Убеждение человека. Психология убеждения человека и роль слушателя

Исследователи уже более шестидесяти лет изучают те причины, которые побуждают нас ответить согласием на чью-то просьбу. Нет сомнений, что в основе техник и методов убеждения людей лежит наука. И во многом эта наука удивляет.

Нам хотелось бы думать, что, принимая решения, мы руководствуемся всей доступной информацией. Но в реальности все обычно происходит по-другому. Наша жизнь стала насыщенной до предела, и для принятия решения нам сейчас как никогда нужны шаблоны и повседневные правила.

Профессор психологии и эксперт в сфере социальной и экспериментальной психологии - Роберт Чалдини, обнаружил и вывел шесть таких правил (на самом деле их больше, и в книге «Психология убеждения: 50 доказанных способов быть убедительным», Чалдини знакомит читателей с большим их количеством, однако основных, как утверждает Роберт - всего шесть), которые управляют поведением человека. Вот они: взаимность, редкость, авторитет, последовательность, симпатия и согласие.

Понимая эти правила и умея применять их, не выходя за рамки нравственных ограничений, можно значительно повысить шансы получить согласие на свою просьбу. Давайте поговорим поподробнее о каждом из них по очереди, и на примерах рассмотрим опыт американских исследователей в области психологии убеждения людей.

ВЗАИМНОСТЬ

Люди считают себя обязанными отвечать взаимностью на то внимание или услугу, которые им оказали ранее. Если друг пригласил вас на вечеринку, вы должны будете позвать его в гости к себе. Если сослуживец оказал вам любезность, вы при случае обязаны отплатить ему тем же. Также в случае общественных обязательств, люди скорее говорят «Да» тем, кому они чем-то обязаны.

Одну из лучших демонстраций принципа взаимности дает ряд исследований, проведенных в ресторанах. Например, когда вы последний раз обедали в ресторане, весьма вероятно, что официантка принесла вам маленькое угощение, скорее всего, одновременно со счетом. Это могло быть печенье с сюрпризом или просто мятный леденец. Тут возникает вопрос – влияет ли как-то это угощение на размер оставленных вами чаевых? Большинство людей ответить нет, однако мятный леденец может произвести чудесный эффект.

В исследовании, угощение в конце обеда конфетой, увеличивало размер чаевых на 3%. Любопытно, что если угощение удваивается, вам предлагают две конфеты, то прибавка к чаевым увеличивается не в два, а в четыре раза – до 14%. Но результат становится еще интереснее, когда официант дает вам одну конфету, отходит от стола, затем останавливается и говорит, что для таких приятных посетителей у него есть еще одна конфета. Чаевые возрастают на целых 23%, реагируя только на то, как было преподнесено угощение.

Таким образом, ключ к применению правила взаимности состоит в том, чтобы первым оказать услугу и чтобы она была приятной и неожиданной.

РЕДКОСТЬ

То есть люди более стремятся приобрести те вещи, которые трудно достать. Когда в 2003 году Британские Авиалинии объявили об отмене второго за сутки рейса Конкорд по маршруту Лондон-Нью-Йорк, из-за экономической нецелесообразности, на следующий день произошел всплеск продажи билетов. Заметьте, что с самим рейсом никаких изменений не произошло – самолет не стал летать быстрее, качество обслуживания не улучшилось, стоимость билетов не снизилась. Просто возможность воспользоваться услугой резко уменьшилась. И как следствие увеличился спрос. Поэтому техника применения принципа «редкость» для убеждения совершенно ясна.

Недостаточно просто рассказать людям о тех выгодах, которые они получат, выбрав вашу продукцию или услуги. Нужно еще подчеркнуть уникальные возможности вашего предложения. Рассказать людям, что они теряют, если им не воспользуются.

Смысл в том, что люди охотнее слушают мнение заслуживающих доверие экспертов. Например, физиотерапевты способны убедить большее число пациентов выполнять рекомендуемые комплексы упражнений, если развесят на стенах кабинета свои медицинские дипломы и сертификаты. Также на парковке вы, скорее всего, подвинете свой автомобиль по просьбе незнакомца, если он будет одет в униформу, а не в обычную одежду.

Здесь важно дать понять людям, что ваши знания и опыт заслуживают доверие, прежде чем принимать попытку убеждения. Конечно, это не всегда легко сделать. Вы же не станете ходить вокруг потенциальных покупателей и нахваливать себя. Однако вы, несомненно, можете организовать, чтобы кто-нибудь другой сделал это для вас.

И тут наука делает неожиданный вывод. Если вас рекламируют, то, получается, неважно получает ваш агент от этого прибыль или нет. Так одна риэлтерская фирма смогла увеличить как число заказов по оценке недвижимости, так и количество заключаемых впоследствии контрактов, посоветовав консультантам, отвечающим на обращения клиентов, начинать разговор с упоминания об опыте и заслугах агентов фирмы. Например, на обращение по сдаче недвижимости в наем, ответ был примерно таким: «Давайте я соединю вас с Сандрой, которая уже более 15 лет занимается вопросами аренды клиентов ». Клиентов, интересующихся продажей собственности, привлекали советом: «Вам лучше поговорить с Питером, он начальник нашего отдела по продаже недвижимости и имеет более 20 лет опыта в этой сфере ». Результатом таких рекомендаций стало двадцатипроцентное увеличение числа консультаций и пятнадцатипроцентный рост заключения договоров – совсем не плохо для такого безобидного приема убеждения человека, который к тому же не требует никаких расходов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Людям нравится быть постоянными, как в своих словах, так и в своих делах. Чтобы добиться последовательности в поведении, нужно придумать первое небольшое дело и предложить людям совершить его.

В одном знаменитом эксперименте был получен неожиданный результат. Совсем немного жителей одного из жилых районов согласилось разместить на газоне перед своим домом невзрачную деревянную табличку, чтобы поддержать компанию за безопасность на дорогах. А в другом таком районе почти в четыре раза больше домовладельцев согласились поставить такую же табличку. Почему? Потому что десять дней назад они поставили на подоконнике маленькую почтовую карточку в знак поддержки все той же компании. Эта карточка стала тем маленьким первым шагом, который привел к четырехкратному эффекту при совершении второго, более трудному последовательному действию. Поэтому, намереваясь сыграть на последовательности в поведении, мастера убеждения стараются подвести людей к добровольному, активному публичному действию. В идеальном случае, добиваясь его закреплению на бумаге.

Например, в недавно проведенном эксперименте, число несостоявшихся приемов в медицинском центре сократилось на 18%. Благодаря тому, что пациентов попросили самостоятельно заполнить талон записи к врачу. Тогда как раньше это делали медицинские работники.

СИМПАТИЯ

Люди охотнее говорят «Да» тем, кто им нравится. Но по какой причине один человек нравится другому? Теория убеждения говорит, что здесь существует три основных фактора:

  1. Нам нравятся люди похожие на нас;
  2. Мы любим тех, кто нас хвалит;
  3. Мы симпатизируем людям, с которыми делаем одно общее дело.

В серии исследований, посвященных психологии убеждения людей в процессе проведения переговоров, участвовали студенты двух известных бизнес школ, обучающихся по специальности «магистр делового администрирования».

Одна группа студентов получила указание: «Время – деньги, поэтому сразу переходите к делу» . В этой группе к соглашению сумели прийти около 55% участников. Второй группе были даны другие инструкции: «Перед тем как начать переговоры, постарайтесь поближе узнать друг друга и найти что-то общее, что есть у всех вас» . После этого уже 90% процентов переговоров прошли успешно и дали удовлетворительный результат. То есть на 18% процентов больше для каждой стороны.

Таким образом, чтобы пользоваться действенным инструментом симпатии, как методом убеждения людей, нужно приложить усилия, чтобы найти области совпадения во взглядах. Стараться высказать искрению похвалу собеседнику, перед тем как перейти к обсуждению деловых вопросов.

СОГЛАСИЕ

Человек чаще ориентируется на действия и поведение других людей, когда сам находится в нерешительности. Вы, возможно, замечали, что обычно в гостиницах кладут в ванные комнаты карточки, призывающие гостей повторно использовать постельное белье и полотенца. Чаще всего внимание постояльцев обращают на то, что это способствует охране окружающей среды. Этот прием убеждения оказывается весьма действенным – его эффективность 35%. Но может быть есть более действенные способы?

Как получается, около 75% гостей проживающих в гостинице не меньше четырех дней, в тот или иной момент повторно используют свои полотенца. Что если мы воспользуемся правилом согласия и просто напишем об этом в нашей карточке: «75% гостей проживающих в гостинице повторно используют свои полотенца. Пожалуйста, следуйте их примеру ». В результате этого отказы от смены белья вырастут на 26%.

Данный метод психологического убеждения говорит, что вместо того, чтобы полагаться на собственные способности к убеждению, можно сделать акцент на том, как ведет себя большинство. В особенности такое большинство, к которому каждый легко отнесет себя.

Итак, вот они шесть научно подтвержденных способов убеждения, на которых основаны простые и часто не требующие затрат практические приемы, способные многократно увеличить ваши способности убеждать людей и влиять на их поведение, причем совершенно честным путем. Это и есть секреты науки убеждения, применяемые в различных областях жизнедеятельности, начиная от простого межличностного общения и заканчивая использованием их в рекламе и маркетинге.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Правильно ли в наше время иметь убеждения? Ответ прост и до смешного очевиден: хорошие убеждения - это правильно. Но какие убеждения хорошие? Проверить это легче, чем может казаться. Если ваши убеждения ведут к уважению окружающих, приобретению интересных и умных друзей, и достижению сложных целей, тогда скорее всего они правильные. И наоборот.

Некоторые люди убеждены, что жизнь - это вечная борьба. Они видят во всех соперников и врагов. И приобретают их. Пожалуй, это не лучшее убеждение, потому что ставит таких людей выше других. Если вы научитесь находить подход к людям и эффективно с ними взаимодействовать, это и будет говорить о правильности убеждений. Вот список, над которым стоит задумываться.

Убеждение первое: моя жизнь - это невероятный дар

Даже в самых сложных ситуациях можно вспоминать эту простую вещь: вы живы, можете взаимодействовать с другими и развиваться.

Замечайте мелкие вещи вокруг вас, будьте благодарны за все, что имеете. Это убеждение помогает достичь эффекта спирали: чем лучше вы думаете о своей жизни, тем лучше она становится.

Убеждение второе: все, кого я встречаю, потенциально - мои лучшие друзья

Такова уж человеческая психика: если мы хорошо относимся к незнакомцу, то он зачастую отвечает взаимностью. Поэтому ведите себя с новыми людьми как с лучшими друзьями. Эта стратегия поможет в приобретении знакомств и кто знает, быть может однажды они сыграют ключевую роль в вашей судьбе.

Если вы считаете всех окружающих врагами, то получите в ответ только вражду. Наживете недоброжелателей, заработаете стресс и будете отовсюду ждать удара. Так какое убеждение лучше?

Убеждение третье: следующие 24 часа - важнейшие в моей жизни

Нет никакого «завтра», существует только «сейчас» и «сегодня». Привычка считать, что через несколько дней мы начнем менять жизнь, приводит к лени и , к полной неспособности принимать решения и действовать.

То, что происходит сегодня, влияет на завтра и так далее. Поэтому если вы с уважением отнесетесь к следующим 24 часам, будете искать возможности и развивать себя, то это придаст силы для ближайших дней.

Выложитесь на полную сегодня: это единственное, что можно сделать.

Убеждение четвертое: все в итоге закончится хорошо

Согласитесь, в большинстве случаев все жизненные неурядицы разрешаемы. Уволили с работы? Это возможность. Новый вызов, способ найти достойное применение своим способностям или развить новые. Отчислили из университета? Ну что ж, тоже не конец света. Найдите работу, станьте профессионалом, развивайте навыки. Жизнь - вечная школа, надо только быть постоянно готовым воспринимать новое и учиться.

Убеждение пятое: жизнь - это игра, в которую нужно играть, а не проблема, которую нужно решить

Когда мы смотрим на жизнь как на игру, то получаем массу положительных эмоций. В противном случае - это стресс, беспокойство, апатия и .

Согласитесь, человек, который во всем видит игру, способен справиться с любыми трудностями. Ему просто интересно, почему он ошибся или потерпел поражение. Это научный, изобретательский интерес. Такая жизнь становится приключением, загадкой и тайной.

Убеждение шестое: я во что бы то не стало реализую свой потенциал на 100% и добьюсь успеха

Убеждение для самых мужественных. Какой потенциал в вас заложен? Не лгите, вы думаете о себе очень хорошо и считаете, что достойны большего. Так может пора прекратить заниматься ерундой, сетовать на судьбу и взять дело в свои руки?

Не ждите подходящего момента. Найдите настоящую страсть и следуйте за ней до конца, параллельно поглощая новую информацию, знакомясь с новыми людьми и добиваясь серьезных целей.

Убеждение седьмое: никому неинтересно, что я на самом деле думаю

Все люди думают только о себе. И их волнуют только свои проблемы. Это ни хорошо, ни плохо: это данность. Они могут подумать о вас, когда вы будете в центре внимания, но потом забудут, потому что каждого окружают сотни мелких проблем и десятки больших.

Прекратите о том, что о вас думают. Это достаточно смешно выглядит, на самом деле.

Убеждение восьмое: задавать вопросы - это нормально, говорить «нет» - тоже

Не понимаете чего-то - спросите. Не стесняйтесь задавать вопросы, потому что люди любят на них отвечать.

Также помните, что можете отказать в ответ на любую просьбу. Это не значит отказываться всегда, просто знайте, что имеете право.

Убеждение девятое: сначала измените себя

Некоторые из нас хотят изменить мир и это похвальное желание. Но проходит год за годом и ничего не получается.

Если вы измените сначала себя, то мир начнет автоматически меняться сам. Друзья и ближайшее окружение начнет тянуться к вам, вы станете примером для подражания. И тогда вас начнут слушать.

Желаем вам удачи!

Каждый сталкивался с тем, что все мы существуем по определенным жизненным принципам — убеждениям. Не иметь их считается дурным тоном в современном моральном мире, и поэтому часто люди гордятся своей принципиальностью и педантичностью. Рассмотрим это явление подробнее.

Определение и трактовка термина

Убеждение — это уверенность в своих взглядах и принципах, основанная на накопленных годами знаниях и опыте. Как составляющая важная мировоззрения, оно руководит теми или иными поступками в разных жизненных ситуациях, помогает принять порой непростое решение. Это наши принципы и постулаты, нарушать которые - значит, противоречить себе, не соблюдать собственные установки.

Иногда то или иное убеждение кажется со стороны совершенно бессмысленным и неразумным, не поддающимся никакому объяснению. У всех разные взгляды и принципы, различные уровни морали и знаний, но, несмотря на это, каждый человек имеет убеждения, руководствуется ими и выражает их другим людям, а порой пытается даже навязать собеседнику.

Откуда берутся убеждения человека

Так как человек имеет за спиной некое количество прожитых лет, он сталкивался с различными ситуациями и участвовал в общественной жизни, и у него складывается определенная уверенность в том, что все в этом мире должно функционировать по какому-то определенному сценарию. Это и есть наша убежденность, которая часто объяснима только прошлым опытом, а не современными реалиями. Доказательства тут лишние, потому что для того, кто уверен в чем-то на сто процентов, их просто не существует.

Определить убеждение и его природу несложно: оно зарождается в наших мыслях, миллиарды из которых задерживаются в голове на считанные секунды, иногда часы, дни и даже месяцы или годы. Но должны пройти десятилетия — и если одна из мыслей, стократно подтвержденная вашим и сторонним опытом, не выходит и головы, и вы постоянно прислушиваетесь к ней — это и есть убеждение.

Убеждение — это хорошо? Позитивные и негативные моменты

Все вещи имеют лицевую и обратную сторону. Бесспорно, нет ничего плохого в том, что вы человек, твердо убежденный в чем-либо в этой жизни, тем более не раз доказали на собственном опыте, что этот постулат верный. Но существуют случаи, когда убеждение становится бременем, который несут на себе как крест на протяжении всей жизни, даже и не подозревая, что сами себя заставляют поступать определенным образом.

Позитивные моменты этого явления:

  • убеждения помогают сориентироваться, достичь цели, напрячь все внутренние ресурсы и идти до конца;
  • они делают вас человеком принципов, который придерживается строго отведенных норм, и это заслуживает уважения;
  • хорошо, когда убеждения направлены на сохранение семейных ценностей, на творение добра и помощь страждущим.

Явные недостатки убеждений:

  • Иногда они основываются на несчастливом опыте, поэтому могут быть вне понимания общества и даже просто глупыми.
  • Строго придерживаясь убеждений, вы можете причинить вред другим и даже себе. Например, вы считаете, что любви в этом мире нет, и поэтому не воспринимаете всерьез отношения.

Следует помнить, что убеждение — это одно из жизненных правил, поэтому создавайте такие каноны, которые бы не мешали полноценной, счастливой и достойной жизни. И не критикуйте принципы других, ведь жизнь сложна и многогранна, наполнена различными ситуациями. Будьте толерантными и создавайте для себя логически объясняемые законы.

Убеждение как процесс

Убеждение — это символический процесс, в котором коммуникаторы пытаются убедить других людей изменить свое отношение или поведение относительно вопроса путем передачи сообщения. Происходит это в атмосфере свободного выбора.

Многие полагают, что убеждение, как бокс, - требует победы над конкурентом в жесточайшей битве. Но тут есть существенные различия. Это больше похоже на обучение, чем на бокс. Подумайте сами: убеждение является как будто уговорами учителя, благодаря чему люди шаг за шагом движутся к решению. Его цель - помочь понять другим, почему занятая вами позиция решает проблему лучше, чем все остальные. Убеждение предполагает также использование символов, сообщений, передаваемых с помощью языка.

Главное здесь то, что убеждение представляет собой осознанную попытку влиять на другую сторону. Вместе с тем его сопровождает осознание того, что увещеваемый имеет психическое состояние, которое является чувствительным к изменениям. Убеждение - тип социального влияния, то есть широкий процесс, в котором поведение одного человека изменяет мысли или действия другого.

Недавно я получила очень любопытное письмо от своей читательницы:

Здравствуйте!

Хочу задать Вам вопрос. Сейчас всюду говорят, что очень важно думать позитивно, использовать аффирмации и тому подобное. Но когда я самостоятельно начинаю проговаривать их (например, «Я одобряю себя», «Вселенная дает мне все самое лучшее»), то внутри тут же возникает отторжение и сопротивление, как будто это все не правда. Хочется сразу все бросить и спрятаться куда-нибудь, хотя по идее наоборот должно быть воодушевление и вдохновение от процесса. Пробовала все равно продолжать повторять себе одно и то же, но дело не идет…

Что тут не так? Или процесс перехода на позитивное мышление всегда такой?

С уважением, Ольга

Ситуация очень интересная, и в свое время я тоже с ней столкнулась у себя в жизни. Действительно, сначала можно подумать, что без такого сопротивления нельзя начать позитивно мыслить и нет другого пути, кроме как постоянно твердить себе одно и то же (хотя это может привести к определенным результатам). Поэтому, с разрешения Ольги, предлагаю всем вместе обсудить, почему же, когда мы начинаем встраивать в свою жизнь новые убеждения, у нас может возникнуть такое отторжение.

Что вообще представляет собой то или иное убеждение?

В первую очередь, это некая правда, в которую мы верим.

И она действительно соответствует реальности. До тех пор, пока мы согласны с этим.

Наши убеждения во многом определяют наше мировоззрение и управляют нашей жизнью, определяя мысли о нас самих и об окружающем мире, а вследствие этого — и наши действия. Внутренние установки направляют наше внимание на те жизненные явления, которые им соответствуют, и отводят наш взгляд от других. Это как своего рода фильтр, который проводит в наше сознание только те события и явления, которые соответствуют его направлению.

Очень многие установки и убеждения проходят красной нитью через всю нашу жизнь и берут свое начало из детства. Основную канву наших представлений о себе и о жизни мы получаем от родителей и от своего окружения. Некоторые паттерны наследуются из сказок, какие-то являются выводами из нашего жизненного опыта. Вы все с ними наверняка сталкивались: «Не закончишь универститет — будешь без работы», «Будешь лениться — замуж никто не возьмет». Очень многие из таких установок несут в себе пользу и действительно помогают избежать ошибок, которые когда-то допускали ваши родители и другие люди.

У наших убеждений есть одна особенность — они действуют подспудно. Зачастую мы можем даже не знать о своем убеждении, но действуем в соответствии с ним, хочется нам этого или нет.

Хорошо это или плохо?

И то, и другое.

Плохо — если убеждения негативные. И хорошо — если они позитивны и позволяют нам смотреть на жизнь с радостью.

Если та или иная установка доминирует в нашей голове, то поневоле в жизни нам будут встречаться люди и события, соотвествующие этой установке. Как пазл — элемент к элементу.

Все богатые люди — воры и обманщики? В вашей жизни вы будете встречать именно таких. Не потому, что других людей нет. Просто вы даже не обратите на них внимание.

Или другой очень распространенный пример — если женщина уверена, что «все мужики изменяют», то, во-первых, в ее жизни будут попадаться только гуляющие на сторону мужчины, а во-вторых, ее поведение будет целиком соответствовать поведению женщины, которой изменяют.

И что происходит в итоге?

Мы постоянно получаем подтверждения своей установке. И она еще сильнее закрепляется, вызывая новые и новые соответствующие ей события. Как снежный ком.

Установка — это как программа действий, как программа жизни. Пока она владеет вами, ваша жизнь идет в соответствии с ней.

Убеждения бывают разные

Как мы уже говорили, они могут быть негативными, а могут быть позитивными.

Примеры негативных установок:

  • Деньги — причина несчастий в жизни.
  • Если я добьюсь успеха, люди будут ненавидеть меня.
  • За счастье нужно бороться.
  • Если все идет хорошо, то непременно скоро придет несчастье (за белой полосой сразу идет черная).
  • В мире всего на всех не хватит
  • Я не заслуживаю счастья

А какими могут быть позитивные установки?

  • Я люблю и одобряю себя.
  • Вселенная изобильна, в ней всего на всех достаточно.
  • Я достоин счастья.
  • Жизнь поддерживает меня и приносит мне только хороший и положительный опыт.
  • Меня окружают только позитивные, уверенные в себе люди
  • Я легко строю отношения с людьми, чувствую себя уверенно в общении, я — интересный собеседник
  • Я — хозяин своей жизни и строю ее по своему проекту

В качестве интересного примера могу привести одно убеждение моей родственницы, которая всегда говорит, что ей везет на врачей и учителей (преподавателей). Весьма забавно, но я не помню ни одного случая, когда ее установка не подтвердилась бы.

Что это? Случайность или закономерность?

Скорее второе;-)

Итак, мы с вами разобрались, что представляют собой наши убеждения, узнали, что они бывают негативные и позитивные и что действуют подспудно, вне зависимости от нашего желания (а очень часто — выдавая себя за него).

Откуда взялось сопротивление?

Теперь вернемся к вопросу Ольги.

Почему возникло внутреннее неприятие?

Вероятнее всего, здесь произошел конфликт — борьба новых позитивных установок со старыми, негативными. Причем, судя по сопротивлению, негативные установки засели в голове довольно плотно. Мы можем проговаривать, что Вселенная изобильна, но если в нашей голове сидит убеждение, что в мире всего на всех не хватит и за каждый кусок сладкого нужно бороться, то внутренний голос будет вопить: «Что за бред ты несешь? Это не правда! Это не так! Ведь столько раз подтверждалось, например…»

И понеслась.

Поэтому тут есть два пути. Хороший и очень-очень хороший;)

Первый путь — продолжать долбить позитивную установку. Неплохое решение, особенно если есть неиссякаемый запас энергии, решимости и если вы заядлый любитель таранить свои внутренние стены.

Однако в таком случае вы идете через сопротивление и постоянно находитесь во внутренней борьбе, а это, без сомнения, не очень приятно и не очень легко. Хотя такая дорога тоже может привести к довольно большим результатам и отнюдь не является плохой.

Поэтому есть другой путь. Убрать негативные установки, и уже на их месте вырастить позитивные.

В таком случае вы не только уберете сопротивление, но и достигните того самого желанного вдохновения от процесса.

Итак, как же это сделать?

В первую очередь выпишите на лист бумаги все свои негативные убеждения. О жизни, о себе, о людях, о деньгах и так далее.

У вас может получиться маленький список, а может получиться и довольно большой. Но в любом случае, когда вы почувствуете, что выписали абсолютно все…

… Будьте уверены, это ДАЛЕКО не все!

Скорее всего это только небольшая часть. Поэтому ни в коем случае не выбрасывайте получившийся список. Старайтесь отслеживать в своей голове негативные установки, особое внимание обращайте на то, что вы сами говорите о себе и жизни и что говорят об этом другие люди — это самые приоритетные каналы для отслеживания убеждений. Как только заметите какое-то убеждение, с которым вы полностью согласны — дополните им свой список.

Многие спрашивают о том, как с уверенностью определить, действительно ли убеждение является негативным, или оно все же позитивное. Здесь все просто, вам нужно спросить себя: «Что будет, если я не изменю это убеждение и что будет, если преобразую его?». Если убеждение позитивное и приносит вам пользу, то ваша жизнь явно изменится в лучшую сторону, если вы будете продолжать жить в соответствии с ним.

Преобразование негативных убеждений

А теперь — как же убрать негативное убеждение и сделать из него позитивную, поддерживающую установку?

Для этого есть специальная техника, которая позволяет просто начисто преобразовать негативную установку. Она подробно описана в нашем инструментарии, я рекомендую вам использовать именно ее.

Но можно поступить немного проще. Разделите лист бумаги на две колонки. В левую напишите свое убеждение, а в правую — почему это убеждение не верно, не соответствует действительности. Объяснение тут может быть короткое, а может быть и развернутое.

Вы можете вставить примеры из жизни других людей, можете представить логичное научное объяснение. Ваша задача — в пух и прах разбить негативную установку — так, чтобы вы сами потом не могли понять, как вам это вообще пришло в свое время в голову.

После этого сформулируйте позитивное убеждение (можете просто перевернуть вверх ногами негативную) и выпишите как можно больше подтверждений для нее.

Идея здесь простая — негативная установка стала вашим сильным убеждением, так как неоднократно находила доводы в свою ползу. Теперь вы опровергаете ее и формулируете позитивную, приводя подтверждения для нее. Иными словами, просто ускоряете процесс формирования нового убеждения.

После того, как вы проработаете свои негативные установки, внутренний конфликт исчезнет и любые аффирмации и просто позитивный ход мыслей будет действительно приносить удовольствие и вдохновение!

И еще несколько рекомендаций для Ольги — обратите внимание на ваши убеждения относительно самой себя — поскольку сопротивление тем установкам, которые Вы привели в пример в письме, скорее всего связаны с вашим непрятием себя (не-любовью к себе). Обратите внимания на убеждения, идущие из детства — как правило, наше неодобрение по отношению к собственной личности идет оттуда.

Будьте внимательны к себе, и все обязательно получится!

***************************************************************************