Ученые боязнь ошибки страх загубить любое дело. Атихифобия и секс

Что вы чувствуете, когда собираетесь приступить к чему-то грандиозному и новому для себя: создать, наконец, проект, который долго обдумывали, оставить давно опостылевшую работу и найти другую, начать свой бизнес? Какое самое сильное чувство овладевает вами? Энтузиазм? Решимость? Готовность к действиям? Почему же день ото дня вы все откладываете это важное для себя дело и не предпринимаете никаких конкретных шагов? Признайтесь честно, вы просто боитесь.

При этом вы можете искать себе «веские» оправдания: чтобы начать, вам необходимы какие-то ресурсы (время, деньги, единомышленники). Пора признаться себе, что это лишь отговорки. Самое главное, что вас тормозит – страх.

Вы боитесь, что задуманное невозможно осуществить или что результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. Именно страх, что «все пойдет не так и ничего не получится» заставляет вас откладывать реализацию планов на неопределенно долгий срок – проще говоря, так и не начинать осуществлять задуманное.

Без права на ошибку

Страх перед любым новым начинанием – это нормально. Каждый испытывает его при столкновении с чем-то неизведанным на уровне инстинкта: «надо посмотреть, что там, за чертой, не опасно ли это и как с этим обращаться». Но если мы, вопреки страху, все же начинаем действовать – все в порядке.

Другое дело, когда страх превращается в мощный сдерживающий фактор, который мешает начать действовать. Если перестать контролировать его, пытаясь оставаться в зоне комфорта, эта зона со временем будет все более и более сужаться. Станет мучительно страшно предпринять любое новое действие, ведь это порождает стресс и потрясение, а человек уже привык избегать этих неприятностей любой ценой.

При этом человек может думать, что все нормально, и он вполне контролирует ситуацию, не замечая, что стал заложником боязни совершить ошибку. Понять, что страх уже тотально руководит вашими действиями и управляет вашей жизнью можно по нескольким признакам:

  • Боязнь попробовать что-то непривычное, новое.
  • Избегание сложных задач и проектов.
  • Прокрастинация и привычка оставлять начатое дело незавершенным. Зачастую эти признаки – не проявление лени, а следствие боязни «сделать что-то не так» и критики со стороны окружающих.
  • Перфекционизм или способность заниматься только тем, что вы гарантированно можете сделать безупречно.

Отчего возникает страх такого рода и как его преодолеть?

Страх совершить ошибку, как и многие другие страхи и комплексы, формируются в раннем возрасте. Если родители

  • часто критиковали вашу работу, будь то школьное задание, поделка или поручение, выполненное «не так»;
  • строго наказывали за проступки;
  • категорически не поощряли инициативу и требовали «спросить разрешения» перед тем, как вы начнете делать то, что задумали –

они сделали все для того, чтобы сформировать у вас страх перед любым новым начинанием. Вы повзрослели, но ваш «внутренний ребенок» до сих пор ждет одобрения и разрешения сделать то, что ему хочется. В запущенных случаях такое родительское поведение может привести к ОКРЛ (обсесси́вно-компульси́вному расстро́йству ли́чности) .

Немалую роль в формировании этого вида страха может сыграть и пережитое однажды публичное фиаско или другой травмирующий опыт, полученный в раннем возрасте.

Следующий этап, на котором боязнь ошибок закрепляется (или формируется у тех, кому с родителями повезло больше) – школа. Система школьных оценок построена таким образом, что за учеником не признается право на ошибку: он выполняет работу и получает материальное подтверждение правильности/неправильности своих действий в виде оценки, которая влияет на общий конечный балл. При этом «исправить» оценку, конечно, можно, но она все равно будет учитываться при подведении итогов. Такая система ставит ребенка в условия, более жесткие, чем во взрослой жизни: неправильно выполнив свою работу, специалист имеет возможность переделать ее, исправить недочеты и получить одобрение. У ребенка такого права нет.

Более того, к определенному моменту отношение к ученику со стороны педагога формируется на базе суммы оценок, которые он уже успел получить во время учебного процесса. Учителя – живые люди, и им легче «ранжировать» учеников, деля их на «слабеньких» и «сильных». Попав однажды в разряд «неуспевающих», ребенку крайне трудно, порой невозможно вырваться вперед с аутсайдерской позиции. Как правило, такое происходит, если меняется учитель или школа, и ребенка начинают оценивать непредвзято, «с нуля».

При этом как-то забывается, что отметка – это только условный маркер, которым принято отмечать степень усвоения того или иного конкретного блока учебной программы. С подачи учителей, а зачастую и родителей она превращается для ребенка в самоцель. Он начинает панически бояться получить очередную «пару», т.к. твердо знает – это непоправимый шаг на пути в аутсайдеры. И такая «тренировка страха» происходит на протяжении 11 школьных лет!

Кстати, замечено, что школьные «отличники» и «хорошисты» больше боятся провала, чем «троечники». Они более натренированы в деле избегания провальных ситуаций. Неудивительно, что зачастую именно ученики со средней и даже низкой успеваемостью становятся более успешными людьми. Они с детства усвоили, что провалы и ошибки – это нормально и перестали или так и не научились боятся их. Они просто занимались тем, что им действительно интересно, не участвуя во всеобщей гонке школьных перфекционистов.

Однако взрослый человек отличается от ребенка тем, что сам способен отвечать за свое эмоциональное состояние. А значит, с детскими страхами и комплексами можно и нужно справляться. Научиться контролировать свой страх ошибок тоже можно. Наиболее эффективные пути для этого

  • Умение правильно ставить цели;
  • Способность выходить из зоны комфорта.

Правильное целеполагание

Очень часто страх перед неудачей вызывает у человека и трудности с целеполаганием. Однако навык постановки целей сформировать проще, чем начать борьбу с боязнью ошибаться. Правильная постановка цели помогает человеку разобраться, чего именно он хочет, а также найти оптимальный путь для осуществления своего желания.

Считается, что эффективным способом мотивировать себя для начала движения на пути к цели – визуализация. Однако результаты исследований показывают, что если человек находится во власти страха перед провалом, такой методикой пользоваться не рекомендуется: начав визуализировать свой успех, он может еще больше укрепиться в своих страхах перед неудачей и оставит всякие попытки осуществить задуманное.

Что лучше предпринять?

Если страх неудачи слишком велик, начните с небольших целей, которые вам наверняка удастся достичь. Однако цель не должна быть слишком легкой – в этом случае у вас не возникнет радостное чувство преодоления, помогающее укрепить уверенность в своих силах.

К примеру, если вы задумали создать компьютерную игру, не пытайтесь сразу ставить себе целью достичь результата. Начните с разработки самого простого прототипа.

Все начинается в современной действительности, затем герой отправляется в доисторические времена, убивает обезьяну, которая должна была в процессе эволюции превратиться в человека, а затем отправляется в космос. На планете, живущей по законам фэнтези, он магическим образом перемещается на альтернативную Землю, где разумные существа произошли от динозавров, и уже оттуда возвращается в реальный мир и спасает свою любимую.

Но этой концепции не суждено было воплотиться. Вместо этого глобального проекта разработчики сосредоточились на одной простой идее: нормальный герой действует в ненормальном мире, причем обитатели этого мира воспринимают себя как норму. Постепенно эта идея трансформировалась и приобрела визуальное воплощение в виде мира после ядерного апокалипсиса.

Уилл Смит называет такой подход к планированию принципом «по одному кирпичу» и иллюстрирует очень наглядно:

Когда вы приступаете к строительству стены, вы не думаете: «Сейчас я создам самую высокую, грандиозную и величайшую стену на свете». Вы просто начинаете укладывать кирпичи. Каждый из них вы кладете настолько хорошо, насколько можете это сделать. За ним – следующий, и еще, и еще… И так изо дня в день. В конце концов, оказывается, что ваша стена готова!

Принцип «по одному кирпичу» позволяет обрести уверенность в собственных силах и сконцентрироваться на задачах, которые человек в силах взять под свой контроль, не думая о пугающе-глобальных масштабах всего проекта в целом.

Конечно, даже маленькие задачи должны быть связаны с вашей основной целью. К примеру, это может быть овладение определенными навыками, получение знаний, которые будут полезны для реализации вашего большого замысла. Не забывайте фиксировать результаты, уделите внимание каждому «кирпичику», тогда у вас будет больше стартовых возможностей для анализа и постановки более общих задач на пути строительства вашей «стены».

Научитесь жонглировать

Когда основателю IDEO Дэвиду Келли попалась на глаза книга для начинающих жонглеров «Juggling for the Complete Klutz » Джона Кэссида, его поразила одна вещь:

Практически половина этого пособия, в отличие от прочих аналогичных книг, была посвящена не тому, чтобы научить подкидывать и ловить шары, не рассказывала, как соизмерять силу подбрасывания и вес предмета. Она была посвящена тому, как сформировать навык ронять шар. На первый взгляд, это ужасно глупо. На самом деле, привыкнув к тому, что шар непременно падает, мозг перестает воспринимать это как «ошибку» или «провал». Он привыкает к тому, что падение шара – это нормально и перестает посылать мышцам сигналы тревоги, заставляющие их излишне напрягаться.

Дэвид Келли решил, что такой подход наиболее эффективен вообще при любом обучении чему-либо. Действительно, приучите себя к мысли, что ошибки – это нормально и неизбежно.

Способ выйти из зоны комфорта

Для того чтобы выход из зоны комфорта не казался чем-то катастрофически-важным, начните с «пустяков». К примеру, почему бы не завести себе новое хобби? Выберите занятие, которое вас может заинтересовать, но, в то же время, абсолютно новое и непривычное, непохожее на то, чем вы когда-либо занимались раньше. Это может быть что угодно: рисование, игра на инструменте, вязание, вокал, резьба по дереву, плетение из лозы – словом, что-то такое, что нельзя освоить сразу, в течение одного-двух занятий.

Естественно, в процессе освоения нового умения вы столкнетесь с неудачами и ошибками. Но ведь это просто ваше увлечение, а значит, нет причин делать трагедию из каждого промаха. Стоит попробовать еще – вы ведь хотите, наконец, освоить это умение? Такое «несерьезное» отношение снизит степень тревоги по поводу возможных неудач и поможет научиться не придавать ошибкам слишком большого значения. Вы постепенно привыкните к мысли, что это нормально, как в примере с жонглированием.

Страх почувствовать себя новичком и дилетантом постепенно уступит место пониманию, что ошибки не мешают освоению нового. Достигнув определенного уровня умений, вы обретете уверенность в себе. Со временем это чувство распространится и на другие, более значимые области ваших интересов.

И не стоит считать, что неуверенность в себе и страх перед провалом – это врожденная особенность характера, которую невозможно преодолеть. Вы уже доказали, что вполне на это способны, когда приобретали навык ходьбы в возрасте от года до полутора. Поначалу вам тоже было страшно стоять на ножках и больно падать – но вы же научились ходить!

В конце концов, посвящать хотя бы несколько минут в день чему-то, что способно приблизить вас к вашей мечте – более эффективный путь, чем просто сидеть и бояться, что ничего не получится.

P. S.

Когда мы начинали работу над SmartProgress , мы тоже терзались сомнениями: стоит ли начинать? И да, нам тоже было страшно. Но страх – это нормально, его можно просто игнорировать и приступать к делу. В конце концов «интересно» и «нравится» становятся сильнее «страшно». И вот уже к проекту присоединяются новые пользователи, их становится все больше, процесс запущен, и хочется продолжать, не останавливаясь на полпути.

А подтверждением тому, что созданный нами ресурс – действительно нужное и полезное дело, служат письма наших пользователей, благодарные отзывы и, главное – реализованные цели участников проекта.

Мы далеки от мысли, что все сделанное идеально, но приобретенный опыт помогает нам развиваться, действовать более осознанно и четче формулировать задачи, которые еще предстоит решить.

Мы движемся к нашей цели, и искренне желаем вам достижения целей, которые вы ставите перед собой.

Не страшно начинать. Страшно оставаться на месте, даже не попытавшись ничего изменить.

Все дети хотят слышать в свой адрес комплименты и слова одобрения от людей со стороны, но самая важная похвала - от родителей. В некоторых случаях это желание обостряется. Не всегда мнение по поводу действий и поступков бывает одобрительным.

Атихифобия — страх неудачи

Боязнь невезения: краткое описание

Человек может переживать неудачи, и ему доводится выслушивать негативные замечания в свою сторону. Для взрослых мужчин и женщин, самодостаточных и уверенных в себе, справиться с этим не составит особого труда. Есть люди, для которых это непосильная ноша, из-за чего они могут чувствовать страх перед вероятностью повтора негативной ситуации. Если эта боязнь начинает контролировать умственную деятельность человека, создавая неудобства, то речь идет об атихифобии. Атихифобия - это неестественный и разрушительный страх перед неудачей. Большинство специалистов в области психологии считают, что страх неудачи относится к общественным боязням, которые происходят, формируются и видоизменяются из-за влияния общества.

Страх совершить ошибку толкает людей избегать каких-либо занятий, делать что-то новое, так как они изначально уверены, что могут совершить ошибку и это приведет к отрицательному результату. Вера в себя исчезает, желание чего-то достичь пропадает, увеличивается степень тревоги. Это обуславливается развитием нервного перенапряжения и разладов психики.

Факторы и признаки

Развитию страха перед неудачей способствует много факторов, но главным является предыдущая отрицательная практика, в результате которой человек изначально боится совершить ошибку и настроен на провал во всех начинаниях. Все следующие попытки что-то сделать блокируются на подсознательном уровне. Отмечают такие факторы выражения страха ошибки:

  • отрицательная оценка поступков ребенка (боязнь формируется в детстве);
  • острая критика ошибок в определенной группе людей: детском саду, школе, вузе (под воздействие часто попадают дети подросткового возраста, которым страшно опозориться перед сверстниками);
  • наличие общественных боязней, которые формируются на уровне стадного синдрома (человек боится сделать что-то не так и не соответствовать определенным стандартам, коммуникации общества с ним могут разладиться).

Чрезмерная критика в детстве может впоследствии стать причиной фобии

Характер выражения фобии

Боязнь неудачи может иметь различный характер выражения:

  1. Несогласие и самоизолирование. Человек не соглашается участвовать в проектах, уходя от потенциального провала.
  2. Индивидуальный бойкот. Самобичевание и задержка при исполнении задания.
  3. Полное бездействие. Апатия и нежелание что-то делать.
  4. Закомплексованность и нерешительность. Внушение неспособности поступить правильно.
  5. Желание быть лучше. Выполнение того, что лучше всего получается сделать.

Признаки атихифобии схожи с другими фобиями, самые распространенные из них:

  • учащенный ритм сердца;
  • удушье;
  • дурнота;
  • эмоциональная нестабильность.

Как предотвратить

Как избавиться от страха неудачи? Что в этом случае делать и как поступать? Страх неудачи разрушителен, как и большинство фобий. Если возникают опасения, что человека беспокоит страх перед своей неудачей, лучше немедленно обратиться к специалисту в области психологии, так как самостоятельно справиться с неконтролируемой боязнью проблематично. Преодолеть страх своей неудачи реально, для этого понадобится предпринять несколько мер:

  1. Анализ и нахождение факторов, повлиявших на образование страха неудачи.
  2. Неизвестность новых процессов может пугать, чтобы справиться, необходимо детально ознакомиться с ними. На подсознательном уровне стоит настроиться на положительное решение.
  3. Необходимо научиться говорит нет. Если задача не может быть решена, стоит отказаться от нее.
  4. Необходимо стать смелее. Нерешительность провоцирует страх.
  5. Провал — это не конец света, это возможность начать реализацию себя в других областях.

Гарантии того, что человек может быстро справиться со страхом неудачи, нет. Для нормализации психологического состояния может понадобиться большое количество времени.

Необходимо научить себя настраивать на позитивные результаты, адекватно реагировать на неудачи, учиться делать выводы, чтобы в дальнейшем избегать подобных ошибок.

Если это проблематично, то нужно воспользоваться помощью специалиста, который ознакомит с эффективными методами бороться с боязнью перед неудачей.

С самого детства страх неудачи сопровождает нас повсюду. В детстве ребенок ожидает, что его похвалят за что-то, а если похвалы не дожидается – считает, что потерпел неудачу. Так же происходит и во взрослой жизни.

Описание патологии

Страх неудачи действительно чаще рождается еще в детстве, а по мере взросления личности боязнь сделать что-то не так остается, и как преодолеть ее – человек не знает.

Получить положительную оценку своего труда или действий удается не всегда. Иногда приходится выслушать критику, потерпеть неудачу. Уверенный и развитый человек справляется с критикой и неудачами достаточно быстро.

Иные же только усиливают страх неудачи, пытаясь избегать в дальнейшем подобных действий. Получается следующее: испытав неудачу в каком-то из дел, чтоб побороть свой страх, человек больше не берется за это дело. Доходит до того, что приготовить кофе для него – серьезнейшая задача, в которой главное – не провалиться. То есть, наблюдается полная изоляция человека от социума и патологическая боязнь неудачи.

Страх ошибки по-научному называют атихифобией. Это одна из наиболее распространенных фобий в современном мире. В психологии принято относить боязнь ошибиться к социальному классу страхов, так как страх совершить ошибку рождается и видоизменяется под действием общества.

Человек, которого одолевает боязнь совершить ошибку, может полностью отказаться от попытки что-либо предпринять, так как будет считать ее заранее неудачной. В свою очередь, личность, которой страшно ошибиться, постепенно будет опускаться по социальной лестнице, поскольку самосовершенствование и карьерный рост ее пугают.

Причины атихифобии

Боязнь опозориться может быть вызвана совершенно разными причинами. Преимущественной причиной остается имеющийся негативный опыт человека. Из-за боязни перед неудачей человек проецирует опыт одного случая на весь свой возможный опыт.

Некоторые люди испытывают перед неудачами ту разновидность страха, что даже и думать не хотят о возможности попробовать что-то предпринять и начать какое-то дело. Такая стереотипная форма мышления, как кажется человеку, защищает его от ошибок. На самом деле, она предотвращает любое движение в его жизни.

Страхи неудач могут возникать также тогда, когда деятельность оценивается только по ее результативности, без учета собственных ритмов и качеств человека. В результате такой односторонней оценки присваивается определенный ярлык деятельности – потерпел неудачу или достиг успеха. Ничего среднего между двумя этими ярлыками нет.

Причинами, по которым люди боятся совершать любую деятельность, могут быть:

  • Связь с детским страхом, когда в детстве ребенка сильно наказывали за любые промахи.
  • Невозможность ошибаться в коллективе, высмеивание любой ошибки – чаще всего невозможность преодолевать страх зарождается в коллективе подростков, в школе или колледже.
  • Многими боязнями руководят и социальные страхи, навязанные окружением – человек начинаться бояться, что, если он будет хуже остальных, то его отвергнут.

Проявления страха

Атихифобия выражается достаточно разными способами. Описать, что характерно страху при этой патологии, можно так:

  • Самоизоляция – человек боится участвовать в любых мероприятиях, особенно, общественных, закрываясь в своей зоне комфорта.
  • Самосаботаж – боясь, что он сделает что-то не так, человек подсознательно подрывает свои силы и усилия.
  • Неподвижность – для того, чтобы не сделать что-то не так, человек решает совершенно ничего не делать и ни к чему не стремиться.
  • Неуверенность в себе – боясь ошибиться, человек сам себя уверяет в том, что все сделанные им дела и полученные знания ничего не стоят.
  • Перфекционизм – желание быть самым лучшим во всем и всегда держать лидерские позиции, желание работать только в той сфере, в которой человек уверен полностью.

Физические симптомы заболевания

Страх неудачи – это не только психические проявления. Данная патология характеризуется и рядом физических состояний человека. Отмечается учащенное сердцебиение, например, когда человеку кажется приближаемый крах его дел. Возможны боли в сердце.

Из-за панического страха тяжело дышать, ощущается жжение в груди, одышка, тошнота и мышечные спазмы. Возможна диарея. Иногда повышается нервная возбудимость, у некоторых же, напротив, возможна скованность и закрытость.

Отмечается повышенная потливость, озноб, ощущение жара или холода. В некоторых случаях возможны галлюцинации, чаще – слуховые.

Как избавиться от фобии

Данный страх значительно снижает качество жизни человека, мешает его саморазвитию и профессиональной деятельности, личной жизни и налаживанию связей. Потому помощь в запущенных случаях должен оказывать именно специалист.

  • Не бойтесь вспоминать моменты, когда страх проявился впервые. Необходимо проанализировать причины, по которым то или иное дело не состоялось. Даже если причиной стала невнимательность или другой личный фактор, не стоит возлагать на себя слишком большую ответственность.
  • Причиной патологии может быть постоянное неведение или неизвестность. Чтобы этого избежать, следует иметь основательную теоретическую базу перед началом любого дела. Тогда возможные риски будут значительно снижены.
  • Научитесь отказывать, если чувствуете, что не справитесь с каким-либо заданием. Не идите на риск, если он не оправдан.
  • Трезво оценивайте потери, которые возможны, если возложенная на вас задача не будет выполнена. Упущенные возможности порой становятся значительно большими потерями, чем ощущение страха.
  • Всегда запасайтесь резервным планом. Так у вас будет подстраховка, что в случае неудачного хода дела вы сможете его изменить. Например, заручитесь поддержкой друга или коллеги.
  • Будьте более решительны, любое промедление будет только усиливать страх. Создайте ситуацию, в которой нельзя будет отступить.
  • Поверьте, наконец, в то, что неудачи случаются абсолютно у всех. Но рациональнее всего – использовать их в качестве трамплина для дальнейшего старта и совершенствования себя.

Психологи применяют для терапии такого страха методы анализа и самоанализа, предоставляя пациенту тщательное изучение причин, по которым он считает любое предприятие провальным.

Заключение

Страх неудачи достаточно распространен, но для его преодоления не требуется так много усилий, как кажется. Если провести глубокий самоанализ и смириться с мыслью, что идеальным не может быть никто, проблемы страха и ошибок отойдут на второй план. Если же самостоятельная борьба не увенчалась успехом, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Иначе фобия может перерасти в серьезные психические отклонения и депрессию.

Достаточно часто вижу на приеме детей, которые огорчаются, допуская ошибки; сильно переживают из-за учебных неудач; плачут из-за тройки или четверки. У младших школьников ошибки могут привести к торможению мыслительного процесса.

Диктанты и контрольные работы для таких детей представляет собой серьёзное испытание. Они начинают волноваться заранее; у них болит голова, живот.

Такие дети ставят себе высокую планку и огорчаются, если их результаты оказывается ниже желаемого. При этом они не завидуют другим, а просто сами хотят успеха (на уроке, в олимпиаде, спортивной игре) и очень-очень стараются.

Стараясь не допускать ошибки, находятся в постоянном напряжении и поэтому устают быстрее других сверстников. Таким детям учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает их внимание, и они делают ошибки не по невнимательности, а из-за боязни ошибиться. Иногда страх ошибиться на уроке ребёнок переносит в другие значимые для себя сферы жизни, например, отказывается быть капитаном команды в каких-либо соревнованиях или выступить на сцене, опасаясь несовершенства…

Самое удивительное, что такие дети воспитываются только в очень хороших семьях, родители отдают им много сил и внимания. Сами родители хорошо образованны и социально успешны, поэтому не только хотят, но и знают, как растить и воспитывать детей.

В таких семьях дети очень любят своих родителей, гордятся ими, хотят походить на них. Они видят своих родителей уже состоявшимися и успешными личностями. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, не знаком детям, не наполнен эмоциональным смыслом. Поэтому любое сравнение себя с родителями сегодняшними – не в пользу детей. Они кажутся себе недостаточно успешными. Сделанные ими ошибки подтверждают это, указывая им на их никчёмность, на то, что они недостойны любви таких замечательных родителей…

Как правило, большинство родителей не ругают и не наказывают детей за ошибки, однако они ругают и наказывают себя сами. Запомните: чем теснее между ребёнком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребёнок боится огорчить их, и каждая допущенная им маленькая ошибка превращается для него в громадную ошибку. А если ребёнок к тому же внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания по поводу ошибки сильно мешают ему жить.

Хочется родителям детей, испытывающим страх ошибки, порекомендовать:

  • Искусственно создавать ситуации, в которых они будут выглядеть несовершенными, и демонстрировать это ребёнку. Увидев родительские ошибки, ребенок позволит самому себе быть таким, каков он есть.
  • Важно научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить: «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребёнок услышит противоположное: «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику, исключив частицу «не», например: «Всё нормально», «будь спокойнее», «потом сделаешь правильно» и т.п. Если ребёнок сильно переживает по поводу какой-либо ошибки, нужно найти способ похвалить его за что- то другое: «Ты ошибся, зато красиво писал, видно как ты старался».
  • Нужно учить ребёнка искать причины совершения ошибок, например: «Ошибка может произойти из-за того, что ты перепутал право и лево, подумай сам».
  • Необходимо осознавать обучающее воздействие ошибок. Имеет смысл поднять их обучающую роль до уровня жизненной философии, чтобы не просто огорчаться по поводу любой совершённой в жизни ошибки, а осмысливать их и приобретать опыт, побуждающий к самоизменению, повторяя слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а ошибка учит», «Умный стремится не избегать ошибок, а исправлять их» и т.п.
  • Нужно приучать ребёнка анализировать причины ошибок, совместно с ном осознавать полученный опыт.

Ваши дети будут очень успешны, если вы будете бережно относиться к их хрупкой эмоциональной душе!

Люди ограничивают свои действия и начинания, чтобы не совершить ошибку, если у них развита атихифобия, что в переводе с греческого означает «страх неудач». Они панически боятся ошибиться, не справиться с поставленной задачей, опозориться. Этот страх, как и многие другие, разрушительно действует на образ жизни человека, влияет на его намерения. Люди, подверженные фобии, видят прямую связь между возможностью, неудачей и конкуренцией. Для сближения они считают, что лучше не касаться проблемных вопросов. Добиться успеха для них сравнимо с недостижимой целью, а потерпеть неудачу – с катастрофой.

P.S. В самом низу для вас будет полезное видео!

Страх неудачи преследует практически всех людей. Каждый из нас испытывает волнение перед выступлением, знакомством с противоположным полом, боится говорить о своих желаниях и даже мечтать. Поэтому, проживая в тесном мире, выйти и попробовать новое себе не позволяется.

Атихифобия берет свое начало в детстве. Многие родители не учатся воспитанию детей и не умеют регулировать эмоции. Нередко ребенок, совершив поступок, который с точки зрения родителей не является правильным, подвергается психологической атаке. В адрес ребенка звучат фразы: «сколько раз я тебе говорил/а», «теперь думай, что ты натворил/а, думай о своем поведении», «тебе разве не стыдно», которые подкрепляются дальнейшим наказанием или физическим насилием. Родители в этот момент создают сильное негативное эмоциональное напряжение, а сознание ребенка отключается. С родителями соприкасается только подсознание, куда записывается программа реакции на ошибку и страх.

Ребенок в силу своей неопытности не знает, как избавиться от страха неудачи и как реагировать на действия. Он только учится восприятию от старших, от родителей, как себя вести. Дети изучают ролевые модели, подражая взрослым, впитывая правила поведения, инструкции и установки старших. В данном случае, родители включают режим саморефлексии, то есть обращение к своим эмоциям. Человек, совершив поступок, будучи взрослым, будет думать о том, как бы изменить прошлое и что подумают об этом другие, испытывать чувство стыда, вины, страха. Запускается механизм самоанализа, по-простому говоря, самоедства. Человек, сосредотачиваясь на эмоциях, отрезает себя от внешнего мира, от того, что ситуацию можно исправить. Люди во время совершения ошибок или стрессовых ситуаций чувствуют себя парализованными. Это признак того, что родители в детстве эмоционально подавляли и реагировали, закладывая механизм оцепенения, буквально страха.

Важна другая модель поведения родителей в тот момент, когда ребенок поступил нехорошо или не правильно. Важно апеллировать не к саморефлексии и к тому, что ребенок переживает, а перенаправить мысли ребенка с внутреннего пространства на внешнее, обратившись к нему с констатацией факта поступка и вопросом: как мы можем исправить неудачную ситуацию, что ты предлагаешь делать? Необходимо совершить действие, чтобы исправить ошибку. Родители в этом случае, предлагают искать решение неудачи, нейтрализовать последствия прошлого. Мысли, направленные на поиск новых возможностей превращают человека в креативную личность, которая может справляться с любыми событиями.

Симптоматика

Потеря уверенности и мотивации приводят к депрессиям, а затем к более серьезным психическим расстройствам. Страдающие атихифобией испытывают ряд физиологических проявлений:

  1. Тошноту.
  2. Нервозность.
  3. Одышку.
  4. Слабость.
  5. Сильное потоотделение.
  6. Расстройство желудка.

Эти признаки дают о себе знать, когда люди сталкиваются с возможностью неудачи при выполнении задания, которое, по их мнению, нельзя выполнить успешно.

Способы преодоления страха

Многие атихифобы, мечтая открыть новое дело, организовать хобби, осуществить мечту, боятся мнения окружающих. Как я буду выглядеть в глазах других? Что подумают другие? – это тот список вопросов, которые возникают в голове человека, испытывающего страх неудачи. Чье-то мнение, на самом деле, сильно останавливает, но никто не заинтересован в вашем провале. Если кто-то заинтересован в крахе и желает посмеяться, то это не те люди, на которых стоит обращать внимание и реагировать, потому что, реагируя, Вы отдаете им свою энергию, но не избавляетесь от страха.

Работа с перфекционизмом, зоной комфорта и ответственностью

Как преодолеть страх неудачи, если это мешает продвигаться вперед, достигать целей или Вы боитесь, что подумают другие?

Первое, что нужно сделать – это пересмотреть свои убеждения по поводу страха. Боязнь неудачи основана на перфекционизме, который останавливает от дальнейших действий. Перфекционизм в психотерапии сложный комплексный процесс, который должен контролироваться специалистом. Но самостоятельно можно разобраться с ключевыми моментами перфекционизма. Ими являются:

  • обида;
  • негативное мышление;
  • неуверенность в своих силах;
  • беспокойство и тревога.

Важно научиться прощать, даже если это не изменит прошлое. Подумайте, кто страдает от обиды – обидчик или Вы. Попробуйте перестать принимать яд и двигаться дальше.

К негативному мышлению относятся мрачные прогнозы, отсеивание позитивного, ориентированность на осуждение. Важно развивать в себе позитивный реализм, но не отрицать проблемы. Помните, что ничего идеального не бывает. Разрешите себе быть не идеальным, не пугайтесь совершать ошибки. Напишите свой страх на листе бумаге, затем разорвите его и примите решение двигаться дальше с позитивными мыслями.

Люди, склонные к перфекционизму ведут с собой неприятные диалоги. Здесь помогут аффирмации. Нелестные эпитеты о себе заменяются на противоположные, например, «я неудачник – я успешный». Для повышения уверенности эффективны занятия, которые приносят удовольствие, совершенствуют в любимом деле.

Беспокойство и тревога устраняется переносом в настоящий момент, так как люди тревожные существуют в будущем с мрачноватым оттенком. Важно перестать беспокоиться о том, что еще не случилось.

Второе правило, которое поможет нивелировать страх неудачи – расширение зоны комфорта. Этот момент важен потому, что люди с перфекционизмом любят находиться в некоем «мыльном пузыре». Если не раздвигать границы комфорта, далеко уйти не получится. Для этого, нужно определить границы, где комфортная зона, а где проявляется дискомфорт. Каждый день, выходя за зону комфорта в разных сферах жизни – бизнеса или отношений, границы окажутся расширенными, а мир многогранным.

Следующий барьер, который нужно преодолеть на пути к мечтам – боязнь ответственности. Правило №3 гласит: беря на себя ответственность за собственные ошибки, страх перед неудачей постепенно уйдет. Если каждый день устанавливать маленькое задание, выполнять и брать за него ответственность, это поможет поднять уверенность.

Работа с ошибками

Ошибки – это способ добиться удачи. Никакого другого способа, кроме совершения ошибок, не существует. Атихифобия раскрывается в сообществах, где люди конкурируют за определенные поощрения. Те, кто мечтает открыть бизнес, боятся провала, поэтому так и не начнут действовать. Страх неудачи или провала – это распространенная причина, почему люди не достигают своих целей. Успешные люди – это те, кто совершил ошибок больше, чем остальные. В идеалистичном сознании успешный человек – тот, кто не совершает ошибок. Это сейчас так, но раньше он много раз пробовал совершить действие и ошибался, а на основе своих неудач выработал новый способ решения проблемы, подобно спортсмену на тренировках.

Ошибки относятся к зоне обучения. Совершая ошибку, человек всего лишь учится. Важно перенести ситуацию с саморефлексии на возможности. Сделать это помогут техники:

  1. Тренировка переключения сознания. Ловите себя на мысли, когда ощущаете стыд и вину. Как только Вы начнете ловить эти состояния, сможете останавливаться и переключаться с самоедства на способность искать возможности во внешнем мире. Становитесь себе родителем, чтобы уметь переключаться в обратном порядке.
  2. Открытость подсознания. Страх неудачи лежит глубоко в подсознании. Переписать программу подсознания возможно утром сразу после пробуждения и перед сном. После пробуждения сознание сразу не включается, это время действия подсознания. В эти моменты произносите вслух фразы, чтобы записать новую программу в подсознание и сформировать новое отношение к ошибкам. Вот эти фразы: «ошибаться – это нормально», «каждый имеет право ошибаться, и я тоже имею право ошибаться», «я боюсь ошибок, но признанные ошибки становятся опытом, а опыт – это ценно», «я разрешаю себе приобретать опыт».
  3. Аннуляция неудачи. Неудач в мире не существует, а есть опыт. По пути к цели приобретается опыт, знание. Чем больше опыта, тем больше шансов прожить плодотворно. Тот, кто действует, получает результаты, поэтому важно стереть слово «неудача».

Проведите исследование нежелательного результата, работу над ошибками, чтобы в следующий раз получить желаемый и ставить следующую задачу.

Атихифобия и секс

Атихифобия разворачивается не только в деловой сфере и на поле конкуренции. Страх провала может появляться у мужчин на сексуальном поприще. Страх неудачи в сексе – порочный невротический круг, когда мужчина излишне фиксирован на эстетике исполнения сексуального акта. У мужчины по поводу секса существует конкретное представление и цель, но это является главной ошибкой, потому что секс не имеет определенного сценария и цели. Мужской половой перфекционизм выражается в красивой прелюдии, но с потерей эрекции на этапе непосредственного взаимодействия. Некоторые испытывают боязнь неудачи и потерю концентрации при использовании контрацептивных средств. Красивая прелюдия и волнительный поток прерывается в отношениях технической деталью. Этот момент вытаскивает чувствительного героя из процесса, заставляя испытывать разочарование. Следующая попытка оказывается неудачной из-за воспоминания прошлого опыта. Иногда порочная цепочка сексуальных неудач тянется за мужчиной долгие годы и проявляется мучительным состоянием.

На сексуальной почве мужской перфекционизм развивает последствия:

  • сознательное одиночество, отказ от сексуальных отношений;
  • гомосексуальность из-за волнения и несложившегося контакта с женщинами;
  • отношения с женщиной, которую мужчина не любит из-за обреченности на провал с теми, к кому он испытывает влечение.

Причиной страха неудачи в сексе служит базовая неуверенность в себе. Это могут быть негативные ощущения по поводу мужской физиологии, внешности, социального статуса и материального положения. Базовая неуверенность в себе держится на гиперчувствительности мальчика, который был обесценен родителем. Такой мужчина подкрепляет полученную установку от старших в первом сексуальном опыте. Когда воспринимает неприятные слова от партнерши на свой счет.

В психотерапии применяется техника реагирования и воспроизведения сценария секса без страха и неудач, где пациенту предлагается представить действие в медленном ритме, проговаривая ход своих мыслей. На следующем этапе проводится работа с мыслями. Мужчина-перфекционист предполагает, что у секса должен быть определенный сценарий, поэтому задача этапа в том, чтобы попрощаться с этим сценарием и понять, что секс – это удовольствие. Пациент возвращается к собственному эгоизму и разрешает себе получать наслаждение от простых вещей. На этапе когнитивно-поведенческой терапии дается задание – избегать введение полового члена. На первых порах разрешаются только петтинг с последующим нарастанием сексуальных отношений до получения фрикций.