Умные весы с анализатором массы: миф или реальность? Основные этапы ознакомления с именами признаков.

НОУ ДЦ «Акварель»

Конспект открытого занятия по окружающему миру с использованием ТРИЗ - технологии для первой младшей группы .

Тема: «Удивительное мыло»

Воспитатели: Малышева С.В.

Бахарева Ю.В.

Новосибирск, 2015 г.

Тема : «Удивительное мыло»


Цель :

Закрепление знания детей о свойствах и назначение мыла; развитие любознательности, наблюдательности, смекалки; повторение правил безопасности при работе с мылом.

Программные задачи:

1. Расширить знания детей о здоровом образе жизни.

2. Закреплять представления о назначение мыла, используя признаки объектов (влажность, температура, рельеф) и анализатора-«руки» помощники умной головы. Развивать культуру гигиенических навыков, соблюдать правила гигиены.


Оборудование:

Мелодии песен на выход Мыльного Пузыря, игру и Воздушные шары, разные виды мыла, лейки, полотенца, тазики, мыльные пузыри.

Ход занятия :

    ЭТАП

Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь», ребята встают в круг.

Воспитатель:

Раз ладошка, два ладошка.

Подружись со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Доброе утро! Вы проснулись?

Дети : Да.

Воспитатель: Вы друг другу улыбнулись?

Дети : Да.

Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости, и я предлагаю вам улыбнуться гостям.

Дети улыбаются гостям.

Воспитатель:

П
одарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузырьки.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три,

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

Звучит музыка «Полет шмеля», воспитатель выдувает пузыри и в это время из-за ширмы появляется «мыльный пузырик»

Мыльный Пузырь: Здравствуйте, дети!

Дети здороваются.

Мыльный пузырь: Давайте знакомиться. Я - мыльный пузырик. Я сделан из мыла и воды.

Очень люблю чистоту и ароматные запахи. А чем это у вас в группе сейчас пахнет? И слова какие-то написаны. Ой, ребята, а тут еще и письмо есть, на конверте написан адрес: детский сад «Акварель», для моих друзей из первой младшей группы от Мойдодыра. Это точно вам, давайте откроем и посмотрим, что там (открывают конверт).

Мыльный пузырь: Ребята, в письме Мойдодыр загадал вам загадку:

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Дело ясное вполне - гладко и душисто, моет очень чисто,

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится.

Кирпичик розовый, душистый, потри его и будешь чистым.

Воспитатель с детьми: - Пузырик, да это же мыло!

Мыльный пузырь: Молодцы, ребята, а еще Мойдодыр в письмо вложил вот такую стрелочку (показывает) и написал, что если вы пойдете по таким стрелочкам, то найдете сюрприз – много разного мыла. А в путешествие за сюрпризом отправятся те ребята, чьи имена написаны в письме (перечисляет).

Дети находят стрелочки и идут по ним, находят мыло разных цветов и форм.

2 ЭТАП

Мыльный пузырь: Дети, для чего нужно мыло?

Воспитатель и дети : Умываться, мыть руки, чтобы быть чистыми, стирать грязные вещи.

Мыльный пузырь: Сегодня с вами мы будем проводить эксперименты. Станем исследователями.

Подходим к тазикам с водой.

Первый эксперимент.

(Обследуют воду).

Мыльный пузырь: - Что налито в тазики? (вода).

Какая вода? (прозрачная). Чтобы узнать какая еще вода, давайте опустим ручки в воду. Какая еще вода? (теплая). Какой значок спрашивает нас о «температуре» объекта? Какой помощник умной головы помог определить признак «температура»? (руки).

Сделайте быстрые движения ручками в воде.

(Делают быстрые движения руками в воде). Что происходит?

(В воде появляются пузырьки воздуха ). Посмотрите сколько их много!

Второй эксперимент .

Мыльный пузырь: Дети, хотите поиграть с мылом? (Ответ детей). Но вначале давайте подумаем и ответим на такой вопрос: Что происходит, когда мыло попадает в глаза? (происходит жжение). Поэтому старайтесь, чтобы мыло не попало вам в глаза.

В
озьмите каждый по куску мыла. Потрогайте его и понюхайте.

(Дети трогают и нюхают мыло.)

Какое оно? (оно гладкое и душистое, овальное).

Ребята, покажите, где у нас живет значок, спрашивающий нас о «рельефе» объекта? Какой помощник умной головы помог определить рельеф? (руки)

Погрузите его в воду.

(Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки).

Каким оно стало? (скользким, влажным).

А, покажите мне, где у нас живет значок, спрашивающий нас о «влажности» объекта? Какой помощник умной головы помог определить признак «влажность»? (руки)

Мыльный пузырь: А еще ребята мыло бывает разного цвета: белое, голубое, зеленое, розовое.

3 ЭТАП:

На стол выставляется тазик, лейка, полотенце и мыло в мыльнице. Воспитатель приглашает мальчика и девочку.

Мыльный пузырь: А вы умеете правильно мыть руки?

Ответ детей: Да, умеем.

Воспитатель: Мыльный пузырь, а ты сам-то умеешь правильно мыть руки?

Мыльный пузырь: Конечно умею.

Воспитатель: А мы сейчас проверим.

Мыльный пузырь вместе с детьми моет руки.

Воспитатель: Сначала нужно засучить рукава, чтобы не намочить одежду. Открываем кран (поливает из лейки) и слегка намочим руки. Берем мыло из мыльницы, намыливаем руки, кладем мыло на место и растираем мыло по ладошке до белых перчаток. Покажите всем, какие перчатки получились. (показывают). После этого мыло смываем с рук. Отжимаем ладошки, чтобы лишняя вода не капала на пол, и вытираем их полотенцем. Полотенце раскладываем на руки и одну и другую руку прячем вниз. Вытираем сухо одну руку, потом другую. Полотенце убираем на место.

Мыльный пузырь: Какие вы молодцы, как хорошо вы умеете мыть руки. Скажите ребята, а чем мы мыли руки?

Ответы детей.

Мыльный пузырь: Правильно - мылом и водой. А если не мыть руки с мылом, не умываться и не мыться? Что может случиться?

Можно заболеть, будет болеть живот….

Мыльный пузырь: Когда надо мыть руки?

Ответ детей вместе с воспитателем: Перед едой, после туалета, после прогулки, по мере загрязнения.

Мыльный пузырь: Это важные правила. Их должны выполнять все – и дети, и взрослые.

А еще с мылом можно играть в любимую детскую забаву «мыльные пузыри»!

4 ЭТАП:

Подвижная игра «Раздувайся пузырь! »

Д
ети берутся за руки и встают в круг. Повторяют за педагогом, не спеша отступают назад:

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Все дети хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

Воспитатель обращается к детям : «Ну – ка, пузыри, собирайтесь в баночку! »

Дети подбегают к воспитателю и вплотную друг к другу.

Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.

(Воспитатель гладит рукой детей по волосам.)

Проверим, все ли пузыри собрались в банку.

Называет детей по именам, встречается с ними глазами.

Раз, два, три, надуваю пузыри!

Дети разбегаются по группе.

Мыльный пузырь: Какие молодцы вы ребята. А выдувать вот такие веселые пузыри вы умеете?

Дети : Да.

А где можно выдувать «мыльные пузыри»?

Ответы детей.

Мыльный пузырь: Правильно, в помещении и на улице, но только когда тепло.

Воспитатель: Чтобы надуть большой пузырь, надо правильно дышать. Поучимся?

Все встали ровно, сделали вдох носом, сложили губы трубочкой и сильно подули


вот так. А еще разок? 3 раза.

Мыльный пузырь: Мыльные пузыри – легкие воздушные,

Ветерку послушные,

Любят играть с малышами.

Звучит песенка про мыльные пузыри.

Воспитатель: Открываем колпачки

Выдуваем пузыри

Вот какие – посмотри

Все они воздушные

И очень непослушные.

До вечерней до зари

Мы пускали пузыри:

Круглые и гнутые,

Важные, надутые,

Яркие, красивые,

Легкие, игривые .

Звучит песенка про мыльные пузыри, воспитатель выдувает пузыри, дети их ловят, играют.

Мыльный пузырь: Вот как мне весело играть с вами, ребята, а теперь я предлагаю вам лететь со мной, чтобы рассказать другим ребятам о мыле и о том, как нужно правильно мыть руки. А нашим гостям мы скажем до свидания, до новой встречи.

Литература:

За основу взято занятие «Здоровый образ жизни», автор Карпушина И.Е.

Музыка из кинофильма «Усатый нянь», детская песенка «Про мыльные пузыри», «Полет шмеля» .

П
риложение:

Ознакомления с именами признаков.

Технологические карты

Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.

Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.

Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.

В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.

Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.

Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.

На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.

Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.

Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии (приложение № 1). По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.



Имена признаков объектов, представленные в технологических картах: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.

Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Наглядность: схемы имен признаков (17 признаков) объединены сюжетом. Рекомендации к оформлению: капельки тучи, семечки арбуза, яблоки на яблоне и т.д. Схемы имен признаков появляются по мере освоения их детьми.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «влажность»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например: «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо, влажно и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»

5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «температура» (с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «температура» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать «поиск» значения признака «температура» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «температура». Например: «Стол, какой ты по температуре?» Дети трогают и сами говорят: «горячий, теплый, прохладный, холодный». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник по температуре горячий. Вода по температуре прохладная, пол по температуре холодный и др.»

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный и т. д.. Наречия: холодно, тепло, горячо и т. д.. Глаголы: теплеет, разогревается и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака «температура» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про температуру объекта?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «температура». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?» Дети: «Объект, какой ты по температуре?»

5. Значок «температура» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак температуры, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «рельеф»

(с 2.5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «рельеф» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «рельеф» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «рельеф». Например: «Ковер, какой ты по рельефу?» Дети трогают и сами говорят: «мягкий, шероховатый, колючий». Воспитатель побуждает детей повторять: «Ковер по рельефу мягкий. Стол по рельефу гладкий. Полотенце по рельефу шероховатое».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные пупырчатый, шероховатый, твердый, гладкий, мохнатый и т.д. Наречие: остро, тупо, твердо, пупырчато. Глагол: заострился, распушился и т. д.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «рельеф» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про рельеф объекта?» Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «рельеф». Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок.

Дети: «Объект, какой ты по рельефу?».

5. Значок «рельеф» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак рельефа, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «звук»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «звук» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «звук» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «звук». Например: «Погремушка, какая ты по звуку?» Дети прислушиваются к звуку и дают описание: «погремушка по звуку звонкая и громкая».

Активизация словаря. В речь ребенка включаются прилагательные тихий, громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий, приятный, резкий, музыкальный и другой звук. Наречия: громко, тихо, резко и т.д. Глаголы: гремит, звенит, режет (слух) и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «звук» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про звук объекта?». Дети: «Объектом надо поиграть и ушами послушать звук. Уши помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «звук». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты звук издаешь?», «Объект, как ты можешь звучать?»

5. Значок «звук» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты издают звук, если на них каким-то образом воздействовать. Чтобы определить звук, надо прислушаться. Уши – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «запах»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «запах» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «запах» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «запах». Например: «Цветок, какой ты по запаху?», «суп, какой ты по запаху?», «Подушка, чем ты пахнешь?» Дети принюхиваются и дают описание: «Цветок пахнет приятно и душисто», «Суп имеет вкусный аппетитный запах», «Подушка непонятно пахнет».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные непонятный, слабый, вонючий, резкий, травяной, бензиновый и другие запахи. Наречия: непонятно, ароматно, резко и т. д.

Глаголы: воняет, приятно пахнет, ароматизирует и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «запах» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про запах объекта?». Дети: «Объект надо понюхать. Нос – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «запах». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по запаху?», «Объект, чем ты пахнешь?»

5. Значок «запах» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты пахнут. Чтобы определить запах, надо принюхаться. Нос – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «цвет»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «цвет» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «цвет» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 10 дней в 1-ой младшей группе;

· 5 – 7 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 3-4 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «цвет». Например: «Пирамидка, какая ты по цвету?», «Радуга, какого ты цвета?», «Какого цвета одежда?» Дети всматриваются в объекты и дают описание: «Пирамидка красная по цвету». «Радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый». «Одежда – разная по цвету».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные одноцветный, разноцветный, бесцветный. Цвета, как товарный знак (синий, красный, желтый и др.). Цвета, как сравнительное описание (малиновый, небесный, огненный, лимонный и т.д.). Наречия: бесцветно, прозрачно, насыщено и т.д. Глаголы: синеет, зеленеет и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «цвет» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать цвет объекта?». Дети: «На объект надо посмотреть. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «цвет». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по цвету?», «Объект, какого ты цвета?»

5. Значок «цвет» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют цвет. Чтобы определить цвет, надо посмотреть на объект. Глаза – помощники умной головы.

Примечание: признак «цвет» зависит от источника освещения, поэтому он может меняться у любого объекта. Необходимо детям показать изменения признака цвет и побуждать самостоятельно, исследовать цветовые эффекты.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вкус»

(с 2,5 лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «вкус» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «вкус» в съедобных объектах. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

Во время приема пищи или в специально организованных воздействиях определяют значения признака «вкус». Например: «Компот, какой ты по вкусу?», «каша, какой у тебя вкус?» Дети пробуют пищу и дают описание: «Компот фруктовый и сладкий по вкусу», «Каша – молочная и вкусная».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый и другой вкус. Наречие: сладко, вкусно, кисло и т. д. Глаголы: кислит, подсластить и т. д.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «вкус» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать вкус пищи?». Дети: «Пищу надо попробовать на вкус. Язык – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вкус». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какой ты по вкусу?».

5. Значок «вкус» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос при приеме пищи.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты имеют вкус, но некоторые – съедобны, некоторые нет. Язык – помощник умной головы.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «вес»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас признак «вес» и мы будем искать значения этого признака.

2. Организовать поиск значения признака «вес» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;

· 4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;

· 2-3 дня в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значение признака «вес» относительно каких-либо объектов. Например: «Кукла, какой ты по весу?», «Какие по весу ботинки?», «Стул и стол какие по весу?»» Дети держат руками объекты, взвешивают их относительно друг друга и сами говорят: «Кукла не тяжелая, потому что не трудно ее держать в руках», «Правый и левый ботинок весят одинаково», «Стол я не могу поднять, он тяжелее стула». Воспитатель побуждает детей повторять: «Стол тяжелый, ботинки одинаковые по весу».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные тяжелый, легкий, одинаковый по весу, многотонный и др. Наречие: тяжелее, легче, тяжело, легко и др.

3. Проверить усвоение детьми признака имени признака «вес» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопросы детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про вес объекта?» Дети: «Действовать руками: приподнять, взвесить в одной и другой руке два объекта сразу. Руки – помощники умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «вес». Спросить детей, про какой признак у объекта спрашивает значок. Дети: «Объект, какой ты по весу?».

5. Значок «вес» помещается на пособие по именам признака. Обратить внимание детей на значок, повторить, какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос в различных объектах.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак веса, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.

Примечание: В младших группах детского сада признак «вес» определяется субъективно и тяжело – легко может быть относительно самого ребенка. С 4,5 лет значение признака вес может иметь числовое обозначение: «Пять килограммов – это для меня тяжело, а папе легко». В старшем возрасте применяются обозначение веса с приставками супер - или мини. Например: «Штанга – супер-тяжелая», «перышко – супер-легкое».

Технологическая карта ознакомления с именем признака «действие»

(с 3-х лет)

1. Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «действие» и мы будем искать его значение в объектах.

2. Организовать «поиск» значения признака «действие» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака

· не менее 7 дней в 1-ой младшей группе, во 2-ой младшей и средней группах;

· 3-5 дней в старшей и подготовительной группах.

В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «действие». Например: «Что делает строительный материал?» «Какое действие совершают дети?» «Что делает помощник воспитателя?» «Какое действие совершает стул?» Дети смотрят и сами говорят: «Строительный материал лежит, дети бегают, помощник воспитателя идет, стул стоит».

Активизация словаря: в речь ребенка включаются глаголы, так как все они обозначают действие.

3. Проверить усвоение детьми имени признака «действие» с помощью вопросов.

Воспитатель задает вопрос детям: «Что нужно сделать, чтобы узнать про действие объекта?». Дети: «посмотреть на объект. Глаза – помощник умной головы».

4. Внести значок, который схематично изображает признак «действие». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»

Ответ детей: «Объект, какое ты действие совершаешь?», «Объект, что ты делаешь?».

5. Значок «действие» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.

6. В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.

7. Дети могут объяснить, что все объекты окружающего мира выполняют действие, и чтобы его определить нужно на объект посмотреть. Глаза – помощники умной головы.

Примечание: признак «действие» связан с проявлениями других признаков, поэтому описание объекта может быть комплексным. С позиции «действия» (звенит) и с позиции признака «звук» (громко). Самостоятельная оценка ребенком проявлений разных признаков и размышления на этот счет можно считать высоким уровнем рефлексии. Например: оценивая проявления признаков в объекте МАШИНА речевые обороты ребенка: «Машина стоит – признак «действия». Громко гудит – признаки «звук» и «действие». От нее идет бензиновый запах – признаки «действие» и «запах».

В связи с тем, что признак «действие» и другие признаки между собой интегрируются, то и каналы восприятия так же работают взаимосвязано. В связи с этим однозначно сказать, что значение признака «пахнет» – это только имя признака «действие» или только имя признака «запах» – нельзя.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «место»

Консультация для воспитателей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Процесс познания объектов органами чувств у человека сводится к выявлению признаков объектов. Для формирования у ребенка осознанного отношения к персептивным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака». Имя признака – обобщающее слово, название признака: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения этих имен признаков чрезвычайно многообразны и могут быть: мокрый - сухой, круглый - квадратный, красный - белый, большой - маленький и др.
Значения признаков человек воспринимает анализаторами, когда как имена признаков являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый – мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слово и не воспринимаем зрением.
Традиционно детей дошкольного возраста сначала обучали различению значений имен признаков, а обобщающее слово (имя признака) предполагалось, что сформируется само по себе.
В данной технологии имя признака первостепенно, а значения этого признака набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.
Основные этапы ознакомления с именами признаков
1 этап.
Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляет длительный поиск значений этого признака. Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Воспитатель предлагает детям поискать имя признака «влажность» и увлеченно «ищет» значения признака «влажность» в ближайшем окружении длительное время вместе с детьми.
2 этап.
Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Руки ощущают сухую ткань, из-за этого умная голова понимает, что полотенце по влажности сухое.
3 этап.
На глазах у детей изображается схема данного имени признака. Воспитатель предлагает «разгадать» вопрос, который задает эта схема (значок) к объекту.
Например: ознакомление с именем признака «влажность». Изображается капля (или какой-либо другой значок) и формулируется от имени этого значка вопрос: «Какой объект по влажности?». Глядя на значок, дети сами задают вопрос к любому выбранному объекту.
4 этап.
Постепенно дети самостоятельно используют значок для выяснения данного признака в окружающем мире. Значки имен признаков находятся на универсальном пособии (приложение № 1). По мере запоминания в старшем дошкольном возрасте значки становятся ненужными и убираются педагогом. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и можно его исследовать помощниками умной головы.
Имена признаков объектов это: влажность, температура, рельеф, звук, запах, цвет, вкус, вес, действие, направление, материал, время, место, часть, размер, количество, форма.
Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.
Наглядность: схемы имен признаков (17 признаков) объединены сюжетом. Рекомендации к оформлению: капельки тучи, семечки арбуза, яблоки на яблоне и т.д. Схемы имен признаков появляются по мере освоения их детьми.

Технологическая карта ознакомления с именем признака «влажность»
(с 2,5 лет)
Объявить детям, что в гостях у нас имя признака «влажность» и мы будем искать его значение в объектах.
Организовать «поиск» значения признака «влажность» в ближайшем окружении. Продолжаются поиски значения признака
не менее 7 дней в 1-ой младшей группе;
4 - 5 дней – во 2-ой младшей и средней группах;
2-3 дня в старшей и подготовительной группах.
В течение дня во всех свободных паузах, режимных процессах, на прогулке ищем значения признака «влажность». Например, «Подоконник, какой ты по влажности?» Дети трогают и сами говорят: «Сухой, мокрый». Воспитатель побуждает детей повторить: «Подоконник сухой по влажности, полотенце мокрое по влажности».
Активизация словаря: в речь ребенка включаются прилагательные: мокрый, сухой, водяной, высушенный и т. д.; наречия: мокро, сухо, влажно и т. д.
Проверить усвоение детьми имени признака «влажность» с помощью вопросов.
Воспитатель задает вопросы детям: «что нужно сделать, чтобы узнать про влажность?». Дети: «Потрогать руками, руки – помощники умной головы».
Внести значок, который схематично изображает признак «влажность». Спросить детей: «Про какой признак у объекта спрашивает значок?»
Ответ детей: «Объект, какой ты по влажности?»
5. Значок «влажность» помещается на пособие по именам признаков. Обратить внимание детей на значок, повторить какой вопрос он задает. Организовать самостоятельный поиск ответа на этот вопрос.
В режимных процессах и образовательных ситуациях дети самостоятельно формулируют вопрос от имени признака (значка) и сами ищут ответ на него. Для активизации детской самостоятельности используются карточки разных типов вопросов.
Дети могут объяснить, что во всех объектах окружающего мира может быть признак влажности, и чтобы его определить нужно объект обследовать руками.
Освоение детьми способов наблюдения.
(c 2,5 лет)
Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения. Научить детей понимать, как и для чего проводятся наблюдения. Создать условия для усвоения обобщенной модели процесса наблюдения.
Наглядность: Сделать пособие «Кольцо Наблюдения»: диск d -10-12 см. с отверстием d -2-3 см. С одной стороны – диск разделен на пять секторов синим цветом, с другой стороны – на пять секторов красным цветом. Технологическая карта освоения способов наблюдения.
1.Показать Кольцо Наблюдения и объявить детям о его возможностях: в дырочку можно найти объект и его рассматривать, чтобы больше о нем узнать.
2.На глазах у детей на Кольце наблюдения нарисовать глаз красным фломастером и объявить его помощником Умной головы. Глаз видит объект (части, форма, цвет). Например, посмотрели на облако – глаз увидел облако, а Умная голова поняла, что это облако (по форме, по цвет, по месту). Через 5-7 минут на глазах у детей нарисовать на Кольце наблюдения с другой стороны диска – синим фломастером глаз. Глаз увидел изменения, а голова поняла, что облако поменяло форму, цвет и место.
3.Закрепить понятие – объект наблюдения. Его можно увидеть, если внимательно посмотреть в дырочку. Глаза смотрят, а голова – видит разные признаки и их изменения.
4.На глазах у детей в одном из секторов Кольца Наблюдения изображается силуэт руки красным фломастером. Выбирается объект наблюдения – дерево. Помощник Умной головы - Рука узнаёт температуру и влажность этого объекта. В конце прогулки – изображается силуэт руки, синим фломастером, и отмечаются изменения температуры и влажности у этого же дерева.
5.На глазах у детей в следующих секторах изображаются схемы носа, уха и языка красным фломастером. Выбираются объекты, которые могут изменять запах, звук и вкус. После фиксации изменения на другой стороне кольца наблюдения изображаются, синим фломастером эти же анализаторы.
6.Побуждать детей рассказать о правилах работы с Кольцом Наблюдения:
Найти объект;
Помощниками Умной Головы узнать его признаки
Подождать некоторое время
Помощниками Умной Головы узнать, какие признаки изменились
Рассказать об этих изменениях или их засхематизировать.
7. В старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно проводит наблюдения за выбранным им самим объектом и фиксирует изменения признаков в тетради наблюдения с помощью схем. На данном этапе активно используется модели причинно-следственных связей и выявленных ранее закономерностей.
Примечание.
Дидактическое пособие Кольцо Наблюдения заполняется силуэтами анализаторов только на глазах у детей и постепенно, для того, чтобы у детей шло осознание возможности анализаторов при длительном наблюдении за каким-либо объектом.
Кольцо наблюдений в младшем возрасте может быть одно на всю группу, и воспитатель дает возможность по очереди работать с ним. В старшем дошкольном возрасте кольцо наблюдения может быть у каждого ребенка, если усвоено правило работы с ним.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Наши умные помощники»

Голышевская Наталья Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №12» общеразвивающего вида г. Барнаула
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Наши умные помощники» Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность»
Цель: развивать познавательный интерес к человеку.
Задачи:
Образовательные: закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении.
Развивающие: развивать внимание, мышление, артикуляционную моторику, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие.
Речевые: расширять словарный запас, развивать связную речь детей.
Воспитательные: формировать ценностное отношение детей к собственному организму.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением человека без ушей, глаз, носа, рта, детскиемузыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик).
Раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов, баночки с запахами чеснока, лука, мандарина, кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколада.
Оборудование: медицинский халат, шапочка, очки, чемоданчик, мешочек, маркеры.
Методические приемы: пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, чистоговорки, дыхательная гимнастика.

Ход НОД
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел доктор Пилюлькин из Цветочного города.
Доктор Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! Мой друг Незнайка нарисовал портреты вот этого симпатичного мальчика. Вам не кажется, что они какие-то странные?
Рассматривание иллюстраций.
- Чего-то в каждом портрете не хватает? Чего? (На голове не хватает ушей. На лице не хватает глаз, носа, рта).
- Глаза, нос, уши, рот - это наши «умные» помощники. А как они помогают человеку, мы сегодня с вами узнаем. Но сначала я проверю, какие вы внимательные.
Игра «Нос-ухо-нос»
Указательным пальцем правой руки доктор Пилюлькин дотрагивается до носа и при этом говорит: «Нос». Потом касается уха и говорит: «Ухо». Таким образом, он дотрагивается до различных участков лица, называя их. Дети должны следить за тем, что говорит ведущий и выполнять это, не обращая внимания на его действия. Затем быстро звучат слова: «Нoc – нос - нос – ухо – глаз!». В какой-то момент доктор Пилюлькин указывает на подбородок и говорит: «Лоб». Многие дети невольно повторяют за ним движение, игнорируя слова.
Доктор Пилюлькин: Я принес с собой чемоданчик, в котором много чего интересного (достает из чемодана мешочек).
- В этом мешочке находятся разные предметы, попробуйте угадать, что там лежит.
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по очереди определяют на ощупь, что находится в мешочке, достают предмет, называют его.
Доктор Пилюлькин: С помощью чего вы определили содержимое мешочка? (с помощью рук)
- Для чего человеку нужны руки? (с помощью рук мы одеваемся, держим предметы, рисуем и т.д.)
- Руки – тоже наши главные помощники.
Воспитатель: Чтоб здоровыми нам быть, надо с пальчиками дружить!
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
Хочешь, эдак, хочешь так,
Не обидятся никак.
Действия выполняются в соответствии с текстом
Доктор Пилюлькин: Ребята, рассмотрите внимательно предметы, которые вы достали из мешочка. Какого они цвета? (Помидор - красный, лимон - желтый, огурец – зеленый и т.д.)
- А с помощью чего вы определили цвет предметов? (с помощью глаз)
- Для чего человеку нужны глаза? (С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении и т.д.)
На портрете дорисовываются глаза.
Доктор Пилюлькин: А что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми? (Беречь глаза, тренировать - делать гимнастику для глаз, есть продукты, содержащие витамины и т.д.)
Воспитатель: А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.
Физкультминутка «Самолет»
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом»
Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.
Отводят попеременно правую и левую руки и прослеживают за ним взглядом.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
Делают вращательные движения руками и прослеживают за ними руками.
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
Встают на носочки и изображают полет самолета.
Доктор Пилюлькин: В моем чемоданчике есть кое-что съедобное. Попробуйте угадать что, но для этого нужно закрыть глаза.
Дети пробуют продукты на вкус кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколад и определяют, что это и какой вкус имеет (кислый, соленый, сладкий)
- С помощью чего вы определили, что это за продукты и какие они на вкус? (С помощью языка)
- Значит, язык – еще один наш помощник.
На портрете дорисовывается рот.
Воспитатель: Давайте поиграем язычком. Я нам начну, а вы продолжите.
Ша-ша-ша – у меня …лапша.
Са-са-са – прилетела к нам …оса.
Бы-бы-бы – во дворе стоят …столбы.
Та-та-та – горячая …плита.
Доктор Пилюлькин: Я принес с собой эти загадочные баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них.
Игра «Отгадай по запаху»
Дети определяют продукт (чеснок, лук, мандарин) и называют его.
- С помощью чего вы угадали, что находится в баночках? (С помощью носа)
На портрете дорисовывается нос.
- А для чего человеку нужен нос? (Чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т.д.)
- А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите ни-на. Что получилось? А теперь скажите ма-ма.
Воспитатель: О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.
Дыхательная гимнастика:
1.Глубоко вдыхаем и длительно выдыхаем через нос. Рот закрыт.
2.Вдох через нос, выдох через рот.
Доктор Пилюлькин: А еще в моем чемоданчике есть замечательные вещи. Сейчас вы их услышите.
Дети, сидя спиной, угадывают издаваемые звуки бубна, погремушки, свистка, колокольчика.
- С помощью чего вы слышали звуки? (с помощью ушей)
На портрете дорисовываются уши.
- А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т.д.)
Доктор Пилюлькин: Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился!

Век цифровых технологий разнообразил и упростил жизни людей. Но большинство технологичных новинок зачастую долгое время претерпевает недоверие со стороны пользователей. Многие из нас попросту боятся чего-то нового. Вспомнить, например, микроволновые печи, спрос на которые был невероятно низок в первое время, или фотографию, когда французский художник и изобретатель Луи Дагер впервые сделал фотоснимок и услышал жесткую критику в свой адрес. И в наше время многие изобретения долго время остаются без особого внимания людей.


Взять, к примеру, анализаторы состава тела. Как показывает опрос, каждый третий человек сомневается в достоверности их работы и показаний. Эти люди считают, что таких умных весов просто быть не может в нашем мире. И сомнения их понятны: как такой компактный, тонкий прибор может выполнить полноценный анализ состава тела человека без всяких дополнительно подключаемых проводов и датчиков? Это ведь, если и не за гранью воображения, то уже точно из области фантастики! Наши предки когда-то с опаской смотрели на добытый огонь, для них он был чем-то невероятным и невозможным. Но нам же выпала возможность прожить жизнь в век высоких цифровых технологий – время, когда в нашей жизни появляются «умные» телефоны, «умные» автомобили, «умные» весы с функцией анализа состава тела .

Наше сомнение – есть ни что другое, как возможность получить достоверные знания. А наши знания говорят нам о том, что какими бы умными и фантастическими ни казались для нас анализаторы состава тела, их работа всего лишь основана на знакомых всем нам со школы элементарных законах физики.

Еще на уроках физики нам рассказывали о сопротивлении электрического тока с разными проводниками. Мы знаем, что вода – отличный проводник. Также из уроков анатомии нам известно, что мышцы тела на 75% состоят из воды, жировые ткани человека содержат наименьшее ее количество. Значит, электрический импульс легко и быстро проходит через мышечную ткань, но задерживается на пути через жировые ткани.

Принцип работы «умных весов с анализатором массы » или просто анализаторов состава тела как раз и основан на измерении электрического сопротивления тканей при прохождении через них безопасного низкоинтенсивного электрического тока.



Полученные данные «умные весы » обрабатывают и анализируют. Имея информацию о весе, росте, возрасте человека, а также результаты измерения содержания воды, жировой и безжировой массах, они высчитывают мышечную, костную массы, метаболический возраст. Процесс измерения занимает несколько секунд и не требует особых навыков и умений от пользователей.

Выходит, умные весы с анализатором состава тела – не такое уж фантастическое изобретение. Основа их работы – старые, как мир, законы физики и биологии. И, конечно, немного современных технологий, без которых сегодня - никуда.

Не стоит сомневаться в том, что Вы не пробовали. И помните, что всякое познание начинается с опыта!

Перейти в раздел