Непроверяемые гласные в корне слова упражнения. по русскому языку. любимые конфеты детей

"Правописание безударных гласных в корне слова".

.

Карточка № 1

1 . Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав -

раскаты грома -

опушка леса -

лес из сосен -

варенье из вишни -

2 . Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.

3 . Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова .

С...сна - (сосновый, сосенка, сосны)

ш...рокий - (шире, широко, ширь)

зв...зда - (звездочет, звёздочка, звёздный)

з...лёные - (зеленеть, зелень, зелёнка)

х...лода - (холодный, холод, холодильник)

г...лова - (головушка, головы, головка)

л...нейка - линейный, линия, разлинованный

Карточка № 3

1 . К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ст...рожка-

в...здушный - в...сёлый -

д...лёкий - ч...совщик -

ш...стёрка - кр...кливый -

2. Вставь нужную букву и рядом запиши проверочное слово.

к...рмушка - (о,а) - ............................... д...ревья - (е,и) - ..................................

уг...щать - (а,о) - ................................... ст...рожить - (а,о) - ..............................

ш...лестеть - (е,и) - .................................... ш...рстяной - (е,и) - ..............................

ж...стянка - (е,и) - ..................................... м...рской - (о,а) -

т...пло - (е,и) - ж...мчужина - (и,е) -

Карточка № 4

1 . Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;- .................................

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул;

2. Найди, спешите и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

Поле, полевой, полочка, полянка.

3. Спешите и подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка.

Карточка № 5

1 . Подчеркни те слова, по которым можно проверить написание данных слов. Вставь пропущенную букву.

К...за - (козы, козлиная, козочка)

Х...лмы - (холм, холмик, холмистая)

С...сна - (сосны, сосенки, сосновая)

Гр...бы - (гриб, грибная, грибок)

Тр...ва - (травы, травушка, травинка)

2. Напиши проверочные слова:

село - .................................. дрова - ...................................

стена - .................................. страна - ...................................

волчонок - ........................... морской - ..................................

ленивый - ............................ весёлый - .................................

скрипучий - ......................... мастерить - ...............................

удивительный - ................... менять - ..................................

лепить - ........................... подчищать - ...............................

Карточка № 7

1. Вставьте пропущенные буквы в данный текст. В скобках напишите проверочные слова, подчеркните орфограммы .

Лес.

В л...су (.............) живёт рыжая л...са (...............). Лисий дом - н...ра (....................). У н....ры (.............) играют весёлые л...сята (........). Л....сица (.................) учит их лисьим повадкам.

2. Распредели слова по столбикам : 1 столбик слова с безударной гласной -о, во второй столбик слова с безударной гласной - а.

С...сна, тр...ва, ст...лы, г...лодный, м...стерская, ст...ловая, к...чает, н....чной, в....лчонок, к....злёнок, хр...брец, х...дить, тр...винка,кр...снеет, с...лонка,

3. Распредели слова по столбикам: 1 столбик слова с безударной гласной -е, во второй столбик слова с безударной гласной - и.

С...дой, скр...пит, кр....чать, сн...жинка, в...сеть, в...селье, п...сьмо, д....ревянный, сл....вовое, з...лёный.

Карточка № 8

1 . Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова, там где это возможно .

Х...рошо у нас в...сной! (......). Зацв...тут (....) с...ды (.........)- б...лым- б...ло (....). Утонут д...ма (.....) в белых с...дах (.....), будто и нет их.

Одни ласточки над с...дами (......) шныряют. Песни щ...бучут. (........).

Карточка № 9

1 . Вставь пропущенные буквы в стихотворение .

B...сна!, B...cнa! Kaк вoздyx чист!

Kaк ясeн нeбoсклoн!

Свoeй лaзуpию ж...вoй

Сл...пит мнe oчи oн!

2 . 1. Спиши. Bcтaвь пpoпyщeнныe буквы. Напиши прoвepoчные слoвa. Обoзначь oрфoгрaмму .

В...лна, с...довый, л...гчайший, ст...рина, в...сенний, з...л...той, л...сица, м...довый.

3. Спиши и пoдчeркни в кaждoм pядy проверочное слово.

1. вoлчoнoк, вoлчий, вoлчицa.

2. Лёд, лeдянoй, лeдoк.

з. Mopcкoй, мopячкa, взмopьe

4, пpилeтeл, взлeт, пepeлётныe.

5" тяжёлый, тяжeсть, тяжeлeнный.

Карточка № 10

1 . Спиши пoслoвицы и пoгoвopки .

Вставь пpoпyщeнныe бyквы. Pядoм в скoбкax пиши проверочные слова. Обозначь орфограммы.

1 Ук...тaли cивку кpyrыe гopки.

2. Стapый кoнь б...p...зды нe иcпopтит.

3. Пoд л,..жaчий камень в...дa нe т...чёт.

4. П...шком х...дить - долго ж...ть.

5. Б...да на с...ле - коль лебеда на ст....ле.

2. Вставь пропущенные буквы в словах, которые нельзя проверить .

К...ртина, х...рошо, меб...ль, л....ловый, кв...ртира, ч...тверг, ...рех, ж...лтый.

Карточка № 12

1. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочное слово.

Сп...шите (..) упражнение чмсто и красиво. Не сп...шите (.... .) во время еды! Дети пол...скали (.....) пушистого котёнка. Мама пол....скала (.....) бельё. Саша громче всех зап....вал (.....) песню. Больной зап....вал (....) лекарство водой. Бабушка давно пос....дела (.......). Дедушка пос....дел (..) на скамейке и ушёл. Закр....пи (....) полозья саней, чтобы они не скр...пели (....).

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы .

К...рова, г...зета, скв....рец, б...лет, д....кабрь, н...род, м....локо, пятн...ца, к....рабль, д....ревня, в...кзал, м...роз, к...пуста, р...кета, м....дведь, п....льто, к...стёр, к...мандир, р...сунок, л...пата, м...лина, р...бята, в....гон, п...года, к...ртина, ...втобус, м...сяц, п...суда.

Карточка № 13

1. Вставьте пропущенные буквы. рядом в скобочках запишите проверочное слово.

Скв....рцы (....) прил....тают (.....) ранней в....сной (......) в к....нце (......) марта. Они возвращаются дружной стаей и несколько дней носятся по п...лям (....), осматривая знакомые м...ста (....). Потом ут....хают (....) и начинают рассаживаться парами пр веткам. Наступает пора строить жилища о обзаводиться пт...нцами (.....).

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

М...сква, Р....дина, к...ртофель, ст...лица, ябл...ко, св....бода, т....лефон, яг...да, за....ц, кла...., гор....д, в....р....бей, с...лдат, к...р...ндаш, сев....р, учит....ль, ф....милия, тр...мвай, ....зык, ч...тверг, т...пор, с....лют, п....мидор, ...гурец, б....рёза, д....вочка, б....гатство, комн....та, в....рона.

Карточка № 14

1. Потренируйся правильно писать слова с орфограммой.

Б...да, б....льшой, в...здушный, гл....зной, гр....бной, д....лёкий, дл...ннее, д...ждливый, з....лёный, зв....риный, к...лючий, кр....вой, л....сной, м....сной, м....рской, н...бесный, п...рнатые, пр....мой, п...следний, р....гатый, скр....пучий, ст....ловая, тр....скучий, т....нистый, т....жёлый, х....лодный, цв....тной, ч....рвяк.

2. Подбери проверочные слова к данным .

Бережок, берега, борозда, борода, вечереет, волосёнки, говорили, голодание, голова, голоса, гребешок, дорогой, древесина, зеленел, золотой, колосок. корешок, лепетать, молодняк, молотилка, полоса, сберегли. стерегли, сторожа, сторона, трепаться, трепетать, холодильник, холода, хохотать.

Карточка № 15

1. Вставь пропущенные буквы:

1. А – О 2. А – О 3. А – О

в.да вр.чи м.ря

тр.ва в.лна ст.лбы

тр.па стр.на гр.чи

гр.за д.жди гл.за

дв.ры з.нты сл.ны

4. А – О 5. А – О 6. А – О

ств.лы к.ты р.га

п.ля н.сы сн.пы

с.ды хв.сты х.лмы

ч.сы ск.ла зн.чок

п.стух с.довник тр.винка

7. А – О 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

в.ренье д.ньки л.док

к.тёнок м.чи р.ды

с.довник гр.бы стр.жи

к.рмушка л.щи цв.ты

тр.винка сл.ды б.да

ч.жи гн.здо зм.я

хл.ба з.рно зв.зда

бр.вно л.са (животное) пл.та

з.ма л.са (множество деревьев) стр.ла

л.цо р.ка сп.на

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

пл.чо б.гун

п.ла л.сток

ст.на л.сник

п.так пт.нец

цв.ток сн.жинка

Карточка № 16

1. Вставь пропущенные буквы:

1. А – О 2. А – О 3. А – О

ст.рожка в.здушный д.ждливый

н.чуем д.лёкий р.гатый

м.кушка к.лючий ст.льной

б.льшой м.рской х.лодный

гл.зной ст.ловая бр.сает

4. А – О 5. А – О 6. А - О

б.леть в.рил в.зить

вст.ёт г.стил д.рить

к.тают м.лчит к.рмил

з.вёт н.сил хв.лить

п.сёт сп.сает см.треть

7. Е – И – Я 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

с.дят кр.вой л.сточки

сб.гают л.нейка зв.риный

тр.щат пл.сал ц.почка

р.бит гр.бной м.сной

см.ётся з.лёный л.сной

10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

н.бесный п.рнатые т.нистый

пр.мой тр.скучий цв.тной

скр.пучий т.жёлый ч.рвивый

бл.стит б.жит в.зать

в.днеется в.сел взл.тел

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

вр.дить гл.дел

взгл.нуть л.тел

кр.чат л.жал

л.пил м.гают

н.сут цв.тёт

Карточка № 17

1. Вставь пропущенные буквы:

1. пов.р 2. зап.х 3. полн.чь

б.р.жок б.р.зда б.р.да

м.л.дняк м.л.тилка п.л.са

заб.леть б.дняжка поб.лить

под.рок изд.лека пож.лели

4. выпр.мил 5. выб.жал 6. вых.д

в.ч.реет в.л.сёнки г.в.рили

ст.б.лёк ст.р.жа ст.р.на

б.гун в.доём вр.дить

зн.чок зв.нок к.лосья

7. выв.ла 8. вып.чка 9. выгл.нет

г.л.дание г.л.ва г.л..са

х.л.да х..х..тать выг.няют

гл.деть в.зать вал.жник

пок.тить ук.лоть м.л.дняк

10.вып.рил 11. выр.зать 12 вын.сти

гр.б.шок д.р.гой з.л.неет

зас.дить ул.тят уб.жал

в.дитель веч.ром в.лнение

н.чевать нап.дение упр.сить

13.ц.почка 14.дер.вце 15. ж.леть

з.л.той к.л.сок зап.сает

ув.зить б.льница уг.щает

зад.вать д.бро попр.сила

осв.щение ум.лкать разд.вала

16. уд.вительный

вд.ли

прот.кала

Ст.новка

д.лина

Карточка № 18

1. Вставь пропущенные буквы:

1. О – А 2. А – О 3. А – О

прош.гать х.ровой попр.вляют

спр.сил хр.брец нак.лол

в.лить оч.рование зат.ился

ск.листый ч.стокол хл.п.тливые

похв.ла охр.няют к.тать

4. О – А 5. О – А 6. О – А

нап.лняет к.лючие жур.влиный

п.хучие пок.зался зав.рил

пл.щадка к.мочки зам.лчала

зн.чок под.рить г.лодный

ухв.тились ск.льзить разн.сить

7. О – А 8. Е – И – Я 9. Е – И – Я

др.чливый ч.нить п.так

сч.стливый л.жачий обл.тела

уст.реть св.тлеть р.звиться

покр.шить осв.щали п.тнистый

тр.вяной р.чистый зв.ринец

10. Е – И – Я 11. Е – И – Я 12. Е – И – Я

пл.сать взгл.нуть ч.татель

осв.тил зацв.тает тр.щание

ож.вают сб.гают сл.допыт

закр.пили с.неет ст.кольщик

по.вилась прибл.жаться п.сатель

13. Е – И – Я 14. Е – И – Я

нар.дились разд.валка

созр.вает п.щат

н.зина выд.ржка

од.ночество повстр.чали

оп.риться тр.скучий

Упражнение 1.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте условия выбора орфограммы – гласной в корне.

1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.

(С.Алексеев)

Упражнение 2.

Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы.

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение 3 .

Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Упражнение 4.

Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Вставьте пропущенные буквы.

а) 1. Глупцы не разумом, не честностью бл_стали, но золотом одним.(К.Батюшков) 2. Цв_ты последние м_лей роскошных первенцев п_лей. (А.Пушкин) 3. Бл_еснет заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (А.Пушкин) 4. Вой протяжный г_лодных волков разд_ется в тумане др_мучего леса. (Я.Полонский) 5. Сосны в барх_те зеленом, и душистая см_ла по ч_шуйчатым колоннам янт_рями пот_кла.(К.Фофанов) 6. Под золотом з_ри березовый лесок. (С.Надсон) 7. Березы ст_яли все белые, без блеску, белые, как только вып_вший снег, до которого еще не к_снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (И.Тургенев) 8. Небо, полное гр_зою, все в з_рницах тр_петало. (Ф.Тютчев) 9. Тихо ночь л_жится на вершины гор. (И.Николаев)10. Лишь п_утины тонкий волос бл_стит на праздной борозде. (Ф.Тютчев) 11. Над рекой накл_нясь, что-то шепчет камыш. (И.Суриков) 12. Слабый ветер чуть слышно переб_рает л_ству над головой. 13. От цв_тов в п_лисаднике шел дурманящий зап_х. 14. Здесь так внезапно обрывалась суша и расст_лалась вечная вода!(В.Ленцов) 15. Я предпол_гал, что льдина где-то уткнется в песок моего берега.(В.Ленцов) 16. И тогда из зар_слей орешника выск_чила большая белобокая собака.(В.Ленцов) 17. За широким окном св_ркала под лучами снежная р_внина. (В.Ленцов) 18. В к_ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р_стений, зан_сенных в Красную книгу. (Н.Замятин) 19. Рев нар_стал, зап_лняя весь мир, разд_рая уши.(Стругацкие) 20. Не так часто приходится встречать людей, успешно соч_тающих умение работать и головой, и руками. 21. Ск_пт_цизм никогда не повредит, а вот излишний опт_мизм меня пугает. (М.Маринина) 22. Пароход, бл_стающий г_рляндами, поплыл дальше. (Е.Яковлева) 23. Сердце т_скливо зам_рало от прибл_жающихся звуков боя. (Б.Акунин) 24. Донесся быстро нар_стающий вой с_рены. 25. И долго потом на обг_релых холмах не р_сла трава. (В.Шкловский)26. События разв_вались самым непредск_зуемым образом. 27. Прислонившись к стене, он см_трел на б_рюзовую воду б_ссейна, покрытую м_льчайшей п_утиной дождя. (Е.Крестовский) 28. Все попытки про_снить с_туацию ни к чему не прив_ли. 29. Приятно было видеть, что в к_мпании он имеет немалый вес, что с ним говорят ув_жительно.

б) 1. Как всегда, вид вечернего города нав_вал п_чаль. 2. Мне запомнились только долгие в_лос_педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3. Ф_нари за к_сым деревянным з_бором г_рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в_село несколько мелких звезд. 4. Лес уп_рался в высокий з_бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм_илась ржавая к_лючая проволока. 5. Остальные ребята из нашего эк_пажа по_влялись в училище постепенно. 6. Склон перех_дил в л_биринт скал, между которыми пл_скалось море.

(В.Пелевин)

в) 1. Синие глаза его заг_рались веселым насмешливым огнем. 2. Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл_жению своих мыслей. 3. А над деревней синим огнем г_рело июльское небо. 4. Д_леко-д_леко м_лькали з_рницы. 5. Все как-то не наступало желанное р_вновесие в душе его. 6. Вожак (волк) пор_внялся с лошадью и выб_рал момент, чтобы прыгнуть на нее. 7. Сердце зам_рает от необъ_снимой, тайной радости. 8. Князев в хорошем, мирном распол_жении духа прошелся по деревне. 9. Пос_девший Байкал с_рдито шумел, хл_стал каменистый берег, точно на нем х_тел вым_стить теперь всю злость, какую нак_пил за тр_вожную ночь.

Упражнение 5.

Выпишите слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне. Вставьте буквы, объясните графически их выбор.

А. 1. Пл_вучий мост через своенравную реку был уже восстановлен. 2. Еще деды моих дедов соб_рали здесь камни. 3. Нас всегда учили см_рять чувства. 4. Люди зам_рли, пор_женные внезапной пугающей красотой, столь неожиданной среди зал_денелой пустыни. 5. В зар_слях травы прош_лестел ветер. 6. Со стороны станции полыхнула дальняя з_рница. 7. Т_мительный зной в _сел над г_рячим _сфальтом. 8. Г_рячий воздух над р_вниной др_жал и перел_вался, отчего дальше с_неватые кряжи к_робились и см_щались, словно отр_женные в подернутой рябью воде. 9. Все вокруг распол_гало к приятному отдыху. 10. В р_зетку через тройник был подключен осв_титель м_кроскопа, выч_слительная машинка и настольная лампа. 11. На меня ваше объ_снение произвело большое вп_ч_тление. 12. Он накл_нился над письменным столом и стал переб_рать бумаги. 13. Маленькие закругленные погончики выглядели на нем весьма эл_гантно и даже к_кетливо. 14. _птические алмазы совершенно незам_нимы для некоторых особо тонких отр_слей новой техники. 15. В к_бинет вошел пож_лой человек в черном к_стюме и выж_дательно остановился на п_роге. 16. Он с любопытством огл_дел выч_рченные тушью т_блицы и графики.

(Е.Парнов)

Б. 1. Автомобиль, скр_пя т_рмозами на спуске, остановился около к_литки. 2. Между ск_мейками проб_ралась девушка. 3. Его черный с_луэт выд_лялся на фоне д_лекой св_тящейся зелени. 4. Наконец между стволами сосен что-то бл_снуло. 5. Вверху, почти к_саясь снежного склона, плыло странное огненное обл_ко. 6. Позади на спокойной воде зам_рла яхта. 7. Остров был _бсолютно гол. 8. Шарф ее разв_вался по ветру, чуть накл_ненная вперед ф_гурка напр_глась. 9. Вместе со своим отр_жением замок словно в_сит в воздухе, оп_ясанный б_хр_мой густой зеленой тени. 10. Песок л_жился выт_нутыми ровными гр_дами по обочинам гладкого проспекта... 11. Он видел, как первые лучи солнца к_снулись ледяного поля. 12. Шаги гулко разд_вались под сводами. 13. В лодке ст_яла, упр_вляя веслом, женщина с разв_вающимися волосами.

(А.Казанцев)

Упражнение 6.

Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб_раться, нагром_ждение, подск_чить, вым_кший, зан_маться, отобр_жать, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), насл_ждаться, отт_ржение, акк_мп_нировать, уд_литься от берега, к_снуться руки, неукр_тимое ж_лание, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; оч_рование, выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, проск_чить в щель; ск_чу на лошади; устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; обн_женный лес; неисс_каемый р_дник; пл_вучий дом отдыха; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; просв_тительская работа; совм_щать должности; отр_сль промышленности; см_ркаться; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, зар_жение; г_рит з_ря; получить нар_кание; изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; отважный пл_вец; нар_щение; зап_ч_тлеть на фотографии; к_сательная линия; дост_жения науки; об_ятельный человек;аб_туриент, ад_птация, инв_стиции, асс_циация, в_кансия, подн_маться в гору, тв_рить чудеса; ут_пический, ан_логия, _бсурд, тр_ктовать; острое об_няние; нав_ждение.

Тест по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова»

1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) отр..сль, сокр..щать, р..скошный

2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ

4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама

2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна

2) выч..тать, д..сант, ч..рстветь

3) д..алог, зап..рать, выл..ли

4) бл..снуть, д..серт, нагр..вающий

3. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) инт..нация, м..ссажер, предл..жение

2) б..гаж, к..мбинат, накл..ниться

3) г..лодание, соприк..сновение, ох..рактеризовать

4) погл..тить, в..лейбол, прил..жение

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) неприм..римый, кам..ра, ном..р

2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант

3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание

4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки

5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) к..лонна, водор..сли, б..калея

2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард

3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти

4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать

6. Из предложений 15-19 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

7. Из предложений 1-4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

8 . Из предложений 21-24 выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

9. Из предложений 4-9 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

10. Из предложений 6-7 слово с чередующейся безударной гласной в корне.

11. а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

12. б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

13. Из предложений выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(15) Разве не чудо, что бабочки, как в настоящей сказке, в течение жизни испытывают полное перевоплощение! (16) Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом видоизменении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницы и яркой, порхающей в небе бабочкой. (17) Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом, листья растений. (18) Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. (19) Некоторые гусеницы, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити.

14. Из предложений выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне

(1)Загрязнение - это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители - это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора.

15. Из предложений выпишите однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(21) Беспечность человека - вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины - мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

16. Из предложений выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

(4) Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. (5) Так между людьми и кошачьими зародилась их дружба, а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. (6) Прошло ещё немного времени, и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой - богине войны Сехмет. (7) Если кошка умирала, все члены семьи в знак траура выбривали себе брови, что являлось показателем уважительного отношения к этому животному. (8) Преднамеренное убийство кошки влекло за собой смерть, но даже случайное - наказывалось достаточно сурово. (9) Из Египта домашняя кошка проникла в другие страны, но для этого потребовались долгие годы.

17. Из предложений слово с чередующейся безударной гласной в корне.

(6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов. Автор - Жакулина Ирина Валентиновна,

Просмотр содержимого документа
«Пояснит.записка»

Пояснительная записка

Предмет – Русский язык. Раздел «Правописание безударных гласных в корне».

Название материала - тренажер «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов».

Классы – 2-4 класс.

Предназначение – для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закрепления и повторения.

Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, на компьютерах в компьютерном классе (или дома) для индивидуальной работы.

Цель:

    закрепление знания о смыслоразличительной и фонетической роли ударения;

    отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова, требующей проверки; подбора проверочных слов;

    развитие орфографической зоркости, самоконтроля, интереса и позитивного отношения к изучению русского языка.

Как работать с тренажером

Для выбора упражнения на слайде-меню нужно кликнуть левой кнопкой мыши по его номеру, нажатие кнопки завершает показ слайдов. Нажатие кнопки на каждом слайде возвращает на слайд-меню.

При выполнении заданий нужно кликнуть левой кнопкой мыши:

упр. № 1 – по выбранному слову;

упр. № 2 – по ударной гласной;

упр. № 3 – по безударной гласной;

упр. № 4 – по «облаку» с ошибкой в выделении безударной гласной;

упр. № 5 – по слову с безударной гласной;

упр. № 6 – в словах по безударной гласной, в столбике слов по выбранному слову;

упр. № 7 – по однокоренному слову с ударной гласной в корне;

упр. № 8 – по ячейке выбранного столбика;

упр. № 9 – по гласной букве, которая является ошибкой в написании данного слова.

Во всех упражнениях неверный ответ высвечивается другим цветом (в упр. № 8 при неверном ответе – возврат к предыдущему слайду по кнопке в нижнем правом углу).

В данном тренажере можно изменять слова в упражнениях для дальнейшей работы.

Просмотр содержимого презентации
«Безудар.гласные»



Тренажер

по русскому языку

Упражнения

в нахождении безударной

гласной в корне слова

и подборе проверочных слов

Пояснительная записка

Тренажер содержит 9 упражнений для фронтальной и индивидуальной работы. При выполнении нужно не перебирать варианты ответов, а обдумывать каждый ответ.

Для выбора упражнения на слайде-меню нужно кликнуть левой кнопкой мыши по его номеру, нажатие кнопки завершает показ слайдов. Нажатие кнопки на каждом слайде – возврат на слайд-меню.

При выполнении заданий нужно кликнуть левой кнопкой мыши:

в упр. № 1 – по выбранному слову;

в упр. № 2 – по ударной гласной;

в упр. № 3 – по безударной гласной;

в упр. № 4 – по «облаку» с ошибкой в выделении безударной гласной;

в упр. № 5 – по слову с безударной гласной;

в упр. № 6 – в слове по безударной гласной, в столбике слов по выбранному слову;

в упр. № 7 – по однокоренному слову с ударной гласной в корне;

в упр. № 8 – по ячейке выбранного столбика;

в упр. № 9 – по гласной букве, которая является ошибкой в написании данного слова.

Во всех упражнениях неверный ответ высвечивается другим цветом (в упр. № 8 при неверном ответе – возврат к предыдущему слайду по кнопке в нижнем правом углу).

Желаю удачи!



Упражнения:

- вставка слова подходящего по смыслу;

- нахождение ударного слога;

- нахождение безударного слога;

- подчёркивание безударного слога;

- нахождение слова с безударной гласной в корне;

- нахождение проверочного слова;

- подбор проверочного слова;

- вставка пропущенной безударной гласной;

- нахождение ошибок в написании безударной гласной в корне слова.



1. Вставь в предложения подходящие по смыслу слова – кликни кнопкой мыши по этому слову.

На клумбе распустился фиолетовый.

и́рис

и ́рис

ири ́с

Молодец!

- любимые конфеты детей.

Ири́с

и ́рис

ири ́с

Молодец!



2. Поставь знаки ударения в словах.

Кликни по ударной гласной кнопкой мыши.



3. Подчеркни в словах безударные гласные.

Кликни по безударной гласной кнопкой мыши.

Подумай!

Подумай!



4.Найди ошибки в выделении безударной гласной.

Кликни кнопкой мыши по «облаку».

п я тно́

пя ́тн о

л е сно ́й

кр и ча ́ть

сте ́пн о й

ст е пно ́й

кр о ты ́

г о ра ́

с а до ́вн и к

са ́д о вн и к

с и не ́ть

си ́н е ть



5.Найди слова с безударной гласной в корне.

Кликни кнопкой мыши по этому слову.

сказка

лентяй

маслёнка

смотреть

разделим

подарок

стонет

зимний

число

л е нтя ́й

м а слёнка

см о тре ́ть

Ответ:

ч и сло ́



6.В выделенных словах выдели безударные гласные (кликни по букве кнопкой мыши).

В столбиках подчеркни только те слова, которые являются проверочными (кликни кнопкой мыши).

а ́

а ́

пляшет

плясун

бегун

пляска

бегунок

плясовая

бегать

пляшущий

беговая



7. Выбери однокоренное слово с ударным гласным в корне. Кликни кнопкой мыши по выбранному слову

Образец: мо ́ре - м о ря́к

о

ходьба

выход

хо ́дит

ходит

х...ди ́ть

речник

речка

река

р...чно ́й

е

ре ́чка

а

варенье

ва ́рка

варка

варить

по ́в…р

листик

ли ́стик

л…сто ́к

и

листочек

листва

р…до ́чек

рядовой

рядок

я

Подумай!

Выбери проверочное слово



8.Вставь пропущенную безударную гласную

Выбери ячейку и кликни кнопкой мыши

б...льшой

гр...чи

р...ка

п...тнистый

з...ма

зв...рёк

пл...сать

см...треть

в...рить

л…сток



Подумай, дружок!



9.Найди ошибки в написании безударной гласной.

Исправь их – кликни кнопкой мыши по неправильно

написанной безударной гласной.



  • картинки сети Интернет – авторы не известны