокий социально-экономический статус носителей языка и вера в свою родную страну, самоуважение и общее положительное мировосприятие, глубокое знание языка окружения и интерес к чужой культуре.

В настоящее время существует несколько наиболее распространенных типов двуязычия, при которых одним из языков выступает русский. Во-первых, на территории Российской Федерации речь идет, как правило, о сочетании одного из национальных (титульных языков или языков малых народов) или иностранного языка с русским. Русский язык нуждается в особой поддержке: он не должен подавлять тот язык, который связан для ребенка и его семьи с этнической идентичностью; в то же время русский язык влияет на формирование личности ребенка, поскольку является не только средством межнационального общения народов России и частью общей культурной истории россиян, но и знакомит детей с собственно русской традиционной жизнью. Все больше фиксируется случаев, когда русский язык является основой для изучения второго языка, существующего в России: люди, научившиеся вначале говорить по-русски, изучают наследственный язык своей этничности или один из языков окружения – например, чувашский, балкарский, тувинский. В семьях, в основе которых лежит смешанный брак (между гражданами разных стран, представителями разных культур и языков), воспитываются двуязычные дети. Массовым явлением становится изучение иностранных языков, прежде всего английского, в дошкольном возрасте. Кроме того, на русском языке воспитываются русскоязычные соотечественники в странах СНГ и Балтии. Наконец, около 8 миллионов русскоязычных людей проживают в странах Европы, Азии, Африки, в Австралии, Америке, где также организуются занятия для детей дошкольного возраста. В обширных задачах всестороннего воспитания ребенка мы выделяем только ту составляющую, которая касается русского языка.

В настоящем пособии мы стремимся объяснить и показать, как может быть организовано дополнительное обучение русскому как родному в условиях двуязычия за рубежом. При этом русский язык может либо быть достаточно широко представленным в окружении ребенка, либо существовать в весьма ограниченной сфере. Качество владения языком в обеих ситуациях может оказаться недостаточным при отсутствии систематической работы по его совершенствованию. Одной из существенных трудностей становится работа в разноуровневой разновозрастной группе. В нашу задачу входит также формулировка важнейших элементов культурно-языкового сознания русскоязычного ребенка и демонстрация приемов работы по совершенствованию владения русским языком в повседневной жизни и в различных видах деятельности.

Материалы пособия включают в себя приемы работы, апробированные в двуязычном финско-русском детском саду «Калинка» (Хельсинки) и группах, детских садах и кружках по работе с дошкольниками в Финляндии, Германии, Латвии, Эстонии, Казахстане, а также в национально-территориальных образованиях в России и на экспериментальных двуязычных площадках Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (г. Москва). В книге учитывается опыт организации двуязычных дошкольных учреждений в Великобритании, Германии, Канаде, Новой Зеландии, США.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский язык для дошкольников. Учебно-методическое пособие для двуязычного детского сада (Н. М. Родина, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром -

Пост, который надо было написать еще давно: как преподавать русский детям, которые приходят учиться с нуля в дошкольном возрасте. Со взрослыми все понятно: есть методика РКИ, есть учебники РКИ, есть тесты. А что делать с маленькими детьми, которые должны учить русский с нуля в формате иностранного языка? Четкой, понятной, расписанной по шагам методики у нас нет. Учебников, собственно, тоже.

У нас есть час в неделю + домашнее задание, в лучшем случае, и ребенок, который по дороге в класс научился здороваться. Расскажу о том, как я вижу решение этой проблемы, а ниже дам комментарий Екатерины Протасовой и очень полезную цитату из её методички.

РКИ для малышей?

Что мы можем взять из РКИ, методики, которая в классической форме для дошкольников совершенно не подходит?

1.Основные принципы преподавания.

Например, информацию о том, что учитель должен обязательно давать речевую модель в начале выполнения задания или игры. Не просто «сейчас будем играть в магазин», а речевые модели: что говорит ребенок, что говорит взрослый. Когда у нас в школе появляется новый учитель, не знакомый с методикой РКИ, о речевых моделях приходится напоминать постоянно, проверять их наличие на каждом уроке. Мы показываем задачу и то, как надо ее выполнять, проговариваем то, что должен сказать ребенок.

Причина отсутствия прогресса №1 : отсутствие речевых моделей у учителя.

2.Грамматические, речевые формулы

По сути, язык состоит не из слов, а из формул. Например, «я хочу купить» - это формула. Мы меняем последнее слово в формуле: я хочу купить яблоко, я хочу купить молоко, я хочу купить рыбу, клубнику, йогурт, сыр... И у нас появляется множество предложений. Язык - это конструктор, меняем в формуле одно слово - появляется новое высказывание, добавляем частицу «не» - появляется новое высказывание. В плане урока и программе мы сначала прописываем, какие речевые формулы даем детям, а уже потом - лексику. Формулы, фразы важнее слов. Нет смысла учить слова вне формул, нет смысла учить слова вне контекста.

Причина отсутствия прогресса №2 : учим слова, а не формулы. К нам часто приходят дети, которые знают много слов по темам: животные, фрукты, овощи, дом, одежда. Но не могут говорить даже самыми простыми предложениями.

3.Порядок подачи грамматики

Грамматика? Дошкольникам? Малышам? «Этожедети», какая грамматика. С отношением к грамматике у нас две проблемы: под грамматикой часто понимают орфографию (от слово «грамотно»?), под грамматикой часто понимают теорию («винительный падеж отвечает на вопросы «кого, что», в женском роде окончание изменяется на -у, -ю, исключения составляют существительные с мягким знаком на конце»). При этом грамматика - это просто структура языка, его скелет, без которого у нас опять-таки останется нагромождение слов «по темам».

Если вы не знакомы с методикой РКИ, то можете просто открыть учебник РКИ для взрослых или, например, оглавление учебника Нины Власовой РКИ для детей. Посмотрите, в каком порядке авторы дают падежи. Этот выбор неслучаен, он определяется частотностью употребления падежей в речи. При этом авторы не берут ВСЕ значения падежей, а выбирают на элементарном уровне самые необходимые.

Например, в предложном падеже это значения:

Место: в сумке, на диване;

Транспорт: ехать, плыть, лететь на чём-то и т.д.

Можно ли избежать всей этой грамматики, изучения падежей?

Можно, если вы помещаете ребенка в среду. Например, если у вас русскоязычный детский сад. Говорим ли мы ребенку, что
учим предложный падеж? Нет, конечно, ребенок просто играет, выполняет задания, учится говорить в рамках изучения отдельных речевых формул.

Причина отсутствия прогресса №3. Тут причин может быть много, на самом деле. Падежи надо в речи автоматизировать. Так, чтобы ребенок, сказав как-то «я хочу купить молоку», услышал себя и понял, что что-то не то, «так не говорят», надо подумать еще. Может не хватать этой автоматизации. Просто «понять тему» - недостаточно. Просто несколько раз сказать правильно - недостаточно.

Может не хватать постепенности, поступенчатой проработки.

Может не хватать игр на практику, а может не хватать игр на использование изученного в своем собственном высказывании, в своей речи. Может не хватать интервального повторения ранее изученного.

Падежи в этом пункте для примера. Там очень много и других тем: род, число, согласование существительных и прилагательных и т.д., но общий подход остается тот же.

А может и не РКИ?

Может не РКИ, только не вместо РКИ, а вместе с ним. Можно брать пособия для детей-монолингвов с нарушениями речи и задержкой развития. Это грамматические и лексические тетради Косиновой, материалы для развития связной речи детей с ОНР Арбековой и т.д. Можно частично брать общеразвивающие материалы для малышей.

Но я еще ни разу не видела эффективной программы для неговорящих по-русски детей, построенной только на материалах для монолингвов без дополнений и обработки. Все дело в разнице целей. Каждое пособие решает свои задачи, и у авторов логопедических пособий для монолингвов задачи совсем иные, нежели у учителей и родителей, которые хотят, чтобы ребенок научился говорить по-русски.

Можно подсматривать идеи в материалах английского для малышей. Идей там множество, я сама подписана на десятки блогов учителей американских детских садов и учителей английского как второго родного. Но порядок введения грамматики в русском все же отличается. Они скорее про оформление задания, подачу материала, варианты игр.

Причина отсутствия прогресса №4 . «Лоскутное одеяло» из множества пособий, которое помогает потратить время урока, но не решает конкретных задач. Много каких-то распечаток и карточек, но единой системы нет. Если системы нет в программе, то системного изучения языка тоже не получится.


А может просто играть?

Можете провести эксперимент. Зайдите в учительское сообщество и спросите, как преподавать русский язык малышам, которые учат его с нуля. Готова спорить, одним из первых комментариев будет: «Какие уроки? Какая программа? Малыши учатся в игре, просто играйте. В магазин, в зоопарк, в куклы, в лото. Вот мне понравилось это лото про посуду: ссылка. А еще можно петь песни и водить хоровод».

Если вы проводите с ребенком ежедневно несколько часов, то просто общение и просто игра и будут развивающей и обучающей средой. Скачивайте лото про посуду, запоминайте песни, доставайте игрушечную кассу и начинайте играть. Если у вас час в неделю, то «просто играми» вы просто убьете уйму времени, не добившись ничего.

Поэтому возвращаемся к системному подходу: какую грамматику вы отрабатываете, какие формулы можете вывести из нее, какая лексика вам понадобится в процессе, какие игры можно придумать на отработку лексики и формулы. Игры есть, они в конце цепочки. И они работают на конкретную задачу. И они ее выполняют! Подключаем песни в качестве разминки в начале урока, хоровод в качестве перерыва, лото в качестве интервального повторения предыдущей темы (и не забудьте повторять не только лексику, а лексику внутри предложения, внутри формулы). Смотрите, все пригодилось, всему нашлось место внутри системы.

Причина отсутствия прогресса №5 . Ну вы поняли, наверное. Игры не встроены в программу, в систему. И в этом случае вы можете играть 5 лет, а ребенок не будет владеть и самым элементарным русским. И не потому, что...

«У нас же всего час в неделю»

Я об этом пишу очень часто и продолжаю писать, потому что час в неделю тоже имеет смысл, если у вас есть гибкая программа, системный подход, конкретные задачи к каждому уроку и задания с играми, которые эти задачи решают. Если вы видите ритмы учеников и подстаиваетесь под них. Если видите потенциал, возможность перешагнуть на новую, более сложную ступень, и пользуетесь этой возможностью. Если вы пытаетесь разобраться с тем, почему не получается, а не объясняете всё часом в неделю. Если вы готовы проблемного ученика временно взять на индивидуальное обучение, это тоже часто помогает догнать группу. Если и вы, и родители понимаете, что продвигаетесь маленькими шагами, и иначе не может быть при таком объёме работы и таких непродолжительных занятиях. Но вы продвигаетесь.

Про домашнее задание

И последне:, что делать с домашним заданием. Вот мой вариант. Если у ребенка есть русскоязычные члены семьи, то они помогут повторять пройденное на уроке, помогут сделать пару рабочих листов. Если русскоязычных в семье нет, остаются песни, малышовые развивающие видео на ютюбе или специально записанные вами коротенькие видео для домашней работы. И так до тех пор, пока ребенок не научится читать. Как только научился, у нас есть возможность давать задания на самостоятельное выполнение. Прописи, соедини слово и картинку, рабочие листы с элементарными заданиями и знакомой ребенку лексикой. Ребенок взрослеет, русский прогрессирует, домашние задания усложняются.

Муллагалиева Лилия Касимовна
«Особенности обучения дошкольников русскому языку в национальном детском саду».

Цель : раскрыть основные возможные направления в обучении детей дошкольного возраста русскому языку .

Задачи :

определить возможности дошкольников в области изучения русского языка .

раскрыть основные цели и задачи обучения русскому языку детей дошкольного возраста .

раскрыть основные методы обучения русскому языку дошкольников .

Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К. Д. Ушинский писал :" Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке , как не может приучиться в несколько лет".

В соответствии с законом Республики Татарстан «О государственных языках РТ и других языках в Республике Татарстан» (№ 44 от 27.07.2004, приказами Министерства образования и науки РТ, «Программой воспитания и обучения в детском саду » (Казань, «Хэтер» , 2000, в дошкольных учреждениях , начиная с 4 - летного возраста, проводится обучение второму государственному языку : для русско - язычных детей - татарскому языку , для детей - татар - русскому .

Обучение русскому языку осуществляется в средней, старшей и подготовительной к школе группах детского сада .

Следует учитывать, что для реализации больших положительных возможностей дошкольников в обучении русскому языку работу необходимо строить на основе четко продуманной методической системы, учитывающей возрастные особенности детей 4-6 лет .

В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

Основной формой обучения русскому языку является занятие . Главная цель занятий - вызвать речевую активность детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи .

Планируя работу по обучению детей русскому языку , воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско - татарского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка . Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка , формируются навыки связной речи.

Структура занятия может быть следующей :

Организационный момент;

Лексика - закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики;

Фонетика - артикуляция звуков русского языка , произношение звуков в русских словах , игры и упражнения на закрепление звуков;

Связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни, пересказ художественных произведений;

Грамматика - игры и упражнения на усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка ;

Игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д.

Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами - показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д. Чтобы русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык , необходимо подключать не только зрение и слух (название предметов, но и осязание (потрогать предмет, обоняние (понюхать, вкус. Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми . Демонстрация предметов в натуре или их изображений на картине делает занятие живым, интересным.

В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения , устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии должно проводиться 2 - 3-х минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков. Такое упражнение может проводиться в форме игр «Эхо» , «Часы» , «Цепочка» и др., рекомендуемых программой.

Для закрепления новых слов на каждом занятии широко используются разнообразные игровые упражнения и ситуации. (Вот к примеру, игра «Расставим кукле мебель» (закрепление названий предметов мебели) . На столе у воспитателя - кукла, детская мебель , машина. Воспитатель : «Дети, наша кукла Маша переехала на новую квартиру. Она купила себе новую мебель. Мебель привезли на машине. Поможем Маше разгрузить мебель» (вызывает по очереди детей и предлагает им найти в машине нужную вещь) . Эффективный метод обогащения словарного запаса детей -игры- драматизации по сюжетам стихотворений, русских народных сказок , произведений русских писателей , которые способствуют закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты. В таких играх хотят участвовать даже молчаливые,малоактивные дети. Также дети легко усваивают лексику и грамматику, драматизируя эти сказки на русском языке .

На занятиях обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность : игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки» , «Семья» , «Дом» , «Животные» и т. д.) Отобранная лексика носит конкретный характер. В основном дети узнают названия предметов материального мира, название типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке . Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации в игре.

Обучение грамматике представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком . Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого можно использовать специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения. Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление , воспроизводит под руководством воспитателя, включает это языковое явление в свою речь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.

Работу по обучению русскому языку проводим и в свободное от занятий время.

С целью : продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; закреплять те умения и навыки русской разговорной речи , которые дети получили на занятиях; проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации. Большие возможности для этого предоставляют прием детей, утренняя гимнастика, умывание, одевание, игры, инсценировки, прогулки.

Работа с родителями проводится в форме род. собраний, консультаций, мастер –классов, тематических недель, дней открытых дверей, открытых просмотров. В течение года родители принимают активное участие в подготовке праздников, различных мероприятий. Для родителей оформлены родительские уголки, где имеется информация по интересующимся вопросам обучения русскому языку .

Наталья Трещева
Разработка учебно-игровых заданий по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста (часть I)

Разработка учебно-игровых заданий по обучению русскому языку детей старшего дошкольного возраста в рамках лексически-грамматической темы

«Продукты» .

Тема : «Продукты» .

Новые лексические единицы :

бублик, расстегай, пончик, кулич, рулет, крендель,кулебяка, пирожное.

Новые речевые образцы :

употребление предлогов «в» , «на» , «с» ;

употребление сложных предложений с союзом «а» ;

употребление дательного и родительного падежа без предлога;

согласование числительных и существительных;

единственное и множественное число существительных;

женский, мужской, средний род существительных;

согласование существительных с прилагательными.

Известные речевые образцы :

послушай, повтори, принеси, покажи, положи, нарисуй, слепи.

Пассивные слова :

что ты любишь? что ты приготовил? опиши своё изделие.

Учебно -игровые ситуации взаимодействия :

1. Предварительная беседа.

Воспитатель : Ребята,сегодня в нашей группе произошло удивительное событие. Рано утром,когда вас ещё не было ко мне кое-кто приходил в гости.

Дети : Кто?

Воспитатель : Домовёнок. И не простой домовёнок,а из сказки. Знаете такого?

Дети : Да!

Воспитатель : А как его зовут?

Дети : Его зовут Кузя!

Воспитатель :Молодцы,вижу многие из вас читали о нём сказку или смотрели мультфильм. Ребята, Кузя оставил для вас письмо.

Воспитатель достаёт конверт и вынимает оттуда письмо.

Воспитатель читает : Здравствуйте, дорогие ребята. Пишет вам домовёнок Кузя. Я очень хочу с вами познакомиться и кое-чему вас научить. Если вы будете внимательными и выполните все мои задания , то очень скоро я сам приду к вам в гости и мы с вами устроим весёлое развлечение. Только каким оно будет, пока секрет. До скорой встречи. Кузя.

Воспитатель : Вот такое письмо предал мне Кузя. Ребята, а как вы думаете, чему же домовёнок хочет вас научить, в чём он очень хорошо разбирается?

Ответы детей .

Воспитатель : Я вам подскажу. Кузя же домовой. И он очень хорошо разбирается в домашнем хозяйстве и, конечно, во всех продуктах и напитках. Ведь сам он очень любит вкусно покушать. Вот он и попросил меня узнать, а хорошо ли вы в продуктах развиваетесь? Вот это мы и проверим на наших занятиях.

2. «Смотри и слушай» (Занятие по развитию речи,можно использовать как вводное по теме, с расчётом на разную подготовку детей )

Воспитатель : Ребята, Кузя оставил мне карточки, на которых нарисованы разные продукты. Давайте на них посмотрим.

Воспитатель по одной показывает детям карточки, называет, что на каждой карточке изображено и прикрепляет их на магнитную доску. Карточки распределены группами по родам. В конце показываются карточки,на которых продукты во множественном числе.

Ж. р.:сметана,колбаса,рыба,булка и т. д.

М. р.: творог,сыр, мёд, кефир, сок и т. д.

Ср. р.: масло,мясо,яйцо,молоко и т. д.

Мн. ч.: пельмени,макароны и т. д.

3. «Покажи» .(Занятие по развитию речи, можно использовать как вводное по теме, с расчётом на разную подготовку детей )

На доске висят карточки из предыдущего занятия. Воспитатель просит детей по очереди показать продукт,который он будет называть. В своей речи воспитатель использует не только название продукта. Он так же называет,в чём тот или иной продукт обычно измеряется. Идёт употребление винительного падежа в названии измерения и родительного в названии продукта.

Воспитатель : Маша,покажи упаковку сметаны.

Ваня,покажи батон колбасы.

Коля,покажи рыбу и т. д.

Петя,покажи пачку творога.

Оля,покажи кусок сыра.

Надя, покажи банку меда.

Вова,покажи пакет кефира и т. д.

Илья,покажи пачку масла.

Марина,покажи кусок мяса.

Влад,покажи пакет молока и т. д.

Тоня,покажи упаковку пельменей.

Серёжа, покажи пачку макаронов и т. д.

4. «1,2,3, повтори» . (Развитие вербальной памяти, интерпретируя можно использовать на любого рода занятиях)

Воспитатель называет продукты группами по 3. Дети по очереди повторяют.

Воспитатель :Мука,колбаса,булка. Маша,повтори.

Рыба,сметана,ягода. Даша,повтори.

Масло,мясо,яйцо. Катя,повтори.

Творог,мёд,сыр. Саша,повтори.

Пельмени,макароны,сосиски. Коля,повтори и т. д.

5. «Верно-неверно» . Занятие по развитию речи. Практическое употребление сложных предложений с союзом а. Развитие логического мышления.

Воспитатель : Ребята,я вам сейчас буду говорить предложения. Вы должны слушать очень внимательно,правильно ли я говорю. И если нужно,вы меня поправите.

Воспитатель :Сыр в стакане,а чай в тарелке. Верно?

Дети :Не верно! Сыр в тарелке,а чай в стакане.

Воспитатель : Компот в кофейнике,а кофе в кастрюле. Верно?

Дети : Не верно! Компот в кастрюле,а кофе в кофейнике.

Воспитатель : Чай в сковородке, а котлета в чайнике. Верно?

Дети : Не верно! Чай в чайнике,а котлета в сковородке.

Воспитатель :Пирог в чашке,а кефир в блюдце. Верно?

Дети : Не верно! Пирог в блюдце,а кефир в чашке.

Воспитатель : Конфеты в кастрюле, а суп в коробке. Верно?

Дети : Не верно! Конфеты в коробке, а суп в кастрюле.

Воспитатель : Молоко в тарелке, а печенье в стакане. Верно?

Дети : Не верно! Молоко в стакане,а печенье в тарелке.

6. «Чем будет?» Занятие по развитию речи. Усвоение категории творительного падежа. Обогащение лексического запаса.

Воспитатель : Ребята,вы конечно знаете,что из разных продуктов получаются разные блюда. Я вам буду называть продукт, а вы мне будете говорить , чем может стать этот продукт.

Если дети затрудняются с ответом,воспитатель подсказывает.

Яйцо будет. Яичницей,омлетом.

Мука будет. Хлебом,булочкой.

Мясо будет. Котлетой,тефтелей.

Капуста будет. Салатом,солянкой.

Гречка будет. Кашей.

Яблоко будет. Соком.

Ягода будет. Вареньем.

Молоко будет. Сыром,сметаной, сливочным маслом.

7. «Чей предмет» . Можно использовать как на занятии по развитию речи, так и на занятии по математике (ознакомление с геометрическими формами) .

Используются предметы-заместители или натуральные продукты.

Брусок – сыр, палочка – сосиска, конус – морковка, шарик – яблоко, цилиндр – конфета, колечко – баранка, кубик – пачка чая.

Воспитатель раздаёт детям предметы-заместители,показывает картинку и спрашивает : чей предмет похож на баранку?

Ребёнок, у которого колечко (например, колечко от пирамиды) поднимает его и отвечает : мой предмет похож на баранку.

Воспитатель : Чей предмет похож на морковку?

Ребёнок, у которого конус поднимает его и отвечает : мой предмет похож на морковку.

Воспитатель : чей предмет похож на конфету?

Ребёнок, у которого цилиндр поднимает его и отвечает : мой предмет похож на : конфету.

Воспитатель : Чей предмет похож на сосиску?

Ребёнок, у которого палочка поднимает её и отвечает : мой предмет похож на сосиску.

8. «Лепим сами» Занятие по лепке.

Воспитатель : Ребята, сейчас мы с вами попробуем вылепить продукты и из пластилина. Давайте вместе подумаем,что может из пластилина получиться?

Дети : Яблоко,бублик,морковка,печенье,шоколад,буханка и т. д.

Ребята выполняют задание ,каждый лепит,что хочет. В конце занятия каждый рассказывает,что у него получилось. Например, я слепил яблоко и т. д.

9. «Кому дать?» Занятие по развитию речи. Дательный падеж существительных без предлога + согласование числительных и существительных)

У каждого участника по 3 одинаковых предмета .

Воспитатель : Ребята, в руках у каждого из вас продукты. Сейчас мы будем меняться ими друг с другом. Условие такое, предметов у вас 3, а отдать их нужно двум другим ребята. Кому-то 1, кому-то 2. Например, У меня три баранки, я даю одну баранку Жене и две баранки Кате.

Дети : У меня три морковки, я отдаю одну морковку Насте и две морковки

У меня три шоколадки, я отдаю одну шоколадку Маше и две морковки

У меня три булочки, я отдаю одну булочку Тане и две булочки Коле.

У меня три пирожка, я отдаю один пирожок Наде и два пирожка Серёже.

У меня три бублика, я отдаю один бублик Тоне и два бублика Жене.

У меня три пончика, я отдаю один пончик Свете и два пончика Вове.

У меня три яблока, я отдаю одно яблоко Клаве и два яблока Грише.

У меня три яйца, я отдаю одно яйцо Мите и два яйца Люсе.

У меня три пирожных, я отдаю одно пирожное Арине и два пирожных

10. «Положи» Занятие по развитию речи. Использование предлогов «в» «на» с единственным и множественным числом существительных.

У каждого участника по 3 одинаковых предмета (это могут быть игрушки, карточки, настоящие продукты) .

Воспитатель : Ребята, как вы помните у Кузи в доме всегда был порядок. Давайте мы с вами тоже разложим наши продукты по местам.

Сначала дети выполняют задания воспитателя , а потом сами дают инструкции друг другу.

Маша,положи морковку на тарелку,а морковки в пакет.

Саша, положи шоколадку на стол, а шоколадки в коробку.

Таня, положи булочку на тарелку, а булочки в шкаф.

Надя, положи пирожок на блюдце, а пирожки на тарелку.

Даша, положи бублик на стол,а бублики в коробку.

Женя, положи пончик на блюдце, а пончики в пакет.

Даня, положи яблоко в карман, а яблоки на стол.

Света, положи яйцо на тарелку, а яйца в коробку.

Гриша,положи пирожное на стол, а пирожные в пакет.

11. «Съедобное-несъедобное» Можно использовать как на занятии так и в свободной игровой деятельности.

Всем известная игра,где водящий бросает по очереди остальным участникам мяч , называя при этом съедобную или несъедобную вещь. Участник в свою очередь , если озвучена вещь съедобная должен мяч поймать, если несъедобная,то мяч он не ловит.

12. «Я люблю» Занятие по развитию речи. Предлог «с» творительный падеж.

Воспитатель : Ребята,давайте расскажем друг другу, кто что любит кушать. И с чем он это любит. Например, я начинаю. Я люблю хлеб с маслом или я люблю хлеб с сыром.

Дети : Я люблю хлеб с вареньем.

Я люблю кашу с молоком.

Я люблю макароны с сыром.

Я люблю картошку с мясом.

Я люблю пюре с сосиской.

Я люблю хлеб с колбасой и т. п.

13. «Вкусно не вкусно» . Аналог игры 12 с шуточным элементом.

Воспитатель : Ребята, мы с вами рассказали друг другу кто что любит кушать. А как вы думаете, всё ли можно смешивать. Слушайте внимательно и отвечайте, вкусно или нет.

Хлеб с вареньем вкусно? Да! Хлеб с песком вкусно? Нет!

Каша с молоком вкусно? Да! Каша с чернилами вкусно? Нет!

Макароны с сыром вкусно? Да! Макароны с гвоздями вкусно? Нет! И т. п.

Начинает игру воспитатель, затем предлагает самим детям придумывать вопросы друг для друга.

14. «Сосчитай» Можно использовать как на занятии по развитию речи, так и на занятии по математике.

Согласование числительного с существительным.

На магнитной доске карточки, на которых нарисованы разные продукты по несколько на одной карточке (от1 до 5) .

Воспитатель :Маша,сколько яблок? - Три яблока.

Саша, сколько яиц? - Пять яиц.

Соня, сколько морковок? -Две морковки.

Игорь, сколько булок? - Одна булка. И т. д.

Один и тот же предмет изображён на разных карточках в разном количестве.