Университеты с кафедрой клинической психологии. Клинический психолог: кто это, где он работает и чем занимается

Медицинская психология - так в свое время называлась современная клиническая психология. В нее входит психология совместно с психиатрией, в ней изучают разные психические состояния и то, как они ведут себя, в состоянии болезни. Эта сфера включает в себя исследования, диагностику поведения людей и назначение правильного лечения людей, нуждающихся в помощи по стабилизации психоэмоционального состояния.

В психотерапии практикуют индивидуальные занятия, в которых может принимать участие как один человек, так и группа людей, проводятся семейные консультации и помощь в проблемах семьи. Данный вид деятельности очень хорошо помогает людям в преодолении трудностей, возникших на психологическом уровне, связанных с потерей трудоспособности из-за состояния физического здоровья.

Для поступления в вуз наспециальность 37.05.01 клиническая психология обязательна сдача русского языка, биологии и на выбор иностранный язык или математика.

Проходные баллы по ЕГЭ от 31 до 71 в том числе. Специальность клиническая психология имеет код 37.05.01. Уровень образования специалитет.

Формы обучения очная, очно-заочная, есть и специальность клиническая психология заочно. Существует и дистанционная форма для клинических психологов по всей территории Российской Федерации.

Обучение специальности клиническая психология включает изучение предметов:

  • Психология;
  • Клиническая психология;
  • Нейропсихология;
  • Психология развития и подростковая психология;
  • Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение;
  • Патопсихология;
  • Психология экстремальных ситуаций и состояний;
  • Психодиагностика;
  • Расстройства личности и пр.

Направленность обучения на коррекционное развитие психологического состояния.

Студентов учат стабилизировать состояния, как взрослых, так и детей. Помогать детям, взрослым, которые находятся в группе риска по психологическим состояниям либо заболеванию. Учат самостоятельно разрабатывать план лечения, программу реабилитации больных.

Практика может проходить в таких местах как медико-социальная экспертиза, детские спортивные заведения, в психоневрологических диспансерах, часто идут на практику в организации, предоставляющие анонимную психологическую помощь (телефон доверия) и многие другие места, требующие психологической помощи.

Педагоги психологи, врачи (медики) могут проходить курсы переподготовки и повышения квалификации по специальности клиническая психология, которые будут включать в себя 1500 часов и более.

Специальность клиническая психология - вузы

Где можно получить специальность клиническая психология?

Обучение проводится в медицинских институтах. Практически в каждом городе имеются такие университеты. В Москве, к примеру, вуз Н.И.Пирогова , И.М Сеченова и нижеперечисленные:

  • ГАУГН
  • ГБОУ ВПО МГППУ
  • ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
  • НОУ ВПО «Московский институт психоанализа»

Работа по специальности клиническая психология

Специальность клиническая психология - кем работать?

  • Клинический психолог;
  • Педагог-конфликтолог;
  • Социальный педагог;
  • Психолог;
  • Инспектор отдела по делам несовершеннолетних;
  • Психотерапевт;
  • Спортивный психолог;
  • Нейропсихолог;
  • Валеолог;
  • Социальный психолог;
  • Психиатр;
  • Специалист органов социальной защиты населения;
  • Коррекционный педагог;
  • Реабилитационный педагог;
  • Патопсихолог.

Специальность клиническая психология, где работать.

Выпускники специальности 37.05.01 клиническая психология могут работать в санаториях, медицинских заведениях, в центрах катастроф, могут помогать таким организациям, как МЧС России. Работать после учебного заведения можно в больнице с людьми, перенесшими тяжелые болезни, можно заняться частной практикой, помогая семьям в конфликтных ситуациях, детям, получившим психологическую травму.

Среди психологов есть много разных специалистов. Одним из них является клинический. Такой специалист имеет квалификацию в клинической психологии, которую раньше называли медицинской. Его пациентами являются люди с разными проблемами и пограничными состояниями. Он находится на границе гуманитарной и медицинской работы. В отличие от врачей, клинический психолог не назначает лекарств. Он занимается диагностикой и коррекцией проблем.

С чем работает клинический психолог

Условно виды психологов можно поделить на две группы: педагогические работники (они чаще всего работают в школах и детских садах) и медицинские сотрудники (клинические психологи , психиатры, психотерапевты). Все они проходят разную образовательную программу. Главное отличие в процессе обучения на клинического психолога - это упор на специальные предметы:

  • наркологию;
  • психиатрию;
  • фармакологию;
  • неврология;
  • анатомию центральной нервной системы.

Несмотря на такой объем дисциплин, клинические психологи не являются врачами. Они не назначают препаратов, их задача - помочь решить проблему клиента с помощью немедикаментозных методик. Готовят таких специалистов в любом вузе, где есть соответствующая кафедра. Чаще всего они представлены в медицинских университетах. Учиться на клинического психолога нужно 4 года. После этого человеку присваивается квалификация бакалавра. При желании он может продолжить профессиональное развитие в магистратуре.

Выпускникам разрешается работать с любой возрастной категорией - детской и взрослой.

Задача специалиста помочь справиться с такими состояниями, при которых человек официально здоров (его патологии не относятся к медицинской сфере, но у него есть проблемы. Согласно постулатам современной психиатрии, у расстройств психики есть не только биологические причины, но и социальные. Они особенно ярко проступают при разного рода истериях, неврозах, зависимостях. Это не болезни, но состояния, значительно осложняющие привычный образ жизни. К ним также относят страхи, панические атаки, тревожность, конфликты и т. п. Благодаря знаниям клинических предметов специалист может определить, являются ли проблемы пациента социальными. При наличии подозрения на биологические причины клинический психолог отправляет на консультацию к психиатру или неврологу.

Отдельная категория пациентов - люди, потерявшие когнитивные навыки (речь, память, мышление, внимание) в результате болезни или несчастных случаев. Особенно часто это наблюдается после аварий и черепно-мозговых травм. Такие пациенты считаются условно здоровыми. Еще одна сфера работы клинического психолога - семейное консультирование. Специалист может помочь родителям и детям наладить взаимоотношения, решить конфликты и избежать появления психосоматических проблем.

Особенности и методики

Условно всех клинических психологов можно поделить на две большие группы - теоретиков и практиков. К первой относят тех специалистов, которые занимаются исключительно преподаванием соответствующих дисциплин. Они также разрабатывают методики коррекции и диагностики. Практики занимаются их воплощением в жизнь. В своей работе специалист использует большой спектр диагностических инструментов. Он не ограничивается разного вида тестами (с вариантами ответов или возможностью оценить свое состояние по балльной системе). В диагностике тревожных расстройств большое значение имеют проективные методики ("Дом, дерево, человек", "Несуществующие животные" и т. п.), интерпретация которых представляет собой отдельное направление. Существуют способы для оценки когнитивных функций.

Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.

Несмотря на то, что в контексте клинической психологии определенная ставка во время обучения и работы делается на медицинскую составляющую профессии, специалисты этой отрасли обладают и базовыми психологическими знаниями. Такой момент открывает перед клиническим психологом больше возможностей для самореализации и помощи людям.

Перед тем как составить представление об основных нюансах профессии, нужно разобраться в том, какие отличия существуют между так называемыми «простыми» психологами и специалистами узкого медицинского профиля.

В современной системе высшего профильного образования подготовка специалистов в области психологии условно может разделяться на две ветки:

  • педагогическую, дающую возможность преподавать в школах или институтах;
  • медицинскую, ввиду которой студенты обязательно проходят ряд профильных предметов, получая в результате диплом медицинского психолога.

Однако, несмотря на такую особенность, психология как профессиональное направление является доминирующей. Если квалифицированный врач во время диагностики и лечения опирается на медицинские способы и имеет возможность проводить медикаментозную терапию, то в случае клинического психолога основными методами коррекции состояния клиента (пациента) остаются психологические методики воздействия.

Чему учат этих специалистов

Получить подобную специализацию можно в любом высшем учебном заведении, где имеется соответствующая кафедра.

В отличие от студентов, обучающихся по иному профилю (общее направление, социальное и так далее), в процессе учебы будущие медицинские психологи зачастую глубинно и более подробно изучают такие предметы как неврология, наркология, психиатрия и другие.

В рамках клинического направления отдельное внимание уделяется следующим разделам:


  • психосоматика;
  • патопсихология;
  • нейропсихология.

В отличие от врачей перед клиническим психологом не стоит задачи прохождения интернатуры. Дальнейшее повышение квалификации обычно осуществляется самостоятельно. Такой специалист может дополнительно пройти курсы по консультированию или ведению тренинговых групп, детально изучить отдельные психологические направления и методики.

В чем особенности их работы

Специалист в этой сфере может быть как теоретиком, так и практиком. В большинстве случаев ставка все-таки делается на психодиагностику и психокоррекцию.

Клиническому психологу необходимо иметь навыки работы и взаимодействия не только с больными людьми, но и с личностями условно или полностью здоровыми. За счет этого нюанса такие специалисты занимаются не исключительно пациентами с пограничными состояниями, например, неврозами или депрессиями.

Работа происходит с людьми, у которых нарушения психического характера возникают ввиду соматических заболеваний (серьезные травмы, в том числе и черепно-мозговые, инсульты, онкологические заболевания и так далее). Ставка делается на контакт с ближайшим окружением пациента, когда имеется необходимость обучить членов семьи правильному взаимодействию с больным человеком.

Актуальным может быть вмешательство при коррекции состояния у детей, в том числе с повышенной тревожностью, обилием страхов, начальными стадиями невротических состояний.

Еще одной особенностью данной профессии выступает то, что специалист может заниматься семейным консультированием, когда внутренний климат нарушен и способен негативно повлиять и телесно, и психически. Психолог, получивший образование на медицинской базе, нередко уделяет внимание социальной работе. Он может заниматься просветительской деятельностью, работой с персоналом больниц и клиник, участвовать в разработке планов по психогигиене или психопрофилактике.

Такой специалист является частью команды по определению состояния человека перед предписанием ему инвалидности по какому-либо основанию. Все чаще к помощи клинического психолога прибегают при медико-судебных экспертизах. В рамках проведения общей диагностики состояния пациента специалист по клинической психологии работает сообща с психиатрами, психотерапевтами, неврологами и иными представителями медицинских профессий.

Специфика этой профессии предполагает проведение психокоррекции и диагностических процедур с лицами, имеющими различные зависимости, нарушения пищевого характера, с в целом.

Несмотря на то, что в последние годы в штатах и Европе рассматривается вариант расширение прав, возможностей и обязанностей медицинских психологов, в арсенале основных методов у такого специалиста нет фармакологической терапии. Основными «рабочими инструментами» при лечении и реабилитации и то, чем занимается специалист, являются:

Работа медицинским психологом

Благодаря особенностям данного психологического образования, тем навыкам, которыми владеют специалисты в области медицинской психологии после получения диплома, сфера деятельности обширна так же, как и места трудовой занятости. Где клинический психолог может проявить себя, получив нужную квалификацию?

Где работают представители этой профессии

Медицинский психолог так же, как и психолог иного направления, имеет возможность проводить консультирование, заниматься частной практикой. В таком варианте зачастую происходит взаимодействие с людьми не больными, а теми, кто находится в кризисной ситуации, когда нет возможности самостоятельно справиться с проблемой или состоянием.

Представители такой профессии работают в поликлиниках, при психо-неврологических диспансерах, в психиатрических лечебницах и клиниках, где занимаются пациентами с неврозами и иными пограничными состояниями. Местом работы клинического психолога может быть хоспис, детская или взрослая больница. В таком варианте психолог оказывает поддержку пациентам с разными формами соматических заболеваний, «ведет» больного на протяжении всего времени лечения, отслеживая динамику состояния, корректируя психологические проблемы и оказывая влияние на предотвращение развития психических недугов.

Востребованным человек с данной специализацией может быть в домах престарелых, в интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии (физическом, психическом). Специализированные учебные заведения, санатории и реабилитационные центры разной направленности также сотрудничают с такими специалистами.

Профессия медицинского психолога предполагает обширную работу с совершенно различными людьми, способными оказать влияние на самого психолога. Из-за подобного возникает риск профессионального, эмоционального выгорания. Человек, выбирающий для себя такой путь, должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.

40.9

Официальные партнёры раздела

Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга

Первый в России негосударственный вуз, специализирующийся на подготовке кадров, способных оказывать квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь людям с разнообразными психологическими проблемами.

Для друзей!

Справка

Профессия клинического психолога - одна из наиболее престижных и перспективных профессий в XXI веке (по версии журналов «Forbes», «Деньги»).

Клиническая психология - научно-прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности психических свойств, процессов и состояний у людей, страдающих различными заболеваниями, разрабатывающая методы клинической психодиагностики, психологической помощи, психопрофилактики и психогигиены.

Однако цель клинической психологии более универсальна - это работа с личностью человека для сохранения, поддержания и восстановления его здоровья.

Это позволяет клиническому психологу быть востребованным в любой профессиональной сфере, ориентированной на человека.

Система подготовки клинических психологов предоставляет ставшую уникальной для России возможность получения диплома специалиста.

Описание деятельности

Основными направлениями профессиональной деятельности клинического психолога являются:

  • психологическая работа с человеком, имеющим трудности адаптации и самореализации, связанные с его физическим, психологическим, социальным и духовным состоянием;
  • психологическая диагностика, направленная на решение диагностических и лечебных задач клинической практики;
  • психологическое консультирование в рамках профилактического, лечебного и реабилитационного процессов, в кризисных и экстремальных ситуациях, а также для развития и адаптации личности;
  • охрана и восстановление здоровья, профилактика болезней;
  • психологическая экспертиза в связи с задачами медико-социальной (трудовой), педагогической, судебной и военной экспертизы.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Трудовые обязанности клинического психолога зависят от места работы. В условиях клиники он прежде всего обеспечивает диагностику психологических проблем больного, его личности, определяет особенности представлений и переживаний, связанных с болезнью. С учетом таких данных, клинический психолог обеспечивает психологическое сопровождение пациента, направленное на содействие лечебному и восстановительному процессу. Для этого используются технологии и методы психологического консультирования и психологической коррекции.

Методы работы, которыми владеет клинический психолог, могут быть использованы им в работе с людьми и в любой другой профессиональной сфере - образования, социальной защиты, производства и др. Хотя задачи его трудовой деятельности будут в большей степени определяться необходимостью сохранения и укрепления здоровья.

Особенности карьерного роста

Особенности карьерного роста клинического психолога зависят от избранного направления профессиональной деятельности. Возможен путь развития как специалиста (в клинике, реабилитационном центре, бюро медико-социальной экспертизы, школе, на предприятии и т.д.) - через накопление опыта, повышение квалификации, приобретение новых профессиональных компетенций. Возможен и путь развития клинического психолога как руководителя.

Большие возможности для роста предоставляет клиническая психология как наука, позволяющая в короткие сроки приобретать научные степени и делать карьеру ученого и/или преподавателя. А широкие возможности для частной практики позволяют совместить карьеру клинического психолога с карьерой бизнесмена.

Характеристика сотрудника

Профессия клинического психолога требует высокой ответственности и компетентности. Работа с человеком, в особенности больным, сопряжена с необходимостью владеть своими эмоциями и системно мыслить. Такой специалист должен осознавать ценность жизни и здоровья, уметь сопереживать и сорадоваться, конструктивно взаимодействовать с другими людьми для решения комплексных задач, свойственных этой профессии.

Модуль 1. «Гуманитарные, социальные и экономические основы профессиональной деятельности» (базовый, общеуниверситетский, общий для направления). Дисциплины: История; Философия; Экономические основы профессиональной деятельности; Правовые основы профессиональной деятельности; Социология

Модуль 2. «Коммуникация в профессиональном взаимодействии» (базовый, общеуниверситетский, общий для направления). Дисциплины: Введение в межкультурную коммуникацию в профессиональном взаимодействии; Культура языковой коммуникации; Иностранный язык; Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Модуль 3. «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности» (базовый, общеуниверситетский). Дисциплины: Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности

Модуль 4. «Основы психолого-педагогической деятельности». Дисциплины: Педагогическая психология; Педагогика и методика преподавания психологии

Модуль 5. «Естественнонаучные основы психологии» (базовый, общий для направления). Дисциплины: Зоопсихология и сравнительная психология; Анатомия и физиология центральной нервной системы; Психофизиология; Психогенетика

Модуль 6. «Основы научной деятельности» (базовый, общий для направления). Дисциплины: Математика и математическая статистика; Методологические основы психологии; Экспериментальная психология; Математические методы в психологии

Модуль 7. «Введение в профессиональную деятельность». Дисциплины: Введение в профессию; Общая психология; Общепсихологический практикум; Психология личности; Психология развития и возрастная психология; Психологическое консультирование; История психологии; Психология семьи

Модуль 8. «Социальная психология». Дисциплины: Социальная психология; Психология труда, инженерная психология и эргономика; Организационная психология

Модуль 9. «Психология индивидуальных различий». Дисциплины: Дифференциальная психология; Психодиагностика

Модуль 10. «Теоретические основы клинической психологии». Дисциплины: Клиническая психология; Специальная психология; Нейропсихология; Патопсихология; Психосоматика и психология телесности; Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

Модуль 11. «Медицинские основы клинической психологии». Дисциплины: Неврология; Психиатрия; Психофармакология; Клиника внутренних болезней

Модуль 12. «Практические основы клинической психологии». Дисциплины: Практикум по нейропсихологии; Практикум по патопсихологии; Практикум по психосоматике

Модуль 13. «Научные основы клинической психологии». Дисциплины: Основы научной деятельности студента; Эмпирические исследования в клинической психологии; Методология исследования в клинической психологии

Модуль 14. «Психологическая помощь семье». Дисциплины: Психология здоровья; Психотерапия: теория и практика; Практикум по психотерапии и консультированию; Когнитивно-бихевиоральная терапия; Семейная психотерапия и консультирование семьи; Проективные методы в клинической психологии; Супервизия

Модуль 15. «Теоретические основы нарушений психического развития». Дисциплины: Введение в клиническую генетику; Психология отклоняющегося поведения; Клиническая психология раннего детства; Детская патопсихология; Детская нейропсихология; Личностные расстройства

Модуль 16. «Психологическая помощь детям и подросткам». Дисциплины: Психологическое консультирование подростков; Основные направления психотерапевтической работы в детском возрасте; Диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра; Нейропсихологическая коррекция детей с аномальным развитием; Психологическая помощь детям с психосоматическими заболеваниями

Модуль 17. «Психологическая диагностика ребёнка и семьи». Дисциплины: Практикум по психодиагностике; Психодиагностика личности; Практикум по детской клинической психологии; Дифференциальная диагностика в детской клинической психологии

Модуль 18. «Проблемы взаимодействия со смежными специалистами и населением». Дисциплины: Информационно-просветительское направление в деятельности клинического психолога; Междисциплинарное взаимодействие в детской клинической психологии; Клиническая психология в экспертной практике; Реабилитационная психология; Клиническая психология в геронтологии; Клинико-психологические проблемы школьной дезадаптации.