Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.
Список обязательных орфограмм первого класса
- Большая буква в начале предложения.
- Имена собственные.
- Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
- Мягкий знак – показатель мягкости.
- Разделительный мягкий знак*.
- Сочетания ЧК-ЧН.
- Проверяемые безударные гласные в корне слова.
- Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
- Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
- Имена собственные.
- Предлоги.
* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм
Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
Образец устного разбора
М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
Идём – орфограмм нет.
Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
. – В конце предложения ставится точка.
В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.
Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.
Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.
. – В конце предложения ставится точка.
П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.
Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .
. – В конце предложения ставится точка.
П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.
Гнёзда – орфограмм нет.
. – В конце предложения ставится точка.
Выделяем орфограммы
1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.
4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
ло ви́л - улó в
6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*
дуб - дуб ы , лож ка - лож е к
7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*
мест ный - мест о , опасн ый - опас е н
8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.
9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.
Я вышел на улицу.Крепкий мороз сразу ужалил мои щеки.Он и носа не пожелел!Щеки,нос,лоб захотел быстрее спрятатся.Я закрыл их шапкой,воротником,варежками ибыстрей побежал домой.Вот какой был мороз! Спиши текс,отмечая все орфограммы,после слов в скобках даказывай выбор букв
Помогите пожалуйсто
Какие орфограммы встретились в слова В клетку вошел служител. Ная подбежала к нему поднялас на задние лапки и стала просит ест. Служител вынул из ведраболшую рыбу и бросил в воду. Ная тут же ее схватила вытащила и принялас за еду. Выдра активно лезла в воду ныряла в проруб приглашала меня следоват за нею. Нырнет в одну а вынернет в другую. Ная вылезет на горку на живот ляжет и съедет вниз.
Какие орфограммы встретилис в словах.
помогите пожалуйста.х?
х..лодный, извес(?)ный, ул..тают, нак..ка, ..кно, доблес(?)ный, с..сна, сапо..ки, со(?)нце, чудес(?)ная, б..жали, прок..титься, св..тлеет, повя..ка, нак..рмить, обв..зал, поз(?)ний, повстр..чать, ли..кий, трос(?)ник, облас(?)ной.
1) выпиши слова вместе с проверочными в таком порядке: а) с безударными гласными, проверяемыми ударением; б) с парными звонкими и глухими согласными; в) с непроизносимыми согласными.
2) выпиши по одному слову: а) в котором все согласные твердые; б) все согласные звонкие.
Холодный, известный, улетают, накидка, окно, доблестный, сосна, сапожки, солнце, чудесная, бежали, прокатится, светлеет, повязка, накормить, обвязал, поздний, повстречать, липкий, тростник, областной.
1) Выпиши слова вместе с проверочными в таком порядке: а) с безударными гласными, проверяемыми ударением; б) с парными звонкими и глухими согласными; в) с непроизносимыми согласными.
2) Выпиши по одному слову: а) в котором все согласные твёрдые; б) все согласные звонкие.
3) Разбери по составу выделенные слова.
А) Зеницы; Б) ланиты;
В) комсомол; Г) губернатор.
2. Какие пары слов не являются антонимами?
А) Рутина – новаторство;
Б) отрицательный – утвердительный;
В) сильный - обессилевший;
Г) порицание – поощрение;
3. В каком ряду во всех словах пишется буква и?
А) Засне_нный участок; повер_вший слову; одолева_мый недугом;
Б) увид_вший; продвига_мый, разруш_нный дом;
В) постро_в мост, замет_вший неприятеля, гон_мый властями;
Г) ветр_ная мельница, занавеш_нное окно, заболоч_нная местность.
4. В каком слове пишется у (ю)?
А) Стро_щий; Б) кле_щий; В) стел_щий; Г) засе_вший.
5. Какой глагол является переходным?
А) Ходить; Б) дружить; В) смешить; Г) удивляться.
6. Какой из глаголов является безличным?
А) Светить;
Б) повезёт на экзамене;
В) дома не сидит;
Г) повезёт дрова на базар.
7. В каком слове не пишется ь?
А) Станет учит_ся лучше;
Б) нареж_те хлеб
В) береч_ся от простуды
Г) вода струит_ся.
8. В каком ряду все глаголы изъявительного наклонения?
А) Решают, бегали бы, станут работать;
Б) запойте, напишешь, успеть бы;
В) мучился, поют, будут заниматься;
Г) лениться, летела, подкажи.
9. Укажите верную морфологическую характеристику выделенного слова.
Место собора выбрано было очень удачно.
А) Наречие;
Б) прилагательное;
В) действительное причастие;
Г) краткое страдательное причастие.
10. В каком предложении нужна одна запятая?
А) За три тысячи лет до нашей эры в Китае в качестве изысканного
лакомства употребляли охлаждённые фруктовые соки.
Б) Её фундамент пирамидальной формы сложенный из нетесаных камней
уходит очень глубоко в землю.
В) Как прекрасен мир звуков окружающих нас!
Г) Книга лежащая на столе привлекала всеобщее внимание.
11. В каком слове пишется нн?
А) Сочинение не дописа…о;
Б) зажаре…ое мясо;
В) отправле…ое письмо;
Г) границы отмече…ы.
12. В каком слове НЕ пишется слитно?
А) Никем (не) замеченное пятно;
Б) комната (не) убрана;
В) (не) выдающиеся способности, а упорный труд;
Г) их (не)решённые проблемы.
13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Девочка, рассмотрев картину, села.
Б) Бабушка сидя рассказывала мне сказки.
В) Занимаясь спортом, можно укрепить своё здоровье.
Г) Водяные холмы гремят ударяясь о горы.
14.В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка?
А) Более выше; Б) самый красивый;
В) наиболее интересный; Г) менее изученный.
15.В каком ряду все слова с не и ни пишутся слитно?
А) (Не) узко, а широко, (ни) кого (не) замечает;
Б) (не)брежно, (не)когда писал, (не)смело вошёл;
В) совсем (не)красиво, (ни)чем (не)нарушаемая тишина;
Г) (не)кому говорить, (ни)в ком (не) сомневался.
Тема: Правописание букв ы-и после ц.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
- Обучающие:
- познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц;
- научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
- попутное повторение: о-е после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, фонетический разбор слова, разбор слова по составу, синтаксический разбор простого предложения;
- расширить лексический запас учащихся.
- Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Воспитывающие : вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование:
- графопроектор
- таблица "Написание и-ы после ц"
- карточки c заданием
- бланк с табличкой
- учебник 5 кл. под ред. Ладыженской
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Работа с числом (как мобилизующий этап урока)
Доска:
Одиннадцатое марта
Раб. тетр:
Классная работа
– Ребята, найдите слово, в котором 12 букв, 11
звуков (одиннадцатое)
– Почему звуков меньше?
– Найдите в слове согласный звук, глухой
непарный, твердый непарный ([ц]
)
III. Проверка домашнего задания
1. У черной решетки на жестком диване сидели
жонглёр и жокей, шофёр и шотландец.
2. Они перебирали крыжовник, жёлуди и
шоколадные конфеты, которые перемешались в
шёлковом мешке жонглёра
.
– На дом были записаны предложения, в которых необходимо было подчеркнуть орфограммы на изученную тему: о-ё после шипящих, объяснить их написание, выполнить полный синтаксический разбор предложений. Проверка осуществляется при помощи графопроектора, предварительно ученики меняются своими тетрадями (взаимопроверка).
IV. Изучение нового материала
– Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. На доске вы видите эпиграф. Он довольно забавный, но отражает всю суть нашего сегодняшнего урока.
Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал
И ц_фр он знал немало.
– Вы видите, что в эпиграфе буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы услышали после «ц»?
(Доска сначала закрыта)
1 столбик 2 столбик
Ци
рк
цы
плёнок
Ци
фровой
сестрицы
н
Лекци
я
птицы
– Звук [ы]
– Как вы думаете, какая буква пишется на месте
этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (открываем
доску).
Звук один, но пишется то «и», то «ы», и
наша с вами задача – разобраться, в каких
случаях после «ц» пишется «и», а где «ы».
Итак, тема урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на
доске, в раб. тетради)
– Сначала мы будем работать со словами первого столбика . Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)
– А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).
– Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция » (пишем обозначение в столбике у слова «лекция» ). Вот вы уже и объяснили орфограмму.
– Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».)
– Теперь переходим ко 2-му столбику . В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)
– Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? («Цыплёнок», в корне).
– Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц . Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь-справочник предложение (записано на доске ):
Доска: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»
– У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе)
– Итак, «сестрицын» – в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» – в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?
– Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 182, параграф 87. (Чтение правила учебника).
– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.
5. Закрепление изученного
У каждого на столах карты с рядом упражнений. Учитель объясняет цель каждого упражнения и дает образец рассуждения при выполнении каждого задания. (Учитель: Ваша задача – объяснить написание букв ы-и после ц. Например: демонстрация – слово оканчивается на -«ция», поэтому пишем «и»). Когда в упражнении встречаются незнакомые детям слова и выражения, учитель дает их определение.
1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием).
Голицын, цыплёнок, принцип, курицын, молодцы, циферблат, цыган, авиация, Цирцея, куцый.
Куцый
– бесхвостый, короткий,
ограниченный
Цирцея
– коварная волшебница, по
Гомеру. Ее имя стало синонимом коварной
обольстительницы
2) Осложненное списывание
Ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, затем вставляют пропущенную букву
Жрец_ Фемиды, медиц_нский работник, отц_ города, чертить ц_ркулем, клей и ножниц_, три грац_и, ц_ганский табор, ежовые рукавиц_, коллекц_я марок, желтые ц_плята, ц_рковой номер, панц_рь черепахи, Синиц_н, добрые традиц_и.
Жрецы Фемиды
– судьи.
Клей и ножницы
– литературные
произведения, построенные, скроенные из чужого
материала.
Три грации
– древне-римские богини
молодости, прелести, веселья, распространяющие
радость и очарование.
Отцы города
– городские власти
Держать в ежовых рукавицах
– держать
кого-либо в строгом повиновении, очень строго и
сурово обходиться с кем-либо.
Ежовые рукавицы
(голицы) – рабочие
кожаные рукавицы без подкладки и меха, они
предназначались для ловли ежей. Еще в XVIII веке
выражение ежовые рукавицы зафиксировано в
пословице: ежовыми рукавицами да за мягкое тело
приниматься.
3 ) Полусамостоятельная работа
Работа с эпиграфом. 1 человек вставляет пропущенные буквы за закрытой доской, остальным учитель диктует слова из эпиграфа. Дети записывают слова в тетрадь, объясняя орфограммы.
Цыпленок, в цирке, на цимбалах , на мотоцикле, цифр.
Цимбалы – это музыкальный инструмент в виде ящичка со струнами, по которым ударяют молоточками
4) Индивидуальные задание (для тех, кто вперед выполнил упражнение)
Лекц_я, ц_ркуль, умниц_-разумниц_, ц_тировать . Составить сданными словами предложения.
Слово учителя.
– Ребята, буква «ц» очень коварная, у неё есть ещё один секрет.
це
пь
це
почка
[Э]
[Ы]
– звуки записываются позже
– На доске записано слово «цепь» оно состоит из одного слога, и, естественно, что ударение падает именно на него. Какой звук вы слышите в этом слове после буквы «ц»? ([Э])
– А если мы образуем от этого слова другое, родственное, например, «цепочка», где ударение падает не на первый слог, тогда какой звук вы услышите после «ц»? ([Ы])
– Правильно. В 1-м слове «цепь» мы слышали [Э], во втором – «цепочка» – [Ы], хотя буква после «ц» пишется одна «Е»? Дело в том, что в безударном положении гласная «Е» после «ц» слышится неотчётливо, не в полную силу. Но стоит поставить её под ударение, то мы услышим звук [Э], слово «цепочка » проверяем однокоренным «цепь». А в словах «цирк » или «цыган » этого сделать нельзя, т.к. звуки, которые обозначают буквы «и» и «ы» не зависят от ударения. Уяснили? Молодцы.
5 ) Полусамостоятельная работа
– Записать предложение, выделить орфограммы, объяснить их написание. Выполнить полный синтаксический разбор. (1 ученик у доски, другие – в тетрадях).
Белолицый (оконч) цыган (искл) продавал акации (на -«ция») у центрального (центр) рынка.
6 ) Самостоятельная работа
Заполнить таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка – пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)
Буква «И»
– синий цвет,
буква «Ы» –
зелёный цвет,
буква «Е» –
красный цвет
1. ц_нк 2.
ящериц_ 3. акац_я
4. ц_плёнок 5. оц_нить
6. падчериц_н
7. ц_кл 8. на
ц_почках 9. ц_фра
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Ответ вывешиваем на доске, после этого дети сами ставят оценку:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри
теорию в учебнике.
Доска (ответ в цветах):
6. Домашнее задание
Параграф 87 стр. 182, упр.449 (1 часть)
7. Подведение итогов
– Итак, какую тему мы изучали?
– В каких случаях мы пишем «и» после «ц»?
– Когда пишем «ы»?
– Назовите слова-исключения.
Материал, использованный в уроке :
1. Материал передачи «Радионяня».