Умение сострадать. Почему важно сострадать другому человеку

Сострадание является одним из лучших качеств человеческой натуры. Оно позволяет видеть боль окружающих людей и не оставаться равнодушным. С детства родители пытаются объяснить нам, почему важно сострадать другому человеку. Разберемся, что значит это качество.

Понятие

Сострадание - это эмоциональное чувство, проявляемое нами к другому живому существу. Это не обязательно должен Мы можем сострадать бездомной кошке или собаке, диким животным, птицам и даже насекомым. Таким образом, мы пытаемся понять несчастье другого и становимся к нему ближе.

Сострадание - это сопереживание, жалость, которые испытывает человек по отношению к тому, кто оказался в тяжелых жизненных условиях. Оно может быть выражено в форме моральной поддержки или в виде оказания реальной помощи.

Как выражается

Каждый человек проявляет сострадание по-своему. избирательно и напрямую зависит от нашего отношения к тем или иным людям или животным. Человека трогает боль небезразличного ему существа.

Для нашей психики сострадание является тяжелой нагрузкой. Видя чье-то несчастье, мы начинаем сильно переживать и расстраиваться. Иногда настроение может испортиться на долгое время, что выведет человека из привычного состояния. Особо впечатлительные натуры, испытывая сострадание, впадают в депрессию.

Не всегда эмоциям надо давать выход. Почему? Важно сострадать другому, но при этом не следует забывать о своем душевном спокойствии. В нашем мире каждый день происходит множество несчастий. Однако стоит помнить и о радостных моментах, которые помогают жить с надеждой на лучшее.

В чем польза сострадания

Люди, умеющие сопереживать, намного богаче в духовном плане, нежели те, кто остается безучастным к проблемам окружающих. У человека, который испытывает подобные эмоции, постепенно повышается самооценка, что сказывается на его настроении. Вот почему важно сострадать другому.

Переживания, которые испытывает человек при виде несчастья, подталкивают его к обдумыванию причины возникновения беды и поиску выхода из трудной ситуации. Таким образом, сострадание позволяет развить инстинкт самосохранения, который будет оберегать человека. стараются сделать все, чтобы не допустить в своей жизни подобного несчастья.

Почему важно уметь сострадать другому

Человек, на долю которого выпадает несчастье, нуждается в поддержке. Очень часто люди говорят, что они сильные и могут справиться с проблемами самостоятельно. С одной стороны, такая позиция помогает закалить характер. Однако участие постороннего человека способствует появлению у несчастного сил, необходимых для преодоления жизненных неурядиц. Поднимается настроение, когда понимаешь, что ты не одинок, твоя проблема трогает окружающих, а значит, и справиться с ней будет легче.

Не зря говорят о том, что, если поплакаться в жилетку, станет легче на душе. Почему? Важно сострадать другому, чтобы эмоциональная нагрузка, которую испытывает человек, переживая трудности, находила выход. Разговор с кем-нибудь о своих бедах и проблемах помогает не только сбросить груз с души, но и самому проанализировать ситуацию и попробовать найти выход.

Как правильно сострадать

Сочувствие не всегда может идти во благо человеку, на которого оно направлено. Слишком частое чрезмерное сострадание способно вызвать у некоторых жалости к себе, когда кажется, что мир несправедлив. А это может привести к смирению с трудностями и нежеланию их преодолевать. вы только навредите. Вот почему важно уметь сострадать другому так, чтобы это имело положительный итог.

Показывая человеку свое участие в его проблемах, нужно дать ему выговориться и постараться понять причину его беды. Если вам кажется, что ситуацию можно разрешить, помогите советом. Стоит помнить, что конкретное действие во многих случаях сильнее слов. Будет отлично, если вам удастся реально помочь нуждающемуся.

Когда вы понимаете, что бессильны что-либо изменить, постарайтесь подбодрить человека. Нужно настроить его на мысль, что у него все получится, и он со всем справится.

Благотворительность

Умение сострадать очень ценится у людей. Человек, который готов и может прийти на помощь, пользуется уважением в обществе. Неравнодушными гражданами организовываются специальные благотворительные фонды. В них люди добровольно и безвозмездно сдают денежные средства, предметы одежды, продукты питания, книги, игрушки, лекарства или другие вещи, которые могут понадобиться нуждающимся.

Благотворительностью в последнее время все чаще занимаются знаменитости. На свои деньги они помогают больным детям, старикам, людям, оставшимся без крова. Несомненно, такая деятельность заслуживает наивысшей похвалы.

Современный мир наполнен суматохой и нехваткой времени. Равнодушие встречается все чаще. Именно поэтому важно уметь сострадатьокружающим. Поддержка в трудную минуту, которая исходит от незнакомца, может сильно изменить жизнь человека в лучшую сторону и сделать его выносливее.

Письмо в редакцию:

Здравствуйте! У меня вопрос про то, как помочь близкому, но не в материальном смысле, а поддержать его по-человечески. Потому что с этим всегда что-то не то, как мне кажется. Вот, например, ты помог деньгами или еще что-то сделал, а что сказать, когда человеку просто плохо, когда он плачет или постоянно тебе жалуется? Как обычно говоришь «все будет хорошо» или «не плачь», но это как-то мимо, а что еще сказать, я просто не знаю — я же в душу не могу ему заглянуть, и я ему все-таки не мама или папа. Очень некомфортно себя чувствую в таких случаях, как будто я не оправдываю ожиданий человека, мне кажется, он начинает думать, что на самом деле мне нет дела до его проблем, хотя я честно хочу помочь. Что тут можно сделать?

Андрей, Выборг

На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко

Вы еще пожалеете. Как поддержать человека, чтобы ему не стало еще хуже

«Человек есть существо, страдающее в мире и сострадающее, раненное жалостью, в этом высота человеческой природы», — писал русский религиозный философ Николай Бердяев. Все мы время от времени переживаем горе сами или же горюем вместе с другими страдальцами, поддерживая их в трудную минуту. Но делаем это очень по-разному. Для одних людей сопереживание кажется естественным, как дыхание, они не испытывают серьезных трудностей при общении со страдающим человеком. Другие же вынуждены прилагать для этого серьезное усилие. Иногда настолько серьезное, что сил на сочувствие просто не хватает и человек вообще отказывается участвовать в чужой беде. Да и с принимающей сочувствие стороной тоже все не так просто, как может показаться.

Многим знакома ситуация, когда в трудную минуту тебя вдруг начинают «утешать» так настойчиво, что ты и про горе свое готов забыть, лишь бы избавиться поскорей от этой «помощи».

Но как бы ни были сложны и противоречивы варианты подобных отношений, а человек в них все же остается тем самым — страдающим и сострадающим существом, раненным жалостью. В этом — мера нашей человечнос-ти, необходимый ее минимум, опустившись ниже которого, человек просто перестает быть человеком. Поэтому для каждого из нас является насущной потребностью навык, которым, увы, далеко не все владеют — умение сострадать, не разрушаясь от чужой боли и не причиняя своей жалостью еще больших страданий другому.
Но прежде чем начать разговор об этом умении, необходимо сделать отступление на не менее важную тему — о личностных границах.

Тезис первый: Соблюдение личностных границ другого человека — необходимое условие любви в ее христианском понимании

Когда мы слышим слово «граница», то сразу же ассоциируем его с неким разделением, отгораживанием от чего-либо. Но это отнюдь не единственная функция границ. Как ни странно, именно они создают возможность межгосударственных отношений, договоров о взаимопомощи, торговле, сотрудничестве. Не будь границ между государствами, исчезли бы и сами государства как субъекты этих отношений. Точно так же и любые отношения между людьми возможны лишь там, где есть — я, есть — другой, и есть границы, определяющие — где заканчиваюсь я и где начинается другой. Там, где этих границ нет, отношения исчезают, уступая место не-осознанному обслуживанию чужих чувств, потребностей, капризов и грехов, которые человек начинает воспринимать как свои собственные.

Парадоксальным образом личностные границы позволяют нам сохранять свободу, без которой даже любовь превращается в безликое слияние, когда один человек становится частью другого, теряя самостоятельное бытие.

Такую «любовь-пожирание» христианский писатель К. С. Льюис прямо называл бесовской. Вот как комментирует его мысли митрополит Сурожский Антоний: «…Когда мы говорим, что любим человека, что это на самом деле значит? Есть английский писатель Льюис, который написал книгу писем старого беса своему молодому племяннику… Это действительно о духовной жизни, только наизнанку; и вот этот старый черт дает профессиональные советы молодому чертенку, который в свет-то еще только выпущен, о том, как надо относиться к людям, что надо делать для того, чтобы их соблазнить и погубить…

И вот между прочим он говорит в одном из своих писем с недоумением: “Не могу понять… Христос говорит, что Он любит людей, и оставляет их свободными. Как же совместить это?” И продолжает: “Я тебя люблю, но это значит, что я хочу тебя взять в свои когти, тебя так держать, чтобы ты от меня никуда не удрал, тебя проглотить, из тебя сделать свою пищу, тебя переварить так, чтобы от тебя не осталось ничего бы вне меня. Вот, что я, — говорит старый черт, — называю любовью. А Христос, — говорит, — любит и отпускает на свободу…”»

Итак, соблюдение личностных границ другого человека — необходимое условие любви в ее христианском понимании. А значит, и проявлять христианское сострадание к ближнему мы можем, лишь с уважением относясь к чужим границам и не забывая о своих собственных.

Тезис второй: За просьбой о помощи могут скрываться совершенно разные потребности человека

Люди часто нуждаются в сострадании, иногда почти открытым текстом просят о нем. Однако за такой просьбой могут стоять очень разные потребности, о которых бы вкратце хотелось сказать, разделив их на несколько категорий.

1. Реальная нужда в эмоциональной поддержке.

Ее испытывают люди, попавшие в беду и чувствующие, что сами уже не справляются со своим горем. Описывать здесь подробно разные варианты тяжелых жизненных ситуаций, наверное, не имеет смысла. К тому же психологическая устойчивость к стрессу у людей разная. Кто-то способен мужественно переживать смерть близких, потерю здоровья, развод, предательство друзей. А для кого-то невыносимым испытанием может стать затянувшаяся ссора с родителями или плохая оценка в зачетной книжке. Поэтому, не конкретизируя, просто примем как факт, что к этой категории относятся все, кому сейчас очень плохо.

2. Неудовлетворенная потребность в общении.

3. Откровенная манипуляция, позволяющая добиваться от людей желаемого, вопреки их воле.

Собственно, и предыдущую категорию можно отнести к манипуляциям с той лишь разницей, что ищущий общения и душевного тепла человек чаще всего манипулирует своими ближними неосознанно. Однако этот же принцип можно использовать, вполне отчетливо понимая, что именно и с какой целью ты сейчас делаешь. Например, начать разговор с описания собственных бед и страданий, вызвать у собеседника чувство вины за то, что он такой счастливый и благополучный в сравнении с тобой. А вслед за этим — аккуратненько выторговывать себе всевозможные преференции и бонусы в отношениях. Ведь навязанное чувство вины, подобно воровской отмычке, — один из главных инструментов, принуждающих человека сделать для тебя то, чего по своей воле он делать никак не собирался.

С первым пунктом все очевидно: человеку необходима помощь, значит, ее следует грамотно оказать. А вот с пунктами 2 и 3 дело обстоит несколько сложнее. Хотя, казалось бы, чего проще: манипуляция — дело недостойное, и, обнаружив ее в отношениях, следует тут же прекратить общение с такими людьми. Однако как быть, если манипуляторами вдруг оказались не какие-то привокзальные мошенники, промышляющие гаданием, а самые близкие тебе люди — мама, бабушка, выросшие дети или просто кто-то, чьим общением вы дорожите?

Тезис третий: Манипуляторов не обязательно нужно с негодованием исключить из числа людей, достойных сочувствия, жалости, сострадания

Им тоже бывает нужна помощь, просто другого рода. И здесь нужно уметь распознать подлинную их потребность, чтобы дать им именно то, чего они ждут. Так, например, испытывающего дефицит общения человека совсем не обязательно утешать или подбад-ривать, выслушивая все его стенания. Вместо участия в навязываемом вам спектакле про выдуманные горести куда продуктивней будет аккуратно перевести разговор на темы, которые действительно человеку интересны.

Ведь ему просто хочется поговорить, хочется, чтобы его выслушали, проявили внимание. Поэтому, оставив без реакции его выжимающий слезу рассказ о тщете бытия, можно расспросить его про уникальный рецепт бабушкиного борща, про то, на какую наживку лучше всего зимой идет окунь, или кто был вокалистом группы Deep Purple в 1975 году.

С очевидными манипуляторами ситуация примерно та же: пропустив «страдальческую» вводную часть разговора и выяснив, чего от вас хотят на самом деле, следует поду-мать — готов ли ты сейчас оказать человеку эту помощь. Если да, то открытым текстом можно сказать в ответ примерно следующее: «Я так понял, ты хочешь попросить, чтобы я подменил тебя на праздники и вышел работать в твою смену?» Здесь очень важно, чтобы человек сам озвучил или подтвердил истинное содержание своей просьбы. Тогда из манипуляции ваши отношения перейдут в нормальный разговор двух взрослых людей, каждый из которых берет на себя ответственность за свое поведение. Если же ожидаемую услугу вы оказать по каким-то причинам не можете или не желаете, точно так же следует сначала уточнить у собеседника, чего именно он от вас хочет. После чего спокойно и вежливо ему отказать.

Казалось бы, ничего общего с состраданием и жалостью к ближнему все это не имеет. Но, к сожалению, множество случаев, когда от нас ожидают сочувствия, на поверку оказывается обычными манипуляциями, где нас попросту собираются использовать «втемную» для удовлетворения своих нужд, при этом полностью игнорируя наши желания и возможности. Потакать в этом манипулятору — очевидный грех против ближнего, который, подобно люьисовскому бесу, стремится лишить свободы и сделать частью себя всех, кого он «любит».

Тезис четвертый: К христианскому состраданию нельзя принудить

В таком состоянии любые проявления твоего сострадания вряд ли возможно будет назвать исполнением христианской заповеди о милосердии: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал 6: 1-2). Ведь тяготы эти можно взять на себя добровольно, а можно просто вдруг обнаружить на шее чужую поклажу, которую туда пристраивают без твоего разрешения, попутно воркуя тебе в уши, что, мол, поклажа-то эта на самом деле — твоя, просто ты раньше был не в курсе.

Очевидно, что даже из благих побуждений не стоит участвовать в чужом обмане, пытающемся натянуть одежды сострадания на обычную человеческую слабость и безволие.

Иисус Христос, отдавая в жертву за отпавших от Бога людей Свою жизнь, сказал: Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин 10:18). Подобную власть — добровольно жертвовать собой ради других — каждый христианин получает в святом крещении. И это действительно — власть, которой нужно дорожить, не забывая о ее высоком происхождении. Христианское сострадание не может быть вынужденным, оно всегда — плод свободного выбора в пользу любви. Там же, где это сострадание пытаются выдавить обманом и манипуляциями, впору вспомнить, как фарисеи пытались обмануть Иисуса Христа, спрашивая у него духовного наставления. И как они в итоге получили это наставление, но лишь после гневных слов Учителя: Что искушаете Меня, лицемеры?

Тезис пятый: У сострадающих тоже могут быть различные мотивы, иногда имеющие мало общего с действительным участием в боли другого человека

Таковы, например побудительные причины к помощи у людей со слабыми личностными границами. Рядом с чужой бедой — подлинной или мнимой — они всегда чувствуют себя виноватыми и своим состраданием как бы стараются искупить эту вину, хотя ни в чем не провинились. Отсутствие личностных границ превращает душу такого человека в проходной двор, куда может вторгнуться кто угодно и вести себя как ему вздумается. Такие люди чаще других становятся жертвами манипуляторов, они никому не в силах отказать, потому что в случае отказа чувство вины может стать непереносимым.

Со стороны может показаться, что это и есть настоящая жертвенность. Но на самом деле люди этого типа через сострадание всего лишь обслуживают свою болезненную зависимость от чужого эмоционального состояния.

Главным признаком такого «неправильного» сострадания можно считать чувства самого помогающего после оказания помощи. Неуходящее ощущение вины, «втянутости» в чужую проблему настолько, что человек думает о ней все время, забывая о своих делах, а также вызванное всем этим легкое раздражение, которое постоянно приходится подавлять, — вот картина сострадания, способного вместо помощи другому разрушить самого сострадающего.

Тезис шестой: Нельзя под видом помощи и сострадания увлекаться реализацией своих амбиций

Другой вариант подмены мотивов — нереализованная жажда власти, контроля над другими людьми. Раздавленный горем человек бывает очень беззащитен. В этом состоянии он может ощущать себя как маленький ребенок, нуждающийся в помощи взрослого. И если у помогающего есть скрытое стремление управлять и властвовать, ему в такой ситуации следует быть очень внимательным к своим чувствам, чтобы под видом помощи и сострадания не увлечься реализацией своих амбиций.

Возможны и другие «плюшки», ради которых человек готов терпеть чужую боль, например — подтверждение собственной значимости или чувство нужности, востребованности.

Ничего ужасного в этом нет. Творить добро ради самого добра — дело людей совершенных и бесстрастных. А творить добро, имея в виду также и собственную пользу, — удел большинства из нас. Преподобный авва Дорофей в своих «Душеполезных поучениях» пишет: «Трояким образом… можем мы угодить Богу — или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына».

И если вдруг мы обнаружим, что наше сострадание не совсем бескорыстно, это означает лишь, что в исполнении заповеди Христовой о милосердии мы пока еще подобны рабу или наемнику.

Но и такое сострадание, по слову аввы Дорофея, тоже угодно Богу. Важно лишь сознавать в себе эти свои «побочные» мотивы и стараться держать их под контролем, помня, что главная задача тут все же — удовлетворение потребностей человека, попавшего в беду.

Тезис седьмой: Одно из главных правил в общении с горюющим можно сформулировать так: если не знаешь, что сказать — лучше молчи

Цена пустому или необдуманному слову в кризисной ситуации многократно усиливается, вместо поддержки и утешения оно может нанести и без того страдающему человеку еще одну рану.

Хотя молчать рядом с чужим горем тоже ой как непросто. Ведь сострадание — это совместное страдание. И бывает так, что человек сначала искренне хочет помочь, поддержать ближнего в беде. Но, приблизившись к его боли, приняв ее часть на себя, не выдерживает и пытается любыми средствами от этой боли убежать. Совсем оставить горюющего вроде бы как совесть не позволяет (хотя бывает и такое: человек от страха вновь испытать в сострадании чужую боль просто перестает брать трубку телефона, не навещает, не отвечает на письма).

И тогда у него будто сами собой начинают вырываться, увы, ставшие уже традиционными формулы «утешения»: «Не плачь, другим еще хуже, чем тебе», «Теперь ему (умершему) лучше, чем нам», «Хорошо еще, что у вас не один ребенок». Все эти и подобные им фразы рождены отнюдь не состраданием, а прямо противоположным ему чувством — стремлением испуганного сердца обесценить чужую боль, и лишь после этого взять на себя часть такого «обезвреженного» страдания. Конечно же, эти попытки не приносят никакого облегчения горюющему, поскольку направлены на удовлетворение потребности напуганного «жалельщика».

Еще один способ ухода от чужой боли под личиной сочувствия — прямой запрет на горевание: «Ну что ты раскис? Приободрись, держи себя в руках», «Не горюй, все будет хорошо», «Ты должна выдержать, нужно жить дальше».

Ну и, наконец, самый «благородный» вариант — сравнение с собой-любимым: «Когда у меня мама умерла, я чуть с ума не сошла», «Я знаю, как тебе сейчас трудно, сам прошел через это».

Все эти вроде бы призванные утешать слова на самом деле выполняют лишь одну задачу — прекратить переживание человеком своего горя, ну или хотя бы уменьшить его силу. Потому что нам рядом с ним — больно. А мы хотим, чтобы нам больно не было.

Тезис восьмой: Горюющему человеку нужно помочь пройти все стадии горевания

Между тем у горюющего человека совсем другая потребность. Ему нужно непременно дать выход эмоциям, которые его сейчас буквально разрывают на части. Если их просто подавить (а именно это предполагают описанные выше варианты «жаления»), они впоследствии могут натворить много бед, став причиной неврозов и психосоматических заболеваний.

Поэтому горюющему человеку нужно прежде всего помочь пройти все стадии горевания, прочувствовать боль утраты, выплакаться, отгневаться, элементарно поныть-пожаловаться, поплакать на плече у тех, кто готов выслушивать все это, не разрушаясь и не прерывая этот жизненно важный процесс.

Когда-то в деревнях была такая специальная профессия — плакальщицы. Это были женщины, которых приглашали на похороны для создания скорбной атмосферы. Плакальщицы выступали в качестве своеобразного «детонатора» эмоций, которые у горюющих родственников могли быть подавлены шоком от свалившегося на них несчастья. Рядом с безутешно рыдающими плакальщицами, горюющему человеку было легче и самому, наконец, дать волю слезам и рыданиям, освобождаясь от грозных последствий неотработанного на телесном уровне стресса. Сегодня такой профессии нет, а плач даже в скорбных обстоятельствах многие люди считают для себя недопустимым.

Между тем это абсолютно естественное движение человеческой природы, и лучшее тому доказательство — слезы Иисуса Христа, встречающего плачущих родственников и друзей умершего Лазаря. Более того, у христиан есть прямая заповедь именно о такой помощи горюющим: …плачьте с плачущими (Рим 12:15).

Если же для этого нет душевных сил, можно вспомнить, как сострадали праведному Иову его друзья, пришедшие поддержать его в горе: …И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов 2:13). Далее Иов вдруг начинает гневаться и проклинать ночь своего зачатия, день своего появления на свет и всю свою жизнь. Он говорит долго и страстно, но друзья опять ни словом, ни жестом не мешают ему. Лишь когда Иов закончил свой гневный вопль, они очень деликатно вступают с ним в диалог: …если попытаемся мы сказать к тебе слово, — не тяжело ли будет тебе? (Иов 4:2). Книга Иова очень древняя, событиям, описываемым в ней, более трех тысяч лет. Однако поведение друзей страдающего Иова и сегодня можно рассматривать как важную практическую рекомендацию для сострадающих. Они просто находились рядом, своей молчаливой поддержкой помогая страдальцу пройти две первые, очень тяжелые стадии горевания — шок от случившегося и последующий за этим гнев.

Тезис девятый: Определяющий признак правильного сострадания — осознанность, ясное понимание картины происходящего в собственной душе

Но тут еще раз нужно повторить, что быть рядом с чужими слезами и чужим гневом — дело совсем не простое. Осуществлять сострадание нам помогают два весьма отличающихся друг от друга психологических процесса — эмпатия и слияние. От того, какой из них мы используем, будет напрямую зависеть и практический результат наших действий.

При эмпатии мы сочувствуем другому человеку, то есть чувствуем вместе с ним, понимая, что с ним происходит, в чем он нуждается. Однако при этом мы продолжаем воспринимать также и свои чувства, понимаем, что и почему происходит в этот же момент и с нашей душой.

То есть речь снова идет о наличии личностных границ, позволяющих сострадать без отождествления себя с горюющим, оставаясь собой. Если же границ нет или они слишком размыты, мы тоже чувствуем вместе с другим человеком, но — как бы сливаемся с ним, «теряя» себя. Самые яркие признаки такого слияния — иррациональное чувство вины и ответственности за последствия чужих поступков. При слиянии выдерживать груз чужой боли неизмеримо труднее. Поэтому такое сострадание чаще всего заканчивается либо бегством от непосильной ноши, либо — быстрым истощением собственных ресурсов, когда помогающий уже и сам будет нуждаться в чьей-то поддержке.

Знаменитый австрийский писатель Стефан Цвейг удивительно точно описал двойственность человеческого стремления к сочувствию: «Есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего. Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать всё, что в человеческих силах и даже свыше их». Наверное, лишь с последней фразой Стефана Цвейга можно было бы поспорить: брать на себя то, что превышает твои силы, — дело все-таки рискованное в любом случае.

В остальном же здесь все верно как с христианской, так и с психологической точки зрения. Определяющий признак правильного сострадания — осознанность, ясное понимание картины происходящего в собственной душе, которая «знает, чего хочет».

Именно осознанное переживание чужой боли, желание помочь и готовность терпеть эту чужую боль позволяют человеку оставаться в сострадании и действовать на благо страдающего. Или, проще говоря, позволяют по апостольскому слову плакать с плачущими и, как говорил Бердяев, быть существом страдающим и сострадающим, раненным жалостью. То есть — человеком.

Коллажи Марии Ивановой

Сострадание является одним из лучших умений человека. Каждый, попав в тяжелое положение, ждет от других сострадания. Поддержка окружающих помогает легче справиться с любым горем. Чаще всего нас поддерживают близкие. Каждый ребенок знает, что в трудную минуту родные всегда готовы помочь ему. Умение сострадать делает нас более человечными. Мы готовы выслушать человека, готовы ему помочь, отдать частицу себя и заполнить его образовавшуюся пустоту в душе страдающего человека.

Так почему же важно уметь сострадать другому? В русской литературе часто встречаются произведения посвященные отношениям между людьми. В произведении Распутина «Уроки французского» ярко представлена картина сострадания. Молодая учительница французского языка пытается помочь своему ученику, который живет в полном одиночестве и каждый день страдает от голода. Выжить помогала ему азартная игра на деньги. Гордый мальчик не хотел принимать подарки от учительницы, поэтому педагог решила нарочно проигрывать своему ученику в игре на деньги. Узнав об этом, директор увольняет учительницу. И та вынуждена уехать в другое место. На память мальчику она прислала ему красные яблоки. В сердце мальчишки молодая учительница осталась на всю жизнь. Память о ней согревала его душу.

Человек может сострадать любому другому человеку, даже если тот является врагом, как это было в произведении Кондратьева «Сашка». Сашка – солдат Красной армии, парень с чистой душой и большим сердцем. Как-то раз ему и его товарищам довелось поймать немецкого разведчика, которого потом приказали доставить к ротному командиру. Немец чувствовал, что его ведут на казнь. Сашки попытался успокоить разведчика листовкой, где было написано о хорошем обращении с немецкими военнопленными. Немецкий солдат не поверил, но Сашка пообещал пленному солдату сохранить жизнь. Пройдя длинный путь до ротного командира, Сашка узнал, что случилась горе – погибла подруга командира. Но Сашка все равно ведет пленного разведчика к офицеру, от которого получает приказ убить врага Отечества. Дав обещание немцу. Сашка не выполняет приказ и ведет пленника к другому командиру. Не успевают они пройти небольшое расстояние, как их догоняет ротный отдавший приказ о казни. Он ждал от Сашки его выполнения, но потом в командире проснулось чувство сострадания и офицер отменил приказ, подарив врагу надежду на жизнь.

Исходя из примеров литературы, можно сделать вывод. Что умение сострадать является одним из главных качеств человека. Сострадание помогает людям пережить горе, поверить в себя Умение сострадать на самом деле важно, ведь помогая другим; мы делаем себя нужными для окружающих.

Сейчас нет, наверное, ни одного человека в России, который не был бы в курсе происходящего в соседней стране - Украине. На юго-востоке братского государства уже не один месяц идёт кровопролитная братоубийственная война. Страдают мирные жители: дети, женщины, старики. И это не может не отзываться болью в сердце… Правда, находятся и такие люди, что предпочитают пропускать данную информацию мимо себя и другим советуют делать то же самое: мол, здоровье дороже.

Правильно это или нет - сказать сложно. Реакция на события в Украине - хоть и масштабный, яркий, но всё же лишь пример превалирования в той или иной человеческой душе либо сочувствия, либо безразличия. В повседневной жизни возникает множество ситуаций, требующих выбора одного из указанных выше типа поведения. Милосердному человеку нет нужды задумываться о том, как реагировать на чужие беды. А может, стоит? Может, лучше сделать осознанный выбор? Попробуем это выяснить.

Суть и плюсы равнодушия

Существует мнение, что отсутствие сострадания к ближнему является самым страшным пороком на свете. Об это сказано в Библии, данной точки зрения придерживалась мать Тереза. У такого состояния есть синонимы: безразличие, чёрствость, жестокость. Бернард де Мандевиль, английский философ, однажды так и сказал: «Тот, кто не имеет сострадания, жесток». А знаменитый американский писатель Джордж Бернард Шоу пошел еще дальше и изрёк: «Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом - суть бесчеловечности».

Иными словами, безразличие - ноль каких-либо эмоций вообще: как положительных, так и отрицательных. Но если второе идет человеку на пользу (негатив, всем известно, уже на молекулярном уровне ужасен, уничтожая спирали ДНК, способствуя их мутации - учёными доказано), то отсутствие первых как минимум не дает вообще ничего, то есть абсолютно бесполезно хотя бы с точки зрения психологии.

Очень хорошо высказался в своё время о равнодушии Антон Павлович Чехов. Он назвал данное явление «преждевременной смертью» и «параличом души». И, в сущности, был прав, бесспорно, ведь, если задуматься, в самом деле, выходит, что безразличный ко всему и всем человек уже не человек вовсе, а ходячая сомнамбула, этакий зомби, неизвестно вообще, зачем живущий на Земле.

Однако не стоит забывать о следующей закономерности: в каждом минусе обязательно есть свой плюс. Что же хорошего в безразличии?

Во-первых, и это самое главное, проявляя равнодушие в ситуациях, требующих вмешательства, сострадания, милосердия, заступничества, мы бережем собственную нервную систему. А данный факт влечёт за собой уменьшение риска сердечных заболеваний, что немаловажно.

Во-вторых, мы не растрачиваем себя, не раздаём свою энергию всем и вся. В итоге энергетической истощенности, присущей донорам, равнодушным людям никогда не познать.

В-третьих, безразличному человеку не приходится испытывать неприятнейшее чувство - муки совести.

Суть и плюсы сострадания

Теперь поговорим о сочувствии. Фёдор Михайлович Достоевский охарактеризовал данное состояние души следующим образом: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Жан-Жак Руссо был уверен в том, что «сострадание - это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода». Марк Тулий Цицерон называл сострадание «горем о чужом несчастье», а Франсуа де Ларошфуко - «способностью увидеть в чужих несчастьях свои собственные», «предчувствием бедствий, которые могут постигнуть и нас».

Все они, конечно же, не ошибались, озвучивая такие схожие точки зрения на явление умения сочувствовать ближнему. Но уже упомянутый ранее Джордж Бернард Шоу, порицая, как вы помните, равнодушие, высказывался и не в пользу милосердия: «Сострадание сродни душевной болезни». Впрочем, это не значит, что все люди, умеющие проявлять сочувствие, - сумасшедшие. В конце концов, это частное мнение.

Есть ли польза от способности сострадать для его обладателя? Безусловно, есть. Субъект, чьё сердце наполнено чуткостью и добротой, является настоящим Человеком с большой буквы. Он меньше зацикливается на своих проблемах и бедах, собственная жизнь с высоты горя действительно страждущих уже не кажется ему столь отвратительной, безысходной, какой казалась ещё вчера. Человек начинает видеть положительные моменты там, где до этого замечал только негатив, и радоваться каждому мгновению существования без войны, голода, смерти и прочих катастроф. Если он попытается отказаться от способности испытывать сострадание, вероятно, ему сложно будет сделать это, ведь совесть замучает. Чтобы утратить этот дар, необходимо забыть раз и навсегда о своей земной миссии и сути человека.

Каждый выбирает то, что считает нужным. И осуждать ничей выбор, каким бы он ни был, мы не в праве. Однако при этом нельзя забывать об одной простой вещи: если вас не трогает чужая боль, не выражайте своё возмущение по поводу бесчеловечности окружающего мира. Уместнее начать с себя.

Сострадание – есть оценивающий фактор, характеризующий умение понять горе другого. Сострадание и сочувствие присуще только земным Душам. Ни одна космическая Душа этими каче-ствами не обладает. Данный фактор имеет различную шкалу степе-ней Сострадания, которая объясняет зависимость способности по-нимания от реально сформированного условия, воспринимаемого как горе индивида.

При Сострадании всегда существуют два индивида: страдаю-щий и сочувствующий. Насколько будет раскрыта при правильном понимании сложившейся обстановки степень Сострадания у со-чувствующего, настолько он способен оценить положение страда-ющего и соответственно понять все его чувства на данный момент. Степень раскрытия Сострадания всегда зависит от Уровня сочув-ствующего индивида, от его собственного Уровня развития.

Истинная развитость Души индивида, у которого начинают накапливаться энергии сострадания, 13 э.е. и выше. Сочувствие – при 17 э.е. и выше. Энергии Сострадания накапливаются в чакре «физическая манипура», сочувствия – «эфирная анахата». Каче-ство Сострадания – одно из первых, которое «по крупицам» начи-нает заполнять ячейку непосредственно матрицы Души. Сострадание – нравственное качество, свойственное только земным людям.

Соответствие Уровней сознания индивида, конкретно отдель-но взятых зон с качественными накоплениями, с Уровнем самой ситуации горя страдающего отвечает характеристикам полного по-нимания сочувствующим страдающего.

Ситуации формирования нежелательных событий или горя для всех землян одинаковы. Зоны полученного от этого ощущения качеств тоже у всех одинаковы. Вариации здесь вносят качества, полученные в результате свободы выбора при прохождении дан-ного горя, в результате чего складывается индивидуальное ощуще-ние горя и понимание чувств другого в данной ситуации. Каждый судит по собственному опыту, а потом уже по опыту других.

Сострадание характеризуется условием возникновения при-знаков жалости у сочувствующего индивида, проявляющихся в различной степени. Сострадание всегда сохраняет тенденцию к прогрессивному росту собственной основы.

Фундаментальной базой Сострадания, как самостоятельно развивающейся субстанции, служит информационная база каче-ственных накоплений индивида, относительно которой Душа про-изводит определённые процессы сопоставлений, сверяющих соб-ственный результат жизненного опыта с ситуацией страдающего.

Фактура Сострадания обладает собственной систематизацией, которая распределяет имеющиеся формы Сострадания по Уровням и по целенаправленным факторам развития данных форм. Каждая субстанция Сострадания развивается самостоятельно, но её инди-видуальность непосредственно формирует индивид, содержащий форму данного Сострадания. Сострадание, как личностная кате-гория, не может развиваться без индивида, который, совершен-ствуя свою основу, одновременно совершенствует и ощущения Сострадания.

Все характеристики, присущие любому индивиду, имея соб-ственные Иерархии, всегда растут и развиваются с данным ин-дивидом, потому что он без них не являл бы того единого цело-го, что составляет его индивидуальность. Они не приспособлены существовать отдельно от него. Такое существование в симбиозе присуще не только отдельным личностным основам, но и всему общемировому Естеству, так как оно тоже является Душой самого наивысшего Уровня и значимости.

Интерпретация:

Сострадание относится к высоким качествам личности. И по-является у многих Душ только через множество воплощений (при достижении истинной развитости Души не менее 13 э.е.). Нельзя сострадать другому, не испытав боль и горе самому. Человек муча-ется, чтобы научиться сострадать другим.

Качество Сострадания несёт в себе функцию понимания чувств и потребностей другого. Но так как человеку трудно по-нимать кого-то постороннего и сочувствовать ему в чём-то, если у него самого подобные качества отсутствуют, то в целях их на-работки Высшие Создатели включили в его жизнь ситуации с не-благоприятными факторами и катастрофами. Человек никогда бы не был человечным, добрым, гуманным и потерял бы много пре-красных качеств (милосердие, любовь к ближнему), если бы не на-учился сострадать другим. Страдания заставляют думать о жизни, о себе подобных, учат делать определённые выводы.

Сострадание выражает не только чувство, но и понимание си-туации пострадавшего в деталях, осмысление его нужд и потреб-ностей, видение последствий случившегося и умение находить вы-ход из сложившихся обстоятельств. Сострадание – это не просто сочувствующее «оханье и аханье», а участие в изменении ситуа-ций, оказание помощи.

Сострадание несёт в себе особый тип энергии, способный оживлять, воссоединять, восстанавливать разрушенное на Земле.

Сострадание – качество, присущее только земным Душам. В других Мирах Бога и в Божественной Иерархии такое каче-ство отсутствует. Потому, что во всех Мирах, кроме Земли, су-ществует, говоря земным языком, глубокое уважение к любой, находящейся там, форме жизни и понимание её.

Это утверждение Высших Иерархов относится и к Опре-делителям и Управителям людей Земли. У наших Небесных Учителей никогда не бывает нас, Их подопечных, жалко. Они не знают чувства сострадания, сочувстия к нам. Но Они испы-тывают к нам такое чувство Любви, которое нам не знакомо. Энергетика чувства сострадания составляет 14 э.е, сочувствия - 12 э.е. Энергетика Любви Небесных Учителей к нам 26 э.е. Самая высокая степень земной любви составляет 19 э.е.

У отрицательных индивидов качество Сострадания полно-стью отсутствует на всех Уровнях развития. Этим они отличают-ся от положительных и молодых Душ. Последние, начиная свой путь в земном мире, на начальных стадиях развития тоже не имеют данного качества, но впоследствии его нарабатывают, а индиви-ды, выбравшие отрицательный путь, не приобретают его никогда. Поэтому надо отличать тех, кто ещё не успел приобрести данное качество, от тех, кто его никогда не приобретёт. Положительные Души учат сострадать, сопереживать, сочувствовать, восприни-мать чужую боль как собственную.

Земная Иерархия имеет несколько степеней данного качества, поэтому его приходится нарабатывать не только многократными повторениями жизненных сложностей, но и утончением их. Это развивает способность индивида всё глубже понимать ситуацию, реально происшедшую с другим.

Человек обязательно бывает и в роли жертвы, и в роли по-стороннего наблюдателя. Такая методика ускоряет набор индиви-дом необходимых качеств. Сначала индивид выступает как жертва, попадая в сложные или опасные ситуации, от которых приобре-тает какой-то опыт и понимание. Но что он вынесет из данных обстоятельств, проверяется в других ситуациях, где он является посторонним наблюдателем. Сам, не соприкасаясь с горем и тра-гедией, он обязательно каким-то образом реагирует на увиденное или услышанное. Степень его понимания чужой трагедии позволя-ет выяснить, насколько он усвоил необходимое через собственный опыт, что извлёк из него конкретно. Можно вместо Сострадания накапливать ненависть, злобу, коварство и множество других ка-честв, противоположных сопереживанию. Многие неразвитые Души используют чужие страдания для собственного развлечения. Трагические события их удивляют, встряхивают сознание, обры-вая цепочку однообразных дней, но не затрагивают Душу. Когда анализируется степень Сострадания, определяется сте-пень сочувствия индивида к чужому горю по способности его оце-нить чью-то трагедию, понять её и прочувствовать, как бы пред-ставляя себя на месте другого.

Если одну трагедию видят три индивида разных по Уровню, то низкий ничего не испытает, кроме страха за себя: как-бы самому не оказаться в таком же положении, или, наоборот, воспримет это, как развлечение для себя. Второй может слегка посочувствовать на словах и тут же забыть обо всём. Это – слабая степень сочувствия. И третий человек сумеет понять боль и страдания другого в тон-костях, увидит последствия случившегося и постарается оказать посильную помощь. Это будет уже высокая степень Сострадания

с желанием перевести отрицательные эмоции пострадавшего в положительные.

У отрицательного индивида случившееся с другим может вы-звать смех, злорадство или чувство удовлетворения. Наблюдения за чужими трагедиями будут способствовать его совершенствова-нию в отрицательных качествах.

Чем больше опыт страданий накопил положительный инди-вид в прошлых воплощениях, тем лучше и тоньше он понимает чувства и состояние другого человека. В итоге оказывается, что степень Сострадания зависит от Уровня индивида. Без личного опыта страданий не найти ни одного человека, который смог бы посочувствовать другому.

Полное понимание трагизма положения или каких-то слож-ностей в жизни у другого происходит только при соответствии качественной основы наблюдателя Уровню той ситуации, которая происходит с другим. Наблюдатель подобную ситуацию уже про-ходил и набрал необходимые качества, которые помогают понять постороннего человека. Если же должной оценки происходящего индивид делать не будет, что означает несформированность в его Душе нужного показателя, то подобные ситуации для него будут повторять.

Для землян Высшие Разработчики дали 10 типов программ

с аналогичными для каждого Уровня ситуациями. В зависимости от своего Уровня развития индивиды проходят подобные события.

Так как диапазон энергий на каждом Уровне Они прорабатывают один и тот же - это приводит к подобным накоплениям внутри чакр индивидов, что способствует появлению у них одинаковых ощущений и приводит к формированию страданиями одинаковых качеств.

Для земного плана существует определённое количество по-ложительных качеств и определённое количество отрицательных. Человек, совершая действия, включая чувства и мышление, совер-шает выбор между ними. Каждое качество связано с проработкой тонкими конструкциями человека конкретных типов энергий зем-ного плана. Человек не может нарабатывать в себе высшее качество, которым обладает, например, Определитель или Управитель, пото-му что в земном мире отсутствуют те высшие энергии и процессы, которые присутствуют в Их мире. Для высших энергий предназна-чены специальные процессы, которые на Земле тоже отсутствуют. Поэтому человек подходит к наработке высших качеств постепен-но, через последовательное освоение земных технологий.

Сопереживание и осмысление чужих трагедий и ошибок не-обходимо для осознания ситуаций, причин возникновения траге-дий и несчастий, а также для умения предвидеть последствия для пострадавшего.

Наблюдая за человеком, находясь в его среде, видишь чело-веческую черствость, эгоизм, душевную слепоту, неумение отли-чить белое от чёрного, способность всё извращать и жажду удо-вольствий. Чтобы выработать в Душе человека противоположные качества, Высшим Творцам приходится кропотливо и очень долго трудиться над человеческой Душой. Чтобы заронить крохи Со-страдания в малоразвитую Душу, человека приходится многократ-но заставлять страдать, мучиться, терзаться угрызениями совести и прочим.

Качество Сострадания не свойственно отрицательным инди-видам. Если они кому-то и помогают в трудную минуту, то только из корыстных побуждений.

Молодые Души, участвуя в трудных ситуациях, извлекают из них разные уроки. У одних появляются элементы Сострадания, у других – ненависти и мстительности. Одни встают на путь, веду- щий к Богу, и продолжают нарабатывать положительные качества, а другие в погоне за местью и, как им кажется справедливым воз-мездием, встают на путь, ведущий в отрицательную Систему. Каж-дое действие человека способствует производству положительной или отрицательной энергии, поэтому ему надо чаще задумываться над тем, что он делает и к чему это в итоге может привести.

Сострадание – это сложное чувство. Неопытной Душе трудно определить, в какой степени оно у неё развито и есть ли вообще. Если человек даёт копейку нищему, это не значит, что у него по-явилось чувство Сострадания. Это может быть сделано всего из желания подражать другим или ради того, чтобы в глазах осталь-ных выглядеть добродетельным, или из корыстного побуждения заработать поощрительный балл в глазах Бога. Душа такого чело-века ничего не чувствует и не осознаёт. Настоящее Сострадание вовлекает в работу много чувств и мыслей.

О наличии Сострадания в Душе человек может судить по чув-ству жалости, которое на низшей стадии развития помогает ему прочувствовать состояние другого. Жалость – это низшая форма Сострадания. Она тоже имеет несколько степеней развития, и каж-дая помогает человеку прочувствовать ситуацию, в которую попал несчастный, в разной мере.

По мере развития жалость переходит в более тонкое чувство

– Сопереживание. Качество Сострадания постоянно совершен-ствуется у положительного индивида от стадии к стадии развития, видоизменяясь и приобретая новые характерные для него черты. Чем выше Уровень развития Души, тем выше у неё становится по-нимание чувств другого и обстоятельств, в которые он попадает. Страдания и муки даются человеку не для того, чтобы он просто мучился и страдал, а для того, чтобы научился понимать другого, сочувствовать ему и помогать в направлении совершенствования Души; научился понимать себя и своих родных, не причинять им физическую и душевную боль. Страдания учат очень многому.

Индивид в каждой стадии развития делает какие-то построения в своём качестве Сострадания. Если этого требует позитивная тенден-ция развития, то в программу индивида обязательно закладываются ситуации, способствующие прогрессу в нём данного качества. При высокой степени развития индивида (истинная разви-тость Души 50 э. е. и выше) для продолжения развития качества Сострадание ему уже не обязательно самому страдать и мучить-ся, он способен учиться и развиваться на чужом опыте, чужих ситуациях. Его подсознание накопило уже такую базу, которая позволяет ему перейти на новый Уровень Сострадания без не-посредственного участия самого в тяжёлых низких ситуациях. Например, просматривая спектакли, кинокартины, читая книги, индивид способен сострадать их героям, сам оставаясь в роли на-блюдателя. Приобретая личный опыт в данном направлении, всё больше и больше он может подняться выше ситуаций страданий, перестанет выступать в трагических событиях в роли главного действующего лица. Он способен учиться на чужих ошибках. Чтобы самому перестать страдать и мучиться, надо наработать в себе соответствующую базу понятий.

Путь выхода из личных страданий для человека лежит через развитие Сострадания к другим и понимание тонкости обстоя-тельств, в которые они попадают, умение видеть цели Высших Создателей, старающихся через даваемые ситуации привести че-ловека к определённому результату. Путь лежит через собствен-ное совершенствование, повышение личного Уровня.

Научившись сострадать другим и понимать происходящее, человек перестаёт страдать сам и переходит на новый виток раз-вития без страданий и мучений. Дальше он учится развивать это качество с помощью сравнений и сопоставлений, пополнения себя новой информацией.