Укажи род и число существительных и прилагательных. Род имён прилагательных

Тема: Род, число имён существительных и прилагательных

Задачи:

Образовательная:

Научить детей правильно находить род и число имён существительных и прилагательных;

Научить детей правильно делать выводы при изучении новой темы;

Развивающая: - развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к русскому языку;

Воспитывать трудолюбие, аккуратность;

Оборудование: ИКТ-презентация, проектор, учебник «Русский язык, 3 класс» часть 2 (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко), тетрадь, раздаточный материал.

УУД:

Познавательные УУД:

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения;

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность;

Учиться работать в диалоге с учителем;

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку;

- ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности ;

I. Организационный

момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Здравствуйте, ребята!

1 минута

11:30-11:31

II . Актуализация знаний

1. Чистописание

2. Работа на смарт-доске

III . Сообщение цели темы урока

Учитель: Ребята, я вижу, что вы уже хорошо подготовились к уроку. А сейчас сядьте ровно так, чтобы спина была прямая, уголок тетрадки смотрит в животик. Откройте свои тетрадки, запишите число, классная работа.

Записываем:

Ше – с – то – е ма – р – та, точка; кла – сс –ная ра –бо –та, точка.

Теперь на следующей строчке пишем соединения букв ая и яя .

Пишем сначала ая .

начинаем писать овал сверху, ведем вверх влево округлую линию, затем вниз до нижней линии, теперь выше от точки без отрыва ведем вниз второй элемент буквы - это линия с закруглением вниз.

На закруглении поставим точку, закругляем, касаюсь строки, веду линию вверх, закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.

Начинам писать чуть выше рабочей линии. Закругляем, касаясь строки, веду линию вверх закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.

На закруглении поставим точку закругляем, касаюсь строки, веду линию вверх закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление.

Пишем эти соединения, чередую до конца строки.

На следующей строке пишем ое.

Ставим точку в верхней трети строки, начинаем писать овал.

Ставим справа, точку у полуовала. Ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке ,

Начинаем писать с середины рабочей строки. Ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке , без отрыва вниз ведем линию с закруглением влево.

От закругления ведём прямую линию к верху, делаем петлю в рабочей строке , без отрыва вниз ведем линию с закруглением влево.

Пишем эти соединения, чередую до конца строки. Молодцы!

Учитель: Посмотрите, на доске изображены предметы (Девочка, волк, корзина, пирожки, солнце). Как вы думайте, какая это сказка?

Ученик: Красная Шапочка.

Учитель: Кто её автор?

Ученик: Шарль Перро.

Учитель: Назовите предметы, которые вы видите на доске.

Ученик: Девочка, волк, корзина, пирожки, солнце.

Учитель: Правильно. А теперь возьмите тетрадки и с новой строчки будем записывать слова, которые обозначают предметы. Посмотрите на образец.

(на слайде пример работы : Девочка какая? добрая ). Запишите его в тетрадь. Выделите окончания. На следующей строчке, какое запишем слово?

Ученик: Волк.

Учитель: Задайте вопрос.

Ученик: Волк какой?

Учитель: Какое окончание в слове?

Ученик: ой

Учитель: Придумайте ещё слово.

Ученик: Злой.

Учитель:

Ученик: -ой.

Учитель:

Ученик: Корзина.

Учитель:

Ученик:

Учитель: Какую букву напишем?

Ученик: о.

Учитель: Почему?

Учитель: Правильно. Запишите слово кор-зи-на , подчёркиваем орфограмму и

задайте вопрос.

Ученик: Корзина, какая?

Учитель: Какое окончание в слове?

Ученик: ая

Учитель: Придумайте ещё слово.

Ученик: Красивая.

Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?

Ученик: -ая.

Учитель: Выделите его. Дальше, какое слово запишем?

Ученик: Солнце.

Учитель: запишите его и задайте вопрос.

Ученик: Солнце, какое?

Учитель: Какое окончание в слове?

Ученик: ое

Учитель: Придумайте ещё слово.

Ученик: Яркое.

Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?

Ученик: - ое.

Учитель: Выделите его. Дальше, какое слово запишем?

Ученик: Пирожки.

Учитель: Какая орфограмма в этом слове?

Ученик: Непроверяемая гласная в корне слова.

Учитель: Какую букву напишем?

Ученик: и.

Учитель: Почему?

Ученик: Это слово словарное, его нужно запомнить.

Учитель: Правильно. А какая еще орфограмма в этом слове?

Ученик: Правописание шипящих в корне слова.

Учитель: Какую букву напишем?

Ученик: Чтобы написать букву, нужно подобрать родственное слово, такое, чтобы после шипящей была гласная буква.

Учитель: А какое?

Ученик: Пирожок

Учитель: Какую букву напишем?

Ученик: ж.

Учитель: Правильно. Запишите слово пи-рож-ки , подчёркиваем орфограмму и

задайте вопрос.

Ученик: Пирожки, какие?

Учитель: Какое будет окончание в слове?

Ученик: ие

Учитель: Придумайте слово к вопросу.

Ученик: Вкусные.

Учитель: Запишите его. Какое будет окончание?

Ученик: -ые.

Учитель: А кто догадался, о каких частях речи мы будем сегодня говорить?

Ученик: Об имени существительном.

Учитель: Что обозначает имя существительное?

Ученик: Предмет.

Учитель: Правильно. А ещё о каких частях речи мы будем говорить?

Ученик: Об именах прилагательных.

Учитель: Как вы догадались.

Ученик: Мы записали слова, у которых части речи существительное и прилагательное.

Учитель: Правильно наша тема на уроке сегодня будет: « Род, число имени существительного и прилагательного»

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Ученик: Какой, какая, какое, какие.

Учитель: Назовите окончания в вопросах?

Ученик: -ой, -ая, -ое, -ие

Учитель: Правильно.

10 минут

11:31 – 11:41

Слайд 1-2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

5 минут

11:41-11:46

Слайд 8

IV. Изучение нового

Учитель: А кто догадался, почему в вопросах имени прилагательного разное окончание?

Ученик: Они определяют существительное, которое относится к одному из трёх родов.

Учитель: Проверим. Слово волк, как нам определить его род?

Ученик: Подставить местоимение он(мой) – это мужской род.

Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово волк и подпишите над словом род.

Значит прилагательное злой мужского рода.

На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

Ученик: Какой.

Учитель: Какие окончания у прилагательного мужского рода?

Ученик: -ой, -ый.

Учитель: Слово корзина, как нам определить его род?

Ученик: Подставить местоимение она(моя) – это женский род.

Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово девочка и подпишите над словом род.

Значит прилагательное красивая женского рода.

На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?

Ученик: Какая.

Учитель: Какие окончания у прилагательного женского рода?

Ученик: -ая, -яя.

Учитель: Слово солнце, как нам определить его род?

Ученик: Подставить местоимение оно(моё) – это средний род.

Учитель: Хорошо. Найдите в своей тетради слово солнце и подпишите над словом род.

Значит прилагательное яркое женского рода.

На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?

Ученик: Какое.

Учитель: Какие окончания у прилагательных среднего рода?

Ученик: -ое, -ее.

Учитель: А слово пирожки, что вы можете сказать об этом слове?

Ученик: Оно во множественном числе.

Учитель: Какого рода слово пирожки?

Ученик: Мы не сможем определить какого рода это слово.

Учитель: Почему?

Ученик: Потому, что это слово стоит во множественном числе.

Учитель: На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа?

Ученик: Какие.

Учитель: Какие окончания во множественном числе?

Ученик: -ие, -ые.

7 минут

11:46-11:53

V. Физминутка

Учитель: А сейчас давайте встанем и проведём танцевальную физминутку.

3 минуты

11:53-12:56

Слайд 9-19

VI . Первичное закрепление

1. Работа с таблицей

2. Работа с учебником

Учитель: Какие формы числа имеет имя существительное?

Ученик: Формы единственного и множественного числа.

Учитель: А как нам определить число имени прилагательного?

Ученик: По существительному, с которым оно согласуется.

Учитель: Как нам определить род имени прилагательного?

Ученик: По существительному, с которым оно согласуется. (Детям раздаётся таблица с родом и числом имени прилагательного).

Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное мужского рода?

Ученик: Какой.

Учитель: Возьмите свои таблицы, которые лежат у вас на партах и напишите вопрос (какой?) в графе мужской род. Какие окончания в мужском роде?

Ученик: -ый, -ий.

Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное женского рода?

Ученик: Какая.

Учитель: Напишите вопрос (какая?) в графе женский род. Какие окончания в женском роде?

Ученик: -ая, -яя.

Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное среднего рода?

Ученик: Какое.

Учитель: Напишите вопрос (какое?) в графе средний род. Какие окончания в среднем роде?

Ученик: -ое, -ее.

Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом. На какие вопросы отвечает имя прилагательное во множественном числе?

Ученик: Какие.

Учитель: Напишите вопрос (какие?) в графе множественное число. Какие окончания во множественном числе?

Ученик: -ие, -ые.

Учитель: Напиши, а затем выделите эти окончания в таблицу под вопросом.

Учитель: Откройте учебник на странице 65 и найдите ответ на мой вопрос. Почему же вопросы могут подсказать окончание?

Ученик: Потому, что в вопросах окончания ударные.

Учитель: Ребята посмотрите на правило внизу в синей рамке. Прочитайте его. Скажите, на что нам нужно обратить внимание?

Ученик: В мужском роде под ударением окончание – ой , а без ударения -ый или -ий.

Учитель: Правильно

7 минут

12:56-12:03

Слайд 20

VII . Закрепление изученного

1. Работа с окончаниями

2. Работа с карточками

3. Самостоятельная работа

Учитель: Посмотрите на доску, какие окончания вы видите?

Ученик: - ой, -ый, -ая, -ое, -ые, -ий, -яя, -ее, -ие.

Учитель: Кто догадался, какая тайна скрывается на доске?

Ученик: Окончания бывают мягкие и твёрдые.

Учитель: Правильно. Прочитайте правило на странице 66. Если основа оканчивается на твёрдый звук, то какие окончания мы пишем?

Ученик: - ой, -ый, -ая, -ое, -ые.

Учитель: А если основа оканчивается на мягкий звук, то какие окончания мы пишем?

Ученик: -ий, -яя, -ее, -ие.

Учитель: Посмотрите на доску. У Красной Шапочки беда у неё рассыпались пирожки со словами. Помогите Красной Шапочке правильно собрать согласовать существительное с прилагательным. Сейчас вы по одному будете выходить к доске, и правильно согласуйте прилагательное со существительным.

река синий

дерево спелая

груша высокое

лимон злая

друг верный

яблоко глубокая

собака сочное

карандаш кислый

Правильные ответы:

1) глубокая река

2) высокое дерево

3) спелая груша

4) кислый лимон

5) верный друг

6) сочное яблоко

7) злая собака

8) синий карандаш

Учитель: Возьмите карточки с заданиями. Подпишите свою фамилию и имя. Прочитайте задание № 1. Что вам надо сделать?

Ученик: Соединить прилагательные с правильными существительными.

Учитель: Правильно. Прочитайте задание № 2. Что вам надо сделать?

Ученик: Подобрать к данным прилагательным существительные.

Учитель: Молодцы! Теперь выполняйте работу (Дети выполняют самостоятельную работу).

Образец:

Самостоятельная работа.

песня грустная

ручьи лютый

розы проворные

мороз белые

небо голубое

Ответы: Грустная песня, проворные ручьи, белые розы, лютый мороз, голубое небо.

Зелёный - … Яблочный - …

Цветочный - …

Цветной - …

Учитель : А сейчас давайте проверим задание № 1 (проверка задания №1). Хорошо. Теперь, у кого какие слова получились во 2 задании (дети читают свои ответы). Поднимите руки, кто сделал всё верно? Молодцы. А теперь сдайте мне свои работы.

10 минут

12:03 – 12:13

Слайд 21

VIII . Итог

Учитель: Ребята чему мы с вами сегодня научились делать?

Ученик: Находить число, род имён существительных и прилагательных (ответы детей).

Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное мужского рода?

Ученик: Какой.

Учитель: Какие окончания в мужском роде?

Ученик: -ый, -ий.

Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное женского рода?

Ученик: Какая.

Учитель: Какие окончания в женском роде?

Ученик: -ая, -яя.

Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное среднего рода?

Ученик: Какое.

Учитель: Какие окончания в среднем роде?

Ученик: -ое, -ее.

Учитель: На какие вопросы отвечает прилагательное во множественном числе?

Ученик: Какие.

Учитель: Какие окончания у множественного числа?

Ученик: -ие, -ые.

Домашнее задание: учебник на стр. 66 упражнение 491. Спасибо за урок!

2 минуты

12:13-12:15


План доски:

Шестое марта.

Классная работа.

План тетради:

ая яя ая яя ая яя

ое ее ое ее ое ее

Девочка какая? Добрая.

Волк какой? злой.

Корзина какая? красивая.

Солнце какое? яркое.

Пирожки какие? вкусные.

Что такое род применительно к русскому языку, сколько родов в русском языке и какие выделяют?

С этой категорией школьники начинают знакомиться в начальных классах, постепенно углубляя и закрепляя свои знания. В пятом классе сведения о роде пополняются и закрепляются на более сложном материале.

Сколько родов в русском языке?

В русском языке представлена следующая система:

Не определяется род у слов, употребляемых только во множественном числе.

Сколько родов в русском языке у имени существительного?

Для определения рода имени существительного задаем к данному слову смысловой вопрос: он мой? она моя? оно мое?

Как видно из таблицы, род определяется только у существительных в единственном числе. Существительные, употребляемые в только во множественном числе (брюки, очки, сани), находятся вне категории рода.

При определении рода имен существительных у школьников нередко вызывают затруднения слова типа "знайка", "умница", "непоседа" и тому подобные. Например: он был большим непоседой и она была большой непоседой. Такие слова относятся к женскому или к мужскому роду? Здесь как раз возникает вопрос, вынесенный в заглавие: сколько родов в русском языке? Ученые на этот счет имеют две точки зрения: одни относят их к мужскому или женскому, в зависимости от контекста, другие выделяют такие слова в особый род - общий.

Также вызывают трудности несклоняемые иноязычные существительные. По написанию они напоминают слова, относящиеся к среднему роду. Действительно, большинство из них относится именно к этому роду, но есть и (скажем так) исключения из правила.

Так, согласно литературной норме, существительное "кофе" относится к мужскому роду. Неправильно будет сказать "мое кофе". Это ошибка, верный вариант - "мой кофе".

Существительное "евро", по аналогии с другими названиями денежных единиц, относится к мужскому роду. По такому же принципу существительные "сулугуни", "сирокко", "пенальти" относятся к мужскому. На основании такой же аналогии существительные "авеню", "салями", "кольраби" относятся к женскому роду.

Если у вас возникли сомнения по поводу родовой принадлежности имени существительного, то следует обратиться к словарям русского языка.

Как определить род имени прилагательного?

В отличие от имени существительного, для которого категория рода является неизменяемой, у прилагательного он является изменяемой категорией и определяется в зависимости от контекста. Правило, по которому определяют род этой части речи, звучит следующим образом: род прилагательного устанавливают по определяемому слову, то есть по имени существительному.

Например:

  • На девочке было надето красивое (ср. р.) платье. ("Платье" - оно мое, следовательно - это средний род, значит, и прилагательное "красивое" относится к среднему роду).
  • Он был красивым (м. р.) мужчиной. Улица красива (ж. р.).

Также выделяют несклоняемые прилагательные. Например: брюки цвета хаки.

Теперь вы знаете ответ на вопрос о том, сколько родов в русском языке. Определение их мы тоже разобрали на примерах. Уметь определять род имени существительного или прилагательного очень важно - это поможет избежать грамматических ошибок.

Краснодарский край Приморско-Ахтарский район

ст-ца Бриньковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Урок русского языка

3 класс

«Определение рода имен прилагательных»

Учитель начальных классов

Мищенко Любовь Дмитриевна

Слайд – 1

Урок русского языка

3 класс

Слайд – 2

Тема урока: Определение рода имен прилагательных

Цель урока: научить определять род имен прилагательных

Задачи урока:

Обучающие: учить определять род имен прилагательных, сформировать представления учащихся о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться. исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи.

Развивающие: развивать умения и навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах, группах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 3 класс» Т.Г.Рамзаевой.

Материалы: Презентация к уроку, учебники, тетради, индивидуальные карточки.

I . Организационный момент.

Учитель:

Начинаем наш урок
Любознательные дети
Хотят знать про все на свете.
А пока проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Слайд – 3

Учитель:

В грамматическом царстве русского языка в лесном государстве у старика

со старухой жил Колобок.

Учитель:

Слайд – 4

Надоело ему лежать на окошке, скатился он на землю и покатился по тропинке.

Слайд – 5

II . Минутка чистописания.

А на тропинке рассыпалось много разных букв и их надо было написать

Слайд – 6

1.В вв Ввв ввв

2. Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Как вы понимаете значение пословицы?

Дети объясняют и вместе с колобком пишут в тетради.

Слайд – 7

III . Словарная работа.

Картинный диктант

Картинный диктант. Взаимопроверка. Сравнение написания.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Работа над предложением.

Однажды р..бята зашли в л..сную глуш.. .

– Прочитайте предложение. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Разберите прилагательное по составу.

– Выпишите словосочетания.

2. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив из них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте, где нужно, мягкий знак.

Ёлоч..ка, воз..ми, ласточ..ка, доч..ка;

тюлен… мал..чик, обув.., цеп..;

люл..ка, л..динка, колос..я, пис..мо;

варен..е, кушан..е, прос..ба, сиден..е;

рож.., лож.., дрож.., сыч..;

душ.., силач.., тиш.., нож..

IV . Введение в тему урока.

Учитель:

Помогите колобку справиться с заданием.

    Определите род написанных словарных слов.

    Подберите по одному прилагательному к каждому словарному слову. (устно)

V . Постановка проблемной ситуации.

В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени прилагательном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну «тайн»,

Как вы думаете, можете ли вы определить род у подобранных прилагательных. Определите род прилагательных, которые относятся к су ществительному. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Обоснуйте свой ответ.

Слайд – 8

Учитель:

Катился, катился и

Глядь, а на тропинке:

Что за зверь лесной

Зимой белый, а летом серый?

Ну конечно, это был зайчик.

Заяц: Колобок, ты так вкусно пахнешь! Я съем тебя!

Колобок: Нет. Это будет несправедливо. Ты дай мне задание, если не справлюсь, то съешь меня. А если выполню задание, то отпустишь.

Согласился заяц.

VI . «Открытие» нового знания.

1) - Что мы уже знаем о прилагательном?

2) - Связь имён прилагательных с существительными.

Слайд – 9 - 10

Подбери к существительному пары слов

Небо яркий весенний

трава яркое весеннее

день яркая весенняя

Учитель:

Какую взаимосвязь вы заметили? (Какого рода существительное, такого же рода и прилагательное)

Слайд – 11

Учитель:

- Выполнил Колобок задание. Поскакал зайчик своей дорогой. А Колобок покатился дальше.

Слайд – 12

Учитель:

Вдруг навстречу ему громадина!

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

- Кто это?

Конечно, это медведь.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Да, что вы все заладили: съем да съем!

Ты, Миша, дай мне задание.

Не выполню - тогда съешь.

Почесал медведь лапой за ухом:

- «Будет тебе задание, Колобок»

Работа в парах.

Составить словосочетания прилагательное + существительное

Синий, голубой, бирюзовый (костюм, глаза, блузка)

Пожилой, старый (мужчина, предмет)

Знойный, горячий (ветер, вода)

Темный, дремучий (лес, луг, туман)

VI . Физкультминутка.

Посмотрите вы на нас,

Как легко из класса в класс

Скачем по дорожке

Все на одной ножке.

Подскочили 10 раз,

Кончили десятый класс.

VII . Первичное закрепление изученного.

Слайд – 13

Знакомство с правилом по учебнику

В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Слайд – 14

Учитель:

Справившись с заданием, колобок покатился дальше. Вдруг на лесную тропинку выскочил тот

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

Догадались, кто это? (Волк.)

Волк:

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Я от бабки ушел, я от деда ушел, я от зайки и лисы ушел.

А ты, волк, хочешь меня съесть!

Ты лучше дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь меня.

Волк: - Хорошо! Получай задание!

Слайд – 15 - 17

Предметные картинки с изображением овощей или фруктов. Подобрать как можно больше прилагательных к слову, обозначающему предмет.

Определить род прилагательного.

Какой ряд больше подберет. Помогаем колобку выбраться из рук волка.

Слайд – 18

Учитель:

- Умный Колобок опять спасся! Грустный волк пошел своею дорогой.

Слайд – 19

Учитель:

Катится Колобок по тропинке, радуется, что от всех ушел.

Вдруг навстречу:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Слайд – 20

Учитель:

Кто это? Правильно, лиса.

Лиса: - Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Нет уж, лисичка, ты дай мне задание, если не выполню, тогда и съешь!

Хорошо! Получай задание

Письмо по памяти.

На доске записаны словосочетания :

скорая помощь острый нож

дорогая вещь тяжёлый багаж

железный обруч тёмная ночь

верный товарищ колючий ёрш

глазной врач ночная тишь

– Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.

Затем учитель стирает первые слова и дети записывают словосочетания по памяти, ориентируясь на вторые слова. Определить род прилагательных.

Как определить род прилагательных?

Учитель: Ребята давайте поможем колобку уйти от лисы, вместе выполним задание и проверим.

Слайд – 21

Перехитрил колобок лису. Справился с заданием и покатился дальше.

Слайд – 22

Вдруг навстречу выскочил

Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

Петя – петушок.

И говорит:

Колобок, как ты вкусно пахнешь! Можно откушу от тебя кусочек?

Колобок:

Нет уж, давай задание! Не выполню - тогда откусывай! А пока не трогай!

Заяц, лиса, волк, медведь - и те не тронули! Выполняй мое задание и возвращайся домой там тебя старик со старухой ждут не дождутся.

Слайд – 23

Работа в группах

Соотнести к схемам слова и разобрать по составу:

Пригорки, лесной, походы, дорожка, пригородний, покупка, пролески, забежит, стол, земля посадка, домовой настольный, пришкольный.

Давайте и мы поможем, ребята колобку!

Учитель:

Распределяемся на 4 группы. У каждой группы свое задание. Ещё подобрать по одному своему слову к схеме.

Как вы ребята справились с заданием?

1- я группа называет задание к 1 –й схеме

2- я группа называет задание к 2 –й схеме

3- я группа называет задание к 3 –й схеме

4- я группа называет задание к 4 –й схеме

Давайте проверим.

Слайд – 24

Справившись с заданием, попрощался с петухом колобок и решил домой вернуться. По дороге домой его ожидало ещё одно препятствие.

Слайд – 25

Творческое задание

Работа в парах

Написать по картинке сочинение. В предложениях определить род имени прилагательного. Разобрать одно из предложений по членам предложения.

Слайд – 26

Колобок любил работать по картинке и с этим заданием справился.

Слайд – 27

Учитель:

Катиться он по лесной чаще. а на встречу ему старик со старухой идут. Обрадовались, что с колобком ничего не случилось. Взяли его на руки и домой понесли.

VIII . Рефлексия.

Итог урока. Оценки.

Учитель:

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

– Как можем мы определить род имени прилагательного?

Выставление оценок.

124. Прочитайте. Спишите, выделяя окончания имён прилагательных.

  • Определите род и число имён существительных. Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и имя существительное?
  • Поставьте вопрос к каждому имени прилагательному.
  • Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

Изменение имён прилагательных по родам

125. Расскажите по таблице «Изменение имён прилагательных по родам», какого рода бывают имена прилагательные. По каким признакам можно определить их род?

  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (мужского, среднего) рода? Какие они имеют окончания? В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

Обратите внимание! У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой? , окончание -ой всегда ударное, а окончания -ый, -ий всегда безударные .

126. Прочитайте.

      Детск... (рисунок, комната, пальто).
      Золот... (ключ, рожь, кольцо).
      Горяч... (вода, чай, молоко).
      Смел... (поступок, мысль, решение).

  • Составьте и запишите словосочетания имён прилагательных с именами существительными. Имя прилагательное поставьте в том же роде, что и имя существительное. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.

127. Прочитайте. Объясните отгадки к загадкам.

      Шапочка алая,
      Жилеточка нетканая,
      Кафтанчик рябенький.
      (Курица)

      Красный цвет,
      Винный вкус,
      Каменное сердце.
      (Виноград)

  • Подготовьтесь записать загадки под диктовку (см. Памятку 5).
  • Определите род имён прилагательных. Выделите их окончания.
  • Объясните, как вы определяли род имён прилагательных.

128. Прочитайте словосочетания. какой?

, вкусное какао, летучая мыш.., белый леб..дь, лесная глуш.., красивый тюль, московское м..тро, ус..ная реч.., извес..ная ф..милия, ч..рный кофе, яичный шампунь.

  • Поставьте вопросы от имён существительных к именам прилагательным. Определите род имён прилагательных.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных.
  • Укажите род имён существительных и имён прилагательных.

129. Составьте из слов каждой пары словосочетания, согласуя имя прилагательное с именем существительным в роде.

Летний, гроза; утренний, роса; горячий, молоко; лёгкое, ветерок; синий, небо; колючая, ёжик; весенний, облако; поздний, осень; душистый, сирень; ранний, утро; могучий, дерево.

  • Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Проверьте написание окончаний имён прилагательных по таблице (см. выше).

130.

Дождевое облако - дождлив... погода, конн... спорт - конск... грива, болотн... трава - болотист... местность, грозов... облако - грозн... оружие, водн... гладь - водян... растение, рыбн... хозяйство - рыб... глаз.

  • Сравните однокоренные имена прилагательные по смыслу и по составу. В чём их различие?
  • Укажите род имён прилагательных, выделите их окончания.
  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных.
  • Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

131. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Радости... весть, зимн... дорога, дремуч... лес, северн... ветер, весел... песня, утренн... роса, трескуч... мороз, горяч... молоко, верхн... одежда, вечерн... заря, интересы... книга, лёгк... туман, домашн... задание, ближн... озеро.

  • Докажите, что вы правильно написали окончания имён прилагательных. Укажите род имён прилагательных.
  • Скажите, к каким именам прилагательным можно подобрать синонимы, к каким - антонимы.

132. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Рани... апрельск... утро. В небе начала разгораться ал... полоска зари. Утренн... в..т..рок пр..шумел в в..рш..нах берёз. В пр..драссветной мгле з..звучала тих... лесн... песенка. Это з..пела птичка зарянка. В её песне слышалась робк... радость и светл... весенн... грусть.

(Н. Сладков)

  • Почему птичку назвали зарянкой ?
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите род имён прилагательных.
  • Разберите третье предложение по частям речи (см. Памятку 4).
  • Выпишите из второго предложения словосочетание с именем прилагательным.

133. Прочитайте. Составьте словосочетания имён прилагательных с именами существительными.

      Добр... (человек, имя, дело).
      Горяч... (утюг, солнце, пора).
      Высок... (здание, урожай, награда).
      Свеж... (воздух, мясо, рубашка).
      Сладк... (пирог, сон, речь).
      Ранн... (утро, зима, птичка).

  • Запишите составленные словосочетания.
  • Выделите окончания имён прилагательных, объясните их написание. Укажите род имён прилагательных.
  • Подготовьтесь объяснить, как вы понимаете значение каждого словосочетания.

134. Прочитайте. Составьте словосочетания, заменяя имя существительное в скобках однокоренным именем прилагательным.

(Место) ж..тель, (земляника) варен..е, (звезда) небо, (дождь) утро, (опасность) д..рога, (прелесть) р..машка, (вкус) какао, (ярость) вет..р, (медведь) берлога, (заяц) к..пус..ка, (класс) комн..та, (известность) правило, (ненастье) п..года.

Образец. Местный житель, ... .

  • Запишите составленные словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите род имён прилагательных. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.