Учение п сорокина о социальной стратификации. Теория стратификации питирима сорокина

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Соц.стратификация , по определению Сорокина, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии соц. ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие соц. стратификации мб сведено к трем основным формам - экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм соц. стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое соц. положение, привести к социальной мобильности индивида.

Наиболее глубокое влияние на становление концепции стратификации оказал Карл Маркс . Считая, что экономика играет главную роль в развитии соц. явлений, он заложил в основу своей концепции соц. расслоения понятие производственных отношений, полагая все остальные характеристики классов производными. Маркс отмечал, что при любом экономич. строе есть господствующий класс, владеющий ср-вами производства, и класс угнетенных, работающий на собственников. Часть общ-ва - люмпены - люди, полностью отторгнутые общ-вом. Отсюда у К. Маркса и Ф. Энгельса возникла идея считать неравенство следствием несправедливых соц.-экономич. отношений между эксплуатируемыми и эксплуататорами.

16.Соц.Стратификация:понятие,критерии и виды.

Для описания системы неравенства между группами людей в С. широко применяют понятие “соц.стратификация” (от лат. «stratum» - пласт, слой и «facere» - делать). Соц. стратификация – деление общества на слои (пласты). Понятие “стратификация” пришло в С. из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. С. уподобила строение общ-ва строению земли, расположив соц. слои также по вертикали. Стратификация подразумевает, что определенные соц. различия между людьми приобретают характер иерархич. ранжирования. Очевидно, что люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при кот. они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам мат. и духовного потребления. Общ-во в теории стратификации представляется в виде иерархич. структуры (пирамиды), на вершине кот. находятся наиболее привилегированные слои, а у основания – наименее привилегированные страты. Существует четыре главных измерения стратификации – доход и богатство, власть, образование, престиж. Другие критерии – расовая, этническая, партийная принадлежность и т.д. Соц. стратификация бывает вертикальной и горизонтальной. Выделяют три базисных вида вертикальной стратификации: экономич., полит., проф.. Под горизонтальной стратификацией понимается соц. неравенство, вызванное условиями проживания (географ. положением, природной средой). Известны четыре историч. типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытое. Рабство – экономич., соц. и юр. форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Две формы рабства: патриархальное (примитивное) и классическое (зрелое). На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Кастой называют страту, членством в кот.человек обязан исключительно своим рождением. Классический пример кастового общества – Индия, где 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие, крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и подкаст. Кастовое положение закреплено индусской религией. Сословие–соц. группа, обладающая закрепленными обычаем или юр. законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной организации являлась феодальная Европа, где общ-во делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие. Классы – большие группы людей, владеющие либо не владеющие ср-вами производства, занимающие определенное место в системе общ. разделения труда и хар-щиеся специфическим способом получения дохода. Классовая система присуща в основном индустриальному общ-ву.

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии соц.стратификации:

    доход – кол-во денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

    богатство - накопленные доходы, т.е. кол-во наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

    власть - способность и возможность осущ-ять свою волю, оказывать решающее влияние на деят-ть др- людей с помощью различных ср-в Власть измеряется кол-ом людей, на кот. она распространяется;

    образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

    престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

  • 23. Феноменологическая социология
  • Установки
  • 24. Социология повседневной жизни
  • 25. Структурализм и постструктурализм в социологии культуры (к. ЛевиСтросс, м. Фуко, ж. Деррида).
  • 26. Современное состояние социологической теории: э. Гидденс, п. Бурдье, н. Луман.
  • 27. Осмысление процессов глобализации в современной западной социологии
  • 28. Социология семьи: предмет и тематика. Актуальные проблемы современной российской семьи.
  • 30. Социология образования: основные парадигмы и теории.
  • 31. Современная социология о сущности общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения
  • 32. Старая и новая парадигмы в социальной экологии: основные теоретические концепции практического природопользования
  • 33. Этнос и этничность: сущность, признаки, объяснительные концепции
  • 34. Социология наций и национализма: основные теоретические подходы
  • 35. Феминизм: история возникновения, проблематика, многообразие концепций
  • 4. Теоретические основы феминизма
  • 36. Социальная стратификация: понятие и реальность, критерии социальной стратификации
  • 37. Концепции социальной стратификации к. Маркса и м. Вебера: сходство и различия
  • 38. П. Сорокин: теория социальной стратификации и мобильности
  • 39. Современные трактовки социальной структуры, критика классового подхода в мировой социологии.
  • 40. Социально-классовое расслоение совр.Рос.Общества
  • 41. Политическая социология: предмет, объект, функции.
  • 42. Политический процесс в современной России: содержание и динамика.
  • 43. Политические партии: понятие, типология, функции. Партии в политической жизни современной России.
  • 45 . Гражданское общество: сущность и значение. Проблемы формирования в современной России.
  • 46. Правовое государство: сущность и функции. Особенности становления в постсоветской России.
  • 47. Концепции идеологии в мировой социологии.
  • 48. Социология культуры: основные теории и подходы
  • 49. Предметная область и ключевые понятия социальной психологии.
  • 50. Социальная антропология: предметная область и методология.
  • 52. Социальная коммуникация: сущность и виды. Концепции социальной коммуникации.
  • 53. Массовая коммуникация: понятие, теории, социальные функции.
  • 54. Социология города: возникновение и развитие (ч.Бут, м.Вебер), вклад представителей Чикагской школы (р.Парк, э.Берджесс, л.Вирт).
  • 55. Урбанизация и контрурбанизация как социальные процессы в странах Запада и России.
  • 56. Социология села: специфика сельской общности и тенденции её воспроизводства.
  • 57. Экономическая социология: предмет, проблематика, история становления.
  • 5. Классический этап становления западной экономической социологии как науки
  • 58. Социология труда: предмет, проблематика, концепции.
  • 59. Менеджмент: понятие, виды, функции.
  • 60. Классические и современные теории менеджмента.
  • 61. Типология организационных структур и этапы жизненного цикла организации
  • 62. Предпринимательство: сущность, виды, основные тенденции развития в современном российском обществе
  • 63. Девиантное поведение: понятие, типология, основные теории. Динамика девиантности в современном российском обществе.
  • 64. Социология преступности: история становления, проблематика, концептуальные объяснения.
  • 66. Конкретное социологическое исследование: понятие, виды, этапы.
  • 67. Качественная стратегия социологического исследования: содержание и методы сбора и анализа информации.
  • 68. Количественная стратегия социологического исследования: содержание, методы сбора и анализа информации.
  • 69. Проблема достоверности эмпирической информации в социологии.
  • 70. Проблема измерения в социологии. Взаимосвязь измерения и анализа.
  • 71. Анализ данных в социологии: входящая и нисходящая стратегия анализа.
  • 72. Программа социологического исследования: содержание, функции и значение.
  • 73. Выборочный метод, понятие репрезентативности.
  • 74. Сущность и особенности метода наблюдения и эксперимента в социологии.
  • 75. Формализированный и неформализированный опрос: разновидности, специфика применения.
  • 76. Анализ документов в социологическом исследовании.
  • 77. Объекты и основные показатели социальной статистики.
  • 78. Социальные прогнозы: понятие, результаты прогнозов и требования к ним.
  • 38. П. Сорокин: теория социальной стратификации и мобильности

    С точки зрения Питирима Сорокина , социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

    Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратифика­ция.

    Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

    Политическая стратификация предполагает существование в пределах какой-то группы иерархически различных рангов, управляющих и управляемых. На политическую стратификацию влияют два основных фактора: размер политической организации; биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность ее членов. Закономерности: когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество се членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот; когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот.

    К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Профессиональная стратификация может быть межпрофессиональная и внутрипрофессиональная.

    Как правило, все 3 формы стратификации тесно переплетены. Например, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии.

    В связи с этим, Сорокин отмечает, что многие исследователи ошибаются, выделяя, например, два социальных класса: "бедные" и "богатые". Это значит, что они принимают во внимание только экономическую стратификацию, считая ее единственной формой социальной стратификации.

    Важно и то, что любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, в которой все ее члены были бы равными. Даже в примитивных социальных группах зарождаются черты расслоения.

    Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную.

    Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение индивида из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую при сохранении своего профессионального статуса.

    Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается движение, связанное с изменением места в социальной иерархии или перемещение индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.

    Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

    Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны.Они не нуждаются в объяснении. Что касается групповой восходящей и нисходящей мобильности, то можно привести такие примеры, как каста брахманов в Индии, которая не всегда занимала высокие позиции и является высшей кастой последние два тысячелетия; ранг высшего духовенства христианской церкви в Риме, который несомненно был высоким в средние века, но гораздо ниже в современное время; большевики в России, не имевшие высокого положения до революции, но занявшие высокие позиции в русском обществе после.

    Важно также разграничить внутрипоколенную мобильность , которая предполагает изменение статуса индивида в рамках одного поколения и межпоколенную мобильность , которая имеет место быть при смене поколений и может выражаться либо в межпоколенной преемственности социальных статусов либо в приобретении иного опыта, уровня образования, освоении новых профессий.

    Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности . Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

    Армия. Данный институт играет особенно важную роль в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству потомкам. В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.

    Церковь. Вторым каналом вертикальной социальной циркуляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В качестве примера можно привести христианскую церковь, благодаря которой рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, став служителями культа, получали свободу и достигали высоких позиций в обществе. Сюда же можно отнести и другие религиозные организации: буддизм, мусульманство, даосизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-кастовый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответствующих обществах.

    Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запрещено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи.

    Правительственные группы, политические организации и политические партии.. Как канал социальной циркуляции, политические организации сейчас очень важны. В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в утверждении правителей, чтобы быть избранным, человек должен каким-либо образом проявить свою личность, устремления и способности, успешно выполнить функции лидера, будь то сенатора, мэра, министра или президента. Самый легкий способ - это политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации. Без этого крайне мало шансов привлечь внимание избирателей и быть избранным.

    Профессиональная организация . Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.

    Организации по созданию материальных ценностей . Речь идет о накоплении богатств как одном из самых простых и действенных способов социального продвижения. Если человек богат, то перед ним открыты все двери, вне зависимости от происхождения и источника доходов.

    Семья и брак. Брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к "социальному падению" одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соответственно, к понижению социального ранга его детей.

    Следует также обратить внимание на понятия интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

    Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

    Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

    Соединив интенсивность и овсеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.

    В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества - закрытое и открытое, которые представляют собой идеальные типы с минимальными показателями интенсивности и всеобщности мобильности в первом случае и максимальными во втором.

    Закрытое общество - такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. К ним относятся рабовладельческие, кастовые и сословные государства.

    Открытое общество - общество, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.

    Общие принципы вертикальной мобильности:

    Первое утверждение . Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность.

    Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

    Третье утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

    Четвертое утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

    Пятое утверждение . В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

    Федеральное агентство по образованию РФ

    Рязанский Государственный Радиотехнический Университет

    по социологии на тему:

    "Социальная стратификация П. Сорокина"

    Рязань, 2010


    Введение

    3. Системы социальной стратификации

    Заключение


    Введение

    Для человеческого общества на всех этапах его развития было характерно неравенство. Структурированные неравенства между различными группами людей социологи называют стратификацией.

    Для более точного определения этого понятия можно привести слова Питирима Сорокина: "Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены.

    "Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества".

    "Социальная стратификация начинается с веберовского разграничения более традиционных обществ, основывающихся на статусах (например, обществ, имеющих в своем основании такие предписанные категории, как сословия и касты, рабство, вследствие чего неравенство санкционируется законом) и поляризированных, но более размытых обществ, имеющих в своей основе классы (что типично для современного Запада), где большую роль играют личные достижения, где экономическая дифференциация имеет первостепенное значение и носит более безличностный характер".

    Изучение социальной стратификации имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала ХХ в. – от В.Парето (который предложил теорию "циркуляции элит") до П.Сорокина.

    Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968), один из крупнейших представителей социальной мысли XX столетия, был одним из основоположников теории социальной стратификации общества. Социальная стратификация, согласно взглядам П.А. Сорокина - это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала, как считал этот виднейший социолог, во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия, согласно его воззрениям, продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, среди преступников и в демократиях – повсюду.

    Для Сорокина, как и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота экономической, политической или профессиональной стратификации - вневременные характеристики и нормативные черты стратификации. Их временные флуктуации не носят однонаправленного движения ни в сторону увеличения социальной дистанции, ни в сторону ее сокращения.

    Таким образом, П.А. Сорокин является одним из основоположников современной социологической теории социальной стратификации, поэтому так важен тщательный анализ основных положений его теории в свете его научных воззрений и исторической действительности, участником которой он был.


    1. Краткая биография П.Сорокина

    Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) - американский социолог и культуролог. Родился 23 января (4 февраля) 1889 г. в селе Турья Яренского уезда Вологодской губернии Российской империи (Коми край), в семье сельского ремесленника. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), и оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию (с января 1917 - приват-доцент). В 1906-1918 член партии социалистов-революционеров (эсеров), до Февральской революции участвовал в эсеровской агитации, подвергался арестам. После Февральской революции депутат 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов, секретарь (вместе с другом юности Н.Д. Кондратьевым) главы Временного правительства А.Ф. Керенского, член предпарламента. После Октябрьской революции в 1917-1918 участвует в антибольшевистских организациях; ведёт агитацию против новой власти, подвергается арестам. В конце 1918 г. отходит от политической деятельности. В 1919 г. становится одним из организаторов кафедры социологии Санкт-Петербургского университета, профессором социологии Сельскохозяйственной академии и института народного хозяйства. В 1920 г. совместно с И.П. Павловым организовал Общество объективных исследований человеческого поведения. В 1921 г. работал в Институте мозга, в Историческом и Социологическом институтах. В 1922 г. выслан из Советской России. В 1923 г. работал в Русском университете в Праге. В 1924 г. переезжает в США. В 1924-1930 профессор университета Миннесоты, с 1930 до конца жизни - профессор Гарвардского университета, где в 1930 г. организовал кафедру социологии, а в 1931 г. - социологический факультет.

    Основные труды П.А. Сорокина: "Пережитки анимизма у зырян" (1910), "Брак в старину: (многомужество и многожёнство)" (1913), "Преступность и её причины" (1913), "Самоубийство как общественное явление" (1913), "Символы в общественной жизни", "Преступление и кара, подвиг и награда" (1913), "Социальная аналитика и социальная механика" (1919), "Система социологии" (1920), "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность: их структура и динамика; система общей социологии" (1947), "Восстановление гуманности" (1948), "Альтруистическая любовь" (1950), "Социальные философии в век кризиса" (1950), "Смысл нашего кризиса" (1951), "Пути и власть любви" (1954), "Интегрализм - моя философия" (1957), "Власть и мораль" (1959), "Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960), "Дальняя дорога. Автобиография" (1963), "Главные тенденции нашего времени" (1964), "Социология вчера, сегодня и завтра" (1968).

    Научные интересы П.А. Сорокина охватывали поистине огромный пласт проблем изучения общества и культуры.

    По мнению П.А. Сорокина, попытки радикального сокрушения социальной дифференциации приводили лишь к принижению общественных форм, к количественному и качественному разложению социальности.

    Сорокин рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции Сорокина - идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, "чистых культурных систем", носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по Сорокину, есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания).

    Сорокин критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал учение об "интегральной" социологии, охватывающей все социологические аспекты широко понятой культуры. Социальная действительность рассматривалась П.А. Сорокиным в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рационального интеллекта и сверхрациональной интуиции.

    Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания Сорокин считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи которой были, по его мнению, совершены все великие открытия. Сорокин различал системы социокультурных феноменов многих уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия которых распространяется на многие общества (суперсистемы).

    Сорокин выделяет три основные типа культуры: чувственный - в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный, в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический - здесь господствует интуитивный метод познания.

    2. Основные формы стратификации и взаимоотношения между ними

    стратификация неравенство сорокин флуктуация

    Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно. Для большего педантизма необходимо подвергнуть анализу каждую из форм в отдельности.

    Экономическая стратификация

    Говоря об экономическом статусе некой группы, следует выделить два основных типа флуктуации. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй - к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении - уменьшении высоты, так сказать, крутизны, экономической пирамиды. Соответственно существуют следующие два типа флуктуации экономического статуса общества:

    1. Флуктуация экономического статуса группы как единого целого:

    а) возрастание экономического благосостояния;

    б) уменьшение последнего.

    2. Флуктуации высоты и профиля экономической стратификации внутри общества:

    а) возвышение экономической пирамиды;

    б) уплощение экономической пирамиды.

    Гипотезы постоянной высоты и профиля экономической стратификации и ее роста в XIX веке не подтверждаются. Самая верная – гипотеза колебаний экономической стратификации от группы к группе, а внутри одной и той же группы – от одного периода времени к другому. Иными словами, существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением. В этих флуктуациях возможна некоторая периодичность, но по разным причинам ее существование пока еще никем не доказано.За исключением ранних стадий экономической эволюции, отмеченных увеличением экономической стратификации, не существует постоянного направления в колебаниях высоты и формы экономической стратификации. Не обнаружена строгая тенденция к уменьшению экономического неравенства; нет серьезных оснований и для признания существования противоположной тенденции. При нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если "экономически плоское" общество не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой.

    Таким образом, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние - стихийно, импульсивно, используя насильственные методы.

    Политическая стратификация

    Итак, как уже было отмечено, универсальность и постоянство политической стратификации вовсе не означает, что она везде и всегда была идентичной. Сейчас же следует обсудить следующие проблемы: а) изменяется ли профиль и высота политической стратификации от группы к группе, от одного периода времени к другому; б) существуют ли установленные пределы этих колебаний; в) периодичность колебаний; г) существует ли вечно постоянное направление этих изменений. Раскрывая все эти вопросы, мы должны быть крайне осторожны, чтобы не подпасть под обаяние велеречивого красноречия. Проблема очень сложна. И должно приближаться к ней постепенно, шаг за шагом. Изменения верхней части политической стратификации. Упростим ситуацию: возьмем для начала только верхнюю часть политической пирамиды, состоящую из свободных членов общества. Оставим на некоторое время без внимания все те слои, которые находятся ниже этого уровня (слуги, рабы, крепостные и т. п.). Одновременно не будем рассматривать: Кем? Как? На какой период? По каким причинам? Занимаются различные слои политической пирамиды. Сейчас предметом нашего интереса являются высота и профиль политического здания, населенного свободными членами общества: существует ли в его изменениях постоянная тенденция к "выравниванию" (то есть к уменьшению высоты и рельефности пирамиды) или в направлении к "повышению". Общепринятое мнение - в пользу тенденции "выравнивания". Люди склонны считать как само собой разумеющееся, что в истории существует железная тенденция к политическому равенству и к уничтожению политического "феодализма" и иерархии. Такое суждение типично и для настоящего момента. Как справедливо подметил Г. Воллас, "политическое кредо массы людей не является результатом размышлений, проверенных опытом, а совокупностью бессознательных или полусознательных предположений, выдвигаемых по привычке. Что ближе к разуму, то ближе к прошлому и как более сильный импульс позволяет быстрее прийти к выводу". Что касается высоты верхней части политической пирамиды, то мои аргументы следующие. У первобытных племен и на ранних ступенях развития цивилизации политическая стратификация была незначительной и незаметной. Несколько лидеров, слой влиятельных старейшин - и, пожалуй, все, что располагалось над слоем всего остального свободного населения. Политическая форма такого социального организма чем-то, только отдаленно, напоминала покатую и низкую пирамиду. Она скорее приближалась к прямоугольному параллелепипеду с еле выступающим возвышением верху. С развитием и ростом общественных отношений, в процессе унификации первоначально независимых племен, в процессе естественного демографического роста населения политическая стратификация усиливалась, а число различных рангов скорее увеличивалось, чем уменьшалось. Политический конус начинал расти, но никак не выравниваться. То же можно сказать и о самых ранних ступенях развития современных европейских народов, о древнегреческом и римском обществах. Не обращая внимание на дальнейшую политическую эволюцию всех этих обществ, очевидным кажется, что никогда их политическая иерархия не станет такой же плоской, какой она была на ранних стадиях развития цивилизации. Если дело обстоит именно так, то было бы невозможным признать, что в истории политической стратификации существует постоянная тенденция к политическому "выравниванию". Второй аргумент сводится к тому, что, возьмем ли мы историю Древнего Египта, Греции, Рима, Китая или современных европейских обществ, она не показывает, что с течением времени пирамида политической иерархии становится ниже, а политический конус - более плоским. В истории Рима периода республики мы видим вместо нескольких рангов архаической поры высочайшую пирамиду из разных рангов и титулов, накладывающихся друг на друга даже по степени привилегированности. В наше время наблюдается нечто похожее. Специалисты по конституционному праву верно отмечают, что политических прав у президента США явно больше, чем у европейского конституционного монарха. Исполнение приказов, которые отдают высокие официальные лица своим подчиненным, генералы - низшим военным рангам, столь же категорично и обязательно, как и в любой недемократической стране. Соблюдение приказов офицера высшего звания в американской армии так же обязательно, как и в любой другой армии. Есть отличия в методах рекрута, но это не означает, что политическое здание современных демократий плоское или менее стратифицированное, чем политическое здание многих недемократических стран. Таким образом, что касается политической иерархии среди граждан, то отсутствует какая-либо тенденция в политической эволюции к понижению или уплощению конуса. Несмотря на различные методы пополнения членами высших слоев в современных демократиях, политический конус сейчас такой же высокий и стратифицированный, как и в любое другое время, и, конечно же, он выше, чем во многих менее развитых обществах. Но это утверждение никаким образом и ничем не подтверждается. "Все, что мы видим - это "беспорядочные", ненаправленные, "слепые" колебания, не ведущие ни к усилению, ни к ослаблению политической стратификации…

    Следствия политической стратификации:

    1. Высота профиля политической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периода времени к другому.

    2. В этих изменениях нет постоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению стратификации.

    3. Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственного вмешательства в жизнь общества ко всестороннему государственному контролю. Нет также и обратных тенденций.

    4. Среди множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность состава населения.

    5. Профиль политической стратификации подвижнее, и колеблется он в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации.

    6. В любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Иногда побеждают одни силы, иногда верх берут другие. Когда колебание профиля в одном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к точке равновесия.

    Профессиональная стратификация

    Включает профессиональную и межпрофессиональную стратификацию. Существование профессиональной стратификации устанавливается из двух основных групп фактов. Очевидно, что определенные классы профессий всегда составляли верхние социальные страты, в то время как другие профессиональные группы всегда находились у основания социального конуса. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, так сказать, накладываются друг на друга. Во-вторых, феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. Возьмем ли мы область сельского хозяйства, или промышленности, торговли или, управления или любые другие профессии, занятые в этих сферах люди стратифицированы на многие ранги и уровни: от верхних рангов, которые осуществляют контроль, до нижних, которыми контролируют и которые по иерархии подчинены своим "директорам", "авторитетам", "менеджерам", "шефам" и т. п.. Профессиональная стратификация, таким образом, проявляется в этих двух основных формах: 1) в форме иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация) и 2) в форме стратификации внутри каждого профессионального класса (профессиональная стратификация).

    Следует отметить, что какими бы ни были всевозможные временные основы межпрофессиональной стратификации в разных обществах, рядом с этими вечно меняющимися основами существуют константные и универсальные основы. Два условия, по крайней мере, всегда были основополагающими: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом, 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

    Профессиональные группы, осуществляющие базовые функции социальной организации и контроля, помещены в центре "двигателя общества". Плохое поведение солдата может не повлиять сильно на всю армию, недобросовестная работа одного труженика слабо воздействует на других, но действие командующего армией или руководителя группы автоматически влияет на всю армию или группу, действия которой он контролирует. Более того, находясь на контролирующей точке "социального двигателя", хотя бы в силу такого объективно влиятельного положения, соответствующие социальные группы обеспечивают для себя максимум привилегий и власти в обществе. Уже этим объясняется соотношение между социальной значимостью профессии и ее местом в иерархии профессиональных групп. Успешное выполнение социально-профессиональных функций организации и контроля, естественно, требует более высокого уровня интеллекта, чем для любой физической работы рутинного характера. Соответственно, эти два условия оказываются тесно взаимосвязанными: выполнение функций организации и контроля требует высокого уровня интеллекта, а высокий уровень интеллекта проявляется в достижениях (прямо или косвенно), связанных с организацией и контролем группы.

    Таким образом, можно сказать, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, необходимого для ее выполнения, в большей привилегированности группы и в более высоком ранге, который она занимает в межпрофессиональной иерархии, и наоборот. К этому правилу следует добавить четыре поправки. Во-первых, общее правило не исключает возможности наложения высших слоев низшего профессионального класса с низшими слоями следующего, более высокого класса. Во-вторых, общее правило не распространяется на периоды распада общества. В такие моменты истории соотношение может быть нарушено. Такие периоды обычно ведут к перевороту, после которого, если группа не исчезает, былое соотношение быстро восстанавливается. Исключения, однако, не делают правило недействительным. В-третьих, общее правило не исключает отклонений. В-четвертых, так как конкретно-исторический характер обществ различен и их условия меняются во времени, то вполне естественно, что и конкретное содержание профессиональных занятий в зависимости от того или иного общего положения изменяется.

    Системы социальной стратификации

    Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы. Рассмотрим каждый из этих видов систем в отдельности.

    Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

    Основные причины рабства

    Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

    Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

    Основные условия рабства

    Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизненным; в частности осужденные на пожизненные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

    Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже добиться высокого положения в обществе.

    Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

    Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Америку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты получали бесплатных слуг на определенный срок.

    Общие характеристики рабства

    Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

    Различают две формы рабства:

    патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

    классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

    Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.

    Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

    Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

    Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами.

    Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

    Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

    Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

    Основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил.


    Заключение

    Социальная стратификация всегда была одной из главных тем научных изысканий П.Сорокина. На сегодняшний день проблемы социальной стратификации очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида. У Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. К большому сожалению, в нашей жизни все совершенно иначе. Главенствующую роль занимают деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.

    Работы Питирима Сорокина о социальной стратификации важны для истории русской социологии. Он затрагивал самые главные проблемы общества, которые до него еще никто не затрагивал. Питирим Сорокин является одним из самых главных русских социологов, чьи труды продолжают иметь огромное значение не только русской, но и зарубежной в современной социологии.

    П. Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

    Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

    Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.


    Список использованной литературы

    1. Новикова С. "История развития социологии", Москва-Воронеж, 2006г

    2. Сорокин П.А "Социальная стратификация и мобильность", 2007г

    3. Сорокин П.А "Человек. Цивилизация. Общество" (Серия "Мыслители XX века"), М.,2004г

    4. Сорокин П.А. "Общедоступный учебник социологии", Наука, 2007г

    5. Сорокин П.А. "Система социологии", том 2, М.,2006г

    Социальная стратификация - это то же самое, что социальное расслоение. Термин «расслоение» буквально означает разделение всего общества на слои, то есть группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

    Социальное расслоение - процесс образования слоев среди населения и его результат. Исходная точка этого процесса - социально однородное общество, т. е. общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению. На латинском языке ему соответствуют два термина, принятых в современной науке социологии, - дифференциация и стратификация.

    Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным, Поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) запрещен, в других он ограничен, а в третьих полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество: закрытым или открытым.

    Теория стратификации Питирима Сорокина.

    П. Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главные оси координат - ось X и ось У. Кроме них П. Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Ее подвид, экономическое расслоение, означает неодинаковость экономических статусов, иначе говоря, наличие экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровней жизни, в существовании бедных и богатых. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов, которая опутала, подобно гигантской паутине, все общество. Она включает авторитеты, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация - разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, другие менее, а их организация обязательно включает руководителей различного ранга и подчиненных.

    Для экономической стратификации показательны два явления, которые Сорокин называет флуктуациями:

    1) обогащение и обеднение группы либо общества;

    2) уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды.

    Оперируя огромным статистическим материалом, он доказывает, что нет семьи, деревни, города, области или страны, которые бы год от года не становились богаче или беднее. В истории не существует никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обеднения. Так было в Древнем Египте и так есть в современной Америке. Бесцельные колебания (флуктуации) совершаются циклически, за обогащением следует обнищание. Мелкие циклы - 3-5, 7-8, 10-12 лет, крупные - 40-60 лет. Сорокин считает, что его теория флуктуаций опровергает идею прогресса человечества - постоянного улучшения экономического положения.

    Сравнив различные классы, эпохи и страны, он неожиданно обнаружил, что в колебаниях высоты экономической пирамиды нет никакой устойчивой, тенденции. Если высоту измерять разницей между доходами высших, средних и низших слоев общества, то окажется, что в течение последних 500 лет она то увеличивалась, то сокращалась. Это значит, что богатые не богатеют, а бедные не беднеют постоянно. Вместо прямолинейного процесса существуют периодические флуктуации. Они равны 50, 100 и 150 лет. Точно так же колеблются и мировые цены в истории, то падая, то возрастая. Неудивительна связь двух явлений - бедности и мировых цен, ведь изменение цен способствует перераспределению национального дохода в пользу того или другого класса.

    В обществе, основанном на частной собственности, нет социальных потрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низка. Как только частную собственность уничтожают, общество входит в полосу социальных потрясений. В 1917 г. большевики национализировали банки, ликвидировали богатых, сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарплатой и довели ее до соотношения 175:100.

    Экономическая пирамида стала почти плоской. Хотя подобные случаи в истории единичны, они служат предвестием грядущей катастрофы, после которой общество стремится восстановить нормальную форму распределения доходов. И в коммунистической России вскоре появились богатые, средние и нищие. Человечество должно усвоить простую истину, считает Сорокин: либо плоская пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты, либо преуспевающее общество с неизбежным неравенством. Третьего не дано.

    Когда профиль пирамиды чрезмерно вытягивается, это означает, что появляется чрезмерное социальное расслоение. Когда расслоение достигает пика, следует социальная катастрофа - революционно-уравнительная лихорадка. Возможны два исхода: либо общество сразу возвращается к нормальной форме стратификации, либо идет к ней через «большую катастрофу». Первый путь ближе к реформам, второй - к революции.

    Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер - начальник, рабочий - подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга.

    Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а как всего лишь работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

    Неравенство расстояний между статусами - основное свойство стратификации. У нее четыре измерительные линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

    * образование;

    * престиж.

    Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем одного месяца или года.

    Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

    Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть - возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

    Три шкалы стратификации - доход, образование и власть - имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как это субъективный показатель.

    Престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

    Если верхнюю часть шкалы занимают представители творческого, интеллектуального труда, то нижнюю - представители преимущественно физического малоквалифицированного: водитель, сварщик, плотник, сантехник, дворник. У них наименьшее статусное уважение. Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту.

    Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх. К такой системе относят классовый строй. Наконец, феодальное общество, с присущим ему сословным устройством, следует причислить к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются.

    Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

    Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства так называемыми «белыми воротничками»: инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

    Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

    Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа - вертикальная и горизонтальная. Эти виды и типы, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

    Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

    Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

    Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам.

    Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность и нисходящая мобильность. Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование - пример нисходящей.

    Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положений в вертикальном направлении.

    Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

    Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это графическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

    На вертикальную и горизонтальную мобильности влияет пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

    Молодым свойственна профессиональная, людям среднего возраста - экономическая, пожилым - политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, у высших меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимое для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

    Профессионалы и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

    Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

    Можно предложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

    * индивидуальную мобильность, при которой перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других;

    * групповую мобильность, при которой перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому.

    Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует достигаемый, а групповой - приписываемый статус.

    Индивидуальная мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы в Индии стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

    Переход от наследственной аристократии к плутократии имел те же последствия. В 212 г. н. э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

    Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве.

    Таковы главные виды, типы и формы социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством, с согласия самих людей, или без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, например общественные призывы на комсомольские стройки и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

    От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50-70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

    Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

    Социальная стратификация , по определению Сорокина, -- это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность -- в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

    Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам -- экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.

    Рассматривая профессиональную стратификацию , Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

    В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

    • § важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
    • § уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

    Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.

    Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

    • § предприниматели;
    • § служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);
    • § наемные рабочие.

    Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

    • § высота;
    • § этажность (число рангов в иерархии);
    • § профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).

    Социальную мобильность Сорокин определял как любой переход индивида или социального объекта (ценности, т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью) из одной социальной позиции в другую (рис. 3).

    Рис. 3.

    Под горизонтальной социальной мобильностью , или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

    Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения выделяют вертикальную мобильность восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

    Восходящие течения существуют в двух основных формах:

    • § проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт;
    • § создание новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.

    Нисходящие течения также имеют две формы:

    • § падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения исходной группы, к которой индивид ранее принадлежал;
    • § деградация социальной группы в целом, понижении ее ранга на фоне других групп или разрушение се социального единства.

    Причинами вертикальной групповой мобильности Сорокин называл войны, революции, иностранные завоевания, которые способствуют изменению критериев стратификации в обществе и изменяют групповой статус. Важной причиной может быть также изменение значимости того или иного вида труда, отрасли промышленности.

    Важнейшими каналами, обеспечивающими социальную циркуляцию индивидов в обществе, являются такие социальные институты, как армия, школа, политические, экономические и профессиональные организации.