Uncharted waters 2 new horizons прохождение.

Речь пойдет об игре Uncharted Waters 2: New Horizonts , самой моей любимой игре в жанре морских приключений (жанр игры определить нелегко, тут есть и РПГ, и стратегия, и торговля, но те, кто играл в нашумевший в свое время Pirates! , поймут, о чем речь).

Игра повествует о периоде, примерно соответствующем 15-17 векам, то есть, о времени открытия Америки и налаживания торговых отношений между Европой и Азией, также запомнившееся самой активной борьбой между морскими державами за право называться сильнейшей.

На приставках выходили еще три части. Вторая часть, наверное, самая известная из них, хотя культовый статус она завоевала только в азиатских странах. А между тем игра очень и очень интересна!

Интересно в ней сделано все, начиная с графики. Несмотря на то, что когда была выпущена PC-версия игры, шел уже 1995-й год, графика в игре использует адаптер EGA (640x480x16) - вообще, как я понимаю, это фирменная фишка PC игр от KOEI. И, надо сказать, графика просто великолепна, несмотря на технические ограничения!

Довольно необычная и очень хорошая особенность New Horizons - можно выбрать главного героя, и от этого изменится абсолютно всё, то есть, фактически, мы имеем 6 разных игр в одной. Думаю, на это было затрачено огромное количество сил и времени, но это с лихвой окупилось: к игре хочется возвращаться спустя годы (кстати, я ее так и не прошел). В заставке к игре вкратце рассказывается о героях и даются их портреты в полный экран. Всего их, как я уже упоминал, 6 штук, а именно:

  • Joao Franco - сын главного героя первой части, португалец, разыскивает потерянный континент - Атлантиду.
  • Catalina Erantzo - испанка, бывший офицер испанского флота, теперь пиратствует с целью отомстить за смерть брата и мужа, в которой обвиняет семейство Franco.
  • Otto Bayanes - офицер британского флота, посланный королем Англии сражаться против испанцев.
  • Ernst von Bohr - датский учитель-картограф, хочет составить карту всего мира.
  • Pietro Conti - итальянский охотник за сокровищами, чтобы заплатить за свои долги, путешествует по всему миру в поисках реликвий и артефактов.
  • Ali Vezas - турок-торговец. Кроме торговли также ищет свою пропавшую сестру.
Соответственно, после выбора одного из этих героев, вам предлагают и направление деятельности - воевать, торговать, искать сокровища и т.д., все это очень захватывающе, но лично мне интереснее всего было просто путешествовать и собирать сокровища. Также, конечно, можно следовать за сюжетной линией, но это совсем не обязательно, и можно вернуться к ней в любое время. Все истории взаимосвязаны и, играя за одного героя, вы всегда повстречаете и остальных.

Диалогов в игре очень много и они написаны интересно и тщательно. К сожалению, участие игрока в этих диалогах заключается лишь в нажатии клавиши Enter.

Сначала New Horizons может не слишком впечатлить, особенно сейчас, когда есть и более продвинутые в техническом плане игры данной тематики, но лично для меня ни одна не сравнится с ней по переданной романтике путешествий, и я уверен, что, начав играть, любой любитель приключений затянется и не успокоится, пока не исследует весь мир вдоль и поперек!

P.S. Это сокращенная версия статьи - полную читайте в дискмаге Oldgames №6!


Производитель: Koei
Год: 1994
Жанр:
Язык интерфейса: Русский
Теги: экшн, приключения, сокровища, бродилка

О игре: 1522 год. Время новых географических открытий и великих мореплавателей. Мощные флотилии морских держав контролировали семь морей, а безжалостные искали скрытые сокровища и грабили торговые корабли. Теперь, представьте себя в качестве молодого исследователя в плавании, которое проходит по четырём сторонам света. Во время Вашего путешествия Вы отправитесь по следам Клумба к берегам нового континента – Америки, посетите полярные области – Арктику и Антарктику и будете искать затерянный подводный город – Атлантиду. По пути Вы откроете для себя экзотические памятники, сокровища исчезнувших цивилизаций и найдёте ценные товары для торговли. Внимательно следите за появлением на горизонте пиратов, желающих украсть Ваш ценный груз. Заходите в порты для пополнения запасов и торговли. В портовых городах можно набрать людей в свою команду, приобрести новые корабли и стать капитаном целого флота.

17 мая 1522 года шестеро отважных мореплавателей отправились в путешествие в поисках приключений. У каждого из них своя история, но все они объединены жаждой новых приключений. И Вы должны выбрать одного из них. С остальными же героями Вы встретитесь при прохождении игры.

Жуан – сын португальского герцога Леона Франко, мечтает стать первооткрывателем легендарного исчезнувшего города – Атлантиды.

Каталина – рыжеволосая пиратка из Испании, желающая отомстить Португалии за её брата и возлюбленного.

Пьетро – итальянский авантюрист, получивший в наследство от отца лишь огромный долг. Тем не менее, это не удерживает его от странствий по миру и поиска необычных вещей.

Эрнст – голландский картограф, который по заданию своего друга – Мерктора, тоже картографа, стремится составить наиболее подробную карту мира.

Али – выросший в Константинополе с самого детства был беспризорником и едва сводил концы с концами, но теперь, имея торговое судно, он пытается изменить свою судьбу. Али теперь торговец, ведущий дела с заморскими купцами.

«Пятнадцать человек на сундук мертвеца ,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Пей, и дьявол тебя доведет до конца.

Йо-хо-хо, и бутылка рому!»

Сегодня мы рассмотрим прохождение замечательной игры Uncharted Waters 2: New Horizons за персонажа Каталину Эранцо (в переводе от CHIEF-NET). Почему я начал именно с неё? Ну, нравится мне этот персонаж, такая мужественная и отважная девушка, а ещё чем-то напоминает Лину Инверс.

Глава 1. Собираем силы

Наше путешествие начинается в Севилье — столице Испании на тот момент. По пути к верфи Каталина встречает знакомого Эмилио, который как-то странно себя ведёт. Заглядываем на верфь, и её владелец говорит нам, что Эмилио нас искал, чтобы сообщить что-то важное (чего ж тогда сбежал, спрашивается?). Поднимаемся по тропинке наверх, в дверь, куда забежал Эмилио. Это резиденция адмирала Эзекиля — главнокомандующего испанского флота. Встречаем там нашего знакомого, который решает сопроводить нас к адмиралу. От последнего мы и узнаём неприятнейшую для нас новость — оказывается, наш брат Михаил, командующий разведывательным флотом, погиб возле Санто-Доминго. Вместе с ним погиб и суженый Каталины — Эрнан, служивший под началом Михаила. Играет трагическая музыка, и Каталина медленно удаляется. Эзекиль говорит Эмилио сопроводить Каталину. Последний перед выходом клянётся девушке найти виновных.

Отправляемся в таверну, выпить чаю (хе-хе). В таверне Каталина и Эмилио слышат разговор двух мореплавателей о том, что в гибели испанской флотилии виноват португальский флот под командованием герцога Франку. Каталина рвётся отомстить, поэтому тащит Эмилио за собой к Эзекилю, чтобы получить корабль для осуществления возмездия во имя луны . Вовзращаемся обратно к адмиралу и докладываем о том, что узнали. Однако главнокомандующий не разделяет нашего оптимизма и заявляет нам, что нападение на Франку — прецедент, который развяжет войну между государствами. Под спойлером будет небольшая историческая справка по этому поводу, кому не интересно — могут не открывать.

Историческая справка: Каперство.

16-й век (его ещё называют Эпохой открытий) был эпохой исследований и массовой колонизации, 5 государств: Англия, Испания, Голландия, Португалия и Италия сражались за право господствовать в море и на суши, создавая порты-колонии. Больше всех в этом преуспела Испания, обладавшая на тот момент самым мощным флотом — «Испанской армадой». Разумеется, наряду с торговлей и исследованиями расцвела и преступность — пиратство. Бои в море были хороши тем, что потопив корабль к тебе уже не было никаких претензий — свидетелей нет, выживших нет, концы в воду, поэтому грабёж в море был делом довольно прибыльным. Некоторые правители исподтишка даже спонсировали пиратов, выдавая им «каперские грамоты» — документ, свидетельствующий, что данный пират трудится на благо какой-то страны. Например, известный пират Френсис Дрейк так же был капером — топил испанские корабли во славу английской короны. Поэтому столкновения на море происходили сплошь и рядом, но без огласки. Так что запрет Эзекиля ожидаем, пусть даже и времена были крутые.

После отказа, направляемся обратно в таверну, запивать горе…чаем. Натыкаемся там на человека, который нас явно провоцирует к решительным действиям. Эмилио возмущённо называет его «сумасшедшим философом», однако Каталина решается последовать совету незнакомца. Направляемся в гавань, где Каталина, взяв в заложники своего знакомого, пытается заполучить корабль. Эмилио всё-таки решается согласиться помогать нам в нашем нелёгком деле и отдаёт свой корабль, который должен был переправить золото. Каталина получает под управление свой первый корабль Rebellion (Восстание в переводе от CHEIF-NET"а). Что ж, отправляемся путешествовать! Мы теперь дезертиры, так что расправа с нами в случае поимки будет короткой. Выслушав брифинг Эмилио в море, отправляемся в Сеут. Продаём там всё золото, выручив за него около 8 тысяч. Под вашим командованием сейчас находится один корабль типа «галеон» — наверное, один из лучших «не-секретных» кораблей в игре (статью о кораблях вообще сделаю отдельно может быть). По умолчанию на нём может находиться 150 человек экипажа — вполне достаточно для сражения с любым торговым кораблём и даже с некоторыми флотилиями. Не тратьте эти деньги на вещи — заполните под завязку экипажем свой корабль и можете отправляться пиратствовать. Если вы внимательно читали брифинг Эмилио, то должны знать, что размер флота в принципе значения не имеет — для победы достаточно победить флагманский корабль. Сделать это проще всего победив командира флагмана на дуэли, для этого нам и нужен полный набор экипажа — если людей на корабле у противника больше, до дуэли вас не допустит команда капитана. Очень хорошо, что в игре бой не начинается как-то «стандартно» — здесь имеет значение, с какой стороны на глобальной карте вы подошли к вражеской флотилии, и как близко. Итак, выходим в открытое море и нападаем. Пример удачного захода на корабль противника:

Атака на глобальной карте

Корабль тут у меня уже другой, называется «венецианский галеасс». Однако на торговые суда можно нападать и со своим первым кораблём (галеон), в некотором плане он даже лучше — у него больше пушек, он быстрый и манёвренный, и дольше может находиться в море. Выбрав пункт «сражение» мы дальше переносимся уже на поле сражения. Из-за удачного захода, проплыть до флагманского корабля и вызвать его на дуэль нам ничего не стоит:

Окно битвы

Флагманский корабль всегда помечен восклицательным знаком.

Подплываем и вызываем беднягу, который нам попался на дуэль. Нам предстаёт окно битвы:

Итак, немного о технике боя. У нас есть три способа ударить противника: рубящий удар в корпус, рубящий удар сверху и колющий снизу. Соответственно, есть три вида блока. Атакуем и блокируем по очереди. Главное здесь — знать сильные и слабые своего оружия и вражеского. Первое поможет вам выбирать «правильные» удары для нанесения урона, второе — минимизировать или вообще блокировать урон противника. Оружия в игре тоже трёх видов: колющее, рубящее и режущее. Например, ятаган — это рубящее оружие, потому в приоритете надо блокировать верхний и средний удары, так как от них мы получим больше урона. Понятно, что колющим предпочтительно наносить нижний и верхний удары, рубящим — верхний, режущим — средний и верхний. Уклонения работают почти по такой же схеме: верхняя защита (уклонение) лучше работает от уколов и рубящих (последние не наносят урона вообще), блок — от верхних и средних (опять же, последние полностью блокируют), а парирование («нижняя» защита) — от верхних и нижних (полный блок последних).О достоинствах того или иного оружия можно прочитать в его описании в магазине, рядом есть его рейтинг — A, B, C или D (A — лучшее, и так далее вниз). Есть ещё уникальные клинки — их рейтинг помечен звёздочкой и стоят они как целый флот (я не шучу). Теперь воспользовавшись приобретёнными навыками, нанесём поражение нашей первой жертве, и насладимся ликованием нашей Каталины. Думаю, после этого скрина будет понятней, почему она мне напоминает Лину Инверс:)

Продолжаем грабить корабли, лучше преимущественно испанские. Скопив слитков 20-30 (200-300 тысяч в переводе) отправляйтесь в Любек и покупайте Эсток, который видно на скрине — это один из лучших начальных клинков. В Венеции можно заказать «венецианский галеас» с 320 человек экипажа (максимальный размер, который вам встретится у противников, так что в возможных 400 нет нужды). Строится он долго, так что можно продолжать пиратствовать, пополняя экипаж при необходимости.

Историческая справка: пираты

Возможно для кого-то является загадкой, почему мы так легко заходим в любой порт и нанимаем экипаж, да ещё и на захваченных кораблях всегда есть минимальный для него набор матросов. Всё просто, работа моряка тогда была рискованной, платили мало, а лишений и опасностей в море было полно, а солдат после какой-нибудь удачной кампании вообще оставляли на берегу без средств к существованию. В большинстве же пиратских организаций не только можно было хорошо разбогатеть, но и существовал так называемый «фонд помощи» — пираты, потерявшие что-то в бою (глаз, руку, ногу) имели право на дополнительную часть добычи, и к тому же им выплачивалась «пенсия». Однако выход из такой организации был делом трудным: требовалось заплатить большие «выходные» деньги, иначе тебя могли просто прикончить.

Набрав достаточно денег, можно ещё раз заглянуть в Любек, а заодно и в Неаполь, в 2 часа утра (2:00 AM игрового времени) магазины открывают своё «подполье» (что-то схожее было в серии Shining Force). В Любеке купите фламберг, а в Неаполе — «латы крестоносца» (лучшая броня в игре). Вообще, в любом городе посещайте магазины в 2 часа утра — в большинстве своём они продают больше полезного. Где-то в середине всего этого действа, нападая на торговые корабли, вы дважды столкнётесь с испанским флотом под командованием адмирала Эзекиля — нашего бывшего друга. Первый раз Каталине удастся сбежать, а во второй раз юную пиратку окружат, но «неизвестный» благодетель устроит пожар на кораблях и спасёт нас. Спасителем окажется «безумный философ» Андреас Паэлла — близкий друг Эрнана, возлюбленного нашей Каталины. После небольшого диалога он вступит в команду и будет вам помогать. Запомните, для того чтобы сюжетная линия Каталины продолжалась, не присягайте на верность никому! Придётся обойтись без заветной «каперской грамоты», чтобы можно было продолжать сюжетную линию. После того, как ваша пиратская слава повысится до 5 тысяч очков, загляните в верфь в любом порту — вы встретите Жуана Франку, внука герцога Франку, которому собираетесь отомстить. Однако бедняга на данный момент в серьёзной опасности — на него напали какие-то пираты. Позабыв обо всём, Каталина бросается на помощь и спасает его. После этой разборки с отпрыском ненавистной семьи, помешает неизвестно откуда взявшийся адмирал Эзекиль, и нам приходится бежать. На этом первая часть подходит к концу.

Глава 2. Погоня

После того, как сбегаем от Эзекиля, продолжаем пиратствовать. После некоторого времени Андреас Паэлла скажет нам, что пират по имени Брет Перот может сообщить нам местонахождение Жуана. Порт, где сейчас находится Жуан, будет случайно выбран из всех портов Италии. Найти порт должно помочь хорошее знание географии, ну или карта под рукой — все порты соответствуют приближённо своим реальным местонахождениям и сейчас. Обязательно загляните в Александрию, поскольку рядом с ним можно заметить Каир — ориентир куда надо будет плыть дальше по сюжету. Заодно, спустившись по руслу реки, можно будет наткнуться на 5 деревень, в которых можно найти различные чудеса — их можно продавать исследовательскому клубу в столицах государств. Если обыск сразу ничего не дал — не жадничайте, поделитесь с жителями деревни едой, и так, пока не найдёте что-то уникальное — это потом окупится, когда продадите сведения. А ещё об этом можно рассказывать истории миленьким официанткам в тавернах. Итак, прибыв в указанный Брет Перотом порт, идите в таверну и поговорите с хозяином. Он вам соврёт, что не видел Жуана. Сходите в гостиницу и останьтесь там на день, до утра. Загляните снова в таверну, и хозяин теперь сознается, что Жуан здесь. Отправляйтесь на его поиски. Загляните в магазин предметов, где Каталина найдёт связанных Андреаса и Эмилио, которых поймал Рокко, подручный Жуана. Парень опять улизнул прямо из-под носа! Возвращаемся в порт, где встретили этого пирата. После того как Андреас надаёт негодяю тычков, тот скажет, что знает человека, который может нам помочь в поиске Жуана, однако этот богатый чиновник влюбился в простую официантку Люсию из Лиссабона, но положение ему мешает быть вместе с ней (трагично, не правда ли?). Вы должны помочь парочке воссоединится и тогда этот господин поможет вам с поисками. Что ж, отправляемся в Лиссабон и наблюдаем за забавной сценкой, как Андреас и Эмилио, перепутав дочь и мать, получают нагоняй от хозяйки таверны. Однако Каталина уговаривает Люсию отправится вместе с ними. Отплываем из Лиссабона и плывём в Сеут. Перепоручаем Пероту Люсию, а он нам сообщает, что Жуан в Александрии. Плывём туда и узнаём от Отто Байнеса, что нас нагло обманули, Люсия похищена заклятым врагом семьи Франку — Маркусом Мартинезом и он с Брет Перотом нас просто использовал. Так же Отто сообщает, что пират сейчас находится в Чёрном море на одном из рейдов. Если уроки географии в школе не прошли даром, то вы понимаете, что никуда особо таскаться не нужно. Ловим Брет Перота и мстим ему за его нехорошее поведение. После поражения он позлорадствует, что Люсию мы уже вряд ли найдём, а ещё скажет, что скоро армия Атлантиды захватит мир. Андреас решит, что тот окончательно спятил. Теперь нам нужно 11 тысяч пиратской славы, тогда после очередной победы над кем-нибудь мы найдём в трюме матроса, который скажет нам, что Жуан сейчас защищает порт Массава от турков. Порт находится в Мертвом море, между Африкой и Аравийским полуостровом, так что путешествие предстоит неблизкое.

Глава 3. На крыльях мести

Итак, следующая остановка — порт Массава. Суэцкого канала тогда ещё не было, так что сожмите булки — путешествие предстоит через западное побережье Африки к восточному. Запаситесь припасами и досками — на западном побережье часты бури, и ваш корабль неплохо так ломается во время этой морской напасти. Советую закупить бальзама против бури Барселоне или Бордо, а заодно яд (Александрия) и лаймовый сок (Сиракузы). Пока огибаете Африку, старайтесь держаться ближе к земле — если у вас закончится бальзам, просто причаливаете к земле и пережидаете бурю. Ну и молитесь, чтобы хватило запасов дотянуть до следующего порта, так как от Бисау (последний порт за западном побережье) до Абиджана (южное побережье) нужно ещё суметь доплыть. Впрочем, имея на руках бальзам, доплыть будет легко. После Абиджана не забудьте проплыть по реке Нигер до порта Тимбукту — там в ночном магазине можно разжиться мечом Крестоносца. Вкупе с латами из Неаполя у нас получится непобедимый рыцарь. :) Вернитесь обратно в Абиджан и пополните запасы, далее опять предстоит путь неблизкий, вплоть до порта Луанда. Дальше будет ещё тяжелей, так как предстоит самый длинный участок пути (а кто говорил, что путешествия — это легко?), лично мне повезло встретить корабль, который я ограбил и пополнил свои запасы. Однако есть, как говорят, альтернативный путь: купить более быстроходный корабль, скинуть экипаж до сотни и плыть припеваючи. Мне этот способ не нравится тем, что в Массаве нам придётся сражаться с турецким флотом, это значит, что нужно будет снова набирать экипаж и покупать более подходящий корабль. Итак, мы прибыли в Массаву. Тут все восхваляют Жуана как «спасителя». Ничего не понимающая Каталина пытается выяснить, как её заклятый враг мог стать для кого-то героем. Поболтайтесь по городу, загляните в замок и отправляйтесь в доки. Массаву снова атакуют, и Каталина даёт шанс Жуану проявить себя. Выходите в море. Наша пиратка решит помочь парню в битве. Нападайте на любой турецкий корабль — начнётся битва, в которой Каталина возьмёт на себя часть турецкого флота. Битвы не стартуют автоматически, атаковать вы можете кого угодно — так что выберите удобное расположение, как я показывал вначале. После победы возвращайтесь в Массаву и идите в замок. Тут-то и откроется, что Франку не причастен к гибели испанского флота и конкретно брата и суженого Каталины. Путешественник из Генуи Пьетро Конти подтвердит это, и Каталина, полностью потерянная, позволит Жуану уйти. На этом третья глава закончена.

Глава 4. Отмщение

Возвращаемся в Средиземье Средиземноморье. Теперь нам нужно уже 30 тысяч очков пиратской славы. После этого в любом порту мы встретим турецкого торговца Али Везаса — он скажет нам, что Пьетро Конти ждёт нас в Лиссабоне. Плывём туда и идём прямиком в резиденцию Франку. Нам расскажут, что во всём виноват Маркус Мартинез (кто бы мог подумать?) желающий возродить древнюю расу атлантов, и создавший Неотлантиду — порт в Южной Америке, посягнув на территориальные владения Испании. Поэтому-то ему и пришлось уничтожить флот Михаэля и Эрнана — если бы о нём стало известно, Португалия бы сама с радостью выдала его Испании. Теперь нам придётся плыть в Южную Америку. Опять запаситесь досками и бальзамом. Короче всего будет плыть так: от Дублина плывёте в Исландию, там будет порт поддержки, после этого плывёте в Гренландию — заправляетесь провиантом там, а после уже через Карибы добираетесь до первого порта Южной Америки. Будьте осторожны — тут ОЧЕНЬ МНОГО бурь, и корабль может запросто истрепаться и потонуть, а даже если не потонуть — без должного ремонта его прочность ухудшится, что может плохо сказаться в финальной битве. Так же к этому моменту за вами начнут активно охотится как на пирата — будьте готовы к частым сражениям. Заходите в любой порт, и Эмилио скажет, что придётся поплавать от порта к порту, чтобы вызнать местоположение Маркуса. Есть небольшой баг: не нужно никуда плыть, просто 5-6 раз причальте в один и тот же порт, и сюжет пойдёт дальше. Выйдя из доков, Андреас скажет, что в таверне слышна драка. Бегите туда и увидите Жуана, сражающегося с пиратом Рудольфом, который взял Люсию в заложники. Каталина снова поможет юноше, вызвав пирата на дуэль и сказав Жуану уводить Люсию. После победы выходите в море - там вас настигнет адмирал Эзекиль. Жуан вступится за вас, и расскажет, что сейчас есть куда более крупная проблема. После этого поплавайте немного по периметру и натолкнётесь на армаду Мартинеза. Если он не появится — курсируйте к Амазонке, там обнаружите и форт, и флот. Выбирайте любого из флотилии, с кем сподручнее сражаться и вперёд. После победы флот Маркуса будет сожжён, а он расплачется как девчонка.

В это время адмирал Эзекиль разрушит форт, и Каталина и Ко. решают смыться подобру-поздорову. Ну что ж, поздравляю, вы прошли игру!

Uncharted Waters – New Horizons

Ни для кого не секрет, что серия Uncharted Waters не раз сравнивалась с западными играми на флибустьерскую тематику, к примеру, с Sid Meier`s Pirates! , и, тем не менее, широкого распространения на западе она так и не получила. Первая часть вышла на NES и MSX в 1991 году (а также на PC88/98 и FM Towns – S.R.) , затем следом за ней последовали римейки на Megadrive и Super Nintendo .

Игра была противоречивой – с одной стороны, в ней имелся большой мир, свободный для исследования, относительная непривязанность геймплея к сюжетной линии, что более характерно для западных RPG. С другой стороны, она обладала совершенно невыносимым управлением, да и графика в ней была далеко не на высоте.
Вторая часть, New Horizons , появилась в 1994 году, и в ней, к счастью, уже наличествовали заметные улучшения, касающиеся как управления, так и многих других аспектов игры в целом, что сделало ее куда более дружественной к игрокам.

Gameplay-driven

Как и другие игры серии, New Horizons несколько отдалилась от типичных стереотипов jRPG – во-первых, присутствует не один, а шесть персонажей, каждый имеет свою сюжетную линию (такая же ситуация была, к примеру, в Seiken Densetsu 3 , и играх серии SaGa), хотя любителям сверхзакрученных интриг тут делать нечего. Вторая особенность – характерный для ранних CRPG акцент не на сюжете, а на геймплее, ну а третья заключается в том, что партии в классическом понимании в игре нет. Своеобразной ее заменой служат: первый помощник, которого обычно приклеивают к главному герою в начале игры; штурман, который присоединяется несколько позже да различные странствующие моряки (vagabond sailors), которые обычно кишмя кишат в портовых тавернах. Из всей этой братии с натяжкой назвать сопартийцами можно разве что первого помощника и штурмана, поскольку они обычно принимают участие в сюжетных сценках, в то время как «вэгабонд сэйлоры» – не более, чем инструментарий, сделанный для того, чтобы было кому рулить лишними кораблями вашего флота. Хотя большего от них и не требуется – досконально проработанных характеров каждого морского волка можно не ждать.

Тут и главные герои-то прописаны постольку поскольку, ввиду вышеупомянутого акцента на геймплей.
Даны лишь основные наметки – один хочет разузнать тайну Атлантиды, второй разгромить испанскую армаду, третий – составить карту всего мира… Незамысловатость сюжетной интриги лишний раз подчеркивается тем фактом, что цели наших подопечных до самого конца особых изменений не претерпят – они и в конце будут, по большому счету, заниматься тем же, чем и в начале. Диалоги, к счастью, от этого имбецильнее не стали, но и количеством они явно не блещут.

Между этими редкими сюжетными проблесками придется вкалывать, вкалывать и еще раз вкалывать на суше и на море, чтобы повысить счетчик известности – главный и единственный механизм продвижения сюжетной линии. Таковых имеется три штуки – один для приключенца, один для корсара, и один для торговца. Персонажей шесть, карьеры разные, соответственно, каждому нужно увеличивать свой индивидуальный, чтобы двигаться далее. Два других обычно служат необязательным устройством вышибания денег из короля да различных работодателей, разбросанных по городам и странам. Как только цифра достигает нужной отметки, включается сюжетная сценка, либо вас вызывает к себе король той страны, у которой на службе состоит ваш персонаж, чтобы дать задание, которое в большинстве случаев дает или новый чин при дворце, увеличивающий сумму займа в местном банке, или какие-то иные привилегии. Дослуживаться до герцога необязательно, тем более что это и невыгодно – как правило, когда ваш персонаж достигает этого ранга, в кредитах он уже не нуждается.

Гораздо интереснее работать на себя, и исследовать мир, который приготовили для нас дизайнеры KOEI .

Slightly enthralled by work

А занятий тут хватает. Можно, например, совершать географические открытия, плавая по миру и периодически высаживаясь на берег в туземных деревнях. Задобрили аборигенов провиантом, вышли в поиск и с помощью туземцев набрели, например, на месторождение нефти. Вернулись в цивилизованную Европу, сообщили информацию работодателю – получили деньги. Дешево и сердито. Те же работодатели могут предложить вам, например, поработать картографом, чтобы получать деньги просто за то, что ваше судно посещает различные неизведанные уголки земного шара.
Можно выполнять задания на гильдии, которые в большинстве случаев являют собой обычные федексы – то письмо доставь, то пиратов перебей, то груз перевези. Несмотря на это, почему-то не надоедает, и продолжаешь с маниакальным упорством в сотый раз доставлять письмо из Стамбула в Афины, раз за разом получая прибавку к деньгам, опыту, и славе.

Не иначе как растущий капитал стимулирует.

Надоели федексы? Можно позаниматься торговлей, которая временами может затянуть почище иных исследований. Маленькая подсказка – для быстрого накопления солидного состояния пользуйтесь торговлей предметами искусства и коврами. Маршрут – все те же Стамбул и Афины. Приятного обогащения. Накопленный капитал, если не душит жаба, можно проинвестировать в портовые верфи и магазины по продаже товаров. В первом случае таким образом в ассортименте прибавится кораблей, во втором – порт имеет шанс стать союзным к вашему государству, что, впрочем, не так уж и необходимо. Также деньги можно вложить в заказ нового корабля: указываете тип древесины, вместимость трюма и количество мест для команды, ждете пару месяцев игрового времени, и готово.

Pirates: Attack or be attacked

UW не была бы собой, если бы в ней не давали, помимо всего прочего, позаниматься пиратством. Один нюанс: при атаке судна какой-либо страны она автоматически становится к вам враждебна, так что рекомендуется сконцентрироваться на кораблях одной нации, дабы ненароком не стать врагом всего цивилизованного общества. Если вас не смущает перспектива грабить чужие корабли, то перед вами открывается, пожалуй, самый легкий путь к разбогатению. Было бы в наличии побольше лишних матросов и корабль помощнее. Схема: нападаем на корабль, берем на абордаж, побеждаем капитана в дуэли на мечах, захватываем весь флот себе, продаем. Повторять можно хоть до посинения.


Бои обставлены в классической пошаговой манере, разве что оригинальна система хитпойнтов судна – она представляет собой два числовых значения – одно символизирует команду, другое крепость корпуса. Снижение любого из них до нуля означает гибель корабля. Дырки в корпусе пробиваются посредством ядер с дальней дистанции, а поголовье команды уменьшается с помощью пальбы из мушкетов при подходе вплотную. Вышеупомянутый абордаж может произойти как раз во втором случае, если на вашей стороне заметное численное превосходство. В этом случае экран сменяется походовой дуэлью по типу «камень-ножницы-бумага». Каждый удачный удар уменьшает шкалу жизни соперника, пополняя вашу, и наоборот. Соответственно, побеждает тот, кто «перетянет канат» в свою сторону.

Aftermath


Вернувшись в порт после очередного сражения, подведем итоги. Крепкий и местами весьма затягивающий игровой процесс против слабенького сюжета в оболочке из не самой выдающейся графики, сдобренный спокойным инструментальным саундтреком от Ёко Канно (Yoko Kanno ), которая в представлении не нуждается – на ее счету работы не только к видеоиграм, но и к аниме-сериалам, например, к Cowboy Bebop . Те, кто ценит в ролевых играх исключительно сюжет, могут спокойно отворачиваться и искать что-нибудь другое – сегодня не их день. New Horizons подойдет тем, кто ценит в играх исключительно сам процесс и готов получать от него удовольствие, даже невзирая на его некоторую монотонность. Романтика морских походов – она, как известно, только поначалу, а дальше идут суровые флибустьерские будни.

Written By : Sektor Freeze