У. Шекспир "Ромео и Джульетта": описание, герои произведения



Список персонажей «Ромео и Джульетты»

Персонажи, расположенные по главности

  • Ромео Монтекки - главный персонаж пьесы. С ним связанны все смерти и события пьесы. В отличии от Джульетта, кроме смерти Ромео события с ней связанны косвенно.
  • Джульетта Капулетти - главная героиня. В Италии принято называть сначалу Джульетту, а потом Ромео, только если речь не идёт о пьесе.
  • Меркуцио - один из главных персонажей пьесы, лучший друг Ромео, родственник принца, очень активный, образ итальянца того времени. Дрался с Тибальтом на равных, но когда Ромео вмешался, Меркуцио был ранен Тибальтом из под руки Ромео. Перед смертью произносит проклятье. Пушкин считает его самым лучшим персонажем после двух влюблённых.
  • Бенволио - друг Ромео и его кузен. Не играет важной роли, появляется много, вместе с Меркуцио. Не уважает Тибальта и считает, что тот в свою очередь учился драться по книжке, но к сожалению он ошибается. В мюзикле Бенволио говорит Ромео, что Джульетта мертва, а у шекспира - Бальтазар. Выделяется из всех только два раза, и то не надолго.
  • Тибальт - один из главных отрицательных персонажей пьесы, сын брата синьора Капулетти, был убит Ромео, мстившего за смерть Меркуцио. Один час являлся родственником Ромео, так как Ромео женился на Джульетте.
  • Кормилица - няня Джульетты. В пьесе играет очень важную роль, чего не скажешь по мюзиклу.
  • Граф Капулетти - отец Джульетты, хотел выдать её замуж за Париса. Также приёмный отец Тибальта.
  • Леди Капулетти - мать Джульетты, приёмная мать Тибальта.
  • Граф Монтекки - отец Ромео, появляется в фильмах и в самой пьесе, но в мюзикле появлялся только в английской версии.
  • Брат Лоренцо - францисканский монах, который благоволит Ромео и Джульетте. Тайно их венчает. После убийства Тибальта и изгнания Ромео советует юноше укрыться в соседнем городе Мантуе. Когда Джульетта готова принять яд, чтобы только не выходить за Париса, монах спасает девушку, давая ей зелье, которое погрузит девушку в сон, подобный смерти, на трое суток. А тем временем прибудет Ромео призванный письмом.
  • Принц Эскал - первый веронский принц, отец Париса и дядя Меркуцио. Также наказан небесами потеряй двух близких. Также говорит итоговую фразу. Особо себя не проявляет. Приходит всего три раза, после основных событий.
  • Парис - Жених Джульетты, после её «ложной смерти» приходит на могилу с пажом, встречает Ромео и хочет отомстить. Ромео говорит, что не хочет драки. Но Парис не успокаивается. И Ромео его убивает. Ромео исполняет последнюю просьбу Париса, так как Парис родственник Меркуцио. Появляется всего два раза.
  • Леди Монтекки - мать Ромео, тётя Бенволио. В пьесе говорит всего три фразы. Её муж говорит, что она умерла, когда подходит к гробнице Джульетты.
  • Бальтазар - помощник и один из друзей Ромео, очень предан ему.
  • Пьетро(Питер) - помощник няни, главный среди слуг и единственный слуга няни, среди всех слуг.
  • Абрам - Один из слуг, единственный из слуг Монтекки, не считая Бальтазара, чьё имя упоминается в пьесе.
  • Грегори - Один из слуг Капулетти, друзья Питер и Самсон, умный, трусоватый и единственный понимающий всё что говорит Тибальт.
  • Самсон - Один из слуг Каппулетти, друг Грегори, не любит много думать и «ударить лицом в грязь», как говорится в самой пьесе.
  • Джиованни - францикианский монах, должен был доставить письмо Лоренцо в Мантую Ромео, но задержался в другом городе из-за чумного карантина.
  • Аптекарь - персонаж продающий лекарства, у которого купил «яд» Брат Лоренцо.
  • Дядя Капулетти - дядя Джульетты.
  • Смерть - появляется в мюзиклах, где ёё роль увеличена, особенно в первом французском. В пьесе она не была, как отдельный персонаж.
  • Стефано - камео роль, паж Париса.
  • Паж Меркуцио - Меркуцио зовёт его, что бы тот сходил за врачом.
  • Хор - читают прологи, к 1 и 2 акту пьесы.
  • Три музыканта - камео персонажи, появляются два раза, играя на инструментах.
  • Первый горожанин - камео роль, один из высокопоставленных горожан принцом.
  • Горожане Вероны - камео роль, соседи двух семейств Капулетти и Монтекки.
  • Первый, второй и третий слуги - Слуги Капулетти, готовят помещение к балу.
  • Первый, второй и третий сторожа - присутствует при смерти Ромео и Джульетты.
  • Стража - известно, что у обоих домов есть стража. В книге Шекспира она есть, но появляется всего на несколько секунд.
  • Первый пристав - Человек, следивший за порядком в Вероне. Говорит и появляется только один раз.
  • Ряженные - безымянные люди, появляются на балу у Капулетти.
  • Факельщики - люди, появляются в 4 сцене Шекспира.
  • Мальчик с барабаном - также, как и факельщики появляется только в пьесе Шекспира.
  • Слуги - персонажи, их появление было. как бы теоретическим, они как бы были, но не было указанно, что они были. В пьесе ни у кого, кроме вышеуказанных слуг не было реплик.

Псевдо-персонажи - появлялись, но ничего не говорили

  • Муж кормилицы - ныне покойный, кормилица рассказывает про него в пьесе синьору и синьоре Капулетти.
  • Граф Ансельмо и его сестра - были приглашён на бал, в пьесе было точно указанно, что граф пришёл.
  • Синьор Мартино - был приглашён на бал, известно что он пришёл.
  • Валентин - брат Меркуцио, был приглашён на бал, известно что он пришёл.
  • Синьора Мартино
  • Дочь синьора Мартино - была приглашена на бал, а пришла или нет не известно, скорее всего да.
  • Синьора Вертрувио - Была приглашён на бал.
  • Синьор Плаченцио с сёстрами - Были приглашены на бал, в пьесе не было указанно, что они пришли.
  • Жена дяди Капулетти - Была приглашена на бал, в пьесе было точно указанно, что она пришла.
  • Розалина - Упоминалась, как любовь Ромео. но не появлялась и не говорила. Из-за этого ошибочно во французском мюзикле указывалась, как немая.
  • Ливия - сестра Розалины. была приглашена на бал.
  • Синьора Валенцио - брат Тибальта. Был приглашён на бал.
  • Синьор Люцио и его дочь Елена - Были приглашены на бал у Капулетти.
  • Привратник - первый слуга просит, что бы второй слуга попросил привратника пропустить Сусанну Грайндстон, Нелли, Антона и Потпена.
  • Неприглашённые гости - Сусанна Грайндстон, Нелли, Антон и Потпен. Они были без приглашенья и были задержанны привратником.
  • Тиберно - кормилица сказала, когда Джульетта у неё спросила кто это.
  • Петруччо - до конца не известно был ли он, так как кормилица ответила Джульетте вроде. Но скорее всего он.

Персонажи, появляющиеся только в мюзиклах и фильмах

  • Слуги - Массовка.
  • Леонард - один из слуг Монтекки поёт на балу, чтобы Ромео познакомился с Джульеттой. Появляется только в фильме 1968 года.
  • Брат Джон - Также один из франкианских монахов. Появлялся только в фильме 1968 года.
  • Смерть - появляется в мюзиклах, где ёё роль увеличена, особенно в первом французском.
  • Дядя Монтекки - его вначале убивают на улице. Появлялся только в фильме 1968 года.
  • Тед Монтекки - появляется только в фильме 1996 года Ромео + Джульетта. Родственник Ромео.

Адаптации пьесы

  • Фильм Король Лев 2: Гордость Симбы - является адаптацией сюжета и большинства персонажей.
  • В 6 сезоне 3 серии телесериала Счастливы вместе (телесериал) - берётся название и некоторые персонажи.
  • Сериал Дайте Санни шанс - является скрытой пародией - два шоу, междоусобная вражда и два персонажа влюбляются.
  • В комиксе "Симпсоны" - есть выпуск с пьесами Уильяма Шекспира, где есть пьеса "Ромео И Джульетта".

Примечания

  • В 1 акте во 2 сцене Бенволио говорит: На празднике обычном Капулетти, среди веронских признанных красавиц. За ужином и Розалина будет - красавица, любимая тобою. Из этого следует, что Ромео до встречи с Джульеттой был влюблён в Розалину.
  • Шекспир приписывает словам Меркуцио некоторые английские суеверия например Меркуцио говорит: …вроде червячков, живущих у ленивиц под ногтями. - Существовало поверье, что у ленивых девушек в пальцах заводятся черви. Колтуны, которые расчёсывать опасно. - В Англии считалось, что расчёсывать такой колтун опасно для жизни человека.
  • Шекспир добавляет английских героев - например Первый слуга упоминает потпена - шутовские персонажи, которые выводятся у Шекспира в маленьких вставных сценках вроде этой, носят чисто английские имена даже тогда, когда основные персонажи пьесы - итальянцы и французы. Иногда имена этих лиц имеют шуточный смысл. Например, имя Потпен составлено из двух слов, означающих «горшок» н «кастрюля».
  • Некоторые фразы Меркуцио говорит на французском - это не правильно, так как до 16 века в основном говорили на итальянском, а действия происходят в 14-ом веке. Но Шекспир пишет в 16 - ом веке, когда идёт переход из модного Итальянского в модный Французский.

Р омео и Джульетта, Трагедия в Вероне

Трагедия Уильяма Шекспира, рассказывающая о любви юноши и девушки из двух враждующих старинных родов – Монтекки и Капулетти. Сочинение обычно датируется 1594-1595 годами. История итальянского города Вероны уходит своими корнями во времена Римской империи. Но самыми знаменитыми обитателями Вероны и поныне остаются юные Ромео и Джульетта, чья любовь друг к другу была увековечена гением Уильяма Шекспира.

Великий драматург Вильям Шекспир на историчность своих персонажей не претендовал.

П ридумал или позаимствовал?

В 1957 году пьеса Шекспира вышла под названием “Превосходно придуманная трагедия о Ромео и Джульетте”. Но Шекспир немного слукавил, ибо история о двух влюбленных была популярной задолго до его сочинения. Образы “любовников злосчастных” встречаются уже в эпоху Античности, например, в греческой поэме “Антия и Аброком” Ксенофонта Энейского (II век). Более того, в 2007 году итальянские археологи в 40 километрах от Вероны обнаружили погребения, в котором лежали два обнимающих друг друга скелета, мужской и женский, точнее-юношеский и девический, поскольку у них были совершенно здоровые зубы. Выяснилось, что скелетам более 5 тысяч лет. Нельзя исключить того, что при жизни с молодыми людьми произошло какое-то невыносимо печальное событие, которое погубило их обоих.

Первым о юных влюбленных, носящих имена Ромео и Джульетта, – отпрысках враждающих семей Монтекки и Капулетти, – заговорил в 1531 году итальянцев Луиджи да Порто в своей “История двух благородных любовников”. Спустя четверть века еще один итальянец, Маттео Банделло, вольно изложил этот сюжет в “Новеллах”, где уже встречаются все основные действующие лица трагедии. Тут и семьи Монтекки и Капулетти, и “добрый монах” фра Лоренцо, и Тебальдо, “двоюродный брат Джульетты… побуждавший не щадить никого из Монтекки”, и Маркуччо, которого все “любили за острый язык и всякие прибаутки”, и жених Джульетты – “Богатый и красивый” граф Парис.

“Новеллаы” Банделло были переведены на французский язык, а с французского – на английский, после чего стихотворец Артур Брук изложил тот же сюжет в поэме “Трагическая история Ромеуса и Джульетты” (1562 год). Многие исследователи полагают: поскольку шедевр Шекспира содержит массу параллелей с поэмой Брука, то совершенно ясно, что он позаимствовал сюжет.

Ч то говорят документы

Кровавая распря старинных родов Вероны, из за которой погибли юные влюбленные, – не вымысел. В XII-XIV веках городские республики в Италии раздирали склоки и борьба за власть между аристократическими семействами. Великий Данте Алигьери в “Божественной комедии”, упоминая эту бесконечную вражду, пишет, обращаясь к императору Альбрехту:

“Приди, бесконечный, кинуть только взгляд: Мональди, Филиппески, Капулетти, Монтекки,

– те в слезах, а те дрожат”.

И все же все попытки найти упоминания в достоверных источниках о существовании этих семей оказались тщетными. Но относительно недавно профессор Ливерпульского университета Сесил Клифф, исследовавший архивные документы, связанные с жизнью Луиджи да порто, привел новую версию.

Луиджи родился поблизости от Вероны, в Виченце, в 1485 году, в аристократической семье. В 26-летнем возрасте он в чине кавалерийского капитана отправился на службу в провинцию Фриули (на границе с Авсртией), где самым влиятельным было семейство Саворньян. Одни из членов этого рода питали слабость к австрийскому императору Максимилиану, другие были приверженцами Венецианской республики. Их встречи часто заканчивались ссорами, драками, дуэлями и даже убийствами.

Однажды Луиджи пригласили на праздник в родовое поместье Саворньянов. Там он впервые увидел лючину, которой только что исполнилось 15 лет. Между молодыми людьми вспыхнула любовь с первого взгляда. Однако о сватовстве не могло быть и речи: да Порто был представителем австрийской армии, а родители Лючины – ярыми республиканцами. Тайком от них девушка встречалась с Луиджи. Они обменивались посланиями и подарками.

Со временем между Венецией и Австрией развернулась настоящая война. Отношения в роду Саворьнянов резко обострились, а когда был убит один из наследников семейства, было решено примирить враждующие группировки браком Лючины и ее кузнеца Франческо. Девушка протестовала, но родители были непреклонны.

узнав об этом, Луиджи едва не покончил с собой. Он вышел в отставку и занялся литературным трудом. Первая же его новелла “История двух благородных любовников” принесла ему успех. В ней-то он и рассказал о враждующих семьях Капулетти и Монтекки из Вероны и несчастной любви Ромео и Джульетты, под именем которых автор подразумевал себя и Лючину.

Ромео и Джульетта – история любви – кто были настоящими Ромео и Джульеттой обновлено: 4 октября, 2017 автором: сайт

Пьеса Шекспира "Ромео и Джульетта"

История создания трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта":
Сюжет мнимой смерти девушки, приведшей к самоубийству её возлюбленного, а потом и к самоубийству самой девушки, впервые встречается задолго до "Ромео и Джульетты" Уильяма Шекспира. В написанной в 1 веке н.э. древнеримским писателем Овидием поэме "Метаморфозы" рассказывается история живших в Вавилоне возлюбленных - Пирама и Фисбы. Родители Пирама и Фисбы были против их отношений и возлюбленные решили встретиться тайком ночью. Фисба пришла к месту свидания первой и увидала льва с окровавленной мордой, который только что вернулся с охоты на быков. Фисба убежала и уронила платок, который лев разорвал. Вскоре пришел Пирам, увидел окроваленный платок Фисбы и, решив, что его возлюбленная мертва, закололся мечом. Фисба вернулась и увидела, что Пирам умирает. Тогда она тоже бросилась на меч. Шекспир был знаком с историей Пирама и Фисбы и даже использовал эту историю в своей комедии "Сон в летнюю ночь", где спектакль о Пираме и Фисбе репетирует любительский театр.
В 1524 году итальянский писатель Луиджи да Порто в новелле "История двух благородных влюблённых" развивает тему, начало которой было положено Овидием в истории Пирама и Фисбы. Луиджи да Порто перемещает действие в Верону, где влюблются друг в друга Ромео и Джульетта, принадлежащие к враждующим домам - Монтекки и Каппеллетти (следует отметить, что Монтекки и Каппеллетти впервые упоминаются в "Божественной комедии" Данте Алигьери, где автор помещает их на второй уступ Предчистилища среди нерадивых, умерших насильственной смертью). Дальше в новелле Луиджи да Порто сюжет развивается практически так же, как и у Шекспира, хотя есть ряд отличий: у Шекспира Джульетте почти 14 лет, у Луиджи да Порто - почти 18; если у Шекспира Ромео умирает до пробуждения Джульетты, то у Луиджи да Порто Джульетта, очнувшись, видит Ромео умирающим и они последний раз успевают поговорить; наконец, если у Шекспира Джульетта, подобно Фисбе, закалывает себя, то у Луиджи да Порто Джульетта, подобно Изольде, просто умирает рядом с ним, не мысля себя без возлюбленного: "с великой болью в душе, с мыслью об утрате милого возлюбленного, она решила больше не жить, глубоко вздохнула и на время затаила в себе дыхание, а затем исторгла его с громким криком и упала замертво на бездыханное тело Ромео".

Новелла Луиджи да Порто несколько раз перерабатывалась в Италии, а потом этот сюжет попал и в Англию - в 1562 году Артур Брук написал поэму "Ромео и Джульетта". Именно поэма Брука и послужила Шекспиру главным, а может быть, даже единственным источником для его пьесы. Однако если у Брука действие длится 9 месяцев, то в трагедии Шекспира всего 5 дней. Также Шекспир изменил время действия с зимы на лето, добавил ряд очень выразительных сцен, которых нет у Брука.
"Ромео и Джульетта" - одна из ранних трагедий Шекспира, она была написана в период между 1591 и 1595 годами. Едва ли можно назвать "Ромео и Джульетту" трагедией в полном смысле этого слова. Во-первых, из-за концовки: Ромео и Джульетта погибают, но перед силой их любви отступает старинная вражда между Монтекки и Капулетти. Во-вторых, в отличие от более поздних трагедий Шекспира ("Отелло", "Макбет", "Гамлет") в душе главных героев нет трагического кнфликта: Ромео и Джульетта уверены, что поступают правильно, следуя своей любви. В-третьих, общий фон "Ромео и Джульетты" - светлый.


James Northcote - "Ромео и Джульетта"

Исследователь творчества Шекспира А.А. Смирнов писал: "Вся пьеса как-то особенно «принаряжена» и расцвечена. Замечательно обилие в ней весёлых сценок и шуток. Комический элемент мы встретим и в других, более поздних трагедиях Шекспира («Гамлет», «Макбет», особенно «Король Лир»), но там он имеет целью усилить трагическое, оттенив его. Здесь же он приобретает почти самостоятельное значение, ослабляя трагическое. Сходным образом и картина столь короткого, но такого полного и светозарного счастья любящих уравновешивает, – если не превозмогает, – горечь их печального конца".

В Вероне враждуют две знатных семьи: Монтекки и Капулетти (стоит отметить, что Данте или Луиджи да Порто писали "Каппеллетти"), что не мешает Ромео из семьи Монтекки придти на бал-маскарад в дом Капулетти, где юноша надеется увидеть свою любовь - Розалину. Однако Ромео тут же забывает Розалину, когда видит прекрасную девушку - Джульетту. Он подходит к ней и берет девушку за руку:

Ромео (Джульетте)
Когда рукою недостойной грубо
Я осквернил святой алтарь - прости.
Как два смиренных пилигрима, губы
Лобзаньем смогут след греха смести.

Джульетта

Любезный пилигрим, ты строг чрезмерно
К своей руке: лишь благочестье в ней.
Есть руки у святых: их может, верно,
Коснуться пилигрим рукой своей.

Даны ль уста святым и пилигримам?

Джульетта

Да, - для молитвы, добрый пилигрим.

Святая! Так позволь устам моим
Прильнуть к твоим - не будь неумолима.

Джульетта

Не двигаясь, святые внемлют нам.

Недвижно дай ответ моим мольбам.
(Целует ее.)
Твои уста с моих весь грех снимают.

После расставания Ромео узнает, что Джульетта - дочь Капулетти: "Так в долг врагу вся жизнь моя дана". Джульетта узнает, что Ромео - Монтекки:

Одна лишь в сердце ненависть была -
И жизнь любви единственной дала.
Не зная, слишком рано увидала
И слишком поздно я, увы, узнала.
Но победить я чувство не могу:
Горю любовью к злейшему врагу.

Вечером Ромео приходит в сад Капулетти и слышит, как Джульетта, стоя на балконе, говорит:

Ромео, о зачем же ты Ромео!
Покинь отца и отрекись навеки
От имени родного, а не хочешь -
Так поклянись, что любишь ты меня, -
И больше я не буду Капулетти.

Ромео появляется перед Джульеттой и они решают обвенчаться как можно скорее.
Ромео договаривается, чтобы монах Лоренцо обвенчал их и тот соглашается в надежде, что эта любовь прекратит давнюю вражду между семьями Монтекки и Капулетти.

John Gilbert. "Ромео, Джульетта и монах Лоренцо"

Однако через несколько часов после тайного венчания Ромео видит, как Тибальт из семьи Капулетти убивает Меркуцио, друга Ромео. Мстя за смерть друга, Ромео убивает Тибальта и за это герцог Вероны изгоняет Ромео из города навсегда. Последнюю ночь перед изгнанием Ромео тайно проводит в покоях Джульетты, после чего покидает город. Родители Джульетты хотят выдать её замуж за молодого и хорошего собой графа Париса.

John Gilbert. "Мать и няня уговаривают Джульетту выйти замуж за Париса"

"Отец заставляет Джульетту выйти замуж за Париса"


Philip H. Calderon. "Джульетта"


"Джульетта" Гравюра Джона Хейтера


Джон Уильям Уотерхауз "Джульетта"

Джульетта в ужасе просит помощи у монаха Лоренцо и он даёт ей снадобье, которое она должна выпить, после чего все примут девушку за мёртвую и положат в семейный склеп, откуда её потом тайно вызволит Лоренцо.

Джульетта и Лоренцо


Jeffrey Barson Juliet. "Джульетта"

Монах посылает письмо к Ромео, однако оно не доходит и юноша в ужасе узнает о смерти Джульетты, покупает яд и проникает к возлюбленной в гробницу. Парис (жених Джульетты) видит, как изгнанный из города Ромео проник в гробницу Капулетти и следует за ним. Между Ромео и Парисом разгорается схватка и Ромео убивает Париса. После этого Ромео прощается с безмолвной Джульеттой и принимает яд. Джульетта, очнувшись, в ужасе понимает причину самоубийства Ромео и закалывает себя.

John R.S.Stanhope - Ромео и Джульетта


"Джульетта готовится выпить снадобье"


John Opie. "Мнимая смерть Джульетты"


"Мнимая смерть Джульетты"



James Bertrand - "Ромео и Джульетта"


Frederick Leighton - "Примирение Монтекки и Капулетти"

О произошедшем становится известно в городе и главы семейств Монтекки и Капулетти примиряются над телами своих детей. Монтекки клянется воздвигнуть возлюбленной своего сына статую из золота:

Пусть людям всем, пока стоит Верона,
Та статуя напоминает вновь
Джульетты бедной верность и любовь.

На что Капулетти говорит, что воздвигнет статую Ромео.

Статуя Джульетты (пусть и не из золота) действительно существует в Вероне, считается, что любой, кто потрет правую грудь Джульетты, обретет счастье и любовь.


Памятник Джульетте в Вероне

Пьеса Шекспира "Ромео и Джульетта" пользуется огромным успехом уже 4 века. В первом издании сочинений Шекспира 1623 года, находившемся в читальном зале Оксфордского университета, наиболее замусолены уголки страниц, содержащие "Ромео и Джульетту", особенно те, где напечатана ночная сцена свидания.
Эта трагедия Шекспира неоднократно экранизировалась и лучшей экранизацией считается фильм итальянского режиссёра Франко Дзеффирелли "Ромео и Джульетта" (1968). Роль Ромео в фильме сыграл 18-летний британский актёр Леонард Уайтинг, а роль Джульетты - 17-летняя британская актриса аргентинского происхождения Оливия Хасси.


Кадры из фильма "Ромео и Джульетта" (1968)




Оливия Хасси в роли Джульетты

Оливия Хасси и Франко Дзеффирелли

Фильм итальянского режиссёра Франко Дзеффирелли "Ромео и Джульетта" (1968) HQ

16 сентября в итальянской Вероне отмечают день рождения Джульетты. Но жила ли эта девушка в реальной жизни и действительно ли испытывала такие чувства, из-за которых можно умереть?

Письма о любви

Как известно Шекспир не указывал в своей истории каких-то конкретных дат. Известно лишь, что Джульетте не было и 14 лет. Историки потратили много сил и времени, чтобы сопоставить все события в трагедии и вычислить точную дату ее рождения. Считается, что Джульетта Капулетти родилась 16 сентября 1284 года. В этот день в Верону съезжаются самые романтичные и влюбленные люди со всего мира. Уже 45 лет в городе существует клуб Джульетты. Девушки из клуба отвечают на письма, которые приходят героине трагедии с вопросами о любви, предательстве и просьбами в разрешении какой-то нелегкой ситуации. Говорят, что ежегодно в Верону присылают более 5000 писем, адресованных Джульетте. Их пишут даже по электронной почте. И еще ни одно послание не осталось без ответа.

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА. MASS PRODUCED / WIKIPEDIA

Испанская трагедия

Рассказывают, что в XIII веке в испанском городе Теруэль жили две семьи, обе знатного рода. В одной подрастала дочь Изабелла , в другой сын Диего . Дети росли вместе, и со временем их дружба переросла в нежные чувства. Когда им исполнилось по 15 лет заговорили о свадьбе. Но семейство Диего заметно обеднело и испытывало серьезные трудности. Не удивительно, что отец Изабеллы не захотел отдавать свою кровинушку в бедную семью.

И тогда влюбленный молодой человек пообещал мужчине, что уедет на пять лет из Теруэля, чтобы разбогатеть. И попросил в случае удачи отдать свою дочь за него замуж. Диего уехал. Отец попытался выдать Изабеллу за другого, более знатного и богатого, но девушка схитрила: она попросила главу семейства дать ей отсрочку в пять лет, чтобы научиться вести хозяйство и быть хорошей женой.

Когда ей исполнилось двадцать, ее посватал достойный молодой человек. Сыграли свадьбу. А на следующий день в Теруэле появился Диего. Он сдержал слово и стал очень богатым и уважаемым человеком, участвуя в крестовых походах. Узнав о том, что любимая его не дождалась, он ночью проник в спальню к молодоженам. Диего умолял Изабеллу подарить ему последний поцелуй. Но девушка отказала, так как не хотела предавать мужа. И Диего от тоски и горя умер возле ее кровати.

Изабелла разбудила своего супруга, рассказала ему свою печальную историю и попросила помочь тайно похоронить Диего. Она надела свое подвенечное платье, а после того как поцеловала в гробу любимого, тут же упала замертво.

Говорят, что эта история случилась по-настоящему и именно этих влюбленных считают прототипами Ромео и Джульетты. Есть предположение, что Шекспир мог услышать историю именно о Диего и Изабелле, пересказав ее потом в своей трагедии. Тем более, в Теруэле существует мавзолей, в котором мумифицированные тела двух влюбленных можно увидеть и сейчас.


ТЕРУЭЛЬ – ГОРОД, ГДЕ СЛУЧИЛАСЬ ТРАГЕДИЯ С ВЛЮБЛЕННЫМИ НАМНОГО РАНЬШЕ ШЕКСПИРОВСКИХ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ. DIEGO DELSO / WIKIPEDIA

Нас возвышающий обман

В самой Вероне только 200 лет назад подумали о раскрученной истории. Так, в начале XIX века было официально установлено место захоронения юной Джульетты. Точнее, был представлен пустой саркофаг. Кому именно принадлежала гробница из красного мрамора – установить не удалось. Предполагают, что в бывшем монастыре капуцинов она находится еще со времен Цезарей . Но вот уже два века, как могила Джульетты стала местом паломничества всех влюбленных.

Так же появился в Вероне и дом Джульетты. Археологи обратили на строение внимание в начале XX века. Это было заброшенное здание, предположительно возведенное в XIII веке – столетии, когда и происходила трагедия Ромео и Джульетты. К тому же на доме обнаружили герб, который принадлежал знатному роду Каппело – фамилии, очень схожей с Капулетти.

Так и появился в Вероне дом Джульетты с легендарным балконом, на котором стояла девушка и страдала, что полюбила Ромео Монтекки . Во внутреннем дворике дома установлена бронзовая статуя Джульетты. Точнее ее копия.

По поверью каждый влюбленный, побывав в доме Капулетти, на счастье должен дотронуться до правой груди Джульетты. В результате на статуе появилась трещина, и в 2014 году ее убрали в помещение, а на улицу поставили новодел.


ГРОБНИЦА ДЖУЛЬЕТТЫ. ТАМ ЕСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ПИСЕМ ЮНОЙ ВЛЮБЛЕННОЙ. TESTUS / WIKIPEDIA

Вечная любовь

Наверное, мало какому произведению удастся поспорить в популярности с шекспировским «Ромео и Джульеттой». Но английский драматург был не первым, кто решил рассказать печальную повесть о вечной любви.

Еще древнеримский поэт Овидий описал историю двух вавилонских влюбленных Пирама и Фисбы . Они полюбили друг друга, но родители запретили им видеться. И тогда молодые люди договорились тайно встретиться за городскими стенами. Фисба пришла первой, но ее спугнула только что поохотившаяся львица.

Во время бегства девушка уронила свой платок, который потрепал зверь, испачкав кровью только что съеденного животного. Когда на место встречи пришел Пирам и увидел окровавленную ткань, он решил, что возлюбленную убила львица. Виня себя в ее смерти, он заколол себя кинжалом. А вернувшаяся Фисба увидела умирающего Пирама и тоже решила убить себя.

Впервые в литературе влюбленные Ромео и Джульетта появились у командира отряда кавалерии и писателя Луиджи да Порта . Свою новеллу «Новонайденная история двух благородных влюблённых и их печальной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Делла Скала » он написал в 1524 году. Сам Луиджи да Порта в своем произведении поведал, что пересказал древнюю веронскую легенду, которую услышал в разговоре с приятелем.

Потом был итальянский литератор Маттео Банделло , очень популярный в XVI веке новеллист. Он родился в дворянской семье, получил прекрасное образование. Его дядя был генералом католического монашеского ордена и Маттео сопровождал его повсюду. Писатель был вхож в знатные дома и даже королевские семьи. У Банделло есть новелла «Ромео и Джульетта». Считается, что именно из нее Шекспир взял сюжет для своей трагедии.

Но был еще Артур Брук со своей «Трагической историей Ромеуса и Джульетты», которая была опубликована за два года до рождения Шекспира в 1562 году. И некоторые историки предполагают, что англичанин мог взять сюжет для своего сочинения и у него. Как бы там ни было, но именно Уильям Шекспир больше четырех столетий заставляет плакать над самой печальной «повестью о Ромео и Джульетте».


Итак, «В Вероне, где встречают нас событья» жили два клана – Монтекки и Капулетти. Как это водится у семейных кланов, любимым их развлечением была . Враждовали представители знатных фамилий, враждовали их родственники, враждовали даже , работающие у того или другого семейства.

Однажды между юными представителями домов вновь вспыхнула схватка. Герцог Вероны, что был крайне недоволен враждой семейств и тем ущербом, который она наносит в городе, попытался восстановить мир между Монтекки и Капулетти. Но потерпев неудачу, объявил, что впредь любой член одного из кланов, проливший кровь, сам.

Ромео Монтекки, безнадежно влюбленный в красавицу Розалину, предпочитает не участвовать в развлечениях своих родственников, а предается печали и размышлениям о горестях безответной любви. Бенволио, двоюродный брат Ромео, и Меркуцио, друг юноши, стараются развлечь его, оторвав от тяжких дум. Они уговариваются пробраться на праздник в дом Капулетти, где должна быть и Розалина.

В разгаре бала дочь хозяев дома юная тринадцатилетняя Джульетта Капулетти и Ромео знакомятся и тут же влюбляются друг в друга. Однако вскоре влюбленные узнают, что никогда не смогут быть вместе из-за старинной вражды своих семей.

После бала Джульетта выходит на балкон и вслух мечтает о юном Ромео, всем сердцем желая лишь одного – чтобы тот не был Монтекки. Ромео, притаившись под балконом, слышит вздохи Джульетты и не остается безучастен к ним. В темноте ночи влюбленные дают друг другу клатвы, обещая хранить верность .

Покинув Джульетту на рассвете Ромео отправляется к монаху Лоренцу чтобы просить его обвенчать влюбленных. Сначала придя в ужас от такого предложения, Лоренц все же соглашается, рассчитывая, что этот брак примирит оба семейства.

Но обстоятельства против влюбленных. Во-первых, у родителей Джульетты на дочь свои виды – они планируют отдать ее в жены Парису. А во-вторых между Тибальтом, двоюродным братом Джульетты, и Меркуцио вспыхивает поединок, который Ромео безуспешно пытается остановить. Меркуцио смертельно ранен, а Ромео вне себя от ярости догоняет и убивает Тибальта.

Ромео сослан из Вероны и убит горем. Монах Лоренцо утешает юношу и советует ему укрыться неподалеку – в Мантуе с тем, чтобы дождаться удобного для возвращения момента.

Однако на том несчастья влюбленных не кончаются. Родители сообщают Джульетте, что та станет супругой Париса. Девушка в отчаянии. Она бросается к Лоренцо и тот дает ей особое снадобье. Приняв его Джульетта должна уснуть сном столь крепким, что он ничем не отличим от смерти.

И вот Джульетта в склепе Капулетти, бледна и холодна. А к Ромео от Лоренцо послан гонец с письмом. Но вестник опаздывает – Ромео уже нет в Мантуе. Он, узнав о смерти Джульетты, уже мчится в Верону с тем, чтобы умереть вместе с любимой.

Последняя сцена трагедии проходит в семейном склепе Капулетти. Здесь Ромео убивает Париса и взламывает склеп. Он поражен тем, насколько чиста и светла лежащая перед ним Джульетта. Она буквально как живая. Проклиная тех, кто отобрал у него ее красоту, Ромео целует Джульетту и выпивает яд.

Лоренцо, в ужасе от возвращения ни с чем своего посланника, спешит в склеп к Капулетти, но успевает лишь к моменту пробуждения Джульетты. Но монах уже не может спасти девушку – Джульетта видит своего мертвого мужа и в отчаянии вонзает в грудь кинжал.

Лоренцо рассказал Монтекки, Капулетти и герцогу о том, что произошло между юными Ромео и Джульеттой. Эта трогательная любовь и смерть детей примирила враждующие семьи. Те, наконец, пожали друг другу руки и сообща решили украсить могилы влюбленных золотыми статуями. Трагедия оканчивается словами герцога о том, что нет на свете ничего грустнее участи Ромео и Джульетты.