Тютюнник афанасий никифорович. Тютюнник афанасий никифорович Ивлев афанасий никифорович

В данном разделе представлена электронная версия «Книги Памяти Вологодской области». Дата последнего обновления - май 2019 года. В каждом муниципальном районе и городском округе проведена большая работа по проверке достоверности и дополнению данных о наших земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Основой для базы данных Электронной книги памяти послужила электронная версия печатного издания «Книги Памяти Вологодской области», изданное в 32 томах в Вологде с 1989 по 1995 гг. Создатели печатной Книги:

· Правительство Вологодской области
· Северное отделение Археографической комиссии РАН
· Вологодский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров
· Вологодский областной комитет мира и согласия и областное отделение Российского фонда мира
· Вологодский областной военный комиссариат
· Вологодский областной совет ветеранов войны и труда
· Администрации районов области

Общественная редколлегия издания: В.В.Судаков (главный научный редактор), Г.А. Акиньхов, Н.И. Баландин (зам. редактора), Т.В. Замараева, П.А.Колесников (научный консультант), О.А.Наумова, В.Г. Нечепа, Е.А. Поромонов, А.Н.Преснухин, А.А.Романов, Г.В.Судаков, В.П.Сумароков, Г.В. Шириков.

В обновленную версию электронной книги вошли имена вологжан, погибших, пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, ставшие известными после издания печатной Книги памяти. Электронная база дополнена полями, которые отсутствовали ранее: место рождения воина, РВК и дата призыва, воинская часть, должность, ссылки на источник информации и поле дополнений.

Все замечания и предложения просим направлять по адресу:

160035, г. Вологда, Торговая площадь, д.3, ВОМОО «Вологодский поисковый отряд», тел. 72-01-31, [email protected]
Куратора проекта «Электронная Книга Памяти Вологодской области» в ВОМОО «Вологодский поисковый отряд» – Щёкотова Юлия Владимировна, тел. 89114415803, е-mail: [email protected] .

Поля «ФИО»: Фамилия, имя и отчество может быть заключено в скобки, если не было возможности определить правильное написание.
Поле «Год рождения»: то же
Поле «Место рождения»: в книгу внесены данные о людях, не являющихся уроженцами Вологодской области, но призванных Вологодскими военными комиссариатами, либо, не являющихся уроженцами Вологодской области, но имевших родственников, проживавших на территории нашей области.
Поле «РВК и дата призыва»: данные о том, каким военным комиссариатом и когда мобилизован воин
Поле «Воинская часть»: в каком подразделении: полку, бригаде, дивизии, армии и т.д. служил на момент гибели. Условные сокращения в/ч приведены в Приложении.
Поле «Должность»: занимаемая в в/ч должность.
Поле «Причина гибели»: погиб, убит, пропал без вести, иная причина.
Поле «Дата гибели»: дата смерти или пропажи без вести в том случае, если эти данные известны.
Поле «Место гибели»: место гибели согласно административно-территориального деления в период Великой Отечественной войны.
Поле «Адрес родных»: адрес проживания родных на момент гибели и согласно административно-территориального деления в период Великой Отечественной войны.
Поле «Источник»: ссылка на источник информации: ЦАМО – Центральный Архив Министерства Обороны, ЦВМА – Центральный военно-морской Архив.
Поле «Фонд»: номер или название фонда воинского подразделения в Архивах.
Поле «Опись»: номер описи фонда подразделения.
Поле «Дело»: номер дела в описи фонда подразделения.
Поле «Лист»: обозначены номера листов в деле. Номер с пометой «об» обозначает оборотную сторону листа в деле
Поле «Дополнение»: все дополнительные сведения, помогающие определить судьбу солдата, а также противоречия, возникшие при сборе сведений о человеке.

Пояснения сокращений

ВОИНСКИЕ ЧАСТИ:

2 Уд. А – 2я ударная армия, 2 У Армия, 2 УА
а – армия
гв. А – гвардейская армия
26 А – 26 армия
авиадивизия – авиадивизия
авиаполк – авиаполк
адп- артиллерийская дивизия прорыва
азсп – армейский запасный стрелковый полк
агсд – армейская горнострелковая дивизия
ап – артполк
ап РГК – артполк Резерва Главного Командования, артполк РГК
ап ПТО – артполк ПТО, противотанковый полк (1941-половина 1942 г.)
апабр – армейская пушечная артбригада
бад – бомбардировочная авиадивизия, бомб. АД
бад ДД – тоже дальнего действия
бап – бомбардировочный авиаполк
бап ДД – тоже дальнего действия
ВА – воздушная армия
гв. вдд – гв. воздушно-десантная дивизия
гв. вдп – гв. воздушно-десантный полк, гв. вдсп, вдп
гв. вдап – гв. воздушно-десантный артполк, вдап
гв. мд – гвардейская миномётная дивизия
гв. ск. – гвардейский стрелковый корпус
гап – гаубичный артполк
габр – гаубичная артбригада
гсбр – горнострелковая бригада
двл – дивизионный ветлазарет
зап – зенитно-артиллерийская дивизия
зенад – зенитно-артиллерийская дивизия
зенап – зенитно-артиллерийский полк
зсбр – запасная стрелковая бригада
зсп – запасный стрелковый полк
иад – истребительная авиадивизия
иап – истребительный авиаполк
ибр – истребительная бригада
иптап – истребительно-противотанковый артполк
иптабр – истребительно-противотанковая бригада
иминбр – инженерно-минная бригада
ибрсн – инженерная бригада спецназначения
исбр – инженерно-саперная бригада
кап – корпусной артполк
кп – кавалерийский полк
лап – легкий артполк
лабр – лёгкая артбригада
мд – моторизованная дивизия
мп – моторизованный полк
мцп – мотоцикл. полк
мк – механизированный корпус (1941 г.)
мехк – механизированный корпус (с 1942 г. и далее)
миб – мотоинженерный батальон
минд – минометный дивизион
минп – минометный полк
мибр – минометная бригада
мсб – мотострелковый батальон
омпоб – отдельный моторизованный противотанковый огнемётный батальон
мсбр – мотострелковая бригада
мсд – мотострелковая дивизия
мсп – мотострелковый полк
мспб – мотострелково-пулемётный батальон
мшисбр – мотоштурмовая инж. – сапёрная бригада
оаэсб – отдельный аэросанный батальон
обрмп – отдельная бригада морской пехоты
обмп – отд. Батальон морской пехоты
обро – отдельный батальон ранцевых огнемётов
обс – отдельный батальон связи
озад – отдельный зенитно-артиллерийский дивизион
оиптд – отд. истребительный противотанковый дивизион (и варианты)
оиб – отд. инж. батальон
окурсбр – отд. курсантская стрелковая бригада
окшр – отд. кабельно-шестовая рота
олб – отдельный лыжный батальон
олбр – отдельная лыжная бригада
олбс – отдельный линейный батальон связи
оморсбр – отдельная морская стрелковая бригада
омпмб – отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон
омсб – отдельный медсанбат
опаб – отдельный пулеметно-артиллерийский батальон
опулб – отдельный пулемётный батальон
орб – отдельный разведбатальон
орвб – отдельный ремонтно-восстановительный батальон
орр – отдельная разведрота
орро – отд. Рота ранцевых огнемётов
орс – отдельная рота связи
орхз – отдельная рота химзащиты
осад – отдельный самоходный арт. дивизион
осбр – отдельная стрелковая бригада
отд. уч. тп – отдельный учебный танковый полк
отр – отдельная телеграфная рота
отср – отдельная телеграфно-строительная рота
отэр – отдельная телеграфно-эксплуатационная рота
оучб – отд. учебный стрелковый батальон
пад – пушечно-артиллерийская дивизия
пап – пушечный артполк
пабр – пушечная артбригада
мпмб – моторизованный понтонно-мостовой батальон
пабр – пушечная артбригада
понмбр – понтонно-мостовая бригада
сад – смешанная авиадивизия
сап – самоходный артполк
смеш. авиаполк – смешанный авиаполк
сапб – саперный батальон
сд – стрелковая дивизия
ск – стрелковый корпус
сп – стрелковый полк
ТА – танковая армия (гв. ТА – у гвардейских ТА)
тк – танковый корпус
шад – штурмовая авиадивизия
шап – штурмовой авиаполк
шисбр – штурмовая инженерно-саперная бригада

ГОСПИТАЛИ:

ЭГ – эвакогоспиталь
ППГ – полевой передвижной госпиталь
ТППГ – терапевтический полевой передвижной госпиталь
ХППГ – хирургический полевой передвижной госпиталь
ИГ – инфекционный госпиталь
КПГ – корпусной передвижной госпиталь
ГЛР – госпиталь легкораненых
АГЛР –армейский госпиталь легкораненых
ВГ – военный госпиталь
ВМГ – военно-морской госпиталь
ЭП – эвакопункт
УГПЭП с ЭП – управление головного эвакоприемника с эвакопунктом
ФЭП – фронтовой эвакоприемник
РЭП – распределительный эвакоприемник
СЭГ – сортировочный эвакогоспиталь

КарФ – Карельский Фронт
ЛенФ - Ленинградский
ВолхФ - Волховский
СЗФ – Северо-Западный
КалФ - Калининский
ЗапФ - Западный
БрянФ - Брянский
ВорФ - Воронежский
СталФ - Сталинградский
ЮЗФ – Юго-Западный
ЮВФ – Юго-Восточный
ЮФ - Южный
СКФ – Северо-Кавказский
ЗакФ - Закавказский
КрымФ - Крымский
3 ПрибФ – 3-ий Прибалтийский
2 ПрибФ – 2-ой Прибалтийский
1 ПрибФ – 1-ый Прибалтийский
3 БелФ – 3-ий Белорусский
2 БелФ – 2-ой Белорусский
1 БелФ – 1-ый Белорусский
1 УкрФ – 1-ый Украинский
2 УкрФ - 2-ой Украинский
3 УкрФ - 3-ий Украинский
4 УкрФ - 4-ый Украинский
1 ДВФ – 1-ый Дальне-Восточный
2 ДВФ – 2-ой Дальне-Восточный

АрхВО - Архангельский военный округ.
ЛенВО - Ленинградский
МВО - Московский
ОрВО - Орловский
ХВО - Харьковский
СКВО – Северо-Кавказский
ПрибОВО – Прибалтийский Особый
ЗапОВО – Западный Особый
КОВО – Киевский Особый
ОдВО - Одесский
ЗакВО - Закавказский
САВО – Средне-Азиатский
СибВО - Сибирский
УрВО - Уральский
ЗабВО - Забайкальский
ДальВО - Дальневосточный
СталВО - Сталинградский
ЮжУрВо – Южно-Уральский
ПриВО - Приволжский

Элемент не найден!



17.01.1918 - 25.12.2000
Герой Советского Союза
Памятники
Надгробный памятник


Т аваков Афанасий Никифорович – командир орудия 26-й гвардейской пушечной артиллерийской бригады 8-й пушечной артиллерийской дивизии 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта, гвардии сержант.

Родился 4 (17) января 1918 года в селе Орловка ныне Саянского района Красноярского края в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов. Работал прицепщиком в местном колхозе. Освоил трактора ХТЗ (Харьковский) и ЧТЗ (Челябинский).

В Красной Армии с 1938 года. Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол в 1939 году. 19 июня 1941 года их часть секретно погрузили в эшелон (пушки на платформах) и 22 июня 1941 года выгрузили в спешном порядке недалеко от границы.

На фронте в Великую Отечественную войну с 22 июня 1941 года. В первых боях часть А.Тавакова понесла тяжёлые потери. Отступали до города Минска. В районе города Орши попали в окружение. В числе одной из разрозненных групп Таваков уже без пушек вышел к своим под Смоленском.

Воевал Афанасий Таваков на Калининском фронте. Особо жаркие бои были под Великими Луками, Ржевом.

17 августа 1944 года гвардии сержант Таваков в ходе боёв в районе населённых пунктов Манчай и Белый (Стучкинский район республика Латвия) участвовал в отражении ожесточённых танковых контратак противника, прорвавшихся в районе города Шауляя (республика Литва) вглубь нашей обороны. В этом бою Таваков подбил 6 фашистских танков и не пропустил танковый прорыв, даже получив тяжёлое ранение.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Афанасию Никифоровичу Тавакову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7691).

После войны старшина А.Н.Таваков демобилизовался. Работал в Саянах председателем сельпо, завхозом в райкоме партии, затем на металлургическом заводе в городе Красноярске.

Жил в городе Красноярск. Вёл большую общественную военно-патроитическую работу по воспитанию молодёжи. Умер 25 декабря 2000 года. Похоронен на кладбище Бадалык в Красноярске.

Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Отрывок воспоминаний А.Н.Тавакова из газеты «Красноярский рабочий». Август 2005 года.

Казалось, немцев загнали в угол, вот-вот наши танковые клинья прорвутся к логову – Берлину!

Бойцы-артиллеристы, в их числе и Афанасий Таваков, все чаще заводили добрые беседы о доме, о матери, заждавшейся их родне, о невестах и женах. И, как снег на голову, отчаянный прорыв немцев, их танков, под Шауляем!

17 августа. Погода хорошая. Солнце. Тишина. Их батарея 152-миллиметровых гаубиц находилась в глубине обороны. Он, тогда сержант, командир орудия, с товарищами оказался на своем участке один на один с восемью танками. Атаки здесь никто не ожидал. Прорыв был опасный. И от него, сержанта Тавакова, зависело главное: остановит он эти восемь танков или нет!..

Били прямой наводкой. Опыт был. Один «тигр» встал, другой. «Пантера» загорелась от прямого попадания их гаубицы. А они прут и прут, психи!..

Нервы на пределе: мазать-то нельзя, раздавят вместе с пушкой. Пять из восьми подбили. Шестой почти рядом встал – подбили, а он, гад, башню повернул и вниз опускает – в душу метит! Повезло – снаряд гаубица приняла на себя, не убило, ранило – в ногу...

За этот быстрый бой – время на раздумья не было – и вручили Афанасию Тавакову Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина. После госпиталя их, группу героев, вызвали в Москву, в Кремль. Этот день – самый дорогой в жизни сибиряка-красноярца, уроженца Саянского района.

«Отечество-2010»

Чалов Афанасий Никифорович – Учитель и Человек

( Земляки)

Ардашелия Лолита Ревазовна

9А класс

г.Ростов-на-Дону

Ростовская область ЮФО

ул. Крыловской 18 кв. 4

Кировский район

паспорт 60 09 № 498807

Руководитель: Овчар Людмила Леонидовна

Учитель математики

МОУ лицея №51 им. Б.В.Капустина

Тел.: 8-908-1879169

Научный руководитель: Бреус Ирина Анатольевна

Доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Педагогического института ЮФУ,

кандидат педагогических наук

Тел.: 8-909-4415005

Г. Ростов-на-Дону

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1 Чалов Афанасий Никифорович – Учитель и Человек………………..5

1.1. Детство и юность…………………………………………………5

1.2. Война………………………………………………………………6

1.3. Педагогическая деятельность……………………………………8

1.4. Семья и творчество……………………………………………...11

1.5. Ученики и коллеги………………………………………………13

2. Исследовательская работа……………………………………………16

2.1. Организация исследовательской работы ……………………..16

2.2. Содержание и методика проведения опроса и интервью…… 16

2.3. Анализ исследования…………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………... 20

Список литературы……………………………………………………….. 21

Приложение 1……………………………………………………………... 22

Приложение 2……………………………………………………………... 28

Приложение 3……………………………………………………………... 29

Приложение 4……………………………………………………………... 30

Приложение 5……………………………………………………………... 43

Словарь……………………………………………………………………...45


Введение

2010 год объявлен в России годом Учителя. Внимание к проблеме образования обращено и со стороны государства, и со стороны общества. В последние десятилетия в средствах массовой информации часто звучит фраза: «Школа перестала удовлетворять запросам общества». В создавшейся ситуации роль учителя, несомненно, является одним из самых важных факторов в решении проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Тема моей работы: «Чалов Афанасий Никифорович – Учитель и Человек».

Актуальность работы определяется снижением авторитета учителя, а также утратой ценностных ориентиров в обществе.

Объект исследования – жизнь и деятельность Чалова Афанасия Никифоровича – Доктора педагогических наук, Почетного профессора РГПУ, академика Славянской академии образования, ветерана Великой Отечественной войны.

Предметы исследования:

Биография, личностные и профессиональные качества Чалова А.Н.;

Мнения учащихся, их родителей и учителей о личностных и профессиональных качествах Учителя и Человека.

Цель исследования – выявить наиболее значимые профессиональные и личностные качества Учителя и Человека с точки зрения учеников, родителей и учителей, которые позволяют быть человеку – Человеком, и стать учителю – Учителем, и на примере жизни и деятельности Чалова А.Н. показать, что в любое время и в любом обществе будут востребованы, уважаемы и любимы Учителя – настоящие профессионалы своего дела, любящие детей, уважающие личность каждого ученика, справедливые, порядочные, с чувством юмора.

Гипотеза исследования – в любое время и в любом обществе будут востребованы, уважаемы и любимы Учителя – настоящие профессионалы своего дела, любящие детей, уважающие личность каждого ученика, справедливые, порядочные, с чувством юмора.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

Изучить жизнь и деятельность Чалова А.Н.;

Проинтервьюировать учеников, коллег и близких Чалова А.Н. на предмет выявления его личностных и профессиональных качеств;

Опросить и проанализировать тест – опросы учеников, их родителей и учителей для определения тех личностных и профессиональных качеств, которые позволяют быть человеку – Человеком, и стать учителю – Учителем.

Методы исследования: интервью, опрос, изучение различных источников информации по теме работы (печатные издания, интернет – ресурсы, фото и видео материалы, семейные архивы), математической обработки данных, сравнения, анализа и обобщения полученных результатов.

Все собранные материалы переданы: семье Афанасия Никифоровича, на кафедру геометрии Ростовского педагогического института ЮФУ (могут быть использованы в «Летописи кафедры»), в МОУ лицей №51 им. Б.В.Капустина (могут использоваться на уроках истории, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, классных часах).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, словаря. В первой главе повествуется о жизни и деятельности Чалова А.Н. и воспоминания о нем. Во второй главе описывается организация и анализ исследовательской работы. В приложениях содержатся фотоматериалы, вопросы интервью с близкими родственниками Афанасия Никифоровича, тест-опрос учеников, их родителей и учителей: «Какими качествами должен обладать настоящий учитель», рисунки Чалова А.Н., диаграммы сравнения опросов всех участников. На электонном носителе представлены интервью с Чаловым А.Н., подготовленных телекомпанией «Дон-ТР» и студентами Ростовского педагогического института ЮФУ, собирающих материал об истории физико-математического факультета.

1. Чалов Афанасий Никифорович – Учитель и Человек

1.1. Детство и юность

10 сентября 1922 года в хуторе Романовском, что в Орловском районе Ростовской области (см.рис.2 Приложения1), в семье Никифора Ивановича и Елены Васильевны родился восьмой ребенок. Родители нарекли его Афанасием: имя выбрали по святцам, в соответствии с днем рождения. Родители Афанасия – простые люди, крестьяне, ведшие поначалу индивидуальное хозяйство, а потом вступившие в колхоз, несказанно обрадовались пополнению. И, как оказалось, своему последнему наследнику. Отец (см. рис.3 Приложение1) был весьма образованным для того времени человеком, окончил 4 класса приходского училища, понимал ценность образования и все сделал для того чтобы дать хорошее образование своим детям. О нем Афанасий Никифорович говорит: «Ему я обязан всем тем, кто я есть». Мать, несмотря на полную безграмотность, по-житейски была очень мудра. От родителей Афанасий унаследовал любовь к труду и ведению домашнего хозяйства.

Первые четыре класса Афанасий проучился в Романовской начальной школе.(см. рис.5 Приложение1) Здесь, в то время, преподавала семья учителей Гладковых. Одна из них – Валентина Ивановна Гладкова, была его первой учительницей. Свое образование он продолжил в Орловской средней школе, которая находилась в двадцати километрах от села Романовское. Уже со школьной скамьи юношу тянуло к математике. Вполне возможно, что немалая роль в этом принадлежит учителю математики - Михаилу Дмитриевичу Сухареву (который, кстати, учился вместе с Н.Я.Авдеевым). Это был прекрасный математик, замечательный человек, педагог пользующийся авторитетом и среди учеников и среди коллег-учителей. В июне 1941 г. А.Н.Чалов успешно окончил Орловскую среднюю школу. (см. рис.6 Приложение1) Мечтал стать инженером железных дорог, очень любил рисовать. Война разрушила все планы на дальнейшую учебу.

В трудное для нашей Родины время по партийно-комсомольскому набору (пять комсомольцев и немногим больше десяти коммунистов от Орловского района) попал 18-летний юноша в училище по подготовке зам.политруков в г.Краснодар. Но судьба повернулась по-иному – учебу закончить не удалось.

1.2. Война

Началось формирование полков реактивной артиллерии «катюш», и всех курсантов направили в Татарию, где и формировались эти части.

В феврале 1942 года в Карелии получил он первое боевое крещение и по январь 1945-го участвовал в боях на Карельском фронте: был разведчиком, потом командиром отделения разведки.

Людям, не испытавшим на себе всю боль, причиненную войной, трудно представить, каким сильным духом надо обладать, чтобы выстоять, не сломаться, вынести все тяготы военного времени, не потерять веру в жизнь. До сих пор Афанасий Никифорович не может забыть свой первый орудийный залп «катюши», свою первую встречу с немцами, свой первый бой.

Афанасий Никифорович, будучи командиром отделения разведки, занимался подготовкой данных, корректировкой огня.

Из воспоминаний А.Н.Чалова:

«Идет жестокий бой. Подразделения немецкой армии предпринимают отчаянные попытки прорвать линию обороны наших войск. Командование группировки возлагает большие надежды на наш полк (53 отдельный гвардейский минометный полк) – полк «Катюш».

На командном пункте начальник штаба полка, по его команде батареи полка посылают залпы мин по наступающим немецким солдатам. Одна батарея одновременно отправляет в сторону немцев 96 снарядов. Когда они взрываются все вместе в течении 1-1,5 минут, вся местность покрывается огнем.

Немцы сильно боялись огня «Катюш». Но вот начальник штаба ранен, и не может работать на планшете, готовить данные для стрельбы. Значит мне, командиру отделения разведки, к тому времени имевшему среднее образование и хорошо готовившему данные, он доверяет эту работу. И глазами контролирует мои действия, мои расчеты, перерасчеты информации, получаемой от разведчиков, и кивком головы дает согласие на отправление команд на батарею. Огонь батарей не прекращался. Квадраты местности оставлялись противником один за другим. Не выдержали немцы, отступили.

За проявленное мужество, за руководство огнем батарей я был представлен к самому высокому солдатскому ордену, Ордену Солдатской Славы.»

Командование полка еще не раз отмечало проявленное мужество и бесстрашие А.Н.Чалова, и наградило его медалью «За отвагу».

Удивительно рано мужали люди того поколения, к которому принадлежит Афанасий Никифорович. На их плечи легла огромная ответственность за судьбу своей страны, всего своего народа. Но молодость брала свое. И в минуты затишья, отдыха слышались шутки, смех, устраивались состязания. Афанасий брал блокнот и рисовал: наблюдательный пункт, сосны, израненные войной, своих товарищей.

Конечно же, самым ярким, самым памятным был день Победы – война закончилась, но не для всех. В августе военная часть, где служил Чалов Афанасий Никифорович, направляется на Дальневосточный фронт, в Китай, где стоит у наших границ огромная Квантунская армия.

Это был очень тяжелый переход через Монголию и Хинганские горы к границе с Манжурией. Технику приходилось переносить буквально своими руками. При проведении этой операции полк не сделал ни единого выстрела, так как противник отступал, не оказывая никакого сопротивления.

К сентябрю и эта война закончилась.

Демобилизован был Афанасий Никифорович Чалов в декабре 1946 года.

Только 29 декабря 1946 года вернулся он домой в родной Орловский район. Стал перед родителями – статный, возмужалый, мужчина-воин, с орденом Славы на груди, медалью «За отвагу». Из пяти братьев ушедших на фронт возвратились трое: «Мать мою считали Счастливой».(см. рис.4, рис.7, рис.8, рис.9, рис.10 Приложение1)

1.3. Педагогическая деятельность

Радостным было возвращение домой, хотелось учиться, но школе нужны были учителя, и Афанасий Никифорович уже с 10 января начал работать в Романовской семилетней школе учителем математики, где уже преподавал физическую культуру его старший брат со своей женой.

Летом 1947 года Афанасий Никифорович заочно поступает на физико-математический факультет Ростовского Педагогического Института. Его преподавателями были такие математики, как Н.Я.Авдеев, Г.П.Самко, Б.Е.Рабинович, Л.А.Савинова и др.

В те времена многие учились заочно, война многих лишила возможности получить очное образование, но характерно, что из большого числа обучавшихся в этот период, в приказах по Орловскому районо особо отмечался Чалов Афанасий Никифорович. С 1948 по 1955 год он проработал директором сельской Романовской семилетней школы. (рис.11, рис.12, рис.13, рис.14, рис.15. рис. 16 Приложение1)

По окончании института, в 1955 году, выпускнику-заочнику сразу предлагают учебу в аспирантуре. С этого момента и по сегодняшний день судьба этого человека связана с Ростовским госпедуниверситетом, с подготовкой учителей. (рис.17 Приложение1)

Аспирантура была по методике преподавания математики у проф. М.П.Черняева. Оставив работу в школе, Афанасий Никифорович стал работать в институте на кафедре геометрии. В это время он вел занятия по элементарной математике, алгебре, геометрии и другим предметам кафедры.

В 1961 году в Москве Афанасий Никифорович защищает кандидатскую диссертацию о геометрических построениях в пространстве. Сразу после защиты он был избран деканом физико-математического факультета и возглавлял факультет вплоть до 1969 года.

По словам сослуживцев, с Чаловым-деканом было удивительно легко работать, все вопросы разрешались легко и быстро. Казалось, что для него не существует неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Всегда находятся нужные слова поддержки и одобрения, предлагается ряд реальных, осуществимых шагов. Афанасия Никифоровича за эту динамичность, безотказность в разрешении проблем называли «Мистер-Да».

При этом он воспитывает молодежь самим добиваться поставленных целей, незаметно помогая, и вот в чем секрет: «Я на самом деле заранее уже предупредил, что придет студент, узнать кое-какие вопросы. А самому студенту об этом не говорю. Пусть приучаются не бояться и добиваться всего сами».

В то время общественная студенческая жизнь на факультете бурлила и кипела: регулярно проводились студенческие вечера, массовые гулянья, тематические мероприятия. Но студенты активно участвовали не только в развлечениях, они помогали колхозам с уборкой урожая, проводили субботники для уборки территории и многое другое. Ни одно из этих мероприятий не проходило без их непременного участника – декана А.Н.Чалова.

«Да, мы много возились со студентами, – вспоминает Афанасий Никифорович, - и от них была большая отдача. Судите сами: на физмате была одна из лучших команд КВН в институте; хороший драмкружок, который возглавляла Трофименко Г.Ф., ныне директор школы №54 г.Ростова-на-Дону; действовал струнный оркестр, академический хор и хор народной песни. Нам было что показать и мы выступали не только в стенах института».

С 1969 года А.Н.Чалов становится проректором сначала по учебной, а потом и по научной части. В этой должности он проработал 17 лет, вплоть до 1986 года. 1986 – 1991гг. заведующий кафедрой геометрии. С 1991 профессор, Почетный профессор кафедры геометрии. Много лет был членом учебно-методической комиссии по математике при Министерстве просвещения РСФСР, руководил зональным объединением преподавателей кафедр педвузов Северного Кавказа. За безупречный труд награжден орденом «Знак Почета». (см. рис.18, рис.19, рис.20, рис.21, рис.22 Приложение 1)

Основные публикации и монографии А.Н.Чалов:

    Подготовка педагогических кадров для села. Ростов-на-Дону.: РГУ, 1978.

    Подготовка учителя к преподаванию математики в сельской школе. М.: МГЗПИ, 1984.

    Учитель сельской общеобразовательной школы (Деятельность, личность, подготовка). Ростов-на-Дону: РГПИ, 1984.

    О педагогической культуре учителя сельской общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1988.

Учебные пособия:

    Методика обучения решению задач на построение в курсе стереометрии. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1969. (9 печ. листов).

    Геометрические построения на перспективном чертеже. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. (3,5 печ. листов) в соавторстве с Бреус И.А.

    Справочное пособие по решению задач на построение с помощью компьютерной графики. (Задачи, решаемые формально-логическим методом). Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. (7 печ. листов) в соавторстве с Масливской И.Н.

    Справочное пособие по решению задач на построение с помощью компьютерной графики. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. (8 печ. листов) в соавторстве с Масливской И.Н.

Профессором Чаловым А.Н. написано около двухсот статей.

1.4. Семья и творчество

У мамы – Елены Васильевны А.Н. Чалова было несколько детей и у отца – Никифора Ивановича были дети, а их вторые половины умерли и отец А.Н. Чалова, еще когда не был женат на его маме, сильно заболел и пошел в церковь, ему священник сказал: «Ты возьми в жены вдову, как твой отец, и все будет хорошо». Отец Афанасия Никифоровича женился на вдове. Всего у них было 8 детей, он единственный общий ребенок. И отец и мать были из крестьянских семей, семья большая была, и поэтому они жили очень бедно, но отец Афанасия Никифоровича всегда видел, что люди образованные имеют больше возможностей найти хорошую работу, лучше жить. И он всегда говорил, что надо учиться. Потом, в июне 1941 г. успешное окончание Орловской средней школы, потом война…

После войны: работа в Романовской семилетней школе учителем математики и затем, директором, заочное обучение в Педагогическом институте, поступление в аспирантуру.

10 февраля 1947 года Афанасий Никифорович женился на Татьяне Ивановне Малаховой, учителе математики, с которой они вместе работали в школе. Из рассказов Чалова Петра Афанасьевича: «После переезда в Ростов-на-Дону семья сначала жила в общежитии педагогического института на ул.Ленина. Затем, за общежитием был построен дом для семей преподавателей, куда и перешли мои родители. С появлением детей маме пришлось бросить учебу в пед.институте и до ухода на пенсию она работала в библиотеке: сначала при общежитии, а затем, в главном корпусе. Практически все преподаватели были фронтовиками. Дом жил, практически, как одна семья. Все праздники отмечались за общим столом. День Победы был, пожалуй, самым главным.

Воспитанием моим папа специально не занимался. Он был примером для меня и все мы делали вместе. Никогда не навязывал свою точку мнения, если знал что я не прав, старался дать совет и переубедить». Дети: Петр Чалов (1948г.) – доцент кафедры математического анализа РГУ, Людмила Болдина (Чалова) – доцент кафедры французского языка РГПУ, сейчас на пенсии. Внучка – Лариса Колесниченко (Чалова) (1971) – ведущий инженер ГУП РОИВЦ ЖКХ. Правнук – Максим Колесниченко (1995).

По рассказу внучки Колесниченко (Чаловой) Ларисы Николаевны:

«Семьянином был замечательным. Он меня научил всему что мог. Плавать, на коньках кататься, рисовали, мы с ним и все делали. Он прекрасно готовил. В отдых они всегда с бабушкой куда-то ездили, всегда брали меня с собой. Он сам в квартире вырезал из дерева все своими руками. Всегда поддерживал спортивную форму, чтобы свой военный костюм был в пору.

Он часто рисовал мои портреты, когда я была маленькой, много рисовал в годы войны. А в последнее время времени на это не было. Очень любил ходить в кино, в театры. У меня сын выступает в музыкальном театре, и приносил билеты, поэтому дедушка с удовольствием ходил на концерты.

Мог дать совет абсолютно на любую тему: что касается воспитания ребенка, вопросов связанных с работой, как себя правильно повести, что одеть, что приготовить, на любую тему абсолютно трезвый, разумный взгляд».

Смерть жены в 1985 году стала потрясением для Афанасия Никифоровича. С 2002 года Афанасий Чалов жил один в своей квартире.

В свободное от работы время Афанасий Никифорович занимался резьбой по дереву. Идеи брал из книг и из жизни.

Резьбой Афанасий Чалов увлекся, когда украшал собственную дачу. Теперь и дом его отделан узорным деревом. А перед крыльцом он обустроил место для работы. Резьбой украшены и стены, и шкафы, и даже огромный иконостас. Интерьером дома Афанасий Никифорович занимался сам. Причем делал он все вручную и по наитию, у него не было ни специализированной литературы, ни электрических инструментов. Мастер бродил по всему городу в поисках образцов для своих произведений. Позже на создание шедевров уходило меньше времени, да и идеи можно было черпать из книг. Но резьба по дереву была не единственным увлечением.

На заказ Афанасий Никифорович никогда не работал и не собирался. Если и мастерил что-то для других, то только для самых близких людей. По вечерам, у его крыльца собиралась молодежь. Любому мастеру приятно, что его творения привлекают внимание. И Афанасий Чалов не был исключением. (рис.23 Приложение 1)

1.5. Ученики и коллеги

Высокий уровень преподавания, организаторские способности снискали Афанасию Никифоровичу глубокое уважение всего профессорско-преподавательского состава педагогического института и студентов. Коллектив сотрудников неоднократно выдвигал его своим кандидатом в депутаты Ленинского районного совета и он, будучи верным слугой народа, оправдывал оказанное доверие коллег.

Бреус Ирина Анатольевна – доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики, кандидат педагогических наук, ученица Афанасия Никифоровича рассказывает:

«Впервые познакомилась с Чаловым Афанасием Никифоровичем в 1989 г. на 1 курсе пединститута, он читал лекции и вел практические занятия по аналитической геометрии. Первый экзамен на первом курсе по геометрии. Два теоретических вопроса – верно, задача – верно. Но формула была использована не в классическом виде. Чалов рассмеялся, поставил «5», но пошутил, что так использовать формулу, всё равно, что колье одеть кулоном на спину. Я смутилась, но пятерке была рада.

Вся моя учеба и работа связана с А.Н.Чаловым: написание курсовой работы, дипломной работы, первых статей в сборники, диссертации. Он вычитывал, исправляя тексты, вносил замечания. Его стиль я невольно переняла и учу студентов, помня, как он учил нас.

Афанасию Никифоровичу были присущи такие качества, как: доброжелательность, человечность, порядочность, справедливость, ответственность, высокий профессионализм, чувство долга, творческий подход к делу, талантливость, активность, инициативность, нестандартность мышления и методических подходов, постоянный поиск нового, желание познавать современные технологии, технику, учиться у всех, тщательность и добросовестность в отношении к делу, конструктивность в решении проблем, четкость, переживание за судьбу Родины, страны, молодежи, за науку и образование».

Князева Лариса Евгеньевна – доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Педагогического института ЮФУ, кандидат педагогических наук, с Афанасием Никифоровичем познакомилась в 1979 г.: Чалов – проректор Ростовского педагогического института по научной работе; она – студентка – проходила практику в научной части. Больше всего Ларисе Евгеньевне запомнились выступления А.Н. Чалова с рассказами о войне перед студентами; восхищала – любовь к резьбе по дереву, не просто хобби, а проявление стремления к прекрасному в повседневной жизни. Со слов Ларисы Евгеньевны, Чалов А.Н. был честным, прямым, справедливым, глубоко знающим математику, трудолюбивым, любящим людей.

Студенты рассказывают: «Самое главное – это доброта. Он был в меру строгим, очень умным, не останавливался на достигнутом, стремился достигнуть большего. На лекциях применял компьютерные обучения, старался идти в ногу с техническим прогрессом. В памяти об Афанасии Никифоровиче осталось все только светлое и доброе. Человеческая доброта и труд Афанасия Никифоровича всегда притягивали, хотелось заниматься, учиться, выполнять поручения им заданные.

Очень запомнился случай, который был во время получения зачета. Один из студентов не качественно выполнил зачетную работу, можно даже сказать, не выполнил вообще. Так Афанасий Никифорович взял и помог студенту: изобразили красивый дом на ватмане, учитывая все законы перспективы!!!

Этот пример свидетельствует о том, что Афанасий Никифорович был человечным, понимающим человеком, готовым помочь в трудную, тяжелую минуту».

Овчар Людмила Леонидовна – учитель математики высшей квалификационной категории, работает в МОУ лицее №51 им. Капустина Б.В., бывшая студентка Афанасия Никифоровича рассказывает: «В педагогический институт я поступила в 1989 году, и лекции по геометрии читал нам Афанасий Никифорович. Между собой мы называли Чалова А.Н. ласково «дедушка», хотя в свои 70 лет он мог дать фору любому тридцатилетнему: всегда подтянутый, аккуратно и со вкусом одет, эмоциональный, артистичный, с необыкновенным чувством юмора, интеллигент и интеллектуал, мы его обожали. Прийти на экзамен неподготовленным к Афанасию Никифоровичу считалось неприличным. Сам Афанасий Никифорович говорил: «Если вы ходили на мои лекции и практические занятия, то не можете получить отметку «2»; я найду за что вам поставить «3». Этим принципом я руководствуюсь и в своей профессиональной деятельности».

2. Исследовательская работа

2.1. Организация исследовательской работы

В соответствии с поставленными задачами я организовала свою работу следующим образом:

    Опираясь на литературные, видео, интернет-ресурсы, семейные архивы, интервью близких родственников, коллег, студентов изучила:

Жизнь и деятельность Чалова А.Н.,

Его личностные и профессиональные качества;

    Опросила учеников, их родителей и учителей МОУ лицея №51 им. Капустина Б.В. на предмет выявления наиболее значимых для них личностных и профессиональных качеств Учителя (Приложение 3);

    Проанализировала опросы для определения тех личностных и профессиональных качеств (выделив основные компетентности учителя), которые с точки зрения пересечения мнений всех опрашиваемых позволяют быть человеку – Человеком, и учителю стать – Учителем. (Приложение 5)

На этапе изучения жизни и деятельности Чалова А.Н. я столкнулась с дефицитом информации о семье, его личностных и профессиональных качествах. Поэтому следующим шагом в моей работе были интервью с близкими родственниками Афанасия Никифоровича: внучкой – Колесниченко Ларисой Петровной и сыном – Чаловым Петром Афанасьевичем, изучение семейного архива, а также интервью с коллегами и учениками.

    1. Содержание и методика проведения опроса и интервью.

Структура опроса на предмет выявления наиболее значимых личностных и профессиональных качеств Учителя включала в себя два блока одноименных качеств: личностные и профессиональные по 18 в каждом блоке. Опрашиваемый должен был проставить в таблице от 18 до 1 балла каждому качеству по степени важности, по убыванию. При этом разным качествам присваивались разные баллы. Тест-опросы в которых был нарушен порядок заполнения (разным качествам присваивалось одинаковое количество баллов) к обработке данных не принимались.

Коллегам и ученикам Афанасия Никифоровича были предложены следующие вопросы:

    Когда Вы познакомились с Чаловым Афанасием Никифоровичем?

    Какие личные и профессиональные качества Афанасия Никифоровича Вы могли бы отметить?

    Случай, который Вам запомнился, связанный с Афанасием Никифоровичем?

Родным людям Чалова А.Н. было предложено более развернутое чем коллегам и ученикам интервью. (см. Приложение 2)

    1. Анализ исследования

Анализируя полученные в результате опросов данные по четырем основным группам компетентностей: профессиональной (2,3,4,7,9,10,11,12,16), коммуникативной (1,5,6,15,17), правовой (14,18), информационной (8,13), я получила следующие результаты.

Приоритетными компетентностями учителя, с точки зрения учеников, были указаны правовая (27%) и профессиональная (23%). Родители выделили профессиональную (29,4%), правовую (28,8%) и информационную (26,2%) компетентности. Учителя на первое место поставили правовую (31%), на второе – информационную (25,5%).

В среднем, по всем опросам, предпочтения по компетентностям распределились так:

1место – правовая (31,8%);

2 место – профессиональная (25%);

    место – информационная (24,7%);

4 место – коммуникативная (18,5 %).

Нужно отметить, что помимо эффективного использования учителем в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов к правовой компетентности было отнесено соблюдение прав и свобод, справедливое оценивание и уважение обучающихся. Как видно, профессиональная и информационная компетентности разделили почетное второе место (определения основных компетентностей см.Словарь).

Если же анализировать сами качества, относящиеся к педагогической деятельности, то с точки зрения учеников пять наиболее значимых: уважение к ученикам, доходчивость преподнесенного материала, умение управлять детским коллективом, квалификация педагога и знание возрастной психологии.

Родители на первое место поставили – доходчивость преподнесенного материала; на второе – квалификацию педагога; на третье – умение управлять детским коллективом; на четвертое – педагогический такт и на пятое – уважение к ученикам.

Пять наиболее важных качеств по опросу учителей: первое место разделили умение управлять детским коллективом и уважение к ученикам, второе место – педагогический такт, третье – знание возрастной психологии и четвертое – коммуникативные навыки.

Если же анализировать личностные качества учителя, то у учеников в пятерку вошли интерес и любовь к детям, справедливость, терпеливость, чувство юмора и доброжелательность.

С точки зрения родителей – интерес и любовь к детям, порядочность, тактичность, справедливость и соучастие.

Позиция учителей выглядит так: интерес и любовь к детям, порядочность, справедливость, тактичность, доброжелательность.

В общем, безоговорочное первое место заняло качество – интерес и любовь к детям, второе место – справедливость, третье – порядочность, четвертое – доброжелательность, пятое – чувство юмора.

Таким образом, все участники образовательного процесса представляют себе образ Учителя, как человека, обладающего основными педагогическими компетентностями: правовой, профессиональной, информационной, коммуникативной (уважающего ученика, умеющий управлять детским коллективом, доходчиво преподносящего материал, имеющий высокую квалификацию), любящего детей, справедливого, порядочного, доброжелательного, обладающего чувством юмора.(см.Приложение 5)

Заключение

Целью нашего исследования было выявление наиболее значимые профессиональные и личностные качества Учителя и Человека с точки зрения учеников, родителей и учителей, которые позволяют быть человеку – Человеком, и стать учителю – Учителем, и на примере жизни и деятельности Чалова А.Н. показать, что в любое время и в любом обществе будут востребованы, уважаемы и любимы Учителя – настоящие профессионалы своего дела, любящие детей, уважающие личность каждого ученика, справедливые, порядочные, с чувством юмора.

Гипотеза, выдвинутая в начале нашей работы, нашла подтверждение.

В результате нашей работы было установлено, что наиболее значимые профессиональные и личностные качества Учителя и Человека с точки зрения учеников, их родителей и учителей – это: уважение ученика, умение управлять детским коллективом, умение доходчиво преподносить материал, высокая квалификация, любовь к детям, справедливость, порядочность, доброжелательность, чувство юмора.

Нами было выяснено, что Чалову Афанасию Никифоровичу были присущи такие качества. До самого ухода из жизни Афанасий Никифорович продолжал преподавать, увлекался резьбой по дереву, был молод душой и был востребован, любим и уважаем, как Человек и Учитель. (см. рис.24 - 27 Приложение 1)

В Кировском районе г.Ростова-на-Дону планируют установить памятник Учителю. Афанасий Никифорович может стать прообразом этого памятника, так как он был Учителем учителей, посвятил преподаванию математики 63 года своей жизни, является выдающимся педагогом и гражданином нашего города.

Весной 2009 года Афанасия Никифоровича не стало. Все, кто знал его, скорбели и недоумевали: «Как же так, ведь казалось, у него сил хватит еще на пару десятков лет". Но у всех в памяти останется навсегда светлый образ добрейшего и справедливого, высокого профессионала и веселого интеллектуала – Чалова Афанасия Никифоровича.

Список литературы

    80. Юбиляру – посвящаем! Кафедра геометрии и методики преподавания математики. // Под ред. Поляковой Т.С. (ответ. редактор), доцента Князевой Л.Е., ст.преп. Бреус И.А., ассистента Пыркова В.Е.

    Александровская Л.П. Моя школа. Летопись Орловской средней школы №1 (Хроники. Документы. Письма. Воспоминания). Ростов-на-Дону, «Ростиздат», 2001.

    И мастерство, и вдохновенье // Вечерний Ростов, 30 ноября 1983 г.

    Кто есть кто в Южном федеральном округе. Выпуск №. 2001-2003г. стр. 263.

    Наука Дона в лицах. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство АООТ, 1998. стр. 496.

    Память пламенных лет. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2002.

    Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект). Под ред. Я.И.Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова // « Вестник образования» №7, апрель 2007

    Пусть никогда не будет войны // За коммунистическое воспитание, 23 февраля 1978 г.

    Тамаин В. Пятибалльные «штормы» // Вечерний Ростов,17 января1987 г.

    Торжественное посвящение в учителя // За коммунистическое воспитание, 12 августа 1971 г.

    Этот день мы приближали, как могли // За коммунистическое воспитание, 9 мая 1990 г.

    Юдина Г. Ученый и воспитатель // За коммунистическое воспитание, 10 марта 1965 г.

Приложение 1

Рис1. Доктор педагогических наук, Рис 2. Родной дом А. Н. Чалова

профессор А. Н. Чалов

Рис.3 Отец, Никифор Иванович Рис.4 Братья Афанасия Никифоровича

Рис. 5 Ученики Романовской начальной школы. Чалов справа, в первом ряду.

Рис. 6 10 а класс, выпускники 1941г, Чалов во 2-м ряду слева

Рис.7 На Карельском фронте, 1943 г. Рис.8 После войны с Японией. 1946. А.Н.Чалов слева


Рис. 9 Фронтовые друзья Рис. 10 Фото на память


Рис. 11 Романовская семилетняя школа Рис.12 Директор Романовской семилетней школы

Рис. 13 С выпускниками Романовской школы, 7 кл. Рис. 14 Учительский коллектив Романовской семилетней школы, 1948 г.,

(I выпуск), 1947г, учитель математики А.Н.Чалов учитель математики А.Н.Чалов во 2-м ряду справа.

в верхнем ряду 3-й слева.


Рис. 15 Родные места Рис. 16 Родные места


Рис.17 Аспирант, 1955 г Рис.18 С молодыми – всегда молод душой

Рис.19 Поздравление с 70 - летием. Рис.20 Вручение медалей победителям Всесоюзной студенческой

олимпиады по педагогике


Рис. 21 На лекции. Рис. 22 Чалов А.Н. – научный руководитель

Рис. 23 Резьба по дереву – увлечение всей жизни.


Рис.24 Всегда в строю Рис.25 Всегда в строю

Рис.26 Награды за отвагу и мужество Рис.27 Парад Победы, пл.Театральная

Приложение 2

    Назовите свои Ф.И.О.

    Баловал ли Вас Афанасий Никифорович в детстве, или он был строг с Вами? Как происходило ваше общение?

    Какими личными качествами обладал Афанасий Никифорович? Как вы считаете, какие из этих качеств помогали ему в педагогической деятельности?

    1. Рассказывал ли Афанасий Никифорович о работе учителем, директором в школе, преподавателем в институте?

    Знаете ли вы, что повлияло на его решение стать учителем?

    Афанасий Никифорович был выдающимся педагогом. В своей деятельности он работал и в школе, и в ВУЗах, какое место работы принесло ему наибольшее удовлетворение?

    Что больше всего ценил Афанасий Никифорович в людях?

    Как Афанасий Никифорович относился к своим ученикам?

    Расскажите о семье Афанасия Никифоровича.

    1. Жена, дети, внуки, правнуки.

      Знаете ли Вы, как Афанасий Никифорович встретился со своей будущей женой? Какие у них были отношения?

      Кто вы по профессии? Повлиял ли Афанасий Никифорович на выбор вашей профессии? Влиял ли Афанасий Никифорович на выбор профессии членов вашей семьи?

      Как в семье был организован досуг? Каким он был семьянином?

      Был ли у Афанасия Никифоровича свой кабинет?

      Какие увлечения у Афанасия Никифоровича в свободное время?

      Давал ли Вам Афанасий Никифорович жизненные советы? Если да, то, какие?

    Что Вам Афанасий Никифорович рассказывал о войне?

    Какими качествами должен обладать идеальный учитель?

Приложение 3

Тест-опрос:

Какими качествами должен обладать настоящий учитель.

Профессиональные качества учителя

Личностные качества учителя

1. Коммуникативные навыки

1. Интерес и любовь к детям

2. Креативность (творчество)

2. Соучастие

3. Умение управлять детским коллективом

3. Аккуратность

4. Организаторские способности

4. Приветливость

5. Содержательность и яркость речи

5. Справедливость

6. Образность и убедительность

6. Порядочность

7. Педагогический такт

7. Открытость

8. Способность связать учебный предмет с жизнью

8. Доброжелательность

9. Наблюдательность

9. Сдержанность

10. Квалификация

10. Чуткость

11. Знание возрастной психологии

11.Рассудительность

12. Требовательность

12. Умение прощать

13. Всесторонняя развитость

13. Строгость

14. Уважение к ученикам

14. Лабильность характера

15. Умение оперировать фактами

15. Тактичность

16. Доходчивость преподнесенного материала

16. Терпеливость

17. Умение работать в команде

17. Чувство юмора

18. Объективность и беспристрастность в оценке ученика

18. Пунктуальность

Приложение 4

Рисунки Чалова Афанасия Никифоровича.


Приложение 5

Анализ опросов.

Сравнение результатов опроса учеников, родителей и учителей на выявление наиболее значимых компетенций Учителя.

Средние результаты по всем опросам

Сравнение результатов опроса учеников, родителей и учителей на выявление наиболее значимых личностных качеств Учителя

1 – интерес и любовь к детям 7 – открытость 13 – строгость

2 – соучастие 8 – доброжелательность 14 – лабильность характера

3 – аккуратность 9 – сдержанность 15 – тактичность

4 – приветливость 10 – чуткость 16 – терпеливость

5 – справедливость 11 – рассудительность 17 – чувство юмора

6 – порядочность 12 – умение прощать 18 – пунктуальность

Словарь

Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность про­фессиональной деятельности.

Компетенции - опредмеченные в деятельности компетент­ ности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945г. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.

Родился в 1918 г. в селе Орловка Саянского района Красноярского края. Из крестьян. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил семь классов, ра­ботал в колхозе «Красный таежник».

В 1938 г. призван в Красную Армию Са­янским РВК, служил на Дальнем Вос­токе. Окончил полковую школу. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 г. На фронтах Великой Отечественной вой­ны Родился 17 января 1918 г. в селе Орловка Саянского района Красноярского края. Из крестьян. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил семь классов, ра­ботал в колхозе «Красный таежник». В 1938 г. призван в Красную Армию Са­янским РВК, служил на Дальнем Вос­токе. Окончил полковую школу. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 г. На фронтах Великой Отечественной вой­ны с первых ее дней.

Гвардии сержант, командир орудия 26-й пушечной артиллерийской бригады 8-й пушечной артиллерийской дивизии (6-я гвард. армия, 1-й Прибалтийский фронт). 16-17.07.44 г. отличился при отражении атаки фашистских танков в районе населенных пунктов Манчай и Белы Стучкинского района Латвийской ССР.

После войны старшина А.Н. Таваков был демобилизован, вернулся в родные края. Окончил партийную школу, работал старшим инспектором районного отдела социального обеспечения, председателем.