Уклонение арбитраж эскалация посредничество компромисс. Арбитраж и посредничество как модели управления конфликтами

1) Предконфликтная стадия, на которой происходит зарождение конфликта. Эта стадия характеризует ситуацию накануне конфликта. Конфликт еще латентен, объективные противоречия не осознаются сторонами, но в отношениях между ними нарастают напряженность и отчуждение, причины которых часто связываются с какими-то случайными обстоятельствами.

На предконфликтной стадии симптомами назревающего конфликта являются:

- «избегание» конфликта, проявляющееся в уходе от общения, становящегося фрустрирующим фактором. Иногда такой уход осуществляется буквально, выражается в разрыве или предельном ограничении контактов с потенциальными оппонентами. Но поскольку общения зачастую избежать нельзя (например, в рамках семьи или организации) оно переводится в формальное русло, приобретает ритуальный характер.

Исчезновение доверия, эмоциональной открытости, появляется так называемое «скрывающее поведение», связанное с опасениями, что оппонент неправильно поймет слова или действия, проявит неадекватную реакцию. Часто такое поведение проявляется в феномене «поддакивания». В «нормальных», бесконфликтных условиях мы часто вступаем в полемику с окружающими, отстаиваем свою позицию, рассчитывая на понимание, и также допускаем подобные действия со стороны другого. В предконфликтной ситуации, когда в отношениях возникает отчуждение, легче, кажется, дать формальное согласие, сказав «Да», нежели вступать в дискуссию и продолжать неприятное общение;

Напряженность в отношениях сторон, чувство тревоги порождает взаимные подозрения, слухи, которые подготовлены негативными ожиданиями.

Постепенно начинается процесс «конфликтной атрибуции», при котором все слова, действия оппонентов наделяются определенными смыслами, подтверждающими их неискренность, коварство, злые замыслы по отношению к нам. Это, в свою очередь, ведет к обвинениям и микроконфликтам, которые возникают, казалось бы, спонтанно и носят случайный характер.

2) Стадия осознания конфликта. На этой стадии оппонентам становится очевидным несовпадение их целей и интересов. Как отмечалось выше, осознание может быть адекватным или неадекватным, но вне зависимости от этого, оно задает мотивацию конфликтного действия. Стороны уже морально готовы к началу борьбы, возникает представление о том, что с оппонентами можно разговаривать только на языке силы. Это определяет возможные модели конфликтного взаимодействия, сценарии развертывания конфликта.

Осознание неизбежности противостояния ведет, по выражению Р. Дарендорфа, к «агрегации групп интересов», то есть к формированию коалиций, привлечению союзников на основании реальной или предполагаемой общности интересов и целей, мобилизации ресурсов. Чаще всего процесс агрегации, объединения основан на принципе «негативной кооперации», в соответствии с которым мы действуем по принципу: «враг моего врага - мой друг».

Конфликтное поведение, как, впрочем, и любое целенаправленное действие, предполагает некоторую когнитивную основу, картину мира. Осознание конфликта различными сторонами ведет к формированию полярных образов реальности. Причины, объект конфликта, побудительные мотивы, цели и интересы свои и противной стороны получают у оппонентов прямо противоположную интерпретацию: «мы отстаиваем истину, добро и справедливость, а «они» - …». Таким образом, начинается процесс формирования «образа врага», который выступает дополнительным, и достаточно сильным конфликтогенным фактором (см. лекцию 8). Образ врага может возникать стихийно в процессе конфликтного взаимодействия, но может конструироваться сознательно, для усиления конфликтной мотивации самими оппонентами или третьими силами, провокаторами. Яркий образ врага снимает ограничения в действиях, направленных на оппонента.

3) Стадия открытого конфликта.

А. Начальное конфликтное поведение. Собственно конфликт начинается с инцидента - события или действия, открывающего переход конфликтного противостояния в стадию открытого противоборства, прямого противостояния сторон. Накапливающееся в отношениях между оппонентами напряжение достигает критической массы и приводит к взрыву.

Поэтому инцидентом может служить практически любое событие.

Прямая конфронтация начинается, как правило, с использования вербальной агрессии. Первоначально она выражается в дебатах, предъявлении взаимных претензий, но очень быстро происходит переход к стратегии угроз. Угрозы преследуют цель принудить оппонента действовать в соответствии с предъявляемыми ему требованиями, в противном случае его ожидают жесткие негативные санкции. Если угрозы не возымели действия, происходит переход от вербальной к прямой агрессии, к действиям, направленным на нанесение ущерба противнику. Первоначально эти действия происходят на периферии конфликта, столкновения носят разведывательный характер, являются своеобразной пробой сил. Но постепенно спираль конфликта раскручивается, и вступает в действие закон эскалации конфликтогенов. Суть его заключается в том, что на действие (конфликтоген), направленное в адрес одной стороны, следует контрдействие этой стороны (ответный конфликтоген), превосходящее по силе и масштабам первое действие; второе действие первой стороны в свою очередь так же делается «с усилением» и так далее по возрастающей. В этих условиях рациональный контроль над ситуацией ослабевает, доминирующей мотивацией становится стремление нанести максимальный ущерб оппоненту, пусть даже в ущерб основным целям и интересам.

Если в конфликт вовлекаются не просто отдельные индивиды, а достаточно большие социальные группы, организации, институциональные системы, то по мере развития противостояния происходит конфликтная трансформация системы, меняется ее структура и характер взаимодействия между членами. Вступление в борьбу ведет к появлению принципиально новых функций: «лидеры», «стратеги», «идеологи», «бойцы» и т.д. Изменение структуры группы, перестройка ее на «военный лад» становится дополнительным конфликтогенным фактором, усиливает направленность на борьбу с противником. При этом первоначальные цели и функции группы или организации отходят на второй план, или вообще утрачиваются. (Примером может служить ситуация, описанная Ильфом и Петровым в романе «Золотой теленок»: после того, как концерн «Геркулес» вступает в конфликт с горкоммунхозом по поводу занимаемого им помещения гостиницы, основные функции организации - заготовка и переработка древесины - оказываются преданы забвению, главным содержанием деятельности становится борьба за гостиницу. В борьбу постепенно включается весь коллектив, выделяется инициативная группа, возглавляемая товарищем Полыхаевым, т.е. происходит описанный выше процесс трансформации системы).

Б. Эскалация конфликта . Эта стадия характеризуется резким усилением насильственности, интенсивности и масштабности конфликта. Оппоненты включают в действие весь конфликтный потенциал, всевозможные ресурсы, свои и сторонников. Ограничения на использование тех или иных средств борьбы снимаются, допустимыми становятся практически любые действия по отношению к противнику.

Степень взаимного ожесточения настолько велика, что оппонентов не останавливают даже понесенные потери. Борьба превращается в самоцель, значимость ее возрастает, а поскольку цена поражения представляется огромной, стороны стремятся к победе любой ценой.

Конфликтное противостояние распространяется практически на все сферы реального и потенциального взаимодействия, нейтральные зоны, в которых возможно согласие, отсутствуют. В конфликт включаются все новые участники, иногда помимо своей воли.

В. Деэскалация и завершение конфликта . Борьба с использованием всех ресурсов, достигающая крайней степени ожесточения не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно ресурсы одной или всех сторон - участников конфликта, истощаются и начинается деэскалация конфликта.

Этот процесс может быть связан не только с исчезновением ресурсов, но и с вмешательством каких-то «третьих сил», направленным на прекращение конфликта и примирение сторон. Завершение конфликта возможно в следующих вариантах:

1. Полное взаимное разрушение и исчезновение конфликтующих систем. Разумеется, речь идет не обязательно о физическом уничтожении, это может быть распад семьи, крах конкурирующих фирм и т.п. Этот вариант завершения является полностью деструктивным.

2. Насилие или подавление. Суть заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Этот вариант может казаться эффективным прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но его нельзя признать полностью конструктивным, поскольку побежденный будет стремиться к реваншу в той или иной форме, что чревато возобновлением конфликтного противостояние.

3. Разъединение . Означает прекращение взаимодействия, разрыв отношений между конфликтующими сторонами. Разъединение может осуществляться путем добровольного выхода сторон из зоны конфликта (например, когда конфликтующие между собой сотрудники увольняются из организации), путем «бегства» одного из участников конфликта либо разъединение происходит благодаря вмешательству некоей третьей стороны, которая используя силу или убеждение «разнимает» участников. Разъединение может быть реальным (пространственным), когда стороны прекращают непосредственные контакты (например, развод супругов, которые после этого перестают встречаться); символическим, когда оппоненты, оставаясь в одном физическом и социальном пространстве, прекращают общение, «не замечают» друг друга; структурным, когда оппоненты оказываются в разных сегментах социального пространства (например, конфликтующие сотрудники «разводятся» по разным отделам.

Разъединение прекращает конфликт, но проблема заключается в том, что полное разъединение не всегда возможно, особенно затруднительным оно представляется при групповом конфликте или конфликте между большими общностями: этническими, конфессиональными, социальными классами, государствами. Поэтому часто разъединение сторон носит временный характер и конфликт может возобновиться с новой силой.

4. Примирение . Этот способ разрешения конфликта предполагает обоюдное согласие сторон на прекращение конфликтных действий. Примирение может быть вызвано изменением ситуации (например, исчезновением объекта конфликта), истощением конфликтных ресурсов сторон либо добровольным и осознанным выходом из конфликта («худой мир лучше доброй ссоры»). Существует несколько способов примирения. Наиболее простым и распространенным является компромисс - выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Другим способом примирения является консенсус. В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников.

Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:

Предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;

Обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;

Достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;

Стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.

От того, каким образом разрешается конфликт, каковы результаты этого процесса, зависят его последствия. На это обращается внимание в циклической теории конфликта Л. Кригсберга. Суть ее заключается в том, что результаты и последствия одного конфликта становится базой для возникновения нового конфликта. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Первая мировая война закончилась полным поражением Германской империи и ее союзников (завершение по модели «победитель - побежденный»). Последствием этого стало радикальное изменение геополитической ситуации в мире и униженное положение Германии, понесшей серьезные территориальные потери и оказавшейся в очень сложной экономической ситуации из-за больших репараций. Эти последствия, сложная экономическая ситуация и чувство униженности породили на массовом уровне стремления к реваншу, что стало базой для распространения нацизма и возникновению новой конфликтной ситуации, приведшей ко Второй мировой войне.

Способы разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры.

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. А.В. Дмитриев выделяет следующие варианты арбитража:

Обязывающий арбитраж, при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

Ограниченный арбитраж - стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

Посреднический арбитраж - смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

Рекомендательный арбитраж отличается от обязывающего тем, что решение арбитра носит рекомендательный характер, стороны могут принять его, либо отвергнуть Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. О.В. Аллахвердова выделяет следующие принципы посредничества:

Добровольность - вступление в процесс переговоров является строго добровольным, все решения принимаются только по взаимному согласию сторон и каждая из сторон в любой момент может отказаться от посредничества и прекратить переговоры;

Равноправие сторон, ни одна из которых не имеет процедурных преимуществ;

Нейтральность медиатора, который должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне;

Конфиденциальность - вся информация должна оставаться внутри переговорного процесса.

В процессе переговоров посредник выполняет следующие функции.

1. Аналитическая функция, связанная с тем, что посредник побуждает конфликтантов анализировать конфликтную ситуацию, обсуждать все возможные варианты решения проблемы.

2. Функция организации процесса переговоров. Посредник помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, управляет переговорным процессом, поддерживает корректные отношения между участниками.

3. Посредник выступает как генератор идей, помогает сторонам найти принципиально новое решение проблемы.

4. Посредник расширяет ресурсы участников переговоров, предоставляя им необходимую информацию, при этом нужно избегать ее искажения.

5. Посредник корректирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых решений.

6. Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны формировать установку на сотрудничество.

Смятение о медиации и арбитраже? Два процесса посредничества и арбитража часто путаются. Это два разных процесса, альтернативные способы разрешения конфликтов между отдельными лицами, семьями, группами и предприятиями. Мы рассмотрим как посредничество, так и арбитраж, как каждый работает, и как они отличаются.

Смятение о медиации и арбитраже?

Два процесса посредничества и арбитража часто путаются. Это два разных процесса, альтернативные способы разрешения конфликтов между отдельными лицами, семьями, группами и предприятиями. Мы рассмотрим как посредничество, так и арбитраж, как каждый работает, и как они отличаются.

В современном деловом мире все больше и больше контрактов включают арбитраж и посредничество в качестве альтернативы судебному разбирательству (урегулирование споров в судах).

Некоторые деловые контракты и трудовые соглашения требуют даже обязательного арбитража.

Прежде чем подписывать контракт, который включает в себя один или несколько из этих двух видов разрешения споров, или вы соглашаетесь разрешать бизнес-споры с использованием одного из этих процессов, вы должны знать больше о них и о сходствах и различиях между ними.

Как работает посредничество?

Посредничество - это метод разрешения недоразумений. В споре принимается сторонний посредник, чтобы помочь сторонам в достижении урегулирования. Во многих случаях посредник не имеет полномочий принимать обязательное решение. Некоторые преимущества посредничества в судебном процессе:

  • конфиденциальный и конфиденциальный в отличие от судебных процессов, которые являются очень публичными.
  • Посредник объективен, а помогает сторонам исследовать альтернативы.
  • Процесс посредничества иногда используется вместо судебных разбирательств, но чаще он используется для разрешения споров , прежде чем они доберутся до того, что требуется судебный процесс или арбитраж.
  • Процесс дешевле , чем долгий и дорогостоящий процесс. Обе стороны разделяют расходы посредника.
  • Возможность продолжения деловых или личных отношений позже намного больше, поскольку спор разрешен с учетом обеих сторон.
  • Посредник может предлагать креативные решения или номера.

По данным Американской арбитражной ассоциации (AAA), около 85% посредников приводят к урегулированию. Если стороны не могут согласиться на посредничество, они могут перейти к арбитражу или судебному разбирательству.

Как работает арбитраж?

Арбитраж - это процесс подачи спора беспристрастному лицу для окончательного и обязательного определения. В арбитражном процессе юридические правила доказывания не применяются и формального процесса обнаружения не существует.

Арбитр может запросить соответствующие документы, и арбитр представляет заключение после рассмотрения дела. Как и при посредничестве, процесс может быть запланирован и разрешен быстро, и он гораздо менее состязателен, чем судебный процесс.

Арбитраж против посредничества - как они отличаются

  • Арбитраж - это процесс слушания, в котором стороны приносят свой спор кому-то для принятия решения.Посредничество - это процесс облегчения переговоров, в ходе которого обученный посредник работает, чтобы довести стороны до соглашения.
  • Посредничество неформально; арбитраж является формальным.
  • Цель посредничества - разрешить недоразумения, в то время как цель арбитража - принять решение в споре.
  • Посредник не имеет полномочий заставить стороны прийти к решению; арбитр принимает обязательное и (обычно) обязательное решение.
  • В посредничестве любая из сторон может в любое время отказаться; в арбитраже, как только он начинается, обычно нет возможности выхода.

Сравнительная таблица для арбитража и посредничества

Как вы можете видеть, есть место для обоих этих процессов в разрешении бизнес-споров.

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разру­шительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план дру­гими, более значительными и острыми конфликтами. Но по­лагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирова­ния, разрешения конфликтов.

\ «Только время улаживает конфликты, но ему необхо-

| ДИМО ПОМОЧЬ».

I У. Зартман, американский ученый

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубо­ко изучать причины напряженности, своевременно прини­мать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфлик­та. Эти меры направлены на предупреждение перехода про­тиворечий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.


Конфликт может закончиться сам собой, без участия тре­тьей стороны, если объект конфликта потерял былое значе­ние; если обнаружилось явное превосходство одной из сто­рон, с чем вынуждена считаться ослабленная сторона; если одна из борющихся сторон уничтожена. Стремясь предот­вратить массовое гражданское неповиновение или подавить восстание, государство использует полицию и армию, осуще­ствляя тем самым принуждение в отношении противостоя­щих сил.

Бывают и неразрешимые конфликты, ведущие в тупик. Тупиковая ситуация может возникнуть в условиях, когда каждый участник блокирует действия другого, но изменить его позицию не в состоянии. В этом случае конфликт затя­гивается на долгое время в тлеющем состоянии, угрожая но­выми вспышками.

В условиях начавшегося конфликта выработать меры его урегулирования намного сложнее. Теперь важно не только учитывать причины конфликта, реальные силы борющихся сторон, но также изучать тактику сторон, их намерения, го­товность или нежелание остаться в рамках установленных норм взаимоотношений.

В процессе регулирования конфликта между борющими­ся сторонами организуются переговоры, результатом кото­рых может быть компромисс - разумный способ разреше­ния конфликтов, основанный на соглашении участвующих сторон. Для компромисса важно осознание пределов усту­пок, на которые может пойти каждая из сторон, их готов­ность в какой-то степени отступить от первоначальных тре­бований.

Переговоры - это совместное обсуждение конфликтую­щими сторонами спорных вопросов с целью достижения со­гласия.

«Если речь идет о мире, нужно говорить даже с самим |
дьяволом». ;

Э. Эррио, французский государственный деятель }


Переговоры являются своеобразным продолжением кон­фликта и одновременно средством его преодоления. В тех случаях, когда участники конфликта пытаются вести пере­говоры с позиции силы, они демонстрируют свое превосход­ство над противником, чтобы добиться односторонней побе­ды. Такой стиль переговоров может не ослабить конфликт, а, напротив, обострить его. В лучшем случае достигается ча­стичное разрешение.

Когда стороны идут на переговоры с намерением вести честную дискуссию, с готовностью к уступкам и удовлетво­рению части требований сторон, возможно урегулирование конфликта.


Большую роль в примирении сторон может сыграть посредничество. Посредник - это третий независимый уча­стник переговоров. Он должен быть признан обеими конфликтующими сторонами как нейтральная фигура, не заинтересованная в выигрыше одной из них, способная со­хранить объективность в решении спора. Посредник должен помочь противникам понять друг друга, добиться соблюде­ния правил ведения переговоров, искать решение, которое бы удовлетворило обе противостоящие стороны.

В зависимости от полноты разрешения противоречия уча­стниками конфликта возможны три типа соглашения меж­ду ними.

Первый тип - соглашение о перемирии - означает пре­кращение на определенное время вооруженных столкнове­ний (если конфликт достиг вооруженной стадии). Переми­рие позволяет остановить насилие и предоставить время для переговоров, для обсуждения вариантов урегулирования конфликта мирным путем.

Результатом переговоров может быть урегулирование конфликта - соглашение (второй тип), при котором проис­ходит увязка интересов сторон и снижение остроты проти­воречий (но не их снятие).

Третий тип - соглашение, основанное на разрешении противоречий между конфликтующими сторонами, т. е. ликвидация конфликта. Разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменение обстоятельств, которое породи­ло бы бесконфликтные отношения сторон, исключило веро­ятность возобновления разногласий.

В международных конфликтах наряду с соглашением сторон может иметь место и принуждение под угрозой при­менения санкций со стороны международных организаций. Наряду с посредничеством используется арбитраж. В отли­чие от посредников, арбитры принимают решения, имеющие для участников конфликта юридическую силу. ШШ Основные понятия: политический конфликт. И Термины: переговоры, компромисс, арбитраж.

Проверьте себя

1) Какова природа политических конфликтов? В чем заключаются их причины? Какое значение имеют конфлик­ты в политической жизни общества? 2) Как развивается конфликт? Чем характеризуются этапы эскалации полити­ческого конфликта? 3) Охарактеризуйте наиболее острые формы политического конфликта. 4) Каковы пути предот­вращения, урегулирования и разрешения конфликтов? 5) В чем заключается роль переговоров? роль посредничества? роль арбитража?


Подумайте, обсудите, сделайте

1. Русский философ Н. Ф. Федоров (1828-1903) писал:
«В том и состоит унижение, что не закон человечности

человек распространяет на животных, а себе усвояет живот­ный закон борьбы». Имеет ли это высказывание связь с про­блемой конфликтов? В чем эта связь состоит? Каково ваше отношение к этому высказыванию?

2. Приведите примеры межличностного конфликта, кон­
фликта социальных групп, конфликта политических орга­
низаций. Сравните их. Укажите общие черты и отличия.

3. Какой политический конфликт описан в вашем учеб­
нике истории наиболее обстоятельно? Обратите внимание на
такие внутриполитические события в России, как револю­
ции 1905-1907 гг. и 1917 г., Гражданская война, полити­
ческие события августа 1991 г. и октября 1993 г.; на меж­
дународные события: Первую и Вторую мировые войны,
Карибский кризис 1962 г. или другие по вашему выбору.
Проанализируйте выбранное вами событие с точки зрения
теории политического конфликта, представленной в данном
параграфе: выявите его причины, состав участников, разви­
тие, способ разрешения, влияние на политическую жизнь
общества. Если потребуется, обратитесь к дополнительным
источникам.

4. Германский государственный деятель Людвиг Эрхард
сказал: «Компромисс - это искусство разделить пирог так,
чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался
ему». Можно ли это суждение отнести к компромиссу в по­
литическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Пояс­
ните его на примере.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями немецкого философа и социолога (XX в.) Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов.

[...] Переговоры, т. е. создание органа, в котором кон­фликтующие стороны регулярно встречаются с целью веде­ния переговоров по всем острым темам, связанным с кон­фликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квали­фицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей сто­роны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстан­ций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность


Этого образа действий, посредничество (например, Генераль­ного секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обра­щение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуа­ция характеризует положение правовых институтов в неко­торых (в частности, международных) конфликтах. 4. В слу­чае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохране­ния формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчеза­ют путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирова­ния воздействуют на насильственность конфликтов. Регули­руемый конфликт является в известной степени смягчен­ным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непре­рывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей си­лой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональ­ном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. - 1994. - № 5. - С. 146-147.

1111 Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитра­жа от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассмат­ривается как форма, находящаяся на границе между регулирова­нием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?


§ 27. Политический процесс

Вспомните:

политическая власть: что делает ее привлекательной? Что означает слово «процесс»? Имеется ли связь между политической деятельностью и повседневной жизнью граждан государства?

В предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели ха­рактеристики и основные особенности различных политиче­ских систем и политических режимов. Вместе с тем пони­мание мира политики, понимание того, как именно осуществляется власть в той или иной стране, невозможно без учета особенностей и параметров политического про­цесса.

В политической науке существуют разные интерпретации понятия «политический процесс». Некоторые российские и зарубежные исследователи фактически отождествляют поли­тический процесс и политику в целом. Политика в этом смысле представляется процессом взаимодействия субъектов в борьбе за власть и влияние. Нередко под политическим процессом понимается прежде всего деятельность субъектов политики, направленная на реализацию своих целей и интересов, на завоевание власти. Сторонники системного подхода и школы структурно-функционального анализа интерпретировали политический процесс как форму функ­ционирования политических систем и составляющих эти системы элементов. Попробуем разобраться в том, чем же является и что включает в себя понятие «политический про­цесс».

Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил
К. Томас. В соответствии с такими характеристиками, как степень напористости при защите своих интересов и степень склонности к кооперации,
К. Томас выделяет пять основных способов управления конфликтами:
соревнование (соперничество), уступка (приспособление), компромисс, избегание, сотрудничество.

Однако выявлены следующие возможности способов:

При избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха;

При соревновании, уступке или компромиссе либо один из участников выигрывает, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, если идут на компромиссные уступки;

Лишь при сотрудничестве оба выигрывают, т.к. пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.

1. Сотрудничество. Стороны, между которыми возникает противоречие, активно приступают к поиску совместного взаимовыгодного решения, полностью устраивающего обе стороны. Такой подход требует длительного времени. Его рекомендуется использовать, если:

Решение проблем очень важно для обеих сторон;

У вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

Стороны осведомлены в проблеме, они способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

Стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении ради решения проблемы.

2. Компромисс. Находится нужное решение, устраивающее в основном две стороны, но за счет некоторых уступок. Каждый в чем-то уступает, и за счет этого находится нужное решение. Такой подход наиболее эффективен, если:

Обе стороны обладают равной властью, но имеют взаимоисключающие интересы;

Необходимо получить быстрое или временное решение;



Удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, он может изменить поставленную вначале цель;

3. Избегание. Уход от конфликтной ситуации используется, если:

Напряженность слишком велика, и надо ослабить накал;

Когда вы общаетесь со сложным собеседником;

Исход для вас не очень важен, и вам не хочется тратить силы;

Вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу;

Вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию и заручиться чьей-то поддержкой;

вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

4. Уступка – отказ от борьбы в пользу другого лица. Применяется, если:

Исход дела чрезвычайно важен для другого лица и не очень существенен для вас;

У вас мало власти, правда не на вашей стороне;

Другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку.

5. Соперничество – прямая конфронтация, ни одна из сторон не желает ни в чем уступать. Человек, использующий этот стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Применяется, если:

Исход очень важен для вас;

Критическая ситуация требует быстрого реагирования;

Нет иного выбора, и вам нечего терять;

Вы не можете дать понять людям, что находитесь в тупике, когда кто-то должен повести их за собой.

Конфликты личностного плана решаются в основном избеганием и уступкой, значительная часть деловых конфликтов может быть решена путем сотрудничества и компромисса.

Модели арбитража и посредничества в управлении конфликтами

Существуют два способа разрешения конфликта с помощью третьего лица. При использовании модели арбитража третье лицо выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу. Когда применяется модель посредничества , третье лицо не принимает решение, но организует процесс разрешения конфликта самими участниками.

Преимущества арбитража :

· есть возможность принять быстрое решение;

· руководитель (арбитр) может принять выгодное для него решение.

Недостатки арбитража:

· чтобы принять правильное решение, необходимо детально разобраться в ситуации, – это сложно;

· принимая решение в пользу одной стороны, руководитель наносит ущерб отношениям с другой;

· решение носит спорный характер;

· ответственность за решение, в том числе и за его исполнение, возлагается на руководителя, участники освобождены от ответственности.

Ситуации, в которых арбитраж необходим:

· принятие решения находится в компетенции лица, к которому обращаются участники конфликта;

· ситуации, когда существует дефицит времени, риск, высокая ответственность;

· переговорный процесс между участниками конфликта невозможен.

Роль посредника заключается в создании условий для проведения переговоров конфликтующих сторон.

Преимущества посредничества:

· посредник не должен принимать решения и выяснять, кто прав, кто виноват, он отвечает только за организацию переговоров. Ответственность за принятое решение возлагается на участников, что способствует изменению их поведения;

· посредничество позволяет решить проблему и сохранить взаимоотношения.

Недостатки посредничества:

· переговорный процесс может отнять много времени;

· поскольку решение принимается участниками, оно может быть не таким, как хочет посредник;

· деятельность посредника сложна, требует особых навыков.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы:

а) осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»);

б) наличие между индивидами определенных отношений;

в) ? … (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов), функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами;

2. Непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами, – это:

а) большая группа;

б) малая группа;

в) условная группа;

г) лабораторная группа.

3. Группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать, называется:

а) первичной;

б) неформальной;

в) референтной;

г) паритетной.

4. Основные признаки коллектива (исключите ошибочный ответ) :

а) объединение людей во имя социально одобряемой цели;

б) «мы-чувство»;

в) целостность;

г) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

5. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

а) ассоциация;

б) корпорация;

в) кооперация;

г) референтная группа.

6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое дается высокостатусным членам группы, называется:

а) социальная фасилитация;

б) конформизм;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

7. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, определяется как:

а) социальная фасилитация;

б) конформизм;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

8. Изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы – это:

а) социальная фасилитация;

б) конформизм;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

9. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является:

а) рефлексия;

б) негативизм;

в) борьба;

г) рациональный конформизм.

10. Заполните пропуски в таблице:

Отличительные характеристики лидера и руководителя

Характеристики лидера Характеристики руководителя
Регулирует межличностные (неофициальные) отношения в группе Регулирует … отношения в группе
Лидерство возникает стихийно, это менее стабильное явление, зависит от настроения группы Руководитель …, это более стабильное явление
Система санкций зависит от …. Обладает более определенной системой санкций
Решения, касающиеся деятельности группы, более непосредственны Процедура принятия решения более сложна, оно может не зависеть от …
Лидерство – индивидуально-психологиче­ская характеристика отношений в группе (элемент...). Руководство – социальная характеристика отношений в группе (элемент...).

11. Демократический стиль эффективен в условиях … (продолжите).

12. В случае высокой самоорганизации коллектива при решении творческих задач эффективен стиль:

б) демократический;

в) либеральный.

13. В условиях, близких к экстремальным; в жестко заданных, алгоритмизируемых условиях (в армии), при низком уровне организации группы, для работников с низкой квалификацией эффективен стиль:

б) демократический;

в) либеральный.

14. Дела в группе идут сами собой; лидер не дает указания; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера – это характеристики стиля:

б) демократического;

в) либерального.

15. В общении можно выделить три стороны:

а) коммуникация (? …);

б) ?… (организация взаимодействия);

в) социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните ).

16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы, – это:

а) тезаурус;

б) словарь;

в) аттракция;

г) каузальная атрибуция.

17.Паралингвистическая система включает:

б) движения глаз;

в) систему вокализации;

г) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.

18. Человек, использующий … (стиль общения ) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».

19. Общение при … (стиль общения ) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих.

20. Отождествление себя с другим, уподобление себя другому – это:

а) рефлексия;

б) идентификация;

в) проекция;

г) аттракция.

21. Приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности – это:

а) стереотипизация;

б) идентификация;

в) каузальная атрибуция;

г) аттракция.

22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ играет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия ).

23. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением:

а) стереотип;

б) предубеждение;

в) каузальная атрибуция;

г) аттракция.

24. Недоверие к коммуникатору, распространяемое на передаваемую им информацию, служит причиной барьеров:

а) понимания;

б) социально-культурного различия;

в) отношения.

25. Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнером по общению, называется:

а) идентификацией;

б) эмпатией;

в) рефлексией.

26. В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект:

а) ореола;

б) первичности;

в) новизны.

27. Экстралингвистическая система включает:

а) жесты, мимику, пантомимику;

в) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.

28. При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели:

а) личностная;

б) объектная;

в) обстоятельственная.

29. Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется:

а) фонетическим;

б) логическим;

в) семантическим;

г) стилистическим.

30. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с ним, называется:

а) тезаурусом;

б) стереотипом;

в) предубеждением;

31. Накопившееся противоречие, содержащее первопричину конфликта:

а) инцидент;

б) конфликтная ситуация;

в) позиция;

г) конфликтоген.

32. Экспансия и эскалация характерны для конфликтов:

а) деструктивных;

б) продуктивных;

в) горизонтальных;

г) вертикальных.

33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберете:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнер учился на собственных ошибках, вы прибегнете к следующему способу управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

35. Если ваш партнер вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

36. На вопрос «Чего я хочу?» отвечает:

а) интерес;

б) позиция;

в) инцидент;

г) объект.

37. Нарушение отношений с одним из участников является недостатком модели:

а) арбитража;

б) посредничества;

в) сотрудничества;

г) избегания.

38. Признаками деструктивного конфликта являются «экспансия» и …. (дополните ).

39. Конфликтогены играют основную роль в возникновении (случайного ? неслучайного ?) конфликта.

40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (…………).

РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динамику, групповые нормы и групповые санкции. Важным параметром характеристики группы является статус индивида в ней.

Группы подразделяются на условные и реальные. Реальные группы могут быть лабораторными или естественными, естественные – большими или малыми.Малые группыобразуют непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Классификация малых групп включает первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, а также референтные и группы членства. В зависимости от прав, предоставленных членам, выделяют паритетные и непаритетные группы. По уровню развития различают слабо-, средне- и высокоразвитые группы (коллективы).

В социальной психологии известно несколько моделей группообразования (в частности, стратометрическая концепция А.В. Петровского), каждая из которых различным образом описывает динамику группового развития. К механизмам групповой динамики относят разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит и психологический обмен.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на ее членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации.

Теории лидерства объясняют происхождение данного феномена. Выделяют несколько подобных теорий: теория черт (харизматическая), ситуационная, системная, концепция ценностного обмена, в каждой из которых различным образом объясняется происхождение данного явления.

Понятия «руководство» и «лидерство» подразумевают ряд отличий, которые касаются регуляции отношений в группе, возникновения, системы санкций, принятия решений, взаимосвязей с социумом. Наряду с явными различиями, данные феномены имеют и общие характеристики. Так, и руководитель, и лидер организуют и координируют деятельность группы, осуществляют в ней социальное влияние и используют отношения субординации.

Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчиненных и общения с ними. Традиционно выделяются три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчиненных, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль.

Каждый руководитель обладает определенным объемом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознаграждающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчиненных. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом.

К составляющим личности эффективного руководителя относят его опыт, способности, совокупность личных и деловых качеств и биографические характеристики. Среди биографических характеристик на эффективность руководства в наибольшей мере влияет уровень образования.
К способностям руководителя можно отнести в первую очередь практический интеллект, предпринимательские способности и способности
к управленческой деятельности. Для эффективного руководства также необходим ряд личностных качеств.

Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная сторона), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятие, понимание другого человека (перцептивная сторона). Выделяют такие виды общения, как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, межперсональное и ролевое, вербальное и невербальное. Обмену информацией способствуют одинаковый тезаурус участников, препятствует наличие коммуникативных барьеров. Ситуация взаимодействия диктует выбор определенного типа взаимодействия (кооперация или конкуренция) и стиля взаимодействия (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Познанию партнера по общению способствуют механизмы идентификации и рефлексии, искажают восприятие каузальная атрибуция и эффекты восприятия (ореола, первичности, новизны и другие), которые могут рассматриваться как проявление стереотипизации.


МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ


Введение в модуль

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, формах обучения и воспитания, разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

«Власть закона» - Основные понятия темы: Тема урока «Закон и власть». Когда я буду совершеннолетним гражданином, … В чём сущность власти? В каком отношении находятся власть и закон? Рефлексия. Позиция (я думаю) Обоснование (потому что) Пример (аргумент) Следствие (вывод). Назовите наиболее важные понятия, отражающие суть темы.

«Законодательная власть» - Законадательная власть в РФ. 1. Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Законода?тельная власть - власть в области законодательства. 2.Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации.

«Как подготовиться к переговорам» - Что значит «умело вести деловые переговоры»? Деловые переговоры. Главное завоевать расположение. Во время переговоров. Какой стиль ведения деловых переговоров оптимален? Завершение переговоров. …Время …место …внешность …подготовка …аргументы. Что нужно сделать, чтобы деловые переговоры завершились в вашу пользу?

«Власть в России» - Данный этап был завершен в 2003 году. А что сегодня может противопоставить "горизонталь народа" "вертикали власти"? Народ – единственная оппозиция в России. Проблемы «Единой России», более злободневные, чем думы о народе: Демократия. Природа власти. «Справедливая Россия». ЛДПР: как создавалась партия?

«Судебная власть» - Судебная власть. Теория разделения властей по Ш.Л. Монтескье. Способы защиты прав и свобод граждан РФ. Задачи реферата: Истоки и развитие судебных систем на Западе и в России. Естественно-научный отдел секция «Политика и Право». Структура судебной власти России. Изучение способов защиты прав и свобод; Функции органов судебной власти.