Ученик рассматривал под микроскопом лист. Лист смородины под микроскопом

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ. БИОЛОГИЯ 5 класс
1 вариант
1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 2?


____________

2. У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями.

______________________

Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество(2). У большинства клеток в центре расположено (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат (4).
Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная мембрана. Г. Ядро
1
2
3
4


Строение бактериальной клетки
Части бактериальной клетки
Значение частей клетки

2. Капсула

Словарик: А. Служит для передвижения. Б. Защищает содержимое клетки.
1
2

5. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1)ландыш 2)ель 3)огурец 4)кедр 5)сосна 6)береза
ОТВЕТ________________________________________________





ОТВЕТ________________________________________________

7. Прочитайте текст
(1)Домашний гусь одомашненная форма водоплавающих птиц, происходящих от серого гуся. (2)Как правило, домашние гуси неспособны к полёту. (З)Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. (4)Приручен в глубокой древности. (5)Гусей разводят ради мяса, жира, перьев и печени. (б)Домашние гуси несут в год 15-30 яиц, из которых под гусыню в домашних условиях подкладывают 10-14 яиц; через 28-30 дней вылупляются птенцы.
7.1. . В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, когда и для чего приручили домашнего гуся? Запишите номера выбранных предложений
Ответ:_____________________________________________________________________________________
7.2. Сделайте описание голубя по следующему плану
А) В сравнении с домашним гусём: крупнее /мельче
Ответ:_____________________
Б) Цвет покровов тела:
Ответ: __________
В) Чем голубь питается? (Приведите не менее двух примеров.)
Ответ: ___________

2 вариант

1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 4?

Назовите органоид и пишите функцию этого органоида
ОТВЕТ______________________________________________________________________

2. В процессе жизни живые организмы увеличивают свои размеры и массу.
Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.
Рост, дыхание, питание, раздражимость.
ОТВЕТ______________________________________________________________________

3. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.
Если рассмотреть стебель растения с помощью микроскопа, то можно обнаружить (1), основное содержимое которых заполняет вязкая полужидкая масса (2). Защищает ядро и органоиды клетки от внешних воздействий (3). В процессе питания растительных клеток принимает активное участие органоид зелёного цвета (4).

Словарик: А. Наружная мембрана. Б. Хлоропласт. В. Клетки. Г. Цитоплазма
1
2
3
4

ОТВЕТ
4. Заполните таблицу, используя слова и предложения из словарика.
Жизнедеятельность бактериальной клетки
Процесс жизнедеятельности бактерий
Как осуществляется

1. Передвижение

2. Размножение

Словарик: А. Путём деления надвое. Б. С помощью жгутика.

ОТВЕТ
1
2

5. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
1)сосна 2)ландыш 3)ягель 4)кедр 5)крапива 6)кукуруза
ОТВЕТ________________________
6. Верны ли следующие утверждения?
А. Грибы размножаются спорами или участками грибницы.
Б. Между корнями дерева и грибницей шляпочного гриба устанавливается взаимосвязь.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) неверны оба суждения
ОТВЕТ________________________
7. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Ласка – хищное животное, размером 16-18 см, имеет тонкое, гибкое и чрезвычайно сильное тело. (2) Ареал распространения занимает практически всю территорию нашей страны, за исключением некоторых островов в северных морях. (3) Зимний мех чисто белый, низкий, но густой и шелковистый. Летом верх тела зверька окрашен в бурый цвет, а низ в белый, мех короткий, редкий и грубый. (4) Сроки спаривания и протекания изменчивы и непостоянны, зависят, прежде всего, от погодных условий и обилия корма. (5) Количество молодняка в выводке зависит от численности мышевидных грызунов, чаще всего их бывает от 4 до 7. (6) Основу питания зверька составляют мелкие грызуны – мыши и полевки.

7.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что ласку относят к группе хищных животных? Запишите номера выбранных предложений.

7.2. Сделайте описание зайца русака по следующему плану
А) В сравнении с лаской: крупнее/мельче
Ответ: ______________________________
Б) Покров тела:
Ответ: ______________________________
В) Чем заяц питается? (Приведите не менее двух примеров.)
Ответ: ______________________________

Описание контрольных измерительных материалов
для проведения контрольной работы по биологии за 1 полугодие
5 класс
Назначение контрольной работы за 1 полугодие по учебному предмету «Биология» - оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС как итог промежуточной аттестации. Контрольная работа позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной, социальной практике.
Содержание и структура четвертной контрольной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования и содержания учебника И.П.Пономаревой «Биология 5класс».
Планируемые результаты: Личностные результаты формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанииформирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные результаты: формирование целостной научной картины мира; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии; освоение приемов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Варианты четвертной контрольной работы состоят из 10 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Задания 1,3,5,7,8,10 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач. Задание 9 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня. Задание 2 требует применить знание строения объекта и написания термина. Задание 4 на умение определять понятие и обобщать. Задание 6 на умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Спецификация для контрольной работы за 1 полугодие
№ зада
ния
Проверяемые умения
Предметные:
Критерии оценивания

Выделять существенные признаки биологических объектов: - умение различать на рисунке основные части биологического объекта;
соотнести изображённый объект с выполняемой функцией.

Называть части клетки и их функции

Называет части клетки – 1 балл
Называет их функции – 1 балл

ВСЕГО 2 балла

выделять существенные признаки биологических объектов: умение проводить классификацию по выделенным признакам.

П.: процессы жизнедеятельности живых организмов
Называет процессы жизнедеятельности живых организмов – 1 балл

Умение использовать биологические термины в заданном контексте заполнение пропусков в тексте биологического содержания словами из предложенного перечня

П.: называет органоиды клетки
Называет все органоиды клетки – 4 балла
Называет один из органоидов 1 балл

работать со схемами, графиками, табличным материалом.

Признаки бактерий
Называет два признаки бактерий – 2 балла
Называет 1 признак бактерий – 1 балл

Умение анализировать и оценивать информацию делать выводы

систематика растений
Называет всех 3 представителей отдела – 3 балла

6. выбор либо создание верных суждений, исходя из контекста задания
признаки царства грибы
Указывает верный ответ – 1 балл

7. Выявление умений обучающихся работать с текстом биологического содержания: - выделение в содержании текста признаки в соответствии с поставленной задачей; письменное описание биологического объекта по приведённому плану.

признаки животных
7.1 Называет три верных предложения – 3 балла
7.2. верно указаны ответы – 3 балла

максимально

0
оценка
Количество баллов

ВПР 2017 Биология 5 класс Образец. Всероссийская Проверочная Работа

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.

Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

Рис. 1 Рис. 2

1.2. В каком из этих органов в течение всего лета происходит фотосинтез? Ответ:

Побег, плод, семя, цветок.

2. У смородины ранней весной появляются молодые побеги с листьями. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, размножение, питание, рост, плодоношение.

3. Опишите лист смородины, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

А. Тип листа

  1. черешковый
  2. сидячий

Б. Жилкование листа

параллельное дуговидное пальчатое перисто-сетчатое

В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Длина равна ширине или немного её превышает.
1) широкояйцевидный

2) округлый

3) обратно-широкояйцевидный

Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.
4) яйцевидный 5) овальный 6) обратно-яйцевидный
А Б В

4. Чёрная смородина богата витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из неё варят варенье (А), готовят чай (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.



А. Б.

5. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?

6. Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные слова из предложенного списка.

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет (А), а выделяет (Б). Это газообразное вещество удаляется с поверхности листа через особые образования – (В), расположенные в кожице.

Список слов:

  1. черешок
  2. кислород
  3. углекислый газ
  4. устьица
  5. оболочка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:

А Б В

7.1.Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.

Состав семян

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей? Ответ:

В семенах каких растений содержится более 10% воды? Ответ:

В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов? Ответ:

7.2. Ниже приведены фотографии растений, указанных в таблице. Подпишите под каждой фотографией название соответствующего растения.



А. Б.


В. Г.

7.3. Из этих растений производят текстиль и продукты питания. Под каждой из приведённых ниже фотографий подпишите соответствующее растение, которое используют для их изготовления.

А. Б. В.

8. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Лисица обыкновенная – хищное животное, массой до 10 кг, широко распространённое на территории Европы, Азии, Северной Америки. (2)Внешне лисица представляет собой зверя среднего размера с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисы охотятся в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисы редко живут более семи лет, часто продолжительность их жизни не превышает трёх лет.

8.1. В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что лисицу обыкновенную относят к группе млекопитающих животных? Запишите номера выбранных предложений.

А) В сравнении с лисицей: крупнее/мельче :

Б) Покров тела:

Система оценивания проверочной работы

Правильный ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 4 и 5 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 6, 7.2, 7.2, 8.1 оценивается 2 баллами . Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Рассмотрите изображения и выполните задания 1–5.

Рис. 1 Рис. 2

1.1. Покажите стрелками и подпишите на рисунке 1 стебель, лист, соцветие, плод чёрной смородины.

1.3. В приведённом ниже списке названы органы растения. Все они, за исключением одного, выполняют функцию полового размножения. Выпишите часть растения, которая «выпадает» из общего ряда и выполняет другую функцию. Объясните свой выбор.

Побег, плод, семя, цветок.

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
  1. «выпадающая» из логического ряда часть растения: побег;
  2. объяснение, например: плод, семя и цветы – генеративные органы. Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке
Правильно указана часть растения, дано объяснение 2
Правильно указана только часть растения 1
Часть растения указана неправильно независимо от наличия/отсутствия объяснения.

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2

7.1. Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.

Состав семян

В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?

В семенах каких растений содержится более 10% воды?

В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?

8.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану.

А) В сравнении с лисицей: крупнее/мельче :

Б) Покров тела:

В) Чем волк питается? (Приведите не менее двух примеров.)

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Правильный ответ должен содержать описание / признаки по трём пунктам плана: А) крупнее;

Б) мех густой и длинный, цвет серо-бурый;

В) олень, лось, косуля, кабан, домашние животные, мышевидные грызуны, лисицы и др.

Элементы описания могут быть приведены в иной, близкой по смыслу формулировке

Правильно дан ответ по трём пунктам плана 2
Правильно дан ответ по двум любым пунктам плана 1
Правильно дан ответ только по одному любому пункту плана. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс Вариант 1

Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).

А1. Биология - это наука о:

1) космосе; 2)строении Земли; 3) живой природе; 4) веществах.

А2.

1) неподвижны; 2) имеют клеточное строение;

3) состоят из химических элементов; 4) имеют цвет.

А3.

1) размножению;

2) неограниченному росту;

3) питанию готовыми органическими веществами;

4) быстрым перемещениям.

А4. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

1) наблюдение; 2) измерение; 3) рассматривание; 4) эксперимент.

А5. Организмы, клетки которых не сдержат ядро:

А6. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А7. Важнейший признак представителей царства Растения - способность к:

1) дыханию; 2) питанию; 3) фотосинтезу; 4) росту и размножению.

А8 Животные питаются:

1) с помощью фотосинтеза; 2) неорганическими веществами.

3) водой и углекислым газом; 4) готовыми органическими веществами;

А9. Неклеточными формами жизни являются:

1) вирусы; 2) бактерии; 3) грибы; 4) растения.

А10. Споры бактерий служат для:

1)питания 2) дыхания 3) размножения 4) перенесения неблагоприятных условий

Часть 2.

В 1. Подчеркните лишнее понятие среди предложенных (1балл).

Ядро, цитоплазма, ткань, клеточная мембрана

В 2.

1. К абиотическим факторам относят: свет, воду, тепло, давление, ветер

2. В наземно-воздушной среде мало кислорода

3. Зелёное тело кузнечика это защитная окраска от врагов

5. Деятельность человека на окружающую среду называют антропогенным фактором

В 3 . Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).

Царство живой природы:

1) грибы 2) Животные

А) Питаются путём заглатывания пищевых частиц

Б) Неограниченный рост у большинства организмов

В) Активное передвижение

Г) Питаются путём всасывания веществ

Д) Имеют в клетке хлорофилл

Часть 3.

С 1. Ученик рассматривал под микроскопом лист растения и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 1? Назовите и пишите функцию этого органоида (2 балла)

С 2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект.

1) Жираф

2) Кенгуру

3)Бегемот

4)Лев

Итоговая контрольная работа по биологии 5 класс Вариант 2

Фамилия, Имя, класс___________________________________________________

Часть 1. Выбери один правильный ответ (1 балл).

А1. Наука о живой природе:

1) география; 2) ботаника; 3) химия; 4) биология.

А 2. Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:

1) имеют массу;

2) способны к обмену веществ;

3) не состоят из химических элементов;

4) имеют форму.

А3. Все живые организмы способны к:

1) росту; 2) передвижению на четырёх конечностях;

3) впитыванию воды корнями;

4) улавливанию света зелёными листьями.

А4. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод:

1) наблюдения; 2) эксперимента; 3) описания; 4) анкетирования.

А5. Организмы, клетки которых сдержат ядро:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А6. Организмы, питающиеся готовыми органическими соединениями, называют:

1) прокариоты; 2) автотрофы; 3) гетеротрофы; 4) эукариоты.

А7. Процесс фотосинтеза характерен для представителей царства:

1) Животные; 2) Растения; 3) Грибы; 4) Вирусы.

А8. Зеленый цвет растениям придают:

1) хлоропласты 2) лизосомы 3) цитоплазма 4) клеточная оболочка

А9 Животные способны к:

1) фотосинтезу; 2) накапливанию крахмала;

3) активному передвижению;

4) питанию неорганическими веществами.

А10. Вирусы имеют:

1) одноклеточное строение; 2) неклеточное строение; 3) тканевое строение; 4) ядро.

Часть 2.

В1. Подчеркните лишнее понятие среди предложенных (1 балл).

Клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт

В2. Выбери три правильных ответа (3 балла)

1. Факторы неживой природы могут влиять на живой организм только благоприятно

4. Влияние человека на природу называют абиотическим фактором

5. Все организмы обладают приспособленностью к условиям своего обитания

В 3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы (3 балла).

Царство живой природы:

1) бактерии 2) грибы

Особенность жизнедеятельности

А) Тело состоит из одной клетки

Б) Тело (мицелий) образовано гифами

В) Обладают повышенной выносливостью в состоянии споры

Г) Некоторые представители содержат в своих клетках хлорофилл

Д) Размножаются спорами

Часть 3

С 1. Ученик рассматривал под микроскопом лист смородины и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 3? Ученик рассматривал под микроскопом лист растения и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил цифрой 1? Назовите и пишите функцию этого органоида (2 балла)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С 2. Озаглавьте предложенный список. В перечне выберите один «лишний» объект. Ответ обоснуйте (3 балла).

1) Мхи

2) Лишайники

3) Пингвины

4) Панды

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений для итогового тестирования по БИОЛОГИИ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений для итогового тестирования по биологии (далее - кодификатор) является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни).

Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговом тестировании по биологии

Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговом тестировании по биологии, составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни). В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями

Биология - наука о живом мире.

Наука о живой природе.

Свойства живого.

Строение клетки. Ткани.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Многообразие живых организмов

Царства живой природы.

Бактерии.

Животные.

Значение в природе и для человека.

Среды жизни

Экологические факторы

Природные зоны. Природные сообщества

Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольном тестировании по биологии

Перечень требований к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется на контрольном тестировании по биологии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственных стандартов

основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем - требования к уровню подготовки учащихся, достижение которых проверяется контрольном тестировании.

Код требования

Требования к уровню подготовки учащихся, освоение которых проверяется на контрольном тестировании

Давать определении биологии как науке

Называть свойства живого организма.

Называть органоиды клетки

Описывать строение и функции органоидов клетки

Называть особенности тканей растений и животных

Различать и описывать процессы: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение,

Устанавливать Соответствие между признаками и представителями царств живой природы

Объяснять особенности строения вирусов

Объяснять особенности строения бактерий

Объяснять особенности строения грибов

Объяснять особенности строения растений

Объяснять особенности строения животных

Устанавливать соответствие между средами жизни и представителями живой природы

Выделять особенности экологических факторов

Устанавливать соответствие между природными зонами и представителями живой природы

Спецификация итоговой контрольной работы

Цель работы: оценка уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии за год по программе основной школы, и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями,

Программа по учебному предмету "Биология" 5-9 классов разработана на основе: Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5-9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.

Базовый учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана - Граф 5-9 классы. Авторы И.П. Пономарёвой, И.В Николаева, О.А. Корниловой.(Изд. центр «Вентана - Граф, 2012 г.»). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

Структура работы.

Работа состоит из 2-х вариантов, каждый из которых, состоит из 3 частей и включает 15 заданий. Часть I (А) содержит 10 заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных. Все задания базового уровня сложности.

Часть II(В)- содержит 3 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: В 1 - с выбором лишнего значения из предложенных, Б 2- с выбором трех верных ответов из пяти; В3- задание на определение соответствия.

Часть II I (С) содержит два задания с развернутой формой ответа.

Задания уровня А (тесты с одним правильным ответом), позволяют прежде всего определить уровень предметных УУД: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; объяснение роли различных факторов в жизни организмов; сравнение биологических объектов и процессов; умение делать выводы на основе сравнения; знание основных правил поведения в природе и основ сохранения здорового образа жизни.

Задания уровня В и С (первое задание по выбору трёх правильных ответов из шести, второе задание на соответствие, третье- знание биологических терминов и понятий); позволяют выявить уровень сформированности метопредметных и личностных УУД: овладение умением давать определения, понятия, делать выводы; умение анализировать и оценивать информацию; сформированность познавательного интереса, направленного на изучение живой природы.

Распределение заданий по блокам содержания программы (таб. 1).

Таблица 1.

Распределение заданий по блокам содержания программы

Блок содержания

Число заданий в работе

Наука о живой природе

Строение клеток

Царства живой природы. Многообразие растений, животных, грибов и процессы жизнедеятельности

Жизнь организмов на планете Земля

Всего

15

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за контрольную работу.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Верно выполненное задание части А оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов - 10.

Верно выполненное задание части В: В1 - 1 балл, В 2 и В 3 - 3 балла. Максимальное количество баллов -7.

Верно выполненное задание часть С: С 1 - 2 балла, С 2 - 3 балла. Максимальное количество баллов -5.

За всю работу максимальное количество баллов 22

Итого за работу 28 тестовых баллов.

Балл за работу

Тестовые баллы

5

22- 20

4

16-19

3

10-15

2

9 и менее

Продолжительность работы 40 минут.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

А1

3

А1

4

А2

2

А2

2

А3

1

А3

1

А4

1

А4

1

А5

1

А5

4

А6

2

А6

2

А7

3

А7

2

А8

2

А8

1

А9

4

А9

3

А10

4

А10

2

Б1

ткань

Б1

Ткань

Б2

135

Б2

235

Б3

21210

Б3

12112

С1

Ядро. Хранение наследственной информации

С1

Вакуоль. Запас питательных веществ

С2

Животные Африки. 2- кенгуру живет в Австралии

С2

Животные Антарктиды. ;-Панда живет в Евразии

Смородина черная - Ribes nigrum L.

Семейство камнеломковые - Saxifragaceae

Ботаническая характеристика. Ветвистый кустарник высотой до 2 м с душистыми листьями. Листья трех-пятилопастные. Соцветия поникающие. Кисти с колокольчатыми зеленовато-лиловыми цветками. Плод - многосеменная ягода черного цвета. Цветет в мае-июне, плодоносит в июле-августе.

Распространение. Лесная зона Европы, Сибирь, Кавказ. Культивируется повсеместно.

Местообитание. На влажных лесных землях, по берегам рек, озер, на болотах, среди черемухи, ольхи, ивы.

Заготовка, первичная обработка и сушка. Ягоды собирают вполне зрелыми (3-4 раза по мере созревания), в сухую погоду. Перед сушкой их очищают от примеси листьев, веточек, недозревших, поврежденных и загнивших плодов.

Сушат плоды в сушилках после предварительного подвяливания 4-5 ч, сначала при температуре 35-40°С, затем досушивают при 55-60°С; допускается сушка в воздушных сушилках и на чердаках при хорошем проветривании. Плоды рассыпают тонким слоем на ткани или на раме, обтянутой марлей, периодически перемешивая. После сушки удаляют примеси и изменившие окраску плоды. В сырье не должно быть подгоревших ягод и слипшихся в комки.

Стандартизация. Качество сырья регламентировано ГОСТ 21450-75.

Охранные мероприятия. Кустарник оберегают от поломки ветвей, повреждений коры, так как это угнетает рост растения.

Внешние признаки. По ГОСТу сырье состоит из морщинистых округлых плодов до 1 см в диаметре, на верхушке с конусовидным остатком чашечки. Цвет черно-фиолетовый. Запах слабый, своеобразный, душистый. Вкус кислый. Качество сырья снижают примесь зеленых, подгоревших, пересушенных и комкованных плодов, других частей растений, а также органические примеси, плесени, гнили. Подлинность сырья легко определяется по морфологическим признакам.

Микроскопия. При исследовании плодов диагностическое значение имеют прямостенные многоугольные клетки эпидермиса с четковидно утолщенными стенками; эфирномасличные железки с шестью радиально расположенными выделительными клетками; тонкостенные крупные клетки мякоти темно-фиолетового цвета; толстостенные многоугольные бурые клетки кожуры семени.

Числовые показатели. Влаги не более 18%; золы общей не более 3%; других частей растения (листьев, кусочков стеблей) не более 1%; недозрелых - бурых - плодов не более 5%; пересушенных (подгоревших) плодов не более 3%; плодов, слипшихся в комки, не более 4%; органической примеси не более 1%, минеральной - не более 0,5%.

Химический состав. Ягоды смородины содержат витамины (витамин C, B1, B2, B6, B12, D, E, K), вещества с P-витаминной активностью (флавоноиды) - до 1,5%, каротиноиды, сахара - в основном глюкозу, фруктозу - от 4,5 - до 17%; органические кислоты (лимонная, яблочная) - 2,5-4,5%.

Кроме того, дубильные вещества (до 0,5%), белки, пектины (до 1%), антоцианы (цианидин, дельфинидин), гликозиды, эфирные масла.

Хранение. В сухом, проветриваемом помещении, упакованным в мешки. Срок годности до 1 года.

Фармакологические свойства. Применение в медицине черной смородины и ее препаратов связано с присутствием в ней витаминов, кислот, пектинов и эфирных масел. Витамины C и P используются для лечения и профилактики цинги и других гипо- и авитаминозах и в комплексе лечебных мероприятий при различных заболеваниях, связанных с кровоточивостью.

Лекарственные средства. Настой, витаминные сборы, ягоды в пачках.

Применение. Почки и листья черной смородины применяются как мочегонное, дезинфицирующее, потогонное средство при мочекаменной болезни, пиелонефритах, циститах. Для этого 5 столовых ложек сухих или свежих измельченных листьев заливают 1 л кипятка, настаивают 40-60 минут, лучше в герметически закрытой (термос) или стеклянной, фаянсовой, эмалированной посуде. Пьют свежеприготовленный настой вместо обычного чая по 5-6 стаканов в день, добавляя сахар.

Листья могут служить источником витаминов ранней весной, рекомендуются для лечения ревматизма и при диатезах.

Для лечения ахилических гастритов, холециститов, кишечных дисбактериозов, энтероколитов с выраженными гнилостными процессами в кишечнике в качестве дополнительного средства применяют ягоды черной смородины, содержащие кислоты и пектиновые вещества.

Для наилучшего использования пектина зрелые ягоды черной смородины моют, дают воде стечь, помещают в эмалированную посуду, добавляют 200 мл воды на 1 кг ягод, нагревают до 70°C, протирают через сито, добавляют 600 г сахара, варят на слабом огне 10-15 минут. Разливают в посуду в горячем виде.

Плоды применяют также в виде отвара или в свежем виде при заболеваниях кровеносной системы, атеросклерозе, простудных и других инфекционных заболеваниях, при истощениях. Водный настой ягод употребляют при гиповитаминозе, геморрагическом васкулите, нефрите, анемии.

Сахарный сироп из ягод черной смородины используют для полоскания полости рта и глотки при болезнях горла, хрипоте, сухом кашле.

Свежие ягоды черной смородины обладают противопоносным действием, возбуждают аппетит, применяются при ревматизме, язвенной болезни, малокровии.

Свежий сок черной смородины пьют при гастритах с пониженной кислотностью, при сильных головных болях. Принимают по 1/4 стакана 3 раза в день.

Витамины хорошо сохраняются и в замороженной черной смородине.

Плоды и листья смородины черной широко применяют в косметике.

При розовых угрях, демодекозе сушеные плоды смородины заливают кипятком в соотношении 1:10, через 15 минут процеживают. Салфетки, смоченные в настое, слегка отжимают и накладывают на кожу лица на 15 минут ежедневно или через день в течение 3-5 недель.

На фото изображены различные фрагменты нашего тела под большим увеличением. Все фото сделаны с использованием сканирующего электронного микроскопа, кратность увеличения от 25 до 250.000 раз.

Красные кровяные клетки (эритроциты). Эти симпатичные аккуратные диски занимаются транспортировкой кислорода к различным органам нашего тела. В кубическом миллиметре крови их содержится от 4 до 6 миллионов (обычно у мужчин больше, чем у женщин).

Человеческий волос. Если у вас секутся волосы, то они, каждая волосинка, выглядит именно так. Регулярная стрижка и уход за волосами помогут улучшить их состояние.

Нейроны. Изображены так называемые нейроны Пуркинье, которые передают сигналы в мышцы для их сокращения (перевод приблизительный). Среди 100 миллиардов нейронов в нашем теле, нейроны такого типа самые большие. Благодаря им мы двигаемся и координируем сокращения своих мышц. Если в тело попадает незначительное число алкоголя или токсичных металлов, таких как литий, а также вследствие генетических расстройств (аутизм и пр), первыми страдают именно эти нервные клетки.

Аудиочувствительные клетки в человеческом ухе. Они имеют разную длину и реагируют на звуковые колебания соответствующей частоты. Благодаря этим маленьким волоскам мы слышим звуки.


Кровеносные сосуды, выходящие из зрительного нерва. Черный кружок - торец зрительного нерва, входящего в глаз, а окрашенные «лучи» - кровеносные сосуды, охватывающие заднюю поверхность глаза.



Вкусовой сосочек. До десяти тысяч таких сосочков находятся у нас на языке и дают возможность ощущать вкус, в частности, соленого, кислого, горького, сладкого и острого. Весь спектр ощущаемых нами вкусов состоит из этих базовых ощущений.


Зубной налет. Если долго не чистить зубы, их поверхность под большим увеличением начнет выглядеть именно так, так что берегите зубы.


Тромб. Помните первую фотографию? Если в кровеносном сосуде дела не в порядке, может образоваться «пробка» - тромб, в котором кровеносные сосуды запутываются в липких волокнах, образуя тромб. Побольше двигайтесь, не злоупотребляйте алкоголем и не курите, чтобы не провоцировать у себя в теле такие неприятности.

Фрагмент легкого. В этих микроскопических пузырьках - альвеолах происходит газообмен, в котором в кровь поступает кислород, а в обмен в воздух выделяется углекислый газ.


Раковая клетка в легких. Вот как это страшное заболевание изменяет структуру легких - вместо стройных аккуратных пузырьков образуются причудливые комки, которые, естественно, никакого газообмена не осуществляют. Повторюсь снова - одна из причин, кроме наследственности, образования таких клеток - курение.

Складки на поверхности тонкого кишечника. С помощью таких складок увеличивается площадь поглощения, что улучшает процесс поглощения питательных веществ из пищи. Если присмотреться, можно увидеть крошечные остатки пищи на складках.

Яйцеклетка. Фиолетовый шарик - человеческая яйцеклетка на кончике иглы. Волокна на ее поверхности - особый гликопротеин, защищающий клетку и помогающий «словить» и удержать мужские половые клетки. К яйцеклетке также присоединены две коронарные клетки, раскрашенные в красный цвет.

Сперматозоиды на поверхности яйцеклетки. Если еще увеличить предыдущую фотографию, можно увидеть сперматозоиды, которые пытаются найти лазейку и присоединиться к яйцеклетке для ее оплодотворения.

Зародыш. Это похоже на космический взрыв, но это увеличенное фото человеческого эмбриона на пятый день после оплодотворения. Зеленое облако - сперматозоиды, пытающиеся «по инерции» попасть в яйцеклетку. Клетки зародыша показаны фиолетовым цветом, а синий цвет показывает связующие клетки, закрывающие пустые места между другими клетками.


Эмбрион. На фотографии вы можете увидеть, какими вы и я были на шестой день после оплодотворения. В это время эмбрион начинает прикрепляться к стенке матки, где в дальнейшем разовьется в ребенка, а после во взрослого человека.