Умножение на 9 с помощью пальцев. Умножение на пальцах

С лучшей бесплатной игрой учится очень быстро. Проверьте это сами!

Учить таблицу умножения - игра

Попробуйте нашу обучающую электронную игру. Используя её, вы уже завтра сможете решать математические задачи в классе у доски без ответов, не прибегая к табличке, чтобы умножить числа. Стоит только начать играть, и уже минут через 40 будет отличный результат. А для закрепления результата тренируйтесь несколько раз, не забывая о перерывах. В идеале – каждый день (сохраните страницу, чтобы не потерять). Игровая форма тренажера подходит как для мальчиков, так и для девочек.

Результат: 0 очк.

· =

Смотрите ниже шпаргалки в полной форме.


Умножение прямо на сайте (онлайн)

*
Таблица умножения (числа от 1 до 20)
× 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
2 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40
3 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36 39 42 45 48 51 54 57 60
4 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 44 48 52 56 60 64 68 72 76 80
5 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100
6 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90 96 102 108 114 120
7 7 14 21 28 35 42 49 56 63 70 77 84 91 98 105 112 119 126 133 140
8 8 16 24 32 40 48 56 64 72 80 88 96 104 112 120 128 136 144 152 160
9 9 18 27 36 45 54 63 72 81 90 99 108 117 126 135 144 153 162 171 180
10 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200
11 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110 121 132 143 154 165 176 187 198 209 220
12 12 24 36 48 60 72 84 96 108 120 132 144 156 168 180 192 204 216 228 240
13 13 26 39 52 65 78 91 104 117 130 143 156 169 182 195 208 221 234 247 260
14 14 28 42 56 70 84 98 112 126 140 154 168 182 196 210 224 238 252 266 280
15 15 30 45 60 75 90 105 120 135 150 165 180 195 210 225 240 255 270 285 300
16 16 32 48 64 80 96 112 128 144 160 176 192 208 224 240 256 272 288 304 320
17 17 34 51 68 85 102 119 136 153 170 187 204 221 238 255 272 289 306 323 340
18 18 36 54 72 90 108 126 144 162 180 198 216 234 252 270 288 306 324 342 360
19 19 38 57 76 95 114 133 152 171 190 209 228 247 266 285 304 323 342 361 380
20 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400

Как умножать числа столбиком (видео по математике)

Чтобы потренироваться и быстро выучить, можно также попробовать умножать числа столбиком.

Далеко не всем необходима в жизни высшая математика. Но если ребенок освоил таблицу умножения, то просто не может такого случиться, чтобы это ему когда-нибудь и где-нибудь не пригодилось. Хоть в юные годы, хоть потом, но подобные знания ему обязательно понадобятся. Они могут потребоваться в любой момент в домашней обстановке при решении бытовых задач, во время походов в магазины и на рынок, при оплате коммунальных и прочих услуг. Кем бы ни стал ребенок, когда превратится во взрослого: чернорабочим, бизнесменом, производственником, ученым, министром, без подобных знаний просто невозможно представить себе рабочий процесс. И не всегда и везде удобно носить с собой калькулятор. Но как легко запомнить таблицу умножения для маленького человека, а взрослым - помочь ему в этом? Оптимизировать процесс позволяют некоторые забавные приемы и увлекательные игры.

Сократим труды вдвое

Как находить результат по таблице, где вертикальная левая с краю и самая верхняя линия представляют собой клетки, заполненные числами от 1 до 10, знают все. И дети учатся пользоваться ей обычно легко и без затруднений. К примеру, если нам нужно узнать, сколько будет семью восемь, следует сначала найти 7 в левом вертикальном столбце и провести в уме от нее горизонтальную воображаемую линию вправо. Далее необходимо отыскать 8 в верхнем ряду и от нее опустить перпендикуляр вниз. На пересечении подобных линий и будет виден результат. Нетрудно убедиться, что он равен 56, что соответствует действительности. Подобными таблицами пользуются часто. Они удобны тем, что позволяют компактно записать таблицу умножения и легко находить по ней результат. Данная система чисел прекрасно известна школьникам младших классов и изучается ими на занятиях.

Внимательно рассматривая таблицу умножения чисел от 1 до 10, приведенную выше, можно заметить одну интересную вещь. Она представляет собой квадрат, и если провести воображаемую линию от левого крайнего угла вверху к правому крайнему внизу, то есть диагональ, то числа отобразятся друг в друга через нее, как в зеркале. В этом проявляется очень важное свойство умножения: когда множители переставляют местами, результат вычислений никогда не меняется. Например: 4 х 8 = 24, а также 8 х 4 = 24.

Отсюда делаем вывод: как запомнить таблицу умножения быстро и легко? Есть возможность сократить усилия вдвое, заучив числа только верхнего из образовавшихся треугольников. А остальные данные воспроизводить, меняя множители местами.

Ребенку будет легче найти результат при умножении чисел до 10, если меньшее из них ставить на первое место. Обычно так учат делать в японских школах. Считается, что 4 раза по 8 вычислить гораздо проще, чем взять 8 раз по 4.

Иногда удобнее начать с конца

С умножением числа на 1 у детей обычно проблем не возникает, потому что в результате обязательно получится само это число. Но когда ребенок усвоит это простенькое правило, следует сразу объяснить ему, что с умножением на 10 у него тоже не может возникнуть сложностей, ведь сделать это почти так же легко. Производя указанные вычисления, необходимо просто к самому числу в уме или на бумаге приписать 0.

Такое удобство немного позднее можно использовать, помогая легко запомнить таблицу умножения на 9. Как это сделать? К исходной цифре приписываем ноль и отнимаем от полученного это число.

Приведем пример, умножив 6 на 9. Приписываем ноль к шестерке и получаем 60. Затем отнимаем 6 - и выходит 54. И так со всеми остальными числами.

Умножить на 9 помогут пальцы

Без затруднений освоить данную науку помогают пальцы рук. Начиная рассказ о том, как легко запомнить таблицу умножения, а именно ту ее сложную часть, когда речь идет об умножении на 9, разложим перед собой обе руки на столе ладонями к его поверхности. И пронумеруем пальцы слева направо, присваивая им цифры от 1 до 10.

Теперь представим, что необходимо 4 помножить на 9. Для этого загибаем тот из пальцев, который имеет четвертый номер, то есть указательный на левой руке. Процесс этот проиллюстрирован на картинке. Чтобы найти искомый результат, обратим внимание, что слева остались не загнутыми три пальца. Это будут десятки нашего числа. А справа мы видим шесть пальцев. Это станет единицами искомого результата. Итого получаем число 36. Как известно, 4 х 9 и будет ровно столько же.

Можно проверить, что подобный прием работает и во всех других случаях. То есть при умножении 1 на 9 загнутых пальцев слева не будет, а справа их останется девять. Значит, искомым числом окажется 9 (0 десятков и 9 единиц), что по всем математическим законам правильно.

И еще один пример. Умножим 6 на 9. Загибаем шестой палец слева. Это окажется большой палец правой руки. Слева остается пять десятков, а справа четыре единицы. Значит, нашим числом будет 54. И это верный ответ.

Вот и способ, как легче запомнить таблицу умножения ребенку с таким большим и неудобным числом 9.

Квадраты чисел

Рассматривая таблицу, приведенную в начале статьи, обратим особое внимание на ее элементы, отмеченные красным. Они располагаются по диагонали слева направо. Эти числа являются результатом умножения самих на себя цифр от 1 до 10.

И это выражается всем известными равенствами:

1 х 1 = 1; 2 х 2 = 4; 3 х 3 = 9; 4 х 4 = 16; 5 х 5 = 25; 6 х 6 = 36; 7 х 7 = 49; 8 х 8 = 64; 9 х 9 = 81; 10 х 10 = 100.

Дети в начальных классах еще не знают, что подобное действие равносильно возведению в квадрат. Но если на данной стадии обучения обратить на указанное обстоятельство внимание, то потом им будет удобнее это усваивать.

Как легко запомнить таблицу умножения в подобном случае? Объясним это наглядно для умножения 7 х 7.

Следует начертить прямоугольник, длина и ширина которого составляют по семь клеточек, и пронумеровать каждую из них. Совершенно понятно, что получится квадрат, а число ячеек будет его площадью. В жизни она измеряется в квадратных сантиметрах, метрах, километрах и так далее, то есть тоже в своеобразных квадратиках, но другой и разной величины. А искомый результат действия, то есть 7 х 7, окажется написанным в самой последней, нижней справа клеточке. Он отражает число ячеек и одновременно показывается площадью нарисованного квадрата.

Ряд из разностей квадратов

Как удобнее запоминать квадраты чисел? Заметим, что результаты умножения чисел на себя, приведенные выше, отличаются друг от друга следующим образом.

4 - 1 = 3; 9 - 4 = 5; 16 - 9 = 7; 25 - 16 = 9; 36 - 25 = 11; 49 - 36 = 13; 64 - 49 = 15; 81 - 64 = 17; 100 - 91 = 19.

Итого, возникает последовательность чисел: 3; 5; 7; 9; 11; 13; 15; 17; 19.

Мы нашли разности, они и являются членами полученного ряда. В такой последовательности каждое далее идущее число отличается от предыдущего на 2. Это означает, что квадрат каждого следующего числа увеличивается по сравнению с тем квадратом числа, что на единицу меньше, на определенную разность. А она, в свою очередь, изменяется в каждом следующем случае на два, становясь больше.

Если указать ребенку на подобное свойство, это будет очередным способом того, как запомнить таблицу умножения быстро и легко. Числа обладают интересными закономерностями, а знание подобных интересных фокусов в обучении дает результат гораздо лучше, чем тупое зазубривание логически не связанных ничем чисел. Ребенку можно это подать в виде игры, которая, кстати сказать, не просто может оказаться увлекательной, а поможет потренироваться в устном счете.

Маленькие числа

Как легко запомнить таблицу умножения на 2 и 3? Этого добиться, занимаясь с ребенком, обычно несложно. Маленькие числа, как правило, не вызывают у детей затруднений. При умножении двух на множители от 1 до 10 все равно не получится более 20. И здесь просто надо научиться удваивать. Добиться этого возможно, сев рядом с ребенком и считая, используя пальцы двух пар рук. Вот как легко запомнить таблицу умножения на 2.

Аналогичным же образом следует тренироваться с утроением чисел, подключив к подобной игре еще кого-то из членов семьи, а также друзей сына или дочери.

Умножая на пять, удобнее и правильнее всего тоже прибегнуть к такого же рода приему. И в данном случае процесс облегчается тем, что на каждой из рук у человека по пять пальцев. А это удобно при вычислении и формировании в памяти ученика результата. Объясняя это ребенку, здесь очень уместно углубиться в историю математики. Можно рассказать о том, как возникла в глубокой древности десятичная система исчисления. И что это связано с количеством человеческих пальцев, сосчитанных на одной и двух руках.

Простые множители и признаки делимости

Следует обратить особое внимание ребенка на то, что при умножении на 5 любого из чисел, даже если оно много больше 10, всегда получается произведение, которое в своем написании оканчивается на 0 или 5. Это в дальнейшем поможет маленькому ученику усвоить признаки делимости на 5.

То же самое полезно делать с цифрами 2 и 3. Как легко запомнить таблицу умножения на данные числа? Постоянно указывая на то, что при удвоении любого числа результат вычислений все время заканчивается на числа 2; 4; 6; 8; 0. А при утроении выходит произведение, составляющие цифры которого в сумме всегда делятся на три.

Далее можно приступить к умножению на 6, доказывая ребенку на практике, что совершая данное действие, сначала нужно утроить исходное число, а потом его удвоить (или наоборот), потому что само число 6 составляется из множителей 2 и 3.

Как легко запомнить таблицу умножения на 8? Здесь удобно показать, что правильный ответ получается при тройном удваивании любого взятого числа. Аналогичным образом, умножая на четыре, удвоить первоначальное следует дважды.

Простое число 7

Среди чисел от 1 до 10 для многих детей неожиданно сложным оказывается семерка, именно потому, что это простое число. Хотя подобное утверждение и похоже на каламбур. Да, с точки зрения математики семь является простым, как и все другие числа, которые, кроме себя и единицы, не имеют делителей. И, несомненно, ввиду этого на него сложно умножать. Ведь для 7 не подходят те принципы, которые только что были применены для 6 и 8.

Но учитывая указанное относительно цифры 7, как легко запомнить таблицу умножения? Игра поможет ребенку справиться с непокорным числом. Но что для этого нужно?

Рассмотрим очень интересную вещь - игральный кубик. Он имеет шесть граней и наделен замечательным свойством: количество точек на противоположных его сторонах при сложении всегда дают семь. Поэтому чтобы вычислить сумму чисел, отмеченных на всех гранях, достаточно 3 х 7. Это будет 21. Если взять несколько кубиков, для подсчета количества точек на его сторонах в сумме достаточно будет 21 умножить на число данных игральных приспособлений.

Занимаясь с ребенком, следует набрать подобных предметов как можно больше. Бросая кубики, нужно сначала предлагать маленькому ученику подсчитывать числа, которые выпали на верхней и нижней их гранях, складывая их. Потом на боковых, всех сторонах и так далее, сравнивая в процессе игры результаты друг друга. При этом, разумеется, у взрослых, знающих секрет данных загадочных предметов, вычисления будут производиться на удивления быстро, а подсчет ответа происходить с волшебной скоростью. В конце соревнования следует раскрыть ребенку, который без сомнения удивится подобным способностям, тайну. И объяснить при этом, как производится подсчет, предложив ему самому попробовать. Это и есть легкий способ запомнить таблицу умножения, когда дело касается такого сложного числа, как 7.

Умножение на числа больше 5

Особые сложности у детей младшего возраста, конечно, вызывают числа больше 5 и их умножение друг на друга. Но чтобы легко справиться с данной задачей, вновь на помощь могут прийти пальцы рук. Следует заверить, что существуют способы всегда найти ответ на любой поставленный вопрос, решить примеры и безошибочно узнать произведение двух указанных чисел, начиная от 6 и заканчивая 10.

Так как легко запомнить таблицу умножения на пальцах? Следует снова пронумеровать их, но уже по-другому, не как при применении приема умножения только на 9, который был рассмотрен ранее. Здесь большим пальцам на обеих руках присваивается цифра 6, указательным - 7, следующим за ними средним - 8, безымянным - 9, а мизинцам - 10. Схема нумерации представлена на картинке ниже.

Для нахождения произведения пальцы с номерами нужных чисел соединяют. Цифра, указывающая на десятки искомого числа, подсчитывается следующим образом: два соединенных пальца плюс нижние от них. А единицы находятся перемножением верхних.

На представленной ниже иллюстрации можно рассмотреть подробнее: как следует умножать 8 на 9. Пальцы с соответствующими номерами соединяются. Далее подсчитывается число десятков, их семь. Единицы находятся умножением числа верхних пальцев. А значит: 2 х 1 = 2. Итого выходит в ответе число 72, что является верным.

Бывают и случаи посложней. Например, попробуем вычислить 6 х 6. В данном случае приходится соединять большие пальцы, а количество десятков вроде бы должно равняться 2, хотя это не верно. Но главные затруднения при подсчете сразу становятся очевидными, когда приходится определять единицы и умножать числа верхних пальцев обеих рук. Здесь 4 х 4 = 16, что уже не цифра, а двухзначное число. Для получения правильного ответа складывают два десятка и число 16. В итоге получаем 36, что и является верным ответом. Так следует поступать каждый раз, когда при перемножении верхних пальцев оказывается число больше 9.

Если ребенок усвоит описанные приемы, он сразу поймет, как легко запомнить таблицу умножения.

Пишем математические стихи

Все дети, как известно, разные. И все они обладают своими способностями. Одни из них прекрасно оперируют цифрами и усваивают их законы. Другие по натуре лирики. И сколько им ни объясняй логику умножения чисел, они мало что способны понять и запомнить. Поэтому существуют маленькие ученики, для которых легко запомнить таблицу умножения в стихах. Как это сделать лучше?

Прежде всего следует обратить внимание ребенка, что некоторые задачи с умножением и ответы на них рифмуются сами по себе.

Приведем примеры подобного:

    пятью пять - двадцать пять;

    шестью шесть - тридцать шесть;

    семью пять - тридцать пять;

    девятью пять - сорок пять.

Но если даже задачи сразу не складываются в рифмы, то можно дописать их, то есть добавить фразы, тем самым сотворив из них стихотворение.

Здесь в качестве примера рассмотрим таблицу умножения на 7. А стишок может быть таким:

Семью два - четырнадцать, я хочу ученым стать;

Семью три - двадцать один, мы упорно посидим;

Семью четыре - двадцать восемь, сами решим, ни у кого не спросим;

Семью пять - тридцать пять, сто раз я повторю опять;

Семью шесть - сорок два, помогают мне учить слова;

Семью семь - сорок девять, главное работу сделать;

Семью восемь - пятьдесят шесть, я уверен, так оно и есть;

Семью девять - шестьдесят три, и это правильно, что ни говори.

Самое главное при претворении данного метода в жизнь для родителей - понимать, что не надо детям предлагать готовые рифмованные строчки, заставляя бездумно зазубривать их. Лучше совместно попытаться сочинить свои стихи и подобрать удачные рифмы. Только тогда можно говорить об уверенности в том, что ребенок прекрасно заучит таблицу умножения и запомнит ее на всю оставшуюся жизнь.



Сегодня на уроке мы буквально на пальцах научимся умножать числа. Когда у вас под рукой нет тетрадки и калькулятора, обратите внимание на саму руку – на ней есть пальцы. Этот метод умножения мне показала бабушка, и я решил, поскольку я сам никогда уже не стану бабушкой, пора рассказать и вам о возможностях наших пальцев.
Спешу предупредить, что метод рассказывает об умножении чисел 6, 7, 8, 9. По умолчанию предполагается, что умножать до пяти вы умеете.
Итак, правила счёта:
Один загнутый палец – это число 6, два пальца – 7, три пальца – число 8, четыре пальца – число 9.
Пример. Умножаем 6х6. Загибаем по пальцу на обеих руках.

Не согнутые пальцы умножаем друг на друга. 4х4=16. Согнутые принимаем за десятки, и складываем. Это 20. 20+16=36. Итого 6х6=36
Умножаем. 6х7.

Не согнутые пальцы умножаем друг на друга. 4х3=12. Согнутые принимаем за десятки, и складываем. Это 30. 30+12=42. Итого 6х7=42
Умножаем 7х7

Не согнутые пальцы умножаем друг на друга. 3х3=9. Согнутые принимаем за десятки, и складываем. Это 40. 40+9=49. Итого 7х7=49
Умножаем 7х8

Не согнутые пальцы умножаем друг на друга. 3х2=6. Согнутые принимаем за десятки, и складываем. Это 50. 50+6=56. Итого 7х8=56
Умножаем 8х8

Не согнутые пальцы умножаем друг на друга. 2х2=4. Согнутые принимаем за десятки, и складываем. Это 60. 60+4=42. Итого 8х8=64
Умножаем 8х9

Не согнутые пальцы умножаем друг на друга. 2х1=2. Согнутые принимаем за десятки, и складываем. Это 70. 70+2=72. Итого 8х9=72
И умножаем 9х9

Таблица умножения – те необходимые в жизни каждого человека знания, которые требуется элементарно заучить, что на первых школьных порах даётся совсем не элементарно. Это потом уже с легкостью мага мы «щелкаем » примеры на умножение: 2·3, 3·5, 4·6 и т.д., но со временем все чаще забываемся на множителях ближе к 9, особенно если счетной практики давно не ведали, отчего отдаемся во власть калькулятора или надеемся на свежесть знаний друга.


Однако, овладев одной незамысловатой техникой «ручного » умножения, мы можем запросто отказаться от услуг калькулятора. Уточнение: речь идет о школьной таблице умножения, т.е. для чисел от 2 до 9, умножаемых на числа от 1 до 10.

Умножение для числа 9 – 9·1, 9·2 … 9·10 – легче выветривается из памяти и труднее пересчитывается вручную методом сложения, однако именно для числа 9 умножение легко воспроизводится» на пальцах». Растопырьте пальцы на обеих руках и поверните руки ладонями от себя. Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).

Допустим, хотим умножить 9 на 7. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать 9. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 7. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа – количество единиц. Слева у нас 6 пальцев не загнуто, справа – 3 пальца. Таким образом, 9·7=63. Ниже на рисунке детально показан весь принцип «вычисления ».

Еще пример: нужно вычислить 9·9=? По ходу дела скажем, что в качестве «счетной машинки » не обязательно могут выступать пальцы рук. Возьмите к примеру 10 клеточек в тетради. Зачеркиваем 9-ю клеточку. Слева осталось 8 клеточек, справа – 1 клеточка. Значит 9·9=81. Все очень просто.

Умножение для числа 8 – 8·1, 8·2 … 8·10 – действия здесь похожи на умножение для числа 9 за некоторыми изменениями. Во-первых, поскольку числу 8 не хватает уже двойки до круглого числа 10, нам необходимо каждый раз загибать сразу два пальца – с номером х и следующий палец с номером х+1. Во-вторых, тотчас же после загнутых пальцев мы должны загнуть еще столько пальцев, сколько осталось не загнутых пальцев слева.

В-третьих, это напрямую работает при умножении на число от 1 до 5, а при умножении на число от 6 до 10 нужно отнять от числа х пятерку и выполнить расчёт как для числа от 1 до 5., а к ответу затем добавить число 40, потому что иначе придется выполнять переход через десяток, что не совсем удобно «на пальцах », хотя в принципе это не так сложно. Вообще надо заметить, что умножение для чисел ниже 9 тем неудобнее выполнять «на пальцах », чем ниже число расположено от 9.

Теперь рассмотрим пример умножения для числа 8. Допустим, хотим умножить 8 на 3. Загибаем палец с номером 3 и за ним палец с номером 4 (3+1). Слева у нас осталось 2 незагнутых пальца, значит нам необходимо загнуть еще 2 пальца после пальца с номером 4 (это будут пальцы с номерами 5, 6 и 7). Осталось 2 пальца не загнуто слева и 4 пальца – справа. Следовательно, 8·3=24.

Еще пример: вычислить 8·8=? Как было сказано выше, при умножении на число от 6 до 10 нужно отнять от числа х пятерку, выполнить расчет с новым число х-5, а затем добавить к ответу число 40. У нас х=8, значит загибаем палец с номером 3 (8-5=3) и следующий палец с номером 4 (3+1). Слева два пальца остались не загнуты, значит загибаем еще два пальца (с номером 5,6). Получаем: слева 2 пальца не загнуты и справа – 4 пальца, что обозначает число 24. Но к этому числу нужно еще добавить 40: 24+40=64. В итоге 8·8=64.

1.5 Люди – феномен быстрого счёта


Феномен особых способностей в устном счёте встречается с давних пор. Как известно, ими обладали многие ученые, в частности Андре Ампер и Карл Гаусс. Однако, умение быстро считать было присуще и многим людям, чья профессия была далека от математики и науки в целом.

До второй половины XX века на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счёте. Иногда они устраивали показательные соревнования между собой. Известными российскими «суперсчетчиками » являются Арон Чиквашвили, Давид Гольдштейн, Юрий Горный, зарубежными – Борислав Гаджански, Вильям Клайн, Томас Фулер и другие.

Хотя некоторые специалисты уверяли, что дело во врожденных способностях, другие аргументировано доказывали обратное: «дело не только и не столько в каких-то исключительных «феноменальных » способностях, а в знании некоторых математических законов, позволяющих быстро производить вычисления» и охотно раскрывали эти законы.

Истина как обычно, оказалась на некоей «золотой середине » сочетания природных способностей и грамотного, трудолюбивого их пробуждения, взращивания и использования. Те, кто следуя Трофиму Лысенко уповают исключительно на волю и напористость, со всеми уже хорошо известными способами и приемами устного счёта обычно при всех стараниях не поднимаются выше очень и очень средних достижений.

Более того, настойчивые попытки «хорошенько нагрузить » мозг такими занятиями как устный счёт, шахматы вслепую и т.п. легко могут привести к перенапряжению и заметному падению умственной работоспособности, памяти и самочувствия (а в наиболее тяжелых случаях – и к шизофрении). С другой стороны и одаренные люди при беспорядочном использовании своих талантов в такой области как устный счёт быстро «перегорают » и перестают быть в состоянии длительно и устойчиво показывать яркие достижения. Один из примеров удачного сочетания обоих условий (природной одаренности и большой грамотной работы над собой) показал наш соотечественник, уроженец Алтайского края Юрий Горный.

Пожалуй, единственная научно обоснованная и достаточно подробно разработанная система резкого повышения быстроты устного счёта создана была в годы второй мировой войны цюрихским профессором математики Я. Трахтенбергом. Она известна под названием «Система быстрого счёта ». История ее создания необычная. В 1941г. гитлеровцы бросили Трахтенберга в концлагерь.

Чтобы уцелеть в нечеловеческих условиях и сохранить нормальной свою психику, Трахтенберг начал разрабатывать принципы ускоренного счета. За четыре страшных года пребывания в концлагере профессору удалось создать стройную систему ускоренного обучения детей и взрослых основам быстрого счёта. Уже с самого начала результаты были самые отрадные. Учащиеся радовались вновь приобретенным навыкам и с воодушевлением двигались вперед. Если раньше их отталкивала монотонность, то сейчас их привлекало разнообразие приёмов. Шаг за шагом, благодаря достигнутым ими успехам, рос интерес к занятиям. После войны Трахтенберг создал и возглавил Цюрихский математический институт, получивший мировую известность.

Также разработкой приёмов быстрого счёта занимались другие ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман и другие.

В сегодняшней реалии люди, способные вычислять в уме, смотрятся как некие "суперумники", хотя в этом ничего сложного нет. Калькулятор калькулятором, а считать в уме полезно!

Сегодня предлагаю вам научить ваших любимых чад таблице умножения на "9" на пальцах.
Я уже многим детишкам показал это, и всегда данное действо воспринималось с огромным восторгом.

К сожалению данный способ годится только для таблицы умножения на "9".
Итак, начали.

Для начала положим свои руки на стол и мысленно пронумеруем пальчики слева направо от 1 до 10. Чтобы выполнить действие умножения, допустим 9 х 3 = ?, загибаем третий слева пальчик. Всё! Ответ готов: оставшиеся не загнутыми пальчики слева образуют количество десятков в ответе, а не загнутые справа? количество единиц. Считаем, и говорим ответ: 27!

Таким образом можно получить ответ для любого числа. Вот здесь, допустим, пример 9 х 7 = 63.

==========================================================

Следующим этапом, после усвоения этой таблицы умножения, можно научить детей такому простенькому фокусу:

Возьмите калькулятор и наберите на нем? 12345679 (все цифры подряд без восьмерки), нажмите символ "х" (умножить) и спросите: "Какая у тебя самая любимая цифра?".
Допустим, сказали "4", значит умножаем на 36 и на дисплее калькулятора красуются одни четверки!

Как это делается?
Очень просто, надо в уме "любимую цифру" умножить на 9, и уже это длинное число умножать на получившийся результат. Т.е. если назовут "8", то 12345679 надо умножить на (8 х 9 =) 72 и получить на экране? 88888888.

===========================================================

И напоследок, хотите удивить всех точно назвав день недели приходящийся на любую дату года!

Это настолько просто. Возьмем, к примеру, текущие месяцы. На стене у меня висит календарь, который я сфотографировал, чтобы особо не заморачиваться.

Обратите внимание на пустые клетки перед началом месяца, т.е. до 1-го числа. В июле? "3", в августе? "6", в сентябре? "2". Это так называемые "числа месяца". Это всё что нам надо знать заранее!
Запомнить 12 чисел года несложно, если еще и применить "мнемотехнику". Вот эти три цифры образуют, допустим, очень известную цену в СССР? 3,62. Цена бутылки водки.

Теперь технология "угадывания" дня недели. Допустим, вам говорят: "Какой день недели будет 5 августа?"

Вы в уме производите несложные вычисления? К дню прибавляете "число месяца" (в нашем случае? "6") и полученную сумму делите на 7. Остаток от деления и даст нам искомый день недели.

Производим вычисления: 5 + 6 = 11 / 7 = 1 и 4 в остатке. Значит день недели? 4 (четверг).
Соответственно: 1 ? понедельник, 2 ? вторник и т.д. Если делится без остатка, значит искомый день? "воскресенье"

Числа месяца до конца года: октябрь? 4, ноябрь? 0, декабрь? 2 (прям, "Москвич-402").
Т.е. в ноябре ничего прибавлять не надо, а сразу же приступать к делению.