Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины. Человек под микроскопом

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ. БИОЛОГИЯ 5 класс
1 вариант
1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 2?


____________

2. У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями.

______________________

Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество(2). У большинства клеток в центре расположено (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат (4).
Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная мембрана. Г. Ядро
1
2
3
4


Строение бактериальной клетки
Части бактериальной клетки
Значение частей клетки

2. Капсула

Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.
1
2

5. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1)ландыш 2)ель 3)огурец 4)кедр 5)сосна 6)береза
ОТВЕТ________________________________________________





ОТВЕТ________________________________________________

7. Прочитайте текст
(1)Домашний гусь одомашненная форма водоплавающих птиц, происходящих от серого гуся. (2)Как правило, домашние гуси неспособны к полёту. (З)Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. (4)Приручен в глубокой древности. (5)Гусей разводят ради мяса, жира, перьев и печени. (б)Домашние гуси несут в год 15-30 яиц, из которых под гусыню в домашних условиях подкладывают 10-14 яиц; через 28-30 дней вылупляются птенцы.
7.1. . В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, когда и для чего приручили домашнего гуся? Запишите номера выбранных предложений
Ответ:_____________________________________________________________________________________
7.2. Сделайте описание голубя по следующему плану
А) В сравнении с домашним гусём: крупнее /мельче
Ответ:_____________________
Б) Цвет покровов тела:
Ответ: __________
В) Чем голубь питается? (Приведите не менее двух примеров.)
Ответ: ___________

2 вариант

1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 4?

Назовите органоид и пишите функцию этого органоида
ОТВЕТ______________________________________________________________________

2. В процессе жизни живые организмы увеличивают свои размеры и массу.
Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Рост, дыхание, питание, раздражимость.
ОТВЕТ______________________________________________________________________

3. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.
Если рассмотреть стебель растения с помощью микроскопа, то можно обнаружить (1), основное содержимое которых заполняет вязкая полужидкая масса (2). Защищает ядро и органоиды клетки от внешних воздействий (3). В процессе питания растительных клеток принимает активное участие органоид зелёного цвета (4).

Словарик: А. Наружная мембрана. Б. Хлоропласт. В. Клетки. Г. Цитоплазма
1
2
3
4

ОТВЕТ
4. Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.
Жизнедеятельность бактериальной клетки
Процесс жизнедеятельности бактерий
Как осуществляется

1. Передвижение

2. Размножение

Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика.

ОТВЕТ
1
2

5. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
1)сосна 2)ландыш 3)ягель 4)кедр 5)крапива 6)кукуруза
ОТВЕТ________________________
6. Верны ли следующие утверждения?
А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы.
Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
ОТВЕТ________________________
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ласка – хищное животное, размером 16-18 см, имеет тонкое, гибкое и чрезвычайно сильное тело. (2) Ареал распространения занимает практически всю территорию нашей страны, за исключением некоторых островов в северных морях. (3) Зимний мех чисто белый, низкий, но густой и шелковистый. Летом верх тела зверька окрашен в бурый цвет, а низ в белый, мех короткий, редкий и грубый. (4) Сроки спаривания и протекания изменчивы и непостоянны, зависят, прежде всего, от погодных условий и обилия корма. (5) Количество молодняка в выводке зависит от численности мышевидных грызунов, чаще всего их бывает от 4 до 7. (6) Основу питания зверька составляют мелкие грызуны – мыши и полевки.

7.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что ласку относят к группе хищных животных? Запишите номера выбранных предложений.

7.2. Сделайте описание зайца русака по следующему плану
А) В сравнении с лаской: крупнее/мельче
Ответ: ______________________________
Б) Покров тела:
Ответ: ______________________________
В) Чем заяц питается? (Приведите не менее двух примеров.)
Ответ: ______________________________

Описание контрольных измерительных материалов
для проведения контрольной работы по биологии за 1 полугодие
5 класс
Назначение контрольной работы за 1 полугодие по учебному предмету «Биология» - оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС как итог промежуточной аттестации. Контрольная работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной, социальной практике.
Содержание и структура четвертной контрольной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования и содержания учебника И.П.Пономаревой «Биология 5класс».
Планируемые результаты: Личностные результаты формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанииформирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные результаты: формирование целостной научной картины мира; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии; освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Варианты четвертной контрольной работы состоят из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Задания 1,3,5,7,8,10 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач. Задание 9 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня. Задание 2 требует применить знание строения объекта и написания термина. Задание 4 на умение определять понятие и обобщать. Задание 6 на умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Спецификация для контрольной работы за 1 полугодие
№ зада
ния
Проверяемые умения
Предметные:
Критерии оценивания

Выделять существенные признаки биологических объектов: - умение различать на рисунке основные части биологического объекта;
соотнести изображённый объект с выполняемой функцией.

Называть части клетки и их функции

Называет части клетки – 1 балл
Называет их функции – 1 балл

ВСЕГО 2 балла

выделять существенные признаки биологических объектов: умение проводить классификацию по выделенным признакам.

П.: процессы жизнедеятельности живых организмов
Называет процессы жизнедеятельности живых организмов – 1 балл

Умение использовать биологические термины в заданном контексте заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня

П.: называет органоиды клетки
Называет все органоиды клетки – 4 балла
Называет один из органоидов 1 балл

работать со схемами, графиками, табличным материалом.

Признаки бактерий
Называет два признаки бактерий – 2 балла
Называет 1 признак бактерий – 1 балл

Умение анализировать и оценивать информацию делать выводы

систематика растений
Называет всех 3 представителей отдела – 3 балла

6. выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания
признаки царства грибы
Указывает верный ответ – 1 балл

7. Выявление умений обучающихся работать с текстом биологического содержания: - выделение в содержании текста признаки в соответствии с поставленной задачей; письменное описание биологического объекта по приведённому плану.

признаки животных
7.1 Называет три верных предложения – 3 балла
7.2. верно указаны ответы – 3 балла

максимально

0
оценка
Количество баллов

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВПР Биология. 5 класс. Образец Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Желаем успеха!

2 ВПР Биология. 5 класс. Образец Рассмотрите изображения и выполните задания 1 5. Рис. 1 Рис Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод чёрной смородины В каком из этих органов в течение всего лета происходит фотосинтез? 1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор. Побег, плод, семя, цветок. 2 У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса. Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.

3 ВПР Биология. 5 класс. Образец 3 Опишите лист смородины, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш. А. Тип листа 1) черешковый 2) сидячий Б. Жилкование листа параллельное дуговидное пальчатое перисто-сетчатое В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части Длина равна ширине или немного её превышает. 1) широкояйцевидный 2) округлый 3) обратно-широкояйцевидный Длина превышает ширину в 1,5 2 раза. 4) яйцевидный 5) овальный 6) обратно-яйцевидный Ответ: А Б В

4 ВПР Биология. 5 класс. Образец 4 Чёрная смородина богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), готовят чай (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае. А. Б. 5 Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А? 6 Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные слова из предложенного списка. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет (А), а выделяет (Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования (В), расположенные в кожице. Список слов: 1) вода 2) черешок 3) кислород 4) углекислый газ 5) устьица 6) оболочка Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В

5 ВПР Биология. 5 класс. Образец Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы. Состав семян Семена Содержание веществ, в % Вода Белки, жиры, Минеральные соли углеводы Пшеница 13,4 84,7 1,9 Подсолнечник 6,7 89,8 3,5 Горох 14,0 83,6 2,4 Лён 8,0 87,4 4,6 В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? В семенах каких растений содержится более 10% воды? В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов? 7.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения. А. Б. В. Г.

6 ВПР Биология. 5 класс. Образец 7.3. Из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления. А. Б. В. 8 Прочитайте текст и выполните задания. (1)Лисица обыкновенная хищное животное, массой до 10 кг, широко распространённое на территории Европы, Азии, Северной Америки. (2)Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисы редко живут более семи лет, часто продолжительность их жизни не превышает трёх лет В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений Сделайте описание волка серого по следующему плану. А) В сравнении с лисицей: крупнее/мельче: Б) Покров тела: В) Чем волк питается? (Приведите не менее двух примеров.)

7 ВПР Биология. 5 класс. Образец Система оценивания проверочной работы Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6, 7.2, 7.2, 8.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки 0 баллов. Номер задания Правильный ответ 1.2 лист 2 рост А плоды; Б листья, листья и плоды 5 цитоплазма А) лён Б) горох 7.2 В) пшеница Г) подсолнечник А) лён 7.3 Б) подсолнечник В) пшеница

8 ВПР Биология. 5 класс. Образец Рассмотрите изображения и выполните задания 1 5. Рис. 1 Рис Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод чёрной смородины. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Верно подписаны четыре части растения 2 Верно подписаны только две-три части растения 1 Верно подписана только одна часть растения. 0 ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2

9 ВПР Биология. 5 класс. Образец 1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор. Побег, плод, семя, цветок. Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) «выпадающая» из логического ряда часть растения: побег; 2) объяснение, например: плод, семя и цветы генеративные органы. Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке Правильно указана часть растения, дано объяснение 2 Правильно указана только часть растения 1 Часть растения указана неправильно независимо от наличия/отсутствия 0 объяснения. ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы. Состав семян Семена Содержание веществ, в % Вода Белки, жиры, Минеральные соли углеводы Пшеница 13,4 84,7 1,9 Подсолнечник 6,7 89,8 3,5 Горох 14,0 83,6 2,4 Лён 8,0 87,4 4,6 В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? В семенах каких растений содержится более 10% воды? В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов? Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса: 1) льна; 2) пшеницы и гороха; 3) подсолнечника. Правильно даны ответы на три вопроса 2 Правильно даны ответы на любые два вопроса 1 Правильно дан ответ только на один любой вопрос. 0 ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2

10 ВПР Биология. 5 класс. Образец Сделайте описание волка серого по следующему плану. А) В сравнении с лисицей: крупнее/мельче: Б) Покров тела: В) Чем волк питается? (Приведите не менее двух примеров.) Содержание верного ответа и указания по оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Правильный ответ должен содержать описание / признаки по трём пунктам плана: А) крупнее; Б) мех густой и длинный, цвет серо-бурый; В) олень, лось, косуля, кабан, домашние животные, мышевидные грызуны, лисицы и др. Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке Правильно дан ответ по трём пунктам плана 2 Правильно дан ответ по двум любым пунктам плана 1 Правильно дан ответ только по одному любому пункту плана. 0 ИЛИ Ответ неправильный Максимальный балл 2


Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Вариант 13 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов

Всероссийские проверочные работы 2017 Описание контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году диагностической работы по БИОЛОГИИ 5 класс ВПР 2017. БИОЛОГИЯ, 5 класс Описание контрольных

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Вариант 11 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Вариант 14 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Вариант 6 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Вариант 12 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Вариант 8 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов

Проверочная работа по БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий. Ответы на задания запишите в поля

Всероссийские проверочные работы по биологии Вальтер Светлана Жоржовна, старший преподаватель кафедры естественно-географического и технологического образования БОУ ДПО «ИРООО» 5 класс Назначение ВПР по

Биология. 5 класс. Итоговая работа. Демонстрационный вариант 1 Итоговая диагностическая работа по БИОЛОГИИ 5 класс Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа

ВАРИАНТ 1 \ за- не- Рассмотрите изображения и выполните задания 1-5. ове-)н о - ге к же- Рис. 1 1.1. Покажите стрелками и подпишите на изображении 1 корень и стебель, а на изображении 2 стебель, лист

Биология. 5 класс. Демонстрационный вариант 1 ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 5 класс Демонстрационный вариант Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45

Вариант контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 6 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» Инструкция

Всероссийские проверочные работы по биологии в 5-м классе: как работать над ошибками Главное в статье 1 Расскажем, какие задания ученики выполнили на высоком, среднем и низком уровнях. 2 Предложим проверочную

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» Инструкция

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ГИА-9 по БИОЛОГИИ по темам «Растения.

Спецификация Диагностической работы по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы Март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

ВПР 206 г. 4 класс ОКМ. Вариант 42. Критерии Система оценивания проверочной работы Оценивание кратких ответов на задания 2 4, 6., 6.2 Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6. и 6.2 оценивается

Переводной экзамен по биологии 6 класс Пояснительная записка Экзаменационные вопросы по биологии в 6 классе составлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания первого уровня (часть А) позволяют

Животный мир ХМАО Бурые медведь Волк Бурундук Белки Заяц Лось Куница Северный олень Лиса Соболь Песец Бобр Ондатра Лесной олень Содержание: Бурый медведь Бурый медведь- типичные обитатели обширных лесных

«Юный знаток биологии» Очный тур 6 класс Задание 1. (6 баллов) Рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы. 1. Какой объект изображен на рисунке? 1) Целый организм. 2) Клетка. 3) Ткань. 2. Данный объект является

Биология. 6 класс. Итоговая работа. Демонстрационный вариант 1 Итоговая диагностическая работа по БИОЛОГИИ 6 класс Инструкция по выполнению работы. На выполнение диагностической работы по биологии отводится

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 5 классов Для заданий с выбором ответа 1-9, 14 и 15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном

ВПР Окружающий мир. 4 класс. Образец Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа

Шифр Олимпиада по биологии 7 класс Школьный этап Часть 1. (1 балл за каждый правильный ответ) 1. Живые организмы отличаются от тел неживой природы: а) составом атомов в) малым содержанием воды б) клеточным

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 7 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 45минут.

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 6 классов Для заданий с выбором ответа 1-3, 6-8, 14 и15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном

Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями, по заданному алгоритму Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность

Проверочная работа по предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс Вариант 24 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает

Проверочная работа по ИСТОРИИ 5 класс Вариант 18 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Часть 1 работы

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру

Проверочная работа по ИСТОРИИ 5 класс Вариант 17 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 8 заданий. Часть 1 работы

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по теме «Общая биология» Инструкция по выполнению работы На выполнение диагностической

ВПР 206 г. 4 класс ОКМ. Вариант 25. Критерии Система оценивания проверочной работы Оценивание кратких ответов на задания 2 4, 6., 6.2 Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6. и 6.2 оценивается

Биология 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Биология 0 класс. Демонстрационный вариант (90 минут) Диагностическая тематическая работа по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по теме «Общая биология»

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 5 классов по разделу «Строение и функции растительной клетки, тканей и корня» Тема «Строение и функции растительной клетки, тканей

История. 8 класс. НИКО. Демонстрационный вариант 1 Диагностическая работа по ИСТОРИИ 8 класс Демонстрационный вариант Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа

Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя

ВПР 7 г. Окружающий мир. 4 класс. Образец Система оценивания проверочной работы Оценивание кратких ответов на задания -4, 6., 6. Правильный ответ на каждое из заданий 3., 4, 6. и 6. оценивается баллом.

Контрольная работа за I полугодие в 6 класс (ФГОС) СПЕЦИФИКАЦИЯ: Цель и задачи: Определение уровня подготовленности обучающихся по биологии 6 класс, по программе В.В.Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных

Система оценивания проверочной работы Оценивание кратких ответов на задания 2 4, 6., 6.2 Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6. и 6.2 оценивается баллом. Полный правильный ответ на каждое из

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Образец Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 7 заданий. Ответы на задания запиши в

Вопрос 1. Одинаковы ли форма и размеры клеток чешуи кожицы лука и листа элодеи?

Форма и размеры клеток разная. Клетки чешуи кожицы лука прямоугольные и больше, чем у клеток листа элодеи, а клетки листа элодеи больше ромбовидной формы и небольшие по размерам.

Вопрос 2. Какие различия в строении этих клеток вы отметили?

Они разные по форме, размерам, наличием разных по цвету пластид (бесцветные и зеленые соответственно).

Вопрос 1. Что называют тканью?

Тканью – совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции.

Вопрос 2. Какие виды тканей известны у растений?

Выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, основные, механические, проводящие и образовательные.

Вопрос 3. Какое строение могут иметь клетки проводящей ткани?

Проводящие ткани образованы живыми или мёртвыми клетками, которые имеют вид трубок. Выделяют две группы проводящих тканей: сосуды и ситовидные трубки. Сосуды - последовательно соединённые мёртвые полые клетки, поперечные перегородки между которыми исчезают. Ситовидные трубки - удлинённые безъядерные живые клетки, последовательно соединённые между собой. В их поперечных стенках есть достаточно крупные отверстия.

Вопрос 4. Какую функцию выполняют клетки образовательной ткани?

Клетки образовательных тканей делятся, образуя новые клетки, из которых формируются другие ткани.

Подумайте

Чем можно объяснить особенности строения клеток каждой ткани?

Особенности строения клеток каждой ткани объясняются их специализацией, т.е. выполняемой функцией. Например, механические ткани придают прочность растениям, поэтому они образованы группами клеток с утолщёнными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлинённые и имеют вид волокон. Так и у клеток каждой ткани есть свои особенности, которые присущи только этой ткани.

Задания

Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей, отметьте особенности строения их клеток. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните таблицу.

Всероссийская Проверочная Работа ВПР 2017 Биология 5 класс Образец. Всероссийская Проверочная Работа

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

Рис. 1 Рис. 2

1.2. В каком из этих органов в течение всего лета происходит фотосинтез? Ответ:

Побег, плод, семя, цветок.

2. У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.

3. Опишите лист смородины, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

А. Тип листа

  1. черешковый
  2. сидячий

Б. Жилкование листа

В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

5. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?

6. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные слова из предложенного списка.

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет (А), а выделяет (Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования – (В), расположенные в кожице.

Список слов:

  1. черешок
  2. кислород
  3. углекислый газ
  4. устьица
  5. оболочка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? Ответ:

В семенах каких растений содержится более 10% воды? Ответ:

В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов? Ответ:

7.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.

8. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Лисица обыкновенная – хищное животное, массой до 10 кг, широко распространённое на территории Европы, Азии, Северной Америки. (2)Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисы редко живут более семи лет, часто продолжительность их жизни не превышает трёх лет.

8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.

А) В сравнении с лисицей: крупнее/мельче :

Б) Покров тела:

Система оценивания проверочной работы

Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6, 7.2, 7.2, 8.1 оценивается 2 баллами . Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Рассмотрите изображения и выполните задания 1–5.

Рис. 1 Рис. 2

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод чёрной смородины.

1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег, плод, семя, цветок.

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  1. «выпадающая» из логического ряда часть растения: побег;
  2. объяснение, например: плод, семя и цветы – генеративные органы. Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
Правильно указана часть растения, дано объяснение 2
Правильно указана только часть растения 1
Часть растения указана неправильно независимо от наличия/отсутствия объяснения.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2

7.1. Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.

Состав семян

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?

В семенах каких растений содержится более 10% воды?

В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?

8.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану.

А) В сравнении с лисицей: крупнее/мельче :

Б) Покров тела:

В) Чем волк питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Правильный ответ должен содержать описание / признаки по трём пунктам плана: А) крупнее;

Б) мех густой и длинный, цвет серо-бурый;

В) олень, лось, косуля, кабан, домашние животные, мышевидные грызуны, лисицы и др.

Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке

Правильно дан ответ по трём пунктам плана 2
Правильно дан ответ по двум любым пунктам плана 1
Правильно дан ответ только по одному любому пункту плана. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2


Вкусные плоды этого декоративного кустарника знакомы на вкус почти каждому человеку. Они используются в качестве здорового питания, из них производятся ароматические и пищевые добавки, пряности и сладкие десерты. Однако, если посмотреть на это растение с точки зрения ботаники, можно еще обрести и пищу для ума. В настоящем обзоре мы расскажем, как правильно подготовить микропрепарат для изучения листа смородины под микроскопом . Это будет практическим дополнением к теоретическим знаниям по биологии шестого класса. Опыт можно поставить в домашних условиях при наличии оптического прибора.

Смородина черная относится к семейству «крыжовниковые» и является распространенным многолетним деревянистым кустарниковым растением, дикорастущим или выращиваемым специально в целях кулинарии и медицины. Например, ареал обитания в Европе и России охватывает значительную часть территории. С понижением температуры при смене сезонов (после окончания плодоносного периода) или при сильной засухе ее листья опадают, в связи с чем кустарник называется «листопадный».

Этап цветения начинается в конце весны или начале лета. Соцветие включает до 10 цветков, создавая высокую вероятность для успешного опыления. Их боковые побеги, именуемые цветоножками, пушистые и достигают до 7-8 мм в длину. Прицветные листочки меньше обычных, своей овальной заостренной формой они привлекают насекомых. Смородина начинает плодоносить в августе. Цветок в конечной фазе развития становится сочной душистой многосемянной ягодой с тонкой оболочкой.

Наружные органы - листья, обеспечивают сложный химический процесс фотосинтеза и отвечают за обмен газами с внешней средой. Еще одна функция - транспирационная - заключается в испарении воды, поднявшейся из-под земли по ксилеме корневой системы и стебля, через поры. При просмотре поперечного сечения листа смородины под микроскопом можно различить следующие слои:

  • Кутикула - первая прослойка, образованная кутином (воскоподобное вещество, богатое жирными кислотами);
  • Клетки верхнего и нижнего однослойного эпидермиса. Фактически, это растительная покровная ткань, выполняющая защитную роль. Эпидерма содержит устьица, через которые испаряется вода;
  • Хлоренхима - клеточная зона, насыщенная хлорофиллом, находящимся в зеленых пластидах (хлоропластах);
  • Жилки. Это разветвленные образования, содержащие сосуды (трахеи), которые организуют восходящий ток питательных веществ и транспорт жидкости с растворенными в ней минералами.

В среднем, лист имеет площадь в 20 квадратных сантиметров, поэтому перед микроскопированием его следует разрезать микротомом на тоненькие полупрозрачные полоски. Срез должен быть поперечным, толщина не более полутора миллиметров.

Для приготовления постоянного микропрепарата обязательно воспользуйтесь фиксирующим спиртовым раствором, предотвращающим гниение. Из-за насыщения хлорофиллом дополнительная окраска образца для улучшенного контрастирования может не понадобится. Нарезанный и зафиксированный в спирте материал уложите пинцетом на предметное стеклышко ровно по центру и капните немного бальзамирующей пихтовой смолы, а затем плотно прижмите покровным стеклом.

Исследование проводится в проходящем освещении, при котором световые лучи подаются на биоматериал снизу-вверх и, пронизывая клеточную структуру, формируют изображение. Наиболее комфортное наблюдение будет на увеличении от 40 до 400 крат. Для получения фотографий в окулярную трубку вставьте цифровую камеру и подключите ее к компьютеру через порт USB.