Учебник стимулирует учеников самостоятельно вырабатывать грамматические правила.

Речит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.

В период «парада суверенитетов», т. е. до принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик – Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. – закрепили в своих конституциях статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией». В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рук независимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством. Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.

С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия – Алания и Республикой Ингушетия. Для определения границ между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой Правительством РФ (постановлением от 16 марта 1996 г.) создана Государственная комиссия, действующая на основе утвержденного Положения

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 325

Преувеличенное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Республика Саха (Якутия) закрепила в Конституции положение о своей территории как «исконной земле традиционного расселения ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных просторах в 3,1 млн. кв. км могли утвердиться «коренные народы», которых и сейчас насчитывается не более 1 млн. человек. Произвольно определенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются в республиках как якобы сложившиеся исторически.

Между тем происходившая в то время частая перекройка границ носила чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.

Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.

Марат Викторович Баглай (род. 13 марта 1931, Баку, Азербайджанская ССР, ЗСФСР, СССР) - советский и российский юрист, председатель Конституционного суда Российской Федерации с 1997 по 2003 год.

Биография

Родился 13 марта 1931 в городе Баку. Окончил юридический факультет Ростовского государственного университета в 1954 году. В 1957 окончил аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР.

С 1957 по 1962 работал научным сотрудником Института государства и права Академии наук СССР. В 1962-1967 - доцент Московского государственного института международных отношений МИД СССР. В 1968 защитил докторскую диссертацию. В 1970 получил звание профессора конституционного права. С 1967 по 1977 работал заведующим отделом Института международного рабочего движения АН СССР. С 1977 по 1995 был проректором Высшей школы профсоюзного движения (с 1990 - Академия труда и социальных отношений). С 1977 по 1995 также занимал должность профессора кафедры конституционного права МГИМО.

30 мая 1997 года М. В. Баглай избран членом-корреспондентом РАН по Отделению философии, социологии, психологии и права.

7 февраля 1995 Марат Баглай был избран судьей Конституционного Суда РФ. 13 февраля того же года выдвигался на пост Председателя Конституционного Суда.

20 февраля 1997 избран Председателем Конституционного Суда РФ на трехлетний срок. 21 февраля 2000 переизбран председателем Конституционного суда России. Однако, через год его полномочия как судьи КС должны были истечь по возрасту (70 лет). За кандидатуру Баглая проголосовало 18 из 19 членов КС.

21 февраля 2003 был избран новый глава КС России - Валерий Зорькин. Полномочия Баглая на этом посту, а также на посту судьи КС были прекращены.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 марта 2001 года) - за большой личный вклад в укрепление конституционного правосудия и многолетнюю плодотворную работу.
  • Орден Дружбы народов (1975)
  • Заслуженный деятель науки Российской Федерации (12 июля 1996 года) - за заслуги в научной деятельности.
  • Заслуженный юрист Российской Федерации (5 июня 2003 года) - за большой вклад в укрепление законности и многолетнюю добросовестную работу
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (12 декабря 2008 года) - за активное участие в подготовке проекта Конституции Российской Федерации и большой вклад в развитие демократических основ Российской Федерации.
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (12 марта 2001 года) - за заслуги перед государством, многолетний плодотворный труд и в связи с 70-летием со дня рождения

Признание

  • Нагрудный знак Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (2008)
  • Общественный орден «Российская нация» (2009)

Квалификационный класс

Высший квалификационный класс.

Основные работы

  • Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. - М.: Норма, 2004. - 832 с.
  • Баглай М. В. Конституционное право РФ: учебник для вузов. - М.: Норма, 2009. - 800 с.
  • Баглай М. В. Президенты Российской Федерации и США. Роль, порядок выборов, полномочия. - М.: Норма, Инфра-М, 2012. - 144 с.