Тютчев короткая но дивная пора. Есть в осени первоначальной… Фёдор Иванович Тютчев Стихотворения

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."

Бабье лето

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость - основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...» - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Надежда Королева
Литературный вечер «Есть в осени первоначальной, короткая, но дивная пора»

Цели :

Воспитывать интерес к художественному слову, развивать интерес к стихам разных поэтов.

Активизировать работу с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-речевом развитии.

Задачи :

Способствовать повышению интереса детей к поэзии;

Закреплять знания детей об осени , осенних месяцах , об осенней подготовке растительного и животного мира к зиме.

- Формировать у детей : желание уметь выразительно читать наизусть, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Развивать артистические способности детей.

Развивать внимание, память мышление и воображение.

Предварительная работа :

Чтение детям стихов и беседы по ним, расширение познавательных интересов через строчки стихов. Работа по проекту «Времена года» раздел осень .

Знакомство детей с Пушкиным через чтение стихов о природе.

Разучивание наизусть стихотворений.

Привлечение родителей к воспитанию интереса к поэтическому слову, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности детей. (Разучивание Стихотворения и чтение произведений с детьми)

Разучивание танцев

«Дождик кап- кап- кап» , Листопад – Чародей.

Оборудование :

Фонограмма песен «Дождик кап- кап- кап» , «Листопад – Чародей» , магнитафон.

Презентация c иллюстрациями фотографиями к стихотворениям детей, телевизор.

Выставка книг с осенними стихами . Портреты писателей : Пушкин, Есенин, Фет,Маршак,

Декоративные дополнения к стихам : деревенские домики, у стенки одного дровница с дровами, осеннее дерево , куклы - осенние месяца Сентябрь , Октябрь, Ноябрь, сова с книжками, подсвечник со свечой, перо – ручка. Мольберт с картиной осени , краски, кисточки.

Ход литературного вечера.

Есть в осени первоначальной ,

Короткая но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера .

Как чудесно поэты пишут об осени .

А что такое осень ?

Это время года.

Представьте себе, что вы художники, какого цвета краски вы возьмёте?

Скажите мне, кто может написать картину, не красками, а словами?

Поэты. К сегодняшнему дню мы с вами давно готовимся, каждый из вас выучил стихотворение. Каждое стихотворение это картина. Такие картины можно увидеть только в тишине. Вы готовы прислушаться к каждому слову в стихотворении, стихах- загадках? Тогда начинаем наш поэтический вечер (Денис) .

С летом год решил проститься,

Помутнела вдруг река,

Дружной стаей стали птицы

Собираться в отпуска.

И чтоб стало всё как в сказке,

Красоту земле даря,

Год разлил на осень краски

Из коробок сентября

Из чьей коробки ГОД достал краски ? Денис принеси нам сюда сентябрь (кукла - сентябрь)

Сентябрь (Максим)

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы” за моря

И открылась школа. С. Маршак

Круглый год. Октябрь. (Рита. П)

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек

С. Маршак

Про какой месяц Рита прочитала нам стихотворение? Рита ищи октябрь и ставь его рядом с сентябрём. Скажите зачем на зиму нужно заготавливать дрова?

(Никита)

Солнце мерзнет, в тучи прячась,

Ветер северный завыл,

Птицы в отпуск потянулись,

Дождь холодный зарядил.

Я про осень размышляю

У закрытого окна :

Осень очень любит Пушкин ,

Осенью родился я !

Кто такой Пушкин? Да верно это великий поэт он написал много стихов, и сказок с ними мы ещё с вами познакомимся, а сейчас, Юлиана прочитает отрывок

Из романа «Евгений Онегин»

Уж небо осенью дышало ,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день ,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора ;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. Пушкин

Руслан загадает нам 2 загадки.

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает ?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это. (Дождь)

Осенью часто идут дожди , об этом проказнике поэты тоже написали стихи.

«Дождь по улице идет.» (Рома)

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы ,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень

Дождь идет (Илья)

Туча-кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча-лошадь, туча-жук.

А всего их двести штук.

Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места.

Перессорятся все двести,

А потом заплачут вместе.

И кричит внизу народ :

«Разбегайся, дождь идет!»

Летят дождинки (Илья Л.)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Густой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Когда идёт дождик нам грустно или весело? …

А всё зависит, какое у нас настроение. Давайте мы с вами превратимся в дождик и немножко попроказничаем.

Танец «Дождик кап- кап- кап» .

Осень - дивная пора !

В воздухе летают листья,

Словно летом мошкара.

Об осенних листьях и осени есть много стихов

Осенний листок . (Саша)

За окошком лист осенний пожелтел ,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

Осень (Катя)

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила,

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается

Осень (Артём)

Осень ,

Осень .

В тучах отсырело -

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

На тропинку,

Выдуло зайчонка -

Первую

Снежинку.

Осень (Соня)

Ходит осень по дорожке ,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень ,

Бродит осень .

Ветер с клена листья

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый -

Кленовый.

Листопад!

Листопад! Листопад! (Кирилл)

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная ,

Самая нарядная!

Вы знаете, что осенью спускается на землю «Листопад – Чародей» и гуляет по улицам, паркам, а лес его любимое место для игр.

Танец Листопад – Чародей.

Максим загадает загадку.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?

(птицы)

Видеоролик улетающих птиц. Кто это? что они делают? о них мы сейчас и почитаем стихи.

«Наступила осень (Даша)

Наступила осень ,

Пожелтел наш сад.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края

Стрижи (Рита Г)

Улетели сегодня стрижи.

А куда улетели, скажи?

А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им все-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

К зиме готовятся не только птицы, но и звери. Кирилл Юрьев расскажет нам про медведя.

Отыскал корягу Миша –

Есть одна стена и крыша .

Лёг к стене спиной, зевает.

Домик ветер продувает.

Беспокоиться не стоит :

Три стены зима достроит.

А Настенька у нас знает загадку об 1 из осенних месяцев . Попробуйте внимательно слушать и отгадать.

Лягушата, медвежата, (Настя)

И конечно барсучата,

В этом месяце опять,

На зиму ложатся спать!

Словно снег листва кружится,

И цветным ковром ложится,

Засыпает вся природа,

В какой же месяц года? (октябрь)

Давайте вспомним с вами как к зиме готовят припасы белки.

Осенние хлопоты

Сколько белкам хлопот! Поспевает орех,

яблоки, груши, рябины.

Надо белых грибов насбирать,

Нанизать их по веткам сосновым,

Конопатить дупло мохом новым,

Трав и листьев в гнездо натаскать.

Оттого-то в лесу суетня,

И без ветра в движенье верхушки,

Оттого вкруг косматого пня

Взрыты мхов разноцветных подушки.

А вы знаете, что всё это время за вами наблюдали ежик и лисёнок. Нам так понравился ваш литературный вечер , что мы решили подарить вам три свои любимые книжки, о том, как живут в лесу, заяц лиса и медведь. Воспитатель вам почитает, а пока вы можете посмотреть картинки. Только берегите эти книжки, они наши любимые.

На этом мы закончим наш литературный вечер , было очень приятно находится в вашем обществе, слушать чудесное чтение стихов. Я получила от вечера с вами большое удовольствие. Надеюсь на новые встречи.

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." (для учеников 6-7 классов)

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева изображает картины русской природы. Стихотворение "Есть в осени первоначальной..." было написано в одна тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В этом произведени запечатлён замечательный осенний пейзаж.

Стихотворение является образцом художественного стиля поэта. Здесь Фёдор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит красивая осень. Одиночество и чувство утраты, спокойствие и немая радость царят в душе поэта. Изображая то, что открывается взгляду поэта, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Произведение богато эпитетами: " в осени первоначальной", "дивная пора", "день хрустальный", лучезарны вечера", "бодрый серп", "паутины тонкий волос", "праздная борозда", "чистая и тёплая лазурь", "отдыхающее поле".

Эпитеты позволяют глубже раскрыть пейзаж. Автор вкладывает глубокий смысл в короткие строки:

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Эпитеты позволяют читателю самостоятельно домыслить эти образы, представить осенний пейзаж. Такое может быть, когда солнце светит ярко, но ласково, спокойно, а вечером на небе появляются яркие оранжевые и жёлтые облака.

Вместе с тем эпитеты служат для передачи авторского отношения и чувств. Автор грустит о той поре, когда "бодрый серп гулял". Теперь ему становится тоскливо оттого, что "паутины тонкий волос блестит на праздной борозде".

Это произведение является ярким образцом творчества русского поэта. Любовь к родине, изображение красоты русской природы - основные мотивы творчества Фёдора Ивановича Тютчева.

Цели и задачи урока:

  • познакомить детей с красотой осеннего пейзажа;
  • раскрыть роль искусства в понимании красоты природы;
  • воспитывать у детей любовь к родному краю, используя произведения живописи, литературы, музыки.

Оборудование урока: интерактивная доска, 23 слайда, рисунки, стихи и сочинения детей.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…

Русская природа – это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленая, небо синее, зато луна часто бывает серебристо-белой.

В слове «Родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нем слышим шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьев. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года.

Сегодня мы проводим обобщающий урок по данной теме.

Вот и кончилось теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. За этот месяц об этом замечательном времени года мы говорим на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Мы читали произведения К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, а также писали свои сочинения и сказки. Учили стихи И. А. Бунина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, К. А. Бальмонта – сочиняли свои четверостишия. Рассматривали репродукции великих художников - рисовали свои рисунки.

2. Работа с текстами.

Дети выборочно зачитывают тексты, а другие ученики дополняют пословицами и поговорками (4 чел.)

Сентябрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Осень-художница

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берёз. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет и дожди с собой ведет». (Народная пословица.)

В конце месяца бывают заморозки. Лужи покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

В лесу в сентябре радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике – орехи, на болоте – клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок – зимой будет пирожок».

После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Не видно муравьев, они собираются в глубине муравейника и закрывают в него входы.

В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. Другие птицы меняют корм: охотно клюют ягоды, плоды и зерна.

Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватит. Зовут сентябрь «месяцем птичьих стай».

2 чел. Рассказывают про день осеннего равноденствия, и почему осенью желтеют листья.

День осеннего равноденствия

23 сентября – день осеннего равноденствия. День и ночь равны, они длятся по 12 часов. Поэтому 23 сентября называют днем осеннего равноденствия. После этого ночь становится все длиннее и длиннее, а день заметно уменьшается.

Наступают короткие осенние дни осени: чуть скрылось солнце – и уже надвигается ночь.

Почему осенью желтеют листья

Лист зелен потому, что в нем есть зеленое красящее вещество. Оно придает листу такую окраску.

А почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми? Зеленое красящее вещество (хлорофилл ) разрушается. А летом оно быстро, легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными.

Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Зерна хлорофилла продолжают все так же быстро, как и летом, разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, и лист бледнеет.

Но в клетках листа есть и другие красящие вещества – желтые, только летом буйная зелень их заглушает.

Теперь же, когда зеленое красящее вещество постоянно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют.

Конкурс «Проба пера».
1) У нас проходил конкурс «Проба пера», на котором вы пробовали сочинять свои строчки. Сейчас мы послушаем некоторых учеников.

Стихотворение Насти Абраменко «Осень».

Люблю я нашу осень!
Она мне свет несет.
И осенью, и осенью
Отправлюсь я в поход.
Найду красивый кустик,
И деревце найду.
Где листья золотые
Багряные растут.
Сорву себе листочков
И в книжке засушу.
И долгою зимою
О лете погрущу.

Бондарев Алеша «Осень»

Осенним днем мы в лес ходили,
Стояла теплая пора.
Даже не верится, что лето
Было почти еще вчера.
И лес стоит еще зеленый,
Грибочки прячутся в траве.
Но скоро сменит лес окраску,
Прольются дождички к земле.
Наступит осень золотая,
И птицы улетят на юг.
И будет отдыхать природа
Под снегопад и завыванье вьюг.

Миляева Алена. «Хрустальный день».

Осень наступила,
Пришел хрустальный день.
Деревья золотые
Стоят во всей красе.
В лесу вдруг стало тихо…
В хрустальной тишине
Трепещут лишь листочки
В неслышном сквознячке…

2) Некоторые дети нашего класса внимательно наблюдали за природой и написали свои сочинения.

Сочинение на тему «Осенняя пора» ученика 3а класса Косарева Владика.

С приходом осени в природе наблюдаются изменения. Они затрагивают растительный и животный мир. По утрам стало холоднее, деревья сбросили часть листьев, а оставшиеся поменяли свой цвет с зеленого на золотисто-желтые, багряные и красные.

Рассказ Насти Кабиной «Осень».

Чарующе прекрасна русская осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья в своей красе! Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-желтые березки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его.

Рассказ «Осенний лес» ученицы 3а класса Слепухиной Насти.
Наступила осень. Необычайно красив осенний лес.Оказавшись в лесу, я была поражена множеством различных красок. Здесь было и золото берез, и багрянец осиновых листьев, и все так же зеленели сосны. Присмотревшись, я заметила, как маленький паучок плел серебряные сети.Тишина леса завораживала меня. И только шелест падающих листьев нарушал покой в этом удивительном царстве.

3) Мы с вами читали, писали, рисовали, а сейчас посмотрим репродукции картин великих художников.

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».

Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж берегов. Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая березовая рощица. Справа – отдельные деревья – красно-бронзовые дубы. На переднем плане – река. Вода в реке темно-синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая березка определяет поворот реки.

Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.

Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти – художник по-пушкински изображает осень, рисуя «пышное природы увяданье». Мы любуемся красотой родного края, которая всегда влекла к себе мастеров русского пейзажа.

Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень».

На картине Поленова мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали до самого горизонта. На переднем плане – поляна с тропинкой, молодой березняк, краснеющие осины, сочные, зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг ровным светом. Пейзаж написан с высокого берега реки.

Илья Семенович Остроухов «Золотая осень».

Остроухов вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Все его внимание привлекает передний план: два старых клена с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зеленая трава, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше все как будто сливается с ярким золотом осенней листвы. Но, изображая осень в ее золотой красоте, Остроухов не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

4) Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь. Охота» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

На фоне этой музыки ученик читает стихотворение Ф. И. Тютчева:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

3. Итог урока.

На фоне музыки говорит учитель. Звучит музыкальный фрагмент «Сентябрь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Прекрасная мелодия П.И. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветовую палитру осени.

Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость – в дарах природы, в многоцветье красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, тревожный шорох листвы, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика.

Как вы понимаете народную мудрость: «Осень всех наградила, все загубила»?

Осень наградила нас желтыми и красными яблоками, синими сливами.

Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветви деревьев без золотого наряда.

Что такое звук осени?

  • Шуршат листья, прощаясь друг с другом и солнышком;
  • Поют грустную песню капли осеннего дождя;
  • Пахнет в осеннем парке, лесу сыростью и увядшей листвой.

Наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.

«В природе много чудес. Сколько бы ты ни жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа – это тайна, которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна. Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе». М. М. Пришвин

Спасибо всем за урок.